Диктант 1 класс лес приносит много пользы

Диктант 1 класс лес приносит много пользы thumbnail

Итоговые диктанты.

1 класс

Васька

У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло.

Задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

Вариант 1 – в слове Васька.

Вариант 2 – в слове любит.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

Вариант 1 – 5-го предложения.

Вариант 2 – 6-го предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).

На реке

Петя и Серёжа идут к речке. На реке гуси. Гусь плывёт к мостику. Серёжа кинул в воду корм. Теперь все гуси плывут к мостику.

Задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

Вариант 1 – в слове плывёт.

Вариант 2 – в слове Серёжа.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения под словами:

Вариант 1 – 1-го предложения.

Вариант 2 – последнего предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).

Осы

Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

1-й вариант – в слове день;

2-й вариант – в слове пень.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

1-й вариант – 2-го предложения;

2-й вариант – 7-го предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в 1-м предложении (для обоих вариантов).

Хитрый кот

По небу плывет туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитер котик.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

1-й вариант – в слове Васька;

2-й вариант – в слове камень.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

1-й вариант – 3-го предложения;

2-й вариант – 6-го предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в последнем предложении (для обоих вариантов).

Перед дождем

Я гулял в парке. Глухо ударил гром. Застучали по земле крупные капли. Ветер закружил пыль. Собака Альма – в кусты. Туда залез и я.

Слова для справок: ветер, залез.

Белка

Вот роща. Там много ручных белок. Я стучу по веткам елки. Спустилась пушистая белка. Я дал ей орешки. Зверек схватил их.

Слова для справок: орешки, зверек, схватил.

Летом

Был теплый день. Алеша и мама пошли в поле. Треснула ветка. Это мышка юркнула в норку.

Слово для справки: пошли.

Собака

Собака жила в лесу. Она пошла искать товарища. Собака встретила человека. Она осталась жить у него.

(Из сказки)

Ландыши

Роща залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши. Рой пчел сел на куст. Мы поспешили домой.

Слова для справок: росли, поспешили, домой.

Наш двор.

Вот наш двор. По двору бегали куры. У дома большие лужи. Петух Петька шагал прямо по лужам. На крыльце лежал кот Пушок.

Весна.

   Весна. Звонко запели птицы. Юра и Коля гуляют в парке. Пес Полкан пугает ворон. Мальчики сели на скамейку. В траве зашуршал ежик. Он проснулся.

Задания.

1.     Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

2.     В словах второго предложения поставьте ударение, разделите эти слова на слоги для переноса.

Рыбалка.

Утро. Мы идём на рыбалку. Вот река Волга. Ребята стали удить рыбу. Ваня поймал щуку и леща. Глеб поймал двух окуньков. Хороша будет уха!

(25 слов)

 Грамматическое задание.

1.     Подчеркнуть главные члены предложения в 5 предложении.

2.     Подчеркнуть гласные в 4 предложении.

3.     Подчеркнуть в 6 предложении  буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

На реке.

Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и .

4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

узкий – …..

далеко- …

5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

В лесу.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

высокий – …. далекий – …. узкий – …. добрый – ….

5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.

На реке.

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали.

Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. (38 слов)

Пчёлы.

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. (35 слов)

В лесу.

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. 

Читайте также:  В чем польза пчел в природе

У дома

Все жарче и жарче светило солнышко. Лучи падали на крышу дома. Скатывались струйки воды. У дома большая лужа. На бревне сидел кот Кузя. Упала сосулька. Ее звон испугал кота. Он спрятался за угол дома.

Встреча

Внучка Даша жила у деда в деревне. Раз дед и внучка пошли в сад. Ровным рядком рос лук. Даша нагнулась за луком. В кустах зашуршало. Показалась мордочка. В кустах жил ежик. Даша принесла ему молока.

Слова для справок: пошли, показалась, принесла, ему.

Вечером

Наступила тишина. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Чудесным был маленький дворец. Там жила девочка. С плеча у нее свисал шарф. На груди блестела круглая брошка. Стойкий солдатик был рядом.

Слова для справок: лежали, дворец, блестела, солдатик.

На реке

Весна в этом году задержалась. Река набухла. Утром треснул лед. Хлынула вода на поля. По воде плыло бревно. На бревне сидела ворона. Вода быстро несла бревно. Ворона каркнула и полетела в рощу. Пора строить гнездо.

Слова для справок: задержалось, несла, полетела.

Хитрый кот

По небу плывёт туча . Полил дождик .У крыльца большие лужи .Кот Васька прыгнул на камень .Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитёр котик.

Грамматические задания:

1) Подчеркнуть буквы гласных звуков в слове: 1 вариант – Васька ; 2 вариант-камень.

2)Подчеркнуть буквы согласных звуков в слове : 1 вариант –большие; 2 вариант – прыгнул.

3)Разделить слова на слоги и поставить ударение: 1 вариант -1 предложение ; 2 вариант -2 предложение.

4) Обозначить буквы мягких звуков в последнем предложении(для обоих вариантов)

Осы

Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

1-й вариант – в слове день;

2-й вариант – в слове пень.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

1-й вариант – 2-го предложения;

2-й вариант – 7-го предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в 1-м предложении (для обоих вариантов).

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать грамотно текст.

Объем работы: 30–40 слов.

В школе

У нас хорошая школа. Я учусь в первом классе. В классе много цветов и книг. Идет урок. Отрылась дверь. Вошел новый ученик. Он приехал из Москвы. Это Юра Семин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать. Он мой друг.

Однажды летом

Вот и лето наступило. Ребята едут на дачу. Около дачи роща и луг.

Однажды Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Сверкнула яркая молния. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения выделять из сплошного текста предложения.

1. Выделить голосом каждое предложение.

Вишенка

В саду зреют вишни и сливы рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка она вышла из косточки Алла и Илья стали ухаживать за малюткой они каждый день рыхлили землю вишенка распустила веточки теперь она радует глаз

Спиши, правильно оформи на письме каждое предложение.

2. Прочитай слова. Составь с ними предложения так, чтобы получился связный текст.

Двор чист

Весна, снег, лужи, вышли во двор, разрушили сугробы, согнали воду в канаву, двор чист.

Запиши заглавие и текст.

3. Допиши 2–3 предложения.

Встреча

По тропе полз жук. Жук торопился. Большие усы быстро двигались…

Тесты по русскому языку 1 класс.

Предложение

Тест 1

1. Выбери и подчеркни правильный ответ.

– В устной речи одно предложение от другого отделяется (точкой, паузой, восклицательным знаком, вопросительным знаком).

– В письменной речи одно предложение от другого отделяется (точкой, паузой, восклицательным знаком, вопросительным  знаком).

2. Прочитай. Подчеркни только предложения.

Лето прошло /   голубыми цветами / наступила осень / дети идут в

школу / у тихого ручья

3. Составь и запиши предложения из данных слов.

В, лес, петь, птицы

_____________________________________________________________________________ 

Сидеть, под, зайка, куст

_____________________________________________________________________________

По, лёгкие, облака, плыть, небо, быстро

_____________________________________________________________________________

4. Определи количество предложений.

 Жил царь был у него великолепный сад росла в том саду яблоня с золотыми яблоками стал кто-то царский сад посещать.

Ответ: _______ предложения.

5. – Прочитай стихи А. Пушкина. Поставь в конце предложений недостающий знак препинания (. ! ?).

Здравствуй, князь ты мой прекрасный 

Что тих, как день ненастный

Опечалился чему  

–  Прочитай. Выбери и подчеркни пропущенный знак.

Угадай! Какие птицы петь большие мастерицы ( . ! ?)

6. Определи тему каждого предложения. Подчеркни правильный ответ.

На деревьях распустились первые листочки. (Зима, весна, лето, осень.)

Ударили сильные морозы. (Зима, весна, лето, осень.)

На полянке созрела душистая земляника. (Зима, весна, лето, осень.)

Пожелтели на деревьях листья. (Зима, весна, лето, осень.)

7. Прочитай. Определи, о ком или о чём можно составить предложение из каждой группы слов. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Дорога, идёт, через, лес. (Дорога, лес.)

Мама, любит, осенний, лес. (Мама, лес.)

Источник

Диктанты 1 класс 2 полугодие

ЗИМА В ЛЕСУ

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей.
Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра.
Вот сугроб. Там спит медведь.

ЗИМОЙ

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега.
Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши лыжи. Всем весело.
Слова для справок: весело, катит.

Читайте также:  Польза и вред свежевыжатого сока лимона

ЗИМОЙ

Вот и зима. Дети рады. У Алёши дом из снега. Ваня взял санки.
Петя надел лыжи. Они идут на горку. Там всем весело.
Слова для справок: весело, они.

ЗИМОЙ

Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц.
У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц.
Слова для справок: кормят, кормушки.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Выпал снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор.
Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк.
Слова для справок: выпал, снег, во двор.

КОРМ ДЛЯ ПТИЦ

Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом.
Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.

ЗАЙКА

Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка.
Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит.
Слова для справок: снег, трудно.

ВСТРЕЧА

Стоит ясный день. Мы идем в лес. На лапах ели лежит снег.
Ком снега упал на старый пень. Ваня заметил зайца. Зайка скрылся в кустах.
Слова для справок: стоит, заметил, лежит.

ЕЛЬ

Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель.
В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега.
Слова для справок: снег, стоит.

РОЗКА

Миша, Таня и Петя жили в деревне. У них была собака Розка.
Розка жила на дворе. У неё были щенки. Дети любили Розку.

НА ГОРЕ

У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. У Ильи и Ольги лыжи.
Быстро мчат они с горы. У Юры новые сани. Он катает малышей.

ЗАЯЦ И ЛИСА

Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса.
Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.

ЗИМА

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле.
Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут.

СНЕГ

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке.
Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки.
Снежинки падали пушистые и белые.

ОЛЕНИ

В больших лесах живут олени. Олень — очень красивое животное с большими рогами.
На лесной полянке устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени.

РОЩА

Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши.
Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс Рыжик любил пугать птиц.
Мальчики и девочки играли в прятки.

МУРКА

У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие.
Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.

ДРУЗЬЯ

Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом.
Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.

МОСКВИЧИ

Мы живём в Москве. Наш дом стоит на улице Жукова. Летом мы были в селе Ильинском.
Моя бабушка живёт в селе Степаново. Там есть речка Быстрая. Мы часто ходили на речку удить рыбу.

ТОВАРИЩИ

Шура Лунин и Егор Чалов — товарищи. Мальчики живут дружно. Летом ребята нашли в лесу щенка.
Он жалобно скулил. Шура и Егор вяли щенка домой. Щенка назвали снежок.

ДИКТАНТЫ

Прописная буква в именах собственных

      № 1. Слуховой диктант.

      Оля и Кира идут на каток. Блестит лед. Девочки надели коньки. Хорошо на льду!

      № 2. Зрительный диктант.

Географические названия

      Северный полюс, Мурманск, Норильск, Вологда, Печора, Новгород, Амур, Краснодар, Енисей, Байкал, Челябинск, Смоленск, Нева.

      № 3. Слуховой диктант.

      Я знаю клички кошек: Барсик, Тишка, Васька, Чара, Тимка.

      Я знаю клички собак: Жучка, Лайка, Бобик, Тузик, Полкан, Шарик.

      Я знаю клички лошадей: Вороной, Горбунок.

      Я знаю клички коров: Белянка, Пеструшка, Зорька.

      № 4. Зрительный диктант.

Большая перемена

      Дежурные Костя Усачев и Люба Малинина поливают цветы. Ребята с учительницей Валентиной Ивановной смотрят толковый словарь. Настя Смирнова и Полина Егорова разносят тетради.

      № 5. Зрительный диктант.

      1. Ирина Николаевна — моя тетя. Она живет в Москве в Кузьминках. 2. Моя бабушка Анастасия Павловна живет в Оренбурге. 3. Наша соседка Клавдия Васильевна Андреева работает почтальоном. 4. Виктор Александрович Ковалев — лесничий. У него есть конь Кочубей, собака Дина и кот Ромка.

Обозначение мягкости согласных буквами
е, ё, ю, я, и, ь

      № 6. Слуховой диктант.

      Клетка, мяч, котенок, яма, ежик, ясли, пламя, брюки, перо, цапля, тюбик, жеребенок, сюда, растет.

      № 7. Слуховой диктант.

      Костя и Филя играют. Они крутят юлу. Малыш Леня внимательно смотрит. Ему дали юлу. Мальчик был рад.

      №. 8. Зрительный диктант.

      Галка клюет крошки хлеба. Зяблик ест ягоды рябины. Снегирь сидит на ели и достает из шишек семена.

      № 9. Слуховой диктант.

      1. Кипит вода. Идет пар. — Репу парь. 2. У Юли есть ирис. — Коля ест ириску. 3. От печки жар. — Грибы жарь.

      № 10. Зрительный диктант.

Загадки.

      1. Телята гладки привязаны к грядкам. (Огурцы). 2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.) 3. Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн

      № 11. Зрительный диктант.

      Груши, ландыши, хижина, камыши, жемчужина, кружить, положить, живой, свежий, ошибка, бежит, хороший, пригожий.

      № 12. Слуховой диктант.

      1. Держи тетрадь в чистоте. 2. Пиши без ошибок. 3. Положи вилки и ножи на стол. 4. В лесу цветут ландыши. 5. Сумка из кожи. 6. Лисий мех пушистый. 7. Живет без тела, говорит без языка. (Эхо.)

      № 13. Зрительный диктант1.

      Шерстяной — шерсть, жемчужина — жемчуг, тяжесть — тяжелый, шелестеть — шелест, желтизна — желтый, шипучий, ужин, уши, рыжики.

      № 14. Зрительный диктант.

      Обещать, встречать, качать, начало, подача, свеча, тащат, пищать, часики, щавель, трещать, овчарка, прощать, молчать.

      № 15. Слуховой диктант.

      1. Часы идут точно. 2. Сороки трещат. 3. Петухи кричат. 4. Чайник на столе. 5. У облепихи шипы. 6. Гуппи живут в аквариуме.

      № 16. Зрительный диктант.

      1. Щука — хищная рыба. 2. Олег решил трудную задачу. 3. Я тоже решил задачку и учу стихотворение. 4. Я молчу — оно молчит. Я кричу — оно кричит. (Эхо.) 5. Дятлы ищут себе пищу под корой дерева. 6. Лесник пошел в чащу леса на стук дятла.

Читайте также:  Польза геркулесовой каши по утрам на молоке

      № 17. Слуховой диктант.

      У речки дубовая роща. Федя и Митя часто играют в роще. С ними гуляет пес Рыжик. Бежит Рыжик в чащу и лает. Он чует ежика.

Парные согласные в конце слова

      № 18. Слуховой диктант.

      Снег, смех, флаг, пух, шаг, воздух, зуб, сугроб, сноп, лоб, столб, степь, гриб.

      № 19. Зрительный диктант.

      Мороз, колос, голос, алмаз, овес, прорубь, потоп, ястреб, озноб, огород, холод, пилот, гвоздь, груздь, клест, невод, берег, пастух.

      № 20. Зрительно-слуховой диктант.

      Высокий дуб, горячий хлеб, зеленый укроп, вишневый сад, майский жук, длинный клюв, книжный шкаф, шерстяной шарф, двигаться вперед, идти назад, белая лошадь, прилетел голубь, новый утюг, готовить квас, наливать суп, пойти в клуб.

      № 21. Слуховой диктант.

      Груз, глаз, мед, ряд, крот, морж, уж, пляж, душ, дрозд, дождь, куст, лед.

      № 22. Зрительный диктант.

      1. По реке плывет плот. Спелый плод упал с дерева. 2. У Маши в руках прут. Она гонит гусей на пруд. 3. На грядке вырос лук. Луг запестрел от цветов.

      № 23. Зрительно-слуховой диктант.

      1. Труслив как заяц. 2. Каков корень, таков и плод. 3. Кто любит труд, того люди чтут. 4. Какой мороз! Дерет до слез.

      № 24. Зрительно-слуховой диктант.

      1. На лугу стоит стог сена. 2. Много ягод, много сочных трав, много ярких цветов. 3. В огороде выросла вкусная морковь. 4. Наш край красив.

      № 25. Слуховой диктант.

      1. По двору ходит большой индюк. 2. Мама испекла пирог. 3. Крот разоряет огород. 4. Дед сделал внуку свисток и починил обувь.

      № 26. Зрительно-слуховой диктант.

      Зимний наряд леса, пушистый снег, снежный пух, дуб в снегу, на пруду крепкий лед, медведь в берлоге.

      № 27. Зрительно-слуховой диктант.

      Зима. На лапах елей лежит снег. Снежный шарф и на ветках сосен. Толстый лед сковал речку. В лесу сугробы. Один сугроб — берлога. Там уснул медведь.

      № 28. Слуховой диктант.

      1. Я твой друг, и ты мой друг. 2. Дети встали в круг. 3. Обед через час. 4. На обед был суп и пирог с капустой.

      № 29. Зрительно-слуховой диктант.

      1. Рыбаки тащат невод на берег. 2. Для ухи выбрали крупных рыб. 3. Сеть с мелкой рыбешкой отправили в речку.

      № 30. Слуховой диктант.

      1. Вырастить виноград — большой труд. 2. В кузов машины погрузили овощи. 3. Морковь и лук собрали в большие корзины. 4. Количество овощной продукции записали в учетную тетрадь.

      № 31. Зрительно-слуховой диктант.

      1. Лыжники обошли глубокий ров слева. 2. Поезд прибыл в пять часов. 3. На пальце след от чернил. 4. Север, юг, восток и запад — стороны горизонта.

Предлоги

      № 32. Слуховой диктант.

      У лисы нора в лесу. Из норы вылезли лисята. Они стали бегать около пеньков. А лиса побежала за добычей.

Безударные гласные в корне слова

      № 33. Слуховой диктант (учитель диктует по паре слов).

      Шаги — шаг, ночь — ночной, пила — пилы, запах — пахнет, старик — старый, река — реки, катит — каток, степь — степной.

      № 34. Слуховой диктант (учитель диктует по одному существительному в единственном числе, ученики пишут это же существительное во множественном числе).

      Бревно, шаг, место, поле, стадо, дело.

      2-е задание: учитель диктует существительные во множественном числе, ученики пишут эти слова в единственном числе.

      Пилы, козы, страны, реки, пчелы, плиты, окна, плечи, гнезда, письма, пятна.

      № 35. Слуховой диктант.

      Моряк, боец, силач, ночевка, цветок, соловей.

      № 36. Слуховой диктант.

      Запах, повар, каток, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, реветь, хрипеть, скрипеть.

      № 37. Слуховой диктант.

      Настали холода. Снег на полях. На дворе большая гора. У горы стоит снежная баба.

      № 38. Слуховой диктант.

      Мы жили в деревне. Наш дом стоял у реки. Мы ходили ловить рыбу. Пололи грядки. Утром папа колол дрова. Мама топила печь. Маша носила воду.

      № 39. Зрительный диктант.

      Козел, борода, кора, щипать, дерутся, хозяин, порядок.

      № 40. Слуховой диктант.

      Ползут по небу тучи. Перед дождем умолкли птицы. После дождя хорошо в саду. Стало светло. Свистят скворцы. Сеня и Толя мокрые бегут с огорода домой.

      № 41. Слуховой диктант.

      В лесу жил охотник. Он сторожил лес. У него была внучка Катя. Она готовила обед. Кругом была тишина. Только журчал ручей. В траве трещали кузнечики.

      № 42. Слуховой диктант.

      Был сильный мороз. Реки замерзли. Мальчики надели коньки, взяли санки. Долго катались дети. Петя заморозил пальцы. Больно ему. За ним бежит его сестра Настя.

      № 43. Слуховой диктант.

      1. В селе за рекою горит огонек. 2. Дети шли на прогулку. 3. Потянул ветерок. 4. Я пойду пилить дрова. 5. Спиши эти стихи. 6. Рыбак наловил рыбы. 7. На дереве большое гнездо.

      № 44. Слуховой диктант.

      Школьники делают игрушки на елку. Вот медведь, лиса и баран. Дед Мороз несет большую корзину. Там подарки детям на Новый год.

Изменение имен прилагательных по родам

      № 45. Слуховой выборочный диктант (учитель сначала читает все предложение, потом диктует слово для письма).

      1. Молодой клен вырос на опушке леса. 2. Пришла суровая зима. 3. Перед дачей было глубокое озеро. 4. Пестрый ковер из листьев покрыл землю. 5. Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу. 6. Шумит дремучий бор. 7. Наступила ранняя весна. 8. Над головой было синее небо.

      № 46. Зрительный выборочный диктант.

      1. Поздний листопад бывает теплой осенью. 2. Пушистый иней украсил деревья. 3. Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глазки продирает. 4. Утро выдалось тихое, ясное. 5. Свежее сено приятно пахнет. 6. Выше пояса рожь зернистая.

      № 47. Слуховой диктант.

      Летнее утро, чистое небо, ближнее поле, душистое свежее сено, большое стадо, хорошее дело, теплое парное молоко.

Изменение прилагательных по числам

      № 48. Выборочный диктант (с подчеркиванием окончаний прилагательных; слова для письма выделены).

      1. Две большие белые лохматые собаки бросились на меня. 2. Дикие утки и крикливые журавли летят на болото. 3. Осенью появляются лесные гости — синички, снегири.

Разделительный ь

      № 49. Слуховой диктант.

      Теплый летний день. Солнце сильно печет. В лесу тишина. Под сосной ползают муравьи. Коля и Шура бросают в яму сухие сучья.

      № 50. Словарный диктант.

      Деревья, колосья, бельчата, веселье, жилье, семья, воронье.

Будущее (сложное) время глагола

      № 51. Спешить, бегать, глядеть, говорить, сорить, шелестеть, вертеть, тереть.

      Устное задание: образовать от каждого глагола настоящее, прошедшее и будущее время.

Источник