Дидактические игры какую пользу приносят
Доклад
«Польза дидактических игр в дошкольных учреждениях»
Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия.
Из чего состоят дидактические игры для дошкольников?(структура дидактической игры).
Структура дидактических игр содержит тризадачи. Первая задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать. Третья задача игровые действия – методы проявления активности ребёнка.
Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Это структура дидактической игры.
Очень важно, чтобы дидактические игры для дошкольников содержали наборы игрушек, картинок, предметов или просто набора слов, которые позволяют ребёнку действовать. Именно в зависимости от этого выделяются виды дидактических игр.
Первый вид дидактических игр – игры с предметами. Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда и т.д.).
Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решать разные обучающие задачи. Например, игра «Чудесный мешочек» — дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.
Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры. Настольно-печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка. К настольно-печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.
И третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и
обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др. произведения устного народного творчества. Но многие ошибаются, предполагая, что словесные игры применяются с целью только развития речи. Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонематического слуха, активизация словарного запаса развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка, выработка быстроты реакции, воспитание чувства юмора.
Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо соблюдать структуру дидактической игры.
На основании всего изложенного, хочу пояснить, как можно из созданных вами дидактических игр, изменять задачу и цель игры, а значит и обучение можно использовать по 5 областям.
На примере 3 дидактических игр, как это можно сделать.
Теперь понятно, что дидактическая игра – это не подвижная игра и не пальчиковая гимнастика. Важно понять, что иллюстрации, которые есть в каждой группе это ещё не дидактика. Я предлагаю рассмотреть игры , где используются карточки. В играх с карточками, обращайте внимание на то, что бы карточки были одного формата, для того, чтобы не рассеивать внимание детей. Прочитав детям сказку В.П.Катаева «Светик- семицветик», можно создать дидактическую игру, которая так и будет называться «Светик – семицветик». Вырезайте из цветного картона все 7 листков и отдельно серединку. Вложите вашу игру в конверт и обязательно укажите её название, цель игры и ход игры. Начинай те играть в эту игру с младшего возраста, постепенно усложняя игру. В эту игру могут быть задействованы все дети например, на занятии, когда вы изучаете цвета, счёт, счёт на разных языках, запоминаете с помощью игры цвета, дни недели ( например: красный – понедельник, жёлтый – вторник и.т.д). Затем учите детей фантазировать, используя слова: «Лети, лети лепесток ….». Можно эту игру использовать, как сюрпризный момент. В этой игре закрепляется сразу несколько областей –познание, коммуникация, творчество, социум. Развивая свою фантазию и детей, в эту игру можно играть до бесконечности.
Точно также создайте игру «Кто, как кричит?». Подберите цветные иллюстрации одного формата. Важно понять, что игра называется «Кто, как кричит» – не мычит, не рычит, не квакает. Значит нужно подобрать соответственно карточки.
Сложили их в конверт и указали также цель, ход, действия игры. Ваша игра готова теперь с каждым возрастом её усложняйте. Кто изображён, как кричит, строение тела, сколько всего? Ребенок смотрит на карточку и узнает, что изображено и издаёт звук, другие дети отгадывают.
В старшем возрасте дети сами описывают, что изображено, другие по описанию узнают изображенное, если дети затрудняются ответить, то ребёнок голосом даёт подсказку ( например – изображён петух ку-ка-ри-ку).
Эта игра тоже может стать многогранной. Используйте ее на развитии речи, на художественной литературе, на ознакомлении с окружающим мире.
Третья игра для детей от 4-6 лет. Сделайте карточки на пол листа А4, Нанесите трафарет цифр от 1-10, не повторяясь в разбросанном виде по карточке. Дети быстро в играх запоминают цифры и счет. Всегда эту игру можно создать в наших условиях. Так же эту игру можно использовать не только по математике. В свободное время закрепляя те счет, просто просите найти нужную цифру. Развивая моторику рук, зарисовывай те нужную цифру, развивая внимание, закрепляя цвет. Создайте такие карточки в цветном виде, а для закрепления их можно отксерить и заинтересовать детей. Например – найди и закрась цифру 5 синим цветом. Вопрос – сколько цифр на твоей карточке? И т.д.
Самое главное, к чему следует Вам стремиться, предлагая ребёнку дидактическую игру, чтобы он в дальнейшем играл самостоятельно и самостоятельно мог организовать игру со своими друзьями.
Спасибо за внимание, буду рада, если эта информация кому-то стала интересной и полезной. Создавайте дидактические игры, они помогают детям быстрей развиваться.
Евгения Епифанова
Зачем нужны детские дидактические игры?
Неоспорим тот факт, что игра имеет огромное, если не решающее значение в развитии любого ребёнка. Играя, он познаёт мир, учится общению с себе подобными, подражает поведению взрослых, выбирает, что ему нравится или не нравится, наконец, пытается проявить себя и найти своё место в социуме., зная об этом, теми или иными увлекающими методами можно не только воздействовать на общее развитие малыша, но и успешно корректировать его характер. Мягко направлять неутомимую энергию в нужное русло, превращая, к примеру, излишнюю агрессивность в умение постоять за себя, воспитывая в маленьком человеке внимательность, любознательность, инициативность, смекалку….
Развивающим занятиям в сложном процессе воспитания отводится едва ли не решающая роль. Именно к ним и относятся детские дидактические игры.
Что это такое?
Дидактические детские игры отличаются от прочих детских игр наличием основной, обыкновенно поставленной воспитателем или педагогом задачи, на решение которой и направлены все усилия игрового коллектива. Сложность задачи напрямую зависит от возраста детей и решение её, как правило, преследует чёткие цели познания окружающей среды и взаимодействия игроков.
Главное отличие дидактических детских игр от стандартного процесса обучения заключается в том, что игровой способ решения предлагаемой задачи превращает весь процесс в увлекательное действо, интересное каждому участнику и заставляющее его проявить себя.
Публикации по теме:
Детские игры дома
Если плохая погода не даёт вам играть на улице – поиграйте с вашим ребёнком дома! Показать полностью… “Лото” Традиционное русское развлечение.
Детские игры с «парашютом»
Детские игры с «парашютом» Цель: вырабатывать согласованность движений, внимание, вызывать положительные эмоции. Задачи: 1. Формировать.
Детские игры: «Тувинские народные игры»
ТУВИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ Мы считаем, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них национальные игры. У тувинцев,.
Детские подвижные игры
1. Гуси летят. Вожаком выбираем ребенка,который знает больше названий животных и птиц. Он придумывает названия летунов. “Утки летят”,”Гуси.
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Зачем нужны хвосты?»
.
Консультация для родителей «Любимые детские народные игры»
Любимые детские народные игры. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины,.
Консультация для родителей «Зачем нужны сказки?»
Зачем нужны сказки? 1. Объясняют мир. Через сказку ребенку проще разобраться в повседневных, но важных вещах. Добро и зло, жадность и щедрость,.
Семейный проект «Зачем нужны насекомые?»
Над проектом работала вся наша семья я, муж и сын 4 лет с дочерью 11 лет Вид проекта: долгосрочный проект с заданным результатом и элементами.
Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы «Зачем нужны часы»
Цель: развитие поисковой деятельности. Задачи: развитие представлений о днях недели, временах года, частях суток. развитие представлений.
Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?»
Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?»Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: Формирование целостной картины.
Надежда Стецюк
Роль дидактических игр в воспитании дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района детский сад №14 “Подснежник»
Консультация для воспитателей :
Роль дидактических игр в воспитании дошкольников.
Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
«Игра для детей -учёба, игра для детей -труд, игра для детей серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения,изучает растения, животных»(Н. К. Крупская).
В игре ребёнок развивается физически, приучается преодолевать трудности.
У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования.В ней говориться : «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.)
Воспитатель использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем мире.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
1. С игрушками и предметами.
2. Настольно -печатные.
3. Словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе,должны быть разнообразные
Дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот слишком сложные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей. Они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные с дидактической целью они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов,а именно : дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Он тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнения.
Дидактическиезадачи разнообразны :
Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт,труд, события общественной жизни).
Развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления)
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Большая роль в дидактических играх принадлежит правилам. Они определяют,что и как должен делать в игре каждый ребёнок., указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте) Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.Игровое действие -это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрёшку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, сыграть какую-нибудь роль.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей. создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактическиеигры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость ребёнку.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребёнок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступая в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию-совершенствованию движений, выразительности речи, развитие творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дидактические игры -незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.
Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Елена Авилова
Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников
Дидактические игры детей дошкольного возраста
Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игракак игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
– игры–занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
– дидактические игры.
Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
основана на осознании этого процесса, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого,но носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры “лото”, получает карточку и выполняет задание.
Дидактические игры в младших группах рассматриваются как метод обучения детей сюжетно–ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре “Уложи куклу спать”воспитатель учит детей последовательности действий: аккуратно складывать одежду, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.
Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности,речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Нравственное воспитание: формируется представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Трудовое воспитание: формируется уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, вызывать желание играть с ним.
Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.
Основные виды игр
– игры с предметами (игрушками, природным материалом,
– настольно-печатные игры,
– словесные игры.
Игры с предметами: дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов,знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: требуется определить предмет по какому-либо одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе используют предметы, в которых разница между ними менее заметна.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) помогают закрепить знания детей об окружающей их природной среде, при этом формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактическойигре дети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа “Магазин” и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения “Что такое хорошо и что такое плохо?”.
Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино.
Подбор картинок по парам:нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: объединить картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.
Подбор картинок по общему признаку: требуется установление связи между предметами. Например, в игре “Что растет в саду (лесу, городе?” дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.
Запоминание состава,количества и расположения картинок: например, в игре “Отгадай какую картинку спрятали” дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков.Задача: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней и старших – на 8-10 частей.При этом в младшей группе изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших изображается сюжет из знакомых сказок.
Описание, рассказ о картине с показом действий,движений: задача развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. В младшей группе ребенок прибегает к имитации движений, голосу животного.В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю и др.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.4 группы игр:
1) игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов,явлений: “Отгадай-ка?”, “Магазин”, “Да – нет” и др.
2) игры для развития умения сопоставлять,делать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц?”.
3) игры для развитияумения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: “Кому что нужно?”, “Назови одним словом”, и др.
4) игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: “Испорченный телефон”, “Краски”, “Летает – не летает”
Структура дидактической игры: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (“воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих – внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру “Что изменилось?” использовать для упражнений в запоминании, “Магазин игрушек” – для развития мышления, “Отгадай что задумали” – наблюдательности, внимания.
Игровые правила призваны организовать действия, поведение детей.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата.
Игровые действия: их развитие зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: “Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!”, “Давайте я считалочкой выберу водящего!”
Рекомендации по планированию дидактических игр:
– планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально;
– дидактические игры кратковременны (10-20мин);
– предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.
Подготовила Авилова Е. С.
2017 год