Диалог учителя и ученика о пользе знаний пример
Выполнила: учитель начальных классов
Чванова Светлана Владиславовна
МБОУ «СОШ №4»
Меленки 2016г.
Взаимодействие учителя и учащихся на уроках, как основа эффективного обучения. Организация учебного диалога.
«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.
Сегодня одной из важнейших задач начального образования в соответствии новым Федеральным государственным образовательным стандартом является деятельность учителя направленная не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.
Учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
От стиля преподавания учителя многое зависит. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В этом возрасте происходит психическое развитие и формирование личности ребёнка. Каждому учителю важен и ценен прогресс в развитии учеников. Поэтому педагог стремится повысить эффективность процесса обучения.
У Амонашвили Ш.А. есть притча “Крылья”:
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать е старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки…
В этой притче заложен глубокий смысл… Каждый может подумать о чём-то своём. Но мне нравится такая мысль. Мы – учителя, всю свою жизнь идём рядом с нашими воспитанниками. Постоянно находимся в поиске способов и путей достижения целей воспитания и обучения. Порой, даже сами чего-то не зная, не умея, учимся вместе с детьми, добываем знания и учим этому наших учеников.
В современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен быть не просто напичкан “зунами”, а уметь организовывать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.
Диалог – это основная форма общения людей. В диалоге раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для самого себя. Невозможно представить без диалога и процесс обучения. Взаимодействие, общение его участников – одно из важнейших условий успешности обучения. Поэтому можно говорить об учебном диалоге как об одном из главных методов обучения.
Учебный диалог – это субъект – субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся.
Л. В. Занков высоко оценивал способность учителя организовывать коллективный процесс познания, подчёркивая, что при этом «учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринуждённости и в то же время высокой дисциплины, которая создаётся уважением к учителю и товарищам, увлечённостью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке».
Мастерство учителя заключается в умении создать на занятиях такую атмосферу, которая способствует овладению приёмами познания. В системе развивающего обучения Л. В. Занкова одним из важных средств в арсенале учителя становятся вопросы. Хорошо поставленный вопрос – тот, на который ученик захочет ответить и над которым ему захочется подумать. Удачный вопрос стимулирует ученика к работе в обстановке сотрудничества. Заметим, что приоритет при этом отдаётся таким вопросам, которые предполагают варианты ответов детей, свободное оперирование материалом, выбор такого аспекта анализа учебного предмета, который наиболее близок ребёнку. Преимущество должно отдаваться вопросам открытого типа, стимулирующим мышление. Открытый вопрос – это вопрос, на который нельзя ответить однозначно и кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом» и т. п., а это предполагает развёрнутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника.
Вопросы открытого типа позволяют:
– получить развёрнутый, подробный ответ;
– узнать мнения и оценки спрашиваемого;
– проверить степень понимания.
Организуя диалог, учитель должен придерживаться определённых этапов: задать вопрос, выслушать ученика, но не оценивать его ответ, а узнать мнения других детей. Не комментируя ответы, учитель организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними.
Чтобы диалог был результативным, важно следить за логикой рассуждений учеников. Одним из условий ведения диалога является вовлечение в обсуждение всех учеников.
Правила ведения диалога формулируются учащимися постепенно, в процессе систематической работы. Они могут быть вывешены в классе на плакате, могут быть оформлены в виде памятки. В случае затруднения учащиеся могут к ним обращаться. Приведём их.
Правила общего обсуждения:
- не говорить всем сразу;
- во время диалога смотреть на говорящего (учителя или ученика);
- реагировать жестами или знаками на реплики говорящего (согласен, не согласен, не понял);
- возражая или соглашаясь с человеком, выслушивать его мнение до конца;
- проявлять уважение к говорящему, выслушивать его мнение до конца;
- не допускать насмешек и недоброжелательных, обидных комментариев.
Если вышеизложенные правила относились к ученикам, то следующих правил должен придерживаться учитель как руководитель, «дирижёр» учебного диалога. Они касаются ряда организационных моментов:
- ни одна реплика не должна оставаться без ответа;
- учебный диалог должен быть строго ограничен по времени;
- необходимо стимулировать активность учеников, поощрять конструктивное участие в диалоге;
- нужно добивать чёткости и полноты выражения учениками своих мнений и мыслей.
Ученик в диалоге – это не «потребитель знаний», а активный участник процесса их добывания. Такое конструктивное, содержательное, равноправное общение является одним из важнейших условий всестороннего развития личности.
Безусловно, для обеспечения полноценного диалога в классе должна быть создана психологически комфортная обстановка. А для того, чтобы диалог состоялся, педагогу надо владеть целым комплексом умений, которые можно разделить на две группы.
Первая группа – умения, необходимые учителю при подготовке и планированию учебного диалога:
- отобрать учебный материал с учётом субъективного опыта учащихся, на основе которого возможна организация диалога;
- выделить стержневые вопросы для обсуждения;
- наметить модель общения учителя и учеников, учеников между собой;
- подобрать дидактический материал, стимулирующий диалогическое взаимодействие.
Другая группа умений нужна для ведения диалога:
- работать с учётом субъективного опыта школьников;
- избегать отрицательных суждений о деятельности учеников;
- обобщать высказывания учащихся, придавать им научный характер.
Заметим, что руководящая роль учителя в процессе обучения и докучливое менторство с постоянным подчёркиванием своей доминирующей позиции – разные вещи. Не стоит думать, что учитель должен вообще отступить на задний план, позволяя детям говорить, что вздумается. На самом деле это не так. И роль учителя в ситуациях учебного диалога, возможно, даже значительнее, чем при стандартных формах организации диалога.
Высокие уровни педагогического мастерства предполагают скрытые, косвенные формы педагогического воздействия, при которых руководство педагога действиями учащегося выступает в завуалированном виде.
Лидирующая роль учителя в диалоге только по виду противоречит его построению на началах партнёрства. На самом же деле качество педагогического руководства тем выше, чем большую активность и самостоятельность может проявлять ученик в предложенном учителем регламенте учебного диалога.
Перед учителем постоянно встают вопросы: как сделать обучение более интересным, творческим понятным каждому? Как можно учить всех детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске? Как воспитать активного, творческого человека? Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики занимались с интересом и охотой. Но интерес к учению надо не только пробудить, но и поддерживать и развивать. Поэтому важнейшей задачей в моей работе является то, чтобы нацелить ученика на созидательную, планомерную и творческую работу.
Многие современные педагогические технологии основаны на идеях педагогики сотрудничества. Сотрудничество становится стержнем общения в педагогическом процессе. Оно синтезирует в себе смыслы общения и сотрудничества и насыщает образовательный процесс взаимной устремленностью, радостью познания, успеха, взросления, взаимоуважением, взаимопониманием. В связи с этим выделяется такое понятие, как общение в процессе сотрудничества.
Учебный диалог – сложное интеллектуально- эмоциональное воздействие субъектов общения. Инструмент диалогического взаимодействия – диалектика вопросов и ответов. Вопрос и ответ выполняют важнейшую задачу в развитии мышления и речевой активности ученика. Главная функция диалогического взаимодействия – стимулирование способности личности к саморазвитию, к самореализации, а также развитию творческого потенциала с ориентацией на индивидуальные способности, опыт, характер, уровень потребностей.
Сущность диалогического взаимодействия педагога и ученика состоит в том, что ученик в нём субъект, соучастник, соавтор. Особенностями учебного диалога являются:
· Равенство позиций обучаемого и обучающего;
· Отсутствие оценок, полное принятие обучаемого таким, какой он есть;
· Особая эмоциональная окраска общения;
· Искренность и естественность в проявлении эмоций;
Путь к диалогу – мегатенденция современного образовательного процесса. В современных условиях процесс образования школьника не может сводиться к присвоению общей для всех системы норм и картины мира, к репродуктивному усвоению знаний, к приобретению умений и навыков. Развитие ребёнка в современной системе образования должно быть предоставлено как «самостроение личности» ( В.С. Библер, В.И. Тюпа), как самоопределение подрастающего человека в диалоге культурных смыслов.
Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе я организую разнохарактерную и разноуровневую. деятельность учащихся, активное общение. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции уч-ся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.
Развивающая функция выполняется тогда, когда урок нацелен не на память, не даётся как набор фактов, а учит мыслить рассуждать сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной трудности. Особое значение уделяю диалогической позиции учителя: терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога.
Наиболее ценной с этой точки зрения является форма коллективного диалога, при которой ученик, по словам Г.А. Цукерман, «…действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними».
Коллективный диалог, предполагает равноправие партнеров, участвующих в нём.
Обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге:
· правило 1 — отвечать на поставленный вопрос;
· правило 2 — каждый имеет право на свою версию;
· правило 3 — каждый имеет право поддерживать версию другого;
· правило 4 — каждый имеет право критиковать версию другого.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.
Как руковожу дискуссией в классе?
Во – первых, приглашаю к участию стеснительных детей. Например:
— Как ты думаешь, Саша? Давайте послушаем других учеников.
Во-вторых, направляю комментарии и вопросы одного ученика к другому.
Подбадриваю их, ориентирую на общение друг с другом, а не на ожидание мнения учителя.
Например:
— Это интересная мысль, Оля. Данила, что поэтому поводу думаешь ты?
В – третьих, стараюсь получить больше информации.
Например:
– Расскажи нам, как ты пришел к такому выводу, шаг за шагом.
В – четвёртых, даю время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли, делают схему, план выступления.
Например:
-Запишите ваши соображения, а через минуту мы их обсудим.
В – пятых, когда ученик заканчивает ответ, оглядывая класс, оцениваю реакцию других учащихся.
Если ученики выглядят озадаченными, спрашиваю: «Почему?» — если согласно кивают — прошу их привести примеры и доказательства сказанному
Хочется назвать положительные стороны дискуссии:
· ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения;
· в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;
· учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность;
· думая вместе, оспаривая друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.
При планировании уроков учитываю и характер вопросов, направленных на индивидуальный и коллективный поиск ответов. Вопросы ставятся в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль у детей с разной мотивацией к учению. Учение идет от учеников, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам.
Мои учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в такой работе развитие коммуникативных навыков учащихся: умение общаться, вести дискуссию слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения или же прислушиваться к чужому мнению.
Эффективной формой организации учебного процесса считаю создание группового взаимодействия, т.е. работа в группах, в парах. На уроке создаю определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем- то незнакомом, неизвестном. Не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. К ним приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. Только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.
Групповая и парная работы способствуют обучению детей разным способам организации распределение ролей, смена, передача ролей, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимообучение, консультирование и др. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Мажорный тон уроков — характерная черта моей работы Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение», — говорю я детям. Важно подчеркнуть, что педагог является творцом сотрудничества, которое заключается ив его располагающем голосе, добром взгляде, теплой улыбке, мудром слове, сердечной чуткости и разумной требовательности.
Моя задача — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику даю возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Что приобретает мой ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.
Уроки для меня и моих учеников — постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Совершенствование образования сегодня сложно представить без внедрения информационных технологий, основой которых является персональный компьютер, мультимедийные программы и устройства. Использование их в работе позволяет мне оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Наиболее удачной формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point.
Презентации — средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, даёт мне возможность выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме. С помощью слайдов применяю разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Использую различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, которые открывают новые возможности подачи учебного материала цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков. Таким образом, достигаются идеальные варианты обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Психологические особенности развития младших школьников, такие, как нагляднообразное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает моим ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. Мультимедийную технологию рассматриваю как объяснительно- иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. Он наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект — восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
развивающий аспект — развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
воспитательный аспект — формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
Активное использование ИКТ, как одной из форм организации диалога и сотрудничества на уроке требует серьёзной методической подготовки учителя. Особенно важно учитывать эмоциональное воздействие информации. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, чёткий и продуманный дикторский комментарий значимы для восприятия любой информации.
Практика показывает, что внедрение новых форм обучения способствует более глубокому и осознанному пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества материала и способов решения вопросов, в том числе оригинальных и нестандартных, развитию у учащихся способностей к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у них вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
Сотрудничество имеет и нравственную ценность. Сотруднические взаимоотношения развиваются в каждом ребенке как качество его личности. Учитель же закрепляет взаимоотношения с детьми путем воспитания в них сотрудничества, создавая ситуации в классе и практикуя в жизни детей сотруднические взаимоотношения с детьми в процессе обучения
Воспитание толерантных взаимоотношений относится к области формирования социальных коммуникаций. Показателями
степени социализации для младшего школьника являются: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; приобретение навыка умения действовать в соответствии с наличной ситуацией; следование правилам, принятым в группе; способность выражать
адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события; способность понимать других людей на основе овладения информацией. Главная идея обучения в диалоге и сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!
Пусть ученики сами зададут тон уроку, пусть определят для себя мотивы своей учебной деятельности, пусть станут единомышленниками учителя на уроке, пусть почувствуют себя хозяевами урока и осознают свою исключительную роль в его творении.