Диалог учитель ученик о пользе знаний

Педагогическая философия как поиски высшего начала и смысла бытия учителя

Моя педагогическая философия…

Не слишком ли громко это звучит? Кто я такая, чтобы оперировать столь громкими фразами? Простой школьный учитель, каких тысячи, не кандидат, не лауреат.  Так могу ли я говорить о философии – об особой форме общественного сознания и познания мира. Да, именно такое определение этой науке я даю ученикам на уроках обществознания.     

Так вот, могу ли я замахиваться на столь серьезные категории? На категории всеобщности, на категории теоретических форм познания,  общих принципов бытия…

Общие принципы бытия. Моего  в том числе. Моего бытия в моей основной профессии – профессии педагога. Ведь они явно есть. Но возникли они не на пустом месте. Конечно, их сформировал «опыт – сын ошибок трудных», и конечно на них повлиял «гений – парадоксов друг», а точнее не один гений, а множество. Множество гениев,  мнением которых я восхищалась, с мнением которых я спорила, мнения которых, пользуясь современной терминологией, было бы не стыдно разместить в качестве статуса…

И тут перед моим взором возникает фантастическая картина. Вот они, властители дум: писатели, философы, ученые, собрались в одном классе, в моем кабинете № 42, на четвертом этаже 402-й гимназии (вот так магия цифр и чисел!). Я веду  урок, во время которого можно поспорить, порассуждать, можно ошибаться и быть неправым, то есть  обычный урок общественных дисциплин,  только с не совсем обычными учениками.

Тема урока: «Педагогическая философия как поиски высшего начала и смысла бытия учителя».

 Форма урока: диспут.

 Участники: великие педагоги и писатели, известные политики и ученые, и учитель истории гимназии № 402, то есть я. 

И начинаю я этот необычный урок-диалог с  хорошо всем известной персидской пословицы: «Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя». Словно  вторит этой поговорке Сенека: «Кого боги хотят покарать – делают педагогом».

Да, во времена античности педагогом называли ни к чему уже больше негодного раба, который отводил детей в школу. Сколько же времени понадобилось, чтобы в переводе слова остался только один смысл – ведущий ребенка! Но все равно сквозь тьму веков прорываются и «раб», и «ни к чему больше негодный»…  У нас ведь педагог поднят на такую высоту, что его практически не видно. Зато, по мнению Станислава Моцарского, это единственная профессия, занятие  которой дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. Оптимистично звучит. Тем более, что сегодня  уважение к учительству, – считает Жак Барзэн, – это утраченная традиция.

А ведь действительно, работа учителя очень трудна, совершенно не почетна и не гарантирует результатов, поскольку педагогика не наука, а искусство, а  в искусстве запланированных результатов не бывает.

И всё-таки, уважаемые господа, я – учитель, не «педагог, в переводе с греческого…»,   не раб, ведущий ребенка в школу!  Раб  свободного воспитать не может!  И пускай дворник в Москве получает зарплату больше, чем учитель в провинции, но ведь ни один дворник из Москвы не стал учителем в провинции.

  В разговор вступает  блестящий, остроумный и всегда во всем правый Отто фон Бисмарк: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Как я могла забыть эти слова! Я ведь сама на уроках истории, посвященных созданию Германской империи или на уроках обществознания, характеризующих образование как социальный институт, не раз обращалась к этой фразе Железного канцлера, мнение которого  поддерживает и сэр Уинстон Черчилль: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

Что же это за власть? Какую власть дает мне моя скромная профессия?  

На вопрос отвечают Аркадий и Борис Стругацкие: «Родители твоих учеников почему-то воображают, будто ты чудотворец и своим личным примером способен помешать их детям  устремиться по стопам родителей»

Значит,  я  – чудотворец… Творец чуда…  Какое же чудо я могу сотворить? Вам слово,  Ричард Докинз. Что Вы, как общеизвестный атеист можете на это сказать?

«Не будем забывать, что одним из главнейших даров учителя ученикам является обретаемая детьми возможность изумить родителей», – отвечает нам английский биолог.

Возможность изумить родителей… Чем?

Ну, во-первых, тем, что ребенок никогда не будет «таким, как ты или таким, как ты хочешь». Так утвреждал Януш Корчак, призывая: «Помоги ему стать не тобой, а собой».

Вот такая Задача… Джеймс Макгрегор решает ее просто: «…создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят». 

Действительно, как-то попалась фраза о том, что пытливый мальчишеский ум начинает работать, едва мальчишка проснется, и работает до тех пор, пока не начинается первый урок. Стоит над этим задуматься…  Вот и я задумываюсь на тем, куда  же девается изобретательность и жажда открытий  учеников на уроке. Видимо прячется. Прячется от школы, в которой ученикам отвечают на вопросы, которых они не задавали.

А ведь есть и иное мнение о школе, мнение народного учителя А.Захарченко: «Я убежден: школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей».

В такой школе «родители и учителя дорожат целью и направляют к ней подрастающее поколение», – так Анатолий Ульянов, Илья Винокур, Михаэль Лайтман пишут в книге «Человек – маленький мир Мастер-класс по воспитанию», –  тогда они становятся партнерами для детей, продвигаясь и развиваясь вместе с ними».

Но ведь, по мнению Достоевского, дети в школах – народ безжалостный: порознь ангелы божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. И запоминают прочнее всего прочего  ошибки своих учителей.  Значит, у меня нет права на ошибку? Значит,  я все время должна держать себя в руках, изрекать неоспоримые истины? Зачем тогда я? Пусть тогда меня заменит компьютер или робот!

 – Ну, что, Вы, голубушка!» – вступает в разговор Лев Толстой – у Вас просто должна быть уверенность учителя –  «внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».

– Да-да,  – вторит ему Дистервег, мой любимый Дистервег – «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

– Тем более, – продолжает английский поэт Ричард Олдингтон, – «всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу».

Конечно, мне хочется, чтобы на моих уроках происходило так, как утверждал Жан-Жак  Руссо: «Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам».

– Говоришь людям: учитесь! А они привычно, вместо учения, зубрят учебники – возражает  Владимир  Борисов 

«Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у ребенка интереса и желания. Верно. Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа», – размышляет В. Зубков.

Читайте также:  Протирать лицо кубиками льда вред польза

 Но ведь на то и существует учитель, чтобы дарить детям  не мудрость свою, а только веру и способность любить,  не приглашать учеников  в дом своей мудрости, а лишь подвести к порогу  собственного ума.

«Но кто знает, сколько слов препробовал Бог, прежде чем нашел то, которое сотворило мир», – возражает нам  Станислав Ежи Лец. Тем более, что дети у нас – это святые. И как святые они невыносимы.  Они могут задать «детский» вопрос – вопрос, на который ни  один мудрец не ответит.

А ведь я не просто учитель. Я  – учитель истории. Меня Дмитрий Сергеевич Лихачев призывал «расширять у людей возможности восприятия мира культуры, делать их счастливыми на всю жизнь». Но не окажусь ли я в роли  Бармалея из культового фильма Ролана Быкова, который всех решил сделать счастливыми, а кто не захочет…

 И тут возникает еще одни вопрос: КАК? Как сделать так, чтобы вместо усвоения прописных истин ученик сам совершал открытия? Как сделать так, чтобы он не зубрил, а познавал, не усваивал готовое, а сам ставил вопросы и находил на них ответы? Как?  

«Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал» – вновь вступил в разговор сэр Уинстон Черчилль, – И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял – причина в том, что у корабля есть цель, а у волн – нет. Если у нас есть цель, мы всегда придём туда, куда хотим».

А ведь у меня есть она, эта цель! Цель моя в том, чтобы «приобщить детей к процессу созидания самих себя», чтобы «постигать новое, лелея старое», чтобы «делать трудные вещи легкими», чтобы мои ученики превзошли меня. И пускай говорят, что школа –  это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы, я знаю, что моя работа –  это труд писателя,  «который пишет не книги, а живых людей», живых, а значит я никогда  не буду относится к ученикам как к материалу!

И вот в этот момент урока саркастически звучит чей-то голос с последней парты: «Великолепно, Вероника Валерьевна! Объявила тему урока «Моя педагогическая философия», а сама спряталась за цитатами великих! Значит, философия-то не Ваша, а чужая! А Вы-то где?»

И вот стою я перед классом,  простая российская учительница, стандартами битая, проверками пуганая, живучая…  Стою перед школьной доской уже больше двадцати лет и понимаю, что важнее всех планов, программ, стандартов, технологий для меня всегда будет вопрос о духе преподавания. От меня зависит настроение в классе. Я могу сделать урок пыткой, а могу открытием, я могу сделать жизнь ребенка радостной или несчастной.  Это действительно я могу. А вот хочу я,  чтобы независимо от суммы знаний, перечня дат, фамилий и терминов, которые останутся в памяти ребенка, он, уходя с моего урока, чувствовал себя Личностью, соцветием возможностей, независимых взглядов, а не суммой ходульных характеристик. Да, именно этого я хочу, когда вхожу в кабинет  и встаю между классом и доской.

И подняли меня  сюда, на это место,  мои родители,  мои учителя и мои ученики.  Ученики, которых  вначале учу я, а затем и сама учусь у них, потому что только так я могу идти  в ногу со своим временем.

А еще я понимаю, что сегодня я, учитель,  последний оплот, последнее препятствие на пути в пропасть дикости. Важнее учителей  в сегодняшней России никого нет, потому что мы последние, кто работает не за деньги. Мы не просто так спешим по ледяным улицам… Мы единственные, кому действительно нужен вон тот, забитый, на «камчатке», тот, у кого иногда, когда мы читаем вслух стихи, мелькает в глазах что-то такое. Нам надо сделать все, чтобы не дать ему пропасть.

Вот она – моя  педагогическая философия, которая, как и всякая другая философия,  явилась на свет как результат освоения человеком, и не просто человеком, а учителем,  самого себя.

Источник

———————————————————————-ÀËÅÊÑÅÉ———————————————————————————-

_________________________________________×àñòü âòîðàÿ________________________________________________

Îòêðûâ ãëàçà, ÿ ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ íå ìîã ïîíÿòü, ïî÷åìó â êîìíàòå òàê ñâåòëî. Îñîçíàâ, íàêîíåö, â ÷åì äåëî, ÿ ðàñøèðèë ãëàçà è ïîäîðâàëñÿ ñ êðîâàòè. Âûáåãàÿ èç êîìíàòû, ÿ âïîïûõàõ ñîáèðàë ó÷åáíûå ïðèíàäëåæíîñòè è îäåâàëñÿ òàê áûñòðî, êàê ìîã. ß âûáåæàë íà âòîðîé ýòàæ íàøåãî äîìà è çàñòûë â íåäîóìåíèè: çà ñòîëîì ñèäåë îòåö è ïÿëèëñÿ íà ìåíÿ òàêèì æå ãëóïûì âçãëÿäîì, íå äîíåñÿ áóòåðáðîä äî ðòà.

– À òû ÷åãî òóò äåëàåøü, Ëåø? – ñïðîñèë îí.

– Ý-ý-ý, à òû? – íåóâåðåííî ïðîìÿìëèë ÿ.

Îòåö ïî÷åñàë çàòûëîê.

– Íó-ó-ó, ÿ… Îòëûíèâàþ îò ðàáîòû, – íàêîíåö, õîõîòíóë îòåö, – à òû ÷òî, øêîëó ðåøèë ïðîãóëÿòü?

– Òû æå çíàåøü, ïàï, “Áàòèñêàô” íåëüçÿ ïðîãóëèâàòü, – ãðóñòíî ïðîãîâîðèë ÿ.

Îòåö ïîñìîòðåë íà íàðó÷íûå ÷àñû.

– Íî òû óæå îïàçäûâàåøü ïî÷òè íà ÷àñ.. – çàäóì÷èâî ïðîáîðìîòàë îòåö.

– Çíàþ. Òû ìåíÿ íå ïîäáðîñèøü? – óìîëÿþùå ñïðîñèë ÿ.

Îòåö êèâíóë.

– Òîëüêî ïîçàâòðàêàé.

– Äà ëàäíî òåáå, ïàï!

– Çàâòðàêàé, ãîâîðþ! À ÿ ïîéäó ìàøèíó ïîãðåþ.

ß íàäåÿëñÿ õîòÿ áû íå âñòðåòèòü íèêîãî äîìà ñ óòðà, íî îòåö áûë èñêëþ÷åíèåì. Íåñìîòðÿ íà åãî ðàçäîëáàéñêèå íàêëîííîñòè, ýòîò ÷åëîâåê ðóêîâîäèë îäíèì èç êðóïíåéøèõ ïðåäïðèÿòèé ïî ïðîèçâîäñòâó ìÿñà â ñòðàíå. Ìàòü âå÷íî ðóãàëà åãî çà ëåíîñòü, íî îí îòìàõèâàëñÿ îò åå ñëîâ è ïðîñòî æèë òàê, êàê õîòåë. Ñî ñâîåé ãóñòîé áîðîäîé è â äîìàøíåé îäåæäå, îí íàïîìèíàë ñêîðåå õèïïè, íåæåëè êðóïíîãî äåëüöà, íî ÿ çíàë, êîãäà äîõîäèò äî äåëà, íåò ÷åëîâåêà êîìïåòåíòíåå è óìíåå, ÷åì îí.

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ÿ ïîñòîÿííî ñëóøàë ðàçáîðêè ðîäèòåëåé, äî ðàçâîäà äåëî òàê è íå äîøëî íè ðàçó, ìíå äàæå êàçàëîñü, ÷òî âñå ýòî ïðîñòî èõ åæåäíåâíûé ðèòóàë, áåç êîòîðîãî äåíü áûë áû ïðîæèò çðÿ.

Îòåö äîâåç ìåíÿ äî çäàíèÿ øêîëû è, ïîæåëàâ óäà÷è, ïîäìèãíóë ìíå è ñêðûëñÿ â íåèçâåñòíîì íàïðàâëåíèè, îñòàâèâ ïîñëå ñåáÿ îáëàêî âûõëîïíûõ ãàçîâ.

Ãëóáîêî âçäûõàÿ, ÿ øåë ê âîðîòàì òåððèòîðèè, ïîïóòíî âûèñêèâàÿ â êàðìàíàõ ñâîé ïðîïóñê. Ðàçóìååòñÿ, èìåííî â ýòîò äåíü âñå äîëæíî áûëî ïîéòè íå òàê: ÿ âñïîìíèë, ÷òî îñòàâèë ïðîïóñê äîìà, â ïðèõîæåé. Íåðâíè÷àÿ è ðóãàÿ ìàòîì ýòîò äåíü, ÿ íàáðàë íîìåð Íàéäæåëà.

______________________________________________________________________________________________________

Íàéäæåë íå ñðàçó ñîîáðàçèë, ÷òî ïðîèñõîäèò, âòèõàðÿ ïûòàÿñü ãîâîðèòü ïî òåëåôîíó ñ Ëåøåé, êîòîðûé ñóìáóðíî ïîÿñíÿë, ÷òî ïî êàêèì-òî ïðè÷èíàì íå ìîæåò ïîïàñòü íà òåððèòîðèþ øêîëû. Âûéäÿ ñ çàíÿòèÿ, îí ïåðåçâîíèë äðóãó è âíîâü ðàññïðîñèë åãî î ïðîèñõîäÿùåì, ïîòèõîíüêó ïîíèìàÿ, ÷òî ïðîèçîøëî. Îí áûë óäèâëåí óæå òåì, ÷òî Ëåøà óìóäðèëñÿ îïîçäàòü, âåäü çà íèì òàêîãî íå áûëî çàìå÷åíî íè ðàçó çà âñå âðåìÿ ó÷åáû, à íîâîñòü î òîì, ÷òî Ëåøà çàáûë ïðîïóñê äîìà, çàñòàâèëà åãî ñìåÿòüñÿ äîëãî è èñòåðè÷åñêè.

Íàêîíåö, îí êîíñòàòèðîâàë òîò ôàêò, ÷òî Ëåøà ëîõ, è íà÷àë ðàçäóìüÿ íàä òåì, êàê æå åìó ïîìî÷ü íå âëèïíóòü åùå ñèëüíåå, ÷åì ñåé÷àñ.

Читайте также:  Есть ли польза от крапивы

– Òû æå Íàéäæåë, âåðíî? – ïîñëûøàëñÿ ãîëîñ èç-çà ñïèíû Íàéäæåëà.

Îí ïîãëÿäåë íà èñòî÷íèê çâóêà.

– À, òû Ìàøà, âåðíî? – âñïîìíèë Íàéäæåë, – ïîäðóãà Ñàáèòà.

Ðûæåâîëîñàÿ äåâóøêà óëûáíóëàñü.

– Íó äà. Òîëüêî ÿ ïðåäïî÷èòàþ – Ìàðèÿ. Òû ÷åì-òî ðàññòðîåí?

Íàéäæåë ïî÷åñàë çàòûëîê. Îí íå áûë óâåðåí, ñòîèò ëè ïîñâÿùàòü åå â ïðîáëåìû äðóãà.

– Òóò ïðîáëåìêà âîçíèêëà, – ðåøèëñÿ îí, – Ëåøà íå ìîæåò ïîïàñòü â øêîëó.

Ìàðèÿ âñêèíóëà áðîâè.

– Â êàêîì òàêîì ñìûñëå?

– Çàáûë ïðîïóñê.

Ìàðèÿ ïðûñíóëà.

– Íó äàåò.. Ýòî æå òîò ïàðåíü, êîòîðîãî áèëè â òóàëåòå?

Íàéäæåë ñîñòðîèë êèñëîå ëèöî.

– ×òî âîîáùå òåáÿ çàñòàâèëî çàéòè â ìóæñêîé òóàëåò?

Ìàðèÿ ïîæàëà ïëå÷àìè.

– Ìû øëè ïî êîðèäîðó è óñëûøàëè ñòðàííûé øóì èç òóàëåòà. Ñàáèò ïîøåë ðàçáèðàòüñÿ, à ÿ çà íèì þðêíóëà. Êñòàòè, îí ñêîðî ïðèäåò. Äàâàé âìåñòå è ïîäóìàåì, êàê ïîìî÷ü òâîåìó äðóãó!

Íàéäæåë óëûáíóëñÿ.

– Òû çíàåøü ÿïîíñêèé? – ïîèíòåðåñîâàëñÿ Íàéäæåë.

Ìàðèÿ êèâíóëà, ñàðêàñòè÷íî ïîäíÿâ áðîâü.

– Ìû ñ òîáîé îäíîãîäêè, óìíèê…

– Äàâàé òîãäà íà íåì ãîâîðèòü. Òóò â îñíîâíîì âòîðîé è òðåòèé ãîä îñíîâíîãî êóðñà, îíè åãî åùå íå çíàþò.

– Áîèøüñÿ ñëóõîâ?

– Íó à òî, – ïî-ÿïîíñêè Íàéäæåë, – îíè òóò ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ áûñòðåå âåòðà.

Ìàðèÿ òîæå ïåðåøëà íà ÿïîíñêèé ÿçûê.

– Ó òåáÿ óæå åñòü èäåè íàñ÷åò ïðîïóñêà?

– Íå çíàþ. Áûë áû êîíåö íåäåëè – âûäàâàëè áû íîâûå è ìû ïîïðîáîâàëè áû ïîëó÷èòü ïðîïóñê çà íåãî, à òàê…

– À âîò è Ñàáèò! – âîñêëèêíóëà Ìàðèÿ.

Ñàáèò ïîçäîðîâàëñÿ çà ðóêó ñ Íàéäæåëîì.

– À ÷åãî ó âàñ òóò? – ñïðîñèë îí ïî-ðóññêè.

– Ó íàñ òóò ÿçûêîâîå îãðàíè÷åíèå, – ïî-ÿïîíñêè îòâåòèëà Ìàðèÿ, õèõèêíóâ, – âî èçáåæàíèå ëèøíèõ ñëóõîâ.

Ñàáèò íåïîíèìàþùå óñòàâèëñÿ íà Íàéäæåëà.

– Ëåøà ïîòåðÿë ñâîé ïðîïóñê è íå ìîæåò ïîïàñòü â øêîëó, – ïîÿñíèë Íàéäæåë ïî-ÿïîíñêè, – åñòü èäåè, êàê åìó ïîìî÷ü?

– À åñëè ñ îõðàííèêîì äîãîâîðèòüñÿ? – ïðåäëîæèë Ñàáèò.

– Òû åãî âèäåë? – çàñîìíåâàëàñü Ìàðèÿ, – äà è êàê ñ îñòàëüíûìè áûòü, îíè íå ñëèøêîì äàëåêî ïàñóòñÿ.

– Ìîæåò, âåðåâêà? – îòîçâàëñÿ Ñàáèò.

– Êàêàÿ åùå âåðåâêà? – âîçìóòèëàñü Ìàðèÿ, – òû âîîáùå î ÷åì?

– Ïëåòåíàÿ, Ìàø! – âîñêëèêíóë Ñàáèò, – ÷åðåç ñòåíó ïåðåáðîñèòü è ãîòîâî!

– Îí ÷òî, ñêàëîëàç? Êðîìå òîãî, ýòî óæå ìîãóò ðàñöåíèòü êàê âòîðæåíèå íà òåððèòîðèþ. Ñàì âåäü çíàåøü, êàê ó íàñ ñòðîãî ñ ýòèì.

– Íó à ÷òî òîãäà, – îáèæåííî áóðêíóë Ñàáèò, – ïîäêîï, ÷òî ëè?

Ìàðèÿ çàêàòèëà ãëàçà.
– Ó òåáÿ îäíà èäåÿ ëó÷øå äðóãîé!

– Âîîáùå-òî, â ýòîì åñòü ñìûñë, – âêëèíèëñÿ Íàéäæåë, – ïî òåððèòîðèè øêîëû ïðîõîäÿò ïîäçåìíûå ïîìåùåíèÿ, îáîðóäîâàííûå, êàê òåõíè÷åñêèå… Êëþ÷ ìîæíî âçÿòü ó òåõíè÷åñêîé ñëóæáû. Òàê ìû ñïîêîéíî ïðîâåäåì åãî â øêîëó.

Ñàáèò è Ìàðèÿ íåäîóìåííî ãëÿäåëè íà Íàéäæåëà.

– Íó è êàê òû áóäåøü êëþ÷ çàáèðàòü? – ñïðîñèëà Ìàðèÿ.

– À çàáëóäèòüñÿ íå áîèøüñÿ? – âòîðèë Ñàáèò.

Îíè ïåðåêðèêèâàëè äðóã äðóãà, âûñêàçûâàÿ íåäîâîëüñòâî èäååé Íàéäæåëà, è åìó ïðèøëîñü êðèêíóòü “Ñòîï!”, ÷òîáû îíè óñïîêîèëèñü.

– Ó âàñ åñòü äðóãèå èäåè? – ïðèùóðèëñÿ Íàéäæåë.

Ìàðèÿ è Ñàáèò ïåðåãëÿíóëèñü.

– ß òàê è äóìàë! Ýòî ñàìûé ðàöèîíàëüíûé âàðèàíò èç âñåõ èìåþùèõñÿ, âåðíî?

– Íó äà, – ïîæàëà ïëå÷àìè Ìàðèÿ.

– Ïîæàëóé, – ñîãëàñèëñÿ Ñàáèò.

– Ó íàñ ñåé÷àñ îêíî íà äà ÷àñà? – ðàññóæäàë Íàéäæåë, – íóæíî óëîæèòüñÿ â ýòîò ñðîê.

Ñàáèò óòâåðäèòåëüíî êèâíóë.

– Çíà÷èò, íàì íóæíî äîñòàòü êëþ÷è è ñõåìó ïîìåùåíèé, – ïîäûòîæèë îí, – çíà÷èò òàê, âû äâîå èäèòå êî âõîäó è ïðîèíñòðóêòèðóéòå Ëåøó, êóäà åìó ïîäîéòè è ÷òî äåëàòü, ÿ äîñòàíó ÷òî íóæíî.

– Òåáå ïîìîùü íå íóæíà? – ñ ñîìíåíèåì ïîèíòåðåñîâàëñÿ Íàéäæåë.

– Òîëüêî ìåøàòü áóäåòå, – îòìàõíóëñÿ Ñàáèò è óäàëèëñÿ.

Íàéäæåë íàáðàë íîìåð Ëåøè.

______________________________________________________________________________________________________

Áûëà ñåðåäèíà îêòÿáðÿ è ÿ îñíîâàòåëüíî ïðîäðîã, ñèäÿ íà ñêàìåéêå íåïîäàëåêó îò ñòåíû â îæèäàíèè íîâîñòåé îò Íàéäæåëà. ß âçäðîãíóë, êîãäà ðàçäàëñÿ çâîíîê òåëåôîíà, â ïîïûòêàõ ïðèíÿòü âûçîâ, äâà ðàçà ÷óòü íå âûðîíèë åãî. Íàéäæåë ñîîáùèë, ÷òî ìíå íóæíî ïîäîéòè ê ñåâåðíîé ñòåíå è æäàòü âîçëå êàêîé-òî äâåðè, ïîõîæåé íà ïîãðåá. ß íå ñîâñåì ïîíÿë, çà÷åì ýòî íóæíî, íî ïîñëåäîâàë åãî èíñòðóêöèÿì: âûáîðà ó ìåíÿ âñå ðàâíî íå áûëî.

Ê ìîåìó âÿùåìó óäèâëåíèþ, äâåðü ïîäâàëüíîãî õîëìèêà îòâîðèëàñü, è ÿ óâèäåë Íàéäæåëà, Ñàáèòà è Ìàðèþ, àêòèâíî ïîäçûâàþùèõ ìåíÿ.

– Âû ÷åãî âûäóìàëè? – ñïðîñèë ÿ, ïîäáåæàâ.

Íàéäæåë ôûðêíóë.

– Òû íåäîâîëåí, ÷òî ìû ïðèêðûâàåì òâîþ çàäíèöó?!

ß îçàäà÷åííî íàêëîíèë ãîëîâó.

– À çà÷åì ìû ïî ïîäâàëàì ðåøèëè ïîéòè?

– Ýòî áûë åäèíñòâåííûé ïóòü, – çàÿâèë Ñàáèò.

ß ïîñìîòðåë íà íèõ ìàêñèìàëüíî íåäîóìåííûì âçãëÿäîì.

– Òàê ýòî… ó êóðàòîðà åñòü èäåíòèôèêàöèîííûå êîäû âñåõ íàøèõ ïðîïóñêîâ… Åñëè îõðàííèê ââåäåò ïðîïóñê â áàçó, îí íàéäåò åãî ýëåêòðîííûé âàðèàíò è ïðîïóñòèò ìåíÿ áåç ïðîáëåì… – ÿ îãëÿäåë èõ ìàêñèìàëüíî îçàáî÷åííûì âçãëÿäîì, – âàì íàäî áûëî ïðîñòî ïîïðîñèòü ó êóðàòîðà ìîé íîìåð, îáúÿñíèòü ñèòóàöèþ è ñîîáùèòü êîä îõðàíå…

Ñàáèò èçäàë äîñàäëèâûé âîçãëàñ.

– Âîò æå… Íèêîãäà åù¸ íå ÷óâñòâîâàë ñåáÿ íàñòîëüêî òóïûì.

ß âçäîõíóë.

– Åñëè ÿ ïðàâèëüíî ïîíÿë, âàì ïðèøëîñü ñòûðèòü êëþ÷è îò ýòèõ êàòàêîìá, óìóäðèòüñÿ òàì íå çàáëóäèòüñÿ, ïîñëå ÷åãî íàì ïðèäåòñÿ åù¸ è âîçâðàùàòü êëþ÷è íà ìåñòî, – ÿ ñêåïòè÷åñêè óõìûëüíóëñÿ, – ëþáèòå óñëîæíÿòü ñåáå æèçíü?

Íàéäæåë âèíîâàòî îïóñòèë ãëàçà.

– Ìû íå ïîäóìàëè ïðî íîìåð…

– Íàéäæåë! – âñïëåñíóë ÿ ðóêàìè, – ÿ òåáå ýòó ñõåìó ïî òåëåôîíó îáúÿñíèë!

Íàéäæåë óäèâë¸ííî ïîñìîòðåë íà ìåíÿ.

– Áûëî äåëî?

Ñàáèò çàêàòèë ãëàçà, Ìàðèÿ íà÷àëà ñìåÿòüñÿ â ãîëîñ.

– Ëàäíî, ïîéä¸ìòå óæå, – áóðêíóë Íàéäæåë.

______________________________________________________________________________________________________

Ìû ðåøèëè ïîäîæäàòü îñòàëüíûå ïîë÷àñà îêíà â îäíîì èç áîëüøèõ êîðèäîðîâ ñïåöêóðñà, â ïîïûòêàõ îòðàâèòüñÿ äåøåâûìè ïèðîæêàìè, ïðèâîçèìûìè â øêîëó â ãðÿçíûõ ÿùèêàõ. Íàéäæåë àïïåòèòíî óïëåòàë ïèðîæîê, ïîä îçàáî÷åííûì âçãëÿäîì Ìàðèè.

– Ñëóøàé, à òâîé äðóã íå ïîäàâèòñÿ? – ïîèíòåðåñîâàëàñü Ìàðèÿ.

ß ìàõíóë ðóêîé.

– Åìó íå ïðèâûêàòü, íå îáðàùàé âíèìàíèÿ.

Ñàáèò õîõîòíóë.

– Åñëè îí êîãäà-íèáóäü ñòàíåò âàæíûì ÷åëîâåêîì, ÿ çíàþ, êàê åãî áóäóò óáèâàòü.

– Êñòàòè îá ýòîì, – ïðîãîâîðèë ÿ, – Ñàáèò, ìíå ëþáîïûòíî. Ïî÷åìó î òåáå ãîâîðÿò âñå ýòè… âåùè?

– Áûòü ìîæåò ïîòîìó, ÷òî ýòî ïðàâäà, – õìûêíóë Ñàáèò.

ß ðàñøèðèë ãëàçà.

– Òû è ïðàâäà… ðîñ ñðåäè óáèéö?

– Áûëî äåëî, – óëûáíóëñÿ Ñàáèò, – ÿ ñàì ñ Êàâêàçà, èç îäíîé ãîðíîé äåðåâóøêè. Òóäà ëþäè çàõîäÿò òàê ðåäêî, ÷òî ïî÷òè íèêîãäà.  ýòèõ ãîðàõ ëþäè ðàçíûìè âåùàìè çàíèìàþòñÿ, íàøå ïîñåëåíèå èñïîêîí âåêîâ çàðàáàòûâàëî çàêàçíûìè óáèéñòâàìè. Ìîé îòåö ðåøèë, ÷òî ìíå íåçà÷åì æèòü òàêîé æèçíüþ, – Ñàáèò ïîìðà÷íåë, – îí ïðèâåç ìåíÿ â Ìîñêâó è ïðèñòðîèë â “Áàòèñêàô 1″…Ôàêòè÷åñêè, öåíîé ñâîåé æèçíè.

– Æåñòü, – ïðîáîðìîòàë ÿ, – è êàê òåáå öèâèëèçîâàííîå îáùåñòâî?

Ñàáèò êèíóë íà ìåíÿ èñïåïåëÿþùèé âçãëÿä.

– Ëåøà, òû äóìàåøü, ÷òî ìû òàì ãîâîðèì íà ÿçûêå ïåùåðíûõ ëþäåé, à åäèì ñ ïîëà?!

Читайте также:  Польза отжиманий для женской груди

Ó ìåíÿ ïî ñïèíå ïðîáåæàëè ìóðàøêè, ÿ çàìàõàë ðóêàìè.

– ß íå õîòåë òåáÿ îáèäåòü!

Ìàðèÿ ðàññìåÿëàñü è øóòëèâî ñòóêíóëà Ñàáèòà â ïëå÷î.

– Íå áîéñÿ òû åãî! Îí îáû÷íûé ïàðåíü, ïðîøëîå íå èìååò íà íåãî âëèÿíèÿ, – Ìàøà ïðèùóðèëàñü, ãëÿäÿ íà Ñàáèòà, – ïðàâäà âåäü?

Ñàáèò îïàñëèâî ïîñìîòðåë íà Ìàðèþ.

– Íó êîíå÷íî..

ß áûë óäèâëåí óâèäåííûì. Êàçàëîñü, ÷òî ñòðàøíûé è ãðîçíûé Ñàáèò… Áîèòñÿ ýòó äåâ÷îíêó. ×òî æå îíà òàêîå èç ñåáÿ ïðåäñòàâëÿåò..

– Ìàðèÿ, à ó òåáÿ êàêîå ïðîøëîå?

– Äà âñå îðäèíàðíî. Âûðîñëà â Ãðåöèè, ñåìüÿ íîðìàëüíàÿ, æèçíü íîðìàëüíàÿ.

– À êàê òåáÿ â Ðîññèþ çàíåñëî? – ñïðîñèë Íàéäæåë.

– Ìàìà ðàáîòàåò â ïîñîëüñòâå Ãðåöèè, çäåñü, â Ðîññèè, âîò ìåíÿ ñþäà è íàïðàâèëè.

– Â Ãðåöèè òîæå åñòü Áàòèñêàô, òàê âåäü? – âñïîìèíàë ÿ.

– Äà, “Áàòèñêàô 4”. Äëÿ íèõ íîðìàëüíî îòñûëàòü ó÷åíèêîâ â äðóãèå ñòðàíû, òèïà àäàïòèâíûå íàâûêè. Êñòàòè, à òû-òî ñàì îòêóäà?

– Äîãàäàéñÿ, – óñìåõíóëñÿ ÿ, – îòñþäà, êîíå÷íî. Ìåñòíûé. Îòåö õîðîøî çàðàáàòûâàë âñåãäà, à ìàìà õîòåëà, ÷òîáû ÿ áûë âïåðåäè ïëàíåòû âñåé. Âñåãäà âñå ñàìîå êðóòîå, äàæå êîëÿñêó ìíå ñ íàâîðîòàìè ïîêóïàëà. Êîíå÷íî, êàê òîëüêî ó ìåíÿ îáíàðóæèëè âûñîêèé IQ è àíàëèòè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè, ÿ òóò æå ñòàë äîëæåí ó÷èòüñÿ â ñàìîé êðóòîé øêîëå, à êðó÷å Áàòèñêàôà â ìèðå íè÷åãî íåò. È âîò, ÿ òóò.

– Âû æå ñ Íàéäæåëîì ýíåðãåòèêè, äà? – ñïðîñèë Ñàáèò ñ íàáèòûì ðòîì.

– Íó äà, ñïåöêóðñ, ïîñëåäíèé ãîä. À âû?

– Ìàðèÿ ñî ñïåöêóðñà õèìèè, à ÿ – ìàòåìàòèêà è ãåîìåòðèÿ.

– Òâîé êóðñ êàê-òî íå êðóòî çâó÷èò, – îòìåòèë Íàéäæåë.

Ñàáèò ïðèùóðèëñÿ.

– À òû îòêóäà, Íàéäæåë?

– Àíãëèÿ.

– Àíãëèê, ñòàëî áûòü, – óñìåõíóëàñü Ìàðèÿ, – íå áîëüíî-òî ïîõîæ.

Íàéäæåë ïðîâåë ðóêîé ïî âîëîñàì è âçäîõíóë.

– Äà çíàþ. Ìíå ãîâîðèëè, ÷òî íàøè ïðåäêè ðîäîì èç Èðëàíäèè. Ìåíÿ â Áàòèñêàô îòïðàâèë äÿäÿ, îí òóò êàêóþ-òî äîëæíîñòü çàíèìàåò, – Íàéäæåë çàäóìàëñÿ, – íå ïîìíþ, êàêóþ.

– Êñòàòè î Áàòèñêàôå, – âäðóã âîñêëèêíóë Ñàáèò, – ÷òî çà ïåðâåíñòâî?

– Òû ÷òî, íå çíàåøü? – óäèâèëñÿ Íàéäæåë.

– Çäðàñòå! Ìåíÿ òîëüêî íà ýòîò ãîä ïåðåâåëè, âîîáùå íè íàìåêà.

– Ïåðâåíñòâî – îäèí èç ãëàâíûõ ñïîñîáîâ âûäåëèòü ñðåäè ó÷àùèõñÿ Áàòèñêàôîâ âûäàþùèõñÿ ëè÷íîñòåé, – îòîçâàëñÿ ÿ, – íàñêîëüêî ìíå èçâåñòíî, îíî ïðîâîäèëîñü ñ ñàìîãî îñíîâàíèÿ øêîë. Ïðîõîäèò îíî øåñòü íåäåëü, êàæäîìó ó÷àñòíèêó äàåòñÿ âîñåìíàäöàòü çàäàíèé.

– Ïî òðè çàäàíèÿ íà íåäåëþ? – ïåðåñïðîñèë Ñàáèò.

ß ïîìîòàë ãîëîâîé.

– Íå âñå íåäåëè îäèíàêîâûå. Ïåðâàÿ – òåîðåòè÷åñêàÿ. Ó÷åíèêè è íàñòàâíèêè ðåøàþò ñëîæíåéøèå çàäà÷è, êàêèå òîëüêî ñìîãëè íàéòè ðóêîâîäèòåëè Áàòèñêàôà, – ÿ ïîäíÿë áðîâü, – à âåäü îíè è ïðàâäà ëè÷íî èõ âûäóìûâàþò. ß âèäåë îäíî çàäàíèå, ñêàæó ÷åñòíî, ýòî ïðîñòî òèõèé óæàñ. Íà ïåðâóþ íåäåëþ äåéñòâèòåëüíî äàåòñÿ òðè çàäàíèÿ, â êîíöå íåäåëè ó÷àñòíèê è íàñòàâíèê ïðåäñòàâëÿþò ñâîé îòâåò êîìèññèè èç ïðàâëåíèÿ Áàòèñêàôà.

– À êàêèå çàäà÷è? – ñïðîñèë Ñàáèò.

– Íèêòî íå çíàåò, – îòâåòèëà Ìàðèÿ, – èçâåñòíî, ÷òî çàäà÷è ó âñåõ ðàçíûå, íî, îíè îõâàòûâàþò âñå ñïåöèàëüíîñòè ðàçîì, íè ïîä êîãî íå ïîäñòðàèâàÿñü.

– Ýòî âåðíî, – ïîäòâåðäèë ÿ, – âòîðàÿ íåäåëÿ – ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêà, òóò ïðîõîäèò ïÿòü ìåðîïðèÿòèé, ïî îäíîìó íà êàæäûé äåíü. Òðåòüÿ ñàìàÿ çàãàäî÷íàÿ. Ó òåáÿ âñåãî îäíà çàäà÷à, íî êàêîé îíà áóäåò – ñîâñåì íåÿñíî. Çíàåì òîëüêî, ÷òî ó÷àñòíèêà îòïðàâëÿþò êóäà-òî â äðóãóþ ìåñòíîñòü è ÷òî-òî åìó ïîðó÷àþò. Òàì âñå ïðîñòî – ëèáî çàäàíèå âûïîëíåíî, ëèáî íåò. Íà ÷åòâåðòóþ íåäåëþ ó÷åíèêîâ, íàêîíåö, ñòàëêèâàþò äðóã ñ äðóãîì: ïðîèñõîäèò ÷òî-òî âðîäå âèêòîðèíû. Ïÿòàÿ íåäåëÿ – ñõâàòêè. Ó÷åíèêàì äàþò ïîëå è âûâîäÿò îäèí íà îäèí. Ñ òðåíèðîâî÷íûì îðóæèåì, êîíå÷íî.

– À áûâàëè ñìåðòåëüíûå ñëó÷àè? – ïåðåáèë Ñàáèò.

– Áûâàëè, – ïîäòâåðäèë Íàéäæåë, – êàê-òî, îäíîìó ó÷åíèêó çàðÿäèëè â ãëàç èç ðóæüÿ ñ êðàñêîé. Îí çàêîí÷èë áîé ïîáåäîé, íî ïîøëî çàðàæåíèå – åãî íå ñïàñëè. Ïðèñâîèëè ïîñìåðòíî çâàíèå Ïåðâîãî Áàòèñêàôà.

– Òàê âîò, – ðàçäðàæåííî ïðîäîëæèë ÿ, – øåñòàÿ íåäåëÿ – îïåðàòèâíàÿ çàäà÷à. Ó÷åíèêîâ äåëÿò íà ãðóïïû è âûäàþò èì êîíêðåòíóþ çàäà÷ó. Ïðåäîñòàâëÿþò ïîëèãîí, ñ öåëûì ðÿäîì ïðåïÿòñòâèé è òðóäíîñòåé. Î÷êè çàðàáàòûâàþòñÿ òîëüêî êîìàíäîé. Ïîòîì ó êîìèññèè åñòü äâà äíÿ, ÷òîáû ïðèíÿòü ðåøåíèå ïî ïåðâåíñòâó è îíè îãëàñÿò ðåçóëüòàòû. Âîò òàê.

Ñàáèò çàäóì÷èâî íàõìóðèëñÿ.

– À ñêîëüêî ó÷àñòíèêîâ ìîæåò áûòü?

– Îò îäíîé øêîëû âûñòàâëÿåòñÿ íå áîëåå äåñÿòè ó÷àñòíèêîâ, – îòâåòèëà Ìàðèÿ, – íî áûâàëè è èñêëþ÷åíèÿ.

– Ïîðà, – êîðîòêî îòìåòèë Íàéäæåë, – îêíî êîí÷àåòñÿ. Ëåø. Ó íàñ ýëåêòðîäèíàìèêà.

– Ëàäíî, óâèäèìñÿ âå÷åðîì, – ñêàçàë Ñàáèò, âñòàâàÿ.

 Áàòèñêàôå íå áûëè ïðåäóñìîòðåíû çâîíêè èëè äðóãèå îïîâåùåíèÿ ó÷åíèêîâ î íà÷àëå çàíÿòèé. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ìû äîëæíû áûòü ñàìè ìàêñèìàëüíî îòâåòñòâåííûìè. Ìû ñ Íàéäæåëîì, ïîïðîùàâøèñü ñ íîâûìè äðóçüÿìè, áåãîì íàïðàâèëèñü íà çàíÿòèå, ÷òîáû íå îïîçäàòü.

Çàéäÿ â àóäèòîðèþ, ìû ïîíÿëè, ÷òî ñïåøèëè çðÿ: ïðåïîäàâàòåëÿ åùå íå áûëî è ó÷åíè÷åñêèé ñîñòàâ ïðåáûâàë â ïðàçäíîì áåçäåëèè, áåñåäóÿ ìåæäó ñîáîé.

– Ðîäèîíà Ãðèãîðüåâè÷à åùå íåò? – ñïðîñèë Íàéäæåë ó ñèäÿùåé íåïîäàëåêó äåâóøêè.

Îíà ïîìîòàëà ãîëîâîé. Õîðîøî, ÷òî íå ïîêðóòèëà ïàëüöåì ó âèñêà, ó÷èòûâàÿ, ÷òî Íàéäæåëó ýòî èòàê äîëæíî áûòü õîðîøî âèäíî.

Òåì íå ìåíåå, ýòî áûëî ñòðàííî: ïðåïîäàâàòåëè Áàòèñêàôà áûëè íå ìåíåå îòâåòñòâåííûìè, ÷åì ó÷åíèêè, îí âñåãäà áûëè â àóäèòîðèè åùå ðàíüøå, ÷åì ó÷åíèêè.

Çâóêè áåñåä ñòèõëè, êîãäà â äâåðü âîøåë äèðåêòîð, çà íèì øåë ìîëîäîé ìóæ÷èíà, ëåò òðèäöàòè – òðèäöàòè ïÿòè. Îäåò â äëèííîå ïàëüòî è øëÿïó – áóäòî ñáåæàë èç àìåðèêàíñêèõ ôèëüìîâ âîñüìèäåñÿòûõ, â ðóêàõ äåðæàë áîëüøîé ïîðòôåëü. Ëèöî åãî âûðàæàëî ýìîöèè ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ ïîíèìàíèÿ ñèòóàöèè.

– Ó÷åíèêè, âíèìàíèå! – ãàðêíóë äèðåêòîð, – ýòî Ñåðãåé Ìèõàéëîâè÷ Ìóõà÷åíêî. Òåïåðü îí áóäåò ðàáîòàòü âìåñòî Ðîäèîíà Ãðèãîðüåâè÷à è âåñòè ó âàñ ýëåêòðîäèíàìèêó è äðóãèå ñâÿçíûå ïðåäìåòû. ß íàäåþñü íà âàøå ïîíèìàíèå: îí ñåãîäíÿ ïåðâûé äåíü. Íå îáèæàéòå åãî, – äèðåêòîð áóäòî çàäóìàëñÿ, – õîòÿ áû ñåãîäíÿ…

Ñåðãåé íàõìóðèëñÿ, óñëûøàâ ïîñëåäíèå ñëîâà äèðåêòîðà. Òîò ïîõëîïàë Ñåðãåÿ ïî ïëå÷ó è âûñêî÷èë èç àóäèòîðèè, êàê îøïàðåííûé.

Ñåðãåé ïðîøåë ê ïðåïîäàâàòåëüñêîìó ñòîëó è ïðî÷èñòèë ãîðëî.

– Äîáðûé äåíü âàì. Ê ñîæàëåíèþ, ìíå íå ñêàçàëè, ÷òî âû ñåé÷àñ èçó÷àåòå, íàïîìíèòå ìíå?

– Áåãè îòñþäà, ìóæèê! – ïîñëûøàëñÿ íàñìåøëèâûé ãîëîñ ñ çàäíèõ ïàðò.

Ïàðó ñåêóíä Ñåðãåé íåìèãàþùèì âçãëÿäîì ñìîòðåë íà èñòî÷íèê çâóêà, ïîñëå ÷åãî ñî âñåãî ðàçìàõó çàïóñòèë ïîðòôåëü áåäîëàãå â ãîëîâó. Îáèä÷èê óñïåë óâåðíóòüñÿ, íî ïîðòôåëåì åãî-òàêè çàäåëî.

– Ýé, âû ÷åãî?! – âîçìóòèëñÿ øóòíèê.

Ñåðãåé âíèìàòåëüíî ãëÿäåë íà íåãî.

– Ó ìåíÿ â ïîðòôåëå âàøå ïîñîáèå. Äåðæè, – íåâîçìóòèìî ïðîãîâîðèë Ñåðãåé, – âîò òû è ïîêàæåøü ìíå, ãäå âû îñòàíîâèëèñü. È äà, îãóðöû, ìåíÿ ïðåäóïðåæäàëè, ÷òî âû ëþáèòå èçäåâàòüñÿ íàä íîâûìè ïðåïîäàâàòåëÿìè. Ñðàçó ïðåäóïðåæäàþ: ëó÷øå âàì ñî ìíîé ïîäðóæèòüñÿ.

ß, óëûáàÿñü, ñìîòðåë íà íîâîãî ïðåïîäàâàòåëÿ. Ïîõîæå, îí âïèøåòñÿ â êîëëåêòèâ Áàòèñêàôà.

Ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò…

×àñòü 1:

Áàòèñêàô 1

https://vk.com/devilhistory

https://author.today/u/logrinium/works

Источник