Диалог ученика и учителя о пользе знаний

Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе

      Проанализировав свою работу, я сделала вывод о важности диалога при работе в процессе обучения. В чём важность диалога в классе? Диалог – это универсальный способ познания мира. Его организация даёт возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

    Анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной теме позволяет выделить ряд подходов к пониманию диалога в зависимости от его сущностных характеристик.

    Диалог рассматривается как:

  • метод построения новой культуры личности (М.М. Бахтин, С.Ю. Курганов, Р.Ф. Литовский);
  • процесс особой специфической деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга (З.А.Васильева, В.С.Ильина);
  • особая коммуникативная среда (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин);
  • речевое общение (коммуникация), основу которой составляет речевая деятельность (Г.М.Андреева, Л.С. Выготский);
  • спор, обмен аргументами, дискуссия (В.Н.Курбанов, Л.Б.Туманова).

     «Диалог – суть современной мысли», – подчеркивает В.С. Библер. В процессе учебного диалога учитель создает проблемные ситуации, но не даёт окончательного решения. Над этими проблемами будет размышлять ученик, который находится в роли исследователя.[1]

    Соглашусь с утверждением Александера, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. В диалоге ученики и учитель являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Нил Мерсер описал как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.[2]    

     Диалогическое общение понимается как партнерское взаимодействие, направленное на объединение усилий с целью достижения общего результата в обучении. Содержанием учебной деятельности становится не монологическое информирование учителем, а вовлечение учеников в диалог. Я – словечко, ты – словечко, будет песенка, т.е. создаётся диалог. Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Кроме того, диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство упражнений обращается к опыту самого ученика. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мною на практике часто использовался такой модуль. При работе с классом я заметила, что диалог на уроке способствует интеллектуальному развитию учеников при совместной работе со сверстниками и их результативности в обучении. Я согласна с Выготским, который говорит, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, в совместную беседу. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, способствует когнитивному развитию детей, помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения.

    При этом во время проведения диалогических бесед возникают некоторые проблемы и трудности: не все ученики готовы работать в паре, не каждый ученик может аргументированно преподнести свою идею, выражаться конструктивно и предметно, нетерпимость к другому мнению, некоторые ученики с нежеланием принимают точку зрения своего собеседника, не умеют уважать и ценить идеи других учеников, не умеют учиться друг у друга.

   В преодолении трудностей при проведении бесед может оказать помощь коллективная выработка правил обсуждения при работе в паре, в группе, оказание помощи при составлении вопросов учениками, способствующих изучению учебного материала, необходимое время на осмысление вопроса. Для этого необходимо дать возможность целенаправленно выбрать партнеров для диалоговой беседы и создать атмосферу сотрудничества.

    При проведении своих уроков я применяю диалоговое обучение. Работа проходит в групповой форме. При проведении уроков новые знания не даются в готовом виде. Сначала ученики нацеливаются на то, что они должны узнать и чего должны достигнуть. После этого дети самостоятельно изучают учебный или ресурсный материал и проводят обсуждение сначала в парах, а потом в группе. Во время работы в группах распределяются роли между учениками. Это помогает обеспечивать участие каждого ученика. Также на уроках ребята работают в парах, т.е. здесь я применяю стратегию «партнёр по обсуждению», где тоже происходит обсуждение поставленного вопроса или проблемной ситуации. Использую простые и сложные вопросы. Простые вопросы применяю к тексту, над сложными – заставляю детей задуматься, поразмышлять, проанализировать. Задаю вопросы, которые стимулируют содержательные и аргументированные ответы. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Видно, что дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Выполняя поставленную задачу, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражают это решение в виде словесного тезиса, схем, таблиц, художественного образа, кластеров и затем его презентуют перед всем классом. Я лишь направляю эту деятельность и в завершении мы все вместе подводим итог. В ходе обсуждений и высказываний приучаю ребят начинать свой ответ такими фразами: «Я думаю, что…», «Я считаю, что…», «Я уверен…». На неправильный ответ реагирую таким образом: «Я с тобой не согласна, подумай ещё», «Проверь», «Кто думает иначе», а также направляю к верному ответу с помощью наводящих вопросов. В некоторых случаях прошу доказать, обосновать свою позицию. В ходе обсуждений возникают некоторые трудности: некоторым детям трудно словесно выразить и преподнести свои мысли, сформулировать идеи, не всегда выслушивается позиция товарища. При этом приходиться нацеливать, подводить к мысли, помогать в обсуждении, напоминать о правилах ведения диалоговой беседы. В процессе диалогового обучения на занятиях также создаю условия для ролевых игр, творческой деятельности, т.е. ученикам нужно, например, инсценировать, придумать продолжение, придумать аналогичную историю или задачу, написать мини-эссе. Я вижу, что на таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Эта работа очень нравится и мне, и ученикам. Я вижу горящие глаза детей.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.[3]

Литература:

1. Материалы с сайта https://www.vipstd.ru

2. Методическое пособие «Руководство для учителя» www.cpm.kz

3. Материалы с сайта https://www.psy-files.ru

Хорошкина Ольга Владимировна

Источник

                                                         Выполнила: учитель начальных классов

                                                                   Чванова Светлана Владиславовна

                                                                                            МБОУ «СОШ №4»

Меленки 2016г.

Взаимодействие учителя и учащихся на уроках, как основа эффективного обучения. Организация учебного диалога.

«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.

Читайте также:  Приведите аргументы в пользу того что современная культура

  Сегодня одной из важнейших задач начального образования в соответствии новым Федеральным государственным образовательным стандартом является  деятельность учителя направленная не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.

Учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

От стиля преподавания учителя многое зависит. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В этом возрасте происходит психическое развитие и формирование личности ребёнка. Каждому учителю важен и ценен прогресс в развитии учеников. Поэтому педагог стремится повысить эффективность процесса обучения.

     У  Амонашвили Ш.А. есть притча “Крылья”:

       Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать е старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

    Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки…

     В этой притче заложен глубокий смысл…  Каждый может подумать о чём-то своём. Но мне нравится такая мысль. Мы – учителя,  всю свою жизнь идём  рядом с нашими воспитанниками.  Постоянно находимся в поиске способов и путей достижения целей воспитания и обучения.  Порой, даже сами чего-то не зная, не умея, учимся вместе с детьми, добываем  знания и учим этому наших учеников.

В современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен быть не просто напичкан “зунами”, а уметь организовывать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.

Диалог – это основная форма общения людей. В диалоге раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для самого себя. Невозможно представить без диалога и процесс обучения. Взаимодействие, общение его участников – одно из  важнейших условий успешности обучения.      Поэтому можно говорить об учебном диалоге как об одном из главных методов обучения.

 Учебный диалог – это субъект – субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся. 

Л. В. Занков высоко оценивал способность учителя организовывать коллективный процесс познания, подчёркивая, что при этом «учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринуждённости и в то же время высокой дисциплины, которая создаётся уважением к учителю и товарищам, увлечённостью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке».

 Мастерство учителя заключается в умении создать на занятиях такую атмосферу, которая способствует овладению приёмами познания. В системе развивающего обучения Л. В. Занкова одним из важных средств в арсенале учителя становятся вопросы. Хорошо поставленный вопрос – тот, на который ученик захочет ответить и над которым ему захочется подумать. Удачный вопрос стимулирует ученика к работе в обстановке сотрудничества. Заметим, что приоритет при этом отдаётся таким вопросам, которые предполагают варианты ответов детей, свободное оперирование материалом, выбор такого аспекта анализа учебного предмета, который наиболее близок ребёнку. Преимущество должно отдаваться вопросам открытого типа, стимулирующим мышление. Открытый вопрос – это вопрос, на который нельзя ответить однозначно и кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие  вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом»  и т. п., а это предполагает развёрнутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника.

 Вопросы открытого типа позволяют:

 – получить развёрнутый, подробный ответ;

 – узнать мнения и оценки спрашиваемого;

 – проверить степень понимания.

 Организуя диалог, учитель должен придерживаться определённых этапов: задать вопрос, выслушать ученика, но не оценивать его ответ, а узнать мнения других детей. Не комментируя ответы, учитель организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними.

 Чтобы диалог был результативным, важно следить за логикой рассуждений учеников. Одним из условий ведения диалога является вовлечение в обсуждение всех учеников.

 Правила ведения диалога формулируются учащимися постепенно, в процессе систематической работы. Они могут быть вывешены в классе на плакате, могут быть оформлены в виде памятки. В случае затруднения учащиеся могут к ним обращаться. Приведём их.

 Правила общего обсуждения:

  • не говорить всем сразу;
  • во время диалога смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • реагировать жестами или знаками на реплики говорящего (согласен, не согласен, не понял);
  • возражая или соглашаясь с человеком, выслушивать его мнение до конца;
  • проявлять уважение к говорящему, выслушивать его мнение до конца;
  • не допускать насмешек и недоброжелательных, обидных комментариев.

 Если вышеизложенные правила относились к ученикам, то следующих правил должен придерживаться учитель как руководитель, «дирижёр» учебного диалога. Они касаются ряда организационных моментов:

  • ни одна реплика не должна оставаться без ответа;
  • учебный диалог должен быть строго ограничен по времени;
  • необходимо стимулировать активность учеников, поощрять конструктивное участие в диалоге;
  • нужно добивать чёткости и полноты выражения учениками своих мнений и мыслей.

 Ученик в диалоге – это не «потребитель знаний», а активный участник процесса их добывания. Такое конструктивное, содержательное, равноправное общение является одним из важнейших условий всестороннего развития личности.

 Безусловно, для обеспечения полноценного диалога в классе должна быть создана психологически комфортная обстановка. А для того, чтобы диалог состоялся, педагогу надо владеть целым комплексом умений, которые можно разделить на две группы.

 Первая группа – умения, необходимые учителю при подготовке и планированию учебного диалога:

  • отобрать учебный материал с учётом субъективного опыта учащихся, на основе которого возможна организация диалога;
  • выделить стержневые вопросы для обсуждения;
  • наметить модель общения учителя и учеников, учеников между собой;
  • подобрать дидактический материал, стимулирующий диалогическое взаимодействие.

 Другая группа умений нужна для ведения диалога:

  • работать с учётом субъективного опыта школьников;
  • избегать отрицательных суждений о деятельности учеников;
  • обобщать высказывания учащихся, придавать им научный характер.

 Заметим, что руководящая роль учителя в процессе обучения и докучливое менторство с постоянным подчёркиванием своей доминирующей позиции – разные вещи. Не стоит думать, что учитель должен вообще отступить на задний план, позволяя детям говорить, что вздумается. На самом деле это не так. И роль учителя в ситуациях учебного диалога, возможно, даже значительнее, чем при стандартных формах организации диалога.

 Высокие уровни педагогического мастерства предполагают скрытые, косвенные формы педагогического воздействия, при которых руководство педагога действиями учащегося выступает в завуалированном виде.

 Лидирующая роль учителя в диалоге только по виду противоречит его построению на началах партнёрства. На самом же деле качество педагогического руководства тем выше, чем большую активность и самостоятельность может проявлять ученик в предложенном учителем регламенте учебного диалога.

Источник

———————————————————————-ÀËÅÊÑÅÉ———————————————————————————-

_________________________________________×àñòü âòîðàÿ________________________________________________

Îòêðûâ ãëàçà, ÿ ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ íå ìîã ïîíÿòü, ïî÷åìó â êîìíàòå òàê ñâåòëî. Îñîçíàâ, íàêîíåö, â ÷åì äåëî, ÿ ðàñøèðèë ãëàçà è ïîäîðâàëñÿ ñ êðîâàòè. Âûáåãàÿ èç êîìíàòû, ÿ âïîïûõàõ ñîáèðàë ó÷åáíûå ïðèíàäëåæíîñòè è îäåâàëñÿ òàê áûñòðî, êàê ìîã. ß âûáåæàë íà âòîðîé ýòàæ íàøåãî äîìà è çàñòûë â íåäîóìåíèè: çà ñòîëîì ñèäåë îòåö è ïÿëèëñÿ íà ìåíÿ òàêèì æå ãëóïûì âçãëÿäîì, íå äîíåñÿ áóòåðáðîä äî ðòà.

– À òû ÷åãî òóò äåëàåøü, Ëåø? – ñïðîñèë îí.

– Ý-ý-ý, à òû? – íåóâåðåííî ïðîìÿìëèë ÿ.

Читайте также:  Морская спаржа польза или вред

Îòåö ïî÷åñàë çàòûëîê.

– Íó-ó-ó, ÿ… Îòëûíèâàþ îò ðàáîòû, – íàêîíåö, õîõîòíóë îòåö, – à òû ÷òî, øêîëó ðåøèë ïðîãóëÿòü?

– Òû æå çíàåøü, ïàï, “Áàòèñêàô” íåëüçÿ ïðîãóëèâàòü, – ãðóñòíî ïðîãîâîðèë ÿ.

Îòåö ïîñìîòðåë íà íàðó÷íûå ÷àñû.

– Íî òû óæå îïàçäûâàåøü ïî÷òè íà ÷àñ.. – çàäóì÷èâî ïðîáîðìîòàë îòåö.

– Çíàþ. Òû ìåíÿ íå ïîäáðîñèøü? – óìîëÿþùå ñïðîñèë ÿ.

Îòåö êèâíóë.

– Òîëüêî ïîçàâòðàêàé.

– Äà ëàäíî òåáå, ïàï!

– Çàâòðàêàé, ãîâîðþ! À ÿ ïîéäó ìàøèíó ïîãðåþ.

ß íàäåÿëñÿ õîòÿ áû íå âñòðåòèòü íèêîãî äîìà ñ óòðà, íî îòåö áûë èñêëþ÷åíèåì. Íåñìîòðÿ íà åãî ðàçäîëáàéñêèå íàêëîííîñòè, ýòîò ÷åëîâåê ðóêîâîäèë îäíèì èç êðóïíåéøèõ ïðåäïðèÿòèé ïî ïðîèçâîäñòâó ìÿñà â ñòðàíå. Ìàòü âå÷íî ðóãàëà åãî çà ëåíîñòü, íî îí îòìàõèâàëñÿ îò åå ñëîâ è ïðîñòî æèë òàê, êàê õîòåë. Ñî ñâîåé ãóñòîé áîðîäîé è â äîìàøíåé îäåæäå, îí íàïîìèíàë ñêîðåå õèïïè, íåæåëè êðóïíîãî äåëüöà, íî ÿ çíàë, êîãäà äîõîäèò äî äåëà, íåò ÷åëîâåêà êîìïåòåíòíåå è óìíåå, ÷åì îí.

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ÿ ïîñòîÿííî ñëóøàë ðàçáîðêè ðîäèòåëåé, äî ðàçâîäà äåëî òàê è íå äîøëî íè ðàçó, ìíå äàæå êàçàëîñü, ÷òî âñå ýòî ïðîñòî èõ åæåäíåâíûé ðèòóàë, áåç êîòîðîãî äåíü áûë áû ïðîæèò çðÿ.

Îòåö äîâåç ìåíÿ äî çäàíèÿ øêîëû è, ïîæåëàâ óäà÷è, ïîäìèãíóë ìíå è ñêðûëñÿ â íåèçâåñòíîì íàïðàâëåíèè, îñòàâèâ ïîñëå ñåáÿ îáëàêî âûõëîïíûõ ãàçîâ.

Ãëóáîêî âçäûõàÿ, ÿ øåë ê âîðîòàì òåððèòîðèè, ïîïóòíî âûèñêèâàÿ â êàðìàíàõ ñâîé ïðîïóñê. Ðàçóìååòñÿ, èìåííî â ýòîò äåíü âñå äîëæíî áûëî ïîéòè íå òàê: ÿ âñïîìíèë, ÷òî îñòàâèë ïðîïóñê äîìà, â ïðèõîæåé. Íåðâíè÷àÿ è ðóãàÿ ìàòîì ýòîò äåíü, ÿ íàáðàë íîìåð Íàéäæåëà.

______________________________________________________________________________________________________

Íàéäæåë íå ñðàçó ñîîáðàçèë, ÷òî ïðîèñõîäèò, âòèõàðÿ ïûòàÿñü ãîâîðèòü ïî òåëåôîíó ñ Ëåøåé, êîòîðûé ñóìáóðíî ïîÿñíÿë, ÷òî ïî êàêèì-òî ïðè÷èíàì íå ìîæåò ïîïàñòü íà òåððèòîðèþ øêîëû. Âûéäÿ ñ çàíÿòèÿ, îí ïåðåçâîíèë äðóãó è âíîâü ðàññïðîñèë åãî î ïðîèñõîäÿùåì, ïîòèõîíüêó ïîíèìàÿ, ÷òî ïðîèçîøëî. Îí áûë óäèâëåí óæå òåì, ÷òî Ëåøà óìóäðèëñÿ îïîçäàòü, âåäü çà íèì òàêîãî íå áûëî çàìå÷åíî íè ðàçó çà âñå âðåìÿ ó÷åáû, à íîâîñòü î òîì, ÷òî Ëåøà çàáûë ïðîïóñê äîìà, çàñòàâèëà åãî ñìåÿòüñÿ äîëãî è èñòåðè÷åñêè.

Íàêîíåö, îí êîíñòàòèðîâàë òîò ôàêò, ÷òî Ëåøà ëîõ, è íà÷àë ðàçäóìüÿ íàä òåì, êàê æå åìó ïîìî÷ü íå âëèïíóòü åùå ñèëüíåå, ÷åì ñåé÷àñ.

– Òû æå Íàéäæåë, âåðíî? – ïîñëûøàëñÿ ãîëîñ èç-çà ñïèíû Íàéäæåëà.

Îí ïîãëÿäåë íà èñòî÷íèê çâóêà.

– À, òû Ìàøà, âåðíî? – âñïîìíèë Íàéäæåë, – ïîäðóãà Ñàáèòà.

Ðûæåâîëîñàÿ äåâóøêà óëûáíóëàñü.

– Íó äà. Òîëüêî ÿ ïðåäïî÷èòàþ – Ìàðèÿ. Òû ÷åì-òî ðàññòðîåí?

Íàéäæåë ïî÷åñàë çàòûëîê. Îí íå áûë óâåðåí, ñòîèò ëè ïîñâÿùàòü åå â ïðîáëåìû äðóãà.

– Òóò ïðîáëåìêà âîçíèêëà, – ðåøèëñÿ îí, – Ëåøà íå ìîæåò ïîïàñòü â øêîëó.

Ìàðèÿ âñêèíóëà áðîâè.

– Â êàêîì òàêîì ñìûñëå?

– Çàáûë ïðîïóñê.

Ìàðèÿ ïðûñíóëà.

– Íó äàåò.. Ýòî æå òîò ïàðåíü, êîòîðîãî áèëè â òóàëåòå?

Íàéäæåë ñîñòðîèë êèñëîå ëèöî.

– ×òî âîîáùå òåáÿ çàñòàâèëî çàéòè â ìóæñêîé òóàëåò?

Ìàðèÿ ïîæàëà ïëå÷àìè.

– Ìû øëè ïî êîðèäîðó è óñëûøàëè ñòðàííûé øóì èç òóàëåòà. Ñàáèò ïîøåë ðàçáèðàòüñÿ, à ÿ çà íèì þðêíóëà. Êñòàòè, îí ñêîðî ïðèäåò. Äàâàé âìåñòå è ïîäóìàåì, êàê ïîìî÷ü òâîåìó äðóãó!

Íàéäæåë óëûáíóëñÿ.

– Òû çíàåøü ÿïîíñêèé? – ïîèíòåðåñîâàëñÿ Íàéäæåë.

Ìàðèÿ êèâíóëà, ñàðêàñòè÷íî ïîäíÿâ áðîâü.

– Ìû ñ òîáîé îäíîãîäêè, óìíèê…

– Äàâàé òîãäà íà íåì ãîâîðèòü. Òóò â îñíîâíîì âòîðîé è òðåòèé ãîä îñíîâíîãî êóðñà, îíè åãî åùå íå çíàþò.

– Áîèøüñÿ ñëóõîâ?

– Íó à òî, – ïî-ÿïîíñêè Íàéäæåë, – îíè òóò ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ áûñòðåå âåòðà.

Ìàðèÿ òîæå ïåðåøëà íà ÿïîíñêèé ÿçûê.

– Ó òåáÿ óæå åñòü èäåè íàñ÷åò ïðîïóñêà?

– Íå çíàþ. Áûë áû êîíåö íåäåëè – âûäàâàëè áû íîâûå è ìû ïîïðîáîâàëè áû ïîëó÷èòü ïðîïóñê çà íåãî, à òàê…

– À âîò è Ñàáèò! – âîñêëèêíóëà Ìàðèÿ.

Ñàáèò ïîçäîðîâàëñÿ çà ðóêó ñ Íàéäæåëîì.

– À ÷åãî ó âàñ òóò? – ñïðîñèë îí ïî-ðóññêè.

– Ó íàñ òóò ÿçûêîâîå îãðàíè÷åíèå, – ïî-ÿïîíñêè îòâåòèëà Ìàðèÿ, õèõèêíóâ, – âî èçáåæàíèå ëèøíèõ ñëóõîâ.

Ñàáèò íåïîíèìàþùå óñòàâèëñÿ íà Íàéäæåëà.

– Ëåøà ïîòåðÿë ñâîé ïðîïóñê è íå ìîæåò ïîïàñòü â øêîëó, – ïîÿñíèë Íàéäæåë ïî-ÿïîíñêè, – åñòü èäåè, êàê åìó ïîìî÷ü?

– À åñëè ñ îõðàííèêîì äîãîâîðèòüñÿ? – ïðåäëîæèë Ñàáèò.

– Òû åãî âèäåë? – çàñîìíåâàëàñü Ìàðèÿ, – äà è êàê ñ îñòàëüíûìè áûòü, îíè íå ñëèøêîì äàëåêî ïàñóòñÿ.

– Ìîæåò, âåðåâêà? – îòîçâàëñÿ Ñàáèò.

– Êàêàÿ åùå âåðåâêà? – âîçìóòèëàñü Ìàðèÿ, – òû âîîáùå î ÷åì?

– Ïëåòåíàÿ, Ìàø! – âîñêëèêíóë Ñàáèò, – ÷åðåç ñòåíó ïåðåáðîñèòü è ãîòîâî!

– Îí ÷òî, ñêàëîëàç? Êðîìå òîãî, ýòî óæå ìîãóò ðàñöåíèòü êàê âòîðæåíèå íà òåððèòîðèþ. Ñàì âåäü çíàåøü, êàê ó íàñ ñòðîãî ñ ýòèì.

– Íó à ÷òî òîãäà, – îáèæåííî áóðêíóë Ñàáèò, – ïîäêîï, ÷òî ëè?

Ìàðèÿ çàêàòèëà ãëàçà.
– Ó òåáÿ îäíà èäåÿ ëó÷øå äðóãîé!

– Âîîáùå-òî, â ýòîì åñòü ñìûñë, – âêëèíèëñÿ Íàéäæåë, – ïî òåððèòîðèè øêîëû ïðîõîäÿò ïîäçåìíûå ïîìåùåíèÿ, îáîðóäîâàííûå, êàê òåõíè÷åñêèå… Êëþ÷ ìîæíî âçÿòü ó òåõíè÷åñêîé ñëóæáû. Òàê ìû ñïîêîéíî ïðîâåäåì åãî â øêîëó.

Ñàáèò è Ìàðèÿ íåäîóìåííî ãëÿäåëè íà Íàéäæåëà.

– Íó è êàê òû áóäåøü êëþ÷ çàáèðàòü? – ñïðîñèëà Ìàðèÿ.

– À çàáëóäèòüñÿ íå áîèøüñÿ? – âòîðèë Ñàáèò.

Îíè ïåðåêðèêèâàëè äðóã äðóãà, âûñêàçûâàÿ íåäîâîëüñòâî èäååé Íàéäæåëà, è åìó ïðèøëîñü êðèêíóòü “Ñòîï!”, ÷òîáû îíè óñïîêîèëèñü.

– Ó âàñ åñòü äðóãèå èäåè? – ïðèùóðèëñÿ Íàéäæåë.

Ìàðèÿ è Ñàáèò ïåðåãëÿíóëèñü.

– ß òàê è äóìàë! Ýòî ñàìûé ðàöèîíàëüíûé âàðèàíò èç âñåõ èìåþùèõñÿ, âåðíî?

– Íó äà, – ïîæàëà ïëå÷àìè Ìàðèÿ.

– Ïîæàëóé, – ñîãëàñèëñÿ Ñàáèò.

– Ó íàñ ñåé÷àñ îêíî íà äà ÷àñà? – ðàññóæäàë Íàéäæåë, – íóæíî óëîæèòüñÿ â ýòîò ñðîê.

Ñàáèò óòâåðäèòåëüíî êèâíóë.

– Çíà÷èò, íàì íóæíî äîñòàòü êëþ÷è è ñõåìó ïîìåùåíèé, – ïîäûòîæèë îí, – çíà÷èò òàê, âû äâîå èäèòå êî âõîäó è ïðîèíñòðóêòèðóéòå Ëåøó, êóäà åìó ïîäîéòè è ÷òî äåëàòü, ÿ äîñòàíó ÷òî íóæíî.

– Òåáå ïîìîùü íå íóæíà? – ñ ñîìíåíèåì ïîèíòåðåñîâàëñÿ Íàéäæåë.

– Òîëüêî ìåøàòü áóäåòå, – îòìàõíóëñÿ Ñàáèò è óäàëèëñÿ.

Íàéäæåë íàáðàë íîìåð Ëåøè.

______________________________________________________________________________________________________

Áûëà ñåðåäèíà îêòÿáðÿ è ÿ îñíîâàòåëüíî ïðîäðîã, ñèäÿ íà ñêàìåéêå íåïîäàëåêó îò ñòåíû â îæèäàíèè íîâîñòåé îò Íàéäæåëà. ß âçäðîãíóë, êîãäà ðàçäàëñÿ çâîíîê òåëåôîíà, â ïîïûòêàõ ïðèíÿòü âûçîâ, äâà ðàçà ÷óòü íå âûðîíèë åãî. Íàéäæåë ñîîáùèë, ÷òî ìíå íóæíî ïîäîéòè ê ñåâåðíîé ñòåíå è æäàòü âîçëå êàêîé-òî äâåðè, ïîõîæåé íà ïîãðåá. ß íå ñîâñåì ïîíÿë, çà÷åì ýòî íóæíî, íî ïîñëåäîâàë åãî èíñòðóêöèÿì: âûáîðà ó ìåíÿ âñå ðàâíî íå áûëî.

Ê ìîåìó âÿùåìó óäèâëåíèþ, äâåðü ïîäâàëüíîãî õîëìèêà îòâîðèëàñü, è ÿ óâèäåë Íàéäæåëà, Ñàáèòà è Ìàðèþ, àêòèâíî ïîäçûâàþùèõ ìåíÿ.

– Âû ÷åãî âûäóìàëè? – ñïðîñèë ÿ, ïîäáåæàâ.

Íàéäæåë ôûðêíóë.

– Òû íåäîâîëåí, ÷òî ìû ïðèêðûâàåì òâîþ çàäíèöó?!

ß îçàäà÷åííî íàêëîíèë ãîëîâó.

– À çà÷åì ìû ïî ïîäâàëàì ðåøèëè ïîéòè?

– Ýòî áûë åäèíñòâåííûé ïóòü, – çàÿâèë Ñàáèò.

ß ïîñìîòðåë íà íèõ ìàêñèìàëüíî íåäîóìåííûì âçãëÿäîì.

– Òàê ýòî… ó êóðàòîðà åñòü èäåíòèôèêàöèîííûå êîäû âñåõ íàøèõ ïðîïóñêîâ… Åñëè îõðàííèê ââåäåò ïðîïóñê â áàçó, îí íàéäåò åãî ýëåêòðîííûé âàðèàíò è ïðîïóñòèò ìåíÿ áåç ïðîáëåì… – ÿ îãëÿäåë èõ ìàêñèìàëüíî îçàáî÷åííûì âçãëÿäîì, – âàì íàäî áûëî ïðîñòî ïîïðîñèòü ó êóðàòîðà ìîé íîìåð, îáúÿñíèòü ñèòóàöèþ è ñîîáùèòü êîä îõðàíå…

Ñàáèò èçäàë äîñàäëèâûé âîçãëàñ.

– Âîò æå… Íèêîãäà åù¸ íå ÷óâñòâîâàë ñåáÿ íàñòîëüêî òóïûì.

ß âçäîõíóë.

– Åñëè ÿ ïðàâèëüíî ïîíÿë, âàì ïðèøëîñü ñòûðèòü êëþ÷è îò ýòèõ êàòàêîìá, óìóäðèòüñÿ òàì íå çàáëóäèòüñÿ, ïîñëå ÷åãî íàì ïðèäåòñÿ åù¸ è âîçâðàùàòü êëþ÷è íà ìåñòî, – ÿ ñêåïòè÷åñêè óõìûëüíóëñÿ, – ëþáèòå óñëîæíÿòü ñåáå æèçíü?

Íàéäæåë âèíîâàòî îïóñòèë ãëàçà.

– Ìû íå ïîäóìàëè ïðî íîìåð…

– Íàéäæåë! – âñïëåñíóë ÿ ðóêàìè, – ÿ òåáå ýòó ñõåìó ïî òåëåôîíó îáúÿñíèë!

Íàéäæåë óäèâë¸ííî ïîñìîòðåë íà ìåíÿ.

– Áûëî äåëî?

Ñàáèò çàêàòèë ãëàçà, Ìàðèÿ íà÷àëà ñìåÿòüñÿ â ãîëîñ.

– Ëàäíî, ïîéä¸ìòå óæå, – áóðêíóë Íàéäæåë.

______________________________________________________________________________________________________

Ìû ðåøèëè ïîäîæäàòü îñòàëüíûå ïîë÷àñà îêíà â îäíîì èç áîëüøèõ êîðèäîðîâ ñïåöêóðñà, â ïîïûòêàõ îòðàâèòüñÿ äåøåâûìè ïèðîæêàìè, ïðèâîçèìûìè â øêîëó â ãðÿçíûõ ÿùèêàõ. Íàéäæåë àïïåòèòíî óïëåòàë ïèðîæîê, ïîä îçàáî÷åííûì âçãëÿäîì Ìàðèè.

Читайте также:  В чью пользу штраф потребитель

– Ñëóøàé, à òâîé äðóã íå ïîäàâèòñÿ? – ïîèíòåðåñîâàëàñü Ìàðèÿ.

ß ìàõíóë ðóêîé.

– Åìó íå ïðèâûêàòü, íå îáðàùàé âíèìàíèÿ.

Ñàáèò õîõîòíóë.

– Åñëè îí êîãäà-íèáóäü ñòàíåò âàæíûì ÷åëîâåêîì, ÿ çíàþ, êàê åãî áóäóò óáèâàòü.

– Êñòàòè îá ýòîì, – ïðîãîâîðèë ÿ, – Ñàáèò, ìíå ëþáîïûòíî. Ïî÷åìó î òåáå ãîâîðÿò âñå ýòè… âåùè?

– Áûòü ìîæåò ïîòîìó, ÷òî ýòî ïðàâäà, – õìûêíóë Ñàáèò.

ß ðàñøèðèë ãëàçà.

– Òû è ïðàâäà… ðîñ ñðåäè óáèéö?

– Áûëî äåëî, – óëûáíóëñÿ Ñàáèò, – ÿ ñàì ñ Êàâêàçà, èç îäíîé ãîðíîé äåðåâóøêè. Òóäà ëþäè çàõîäÿò òàê ðåäêî, ÷òî ïî÷òè íèêîãäà.  ýòèõ ãîðàõ ëþäè ðàçíûìè âåùàìè çàíèìàþòñÿ, íàøå ïîñåëåíèå èñïîêîí âåêîâ çàðàáàòûâàëî çàêàçíûìè óáèéñòâàìè. Ìîé îòåö ðåøèë, ÷òî ìíå íåçà÷åì æèòü òàêîé æèçíüþ, – Ñàáèò ïîìðà÷íåë, – îí ïðèâåç ìåíÿ â Ìîñêâó è ïðèñòðîèë â “Áàòèñêàô 1″…Ôàêòè÷åñêè, öåíîé ñâîåé æèçíè.

– Æåñòü, – ïðîáîðìîòàë ÿ, – è êàê òåáå öèâèëèçîâàííîå îáùåñòâî?

Ñàáèò êèíóë íà ìåíÿ èñïåïåëÿþùèé âçãëÿä.

– Ëåøà, òû äóìàåøü, ÷òî ìû òàì ãîâîðèì íà ÿçûêå ïåùåðíûõ ëþäåé, à åäèì ñ ïîëà?!

Ó ìåíÿ ïî ñïèíå ïðîáåæàëè ìóðàøêè, ÿ çàìàõàë ðóêàìè.

– ß íå õîòåë òåáÿ îáèäåòü!

Ìàðèÿ ðàññìåÿëàñü è øóòëèâî ñòóêíóëà Ñàáèòà â ïëå÷î.

– Íå áîéñÿ òû åãî! Îí îáû÷íûé ïàðåíü, ïðîøëîå íå èìååò íà íåãî âëèÿíèÿ, – Ìàøà ïðèùóðèëàñü, ãëÿäÿ íà Ñàáèòà, – ïðàâäà âåäü?

Ñàáèò îïàñëèâî ïîñìîòðåë íà Ìàðèþ.

– Íó êîíå÷íî..

ß áûë óäèâëåí óâèäåííûì. Êàçàëîñü, ÷òî ñòðàøíûé è ãðîçíûé Ñàáèò… Áîèòñÿ ýòó äåâ÷îíêó. ×òî æå îíà òàêîå èç ñåáÿ ïðåäñòàâëÿåò..

– Ìàðèÿ, à ó òåáÿ êàêîå ïðîøëîå?

– Äà âñå îðäèíàðíî. Âûðîñëà â Ãðåöèè, ñåìüÿ íîðìàëüíàÿ, æèçíü íîðìàëüíàÿ.

– À êàê òåáÿ â Ðîññèþ çàíåñëî? – ñïðîñèë Íàéäæåë.

– Ìàìà ðàáîòàåò â ïîñîëüñòâå Ãðåöèè, çäåñü, â Ðîññèè, âîò ìåíÿ ñþäà è íàïðàâèëè.

– Â Ãðåöèè òîæå åñòü Áàòèñêàô, òàê âåäü? – âñïîìèíàë ÿ.

– Äà, “Áàòèñêàô 4”. Äëÿ íèõ íîðìàëüíî îòñûëàòü ó÷åíèêîâ â äðóãèå ñòðàíû, òèïà àäàïòèâíûå íàâûêè. Êñòàòè, à òû-òî ñàì îòêóäà?

– Äîãàäàéñÿ, – óñìåõíóëñÿ ÿ, – îòñþäà, êîíå÷íî. Ìåñòíûé. Îòåö õîðîøî çàðàáàòûâàë âñåãäà, à ìàìà õîòåëà, ÷òîáû ÿ áûë âïåðåäè ïëàíåòû âñåé. Âñåãäà âñå ñàìîå êðóòîå, äàæå êîëÿñêó ìíå ñ íàâîðîòàìè ïîêóïàëà. Êîíå÷íî, êàê òîëüêî ó ìåíÿ îáíàðóæèëè âûñîêèé IQ è àíàëèòè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè, ÿ òóò æå ñòàë äîëæåí ó÷èòüñÿ â ñàìîé êðóòîé øêîëå, à êðó÷å Áàòèñêàôà â ìèðå íè÷åãî íåò. È âîò, ÿ òóò.

– Âû æå ñ Íàéäæåëîì ýíåðãåòèêè, äà? – ñïðîñèë Ñàáèò ñ íàáèòûì ðòîì.

– Íó äà, ñïåöêóðñ, ïîñëåäíèé ãîä. À âû?

– Ìàðèÿ ñî ñïåöêóðñà õèìèè, à ÿ – ìàòåìàòèêà è ãåîìåòðèÿ.

– Òâîé êóðñ êàê-òî íå êðóòî çâó÷èò, – îòìåòèë Íàéäæåë.

Ñàáèò ïðèùóðèëñÿ.

– À òû îòêóäà, Íàéäæåë?

– Àíãëèÿ.

– Àíãëèê, ñòàëî áûòü, – óñìåõíóëàñü Ìàðèÿ, – íå áîëüíî-òî ïîõîæ.

Íàéäæåë ïðîâåë ðóêîé ïî âîëîñàì è âçäîõíóë.

– Äà çíàþ. Ìíå ãîâîðèëè, ÷òî íàøè ïðåäêè ðîäîì èç Èðëàíäèè. Ìåíÿ â Áàòèñêàô îòïðàâèë äÿäÿ, îí òóò êàêóþ-òî äîëæíîñòü çàíèìàåò, – Íàéäæåë çàäóìàëñÿ, – íå ïîìíþ, êàêóþ.

– Êñòàòè î Áàòèñêàôå, – âäðóã âîñêëèêíóë Ñàáèò, – ÷òî çà ïåðâåíñòâî?

– Òû ÷òî, íå çíàåøü? – óäèâèëñÿ Íàéäæåë.

– Çäðàñòå! Ìåíÿ òîëüêî íà ýòîò ãîä ïåðåâåëè, âîîáùå íè íàìåêà.

– Ïåðâåíñòâî – îäèí èç ãëàâíûõ ñïîñîáîâ âûäåëèòü ñðåäè ó÷àùèõñÿ Áàòèñêàôîâ âûäàþùèõñÿ ëè÷íîñòåé, – îòîçâàëñÿ ÿ, – íàñêîëüêî ìíå èçâåñòíî, îíî ïðîâîäèëîñü ñ ñàìîãî îñíîâàíèÿ øêîë. Ïðîõîäèò îíî øåñòü íåäåëü, êàæäîìó ó÷àñòíèêó äàåòñÿ âîñåìíàäöàòü çàäàíèé.

– Ïî òðè çàäàíèÿ íà íåäåëþ? – ïåðåñïðîñèë Ñàáèò.

ß ïîìîòàë ãîëîâîé.

– Íå âñå íåäåëè îäèíàêîâûå. Ïåðâàÿ – òåîðåòè÷åñêàÿ. Ó÷åíèêè è íàñòàâíèêè ðåøàþò ñëîæíåéøèå çàäà÷è, êàêèå òîëüêî ñìîãëè íàéòè ðóêîâîäèòåëè Áàòèñêàôà, – ÿ ïîäíÿë áðîâü, – à âåäü îíè è ïðàâäà ëè÷íî èõ âûäóìûâàþò. ß âèäåë îäíî çàäàíèå, ñêàæó ÷åñòíî, ýòî ïðîñòî òèõèé óæàñ. Íà ïåðâóþ íåäåëþ äåéñòâèòåëüíî äàåòñÿ òðè çàäàíèÿ, â êîíöå íåäåëè ó÷àñòíèê è íàñòàâíèê ïðåäñòàâëÿþò ñâîé îòâåò êîìèññèè èç ïðàâëåíèÿ Áàòèñêàôà.

– À êàêèå çàäà÷è? – ñïðîñèë Ñàáèò.

– Íèêòî íå çíàåò, – îòâåòèëà Ìàðèÿ, – èçâåñòíî, ÷òî çàäà÷è ó âñåõ ðàçíûå, íî, îíè îõâàòûâàþò âñå ñïåöèàëüíîñòè ðàçîì, íè ïîä êîãî íå ïîäñòðàèâàÿñü.

– Ýòî âåðíî, – ïîäòâåðäèë ÿ, – âòîðàÿ íåäåëÿ – ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêà, òóò ïðîõîäèò ïÿòü ìåðîïðèÿòèé, ïî îäíîìó íà êàæäûé äåíü. Òðåòüÿ ñàìàÿ çàãàäî÷íàÿ. Ó òåáÿ âñåãî îäíà çàäà÷à, íî êàêîé îíà áóäåò – ñîâñåì íåÿñíî. Çíàåì òîëüêî, ÷òî ó÷àñòíèêà îòïðàâëÿþò êóäà-òî â äðóãóþ ìåñòíîñòü è ÷òî-òî åìó ïîðó÷àþò. Òàì âñå ïðîñòî – ëèáî çàäàíèå âûïîëíåíî, ëèáî íåò. Íà ÷åòâåðòóþ íåäåëþ ó÷åíèêîâ, íàêîíåö, ñòàëêèâàþò äðóã ñ äðóãîì: ïðîèñõîäèò ÷òî-òî âðîäå âèêòîðèíû. Ïÿòàÿ íåäåëÿ – ñõâàòêè. Ó÷åíèêàì äàþò ïîëå è âûâîäÿò îäèí íà îäèí. Ñ òðåíèðîâî÷íûì îðóæèåì, êîíå÷íî.

– À áûâàëè ñìåðòåëüíûå ñëó÷àè? – ïåðåáèë Ñàáèò.

– Áûâàëè, – ïîäòâåðäèë Íàéäæåë, – êàê-òî, îäíîìó ó÷åíèêó çàðÿäèëè â ãëàç èç ðóæüÿ ñ êðàñêîé. Îí çàêîí÷èë áîé ïîáåäîé, íî ïîøëî çàðàæåíèå – åãî íå ñïàñëè. Ïðèñâîèëè ïîñìåðòíî çâàíèå Ïåðâîãî Áàòèñêàôà.

– Òàê âîò, – ðàçäðàæåííî ïðîäîëæèë ÿ, – øåñòàÿ íåäåëÿ – îïåðàòèâíàÿ çàäà÷à. Ó÷åíèêîâ äåëÿò íà ãðóïïû è âûäàþò èì êîíêðåòíóþ çàäà÷ó. Ïðåäîñòàâëÿþò ïîëèãîí, ñ öåëûì ðÿäîì ïðåïÿòñòâèé è òðóäíîñòåé. Î÷êè çàðàáàòûâàþòñÿ òîëüêî êîìàíäîé. Ïîòîì ó êîìèññèè åñòü äâà äíÿ, ÷òîáû ïðèíÿòü ðåøåíèå ïî ïåðâåíñòâó è îíè îãëàñÿò ðåçóëüòàòû. Âîò òàê.

Ñàáèò çàäóì÷èâî íàõìóðèëñÿ.

– À ñêîëüêî ó÷àñòíèêîâ ìîæåò áûòü?

– Îò îäíîé øêîëû âûñòàâëÿåòñÿ íå áîëåå äåñÿòè ó÷àñòíèêîâ, – îòâåòèëà Ìàðèÿ, – íî áûâàëè è èñêëþ÷åíèÿ.

– Ïîðà, – êîðîòêî îòìåòèë Íàéäæåë, – îêíî êîí÷àåòñÿ. Ëåø. Ó íàñ ýëåêòðîäèíàìèêà.

– Ëàäíî, óâèäèìñÿ âå÷åðîì, – ñêàçàë Ñàáèò, âñòàâàÿ.

 Áàòèñêàôå íå áûëè ïðåäóñìîòðåíû çâîíêè èëè äðóãèå îïîâåùåíèÿ ó÷åíèêîâ î íà÷àëå çàíÿòèé. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ìû äîëæíû áûòü ñàìè ìàêñèìàëüíî îòâåòñòâåííûìè. Ìû ñ Íàéäæåëîì, ïîïðîùàâøèñü ñ íîâûìè äðóçüÿìè, áåãîì íàïðàâèëèñü íà çàíÿòèå, ÷òîáû íå îïîçäàòü.

Çàéäÿ â àóäèòîðèþ, ìû ïîíÿëè, ÷òî ñïåøèëè çðÿ: ïðåïîäàâàòåëÿ åùå íå áûëî è ó÷åíè÷åñêèé ñîñòàâ ïðåáûâàë â ïðàçäíîì áåçäåëèè, áåñåäóÿ ìåæäó ñîáîé.

– Ðîäèîíà Ãðèãîðüåâè÷à åùå íåò? – ñïðîñèë Íàéäæåë ó ñèäÿùåé íåïîäàëåêó äåâóøêè.

Îíà ïîìîòàëà ãîëîâîé. Õîðîøî, ÷òî íå ïîêðóòèëà ïàëüöåì ó âèñêà, ó÷èòûâàÿ, ÷òî Íàéäæåëó ýòî èòàê äîëæíî áûòü õîðîøî âèäíî.

Òåì íå ìåíåå, ýòî áûëî ñòðàííî: ïðåïîäàâàòåëè Áàòèñêàôà áûëè íå ìåíåå îòâåòñòâåííûìè, ÷åì ó÷åíèêè, îí âñåãäà áûëè â àóäèòîðèè åùå ðàíüøå, ÷åì ó÷åíèêè.

Çâóêè áåñåä ñòèõëè, êîãäà â äâåðü âîøåë äèðåêòîð, çà íèì øåë ìîëîäîé ìóæ÷èíà, ëåò òðèäöàòè – òðèäöàòè ïÿòè. Îäåò â äëèííîå ïàëüòî è øëÿïó – áóäòî ñáåæàë èç àìåðèêàíñêèõ ôèëüìîâ âîñüìèäåñÿòûõ, â ðóêàõ äåðæàë áîëüøîé ïîðòôåëü. Ëèöî åãî âûðàæàëî ýìîöèè ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ ïîíèìàíèÿ ñèòóàöèè.

– Ó÷åíèêè, âíèìàíèå! – ãàðêíóë äèðåêòîð, – ýòî Ñåðãåé Ìèõàéëîâè÷ Ìóõà÷åíêî. Òåïåðü îí áóäåò ðàáîòàòü âìåñòî Ðîäèîíà Ãðèãîðüåâè÷à è âåñòè ó âàñ ýëåêòðîäèíàìèêó è äðóãèå ñâÿçíûå ïðåäìåòû. ß íàäåþñü íà âàøå ïîíèìàíèå: îí ñåãîäíÿ ïåðâûé äåíü. Íå îáèæàéòå åãî, – äèðåêòîð áóäòî çàäóìàëñÿ, – õîòÿ áû ñåãîäíÿ…

Ñåðãåé íàõìóðèëñÿ, óñëûøàâ ïîñëåäíèå ñëîâà äèðåêòîðà. Òîò ïîõëîïàë Ñåðãåÿ ïî ïëå÷ó è âûñêî÷èë èç àóäèòîðèè, êàê îøïàðåííûé.

Ñåðãåé ïðîøåë ê ïðåïîäàâàòåëüñêîìó ñòîëó è ïðî÷èñòèë ãîðëî.

– Äîáðûé äåíü âàì. Ê ñîæàëåíèþ, ìíå íå ñêàçàëè, ÷òî âû ñåé÷àñ èçó÷àåòå, íàïîìíèòå ìíå?

– Áåãè îòñþäà, ìóæèê! – ïîñëûøàëñÿ íàñìåøëèâûé ãîëîñ ñ çàäíèõ ïàðò.

Ïàðó ñåêóíä Ñåðãåé íåìèãàþùèì âçãëÿäîì ñìîòðåë íà èñòî÷íèê çâóêà, ïîñëå ÷åãî ñî âñåãî ðàçìàõó çàïóñòèë ïîðòôåëü áåäîëàãå â ãîëîâó. Îáèä÷èê óñïåë óâåðíóòüñÿ, íî ïîðòôåëåì åãî-òàêè çàäåëî.

– Ýé, âû ÷åãî?! – âîçìóòèëñÿ øóòíèê.

Ñåðãåé âíèìàòåëüíî ãëÿäåë íà íåãî.

– Ó ìåíÿ â ïîðòôåëå âàøå ïîñîáèå. Äåðæè, – íåâîçìóòèìî ïðîãîâîðèë Ñåðãåé, – âîò òû è ïîêàæåøü ìíå, ãäå âû îñòàíîâèëèñü. È äà, îãóðöû, ìåíÿ ïðåäóïðåæäàëè, ÷òî âû ëþáèòå èçäåâàòüñÿ íàä íîâûìè ïðåïîäàâàòåëÿìè. Ñðàçó ïðåäóïðåæäàþ: ëó÷øå âàì ñî ìíîé ïîäðóæèòüñÿ.

ß, óëûáàÿñü, ñìîòðåë íà íîâîãî ïðåïîäàâàòåëÿ. Ïîõîæå, îí âïèøåòñÿ â êîëëåêòèâ Áàòèñêàôà.

Ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò…

×àñòü 1:

Áàòèñêàô 1

https://vk.com/devilhistory

https://author.today/u/logrinium/works

Источник