Детские врачи польза и вред
Вокруг вакцинации детей в последние десятилетия ходит масса страшных историй. СМИ любят писать о случаях, связанных с прививками, часто не разбираясь в деталях, да и интернет кишит публикациями, посвященными вреду вакцинации. Неудивительно, что все большее число родителей отказываются делать прививки детям. Где же правда, а где ложь и домыслы?
Делать ли ребенку прививки
Открытие прививок
Исключение вида homo sapiens из естественного отбора привело к тому, что в своей массе люди обладают довольно короткой памятью — личная безопасность в данном контексте воспринимается как данность.
В условиях современной цивилизации уже нет страха перед смертельными опасностями прошлых веков.
Прежде всего, эта беспечность касается сферы здравоохранения. После того, как Луи Пастер в 1881 году разработал вакцины от:
- сибирской язвы
- холеры
- бешенства
а Александр Флеминг спустя 30 лет открыл пенициллин, ужас перед неизлечимыми заболеваниями отступил, а детская смертность перестала свирепствовать в большинстве стран. Резко возросла продолжительность жизни.
Хотя еще в начале XX века “испанский грипп” выкосил всего за 18 месяцев от 50 до 100 миллионов человек, затмив собой кровопролитную бойню Первой мировой. Похоронные службы не справлялись с нескончаемым потоком трупов — хоронили погибших в огромных братских могилах.
Читайте также: 30 лет без чумы. Неужели вернулась?
К счастью, столь же смертельных вспышек в мире более не повторялось. Смертельные болезни, уничтожавшие прежде целые города, отступили благодаря массовой вакцинации и улучшению санитарных условий.
Правда, периодически наблюдаются вспышки заражения вирусом гриппа, принадлежащего к группе вирусов печально известной “испанки” — H1N1. На данный момент основным очагом этого заболевания является Мексика. Этот штамм гриппа, так называемый “свиной грипп” не столь опасен, как “испанка”, однако способен вызвать осложнения в виде нечувствительной к антибиотикам пневмонии, которая способна убить больного за сутки.
К сожалению, в самой Мексике, судя по всему, борьба с распространением свиного гриппа ведется не слишком активно — регулярно фиксируются вспышки данной инфекции. Что, вероятнее всего, связано с плачевным состоянием здравоохранения этой отсталой в экономическом смысле страны.
Такая же ситуация наблюдается в странах Средней Азии относительно еще более опасного полиомиелита. Там, где начинает отступать цивилизация, неизбежно активизируются самые страшные болезни, о которых остальной мир уже успел позабыть. Беда в том, что болезнь не знает государственных границ. Товарооборот и миграция разносят вирус далеко от первичного очага.
Смертельные болезни, уничтожавшие прежде целые города, отступили благодаря массовой вакцинации
Россия на данный момент удерживает двадцатую позицию в мире по уровню вакцинации населения. Мы уже забыли, как выглядят умирающие от:
- коклюша
- столбняка
- полиомиелита
и на почве этого счастливого забвения постепенно нарастает популярность антипрививочного движения, представители которого усматривают в возможных побочных последствиях от введения вакцин большую опасность, нежели в самих заболеваниях.
Читайте также: Битва за детсад: выстоять в очереди и победить
Опасность антипрививочного движения
Так есть ли гипотетическая вероятность того, что вскоре мир охватит пандемия нового опасного заболевания? Могут ли “поднять голову” ранее побежденные болезни, вроде оспы, на фоне набирающего популярность антипрививочного движения? И есть ли хотя бы доля истины в аргументах “антипрививочников”?
Профессор, доктор биологических наук, руководитель лаборатории природно-очаговых инфекций Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Платонов:
“Возможность возникновения новых пандемий исключать нельзя. В науке есть такое понятие, как “новые и возвращающиеся инфекции”. И примерно раз в 10 лет мы такое, безусловно, наблюдаем. Появляются ранее неизвестные болезни, которые обладают большой способностью к распространению.
как это было в случае с атипичной пневмонией и короновирусной инфекцией, либо заболевания о которых, казалось бы, забыли, но они снова свирепствуют в мире:
- холера
- оспа
- полиомиелит
Эксперт добавил, что на данный момент единственным фактором, сдерживающим распространение многих смертельных инфекций, является программа по вакцинации населения.
“Есть понятие “контролируемые инфекции” — к ним относятся:
- дифтерия
- корь
- полиомиелит и другие
а контролируются они именно в результате вакцинации.
Благодаря этому за минувшие сто лет так разительно изменилась продолжительность жизни. Благодаря вакцинации от детских инфекций в десятки и сотни раз снизилась детская смертность. Но стоит ванцинацию прекратить, как снова начинается (по причине того, что патогенный микроорганизм не исчез, а продолжает существовать в природе) новый подъем заболевания.
Так было в России с дифтерией в 90-х годах, так сейчас происходит с корью — больше всего во Франции, где забросили в существенной степени прививки от кори. Пусть в меньшей степени, но это затрагивает и нас — есть случаи и в России, и на Украине”, — заключил профессор Платонов.
Отказ от вакцинации влечет новый подъем заболевания.
Конечно, высказанное мнение неоригинально, — так говорят все медики и ученые, однако убедить “антипрививочников” не может ни:
- статистика
- научные факты
- профессионализм медиков
В данной среде главенствует убежденность в том, что причина, по которой массовая вакцинация “навязывается” населению — это лоббистские интересы крупных фармацевтических компаний, которым выгодно “травить” детей своими вакцинами”.
Наиболее радикальные борцы с вакцинацией (как правило, это люди, не имеющие медицинского или естественно-научного образования, молодые матери, опирающиеся на рекомендации разнообразного самиздата) утверждают, что вакцины:
- неэффективны (якобы, спад заболеваемости натуральной оспой произошел лишь благодаря улучшению санитарных условий);
- опасны — содержат ртуть, формальдегид и соли алюминия;
- “детские болезни” легко вылечиваются и без вакцинации;
- вирусные элементы вакцин могут существовать и изменяться в человеческом теле в течение многих лет, и последствия этого неизвестны;
- вакцинация приводит к частой гибели детей, но власти препятствуют расследованию этих смертей, так как защищают интересы фармацевтических компаний.
Последний и самый главный аргумент “антипрививочников” выглядит не состоятельно в свете того, что массовая вакцинация населения в равной степени проводилась как в капиталистических, так и в странах соцлагеря, где просто не было коммерческих компаний.
И если об относительно легкой переносимости таких заболеваний, как:
- паротит
- краснуха
еще можно говорить, то в отношении:
- коклюша
- дифтерии
- полиомиелита
такие утверждения звучат просто кощунственно.
Читайте также: Увеличение пособия на детей чревато для РФ
Впрочем, многие родители пишут отказ от прививок, руководствуясь менее радикальными взглядами. В данном случае люди, полагая, что, хотя сами по себе прививки нужны, опасаются стать жертвой нарушения правил вакцинации.
Действительно, трудно проконтролировать, как и при какой температуре хранилась конкретная ампула с вакциной. К тому же, довольно часто вакцинация производится в разгар эпидемии гриппа. А заражение сторонней инфекцией до или сразу после прививки грозит серьезными осложнениями.
Как минимизировать риск осложнений при вакцинации ребенка?
Что же делать? Как родители могут минимизировать риск осложнений при вакцинации ребенка?
Врач-педиатр Лариса Егорова прокомментировала ситуацию с вакцинацией так:
“Контроль за хранением вакцины осуществляет санэпидемстанция, причем довольно строго. Любая мама может попросить посмотреть ампулу, узнать, как она хранится и какой у нее срок годности — обычно все хранится в нормальных условиях, за этим следят.
Относительно АКДС, соглашусь, коклюшный компонент аллергичен и является причиной развития всех фиксируемых осложнений. Но если ребенок до года заболевает коклюшем, то очень большой процент летального исхода, поэтому все-таки эту прививку делают. Да, в ней содержится:
- ртуть
- формальдегид
но с каждым годом изготавливаются все более чистые вакцины и отечественные, и зарубежные, а совсем обойтись без этих стабилизаторов невозможно.
В свое время, в 90-е годы, когда в СМИ просочились сведения об этих добавках, народ начал отказываться от прививки, это привело к вспышке дифтерии. В результате погибло 5000 человек. Эти смерти — на совести той журналистки, которая первой написала об “опасности” прививок”.
При вакцинации нужен индивидуальный подход
Егорова добавила, что при вакцинации нужен индивидуальный подход. Он осуществляется самими медиками: в том случае, если ребенок:
- слабый
- родившийся не очень благополучно
ему делается врачебный отвод от прививок.
Читайте также: Кто должен платить за лечение мигрантов?
Подводя итог, приведем слова известного детского врача Евгения Комаровского:
“Каждый раз, когда врач назначает любое лекарство, каждый раз, когда вы лекарство принимаете лично или даете своему ребенку, вы рискуете. Но не принимая и не давая, вы тоже рискуете. Искусство лечения состоит в том, чтобы лечение не было опаснее болезни. Риск умереть от прививки 1 на 1 000 000. Риск умереть от кори 1 на 1000. Правда, есть еще риск корью заразиться, но он не очень высок, поскольку есть “куча оболваненных медицинской мафией родителей”, которые не знали правды и прививку от кори своим детям все-таки сделали”.
Читайте также: Выявлена истинная причина дислексии
К сожалению, подавляющее большинство лекарственных препаратов способно в редких случаях вызвать серьезные побочные последствия.
Умереть можно даже от реакции на парацетамол — и такие случаи действительно были зафиксированы. Раздуть истерию можно вокруг каждого второго препарата, ведь молодые родители очень впечатлительны.
К примеру, прием антибиотиков может привести к:
- развитию псевдомембранозного колита
- дисбактериозу
Но поскольку очевидно, что вероятность летального исхода от нелечения пневмонии гораздо выше, никому не приходит в голову отказываться от антибиотиков.
Между прочим, те, кто говорит о “прививочной мафии”, порой забывает о том, что с противоположной стороны ажиотаж подогревается тоже материально заинтересованными людьми.
Многочисленные:
- “травники”
- пропагандисты “естественных” родов
- биоэнерготерапевты
- колдуны и тому подобная публика
часто агитируют за отказ от официальной медикаментозной медицины небескорыстно — таким образом они продвигают свои услуги. Беда в том, что расхлебывать последствия их пропаганды приходится родителям и “официальным” медикам потом приходится справляться с последствиями медицинского “диссидентства”.
Информация о прививках противоречива, и часто только мешает сделать грамотный выбор. Педиатр-неонатолог Наталья Майкова отвечает на самый важный вопрос молодых родителей — стоит ли делать прививку ребенку.
Польза и вред прививок: откуда столько споров?
Еще пару десятилетий назад вопрос о том, прививать ли ребенка, даже не стоял. Родители поступали так, как рекомендовал врач. Отказы от прививок, конечно, бывали, но не в таком масштабе, как сейчас.
На маму, отказавшуюся от прививки, смотрели как на инопланетянку — или как на человека, сознательно толкающего малыша на верную смерть от опасных инфекций. Что же произошло потом?
Все изменилось, когда в нашу жизнь вошел интернет, а чуть больше 10 лет назад появились социальные сети. С каждым днем на головы мам стало сыпаться все больше информации, в том числе и о здоровье детей.
К сожалению, далеко не все авторы этих сообщений — компетентные педиатры.Из-за этого сегодня проще встретить статью, свидетельствующую о вреде, а не о пользе прививок. Кому и для чего это могло понадобиться?
Антипрививочники утверждают, что хотят уберечь нашу страну от так называемого страшного оружия — профилактических прививок. Они собирают всевозможные факты о побочных реакциях, осложнениях на прививки и об искалеченных прививками судьбах.
Сторонники вакцинации считают по-другому: нацию куда проще уничтожить не прививками, а непосредственно опасными инфекциями. Достаточно уговорить людей не прививаться, чтобы опасные болезни снова стали уносить детские жизни.
Врачебный взгляд на типичные утверждения о прививках
Давайте разберем самые популярные суждения о прививках детям. В этой подборке будут утверждения как «за», так и «против» вакцинации, в сопровождении комментария практикующего педиатра-неонатолога.
Прежде чем принимать решение о прививках, нужно выслушать мнение врача.
«Прививка защитит моего ребенка от опасных заболеваний»
Это верно. Именно в этом и состоит смысл самой вакцинации: процедура запускает образование защитных антител против опасных инфекций. Прививки разработаны не от всех болезней — ведь иммунная система малыша должна научиться самостоятельно справляться с вторжением микроорганизмов.
Однако о профилактике самых серьезных инфекционных болезней, которые нередко протекают с осложнениями и даже приводят к гибели малышей, обязательно надо позаботится заранее, сделав своевременную прививку.
«Прививки нельзя делать новорожденным, так как они еще не готовы к прививкам»
Это ошибка. Да, иммунная система новорожденных несовершенна. Именно поэтому вакцинацию начинают еще в роддоме — важно как можно раньше обеспечить малышу защиту от смертельных инфекций.
«Прививки сильно подрывают детский иммунитет»
Это верно только с формальной точки зрения. Действительно, после вакцинации на некоторое время снижается иммунитет, так что малыш может «подхватить» респираторную инфекцию. Но вред от ОРВИ не идет ни в какое сравнение с опасностью и тяжелыми последствиями для иммунитета, которые могут возникнуть, если ребенок заболеет особо опасными инфекциями.
«Если ребенок болеет, то прививку делать нельзя»
Да, это верно. Однако правило касается только острых заболеваний и обострений хронических болезней. Если у ребенка есть одно или несколько хронических заболеваний, то его нужно обязательно привить, когда минует стадия обострения.
«Врачи выполняют план, их не волнует состояние ребенка перед прививкой»
Это ошибка. Врач несет ответственность за жизнь и здоровье каждого маленького пациента. Он обязательно проверяет, нет ли у ребенка противопоказаний к прививке. В случае их выявления вакцинация откладывается до тех пор, пока малыш не выздоровеет.
«Грудное молоко защищает ребенка от всех инфекций, поэтому можно грудничков не прививать»
Это ошибка. Грудное молоко содержит антитела против многих инфекций, но не от всех болезней, от которых разработаны прививки. Да и количество этих антител очень невелико, ведь мама передает с молоком только свои антитела, а их у взрослых людей не так уж много.
«Прививка не всегда может защитить от болезни»
Это верно. Ни одна вакцина не дает гарантии, что ребенок после нее не заболеет опасной инфекцией. Однако проведенные исследования показывают, что привитые дети переносят болезни легче и без тяжелых осложнений.
«Аллергикам нельзя делать прививки»
Это верно лишь отчасти. Если у ребенка есть аллергия на один из компонентов вакцины, то ее применять нельзя. В таком случае врач подбирает альтернативную вакцину без аллергена или отменяет конкретную прививку в принципе.
Только привитые дети защищены от инфекций.
«Комбинированные вакцины тяжело переносятся»
Это ошибка. Побочные реакции обычно бывают на вспомогательные компоненты вакцин. А в комбинированной вакцине их не больше, чем в моновакцине. Зато комбинированная вакцина обеспечивает защиту сразу от нескольких болезней, что разгружает плотный прививочный график.
«Без прививок ребенка не возьмут в детский сад»
Это ошибка. Если родители изучили вопрос про прививки детям, взвесили «за» и «против» вакцинации, и решили не делать своему ребенку прививок, то это их право, которое поддерживается законом. Несмотря на все разногласия, не привитым детям нельзя запретить посещать детский сад. Однако в ряде случаев их могут отправить на принудительный карантин.
«Прививки делаются только с согласия родителей, без их ведома вакцинация не проводится»
Это правда. Причем согласие дается не на словах, а на бумаге. Мамы и папы подписывают либо информированное согласие, либо отказ от вакцинации. Эти документы вклеиваются в медицинскую карту ребенка.
Так прививать ребенка или нет?
Каждый родитель, который дал согласие на прививки своего ребенка, обеспечил защиту не только своему малышу. Он принял участие в формировании коллективного иммунитета, который сдерживает распространение опасных инфекций.
Именно коллективный иммунитет защищает тех, кто по каким-либо причинам не привит. Непривитые дети редко болеют не потому, что вакцинация плохо работает, а из-за того, что их окружают привитые люди. То есть болезни просто неоткуда взяться.
С каждым необоснованным отказом от вакцинации коллективный иммунитет снижается. Из-за этого в нашу жизнь могут вернуться опасные инфекции, о которых сейчас почти ничего не слышно. Поэтому прививать детей и прививаться самим — гражданский долг любого человека.
Хирург клиники «МЕДСИ» Алексей Марков ответил на самые популярные вопросы читателей «Правмира».
Вопрос первый: про вред самокатов и беговелов
Каковы вред и польза самоката и беговела для детей 2-3 лет, а также для детей более старшего возраста? На что обратить внимание?
Любая двигательная активность в детском возрасте благотворно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата растущего организма ребенка. Вопросы возникают при выборе вида, продолжительности и регулярности тех или иных нагрузок. На сегодняшний день отсутствуют статистически достоверные данные, которые свидетельствовали бы в пользу развития ортопедических заболеваний у детей в результате использования самоката или беговела.
Вместе с тем надо учитывать, что во время катания на самокате превалирует ассиметричный тип нагрузки преимущественно на одну толчковую нижнюю конечность с одновременным усилением тонуса мышц одноименной половины туловища. Этот фактор необходимо учитывать у детей с плоско-вальгусной установкой стоп или у пациентов, которые находятся под наблюдением у врача-ортопеда по поводу различных видов деформации стопы.
В отличие от самоката, при катании на беговеле происходит симметричный тип нагрузки, который является более физиологическим для растущего опорно-двигательного аппарата ребенка. Полученный ребенком опыт езды на беговеле обычно является подготовительным этапом к самостоятельному катанию на велосипеде.
Вместе с тем следует отметить, что в процессе катания на этих двух видах транспорта для детей развивается балансировочная, координационная функция, укрепляется мышечно-связочный аппарат ребенка. Оптимальным решением является сочетание различных видов физической активности (плавание, подвижные игры и т.п.), которые могут нивелировать некоторые недостатки этих видов двигательной активности.
Следует особо подчеркнуть, что отдельным условием при использовании детских транспортных средств является соблюдение мер безопасности и профилактики детского травматизма (использование защитных приспособлений в виде щитков, шлемов), а также постоянный контроль родителей.
Вопрос второй: про слинги и эрго-рюкзаки
Как вы относитесь к слингам и эрго-рюкзакам (которые повторяют позицию в слинге, а не те, где ребенок висит на промежности)?
При выборе варианта слинга и эрго-рюкзака необходимо руководствоваться следующими моментами:
1. Положение ребенка в этих изделиях должно быть физиологичным и соответствовать определенным этапам развития опорно-двигательного аппарата.
Несмотря на определенные индивидуальные особенности роста и развития опорно-двигательного аппарата у детей первого года жизни, существуют среднестатистические показатели определенных временных этапов его формирования.
Так, в 1 месяц ребенок начинает держать голову, что способствует формированию шейного лордоза. В возрасте 3-4 месяца ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, в 5-6 месяцев начинает сидеть, что сопровождается формированием грудного кифоза. В 8 месяцев ребенок пытается вставать и, в среднем, к 1 году – начинает ходить.
Знание этих сроков должно быть предметом внимания как врачей, так и родителей, в целях создания оптимальных условий для положения и возможного объема движений в процессе роста ребенка. Любая попытка форсирования этих сроков может оказать неблагоприятное влияние на процесс роста и развития опорно-двигательного аппарата ребенка.
2. Вопросы безопасности при ношении ребенка, которые включают целый ряд требований к типам материалов, из которых изготовлены данные изделия, их эластичность, но прежде всего – надежность фиксации ребенка во время ношения (профилактика падения ребенка), профилактика зон сдавливания определенных частей тела ребенка конструкциями этих приспособлений, достаточная поддержка спины и головки для новорожденных и т.п.
Вопрос третий: про обувь дома
Ребенок 9,5 мес. ползает, начинает вставать, вот-вот пойдет. Нужна ли обувь дома или можно ходить босиком?
Сроки, обозначенные вами, в части двигательной активности вашего ребенка, являются физиологическими и соответствуют средним показателям возрастной нормы.
В процессе вертикализации и начала самостоятельной ходьбы ребенка происходит увеличение нагрузки на стопы и нижние конечности. Одновременно развиваются процессы координации и поддержания баланса туловища. Наиболее физиологична – ходьба босиком.
Дома ребенок может ходить босиком, но желательно, чтобы поверхность пола была из мягких, эластичных материалов (резиновые покрытия) или с использованием натуральных материалов (например – ковров).
При ходьбе по твердой, жесткой поверхности (паркет, ламинат и т.п.) стопы вынуждены «гасить» ударную нагрузку, в то время как при ходьбе по более неровным и мягким покрытиям снижается ударная нагрузка на стопы и активизируются мышечные группы, ответственные за формирование продольного и поперечного сводов стопы, а также улучшается тонус мышц голени.
Что касается обуви, то основными современными требованиями, предъявляемыми к детской обуви, являются следующие:
— обувь должна быть легкой;
— материал верха и подкладки обуви должен состоять из гипоаллергенных, эластичных и воздухопроницаемых материалов с минимальным количеством швов;
— модель обуви должна быть с формоустойчивым задником, с гибкой, в проекции линии сгиба и переката стопы, подошвой. Обувь не должна ограничивать физиологические движения стопы;
— рекомендуемый запас в длину не должен превышать 0,5-1 размера;
— надежная фиксация стопы в виде застежек – липучек или шнуровки;
— сплошная подошва, без выраженного каблука.
Вопрос четвертый: про парту
Вопрос про стол-парту – обязательно ли парта должна быть наклонной?
Требования к школьной мебели сводятся в основном к двум составляющим: к оптимальному положению ребенка во время занятий и созданию условий для рациональной зрительной нагрузки.
Оптимальной позой во время занятий считают ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок.
Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и сиденье. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раз за учебный год.
Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту.
Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.
Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного.
Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы учащихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока.
Главное достоинство стоячей позы состоит в том, что она обеспечивает преимущественно работу мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе.
Вопрос пятый: про вальгусную стопу
Каково ваше мнение по поводу вальгусной стопы? Кто-то считает, что ничего делать не надо, кто-то советует ортообувь – как правильно?
Различают функциональные и органические (структурные) причины развития плоско-вальгусной деформации стоп.
В подавляющем большинстве случаев плоско-вальгусная установка стоп является следствием чрезмерной эластичности связочного аппарата стопы, который принимает участие в поддержании продольного и поперечного сводов. Во время неправильной установки стоп происходит неравномерное распределение опорной нагрузки на различные отделы стопы, что приводит, в свою очередь, к несбалансированному распределению тонуса мышц и распределению нагрузки в вышерасположенных отделах опорно-двигательного аппарата.
Поэтому при подозрении на неправильное положение стопы необходимо проконсультироваться с ортопедом в целях определения причин возникшей деформации, а также возможных методов коррекции выявленной патологии. До постановки диагноза не следует прибегать к ношению ортопедической обуви.
Вопрос шестой: про «щелчки» суставами
Девочка 8 лет как-то умудряется щелкать тазобедренным суставом. Жалоб у нее нет, но жутко это слышать. Надо ли что-то делать?
Это может быть проявлением физиологического процесса «диспропорции роста и развития» у детей, когда мышечно-связочный аппарат не поспевает за интенсивным ростом костной ткани. Вместе с тем желательно проконсультировать ребенка у врача-ортопеда.
Вопрос седьмой: про позу «лягушкой»
Правда ли, что если ребенок любит сидеть на полу в позе – ноги «лягушкой» (попа на полу, колени согнуты и стопы около таза), то может быть Х-искривление ног? Нужно ли каждый раз поправлять ребенка?
На сегодняшний день статистически достоверных данных о влиянии данной позы на развитие вальгусной или Х-образной деформации нижних конечностей у детей нет. Вместе с тем, если у ребенка имеются признаки вышеуказанной деформации, имеет смысл ограничить длительное пребывание ребенка в данной позе и проконсультироваться с врачом-ортопедом.