Детские стихи о пользе учения
Наталья Попова
Стихи о том, как важно учиться
Скоро 1 сентября – день Знаний! И Новый – учебный год!
Илл. внучки, А. Ромадиной, для стихотворения, размещается с её согласия
***
Меня не надо занимать –
Я научился рисовать!
И буду целый день подряд
Я занят, пусть не говорят,
•
Что нужен глаз да глаз за мной,
Что я не вырасту большой,
Пока не научусь я сам
Искать дела карандашам.
•
Вот здесь я нарисую дом,
И папу с мамой в доме том.
Где я? Играю я в саду
Или к Алёшке побегу.
•
Рисую – плавать мы пойдём
На берег речки, а потом
Мы будем тут же загорать
Или в песке начнём играть.
•
Потом нас мама позовёт
И уговаривать начнёт,
Что нужно есть и отдыхать,
Но я спрошу: «А рисовать?
•
Когда я буду рисовать?
Я должен столько показать!
Смотри, там поле за селом,
Туда отправлюсь я бегом
•
И соберу большой букет,
И нарисую твой портрет,
Где с васильками ты сидишь,
С улыбкой на меня глядишь!»
•
И подмигнёт тут мама мне:
«Какой ты, сын, большой уже!
Тебя не надо развлекать –
Ты научился рисовать!»
© Свидетельство о публикации №117082506236
Это стихотворение очень легко можно инсценировать, используя рисунки, которые будет тут же как бы рисовать рассказчик, можно разыграть и по ролям, с мамой. Получится маленькая сценка.
Следующее стихотворение тоже успешно можно разыграть, используя предметы, о которых говорится в нём.
Как стать грамотеем
Не буду больше приставать
я с просьбой сказки почитать.
А просто сам возьму тетрадь
и буду буквы изучать.
•
Передо мной лежит альбом.
Картинок интересных в нём
и сосчитать я не могу.
Начну, наверно, с буквы «Ю».
•
С «ю» начинается «юла»,
её сестрёнка забрала,
Но я внесу её в тетрадь
и буду букву твёрдо знать!
•
Потом возьмусь за букву «О» –
в альбоме обруч, конь, пальто.
Мне букву «О» писать легко,
похожа «О» на колесо.
•
Так рассмотрю я весь альбом
и буду буквы знать притом.
В тетради целый алфавит,
теперь – читать мне предстоит!
© Свидетельство о публикации №117082506287
Дорогие коллеги, сентябрь открывает новый учебный год, и тут же, 8-го числа, продолжает его Днём всемирной грамотности, объявленным ЮНЕСКО в 1966 году. У меня этот праздник стойко ассоциируется с книгой, потому что не может быть, на мой скромный взгляд, грамотным человек, не любящий книг. Понимаю, это утверждение может быть спорным, как и образование человека не говорит о его культуре. У каждого свой взгляд на эти вещи. Я же хочу выразить свою боль в преддверие и Дня Знаний, и Дня всемирной грамотности! И очень надеюсь, что вы разделите мою точку зрения и поддержите меня!
***
В один погожий летний день
я шла бульваром знойным, шумным.
Тёк воздух, мне хотелось в тень,
но всё вокруг казалось чудным.
•
И вдруг внимание привлёк
звон детских голосов счастливых:
«Смотрите, что я приволок,
я – победитель в перспективе!»
•
И вижу – дети тащат груз –
листы, газеты, папки, книги.
«Ну, ладно, я уже сдаюсь!» –
В ответ раздались тут же крики!
•
Остолбенела я в момент,
Что делают тут эти дети?
Как жуткий кадр из кинолент,
В сырьё отправят книги эти?
•
В переработку попадут
Ахматова, Перро, и Бунин,
А для веселья отберут
Те комиксы, что накануне
•
Им предложили «почитать»!
Не знала, что «читать» их надо!
И мне хотелось закричать:
«Остановите клоунаду!
•
В переработку их нельзя,
Они – опора и надежда,
Вам книги – верные друзья,
А для души – покров одежды».
•
Так говорила детям я,
Они примолкли, устыдились…
•
О, как хочу, чтоб мысль моя
В тех детских душах укрепилась!
© Свидетельство о публикации №117082506004
Со скорым днём Знаний, друзья! Пусть этот новый учебный год принесёт всем радость, удовлетворение от работы, интересные планы и творческие свершения. Пусть уважают вас родители и начальство, пусть неуклонно растёт ваше благополучие! С праздником, коллеги!
«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал Кант в «Критике способности суждения». А учёные давно доказали, что заучивать стихи наизусть полезно для мозга и общего развития личности. Вот несколько причин:
1. Когда человек учит стихи, то он синхронизирует свой мозг с образом мыслей гениев. Человек запоминает обороты. Речь такого человека становится более афористичной и развитой.
2. Увеличивается способность к запоминанию информации – становится легче учить иностранные языки! Это объясняется тем, что наша память поддается тренировке – как и мышцы.
3. Мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций, что помогает в творчестве и в повседневных задачах.
4. Тренируется чувство ритма.
5. Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас.
6. Когда вам скучно, вы можете вместо бессмысленного чтения новостей или интернет-серфинга вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
7. Расширяется кругозор и словарный запас!
В действующем каталоге Книжного Клуба вы можете приобрести в превосходных подарочных изданиях 7 сборников стихотворений известнейших и любимых поэтов: Омара Хайяма, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и многих других. Членам Клуба – скидка!
Увлекательного чтения!
Ваш Книжный Клуб
1. «Рубаи», Омар Хайям
Мудрые четверостишия Омара Хайяма, выдающегося персидского поэта и мыслителя XII века, занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Его рубаи цитируют все, кто любит меткое слово от тамады на пышную свадьбу в умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих веков они привлекают ценителей изящного своим дорогим словесным огранке. В филигранном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека, отражены соображения любого мыслящего души: веселый спор с Судьбой и печальный диалог с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко известным, довел эту поэтическую форму до совершенства и оставил потомкам вечное послание, наполненное редкой свободой духа.
Эта книга — драгоценный трофей истинного библиофила. Каждую его страницу можно рассматривать не спеша, со вкусом. На фарфоровой поверхности бумаги рождаются тончайшие арабески персидского шелка — словно воспоминание упоминание о тех золотых временах, когда искусством именовались только шедевры, а мудрость жизни умещалась в четыре поэтические строки.
2. Сборник «Русь моя, жизнь моя…», Александр Блок
В этот том вошли многие стихотворения Александра Блока из составленного им «романа в стихах», пронзительные стихотворения о России, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать», пьесы, проза разных жанров. Личность Александра Блока, его судьба в неразрывности жизни и литературы — вот объединяющая идея книги. Представлены также фрагменты его дневников и записных книжек, избранные письма, воспоминания современников о Блоке. Печатаются все произведения поэта, включенные в основные российские школьные программы по литературе.
3. Сборник «Серебряный век. Стихотворения»
Лирический дневник эпохи! Серебряный век – удивительный период в истории русской культуры. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получившее широкое воплощение в искусстве и литературе. В книге вы найдете шедевры мастеров той эпохи.
4. «Стихотворения. Поэмы», Анна Ахматова
Анна Ахматова — признанный поэт еще в 20-е годы ХХ века, человек с драматичной судьбой, подвергалась замалчиванию, травле, цензурированию. Однако еще при жизни ее поэзия была любима миллионами читателей, а имя уже тогда окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и за рубежом. Тонкое понимание психологии чувства и осмысление общенародных трагедий ХХ века и сейчас привлекают читательский интерес к творчеству А. Ахматовой.
5. Сборник «Избранное», Андрей Вознесенский
«Андрей Вознесенский ворожит-завораживает, иронизируя, играя, перетекая через ритм от звука, намека и недомолвок к всепоглощающему смыслу в пространстве собственных слов и строф,» – писал Эрнст Неизвестный. Поэтические озарения большого поэта возникают в обыденной жизни, но этим они еще более ценны. При всех открытиях в области звуковых метафор, видеом, кругометров А. Вознесенский не теряет главное свойство своей поэзии – нежный трагический лиризм. Автор либретто к знаменитой рок-опере «Юнона и Авось», объехавшей весь мир, всенародно любимых романсов «Сага», «Белый шиповник», песен, среди которых «Миллион роз», «Вальс при свечах», «На бис», «Часы»… Все эти песни и другие, любимые читателями стихотворения, собраны в этой книге.
6. «Стихотворения», Роберт Рождественский
Роберт Рождественский родился поэтом. Его интонацию не спутаешь ни с какой другой. В шестидесятые годы, когда поэзия вырвалась на площади и стадионы, он заявил о себе громко, ершисто, обращаясь к своим сверстникам, «парням с поднятыми воротниками», таким же, как и он сам. А потом был «Реквием», и лирика, и пронзительные последние стихи. И конечно, песни — они звучали по радио, их пела вся страна, они становились лейтмотивом наших любимых картин. Достаточно вспомнить хотя бы это: «Не думай о секундах свысока…».
Роберт Рождественский, поэт и человек, предстает перед нами со страниц этой книги.
7. Сборник «Ночи безумные, ночи бессонные. Эротическая проза и поэзия»
Лицам, не достигшим 18 лет, данный товар выслан не будет.
Каждая строка этих произведений пронизана пылкой чувственностью и неудержимым желанием. Пикантные и где-то неожиданные творения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Фета, М. Цветаевой, М. Волошина и других поэтов доставят истинное удовольствие ценителям откровенной литературы.
Педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей.
Какова же польза заучивания стихов для развития ребенка?
1. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
2. Заучивание стихов способствует формированию общего уровня культуры человека. Формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.
3. Развитие мозга. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
4. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.
5. Заучивание стихов способствует развитию памяти.
Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную – это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку» и т.д. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.
В 4-5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идете в выходные дни гулять – по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счет шагов – ведь стихи так ритмичны! Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков – отрывки из произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.
Заучивание стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу.
Выбирайте простые стихи для детей и учите их с малышами маленькими частями, часто возвращаясь к уже выученному и повторяя его. Относится к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит, если малыш этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Можно предложить ребенку подготовить для папы, бабушки или дедушки сюрприз в виде стиха и рассказать малышу, что они очень удивятся и будут рады такому сюрпризу. Если близится новогодний утренник, можно рассказать, что все ребята из его садика готовятся рассказывать Деду морозу четверостишия про Новый год. Когда вы читаете стихотворение малышу, сделайте это подряд пару-тройку раз, пусть он при этом рисует или играет. Требовать, чтобы он спокойно сидел и очень внимательно вас слушал, не нужно. После прочтения скажите, чтобы он повторял за вами. Заучивание стихов лучше проводить в игровой форме, например, маленькие четверостишия могут быть паролем, чтобы войти в замок, или магическим заклинанием. Для того чтобы легко запоминать стихи, можно поиграть еще в одну игру: можно читать стишки по паре строчек с различной интонацией (например, с осуждением, удивленно, радостно и т.д.). Можете также устроить концерт, где ваш малыш будет главным артистом.
А для того, чтобы ребенок мог увидеть свои ошибки (если, например, он читает стих очень тихо), предложите ему рассказать стихотворение перед камерой для фильма. Поскольку многим малышам нравится, когда их снимают на камеру или фотографируют, это его развлечет.
Наталья Колычева
О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5–6 лет
20.04.2020 год.
Приветствую вас!
Сожалею, что вынуждены оставаться дома. Но сохраняя здоровье себе и своим близким, #СидимДома и помогаем своим детям развиваться.
Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые родители,
О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5 – 6 лет
Педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей.
Какова же польза заучивания стихов для развития ребенка?
1. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Ребёнок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
2. Заучивание стихов способствует формированию общего уровня культуры человека. Формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, он говорит правильным литературным языком.
3. Развитие мозга. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
4. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если ребёнок не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные по смыслу слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.
5. Заучивание стихов способствует развитию памяти.
Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную – это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку» и т. д. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.
Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причём учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идёте в выходные дни гулять – по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счёт шагов – ведь стихи так ритмичны! Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков – отрывки из произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.
Заучивание стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу.
Выбирайте простые стихи для детей и учите их маленькими частями, часто возвращаясь к уже выученному и повторяя его. Относиться к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит, если ребёнок этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Заучивание стихов лучше проводить в игровой форме. Для того, чтобы легко запоминать стихи, можно поиграть, например, в такую игру: читать стихи по паре строчек с различной интонацией (например, вопросительно, удивленно, радостно, утвердительно и т. д.). Можете также устроить концерт, где ваш ребёнок будет главным артистом.
А для того, чтобы ребёнок мог увидеть свои ошибки (если, например, он читает стих очень тихо или слишком тропится, предложите ему рассказать стихотворение перед камерой для фильма. Поскольку многим малышам нравится, когда их снимают на камеру или фотографируют, это его развлечёт.
Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, занятость на работе, поездка, да и просто нежелание ребёнка.
Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок ко Дню рождения бабушки». Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок. Пользуйтесь тем моментом, когда ребёнок сам просит вас прочитать для него стихотворение, как правило, понравившееся произведение ребёнок просит прочесть снова и снова – вот вам и способ для заучивания стихов по желанию, а не насильно.
Если вы хотите, чтобы ваше чадо выучило стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания стихотворение, которое нравится в первую очередь вам и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами и объясните непонятные слова, если они есть в тексте. Рассказывайте это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Если куда-то идёте – рассказывайте, если стоите в очереди – рассказывайте, если моете посуду, а ребёнок около вас – рассказывайте, если ребёнок качается на качелях – рассказывайте, одеваете ребёнка – рассказывайте, купаете – рассказывайте, перед сном – тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз. Сначала малыш будет договаривать последние слоги фраз, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.
К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7 – 8 лет дети мало учат стихов.
Советую учить как можно больше произведений до поступления ребёнка в школу, потому что – это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников. А возраст 5 — 6 лет самый подходящий для этого, именно сейчас у детей появляется наибольшее желание выступать перед публикой. И они гордятся собой, когда у них получается запомнить стихотворение или роль и выразительно рассказать. Поэтому нельзя упускать это благодатное время, нужно помочь детям развить их память.
В свою очередь мы в детском саду каждую неделю стараемся дать детям для заучивания произведения, соответствующие теме недели. Пусть это небольшие стихи (загадки, по 6 – 8 строчек, но благодаря такому подходу в обучении, у детей будет хорошо развита память. И к школе они уже будут подготовлены в этом плане.
Советы родителям при заучивании стихотворений.
1. Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.
2. Затем проводится словарная работа, т. е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.
3. Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.
4. Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т. к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.
5. Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.
Заключение
Итак, стихи развивают память.
Память человека способна “расширяться”, наполняясь объёмом новых знаний. Вот и стихи незаметно её тренируют, что способствует в будущем к более хорошему запоминанию разной информации.
Стихи совершенствуют интеллект.
Поначалу кажется, будто человек просто учит стих, на деле в этот момент наш мозг совершает огромную работу. Образуются новые нейроные связи между клетками мозга, что в свою очередь развивает внимание, мышление, речь, воображение и, как выше сказано – память, что очень нужно в жизни каждому человеку, а не только маленьким детям.
Желаю вам мудрости, уважаемые родители.