Детям о пользе развивающих компьютерных игр
Стрелялки, бродилки, гонки, симуляторы, стратегии – виртуальных забав сейчас большое разнообразие. Они не только в компьютерах, но и в каждом телефоне. В них играют не только дети, но и взрослые.
Уже практически нет такого человека, который не столкнулся бы с видеоиграми. Студенты и офисные работники успевают играть на своих устройствах, пока едут в метро. Многие люди пенсионного возраста увлечённо передвигают свои пальцы по смартфону в надежде загнать виртуальный шарик в лунку. Трёхлетние малыши с фантастической скоростью осваивают современные гаджеты и сами скачивают из Интернета всё, что им попадётся.
В России выросло уже как минимум одно поколение, знающее о компьютерных играх достаточно, чтобы передать и привить хороший вкус своему ребёнку.
Мнения людей о пользе и вреде игр разнятся. Одни считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.
Если ещё 20 лет назад старшее поколение проявляло к компьютерным играм большое недоверие, то сегодня игры значительно расширили свою возрастную аудиторию. По данным статистики, в России примерно 60% людей играют в игры (консольные, компьютерные, онлайн-игры, игры для смартфонов). Причём большинство игроков – это взрослые люди, которые интересуются видеоиграми не меньше, чем дети и подростки. Средний возраст геймера в России – 30 лет. В Америке – около 40 лет.
Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми.
Некоторым родителям гаджеты служат некой палочкой-выручалочкой. С помощью неё ребёнка можно вмиг заставить молчать. Для этого нужно просто поместить в его руки планшет. Малыш плачет – мама достаёт планшет. Малыш не плачет. Если такую операцию проделывать многократно, то ребёнок действительно становится зависимым от виртуальной игрушки, доходя до фанатизма.
В чём же конкретно польза и вред от компьютерных игр?
Для взрослого человека введение компьютерных игр в свою жизнь будет скорее быстрой забавой, разрядкой после рабочего дня, затем он возвращается к своим прежним занятиям и хобби.
Восприятие ребёнка иное, как и уровень ответственности перед окружающими: дети ведут себя беспечно, ни за что не отвечают, поэтому для них действительно велика вероятность пропасть в виртуальной реальности.
Родителям не стоит запрещать ребёнку играть в игры, наоборот, он должен быть на ты с компьютером и другой техникой. Здесь главное – внушить хороший вкус и научить умеренно пользоваться компьютерными технологиями. Ну, и, конечно, неплохо бы разбираться в играх.
Игры бывают разные, как полезные, так и исключительно для забавы. Ребёнка стоит познакомить с играми-тренажёрами, обучающими интерактивными программами (например, изучение мира динозавров в 3D), играми с терапевтическим направлением (например, доктор) и самыми популярными тоже, то есть играми для удовольствия, где ребёнок может почувствовать себя в роли супергероя. Как раз из-за них родители часто ругают своих детей, думая, что те балбесничают и от жизни им ничего не надо. Это не совсем так.
Игры в жанре «Adventure», то есть приключенческие, часто создаются, как мультфильм, в котором ребёнок управляет происходящим. Маленький геймер погружается в сюжет, ищет разгадки, много думает головой.
«Стратегии» предполагают масштабное управление городами, войсками, полезными ископаемыми – отличный задаток для будущего экономиста.
«Логические» видеоигры – это опять же головоломки. С помощью них можно научиться письму, чтению, языкам и многому другому.
«Симуляторы» позволяют маленькому мальчику почувствовать себя в роли машиниста поезда, пилота самолёта, капитана корабля.
Польза от компьютерных игр:
– развивают внимание к деталям, реакцию, моторику пальцев;
– игры на логику развивают память, заставляют думать;
– в целом игры развивают воображение, учат подходить к решению задач творчески, нестандартно;
– через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах;
– можно забавно провести свободное время в одиночку, с друзьями, с родителями.
Вред от компьютерных игр:
– длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;
– при неправильной позе могут появиться болезни суставов и позвоночника;
– жестокие и бессмысленные игры приводят к агрессии, влияют на неокрепшую психику;
– если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;
– игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе).
Что же делать с компьютерными играми?
Компьютеры помогают нам во всём и облегчают жизнь. Без них современному человеку никуда. Так же и с играми. Многие из них призваны обучить нас чему-то, ведь когда обучение происходит в форме игры, это всегда хорошо. Игры дают толчок нашему воображению, заставляют думать и решать головоломки.
Если говорить о вреде компьютерных игр, то он, в основном, связан с неумеренным их использованием. Требуется делать перерывы и проводить за играми не более двух часов в день. Родителям нужно правильно подобрать игру для ребёнка и сделать упор на развивающие игры. И, конечно, не стоит забывать о других занятиях, есть множество устных и настольных игр. Компьютерные игры – это здорово, но не в ущерб сну, прогулкам, спорту, чтению и т.д.
P.S.
Компьютерная зависимость у детей – серьезная проблема. Но реалистичные сцены насилия, перестрелки и погони – не единственные характеристики видеоигр.
Есть и полезные проекты, проверенные учёными, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Данная статья основана на моём личном опыте, фактах и исследованиях по всему миру.
1) Есть замечательные проекты, которые показывают как работают различные системы, например, есть игра Spore, где игроку дается возможность подучить биологию: от маленькой биологической клетки, пройти всю эволюцию и создать целое государство. Есть один физик из Стэнфордского университета Ингмар Ридель-Крузе, создавший целую коллекцию видеоигр, которые уже помогают студентам закреплять учебный материал. https://pubs.rsc.org/en/content/articlepdf/2011/lc/c0lc00399a
Существует множество симуляторов, каждый из которых даст представление о той или иной сфере деятельности: Градостроительные симуляторы (Sim City), социальные игры про общество и взаимодействие (Sims), Авиасимуляторы (X-Plane 10), Космические симуляторы (Kerbal Space Program и Universe Sandbox). Игры помогают развиваться, развлекая, и в этом – их главная ценность. Помимо ПК или обычной игровой приставки, есть множество.
По поводу моторики. Исследование, проведенное австралийским Университетом Дикина, обнаружило, что дети в возрасте от 3 до 6 лет, которые играли в интерактивные игры на приставке Wii, обладают более развитой двигательной моторикой. (https://medicalxpress.com/news/2012-07-kids-interactive-video-games-motor.html)
Т.е. если у Вас вызывает скептицизм обычная клавиатура или джойстик, есть очень много внешних устройств для двигательной деятельности. Можно приобрести интерактивные игры с двумя манипуляторми для рук, можно и шлем виртуальной реальности приобрести, для него есть масса познавательных вещей в форме игры, есть спортивные тренажёры, танцевальные ковры, имитаторы гитары и барабанов и т.д.
2) Интересные тренажёры для развития памяти, внимания, реакции, сделанные в игровой форме имеются как и для ПК, так и для андройд, Например, Викиум https://wikium.ru
3) Через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах
Здесь можно привести много примеров. Например, мне благодаря тому, что игры периодически не работали, приходилось разбираться в устройстве компьютера и программном обеспечении. Это может вдохновить ребенка осваивать компьютерный язык, а программирование – весьма перспективное занятие.
Можно делать с ребёнком мультфильмы, есть приложение для андройд FlipaClip, данное занятие очень увлекательное и перспективное, в дальнейшем ребёнок может изучить весь пакет Adobe. Профессия видеодизайнера, монтажёра, режиссёера очень перспективные.
Елена Павличенко
Консультация для родителей «Компьютерные игры для дошкольников польза и вред»
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. И современный человек должен уметь им пользоваться.
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство дошкольников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми.
Отношение к компьютерным играм у родителей и педагогов очень неоднозначное. Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей.
Постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.
Играя за компьютером, ребенок может проводить так слишком много времени, вместо того, чтобы уделять время прогулкам на свежем воздухе, слушанию сказок, играм со сверстниками. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни. Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.
Особую тревогу у родителей и педагогов вызывает увлечения «стрелялками». Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.
Родители должны самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.
Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх. Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте.
С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:
• мыслить логически и включать рассудочную деятельность,
• запоминать достаточно большие объемы информации,
• развивать мелкую моторику рук и глаз,
• развивать образное мышление,
• быть собранным и внимательным в нужные моменты,
• развивать пространственное мышление.
Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т. е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации.
Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.
Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.
Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.
А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.
1. Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день.
2. Не давайте ему играть в игры в последние несколько часов перед сном.
3. Если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отмените» ее.
4. Проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.
Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотреблений. Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!
Устали от того, что ребенка за уши не вытянешь из виртуального пространства? – о том, почему не стоит спешить отбирать гаджеты и запрещать играть в компьютерные игры, Eva.ru рассказал основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин. Оказывается, в компьютерных играх много плюсов, как правило, они относятся к развитию навыков и психологической сфере.
Давайте обратимся к знаменитому высказыванию парацельса в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Некоторые родители имеют негативный опыт. Злоупотреблять чем бы то ни было, разумеется, нельзя. Если целыми днями бесконтрольно играть в игры, пренебрегая учебой и домашними обязанностями, толку не будет. Об этом написано много других статей – и в нашей мы об этом не говорим. Однако не может быть все так грустно и однозначно, поэтому попробуем порассуждать о плюсах, что приносят детям компьютерные игры. При умелом родительском подходе и контроле они могут обернуться для ребенка не бессонными ночами или неготовой “домашкой”, а пользой. Так в чем же она состоит?
Правила
Правила – это не что иное, как новая система, в которую ребенок внедряется с нуля. Он вынужден в ней разобраться (а иногда и перевести с английского языка) – скучно играть, не понимая, что делаешь. Также важно, что это помогает ребенку принимать “правила игры”. К сожалению, некоторым детям это дается нелегко – психологически подчиниться не своим правилам игры. Из-за этого случаются конфликты со сверстниками, теряется интерес к игре, и появляется желание саботировать общее дело, мешая другим.
Мотивация достижения
Еще один плюс игр в том, что они направлены на последовательное усложнение, а значит и на мотивацию достижения. Далеко не всегда получается пройти уровень с первого раза, однако ребенок учится преодолевать сложности, пытаясь справиться с заданием снова и снова. Разве это не положительная черта характера? Велика вероятность, что, столкнувшись со сложным математическим примером, он сразу не поднимет “лапки кверху”, смирившись с неудачей, а будет искать решение. Игра – это хорошая площадка для проявления упорства и смекалки, ведь некоторые игры таят в себе сотни загадок. Можно просто пройти игру, а можно искать ключи и сокровища, волшебные предметы и артефакты. Чтобы добраться до всего перечисленного иногда приходится изрядно поломать голову. Зато по итогу за свое достижение игрок получает солидное вознаграждение в игре и гордость за свои “скилы” (реакция, внимание, логика) в реальности. Если же вы серьезно хотите заняться мотивацией ребенка, заведите дневник успеха. О том, что это такое, смотрите здесь.
Концентрация внимания
Развивается концентрация внимания. Сложно представить, что компьютерные игры (многим кажущиеся праздным времяпрепровождением) развивают базовую функцию мышления – внимание. Уровень вовлеченности в игровой процесс равен концентрации внимания. На мгновение потеряешь сосредоточенность – минус одна жизнь (вспомните “стрелялки” – на секунду не отвлечься). В некоторых играх нужно быть внимательным к деталям, потому что подсказки косвенные и, не заметив их, не разгадаешь загадку.
Стратегическое мышление и логика
Есть занятная категория игр – стратегии. Логично, что игроку для достижения цели необходимо применять именно стратегическое мышление. Такие игры могут сделать из вашего ребенка юного полководца, короля эльфов и т.д. Они включают экономическую составляющую, заставляя детей просчитывать, где взять дерево для постройки мельницы, хватит ли провизии на этот месяц, сколько золота нужно для покупки самой непобедимой армии (при всех затратах, набегах орков и т.д.). А иногда нужно все просчитывать для нескольких персонажей. Логику также не обошли компьютерные игры. Юный геймер учится просчитывать, какие следствия влечет та или иная причина.
Реакция и ориентация в пространстве
Умение быстро принимать решения и молниеносная реакция, которые также тренируются в процессе компьютерных игр, обязательно пригодятся ребенку и в других сферах его жизни. Например, “стрелялки” или шутеры отлично развивают и то и другое. Чтобы победить противника и самому не стать мишенью, нужно быть решительнее и быстрее “идеального” компьютера. Также можно приобрести и отрабатывать навык ориентации в пространстве, ведь во множестве игр передвигаться нужно по картам (а они бывают огромными).
Тренировка воображения и креативности
Компьютерная игра – волшебный мир, где можно быть кем угодно: сказочной феей, королем Испании, известным футболистом, животным, да хоть инопланетянином. Во многих играх приходится самому создавать героя, подключая максимум фантазии и творчества. Дети сегодня очень заняты – школа, кружки, репетиторы и т.д. Часто они напоминают маленьких взрослых – усталые и вымотанные после тяжелого трудового дня, и игре воображения не остается места. Между тем, воображение важно в жизни ребенка, потому что развивает и помогает освоиться в мире. Нестандартный подход к решению проблемы – тоже навык, позволяющий быть успешным в игре. Иногда банально выбраться из комнаты бывает не так просто – сначала надо разгадать загадку, найти потайной выход, расшифровать подсказку. Для этого необходимо выйти за привычные рамки и пораскинуть мозгами. А ведь именно творческого подхода так не хватает некоторым людям при выполнении обычных задач в современном мире!
Так, при всех известных минусах, которые мы в этой статье не затрагивали, у компьютерных игр есть и плюсы, про которые тоже нужно помнить. Учитывая обе стороны медали, без легкомыслия и излишней демонизации, подумайте еще раз, стоит ли запрещать детям играть в компьютерные игры, называя их бездарным и вредным убийством времени.