Детям о пользе насекомых в природе
Конспект педагогического мероприятия с детьми
старшего дошкольного возраста
«Насекомые – польза и вред»
Приоритетная образовательная область: здоровье
Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.
Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.
Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.
Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых, муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм «Муравьишка – хвастунишка».
Предшествующая работа: – коллективная аппликация “Луг”;
Ход мероприятия
Воспитатель стоит возле панно «Луг».
Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)
Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.
«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3 и на луг попаду».
Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!
Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:
Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).
Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:
Давай пройдемся медленно по лугу (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу красивые. Можно ли их рвать?
(ответы детей)
Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.
(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):
(воспитатель загадывает детям загадки)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела )
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.
Что вы знаете про них? (ответы детей)
Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.
А вот еще одна загадка:
Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.
Отгадали?
Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)
У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.
Физминутка: «Веселые насекомые»
Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.
Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!
Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.
Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.
Знакомо ли вам это насекомое:
Не найдешь у нас пилы,
не рубили мы стволы,
не стучали топором,
а под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)
Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.
Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:
Правила поведения при встрече с насекомыми:
- Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
- Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
- Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
- Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…
Игра:
Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.
Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.
Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.
Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:
В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.
Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.
Валентина Казакова
Насекомые. Их польза и вред для человека и природы, их среда обитания.
МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»
Воспитатель: Казакова Валентина Сергеевна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:
«Насекомые»
Цель: Познакомить детей с насекомыми, с их средой обитания. Рассказать детям о пользе насекомых и о вреде для человека и природы. Воспитать заботливое отношение к насекомым и природе.
Материал: Картинки с изображением насекомых, цветок – тюльпан.
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Назови цветок».
(дети по кругу передают тюльпан, называя цветы).
– Где растут эти цветы? (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе)
– Кто всегда летает вокруг цветов? (бабочки, шмели, осы)
– Как назвать их одним словом? (насекомые)
– А теперь давайте расскажем про жука.
Физкульт. пауза
Я нашла себе жука
На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)
Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)
Нос испачкал пылью.
Улетел мой майский жук, (машут руками)
Зажужжали крылья.
(сели на стульчики)
– Рассматривают корточки, называя насекомых: бабочка, жук, оса и т. д.
– Назовите части тела насекомых? (тело можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди).
-Кто из них ползает? Летает? Прыгает?
– Кто из насекомых кусается? Жалится,а кто нет: да – оса, комар; нет – бабочка.
– Чем питаются насекомые?
(мошками, цветочным нектаром, травкой)
– Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, гусеницы едят листья зеленые)
Физкульт.пауза: «Стрекоза».
Вот какая стрекоза – руки в стороны
Очень круглые глаза – круговые движения на уровне глаз.
Вертится, как вертолет – руки в стороны
Вправо, влево, назад, вперед – наклоны в стороны вперед, назад.
– Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.
1. Шевелились у цветка, все 4 лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)
2. Прыгает пружинка – зеленая спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)
3. Целый день летает, всем надоедает
Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)
4. На ромашку у ворот опустился вертолет
Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)
5. Модница крылатая, платье полосатое
Ростом хоть и кроха, укусит – будит плохо. (оса)
6. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки,
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
– Ребята, послушайте, я вам расскажу легенду о муравьях.
Муравьи.
Когда-то муравьи были людьми. Они украли у крестьян их зерно и в наказание были превращены в муравьев. Но, став муравьями, они не изменили своим плохим привычкам и по прежнему тащат к себе в муравейник разные вещи.
Физкульт. пауза. «Кузнечики»
Поднимайте плечики (поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)
Сели, посидели, (сесть)
Травушку покушали («кушают»)
Тишину послушали (повороты головы)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко (прыжки руки вверх).
– Какие насекомые жужжат?
(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)
– Какие пищат? (комары)
– Какие стрекочут? (кузнечики)
– Какой звук издает комар? (писк)
– А жук? (жужжание)
– А бабочка? (не издает звука)
Дыхательное упражнение «Бабочка».
В руках у детей бабочка, они держат ее за крылышко и дуют.
– Мы подуем высоко,
– Мы подуем низко,
– Мы подуем далеко,
– Мы подуем близко.
– Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать ее в руке, а потом отпустить? (нет)
– Почему? (она может погибнуть от прикосновения рук человека, т. к. она маленькая, хрупкая)
– Да, ребята, надо к насекомым относится бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.
Дети из палочек выкладывают жука.
– Жук по зеленой травке ползет,
Дойдет до конца и упадет.
Насекомые распространены повсеместно. Они обитают на суше, в пресных водоемах – там, где возможна жизнь. Нельзя их встретить только в морях. Учитывая такое распространение, возникает вопрос: “Какова же роль в природе насекомых?”
Особенности видов
Количество видов животных названного класса на планете существенно превышает число других групп. На сегодняшний день известно более 625 тысяч их видов. Наиболее распространены обыкновенные жуки, у которых жесткие передние крылья.
Существует разделение и по характеру питания. Среди них выделяют три группы:
- Те, что поедают других насекомых (божьи коровки, богомолы).
- Те, что употребляют в пищу отходы разложения растений и животных (мертвоеды, могильщики).
- Питающиеся растениями (майский жук, листоеды, хрущи).
Стоит отметить, что некоторые виды божьих коровок специально разведены в лабораторных условиях. Это необходимо, чтобы в дальнейшем выпустить их в парники и сады для уничтожения тли.
Мертвоеды и могильщики относятся к санитарам природы. Они предотвращают загрязнение окружающей среды отходами разлагающихся живых организмов.
В чем польза?
Роль в природе насекомых может быть как положительной, так и отрицательной. Говоря о пользе, нельзя не отметить, что:
- без насекомых часто невозможно опыление растений;
- они участвуют в почвообразовательных процессах;
- названные живые организмы поддерживают круговорот веществ в природе.
Опыление растений
Значение насекомых в природе велико. И положительная их деятельность, прежде всего, состоит в опылении растений. Такими качествами обладают шмели, пчелы, бабочки и др. Известно, что некоторые виды растений не способны размножаться без опыления. Например, клевер, который в Новой Зеландии давал неплохи урожаи, тем не менее, не мог произвести семян, пока в страну не завезли шмелей.
Почвообразовательные процессы
Термиты и муравьи активно принимают участие в рыхлении грунта. Существуют и другие насекомые, которые живут в земле, образуя в ней ходы. Кстати, без их деятельности становится невозможно разложение опавших хвойных растений. А это приводит к накоплению торфоподобных слоев, отчего земля становится неплодородной.
Отряды насекомых взрыхляют почву, обогащают ее перегноем, обеспечивают вентиляцию. Немаловажное санитарное значение имеет и уничтожение экскрементов и трупов животных. Ведь вещества, выделяющиеся при разложении организмов, загрязняют окружающую среду, в том числе и почву.
Круговорот веществ
Роль в природе насекомых более масштабна, чем можно себе представить. Они принимают участие в круговороте веществ в природе. Многого бы не было на планете, если бы не насекомые. Птицы, к примеру, питаются ими. Некоторые их виды употребляют в пищу исключительно насекомых. Хищные животные, в свою очередь, питаются птицами. Так круговорот веществ доходит и до человека.
Отрицательная деятельность
Если изучать, какую роль играют насекомые в природе, стоит отметить, что они приносят не только пользу. Отрицательные итоги их деятельности заключаются в следующем:
- уничтожение растений;
- распространение заболеваний.
Уничтожение растений
Известны случаи, когда определенные виды насекомых уничтожали целые поля. Повреждения могут затрагивать разные органы растений. Порой уничтожению подвергаются не только листья, плоды и стволы, но и корневая система.
Насекомые разрушают растительную ткань, протачивают в ней ходы, отчего сельскохозяйственные культуры сохнут и погибают. В результате целые плантации урожая могут оказаться под угрозой гибели. Особую опасность представляет массовое размножение отдельных особей. Известны случаи нападений саранчи на поля, в результате которых уничтожению подвергались все растения, встречающиеся на ее пути.
К числу вредителей относятся некоторые виды бабочек и жуков, тля, саранча и другие. Стоит заметить, что в этом есть вина и человека. Он не всегда придерживается правил севооборота, выращивает много лет подряд одну культуру на определенном месте, что способствует размножению насекомых. Человечество активно борется с вредителями путем использования химикатов, которыми опрыскиваются растения и почва.
Переносчики заболеваний
Роль в природе насекомых связана и с опасностью. Так, некоторые их виды являются переносчиками возбудителей заболеваний. Это комары, москиты, клопы и другие.
Эндопаразитами зачастую являются насекомые еще в личиночной стадии. К примеру, они могут поселиться в организме рогатого скота и нанести серьезный вред животноводству. Кроме того, опасность нависает и над человеком. Кровососущие насекомые способны заразить болезнетворными микробами, а также паразитическими червями. Пути передачи – через пищу (муха), при укусах (комар, клещ).
Красная книга
Учитывая значение в природе насекомых, некоторые их исчезающие виды подлежат охране.
На сегодняшний день в Красную книгу занесено около 95 видов, находящихся на грани исчезновения. Большую часть редких насекомых составляют жуки (36 видов). К ним относятся усач альпийский, жужелицы, красотелы и другие.
В Красной книге 33 вида бабочек – аполлон, голубянки, медведицы и прочие. Охране подлежат 23 вида перепончатокрылых. Среди них есть и, казалось бы, распространенные насекомые – пчелы и шмели. Оставшиеся два вида составляют стрекозы.
Интересные факты разведения насекомых в разных странах мира
Многие террариумисты занимаются разведением насекомых, включая кузнечиков и саранчу. Это их хобби, которое не всем обычным людям понятно. В некоторых странах вместо кошек и собак предпочитают содержать больших тараканов. Может быть, потому что они не издают ни звука и не мешают домочадцам и соседям. Кроме того, они непривередливы в питании, не имеют шерсти и пуха.
В Австралии, например, домашними любимцами являются богомолы. Между прочим, некоторые жители просто сажают этих насекомых на шторы, чтобы они ловили мух.
В Китае предпочтение отдают выращиванию сверчков. Это не просто хобби, а самое настоящее развлечение. Между сверчками проводят поединки и бои. Сами китайцы с большим удовольствием за этим наблюдают. Также выращивают плавунцов. Они содержатся в аквариумах и отличаются своеобразным строением тела.
Как видите, ответить однозначно, какую роль играют насекомые в природе, сложно. Она может быть положительной и отрицательной. Пчелы, шмели и другие насекомые опыляют растения, принимая участие в их размножении. Могильщики и мертвоеды уничтожают опасные отходы, образующиеся после разложения умерших животных. Саранча и тля уничтожают растения. Комары и клопы являются переносчиками заболеваний. Как можно заметить, значение насекомых в природе велико и разнообразно.
В данном случае стоит еще отметить и эстетическую составляюшую. Ведь красотой бабочек невольно начнет любоваться даже самый ярый противник всех представителей описанного класса животных.
Сафарян Лиана Альбертовна
Консультация для родителей «Детям о насекомых»
Консультация для родителей «Детям о насекомых»
Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о насекомых; воспитывать бережное отношение к природе.
С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыхать на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями.
Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.
Проявления познавательного интереса у детей с самого раннего возраста и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что же можно рассказать детям о насекомых.
Можно рассказать детям о том, как передвигаются насекомые. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать, некоторые даже могут ползать вниз головой. Питание насекомых составляют зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
Такие насекомые как пчёлы, шмели, бабочки и мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, эти насекомые переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке и лапкам и таким образом опыляют растения, которым необходима такая помощь.
В природе всё взаимосвязано. Насекомые помогают опылять растения. Без насекомых не смогли бы существовать насекомоядные птицы. У таких птиц тонкий клюв, которым они не могут расколоть твёрдый орешек или вылущить зёрнышко. Насекомые являются пищей для ящериц и летучих мышей.
Спасаются от врагов насекомые защитной окраской. Например, кузнечики и гусеницы, сидя неподвижно в траве или на листочке остаются незаметными. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек или сучков.
На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахах отпугивают врагов.
Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и впрыскивают в ранку яд. Такие насекомые окрашены в жёлтые и чёрные цвета, например, пчела, оса или шмель. Птицы и звери знают это и предпочитают их не трогать. Но есть безобидные осовидные мухи, которые взяли окраску кусачих ос и таким образом научились защищаться.
Божьи коровки в случае опасности выпускаю едкую пахучую жидкость. Тем самым отпугивая птиц.
Гусеницы бабочек-шелкопрядов покрыты густыми жёсткими волосками и птицы не любят их есть. Только кукушки поедают этих вредителей в большом количестве.
Многие насекомые приносят пользу людям. Благодаря пчёлам у людей есть вкусный, душистый и полезный мёд. Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.
Интересные факты о насекомых
Муравей – самое сильное живое существо на Земле. Он может поднять вес в десять раз превышающий свой. А ещё, муравьи – замечательные строители. Проходя по лесам и лугам, видишь муравейники, которых очень много. В муравьиных теремах есть кухни, детские, мусоросборники и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. В муравейниках даже предусмотрена система вентиляции. В случае непогоды все входы и выходы заделываются так прочно, что ни снег, ни дождь им не страшен.
Живёт в муравейнике несколько сот тысяч муравьёв. Правит ими муравьиная принцесса. Она в большом количестве откладывает яйца, их которых позже появляются личинки. Заботятся о подрастающем поколении рабочие муравьи. Охрану муравейника несут на себе муравьи-солдаты.
Муравьи – хищники. Они истребляют очень много различных насекомых. Но и у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, например, дятел, ворона. Не могут защитить себя муравьи от медведей. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда его облепят муравьи в большом количестве, а затем разом их проглатывает.
Муравьишка – муравей,
Строит терем без гвоздей.
Строит ловко и умело,
Защищает дом свой смело!
Издавна полюбился людям мёд, который собирает труженница-пчёлка. Но не только мёдом полезна пчела для людей. Из воска, который используется пчёлами для строительства сот, люди делают свечи.
Раньше пчёлы строили свои улья в дуплах деревьев, но когда человек понял пользу этих насекомых, для пчёл стали делать специальные домики-ульи, и человек, таким образом «приручил» пчёл. Интересно, что у пчёл большие глаза, которыми они хорошо различают синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвет. Язычок у пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком пчела всасывает сладкий цветочный нектар и воду.
С раннего утра рабочие пчёлы вылетают на сбор нектара и цветочной пыльцы. Главной в пчелиной семье является матка. Её задачей является откладывание яиц в подготовленные рабочими пчёлками восковые ячейки.
Если рождается новая матка, то прежняя покидает улей с частью пчёл. Говорят, что улей роится, и пчеловод старается пересадить рой в новый улей, иначе пчелиная семья может улететь в лес и поселиться в дупле дерева.
По поведению пчёл можно предсказывать погоду. Если пчёлы прячутся в улье, жди ненастья. Если пчёлы сидят неподвижно на стенках улья, то лето будет жарким и засушливым.
Труженница-пчёлка
За нектаром летает,
Мёд и воск
людям дарит!