Детям 3 лет о пользе овощей и фруктов
Жанна Аникина
Беседа с детьми о пользе овощей и фруктов.
Программное содержание:
1 Продолжать обогащать представления об овощах и фруктах.
2 Закрепить умение классифицировать, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).
3 Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе;
4 Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств;
5 Закреплять навыки исследовательской деятельности;
6 Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно;
7 Упражнять в употреблении прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов.Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать;
8 Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.
Словарная работа: названия овощей, фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.
Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.
Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, Школьный огород чистить, резать, есть.
Оборудование:
Корзина с овощами,картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород», «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.
Материалы для проведения опытов: тарелка с кусочками нарезанных овощей и фруктов, вилки, салфетки.
Ход занятия:
1 часть
Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает войти детей в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла-осень).
-Ребята, как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались? (ответы детей).
-Здравствуйте, ребята, я принесла вам свои дары. Узнайте что это. Я буду читать стихотворения, а вы – договаривать слова. А отгадки складывать в корзину.
***
Здесь весною было пусто,
Летом выросла….
***(капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную….
***(картошку)
От дождя земля намокла-
Вылезай толстушка….
***(свёкла)
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную….
***(морковку)
Помогает деду внук
Собирает с грядок….
***(лук)
Вот зелёный толстячок-
Крупный, гладкий….
***(кобачок)
И красавец, великан-
Тёмно синий….
***(баклажан)
А теперь пойдём мы в сад
Там созрел уж….
***(виноград)
Для Володи и Катюши
Соберём в корзину….
Вот и всё! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
-Ребята, посмотрите, у нас в корзине все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только фрукты, на другой только овощи.
-А теперь давайте проверим, не ошиблись ли мы?
Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.
-Ребята, пойдёмте к стульчикам. Давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)
***
Мы капусту рубим,
Мы морковку трём
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.
2 часть
Осень: Ребята, осень пора сбора урожая. Посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она называется? (при затруднении помогает) Рассмотрите её.
-Где выращивают овощи?
-На чём растут овощи?
-Как готовят землю к посадке?
-Что сажают в землю?
-Как ухаживают за овощами?
-Когда собирают урожай?
-Кто ухаживает за овощами?
-Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.
Осень: Ребята, а вы, наверно знаете, что у разных овощей съедобны разные части. У одних овощей – вершки, а у других – корешки, а у третьих и вершки и корешки.
-Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы: на один поднос положите овощи у которых съедобны вершки, на другой, овощи у которых съедобны корешки, а в середине на тарелку положите те овощи, у которых съедобны и вершки и корешки. (Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения)
3 часть
Детей приглашают сесть на стулья. Воспитатель вывешивает другую картину, обращает внимание детей на неё.
-Что изображено на этой картине?
-Что выращивают в саду?
-На чём растут фрукты?
-Кто ухаживает за садом?
-Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за садом садовод.
-Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблонька. А на её ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясём, в руки яблочко возьмём. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблочко лежит, вдохните его аромат. (Дыхательная гимнастика 3 раза)
Осень: Осень щедрая пора, хочу вас угостить своими дарами.
-Попробуем ребята, угощенье осени, пройдите за стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т. д.
-Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека.Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощенье? Спасибо осень за твои дары.
Осень: Я, осень – весёлая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой он на ощупь?
Осень: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!
-Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встрече сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней. (Дети исполняют песню) Попрощаемся с нашей гостьей осенью.
На чтение 6 мин. Просмотров 2.9k. Опубликовано 05.08.2019
Здоровье ребёнка напрямую зависит от заботы родителей. Ведь вы выбираете, чем кормить малыша, и как это делать. Овощи для детей – источник полезных соединений, необходимых для правильного функционирования организма. Польза овощей заключается в их быстрой усвояемости, что позволяет своевременно доставить в детский организм требуемые микроэлементы.
Что полезного есть в овощах
Заставляя кроху есть брокколи или сельдерей, вы наверняка говорили, что эти овощи полезны, и их нужно есть, чтобы быть здоровым. Но чем именно? И какие овощи являются самыми полезными? Давайте разберёмся.
Понятно, что одни растительные продукты не смогут удовлетворить потребности малыша в питательных нутриентах.
Но они могут дополнить ежедневный рацион:
- минеральными веществами – калием, железом, медью, марганцем, кальцием, фосфором, цинком;
- клетчаткой;
- витаминами;
- каротином – пигментом жёлтого цвета, который в организме превращается в витамин А;
- фолиевой кислотой;
- дубильными веществами, характеризующимися противовоспалительным действием.
Овощная продукция богата растительной клетчаткой, необходимой для здоровых процессов пищеварения. Клетчатка способствует быстрому усвоению и перевариванию пищи. Помимо этого, пищевые волокна участвуют в эвакуации из детского организма токсических соединений.
Фитонциды в составе овощей оказывают лёгкое бактерицидное воздействие.
Все овощные культуры обладают антиоксидантной активностью, они оказывают благотворное влияние на все органы и системы, защищая клетки организма от пагубного воздействия окружающей среды. Витамины, входящие в их состав, повышают иммунный статус ребёнка, нормализуют работу нервной системы.
Уникальные свойства овощей зависят от их вида.
Витамины в овощах
Каждая овощная культура по-своему полезна и уникальна, так как содержит определённые группы витаминов:
- витамин А содержится в горохе, картошке, морковке, фасоли;
- витамин В – в свёкле, картофеле, белокочанной капусте, салате, горохе;
- витамин С – в зелёных салатных листьях, болгарском перце, капусте;
- витамин D – в моркови, капусте, картошке;
- витамин Е – в брокколи, спаржевой фасоли, салате, помидорах, горохе.
При выборе овощей детям нужно быть внимательным, поскольку многие из них аллергенны.
Самой низкой аллергенной активностью обладают кабачок, лук, капуста, огурец, картофель.
Подробно о свойствах каждой культуры
Каждый растительный продукт отличается особым воздействием на организм ребёнка.
Картофель
Следует знать, что в привычных всем клубнях содержится высокая концентрация аскорбиновой кислоты, витамин PP, В, йод, магний, кальций, цинк, железо. Лучше кормить малыша молодой картошкой, так как в ней больше витаминов.
Но эти витамины водорастворимые, поэтому готовьте овощ в духовом шкафу, мультиварке. Клубни характеризуются высокой питательностью, содержат углеводы, крахмал, аминокислоты.
Но никогда не готовьте малышу картошку с зелёными пятнами. Так проявляется соланин – канцерогенное вещество.
Свёкла
Источник йода, магния, фосфора, витамина P, С, группы В.
Овощ содержит пектин и клетчатку, которые нормализуют процессы пищеварения. При чрезмерном употреблении свёклы может развиться диарея.
Морковь
Растение богато кальцием, каротином, магнием, йодом, железом, витамином E, А.
Морковка укрепляет зубную эмаль, нормализует пищеварение, помогает работе сердца, улучшает зрение.
Также полезен свежевыжатый морковный сок.
Брокколи
Белок в этой капусте так же полезен, как и белок животного происхождения. Овощ содержит аминокислоты, фолиевую кислоту, магний, кальций, хлорофилл, витамин В, С.
Брокколи содержит в 2 раза больше железа, нежели другие виды капусты.
Растение известно своими противораковыми свойствами, оно очищает организм от металлов, лечит нервные расстройства.
Фасоль
Это источник каротина, клетчатки, фолиевой кислоты, минеральных веществ, витаминов. Овощ насыщен цинком и медью.
Поскольку бобы обладают невысоким уровнем токсичности, их нужно вымачивать и варить перед готовкой.
Перец
Кладезь витамина С, P, А, В, фолиевой кислоты, пектина, железа, кальция. Овощ также содержит высокую концентрацию жирных и эфирных масел.
Перцы оказывают бактерицидную активность, поэтому их рекомендуется употреблять при кишечных расстройствах.
Перец превосходит чёрную смородину, капусту и даже лимон по содержанию аскорбиновой кислоты.
В овощах зелёного цвета содержится кремний. Вещество улучшает структуру ногтевых пластин и волосяных луковиц.
Томаты
Богаты фосфором, цинком, магнием, витамином С, А. Помидоры также содержат ликопин – натуральное антиоксидантное вещество.
Овощи способны поднять настроение, поскольку содержат тирамин и серотонин – гормоны счастья.
При термической обработке томаты не теряют полезных свойств.
Кабачок
Содержит калий, железо, магний, фосфор, витамин С, органические кислоты, белок.
Овощ мягко воздействует на кишечную микрофлору, поэтому он особенно полезен малышам.
Огурцы
Этот овощ богат микроэлементами, минеральными солями, пектином, витамином В, С, А. По содержанию железа растение превосходит виноград.
Огурцы эвакуируют из организма лишнюю жидкость, устраняют отёчность.
Горох
Овощ насыщен аминокислотами, витамином А, PP, С, В, белком, минералами.
Благодаря наличию белка горох предотвращает преждевременное старение организма.
Правила приготовления
Чтобы овощные блюда для детей сохранили свою питательную ценность, нужно знать правила кулинарной обработки:
- промойте овощ под горячей водой перед его готовкой;
- снова обмойте растение после его очистки;
- соскабливайте кожицу с корнеплодов, но не срезайте её;
- варите овощи на пару, так лучше сохраняются минеральные вещества и витамины;
- варите овощи для салатов, не очищая их;
- кладите овощи для варки в кипящую воду, так вы сохраните витамин С.
Не выливайте овощной отвар – он насыщен минеральными солями. Добавляйте такие отвары в супы, соусы.
Каждая овощная культура должна варится в течение определённого времени. Это необходимо для сохранения витаминов и других питательных веществ.
Время, необходимое для варки овощей:
- нарезанная картошка – 15 минут;
- морковка – 20 минут;
- капуста – 25 минут;
- нарезанная свёкла – 30 минут.
Следует знать, что аскорбиновая кислота, находящаяся в овощах, легко разрушается, если продукцию варить не сразу, а замочить в воде.
Также не стоит варить овощи в открытой кастрюле, нужно накрывать её крышкой.
Особенности подачи
Детям нужно давать как сырые, так и отварные овощи круглый год. Особенно полезно есть овощные культуры на завтрак, можно приготовить салат – он возбудит аппетит и насытит организм витаминами и минеральными веществами. Готовить салат нужно перед подачей на стол, иначе он лишается своих вкусовых качеств и пищевой ценности.
Если ребёнок склонен к метеоризму и расстройствам стула, лучше откажитесь от овощей в сыром виде и зелени.
Большинство детей не любит брокколи, цветную и белокочанную капусту. Чтобы накормить малыша этими ценнейшими продуктами, можно пойти на маленькую хитрость. Сварите капусту и размельчите её блендером. Затем просто добавьте эту массу в картофельное пюре – кроха всё съест, и не заметит подмены.
Из цветной капусты можно приготовить вкусное хрустящее блюдо. Отварите соцветия в подсоленной воде и обжарьте их в кляре из яйца, сливок и панировочных сухарей. Такой полезный и необычный ужин придётся по вкусу каждому.
Заключение
Овощи – кладезь ценнейших витаминов и минералов, необходимых детскому организму. Растительные продукты улучшают пищеварение, повышают иммунный статус, дарят энергию и бодрость.
Чтобы получить максимум пользы от овощей, нужно готовить их правильно. Употребляя овощи каждый день, ребёнок будет гармонично расти и развиваться.
Марданова Галина
Беседа с детьми «Овощи и фрукты — полезные продукты!»
Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов.
Ход беседы
Воспитатель:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С ранних юных лет уметь.
Если азбука питания
Привлечёт твоё внимание,
Будешь весел и здоров,
Проживешь без докторов.
Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое Нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди укрепляют или разрушают то, что дано природой. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильное питание. А для правильного питания нужны полезные продукты. В них содержатся питательные вещества: жиры, белки и углеводы. К сожалению, многие предпочитают полезным совсем другие продукты.
– Сегодня мы будем говорить об овощах и фруктах и о их пользе для человека.
– А почему овощи и фрукты полезны для человека? (В них много полезных веществ.)
– Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. Есть много пословиц и поговорок об овощах. Вот некоторые из них:
Лук – от семи недуг.
Лук да капуста лихого не допустят.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Овощи – кладовая здоровья.
– Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Все овощи очень полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей.
– В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови. Капуста считалась лекарством от многих недугов. И сейчас в народной медицине используют целебные свойства овощей: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах и воспалениях суставов. А лук и чеснок для большинства из нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг». Но разве только в овощах есть полезные вещества? Где они есть ещё, поможет выяснить игра «Доскажи словечко».
Словно месяц под звездой
Фрукт волшебно-золотой.
Леденец для обезьян.
В жёлтой курточке. (банан).
На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит как после душа.
Ну, конечно, это. (груша).
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его. (лимон).
Гнутся ветки до земли.
Что же мы на них нашли?
Листья будто шапочки,
А под ними. (яблочки).
Крупных ягод гроздь большая
Сладким соком угощает.
Подарил нам летний сад
Ароматный. (виноград).
С виду он, как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый. (апельсин).
Воспитатель: Что же общего у всех овощей и фруктов? (Витамины.) «Витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять. Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.
Витамин А:
Меня запомните, друзья.
Вам для роста нужен я.
Для костей, зубов и зренья,
В этом, братцы, нет сомненья.
И полезен я для кожи,
Волосам я нужен тоже.
– Я есть в моркови, помидорах, апельсинах, капусте.
Витамин В:
Если у вас меня дефицит –
Значит отсутствует аппетит.
Чтобы бодрым, сильным быть
Не грустить и не хандрить
Вам советую, друзья,
Есть продукты, где есть я!
– Я есть в свёкле, горохе, кукурузе, редьке, бананах.
Витамин С:
Я нужный и отважный,
И очень, очень важный.
При простуде, при болезнях
Я, конечно, всех полезней.
Я живу в лимоне, апельсине, смородине, луке, чесноке, огурцах.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут.
Все болезни и простуды
Перед ними отойдут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
Без витаминов жить нельзя!
Они надёжные друзья!
Воспитатель: Ребята, вы узнали, почему люди должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты и овощи. Конечно, ребята, мы не можем сегодня рассказать обо всех овощах и фруктах. Но хочется, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.
Полезные советы.
Овощи и фрукты любят все на свете.
Бабушки и дети советы знают эти.
Виноград и вишня лечат все сосуды.
Абрикос от сердца, груша – от простуды.
От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Помни истину простую – лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.
Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Серёже, и Ирине – всем полезны витамины!
Ничего на свете лучше нету
Заменить на яблоко конфету.
Чипсы поменять на апельсин,
Чупсы поменять на мандарин.
Сухомятке предпочесть морковку.
В овощах и фруктах больше толку.
Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!
Наталья Анатольевна Абаева
Конспект занятия «Овощи и фрукты — полезные продукты» для детей младшей группы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнушка» г. Волгодонска
Цель: Расширять знания детей об овощах и фруктах. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом. Учить различать, наиболее распространены в данной местности овощи и фрукты, по цвету, форме, величине, где они растут и чем они полезны. Закреплять приемы лепки, из пластилина. Учить бережно, относиться к своему здоровью.
Материалы и оборудование: Муляжи овощей и фруктов, чудесный мешочек, маленькие настоящие морковки. Повязка для глаз. Зайчик игрушка (или ребенок из подготовительной группы). Пластилин.
Предварительная работа: отгадывание загадок об овощах и фруктах, раскрашивание овощей и фруктов (раскраски, беседы, рассматривание картин.
Ход НОД
Дети входят в групповую комнату и садятся на коврик.Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. Какие вы красивые, здоровые, крепкие, веселые, какие у вас розовые щечки! Улыбнитесь друг другу. Скажите, что нужно для того, чтобы вы всегда могли бегать, прыгать, смеяться,и чтобы вы были всегда здоровыми?Дети: Надо заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, надо есть полезные продукты, закаляться и. т. д.Воспитатель: Молодцы, мы должны все вести здоровый образ жизни. Здоровье будет крепким, если мы будем правильно питаться, есть полезные продукты (овощи и фрукты).Воспитатель: А какие это полезные продукты, назовите их?Дети: Продукты, от которых не болит живот, не болят зубки, появляется сила, хорошо видят глазки, это овощи и фрукты. Рассказ воспитателя об овощах. Овощи – это растения, которые люди выращивают на огороде. Они играют важную роль в питании человека. Чем больше мы едим овощей, тем крепче у нас будит здоровье. Овощи содержат много витаминов.
Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек»Дети поочередно опускают руку в мешочек, берут один муляж, на ощупь определяют что это за овощ или фрукт. А потом показывают детям и рассказывают (каждый ребенок) чем полезен или вреден этот продукт. (Воспитатель хвалит детей).
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки об овощах.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…- капуста-
-Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?- Свекла-
Он никогда и никого.
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него.
И взрослые, и дети?
– лук –
Очень длинным вырастает.
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят – кабачок-
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут.
И так едят
– помидор-
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
– огурец –
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
– репка –
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали
– морковь –
Игровое упражнение «Кто быстрее?» На столе, на подносе лежат вилочки на них маленькие кружочки морковки. На счет 1,2, 3 морковку бери. Дети берут вилочки с морковкой и начинают есть. Победит тот? кто первый съест морковку.
Воспитатель: Молодцы, я рада, что вы все любите морковку, вы ее съели очень быстро. Ребята, вам понравилась морковка?
(Стук в дверь, вбегает зайчик)
Зайчик:– Здравствуйте ребята, я пробегал мимо, услышал, как вы разговаривали о морковке. Я тоже хочу морковку. – А меня угостите?Воспитатель: Ой, ребята жаль, что мы съели всю морковку. Как же быть? Чем нам зайку угостить? (предложение детей). Давайте слепим для нашего зайчика много морковки? Да. Воспитатель демонстрирует прием лепки морковки (берем кусочек пластилина, раскатываем столбик, и нижний краешек столбика раскатываем потоньше). Воспитатель складывает морковки в корзиночку, хвалит детей, и вручает корзиночку зайчику. Зайчик хвалит детей, благодарит за старание, желает им здоровья.Зайчик: Ой, ребята у меня столько много морковок, спасибо вам я еще смогу угостить своих друзей. До свидания ребята.