Дети и информационные технологии польза и вред
Ирина Петровна
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. Польза и вред
(выступление на педагогическом совете)
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.
• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
• Реализация программы «Электронная Россия»
• Принятие Закона «Об образовании»;
• Формирование социальных сетей и др.
Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
В настоящее время тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна и на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, показали,что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
2. Глубже постигаются понятия числа и множества;
3. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
4. Тренируется эффективность внимания и память;
5. Раньше овладевают чтением и письмом;
6. Активно пополняется словарный запас;
7. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
8. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
9. Развивается воображение и творческие способности;
10. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против»раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровья ребенка, чем полезен.
Так вопрос:компьютер: вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина».
А чтобы найти эту «середину»,необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
2. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
3. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
4. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
7. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере 10 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более двух раза в неделю. (Хотя родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)
Таким образом,можно сделать следующие выводы:
– использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
– компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении всех норм и рекомендаций.
– рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
– необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Но в то же время нужно помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД
Бочарова Анна Анатольевна,
преподаватель, мастер производственного обучения
ОБПОУ « Курский электромеханический техникум»
Никто не будет отрицать, что информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и имеют огромное значение для каждого человека. Сейчас уже не встретишь человека, который бы не пользовался мобильной связью, не бороздил бы просторов Интернета, не пользовался пластиковой картой.
Информационные технологии везде находят свое применение: от тяжёлой промышленности, и заканчивая, например, изображениями для контакта. Они считаются самым основным стимулом развития различных областей деятельности человека.
Очень быстро растущий потенциал инноваций способствует с такой же скоростью уменьшению издержек в производственной области, облегчает и улучшает уровень жизни, открывает все новые горизонты для людей. Так как новые информационные технологии можно наблюдать в каждой области жизнедеятельности человека, то сегодня просто невозможно представить жизнь без них.
В своей статье я хотела бы рассмотреть вопрос о том, что несут информационные технологии для человечества: пользу или вред?
Да, безусловно, много пользы. Ни один человек не будет отрицать большую роль информационного прогресса в его жизни. Это преимущества бытовых технологий, значительно облегчающих повседневный труд человека; это и социальная сфера, где без них никак не обойтись. Сейчас трудно представить какие-либо конференции, выставки, симпозиумы, общественные мероприятия без использования мультимедиа: информационные интерактивные средства почти во всех сферах деятельности человека; всевозможные лазерные шоу; роботизированные представления в различных отраслях – всё это прочно вошло в нашу жизнь и в наше сознание.
Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет, самый массовый и оперативный источник информации. Интернет несёт много полезной информации; бесконечное виртульное общение во всевозможных социальных сетях; фильмы разных лет; музыка; онлайн-игры; торговая индустрия интернет-магазинов; онлайн-системы дистанционного обслуживания клиентов в различных банках не только России, но и за рубежом. С каждым годом всемирная паутина все больше охватывает разные сферы жизни людей. По данным статистики, пользователей интернета в мире с каждым годом увеличивается:
К 2020 году число пользователей сети достигнет 4,1 млрд. человек. Это около 60% населения планеты.
Но как бы мы не восхищались всеми информационными благами, есть и оборотная сторона медали. Это отрицательные стороны интернета, которые не лучшим образом влияют на жизнь людей. К негативным факторам можно отнести: отсутствие защиты персональных данных, которое активно используют интернет-мошенники; многообразие порнографических сайтов, доступ к которым не регламентируется возрастными ограничениями; неконтролируемая пропаганда жестокости и насилия, как в отношении людей, так и в отношении животных; ежедневная рассылка спама, засоряющего электронную почту; наличие всевозможных вирусов.
Реальность подменяется виртуальными мировоззрениями. Так, скандально известная преступная группировка «Банда ГТА», которую обвинили в серии убийств автомобилистов в Подмосковье, орудовавших на трассе М4 «Дон» (2014) в СМИ получила одноименное название по аналогии картины совершаемых ими преступлений с игровыми заданиями серии компьютерных игр Grand Theft Auto.
В последние годы среди молодёжи набирает популярность смертоносного селфи. По всем миру «юные создания» получают ранения или даже убивает себя ради фотографий, на которых, по их мнению, они будут выглядеть круто и получат большое множество «лайков» в соцсетях.
Вовлечение несовершеннолетних подростков в социальных сетях в «группы смерти», подталкивающие детей к суицидам; вербовка в террористические организации; интернет-зависимость – всё это далеко не полный список отрицательного влияния информационных технологий.
Польза или вред информационных технологий решать вам. А я в заключении, хочу резюмировать тему моего выступления словами знаменитого древнегреческого врача Гиппократа: «Всё хорошо, что в меру».
Литература
Сексенбаев К., Султанова Б. К., Кисина М. К. Информационные технологии в развитии современного информационного общества // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 191-194. — URL https://moluch.ru/archive/104/24209/
URL https:// ru.wikiquote.org›wiki/Гиппократ
Смертельные селфи или 15 фотографий, сделанных… URL https:// fishki.net›2190219-smertelynye-selfi-ili-15…cenoj…
Мельникова Екатерина Сергеевна
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме внедрения ИКТ в образование и связанный с этим вред, причиняемый здоровью учеников. Рассматривается необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий, факторы воздействия на обучающегося в процессе работы за компьютером, а также цели здоровьесберегающих технологий.
Abstract
This article is devoted to the implementation of ICT in education and related harm caused to the health of students. Considers the need of introduction of health preservation technology, factors, that influence on the student while working at the computer.
Библиографическая ссылка на статью:
Мельникова Е.С. ИКТ и вред здоровью учащихся // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6205 (дата обращения: 07.02.2019).
Усовершенствование образовательной системы, появление новых методов и концепций направлено сейчас на одну из главных задач – развитие творческого потенциала учеников.
И именно современные средства ИКТ позволяют повысить качество образования, улучшить его. При этом использование ИКТ также и влечет за собой проблему сохранения здоровья (как физического, так и психического) учащихся.
Популярность и широкое применение информационно-коммуникационных технологий предполагает также и увеличение обеспокоенности педагогов и медицинских работников в связи с возможным вредом для здоровья учащихся. На сегодняшний момент многие ученые исследуют возможность снижения отрицательного влияния компьютеров и ИКТ.
Необходимость решения этой проблемы сохраняется уже более 20 лет – с внедрением ИКТ в обучение школьников. За эти годы выявлено множество различных факторов, которые важны для внедрения в обучение технологий, сохраняющих здоровье .При этом также значима проблема правильного использования ИКТ, так как работа учащихся за компьютерами связана как с физической , так и с психической нагрузкой. Эргономически и технически правильно созданное оборудование, так же важно, как и правильное программное обеспечение, которое будет связано с учебными планами и выполнено без ошибок.
Использование Интернета в процессе обучения позволяет учащимся овладеть новыми способами получения, обработки и нахождения информации. Именно поэтому Интернет можно рассматривать как один из шагов осуществления предметной интеграции
Также остро встает проблема сохранения здоровья при использовании Интернет-ресурсов, ведь перенасыщение информацией так и ее недостаток может привести к психическим нарушениям. Это проявляется в отсутствии интереса к использованию Интернета или же лишь поверхностное поглощение информации, без полного понимания и осознания.
На сегодняшний момент учитель должен вовремя направить учащихся в правильное образовательное русло, повысить их мотивацию и заинтересованность в получении информации из сети. Это заинтересованность на повышение эффективности освоения знаний, снижая при этом вред психическому здоровью. При этом также стоит обратить внимание учащихся на возможность того, что некоторые интернет-источники могут содержать ошибки или некорректную информацию и опасную рекламную информацию, содержащую множество ошибок.
Использование информации из сети Интернет приводит также к тому, что учащиеся не заинтересованы в создании чего-то нового, а просто используют готовый материал из статей, докладов, рефератов, выложенных в свободном доступе, что приводит к снижению качества образования.
Факторы вредного воздействия, при работе за компьютером:
• усталость глаз
• нагрузка на кистевые суставы
• зависимость от интернета
• неподвижность в течении долгого времени
Положительные факторы, при работе за компьютером:
• возможность проявить творческие способности
• повышение заинтересованности учащихся
• повышение качества образования
• возможность снять эмоциональное напряжение
• индивидуализация обучения
Что же может сделать учитель для организации правильного взаимодействия обучающегося с компьютером?
1.Соблюдение Санитарных правил и норм, таких как правильный температурный режим, и время, отведенное ученикам для нахождения за компьютером.
2. Включение в уроки здоровьесберегающих технологи: проведение физминуток, зарядка для глаз и т.д.
Очень часто учителя на практике пренебрегают использованием здоровьесберегающих технологий или же допускают ошибки при их проведении.(Применяют бессистемно или в неполном объеме )
Очень часто учителя, наполняя учебные программы новым содержанием , увлекаясь творческим процессом и использованием разнообразных средств ИКТ, забывают о том, что физические и психические силы, возможности учеников имеют свой предел. Из-за этого снижается качество знаний и ухудшается здоровье учащихся
Использование технологий здоровьесбережения, правильная организация и обращение внимания на все факторы, связанные с сохранением здоровья, будут способствовать сохранению уровня работоспособности и физического здоровья, а также полной безопасности для жизни и здоровья учащихся. Это положительно скажется на одной из главных целей обучения – подготовке здоровых членов общества, умеющих работать с информацией и владеющих ИТ.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения при использовании средств ИКТ, является: обеспечение обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:
• Организация учебного процесса в соответствии с СанПиН;
• Правильная организация двигательной активности учеников;
• Формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни.
Здоровьесберегающая технология при использовании ИКТ это:
– условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания, адекватность использования информационных технологий);
– правильная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями к работе с компьютером);
– соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
обучающегося;
– соответствие нормированного времени использования компьютера;
– правильно организованный двигательный режим.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод что, применение здоровьесберегающих технологий очень важно на данном этапе развития ИКТ. Их внедрение позволит избежать негативных последствий для обучающихся, сохранить их здоровье и снизить влияние негативных факторов.
Библиографический список
- Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // II Международной научной конференции Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине (19 – 22 мая 2015 года, г. Томск) [Электронный ресурс]. URL: itconference15.csrae.ru
- Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А. В. Ахаев. — Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
- Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
- Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в
- Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс / Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
- Валеология. Физвоспитание. Спорт. № 1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.
- Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. — М., 1999.
- Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю. Ефимова, О.О. Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
- Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О Использование современных информационных технологий в образовании. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономикиМатериалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н.. 2015. С. 208-212.
- Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., № 2.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе / И.Н. Мовчан // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т.2. – № 5. – С. 45. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
- Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Савельева Л.А. Информационные технологии и проблемы развития информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 755-759.
- Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
- Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук / Савельева Людмила Александровна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2005, – 197 с.
- Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
- Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
- Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Есть ли у ежика хвостик, или некоторые размышления об ошибках и неточностях в современных учебниках информатики для начальной школы / Информатика и образование. 2009. № 4. С. 93-97
- Устинова Н.Н. Использование художественного пространства сказки в процессе изучения основ информатики в начальной школе / Начальная школа. 2011. № 1. С. 79-82.
- Чусавитина Г.Н. Изучение информационно-поисковых технологий Internet студентами педагогических специальностей университета / Г.Н. Чусавитина // Сборник Международной конференции-выставки Информационные технологии в образовании. – 2002. – С. 160-161.
- Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике: монография / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, – 2005. – с. 242
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Мельникова Екатерина Сергеевна»