День без автомобилей в чем польза

День без автомобилей в чем польза thumbnail

День без автомобиля: экономно, выгодно или проблематично?

Фото: Pavel Yuryev/Rusmediabank.ru

Ты обладательница симпатичного, с «женским» внешним видом Nissan Micra или любишь совершать шопинг на своем миниатюрном Chevrolet Spark, а может, с удовольствием ездишь в фитнес-центр на шикарном Peugeut 107, спешишь отвезти детей в садик (школу) на безопасном Citroen C3? В любом случае, почему бы не попробовать один день провести без автомобиля?

22 сентября по всему миру проходит ежегодная акция под названием «День без автомобиля». Впервые решили отказаться от машин хотя бы на один денек швейцарцы. Это событие произошло в 1974 году, когда в стране наблюдался кризис с топливом, и власти призвали граждан «сэкономить на легковушках». Это благородное дело подхватили другие страны – Великобритания, Франция, а к 2002 году оно набрало обороты в тысячах городах мира под эгидой Еврокомиссии: теперь каждый год проводится «Европейская неделя мобильности», которую завершает «День без автомобиля».

Если ты живешь в мегаполисе, то наверняка не раз сталкивалась с ненавистными пробками, которые буквально взрывают всю твою нервную систему. И, конечно же, провести день без стресса на дороге было бы очень даже полезно для здоровья.

Что делать без машины: 3 способа обойтись без личного транспорта

Первый способ: пересесть на общественный транспорт

А почему бы и нет? Тем более что в этот акционный день многие городские власти в два раза снижают цену на проезд в общественном транспорте. Так что тебя не будут беспокоить «ядовитые кондукторши», которых красочно описал в своем рассказе «Трамвай» Михаил Зощенко, со словами: «Что ж вы думаете: я даром вас повезу? Платите, короче говоря, деньги или сойдите с моего вагона».

Кстати, день без своей машины значительно повлияет, по мнению экологов, не только на воздух, которым мы же и дышим, но и на наше здоровье. Хотя бы сутки без выхлопных газов (а это около 300 достаточно токсичных веществ, включая оксид азота, свинец, опасный канцероген сажу и пр.!) снизит риск заболеваний дыхательных путей и нервной системы. У многих перестанет болеть голова из-за вдыхания угарного газа и беспокоить аллергия. Ты только представь, что только в одной Москве на 15 миллионов жителей зарегистрировано около 4 миллионов единиц легкового транспорта! А ведь человек может прожить месяц без пищи, до семи дней без воды, а без воздуха не протянет и пяти минут! Мгновенно наступает кислородное голодание и смерть! Разве это не повод на время забыть о поездке на автомобиле?

Второй способ: прокатиться на велосипеде

Очень даже хороший вид транспорта: с его помощью можно не только благополучно добраться из пункта «А» в пункт «В», но и осуществить мечту под названием «обязательно сделаю завтра», то есть, похудеть: за час обычной поездки сжигается в среднем около 250 ккалорий. Наверняка, тебе даже больше понравится этот двухколесный вид транспорта, чем самая навороченная модель автомобиля и, ты также, как Лэнс Армстронг скажешь: ««На велосипеде меня удерживают не гоночные рекорды, а ощущение счастья». А может быть, сделаешь для себя полезный вывод, как знаменитый актер Робин Уильям: «Я катаюсь на велосипеде. Для меня это как передвижная медитация».

Всё хорошо, когда всё хорошо, но на самом деле в твоем городе могут отсутствовать специальные дорожки для езды на велосипеде (не исключение и Москва). Или в «День без автомобиля» желание поучаствовать в акции и велосипедное настроение испортит проливной дождь и уже не по-летнему прохладная погода.

Третий способ: «символично» согласиться с акцией

А можно провести «День без автомобиля» на автомобиле, но в знак своего уважения к этой полезной акции украсить свою машину какой-нибудь эко-символикой, например, повязать на антеннку зеленую ленточку. Только не жди свободного проезда, так как многие тоже будут с зелеными ленточками, как ты, и ни одного велосипедиста… В общем, выбирай сама свой путь и как по нему следовать.


Утопические мысли

А что, если бы большинство сознательных граждан действительно в этот день отказались от личного транспорта? Сколько бы можно было сделать на «сэкономленную сумму»?
По средним подсчетам, в сутки потребление топлива легковыми машинами в городе приблизительно составляет 11 тонн. Если умножить это количество на среднюю розничную цену 35,5 тыс. рублей за тонну, то получаем 390 млн. рублей!

Можно:
• внести вклад в спасение хотя бы одного вида вымирающих животных;
• построить несколько детских площадок, школу, спортивный комплекс;
• снять шедевральный фильм;
• оказать медицинскую и материальную помощь инвалидам и нуждающимся.

А что бы сделала ты с этими деньгами для прекрасного будущего всей планеты? Может быть, и у тебя есть интересные предложения, как можно с пользой для себя и экологии провести «День без автомобиля»?

Источник

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в этом году стало инициатором проведения Дня без автомобиля. На что рассчитывают природоохранники 22 сентября, велик ли вклад автомобилей в общее загрязнение воздуха в Беларуси и каковы пути решения экологическо-транспортных проблем, – об этом для ET CETERA.Авто рассуждал начальник специальной инспекции государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Сергей Завьялов.

– С вашей точки зрения, чем вызвана необходимость проведения Дня без автомобиля?


– Беларусь и, в частности, столица не могла обойти стороной такую акцию. Ежегодно она проводится в двух тысячах городов. Необходимость проведения такой акции связана с тем, что во всем мире транспорт занимает первое место по объему выбросов загрязняющих веществ. В нашей стране из общего объема выбросов 72% приходится на транспорт. А в отдельных белорусских городах эта цифра доходит до 85% от общих выбросов загрязняющих веществ. Сегодня в республике зарегистрировано 3 276 000 автотранспортных средств. Причем 85% машин находится в личной собственности автовладельцев, а 15% принадлежит организациям. Ежегодно наши граждане приобретают все больше и больше автомобилей. Например, в прошлом году физическими лицами было ввезено более 217 тыс. автомобилей.

Есть и еще одна проблема: белорусы стремятся купить достаточно дешевые автомобили. Нас очень огорчает, что в прошлом году возраст более 60% ввезенных в страну машин составлял семь лет и старше. Учеными было доказано, что после семи лет эксплуатации автомобиль становится экологически небезопасным. Данные российского института НАМИ показали, что выбросы загрязняющих веществ после семи лет эксплуатации автомобиля начинают расти по всем показателям.

Читайте также:  Каша тыква с пшеном польза

Средний пробег автомобиля за год составляет пятнадцать тысяч километров. За это время автомобиль потребляет около двух тонн топлива. Не забывайте, что при этом поглощается тридцать тонн кислорода! А две тонны топлива в результате дают нам порядка 700 килограммов угарного газа, 430 килограммов окислов азота и 230 килограммов всевозможных углеводородов. Поэтому мы не могли обойти этот день стороной.

– Акция “День без автомобиля” рассчитана в основном на крупные города. Можно ли говорить о том, что в Беларуси это в первую очередь акция для столицы?

– Неправильно говорить, что эта акция актуальна в первую очередь для столицы. На наше предложение откликнулось семнадцать органов государственного управления, которые на местах осуществляют эту акцию. Мы не говорим о ее больших масштабах, потому что участвуем в Дне без автомобиля всего лишь второй год. А в зарубежных странах более чем двенадцатилетний опыт проведения. Мы прекрасно понимаем, что за несколько лет очень сложно изменить психологию белорусов. Я думаю, что постепенно люди поймут необходимость проведения подобных мероприятий и начнут активно в них участвовать. Люди должны понять, что транспорт – это не только благо, но и проблема.

Наблюдения за качеством атмосферного воздуха идут более чем на 60 постах по всей республике. Данные этих замеров указывают на города, в которых ситуация требует улучшения. В 2008 году в столице и в отдельных городах Беларуси было зарегистрировано большое превышение уровня фенола в воздухе. Определенные проблемы есть в городе Речице, в Могилеве и в других уголках Беларуси.

Эта система наблюдения помогает и в управлении качеством воздуха. В новом законе “Об охране атмосферного воздуха” предусматривается возможность серьезного вмешательства в тех местах, где это необходимо. Вопросы транспорта требуют отдельного серьезного решения Министерства природы.

Важно и то, что для эксплуатации транспорта с высокими экологическими характеристиками нужно соответствующее топливо. А мы сегодня можем гордиться, что выпускаемое в стране топливо соответствует стандартам “Евро-4” и “Евро-5”. Мы единственные на постсоветском пространстве, кто выпускает дизельное топливо с такими характеристиками. Правительством страны принят технический регламент на бензин и дизельное топливо. С 2011 года выпускаемый в стране бензин и дизельное топливо будет соответствовать всем европейским нормам.

– На ваш взгляд, насколько эффективным могло быть принятие в Беларуси запрета на ввоз автомобилей старше 7-10 лет?

– Мы понимаем, что запреты ни к чему хорошему не приводят. На мой взгляд, важно применять методы экономического стимулирования. Введенная в свое время норма ввозной пошлины для автомобилей старше 14 лет привела к определенным результатам. В страну перестал поступать хлам, который здесь никому не нужен. Я периодически бываю в областных центрах и вижу старые транспортные средства, которые приобретены для других нужд. Из 3 276 000 автомобилей сегодня еще достаточно высок объем транспортных средств производства стран СНГ или республик СССР. В Беларуси на учете стоит более 110 тысяч “Запорожцев”. Радует, что по сравнению с 2008 годом таких автомобилей стало на 6% меньше.

– Каким образом Министерство природы и охраны окружающей среды участвует в контроле над вредными выхлопами транспортных средств?

– Сейчас вся контрольная деятельность в стране будет подчиняться требованиям, которые изложены в указе президента страны. До недавнего времени все предприятия, которые эксплуатируют транспортные средства, были разделены на соответствующие категории в зависимости от количества транспортных средств. Кроме того, были определены требования, при каком количестве автомобилей транспортная организация должна иметь специальный прибор контроля.

Сегодня контролируется соответствие фактического выброса норме, заявленной заводом-изготовителем. Например, в нашем стандарте для автомобиля “Жигули” норма выбросов составляла не более 1,5%, а для Volkswagen эта норма не должна превышать 0,5%.

Наше министерство совместно с ГАИ МВД проводит операцию “Чистый воздух”. Основной задачей акции является снижение загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами, содержащимися в выхлопных газах транспортных средств.

– Куда обращаться, чтобы утилизировать свое транспортное средство или какие-то его части?

– Этот вопрос является одним их самых проблемных. Сегодня в стране есть несколько технологий, связанных с утилизацией шин и старых покрышек.

Первое направление – это использование бытовых отходов и покрышек в качестве топлива для цементных печей. Сегодня линии такого типа установлены на двух белорусских заводах. Здесь появляются жесткие экологические требования, которые мы предъявили цементным заводам. Уже сегодня мы потребовали организовать действенный контроль над вредоносными выбросами в атмосферу. Самое главное – появился документ, который обязывает такие предприятия установить систему автоматического контроля над выбросами. Второе направление – это переработка шин в соответствующую крошку и в ряд других продуктов.

– Насколько Беларусь готова сегодня к активному внедрению автомобилей с гибридными двигателями в общий автомобильный поток?

– Сегодня выбросы транспорта составляют порядка 10% выбросов парниковых газов. Давно известно, что самым вредным парниковым газом являются пары воды. Ряд крупных ученых даже ставит под сомнение водородный двигатель. Если CO2 используется растениями, то в процессе сжигания водородного топлива потребляется кислород и выбрасываются пары воды. Пока глобальные масштабы воздействия трудно оценить. Сегодня в Национальной академии наук ведутся разработки по эффективной технологии получения водорода для различных нужд. К сожалению, я не могу с полной достоверностью сказать, насколько запланирован в республике выпуск соответствующих двигателей. Мы видим, что в Европе и США этот вид транспорта не нашел широкомасштабного применения.

– Сейчас Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Минтрансом разрабатывается система маркеров для транспортных средств. При прохождении техосмотра транспортные средства будут классифицировать по степени вредности их выбросов и помечать их соответствующими наклейками. На какой стадии разработки и внедрения находится эта система и насколько она будет эффективна?

– Не в Беларуси придуман этот механизм. Европейцы допустили ошибку, когда сократили количество общественного транспорта при упоре на личный транспорт. Для сохранения исторического наследия начались акции, связанные с делением автомобилей на определенные классы. Мы сегодня не говорим о том, когда введем ограничения. Мы сейчас собираемся провести экологическую классификацию, а потом начинать принимать какие-то меры.

Читайте также:  Отбеливающий зубной порошок польза и вред

– Какие мероприятия нужно проводить, чтобы белорусы обратили внимание на вредное влияние выбросов автомобиля?

– Роль Министерства заключается в пропаганде экологических знаний. Мы должны показать вред автомобилей для окружающей среды. Это направление будет очень активно развиваться в Министерстве. Собираемся готовить различные буклеты и памятки и через общественные организации будем доносить информацию до людей. Каждый человек должен понимать, что он своими действиями ухудшает жизнь в первую очередь себе, а потом уже окружающим.

Источник

Мы обычная петербургская семья с двумя детьми. В конце 2017 года мы устроили эксперимент: отказались от машины и начали использовать другие виды транспорта.

В этой статье расскажу, почему мы решили продать машину, удалось ли нам сэкономить на транспортных расходах и сохранить привычный комфорт.

У нас была машина — Киа Соул 2011 года, но ездили мы на ней преимущественно по району, а за город выбирались крайне редко

Почему мы решили продать машину

В 2011 году у нас родился первый ребенок. Тогда же мы единогласно решили, что ездить в общественном транспорте с ребенком опасно для его здоровья и маминых нервов, и купили новую Киа Соул из салона. 200 тысяч рублей потратили из своих сбережений, еще 300 тысяч взяли в кредит. На этой машине мы семь лет возили сначала одного, а потом и двоих детей в сады, кружки, поликлинику, на дачу и к бабушкам. И с каждым годом поездки на этой машине становились все менее комфортными. Расскажу почему.

Сложности с парковкой. Мы живем в спальном районе Санкт-Петербурга. Со временем во дворе стало невозможно припарковаться. По вечерам на поиск парковки уходило 20 минут, еще 10 минут приходилось идти до подъезда. Летом 2017 в городе начали активно работать эвакуаторы: как-то нашу машину дважды за неделю эвакуировали с привычного места у метро «Приморская».

В центре города припарковаться стало еще сложнее. Чтобы просто погулять по центру и пройтись по магазинам, мы ставили машину на платную подземную парковку торгового центра. Час парковки — 100 Р.

Машины напротив метро «Приморская». Отсюда наш автомобиль эвакуировали дваждыСреда, пять вечера, двор нашего дома. Свободных мест для парковки уже нет

Пробки. В начале 2017 года в нашем районе, на Васильевском острове, открыли въезд на платную трассу, огибающую город со стороны моря, — Западный скоростной диаметр. Это частично парализовало движение: новые развязки и дороги построить не успели, а поток машин, проезжающих через район, увеличился в 2—3 раза.

Выезжая из двора, мы сразу вставали в пробку. Теперь в час пик добраться до поликлиники на другой конец района было быстрее пешком или на метро. Чтобы везде успевать, я выезжала заранее. В центр все чаще ехала на метро, а обратно домой — на такси.

Как грамотно потратить и сэкономить

Рассказываем в нашей рассылке дважды в неделю. Подпишитесь, чтобы совладать с бюджетом

Дорогое обслуживание. Мы редко путешествовали на машине за город и ездили в основном в выходные. В 2017 году пробег нашего автомобиля составил всего 5 тысяч километров. Бывали месяцы, когда мы использовали машину всего 3—4 раза.

Но при этом тратить на содержание автомобиля мы стали больше. Кто-то «притер» нашу машину во дворе, пришлось ремонтировать ее за свой счет. Еще мы купили новые дворники и заменили лампы в фарах. Эти заботы всегда возникали неожиданно, а на их решение требовалось время.

Потратили на содержание Киа Соул, АКПП, 126 л. с. в 2017 году — 36 475 Р

ОСАГО14 465 Р
Ремонт12 000 Р
Транспортный налог4410 Р
Замена колес3200 Р
Расходники2400 Р

Пробег и траты на бензин за два года

Доступный и удобный общественный транспорт. Мы заметили, что стали чаще использовать общественный транспорт и такси. В интернет-банке нам доступна статистика по семейной карте: траты на транспорт в 2016 году составили всего 4 тысячи рублей, а в 2017 — уже 26 тысяч.

В конце 2017 года в Петербурге начали развиваться сервисы каршеринга. Мы решили попробовать вообще отказаться от собственной машины в пользу общественного транспорта, каршеринга и иногда такси.

В 2016 году мы потратили на общественный транспорт 4010 рублейЗа 2017 год расходы на общественный транспорт выросли в шесть раз — до 26 244 рублей

Как продали автомобиль

К машине мы привыкли, и решиться на продажу было сложно. Разместили объявление, но все время откладывали просмотры.

Друзья и близкие были против. Они считали наш эксперимент блажью и предлагали больше зарабатывать, раз уж я начала считать траты на машину. На аргументы об экономии времени, пользе для экологии и собственном спокойствии они отвечали «а вдруг»: вдруг соберемся на машине на юг (никогда не ездили), вдруг надо будет везти в больницу больного ребенка (никогда не возили), вдруг мужу негде будет ночевать после домашней ссоры (бетонный аргумент холостого друга).

В общем, так мы откладывали просмотры почти четыре месяца, а потом продали машину всего за день: одновременно пришло время обновлять ОСАГО и поступило предложение о покупке. Мы решили перестать наконец вкладываться в машину, которая просто стояла во дворе, и тут же ее продали.

Первые дни без автомобиля

К резкому старту эксперимента семья оказалась не готова: наступили выходные, мы проспали электричку на дачу, пришлось просить друга отвезти нас. Внезапно нашлись мелкие повседневные дела, в которых мы привыкли использовать машину, и без нее было неудобно.

Чтобы съездить в магазин или забрать детей из сада, стали использовать такси и каршеринг. Они выручали не всегда. Однажды мы опоздали на свадьбу друга: шел дождь, такси предлагали ждать 40 минут, а каршеринга рядом не оказалось. Пришлось осваивать другие виды транспорта — в вечерних костюмах и с зонтиком мы поехали в центр на автобусе. Пропустили официальную регистрацию брака и успели только на торжественную фотосессию.

За год без машины мы потратили 53 тысячи рублей на транспорт, открыли для себя пару полезных приложений и изменили образ жизни. Расскажу по порядку.

Как строим маршруты

В нашем районе хорошо развита транспортная инфраструктура: есть две станции метро, трамвай, троллейбус, маршрутки и автобусы. Здесь много светофоров, а остановки транспорта расположены через каждые 500 метров, поэтому средняя скорость общественного транспорта — примерно 20 км/ч.

Оставшись без машины, я составила список постоянных маршрутов на каждый день недели. Напротив каждого маршрута вписала варианты транспорта и примерное время на дорогу. По плану на поездку из сада до кружка на машине должно уйти 10 минут, а на автобусе — 20 минут. В реальности поездки на автобусе по этому маршруту занимают все 40 минут: я забыла учесть время на прогулку с ребенком до остановки и ожидание нужного автобуса.

Так выглядел мой изначальный план. В списке я отметила места, где сложно припарковаться, но не учла время на ожидание автобуса

Нам понадобилось полгода, чтобы изучить весь общественный транспорт района, научиться планировать свои поездки и никуда не опаздывать. У каждого появились любимые номера маршрутов, удобные остановки, чтобы подгадать под пустой автобус, и приоритетные станции пересадки в метро.

Сейчас свои поездки планируем так:

  1. В зависимости от того, есть ли пробки по маршруту, выбираем метро или наземный транспорт. Наземный — в приоритете.
  2. Определяем ближайший автобус, стоимость такси, ближайший каршеринг.
  3. В метро спускаемся, только если пробки больше 8 баллов.

У меня ненормированный рабочий день. Дорогу с работы до дома я планирую так:

  1. Если пробок нет, еду на наземном транспорте.
  2. Если автобус подходит и уже рядом, еду на нем.
  3. Если автобуса не ожидается, смотрю такси: часто оно стоит столько же, сколько и каршеринг.
  4. Если цена такси все-таки выше, ищу машину каршеринга.
Читайте также:  Горох польза и вред при похудении

Какой транспорт используем

Все маршруты мы планируем для наземного общественного транспорта, такси и каршеринга. Метро всегда остается вариантом на крайний случай, потому что для нашей семьи это самый некомфортный способ передвижения: там очень шумно и нам не нравится запах под землей. Расскажу, что мы используем, чтобы сделать каждый вид транспорта максимально удобным для поездок с детьми.

Автобусы и маршрутки. Проезд в автобусе я оплачиваю транспортной картой «Подорожник». С ней поездка в автобусе или троллейбусе стоит 31 Р, а если платить наличными — 40 Р. В маршрутках всегда расплачиваюсь наличкой, поскольку был печальный опыт оплаты «Подорожником»: за одну поездку с карты списали двойную сумму. Проверить это сразу невозможно: никаких чеков по транспортной карте не приходит.

Наземный транспорт я отслеживаю на сайте bustime.ru, он показывает время прибытия нужного автобуса к ближайшей остановке. Остановки маршрута показаны в виде таблицы со временем прибытия. Я поставила фильтр и вижу автобусы только своих маршрутов.

Видны все автобусы на линии и время прибытия к каждой остановке

За год автобус пару раз приходил раньше указанного на сайте времени, но в остальном этот сервис для меня незаменим, особенно в плохую погоду. С ним стало гораздо проще добираться на автобусе и маршрутках до детских кружков: достаточно посмотреть, когда и на какой ближайшей остановке будет автобус, чтобы спланировать путь. Если автобуса ждать долго, мы едем на такси или успеваем зайти за продуктами в супермаркет.

Автобусы в Петербурге ездят по выделенным полосам для общественного транспорта. Это экономит время. Такси с лицензией тоже могут передвигаться по этой полосе, а вот машины каршеринга на полосу пока не пускают.

На моем маршруте есть места, где часто и стихийно возникают пробки. Если я вижу затор, выхожу на остановке и спускаюсь в метро. Перед чемпионатом мира 2018 года спешно чинили мосты, перед ними всегда были пробки. В хорошую погоду я выходила из автобуса, переходила мост пешком и садилась на другой маршрут по ту сторону пробки. К тому же автобусы часто объезжают район извилистым маршрутом — пройти дворами иногда быстрее.

Электрички. Для поездок за город мы установили приложение «Пригород». В нем удобно смотреть расписание электричек и покупать билеты со скидкой 5%. Скидка пустяковая, а вот возможность не стоять в очереди за билетами — бесценна.

В приложении «Пригород» можно уточнить расписание и купить билет

Когда покупаете билеты в приложении «Пригород», важно, чтобы с собой был паспорт и был заряжен телефон. Удостоверение личности обязательно спрашивают контролеры в электричке. Если паспорта нет или его номер не совпадает с указанным в билете, придется купить бумажный билет и заплатить сбор за его оформление.

Однажды у меня сел телефон и я не смогла отсканировать электронный билет у турникета на выходе со станции. Мне предложили купить бумажный билет с ближайшей станции и заплатить штраф. Хорошо, что с собой было зарядное устройство и контролер разрешила мне занять розетку. Через пять минут я отсканировала билет и покинула станцию.

С электричкой мы точно знаем, сколько будем ехать. До поселка моих родителей дважды в день ходит электропоезд. Путь в 60 км он проходит за 1 час 10 минут, цена — 119 Р за взрослого. Для сравнения: за все годы наших поездок на машине в среднем в пути мы проводили 2 часа зимой и 3—4 часа с пробками летом.

Очередь за билетами на Балтийском вокзале в пятницу вечером. Удобнее покупать через приложение

Скоростные поезда. В Великий Новгород, Псков и Петрозаводск из Петербурга ходят скоростные поезда «Ласточка». В них удобные сиденья, есть туалет, можно купить чай и воду. Вполне комфортные условия для детей в трехчасовой поездке. Билеты с местами надо покупать заранее.

На «Ласточке» мы уже ездили в Псков и Великий Новгород. Прошлым летом дорога в Псков обошлась нам в 3000 Р в обе стороны, а на билеты в Великий Новгород мы потратили 2500 Р. Платили за троих: младшему ребенку тогда еще не было 5 лет. На вокзале этих городов мы брали такси до отеля — это 50—70 Р, а по городу гуляли пешком. Летом лучше ехать в будние дни: меньше туристов и свободнее в поезде.

До нашей деревни ходит такой поезд: еще не «Ласточка», но уже не обычная электричка

Такси и каршеринг. В 2018 году мы 91 раз вызывали такси и 43 раза пользовались каршерингом. На такси за год потратили 24 тысячи рублей, а на каршеринг — только 5 тысяч. После продажи автомобиля мы планировали активно использовать каршеринг, но оказалось, что чаще все-таки выбираем такси.

В Петербурге много машин каршеринга, но они в плохом состоянии: часто горит лампа неисправности двигателя, на лобовом стекле трещины, нет омывайки и люфтит руль. У такси тоже есть недостатки, но нам кажется, что для детей такси безопаснее, потому что там есть детское кресло.

В марте 2019 в приложении каршеринга тоже появился фильтр по машинам с детским креслом, но пока таких машин мало: из 49 машин рядом с нами нет ни одной с креслом. Вне часа пик цены на такси и каршеринг различаются незначительно.

Сколько сэкономили

Мы подсчитали, что, отказавшись от автомобиля, сэкономили 30 000 Р за год, или 2500 Р в месяц. Это два билета в аквапарк, или один семейный поход в кафе, или половина месячной платы в кружке фигурного катания.

Деньгами, полученными от продажи машины, мы закрыли ипотеку — больше не платим проценты банку и годовую страховку. Так мы получили экономию еще около 60 тысяч рублей в год. Но решение закрыть ипотеку мы приняли уже после продажи автомобиля, оно не влияло на отказ от машины. Поэтому ради чистоты эксперимента я упомяну эту сумму, но в таблице с расчетами ее учитывать не буду.

Расчет приведен конкретно по нашей ситуации: мы живем в районе, где много транспорта и магазинов, школа, кружки и работа — всё рядом.

Сколько потратили на транспорт

Расходы на такси и каршеринг

Расходы на общественный транспорт

Результаты эксперимента

Вот какие изменения произошли в жизни нашей семьи, когда мы отказались от машины:

  1. Сэкономили 30 тысяч за год на транспорте.
  2. Хорошо узнали район. Пройти дворами иногда оказывалось быстрее, чем объезжать на машине.
  3. Избавились от хлопот, связанных с автомобилем. Испытали ощущение свободы, когда в начале зимы все меняют резину и стоят в очереди на шиномонтаж, а нам это не нужно. Или когда весь двор завален снегом и заставлен впритык, а мы рады, что идем домой пешком.
  4. Стали больше гулять с детьми. Ушла мысль, что общественный транспорт — зло.

Не обошлось и без минусов:

  1. Утратили мобильность. Теперь каждый выезд на природу или в другой город надо планировать заранее.
  2. Трудно объяснить младшему ребенку, что такое совместное потребление. Когда видит машину каршеринга, переживает, что забрали нашу машину.

Итоги

Жизнь без машины в большом городе требует больше планирования и дисциплины. За редким исключением, передвигаться на машине быстрее, чем на общественном транспорте.

Дети и общественный транспорт совместимы. В кружки и поликлиники мы ездим в будние дни и не в час пик. В это время в транспорте мало пассажиров и есть свободные сидячие места. От поездок в автобусе дети не стали чаще болеть или чувствовать себя менее счастливыми. В метро с детьми бываем редко, стараемся искать альтернативу.

Наши знакомые иногда интересуются, будем ли мы продолжать эксперимент. Но мы уже не относимся к отказу от машины как к временной мере. Несмотря на небольшой экономический эффект, без машины нам удобно. Мы научились использовать общественный транспорт и не отказываем себе в тратах на такси. Для нас отсутствие машины — это свобода, когда мы не связаны обязательством платить налог и ОСАГО, когда не надо волноваться о сохранности машины во дворе.

Редкие приступы тоски по собственному автомобилю, конечно, случаются. Чаще всего это происходит в душном, плотно набитом автобусе, который ползет со скоростью 20 км/ч. Но к старому варианту владения авто мы не вернемся. Купили себе самокаты и следим за развитием беспилотного транспорта.

Источник