Что такое теория пользы и удовлетворения
Автором теории обретения пользы и удовлетворениячаще всего называют Герту Герцог. Ее статья «Типы мотивации и удовлетворения слушателей ежедневных сериалов» в 1944 г. была первой печатной работой, содержащей углубленный анализ удовлетворения, получаемого от использования масс-медиа. Попытку обосновать понятие активной аудитории предпринял Уилбур Шрамм в книге «Процесс и эффекты массовой коммуникации». Ответ на вопрос, чем руководствуется индивид, выбирая из того, что предлагают ему средства массовой коммуникации, он сформулировал в виде «Дроби выбора», которая выглядит следующим образом: ожидание награды / необходимое усилие.
Иными словами, по Шрамму, люди соизмеряют меру награды(удовлетворения), которую они ожидают от данного средства коммуникации или сообщения, с тем, какое усилие надо приложить чтобы эту награду получить.
Концепция использования и удовлетворенияпредполагает, что индивидуальные отличия между членами медиааудитории приводят к тому, что каждый отдельный ее член отбирает для себя различные “послания”, различным способом их использует и поразному на них реагирует, поскольку сама информация, получаемая из масс-медиа, — это лишь один из многих других социальных и психологических факторов, определяющих выбор со стороны потребителя и обуславливающих различное, подчас идиосинкразическое1, воздействие масс-медиа. Такой подход предполагает, что индивидуальные социальные и психологические характеристики членов аудитории обуславливают воздействие СМИ в такой же мере, как и собственно сама медиаинформация.
Вместо того, чтобы заниматься исследованием прямого воздействия средств массовой информации на членов аудитории, теория использования и удовлетворения изучает мотивы и поведение медиапотребителей, т.е. то, как и почему они используют масс-медиа. Одно из основных положений этой теории состоит в том, что выбор телепередач, периодических изданий, фильмов и других носителей медиаинформации потребителями для удовлетворения своих индивидуальных потребностей представляет собой активный процесс.
В настоящей главе медиавоздействие рассматривается с точки зрения теории использования и удовлетворения. После беглого обзора тех функций СМИ, которые они выполняют в обществе, а также коммуникативных моделей, призванных объяснить особенности выбора медиаинформации и его последствия, мы обсудим ключевые постулаты данной теории. Затем проследим за историческим развитием исследований, проведенных в русле концепции использования и удовлетворения, прокомментируем современные исследования и рассмотрим критику данного подхода.
Согласно теории использования и удовлетворения, различия между членами аудитории обуславливают индивидуальное использование медиаинформации и индивидуальную реакцию на нее. Предполагается, что социальное окружение и психологические характеристики индивида обуславливают воздействие СМИ в такой же мере, как и собственно медиаинформация.
Теория использования и удовлетворения рассматривает мотивы и поведение медиа-потребителей, т.е. как и почему они используют СМИ. Одно из основных положений теории заключается в том, что пользователи активно выбирают телепередачи и другие носители медиаинформации для удовлетворения свих индивидуальных потребностей.
Теория использования и удовлетворения основана на нескольких ключевых положениях. К ним относятся: активность аудитории, использование СМИ для удовлетворения определенных потребностей, зависимость реакции медиапользователей от социальных и психологических факторов и др.
В серии исследований, проведенных в 1940-х годах, изучались мотивы выбора определенных радиопередач и периодических изданий. К 1970-м годам исследователи начали составля типологии различных мотивов использования СМИ. Выяснилось, что потребно ги членов медиааудитории, относящиеся к использованию СМИ, были связаны с социальными и психологическими факторами.
Многие исследователи считают, что синтез исследований медиавоздействия и принципов использования СМИ будет последовательным и полезным шагом.
Объединенные исследования позволят выяснить, какие именно последствия будут иметь определенные способы использования масс-медиа и каковы последствия удовлетворения различных потребностей, связанных с использованием СМИ.
Начиная с середины 1970-х годов, исследования дают возможность более ясного понимания принципов индивидуального использования СМИ и последствий такого использования. Отвечая на критику предыдущих исследований, ученые, работающие в данном направлении, начали применять сходные методы исследования по отношению к мотивам медиапользователей. Большинство ученых, работающих над изучением принципов применения СМИ, различают такие мотивы медиапользователей, как обучение, привычка, поддержание компании, получение возбуждения, релаксация, уход от реальности, заполнение свободного времени.
Ученые, занимающиеся исследованиями в сфере массовой коммуникации, разработали несколько моделей, призванных объяснить принципы использования и воздействия масс-медиа. К ним относятся: транзактная модель, модель поиска удовлетворения и активности аудитории, модель ожидания-оценки и модель использования и зависимости.
Отдельные положения и принципы исследований использования СМИ стали объектом критики. К наиболее существенным критическим замечаниям относятся следующие: результаты исследований слишком индивидуализированы, их трудно обобщить; необходим синтез результатов разных исследований; необходима экспликация ключевых понятий; необходимо устранить различия в определениях ключевых понятий; неточность и непоследовательность положений об активности аудитории и использовании методики самоотчета.
Многие исследования в рамках теории использования и удовлетворения, проведенные после 1970-х годов, по сути были реакцией на упомянутые критические замечания. Дополнительные исследования будут способствовать дальнейшему упрочению позиций данной теории.
Телевидение превращается в коллаж — телевизионных каналов так много, что, переключая их, вы самостоятельно составляете коллаж. В этом смысле, каждый смотрит что-то своё[1].
Теория использования и удовлетворения — это частная теория социологии массовой коммуникации, исследующая роль аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. Иными словами, это концепция, определяющая, как люди выбирают тот или иной информационный канал для удовлетворения определённых потребностей.[2] В отличие от других теорий массовой коммуникации, теория использования и удовлетворения отвечает на вопрос: как именно люди используют медиа?[3]
Данная теория изучается в рамках социальной психологии при использования позитивистского подхода. Основной вопрос научных поисков в рамках концепции: как и почему люди используют СМИ? Можно сказать, что теория использования и удовлетворения фокусирует своё внимание на мотивы поведения медиапотребителей, а не на прямое воздействие средств массовой информации на потребителя.
Сторонники теории использования и удовлетворения считают, что члены медиааудитории – это активные потребители самих СМИ. Ввиду того, что каждый член медиааудитоии индивидуален, он сам отбирает для себя различные «послания», различным способом их использует и по-разному на них реагирует. Индивидуальные, социальные и психологические характеристики членов аудитории обуславливают воздействие СМИ в такой же мере, как и собственно сама медиаинформация. Сторонники теории отмечают, что наряду с другими социально-психологическими факторами, определяющих выбор со стороны потребителя и обсуславливающих разное воздействие СМИ, сама информация, получаемая из СМИ, — лишь один из многих других факторов. Подобный подход определяет тот вывод, что индивидуальные социальные и психологические характеристики членов аудитории обуславливают воздействие СМИ в такой же мере, как и собственно сама медиаинформация.[4]
Постулаты теории использования и удовлетворения[править | править код]
Большинство постулатов данной концепции были сформированы еще в 1974 году, однако полный перечень основных положений теории дал А. Рубин только в начале 1990-х годов.[5]
Активность аудитории[править | править код]
Информационные потребители являются активными участниками процесса опосредствованной коммуникации, однако эта активность варьируется. Более того, поведение членов аудитории характеризуется целенаправленностью и мотивированным подходом, а саму медиаинформацию они выбирают согласно личным приоритетам, ценностям, потребностям. Именно эти же факторы впоследствии влияют на восприятие выбранной информации[6].
Следует отметить, что активность и мотивы выбора медиаинформации отдельных членов аудитории могут различаться. По данным одного исследования, при просмотре новостных телепередач зрители более активно выбирают информационный канал[7].
Использование СМИ для удовлетворения потребностей[править | править код]
Информация всегда отбирается или используется в целях удовлетворения нужд и потребностей членов аудитории. Более того, в рамках этого постулата происходит разделение мотивов потребления СМИ на две категории: проактивные и пассивные[8] Проактивная мотивация – это просмотр содержимого информационного канала для получения конкретной информации, в то время как пассивная определяется словами «поглядеть, что там идёт».
Социальные и психологические факторы[править | править код]
Личностные характеристики, состояние на конкретный период времени, коммуникативное поведение и другие социальные и психологические черты влияют на выбор информационного канала и информационное сообщение.
Конкуренция и посредничество[править | править код]
Определяющий фактор, определенной модели и последствия использования СМИ — выбор, а точнее, инициатива самого потребителя. Чем меньше наблюдается личной заинтересованности и инициативы, тем выше влияние и воздействие медиаинформации. Добавим, что СМИ также находится в поле конкурентной борьбы за потребителя, наряду с другими формами коммуникации.
Социальные функции СМИ в рамках теории использования и удовлетворения[править | править код]
По данным исследования, цели использования медиа могут быть сгруппированы в пять категорий[9]:
- получение информации и повышение уровня образования,
- самоопределение в рамках существующей информационной повестки дня,
- простое развлечение,
- усиление социального взаимодействия,
- уход от стрессовых ситуации будней жизни.
Краткая история исследований в русле концепции теории[править | править код]
Начиная с 1940-х годов, учёные стали активно изучать мотивы выбора определённых радиопередач и периодических изданий. Среди предметов ранних исследований — интерес детей к комиксам. В сороковых годах также был замечен более выраженный интерес к психологической составляющей данной тематике.
Лазарсфельд, Херцог и Берельсон работали в направлении теории использования и удовлетворения ещё до появления самой формулировки. Несмотря на то, что научный поиск лежал в поле мотивации потребителей СМИ, результаты их научных трудов оказались полезными для изысканий в сфере массовой коммуникации. Учёные пришли к выводу, что членов аудитории привлекают самые разные возможности, которые могут предоставить СМИ, — от приобретения знаний до эмоциональной разрядки.[10].
К 1970-м годам исследователи выяснили, что потребности аудитории определяются социальными и психологическими факторами. Было выявлено, что использование СМИ улучшает не только понимание себя, но и аудитории в целом. Более того, СМИ могут быть использованы, чтобы повысить социальный статус и укрепить социальные отношения.[11]
МакКуэйл, Блумер и Браун в 1972 году предложили собственную типологию мотивов использования СМИ. Они выделили такие мотивы, как развлечение, необходимость в общении, усилении личной идентичности и необходимость получения информации о последних событиях[12].
Среди тех, кто впервые предложил объединить исследования использования СМИ и воздействия СМИ, были К. Розенгрен и С. Уиндал.[13] Был сформулирован другой подход: исследователь должен задаваться вопросом о том, каковы последствия удовлетворения определённых нужд или особенностей использования СМИ. Данные области исследования позволяют изучить воздействие массовой коммуникации на индивидуальном уровне или в рамках всего общества в целом (изменение установок, восприятия и поведения). В рамках этого подхода стало ясно, что люди зависят от СМИ в удовлетворении различных потребностей. Среди них: уход от реальности, приобретение опосредственного опыта, вовлечение в отображаемые посредством СМИ события.
С середины 1970-х годов можно заметить применение сходных методы исследования к изучению мотивов медиапользователей. Исследовали начали получать схожие результаты. Как Гринберг, так и Рубин обнаружили, что мотивы использования СМИ меняются с возрастом.[10]
На сегодняшний день большинство ученых, работающих над теорией использования и удовлетворения, различают следующие мотивы использования СМИ:
- обучение
- привычка
- поддержание компании
- получение возбуждения
- релаксация
- уход от реальности
- заполнение свободного времени
Современные устройства и теория использования и удовлетворения[править | править код]
Мобильные телефоны[править | править код]
Мобильные телефоны, сравнительно новый коммуникационный инструмент, так же может быть рассмотрен с точки зрения описываемой концепции. Такие особенности, как мгновенный доступ к многочисленным контактам, виртуальному контенту и появление новых форм телефонного общения, превращают мобильный телефон в популярный предмет исследования специалистов по массовой коммуникации.
На данный момент считается, что мобильные телефоны используется в следующих целях[14]:
- социализация
- развлечение
- инструментальное использование
- удовлетворение статусных потребностей/ следование модным тенденциям
- мобильность
- немедленный доступ.
Критика теории использования и удовлетворения[править | править код]
Основные критические положения выделены А. Рубинов в 1994 году на основании обзора литературы по теории использования и удовлетворения [15].
- Слишком индивидуализированный подход: результаты индивидуальных различий практически невозможно применить к медиапользователям в целом или ко всему обществу.
- Недостаток синтеза результатов исследований: разработанные для описания индивидуального использования медиа типологии с трудом поддаются синтезированию. Эта проблема по-прежнему актуальна.
- Необходимость прояснения основных понятий: по мнению некоторых экспертов, такие понятия, как «мотивы», «поведение» или «потребности» недостаточно определены.[16] Тем не менее, кажется, что к сегодняшнему дню, эта проблема уходит в прошлое.
- Разное значение ключевых понятий: невозможно работать в рамках одной теории и давать различные дефиниции основных понятий, что непременно ведёт за собой затруднения в сравнении разных данных.
- Активность аудитории и использование самоотчётов: неточность методов анализа.
Пример[править | править код]
То, каким образом человек использует СМИ и какое удовлетворение он от них получает, частично отражается на характере воздействия СМИ.
Например, фильм ужасов произведёт одно впечатление на человека, глубоко сопереживающего жертве, и совершенно иное – на зрителя, получающего лишь поверхностное удовольствие от напряженной интриги фильма. Более того, мы можем использовать СМИ не только, как источник развлечения или информации, но и для множества иных целей. Некоторые через СМИ убегают в виртуальный мир, другие — хотят угодить своим близким, которые в этот момент смотрят телевизор. А иногда мы смотрим или слушаем программу, которая нам совершенно не нравится, лишь ради того, чтобы почувствовать себя менее одиноким[17].
Люди выбирают медиаинформацию, чтобы удовлетворить разнообразные личностные потребности. Поведение, при этом, почти всегда обусловленно определённой целью, в то время, как выбор зависит от информации или от ожидаемого удовлетворения. Именно проблемами мотивации потребителя СМИ и занимается теория использования и удовлетворения.
См. также[править | править код]
- en:Communication theory
- Модель медиазависимости
- Гипотеза культивации
- en:Social cognitive theory
Примечания[править | править код]
- ↑ David Hockney, Hockey on photography (1988)
- ↑ Олешко В. Ф. Психология журналистики
- ↑ Katz, Elihu (1959). «Mass Communications Research and the Study of Popular Culture: An Editorial Note on a Possible Future for this Journal». Departmental Papers (ASC): 1–6
- ↑ Брайант Дж, Томпсон С. Основы воздействия СМИ, с. 143
- ↑ Брайант Дж, Томпсон С. Основы воздействия СМИ, с. 150
- ↑ West, Richard; Turner, Lynn (2007). Introducing Communication Theory. McGraw Hill. Pp. 392–409.
- ↑ Levy M.R.& Windahl S. Audience activity and gratifications^ f conceptual clarification and exploration
- ↑ Finn S. Television addiction? An evaluation of 4 competing media-use models. (1992)
- ↑ McQuail, Denis (2010). Mass communication theory: an introduction. London: Sage Publications. Pp. 420–430. ISBN 1849202923.
- ↑ 1 2 Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ (2004)
- ↑ Katz E., Gurevitch M., Haas H., (1973) On the use of mass media for important things. American Sociological Review, 38, 164-181
- ↑ McQuail D., Blumer J.G., Brown J.R. (1972) The television audience. A revised perspective. Sociology of mass communications, pp. 135-165
- ↑ Rosengren K.E., Windalh S. (1972) Mass media consumption as a funtional alternative. Sociology od mass communication. Pp. 166-194
- ↑ Leung, L.; Wei, R. (2000). «More than just talk on the move: A use-and-gratification study of the cellular phone». Journalism & Mass Communication Quarterly 77 (2): 308—320
- ↑ Брайант Дж, Томпсон С. Основы воздействия СМИ, с. 152
- ↑ Elliott P. (1974) Uses and gratification research: A critique and social alternative
- ↑ Харрис Р. Психология массовых коммуникаций (2002)
Активационные теории (связанные с удовлетворением потребностей аудитории)
Среди данной группы теорий наиболее распространенным в исследовательских кругах является теория «обретения пользы и удовлетворения» («Uses-and-Gratifications-Approach»). Ее авторами считаются Г. Герцог, опубликовавшая в 1944 году первую работу, содержащую углубленный анализ психологических эффектов (прежде всего – удовлетворения), получаемого от использования СМИ, и У. Шрамм, позднее обосновавший и развивший понятие «активной аудитории». В рамках данной теории предполагается, что обращение людей к СМИ, как и прочие их действия, осмысленны и связаны с удовлетворением определенных потребностей. В свою очередь, факторы, влияющие на обращение к СМИ, могут быть описаны через потребности аудитории, а конкуренция на медиарынке касается не только борьбы за время и внимание людей, но и конкуренции с другими источниками удовлетворения одних и тех же потребностей. Например, если потребление СМИ связано с заполнением досуга, то человек может с таким же успехом потратить это время на прогулки, общение с друзьями, занятия спортом, компьютерные игры, чтение книг, наконец, на просто ничегонеделание. Справедливость данной теории подтверждает то, что в странах с теплым климатом люди предпочитают общаться на улице с друзьями, а не сидеть дома и читать газеты. В результате если в Норвегии на 1000 жителей приходится 626 экземпляров газет, в Швеции – 482, в Исландии 268, то в Италии – 114, в Испании – 113, в Греции – 67. Причем уровень экономического развития во всех этих странах примерно одинаков, все они входят в группу высокоразвитых стран мира, то есть объяснить бедностью или неграмотностью населения либо неразвитостью рекламного рынка низкий уровень чтения газет в странах Южной Европы нельзя.
Процесс потребления СМИ в свете теории «обретения пользы и удовлетворения» происходит следующим образом. Вначале в силу предшествующего опыта у читателя существуют некоторые представления о массовой информации и ожидания по отношению к СМИ. Например, человек считает важным быть в курсе событий, и уверен, что после чтения определенной газеты он будет в курсе событий. Затем следует чтение этой газеты. Потом оценивается результат – получил ли читатель то, что хотел от данной газеты, и продолжает ли он считать важным быть в курсе событий. Затем идет корректировка представлений и ожиданий, после чего следует (или не следует) новый цикл обращения к тому или иному СМИ.
Что касается отдельных потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью СМИ, то здесь принято использовать либо пирамиду человеческих потребностей, предложенную А. Маслоу, либо классификацию потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью обращения к СМИ, Д. МакКвейла. Американский психолог А. Маслоу разделил потребности людей на пять типов (от низших к высшим): физиологические потребности – голод, жажда, сон, отсутствие болезни, одежда и жилье; потребности в безопасности и защите от внешней среды – защищенность и свобода; социальные потребности – принятие другими, привязанность, секс и любовь; потребности в оценке и признании – достижение, одобрение; потребность в самоактуализации – максимально возможное развитие своих способностей и задатков. При этом удовлетворение высших потребностей может происходить только после удовлетворения низших, то есть в строгой последовательности.