Что такое польза в философии

Что такое польза в философии thumbnail
  1. Новая философская энциклопедия

ПОЛЬЗА – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам. В более строгом смысле польза — характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Именно подобная определенность пользы была выявлена Аристотелем, стоиками, Т.Гоббсом, Ф.Хатчесоном, Дж.Бентамом, Г.Гегелем. Как жизненный принцип полезность можно выразить в максиме: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».

Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, полезным считается то, что содействует достижению целей, и в частности то, посредством чего цели достигаются. Полезность, т.о., характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Наряду с пользой целерациональное мышление использует и др. ценностные понятия, а именно: успех (достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели) и эффективность (достижение результатов с наименьшими затратами). Нечто признается полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей, в) позволяет достичь результатов, близких поставленным целям (способствует успешности действий), и г) позволяет сделать это с наименьшими затратами (способствует эффективности действий). Соответственно выражение принципа полезности дополняется такими максимами, как «Стремись к успеху», «В достижении целей используй оптимальные средства». К практическому мышлению относится также понятие «выгода», однако его значение особо, на что обратил внимание Дж.С.Милль. Если польза определяется в отношении к чьим-либо интересам, то внутренние значения понятия «выгода» различаются сообразно принадлежности и характеру интересов, удовлетворение которых предполагается в качестве цели. Можно выделить три класса интересов: а) частные (особенные) цели индивида или группы (т.е. специфичные для данного субъекта), реализация которых возможна за счет ущемления интересов др. субъектов; б) общие интересы индивида или группы, т.е. интересы, присущие, как правило, всем индивидам и группам в данной ситуации; их удовлетворение также может предполагать ущемление чужих интересов, однако последнее воспринимается как недостаток системы, а не злой умысел субъекта интересов; в) интересы группы или общества в целом. Полезное в отношении интересов первого класса нередко называется выгодой или корыстью, в отношении второго и третьего классов – общей пользой или благом (в узком смысле этого слова).

Как и др. ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра [ДОБРО], прекрасного [ПРЕКРАСНОЕ], истины, совершенства [СОВЕРШЕНСТВО]). Как правило, польза связывается с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. Принятие пользы в качестве ценностной ориентации порождает серьезные нравственные противоречия в том случае, когда она трактуется как благо [БЛАГО]вообще или как моральное добро. Сами по себе понятия и правила пользоориентированного сознания морально нейтральны. Однако с этической точки зрения всегда сохраняется существенное различие между моралью [МОРАЛЬ]как таковой и отношениями полезности. Мораль исторически возникает и функционирует в обществе как система ценностей, призванных компенсировать обусловленные цивилизацией обособленность, отчужденность индивидов. Польза и родственные ей понятия отражают ценности и нормы, адекватные именно отношениям обособленных, отчужденных, пользующихся друг другом (т.е. эксплуатирующих друг друга) индивидов.

В психологии эта система «практического сознания» передается с помощью понятия «принцип реальности» (ср. Удовольствие [УДОВОЛЬСТВИЕ]). Устремленность к пользе, успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет наличных обстоятельств, сложившегося порядка вещей. Человек, исповедующий принцип пользы, проявляет себя преимущественно в сфере сущего, в сфере текущих задач и конъюнктурных решений, он не нуждается в идеале и выходящих за рамки ситуации ценностных основаниях своих действий.

В исторически раннем или неразвитом ценностном сознании понятие пользы исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех докапиталистических обществах стремление к пользе как к наживе осуждалось. Наиболее ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, т.е. по случаю. Развитие товарного производства и денежного хозяйства определило формирование иных ценностных ориентаций; в рамках экономических, вещных отношений польза – приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. Наиболее типичным выражением пользоориентированной деятельности является предпринимательство как деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства товаров и предоставления услуг, которые: а) необходимы обществу в лице различных частных потребителей и б) способны конкурировать с аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми др. производителями. Как показывает история культуры, предпринимательская деятельность воспринимается негативно сознанием, покоящимся на коллективистских ценностях. Патриархальная, традиционалистская, общинно-коммунитарная оппозиции принципу пользы апеллируют к общему (общественному) интересу. Ориентация на пользу при этом толкуется как своекорыстие, а сама польза признается и высоко оценивается только как общеполезность, как общее благо.

Особого рода критицизм в отношении принципа пользы проводился в коммунистических теориях. Ш.Фурье противопоставил буржуазному утилитаризму «социальный гедонизм»: весь строго регламентированный порядок жизни в фаланстерах-общинах был направлен на то, чтобы их члены с наибольшей отдачей реализовывали себя и получали наилучшие (рационально обоснованные) наслаждения. Марксистское понимание принципа пользы разнопланово: с одной стороны (и это сближает коммунистическое мировоззрение с христианством), марксизм видит, что отношения полезности разъедают традиционные человеческие контакты, усугубляют эксплуатацию и отчужденность между людьми. Принцип пользы, наиболее последовательно раскрывающийся в деятельности буржуа-предпринимателя, рассматривается как орудие классового господства буржуазии. Так построенная критика по сути дела является продолжением патриархальной, традиционалистской, романтической критики полезности. Однако, с другой стороны, из политико-экономического анализа Марксом капитала и стоимости вытекает важный социально-философский вывод о роли принципа пользы как великой социально-новационной силы, универсализирующей общественные отношения людей и тем самым созидающей единое социальное пространство взаимозависимых социальных индивидов. Порожденный социальным отчуждением, принцип пользы становится фактором общественного соединения людей, социализации их связей и зависимостей.

Принцип пользы проявляет зависимость человека как носителя частного интереса от других людей и, следовательно, его сориентированность на общественно значимые ценности. В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на пользу индивид видит цель в себе, а в других лишь средство; однако, нуждаясь в товарах и услугах, которыми обладают другие, он вынужден вступать в обмен с ними, предлагая то, чем владеет сам, иными словами, он сам предстает в качестве средства для удовлетворения чужих целей (Гегель, Маркс). С возрастанием правового регулирования экономических отношений в капиталистических обществах, в особенности с сер. 20 в., негативные стороны общественных отношений, основанных на взаимопользовании и конкуренции, существенно ограничиваются. Нравственно-гражданское значение принципа пользы определяется тем, что он позволяет установить масштаб общественной значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистическое своеволие. Не случайно, что именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей общественного развития. Абсолютизация же принципа пользы, меркантильность разрушают духовные и нравственные основы жизни и препятствуют совершенствованию человека, которое непременно опосредствовано бескорыстным и милосердным отношением человека к др. людям.

Читайте также:  Контрастный душ польза для беременных

Р.Г.Апресян

Источник:
Новая философская энциклопедия
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. польза —
    орф. польза, -ы
    Орфографический словарь Лопатина
  2. польза —
    -ы, ж. 1. Хороший результат, благоприятные последствия для кого-, чего-л. С пользой для дела. □ Университетская жизнь принесла ему мало пользы. Пушкин, Александр Радищев.
    Малый академический словарь
  3. польза —
    По́льз/а.
    Морфемно-орфографический словарь
  4. Польза —
    Ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного). В более строгом смысле П. — характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели.
    Педагогический терминологический словарь
  5. польза —
    П’ОЛЬЗА, пользы, мн. нет, ·жен. 1. Положительное, благотворное воздействие, хороший результат для кого-чего-нибудь. Польза спорта. Лекарство не принесло ему никакой пользы. Отпуск пошел ему на пользу. «Польза проведенных мероприятий.
    Толковый словарь Ушакова
  6. польза —
    ПОЛЬЗА -ы; ж. Положительный результат, благоприятные последствия для кого-, чего-л. П. спорта. П. экономических преобразований. П. от лекарства. Для пользы дела. Извлечь пользу из чего-л. Принести много, мало пользы кому-, чему-л.
    Толковый словарь Кузнецова
  7. польза —
    по́льза диал. по́льга – то же, арханг. (Подв.), укр. пíльга “облегчение, успокоение”, ср. польск. ulgа – то же; др.-русск. польза (начиная с Остром.; см. Срезн. II, 1149), русск.-цслав. пользевати “быть полезным” и пользовати, ст.-слав.
    Этимологический словарь Макса Фасмера
  8. польза —
    ПОЛЬЗА ж. и польга сев. вост. (льга, легко) льгота, облегченье; помощь, прок, подспорье, улучшенье; выгода, прибыль, барыш, нажива. Что пользы в посулах! Глупому дитяти не в пользу богатство. Сохе грамота не польга. От лекарского снадобья польги мало.
    Толковый словарь Даля
  9. польза —
    сущ., ж., употр. часто (нет) чего? пользы, чему? пользе, (вижу) что? пользу, чем? пользой, о чём? о пользе 1. Пользой называют положительное, благотворное воздействие, хороший результат, благоприятные последствия для кого-либо или чего-либо.
    Толковый словарь Дмитриева
  10. польза —
    польза ж. 1. Положительный результат, благоприятные последствия для кого-либо, чего-либо. 2. Интересы, нужды кого-либо, чего-либо. 3. Материальные блага, выгода для кого-либо, чего-либо. 4. устар. Прибыль, барыш.
    Толковый словарь Ефремовой
  11. польза —
    ПОЛЬЗА, ы, ж. Хорошие, положительные последствия, благо; выгода. П. спорта. С пользой для дела. Извлечь пользу из чего-н. • В пользу 1) кого-чего, в интересах кого-н., в соответствии с чьимин. выгодами. Решить дело в пользу истца; 2) чего, в знач.
    Толковый словарь Ожегова
  12. польза —
    • большая ~ • великая ~ • громадная ~ • колоссальная ~ • максимальная ~ • наибольшая ~ • настоящая ~ • немалая ~ • неоценимая ~ • огромная ~ • прямая ~ • существенная ~
    Словарь русской идиоматики
  13. польза —
    Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является преф. производным от льга (см. легкий); г > з по третьему смягчению заднеязычных.
    Этимологический словарь Шанского
  14. польза —
    Польза, пользы, пользы, польз, пользе, пользам, пользу, пользы, пользой, пользою, пользами, пользе, пользах
    Грамматический словарь Зализняка
  15. польза —
    ПОЛЬЗА — ВРЕД Полезный — вредный (см.) полезно — вредно (см.) полезность — вредность (см.) Приносить пользу — приносить вред. С пользой для дела — во вред делу. ○ Выходит, он был как бы кустарем-одиночкой и вреда никому не приносил.
    Словарь антонимов русского языка
  16. польза —
    В пользу чего (книжн.) — перен. для, за. ► Движение в пользу реформ. оводы в пользу чего-н. Говорить в пользу чью — перен. служить доказательством положительных качеств или правоты кого- чего-н. ► -Это обстоятельство говорит не в вашу пользу.
    Фразеологический словарь Волковой
  17. польза —
    Выгода, выигрыш, барыш, прибыль, прибыток, корысть, прок, толк; приплод, нарост, прирост, наращение, приращение Извлекать пользу Приносить пользу…
    Словарь синонимов Абрамова
  18. польза —
    сущ., кол-во синонимов…
    Словарь синонимов русского языка

Что такое польза в философии

Источник

Андрей Глинка  ·  13 мая 2019

15,4 K

Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и…  ·  factroom.ru

Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.

В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика, биология, анатомия и т. д., и т. п. Следовательно, изначально философия была нужна, чтобы изучать мир. Впоследствии этот раздел и функцию философии мы вынесли отдельно и назвали «Наука».

Читайте также:  Листья от чеснока польза или вред

Передоверив науке эти простые вопросы, философия стала изучать более сложные и глубокие проблемы, которые не так легко объяснить. Что есть жизнь? В чём её смысл? Что есть добро и зло? Что есть любовь? Что есть творчество? Что есть гармония? Что будет после смерти?

Философские вопросы обязательно рано или поздно встают перед человеком. Обычно мы называем этот период в жизни «экзистенциальным кризисом» или «кризисом среднего возраста». Философия нужна именно для того, чтобы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Иногда ответы находятся в религиях и религиозно-философских системах. Иногда их удаётся найти в учениях философских школ. Иногда — в трудах отдельных мыслителей, к школам не относящихся. Такие мыслители были и в древнем мире, и в Средневековье, и в Эпоху возрождения и сейчас они тоже есть (например, Нассим Талеб, один из наиболее известных современных философов). Философия также может быть вашей личной: обычно это компилляция из наиболее близких вам максим разного авторства.

Философия — самая древняя, самая неточная, самая всеобъемлющая и важнейшая из всех наук.

Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и ответить для себя на вопрос… Читать далее

Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.

В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования

Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не черно-белый. Такому человеку… Читать далее

Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них касаются личности, а… Читать далее

Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши… Читать далее

Изучать флософию и быть философом это два больших понятий. Что такое изучать—это получать информацию от автора который познал эту информацию.Вы ее не познаете, а изучаете и конечно ваш кругозор расширается.Я думаю,что в этом ее польза, но не более того!!! “Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания—это прошлое. Мудрость—это будущее”!!! С уважением

Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это искусство мышления… Читать далее

Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши… Читать далее

Читать филосовские книги человеку не нужно, потому что они затуманивают голову. Философия – это рассуждения о нашей жизни. Нужно каждому человеку постоянно обдумывать свои поступки, и извлекать из ошибок уроки.

Какая наука занимается изучением подсознания и что об этом можно почитать?

Cемейный психолог и реставратор в Петербурге, автор сайта https://smogendrr.ru

Так психология же. И начинать можно с Фрейда. В современном мире когда говорят о подсознании, чаще все всего имеют в виду работу защитных механизмов психики:

1) Вытеснение трудных воспоминаний (из сознания в подсознание)

2) Интроекция убеждений (“надо быть хорошим”, “нельзя совать пальцы в розетку”)

3) Проекция (“он меня бесит своей наглостью, я себе так нагло вести себя не позволяю”)

и т.д.

Прочитать ещё 2 ответа

Приносит ли философия какую-нибудь практическую пользу для общества?

Да, философия приносит практическую пользу для общества. Прежде всего, польза изучения философии состоит в развитии навыков критического и творческого мышления, что требуется как для формирования гражданских компетенций, необходимых человеку в демократическом обществе, так и, например, для учёного, менеджера или бизнесмена.

Поскольку в процессе изучения философии приходится знакомиться с различными философскими концепциями и обосновывающими их аргументами, человек, изучающий историю философии, учится, во-первых, понимать людей с мировоззрением, отличными от собственного, во-вторых, вступать в диалог с носителями такого мировоззрения, в-третьих, анализировать аргументы, лежащие в основании различных форм мировоззрения, в-четвёртых, понимать ограничинность всякого, в том числе своего собственного, взгляда на мир. Все эти навыки необходимы для человека, который в современном мире общается с носителями других культур и мировоззрений.

Читайте также:  Польза от водорослей для человека

Философия также учит человека выходить за пределы “очевидности” и “здравого смысла”. Например, кому-то может казаться очевидным, что Вселенная существует, а тут приходит философ и спрашивает: “Почему есть что-то, а не ничто?” На первый взгляд, это может показаться праздным времяпрепровождением, но, на самом деле, это очень важный навык, особенно для учёного: ведь все прорывные научные терии создавались именно посредством выхода за пределы очевидности. Например, с точки зрения здравого смысла очевидно, что Солнце вращается вокруг Земли (потому что мы так видим) или что Земля плоская (потому что иначе люди с нижней половины попадали бы вниз). Людям потребовалось выйти за пределы “очвевидности”, чтобы перейти от этих наивных представлений к более сложным и более совершенным моделям описания мира.

Отвечая на вопрос о том, каково место человека в мире, философия служит мировоззренческим фундаментом для психологии, поскольку то, как Вы будете подходить к решению тех или иных психологических проблем, напрямую связано с решением сугубо философского вопроса о том, что такое, в сущности, человек, в чём состоит его природа. Поэтому за любым крупным направлением психотерапии – экзистенциальной психотерапией, когнитивно-бихевиоральной терапией, психоанализом – прослеживается влияние тех или иных философской системы. Например, понятие “бессознательного”, разработанное в психоанализе, происходит из философии Лейбница.

Наконец, философия – это попытка рационально обосновать те или иные системы ценностей. Обосновывая и популяризируя прогрессивные системы ценностей, философия способствует общественному прогрессу. Так, например, философия американских персоналистов (основанная, в свою очередь, на идеях Лейбница) в США стала фундаментом для формирования идей Мартина Лютера Кинга, а философия Толстого ощутимо повлияла на Махатму Ганди.

Это, конечно, далеко не всё, что можно было бы включить в ответ на вопрос о значении философии в обществе, но, полагаю, этого достаточно, чтобы сказать, что философия играет в жизни общества существенную роль и приносит вполне ощутимую пользу.

Прочитать ещё 2 ответа

В чём заключается главная функция философии?

Эта функция различается в зависимости от конкретного исторического периода. И она не одна.

Одна из постоянных функций — это рациональное обоснование моральных решений. Этика постоянно отвечает на вопрос о том, на основании чего надо поступать так, а не иначе. В этом плане она незаменима.

Философия особо востребована в методологии науки, как способ прояснять и разобрать базовые поняти и аксиомы тех или иных дисциплин. Иногда даже и придумать, как это было с “атомом”. Одновременно с этим философия науки изучает закономерности и принципы научного познания, предлагает их, как в случае с верификационизмом.

Конечно же, не стоит списывать со счетов функции личного смыслообразования. Каждому человеку надо отвечать на базовые вопросы о смысле своего существования и в этом плане философия временами, как известно, утешает. Допустим, прочтение Витгенштейна вполне себе может избавить человека от экзистенциального кризиса, дав понимание, что это всего-лишь языковое заблуждение.

Прочитать ещё 7 ответов

Какие авторы по философии не заслуживают внимания?

Общий пафос философии заключается скорее в том, что вообще все авторы заслуживают внимания. Это некий превентивный по отношению к косности ума принцип. Как только формируется некая группа философов, претендующая на монополию на внимание, одновременно формируется и оппозиция. Современные психоаналитики лакановского толка нередко любят указывать на своё противостояние некоему общему “академизму”.

Если же воспринимать вопрос более приземленно, то я бы сказал, что есть философы, на которых не стоит обращать внимание без должной подготовки. Есть целая прослойка любителей интеллектуального контента, которые начинают с “Капитализм и шизофрения” и ей же заканчивают. С того же рода явлением сталкиваются и ставшие притчей во языцех школьники, зафанатевшие от Ницше. Получается интерес, который убивает сам себя.

Ну и есть вещи, которые просто морально устарели, но это в большей мере касается междисциплинарных концептов. К примеру, психологические теории Дэвида Хартли явно уступают достижением современной психологии. Обращение к ним может быть полезно только для понимания нюансов оснований утилитаризма Бентама.

Иными словами, прежде всего надо научиться ориентироваться в мире философии, а там уже и будет понятно, кто не заслуживает именно вашего внимания.

Прочитать ещё 10 ответов

Является ли философия прото-наукой и “потеряла ли в весе” философия после появления науки как таковой?

Философию можно рассматривать как “упражнение для ума” Человечества, регулярные занятия которым подготовило, сделало возможным возникновение нового рода деятельности – науки. Ровно так же, как искусство является “упражнением”, подготовившим, тоже, когда-то новый род деятельности – философию. Эти три рода деятельности являются уникальными, исключительно человеческими занятиями, и их от всех прочих отличает (и объединяет) одно: они являются бесполезными с точки зрения выживания вида Homo.

По существу, в этом смысле они являются “бесполезной тратой энергии”, что не предусмотрено природой (в метафорическом смысле “предусмотрено”, конечно) и категорически не свойственно никакому больше живому существу (виду) на планете – ни животному, ни растению, ни комару – никому.

Теперь подумайте сами, “потеряло ли в весе” искусство после возникновения философии как таковой? … Экстраполируйте вывод на отношение “философия – наука”…

Это всё, просто, различные роды деятельности, с помощью которых Человек пытается прорваться за пределы возможного опыта, расширяет человеческую реальность – за границы предписанного Природой.

(заодно, чтоб два раза не вставать, и на вопрос о “Сверхчеловеке” Ф.Ницше ответил)

Источник