Что такое фонема и какая от нее польза
В процессе изучения лингвистики рано или поздно приходится сталкиваться с такими понятиями, как «фонема», «звук», «буква». Чем же они отличаются и что общего имеют? Давайте разберемся в этом, а также подробнее рассмотрим такое понятие фонологии (наука, изучающая звуковой строй в языке), как «фонема».
Что такое «фонема»
Данное понятие пришло в русский и украинский языки из древнегреческого и дословно переводится как «звук». Несмотря на подобное исконное значение, звуки и фонемы – далеко не синонимы, но об этом чуть позже. А для начала стоит разобраться, что такое «фонема».
Этим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию. Сразу необходимо уточнить, что фонема самостоятельно не обладает ни лексическим, ни грамматическим значением.
Интересная особенность: понятие фонемы есть во всех языках мира без исключения. Даже в языке глухонемых, правда в нем она носит название «хирема», но имеет те же свойства и выполняет аналогичные функции.
Звук и фонема: в чем отличия между этими понятиями
Хотя эти слова очень близки по своему значению – это не одно и то же. Поскольку звуком (в данном случае имеется в виду его речевой вид) называют минимальное акустическое колебание упругой среды, которое производится речевым аппаратом человека для языкового общения с себе подобными.
В то же время фонема (в качестве абстрактной языковой единицы) соотносится с речевым звуком как конкретной единицей, в которой она материально реализуется.
В качестве примера (который поможет наглядно проиллюстрировать, чем отличается «звук» и «фонема») можно привести существительное «кот». В нем буква «о» стоит под ударением и поэтому соответствует звуку [о]. При этом в однокоренном слове «котяра» та же буква, в том же месте передается с помощью другого звука – [а], поскольку стоит не под ударением. Получается, что в данном примере одна и та же буква, но в разных ситуациях обозначается при помощи различных звуков. Вот эта совокупность различных возможных вариантов звуков одной и той же буквы и есть фонема.
Иными словами, рассматривая вопрос о том, что такое фонема и в чем ее отличие от звука, стоит усвоить главное: фонема – это ряд из нескольких звуков, способных чередоваться между собою.
Звук, буква и фонема
Разобравшись с тем, что такое фонема и чем она отличается от звука, стоит рассмотреть оба данных понятия относительно отдельного символа алфавита, а именно – буквы.
Несмотря на то, что каждый из этих трех терминов лингвистики имеет отдельное значение, на практике они иллюстрируют одно и тоже общее понятие, но слегка с разных сторон. Главная цель каждого из них – помогать при коммуникации.
Что качается эволюции этих понятий, то сначала возник речевой звук, который помогал первым людям общаться между собой и организовывать свою жизнь. Когда звуки организовались в слова, предложения, а позже помогли сформировать целый язык (и далеко не один), появилась необходимость записывать все это, дабы иметь возможность передавать накопленные знания другим людям, в том числе и потомкам. Так появились буквы как графическая реализация речевых звуков. А с возникновением науки лингвистики ученые постепенно выделили понятие фонемы и, кстати, сравнительно недавно – в XIX в.
Разновидности фонем
Все виды фонем разделяются по различным принципам.
- Главный критерий для разделения на виды – это позиция. Фонемы могут быть как в слабой, так и в сильной позициях. Это влияет на простоту их идентификации.
- Гласные/согласные – отличаются в зависимости от способа образования: при помощи шума это произошло или голоса.
- Гласные фонемы в свою очередь могут находиться или не находиться под ударением.
- Гласные фонемы бывают лабиализованными и не лабиализованными, зависимо от участия губ в процессе формирования фонемы. В русском языке есть только две гласные лабиализованные фонемы: [о] и [у].
- По уровню мягкости согласные фонемы можно разделить на палатализованные/не палатализованные.
- Также согласные фонемы бывают звонкими и глухими.
- По месту образования согласные бывают: смычные и щелевые.
- Согласные (по способу образования): смычные, взрывные, мгновенные; щелевые, фрикативные, длительные; смычно-щелевые, аффрикаты и смычно-проходные.
Отличительные черты (признаки) фонем
Несмотря на то, что эта лингвистическая единица является минимальной в своем роде и не может быть более разделена, она имеет ряд признаков, неспособных существовать вне ее. Они не являются равнозначными между собой и делятся на две большие категории: дифференциальные (различительные) и интегральные.
- Принцип дифференциальности основан на наличии парных противоположных признаков у фонемы: звонкость-глухость, твердость-мягкость и т.п. Если изменить хотя бы один дифференциальный признак – фонема изменится. К примеру, если убрать признак звонкости у фонемы [в], она моментально изменится на другую – [ф]. Судить точно, является ли данный признак различительным, можно лишь в том случае, когда у конкретной фонемы есть «антипод», как в предыдущем примере. Если же нельзя выделить фонему-антипод по этому признаку, значит, он не является дифференциальным. К дифференциальным признакам в русском языке относятся: подъем и лабиализованность для гласных; глухость-звонкость, твердость-мягкость, способ образования и его место – для согласных.
- Интегральные признаки фонем чаще всего несамостоятельны. Они не являются парными и не нуждаются в противопоставлениях. К интегральным признакам в русском языке относятся: ряд для гласных и шумность/сонорность для согласных.
Какие функции выполняют фонемы
О важности любого лингвистического понятия можно судить по тем функциям, которые оно выполняет, и хотя их немного, они играют одну из ключевых ролей в языке.
- Конститутивная – фонемы служат в качестве «строительного материала» для различных видов морфем, слогов, слов и других языковых единиц.
- Различительная – выражается в том, что при помощи фонем можно фонетически различать слова и различные морфемы (корни, суффиксы). К примеру, слова «мойка» и «майка» очень похожи между собою, отличаясь лишь одной буквой, однако смысл у них кардинально разный: первое означает место, где моют что-то, второе – предмет одежды. Кстати, фонемы могут выполнять как словоразличительную функцию (пример которой был приведен выше), так и форморазличительную: «майка» – И.п., «майке» – В.п., «майки» – И.п., мн. ч. и т.п.
Несмотря на то, что понятие «фонема» более расплывчато, нежели звук или буква, оно имеет огромное практическое значение, особенно для славянских языков, поскольку позволяет различать формы слов, учитывая большую (в сравнение с английским) систему родов и падежей. На сегодняшний день фонема еще не достаточно изучена и вызывает много споров, единственное, что не вызывает сомнений, – ее важность для лингвистики.
В любом учении о языках есть такое понятие, как фонема. Оно может показаться странным и непонятным человеку, далекому от лингвистики. На самом же деле это важнейший элемент в системе общей филологии.
Понятие фонемы
Разобраться с этим термином можно на примере абстрактных и конкретных понятий. С абстрактным определением фонема соотносится конкретный звук человеческой речи. Один и тот же человек в разной ситуации по-разному произносит одну и ту же фонему. Поэтому можно утверждать, что звуков неограниченное количество, в то время как их абстрактных образов – определенный конечный набор в каждом языке.
Исходя из всего этого, ученые определяют, что фонема – это мельчайшая смысловая единица речи, обобщающая конкретные звуки.
У нее есть форма выражения и форма значения. Выражается это понятие конкретными знаками (графемами) и звуками речи. Лексического значения фонема не имеет, но несет в себе грамматическое. Например, конь-коня – это разные формы слова, на что указывает фонема [а], выраженная при помощи буквы я.
История изучения
В конце 19-го века ученый Ф. де Сосюр впервые ввел этот термин в научный обиход. В то время он говорил, что фонема – это психический образ звука, указывая на его субъективность.
Немного позже Б. де Куртене наполнил это понятие новым смыслом. Он предположил, что фонемы могут быть элементарными единицами речи. Это предположение доказал Л.Щерба, указывая на функции этой единицы.
С того времени все лингвисты уже точно знают, что такое фонема и как ее выделять в системе конкретного языка. Ученые начали изучать так называемую фонетическую матрицу. Она состоит из определенного набора фонем, которые позволяют носителю языка различать чужие слова и создавать свои.
Если у людей не совпадают фонетические матрицы, они не могут общаться. Поэтому при изучении иностранных языков очень важно постоянно слушать его носителей. Это позволяет формировать в своем сознании адекватную для устного общения систему фонем.
Фонетика, фонология и орфоэпия
В лингвистике традиционно сложилось так, что на вопрос «Что такое фонема?» отвечают сразу три ее раздела. Главное задание фонетики – изучение системы абстрактных единиц речи конкретного языка, их взаимодействия и изменения под действием разных фонетических позиций.
В фонологии изучаются звуки, способы их образования и факторы, от которых они могут изменяться. Понятие фонемы здесь используется для соотнесения абстрактного и конкретного выявления одного и того факта действительности. Именно фонология помогает определить, от чего зависит образование в языке той или иной фонемы.
Орфоэпия – практическая наука. Она сопоставляет фонемы и звуки и следит за тем, чтобы они соответствовали друг другу. Несоответствие этих понятий чревато изменением всей языковой системы в глобальном масштабе, и простого непонимания говорящими людьми друг друга в частности.
Орфоэпия разрабатывает ряд правил, как нужно произносить фонемы, чтобы получались те звуки, которые они обозначают. Как правило, они известны носителям языка на интуитивном уровне, но иногда случается так, что люди могут «съедать» звуки, стирая границы между фонемами.
Способ определения
Любая единица должна выделяться по определенным правилам. Признаки фонемы довольно просты: это минимальная единица речи, и она определяет значение слова, не неся в себе такого значения.
Минимальность фонемы можно доказать, разделив речевой поток на самые мелкие составляющие – звуки. Заменяя один звук на другой, получаем новые слова. Поскольку фонема является обобщенным значением звука, можно утверждать, что она является наименьшей единицей языка.
Касательно ее способности различать слова стоит обратиться к конкретным примерам. Нос и нож отличаются лишь одной согласной фонемой. Замена в конце кардинально меняет лексическое значение слова с части тела живого существа на кухонную принадлежность для нарезки продуктов.
Слова сидеть и седеть в речи имеют размытые границы фонем [и-е]. Поэтому точное лексическое значение слова можно определить либо в контексте, либо поставив слово в форму, где фонема окажется в сильной позиции и будет давать условия для четкого звука. Именно таким образом и проявляются дифференциальные признаки фонем в любом языке.
Функции
Ученые выделяют всего две функции фонемы. Одна существует для образования смысловой оболочки слова. Именно из постоянного набора фонем состоят одни и те же единицы, имеющие лексическое и грамматическое значение. Без этой постоянной системы не возможно функционирование ни одного языка в мире. Чем больше соответствие между фонемами и звуками, тем проще освоить иностранный язык. По этому принципу создавался Эсперанто, где выдержано полное тождество между этими понятиями.
Вторая функция – различительная. Что такое фонема в ее контексте, становится понятно на конкретных примерах. Лексическое значение темное время суток слова «ночь» кардинально меняется на «ребенок женского пола» (дочь) при замене всего лишь одной начальной фонемы.
Грамматические связи отлично видны на примере окончаний рука (единственное число) – руки (множественное число).
Таким образом, все фонемы имеют огромное значение для строения минимальных смысловых единиц языка и их дифференциации.
Виды фонем
Фонемы любого языка делятся по нескольким критериям. За участием шума и голоса выделяют гласные и согласные. Для гласных характерно иногда попадать под ударение, когда поток выдыхаемого воздуха находится в наивысшей точке артикуляции.
По уровню мягкости произношения согласные на палатализованные и непалатализованные. По способу образования выделяют африкативные и смычно-щелевые. По звонкости различают глухие и звонкие.
Согласные и гласные фонемы могут находиться как в сильной, так и в слабой позиции. От этого зависит простота их дифференциации.
Роль позиции в слове
Одна и та же фонема в слабой позиции может терять свою различительную функцию. Это зависит от того, что на нее начинают влиять стоящие рядом минимальные единицы речи. Механизм этого процесса довольно прост. Речевой аппарат человека в процессе произношения слова за доли секунды должен перестраиваться под каждую конкретную фонему. Если в слове есть кардинально отличающиеся по какому-то признаку единицы или это абсолютный конец, то возможен вариант, когда аппарат речи подстроится не правильно и смажет четкость звучания фонемы в конкретном звуке.
Примером можно назвать слово «морковь», где конечный звук слышится как мягкий[ф], но в проверочном слове «моркови» слышно четкое [в].
Еще сложнее обстоят дела с гласными [и-е]. В слабой позиции они становятся похожими друг на друга, образуя среднюю по звучанию фонему. В таком случае бывает трудно определить, какое именно лексическое значение у слова. Это становится причиной речевых казусов. Таким образом, дифференциальные функции фонемы сильно зависят от ее сильной или слабой позиции в слове.
Соотношение фонема-звук-буква
В лингвистике сильно переплетаются понятия фонемы, звука и буквы. Все это потому, что они являются отображением одного и того же факта действительности. Самым первичным понятием в речевой деятельности человека выступает звук. Еще доисторические люди издавали их, начиная образовывать некоторые зачатки языка.
Только после того, как человеческие существа научились общаться с помощью звуков, образовалось понятие фонем – некоторого воспроизводимого набора звуков, которое имеет определенное значение. Конечно, сам термин и понимание, что такое фонема, пришло к человечеству только в конце 19-го века.
Буквы же стали необходимыми, чтобы создавать графические обозначения звуков и слов. С развитием цивилизации люди научились отражать минимальную единицу речи с помощью написанных знаков. В то же время в иероглифической письменности до сих пор нет обозначения конкретных фонем. Но в алфавитной системе многих языков наблюдается поразительное соответствие между буквами и фонемами.
R
29 августа 2019 · 4,1 K
Журналистка, корреспондент Интернет-издания «Развилка», СМИ о людях, проблемах и поиске… · vk.com/razvilka_spb
Фонема – это единица звукового строя языка, которая служит для опознавания и рахличия значимых единиц – морфем, внутри которых они выступают в качестве минимального сегментного компанента.
Но фонема и звук не одно и тоже6 фонема конкретно материализуется в речи через звук. Например, есть фонема [а] и ей соответсвует [а’] (ударный) и [а] (безударный).
Выбор фонемы может зависеть от положения звука в слове – например, при оглушении или озвончении согласных, или при редуцировании согласых (как в слове “колебаться” – [кал’эбаАца]. Или выбор фонем может регулироваться стилистически, если мы говорим о просторечнчх или диалектных словах: неправильное ударение, особенно произношение и т.д.
Очень интересный ответ! Мне кажется что он может оказаться реально сложным для ребёнка, даже десятилетнего… Читать дальше
Интересуюсь всем понемногу. По большей части люблю компьютерную деятельность.
Фонема сама по себе не имеет какого-либо конкретного значения, лишь опосредственное. Таким образом, можно сказать, что фонема это некая единица в языке, которая различает звуки слов в языке.
Что такое «/b/», и почему о нём нельзя говорить?
Слежу за тем, чтобы экспертам было уютно находиться на Кью. Прошел путь в минус…
Потому что таково первое правило Интернета: «Do not talk about /b/». А второе, кстати: «DO NOT talk about /b/». А ещё есть известное правило 34. Ну и весь список тоже там можно найти. Но вернёмся к «/b/».
Определений этого понятия в Интернете не счесть: каждый сайт, где есть хоть какое-то место для рассуждения о том, чем же является этот самый «/b/», несомненно представит вам свою версию, отличную от всех встреченных вами ранее. Одни скажут: «/b/ — это тот самый парень, который первым бежит к окну, чтобы посмотреть на автомобильную аварию», — а другие возразят: «/b/ — это голос в твоей голове, советующий действовать и забить на то, что она бухая в хлам». А для кого-то и вовсе /b/ — это когда ты лежишь в больнице после того, как всё-таки осмелился попробовать то, что увидел в каком-то хентай. /b/ — это наша жизнь. /b/ — это прекрасно.
Ну а если серьёзно, то так называется имиджборд на 4chan, где 90% того, что вы там увидите — это голые толстые мужики, пиписьки (вполне вероятно, что первое и второе связаны) и прочий треш. Славу «канализации Интернета» /b/ получил за весь тот второсортный контент, который там публикуется. Можете, конечно, и сами посмотреть, если хотите.
Но лучше не надо. Слышите? НЕ НАДО.
Прочитать ещё 2 ответа
Что складывается из фонем?
Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…
Фонема – это минимальная единица языка, которая несет в себе смыслоразличительную фуекцию. Это понятие очень схоже понятию “звук”, но гораздо шире него. В речи людей,которая состоит из тясыч звуков, выделить слова можно благодяря фонемам. Поэтому можно сказать, что из фонем складывается человеческая речь.
Прочитать ещё 3 ответа
Как представить звук и то как оно распространяется?
Звук—физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных. Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и частотой
Для чего нужно изучать фонетику и орфоэпию?
В школе – прежде всего для того, чтобы научиться грамотно писать. Изучение фонетики позволяет наблюдать несоответствия между произношением и написанием, устанавливать закономерности и осмысленно воспринимать орфографические правила. Кроме того, очень многие опознавательные признаки орфограмм – фонетические. Например, наличие шипящих звуков в словах, оглушение или озвончение, стечение согласных в середине слова.
Прочитать ещё 3 ответа
ФОНЕ́МА (от греч. φώνημα – звук, голос), единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них – и для опознавания и различения слов. Ф. – инвариантная единица языка.
Ф. – осн. незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Выполняя перцептивную (опознават.) и сигнификативную (различит.), а иногда и делимитативную (разграничит.) функции в тексте, Ф. в системе языка находятся в отношениях оппозиции (противопоставления) друг с другом (см. Система языковая). Основанием оппозиций служат различительные признаки (РП), представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустич. свойств звуков, так что Ф. может операционально представляться как пучок РП – дифференциальных признаков, формирующих оппозиции, в которые вступает данная Ф., и интегральных признаков, не образующих оппозиций данной Ф. с другими (см. Фонология).
Ф. как абстрактная единица противополагается звуку как конкретной единице, в которой Ф. материально реализуется в речи. Одной Ф. могут соответствовать неск. разл. реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определённой позицией так, что разные аллофоны, как правило, не встречаются в одной и той же позиции (т. н. принцип дополнит. дистрибуции, т. е. позиционных ограничений на встречаемость аллофонов); напр., в исп. яз. Ф. /d/ реализуется как [d] в начале слова и после [n], но как [ð] между гласными (ср. donde ‘где’ – todo ‘все’).
Аллофоны одной Ф. образуют область её реализаций, которая может быть упорядочена в виде ряда позиционно чередующихся звуков, находящихся друг с другом в отношении контраста (субфонемный альтернационный ряд). Различия между членами этого ряда не семасиологизированы (см. Семасиология), т. е. смена аллофона не сопряжена с изменением значения той единицы, в составе которой наблюдается аллофонич. альтернация. Напр., в разных формах слова «река» («рек», «рéку», «рéки», «рекá», «рекé», «рекóй», «зá реку») корень имеет соответственно такие фонетич. реализации: [р’эк-], [р’э̇к°-], [р’ек’-], [р’ик-], [р’ик’-], [р’ик°-], [р’ьк°-]; здесь представлены альтернационные ряды аллофонов [э – е – и – ь] и [к – к’ – к°], в которых каждый элемент возможен только в определённой фонетич. позиции. С учётом аллофонич. альтернаций Ф. может определяться как ряд позиционно чередующихся звуков (H. Ф. Яковлев, В. Н. Сидоров, М. В. Панов). Ряды, представляющие разные Ф., могут быть параллельны для одних позиций, но пересекаться в др. позициях; во 2-м случае имеет место нейтрализация фонемного различия (совпадение разных Ф. в одном аллофоне). Так, в ряду [э̇ – е – и – ь] звенья [э̇ – е] образуют часть, параллельную аналогичным частям др. аллофонич. рядов: [ȧ – ӓ], [ȯ – ӧ], [ẏ – ӱ], [и̇ – и] (напр., в словах «пятый» – «пять», «тётка» – «тётя», «брюк» – «брюки», «сила» – «силе»); звенья же [и – ь] – пересекающаяся часть ряда, т. к. эти аллофоны встречаются в тех же позициях и в аллофонич. рядах др. Ф., напр. [и] как реализация Ф. /а/ и /о/ в словах [пи]тёрка, с[л’и]зá.
Позиционная реализация Ф. в целом регулируется фонетич. правилами языка, но иногда на них накладываются грамматич. и лексич. факторы. Напр., в нем. яз. звуки [х] и [ç] (орфографически ch) возможны соответственно после гласных заднего и переднего ряда (Nacht ‘ночь’ – nicht ‘не’), но это фонетич. правило нарушается, если ch относится к суффиксу -chen (грамматич. фактор): в этом случае всегда [ç] (ср. mach-en [máxen] ‘делать’ – Mama-chen [mamáçen] ‘матушка’. В рус. яз. позиционная реализация гласных подчиняется особым правилам для флексий (грамматич. фактор), для служебных слов (лексико-грамматич. фактор), для редких слов иноязычного происхождения (лексич. фактор). Во всех подобных случаях можно говорить о грамматич. и лексич. условиях действия фонетич. правил.
Аллофоны одного позиционного ряда, т. е. одной Ф., бывают разных типов в зависимости от характера позиции (сильная – слабая) в плане выполнения фонемой указанных выше функций (см. Московская фонологическая школа). В позиции, сильной для обеих функций, представлен основной вид Ф.; в сигнификативно слабой позиции, т. е. в позиции нейтрализации, – вариант (такой аллофон некоторые языковеды называют архифонемой, неточно следуя Р. О. Якобсону и Н. С. Трубецкому, или слабой фонемой, по Р. И. Аванесову); в перцептивно слабой позиции – вариация (вариант, по Трубецкому и Аванесову, или оттенок Ф., по Л. В. Щербе). Напр., Ф. /о/ представлена осн. видом в слове «лом», вариантом [а] – в «ломать», вариацией [ö] – в «Лёня». В терминах РП варианты и вариации можно определить как модификации Ф. по дифференциальному признаку в 1-м случае и по интегральному – во 2-м. При неполных позиционных рядах аллофонов, в которых отсутствует осн. вид Ф. (т. е. сигнификативно сильная позиция не заполнена), точное фонемное отождествление прочих вариантов невозможно, и некоторые фонологи (В. Н. Сидоров, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, М. В. Панов и др.) постулируют для неполных аллофонич. рядов особую единицу – гиперфонему, обозначая так не индивидуальную, а групповую фонемическую отличимость; напр., в слове «барáн» гласный 1-го слога реализует не простую «проверяемую» Ф., а гиперфонему <А/О>, отличимую от гиперфонемы <У> в «бурáн». Система Ф., их функции и закономерности позиционной реализации изучаются в фонологии.
Осн. разногласия в теории Ф. связаны с критерием фонемной идентификации звуков речи – физической или функциональной (в ином аспекте – фонетической или морфематической). В 1-м случае Ф. трактуется как автономная единица языка, представляющая собой класс фонетически сходных звуков или их звукотип; при таком подходе [напр., у Д. Джоунза (Великобритания) и ряда представителей амер. дескриптивизма (см. Дескриптивная лингвистика)] осн. контекстом реализации и функционирования Ф. является только фонетич. слово (фонетич. сегмент), а установление фонем превращается в механич. процедуру, в которой сигнификативная функция Ф. либо игнорируется, либо считается второстепенной и подчинённой фактору дополнит. дистрибуции. Во 2-м случае (при функционально-морфематич. подходе, напр., в моск. фонологич. школе) в центре внимания находится смыслоразличит. функция Ф. и осн. контекстом функционирования Ф. признаются значимые единицы языка – слова и морфемы. Такая точка зрения восходит к И. А. Бодуэну де Куртенэ, для которого Ф. была не автономной фонетич. единицей, а строевым компонентом морфемы, через тождество которой следует оценивать тождественность Ф. в разл. её проявлениях. В некотором смысле промежуточную позицию занимает ленинградская (петербургская) фонологическая школа. С одной стороны, её представители (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич, Л. А. Вербицкая и др.) исходят из смыслоразличит. функции Ф., но, с др. стороны, рассматривают её не как компонент морфемы, а в составе словоформы и опираются на фонетич. критерий отождествления Ф. Поэтому там, где фонологи моск. фонологич. школы и пражской лингвистической школы констатируют явление нейтрализации, фонологи ленингр. (петерб.) фонологич. школы видят чередование фонем, признавая, однако, варьирование Ф. в виде оттенков. Разногласия в теории Ф. касаются и проблемы её реальности, вокруг которой противоборствуют физикализм – концепция физич. реальности Ф. (напр., Д. Джоунз, Л. Блумфилд) и ментализм – концепция психологич. реальности Ф. (напр., Бодуэн де Куртенэ, Э. Сепир); в некоторых концепциях Ф. обладает семиотич. реальностью как фигура – компонент знака (Л. Ельмслев; см. также Глоссематика), а иногда вообще объявляется фикцией, существующей лишь в метаязыке лингвиста [У. Ф. Тводдел (США), чей подход отчасти продолжает генеративная фонология, считающая возможным обходиться вообще без уровня фонемы].