Что приносит великую пользу по мнению автора из повести временных лет
Повесть временных лет — один из самых интересных и значимых документов в истории России. Эта летопись имеет огромное значение для России: именно из нее мы можем узнать историю Древнерусского государства. Имя летописца Нестора вовсе стало нарицательным. Что же интересного в Повести временных лет? Чем она так знаменательна? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в данной статье, ведь мы приготовили для вас 30 интереснейших фактов о повести временных лет.
История создания
- Автор.
Автором повести временных лет является монах Нестор, который жил в конце 11-начале 12 века. Нестор служил в Киево-Печерском монастыре. Изначально имя автора было неизвестно, оно упоминается через несколько веков после создания повести. Напомним, что Нестор является первым русским летописцем.
- Первая летописная копия.
К сожалению, подлинный экземпляр повести временных лет не дошла до наших времен. Летопись несколько раз копировалась и переписывалась. Самая древняя копия, дошедшая до нашего времени, была написана в 14 веке монахом Лаврентием. Копия была названа в честь монаха, Лаврентьевской.
- Теории создания.
Есть несколько гипотез и предположений о создании повести временных лет.
Согласно первой теории Нестор написал повесть в 1037 году, находясь в столице Древнерусского государства, Киеве. Эту теорию подтверждают многие исторические источники: сказания, предания, устное народное творчество.
Второй теории придерживаются многие ученые. Она гласит так: монах Киево-Печерского монастыря написал летопись лишь в 1100 году.
Жанр и композиция
- Не имеет жанра?
Ученые до сих пор спорят, к какому же жанру относится повесть временных лет. Одни утверждают, что к историческому, другие — к художественному. Было проведено очень много исследований, но жанр так и не был выявлен. По этому поводу специалисты до сих пор спорят и не могут дать окончательный вердикт.
- Особенность.
Одна из отличительных особенностей состоит в том, что в повести события не истолковываются, а лишь повествуются. Автор практически не выражает своего отношения к происходящему. Это связано с тем, что речь в летописи идет о князях, то есть значительных лицах, поэтому высказываться о них обычный человек просто напросто не мог. Автор связывает любое событие с Божьей волей, а причины и последствия определенных действий просто опускает.
- Сочетание нескольких жанров.
Повесть временных лет собрала в себе сразу несколько жанров. В ней есть черты и повести, и народных приданий, и сказаний, содержатся повествования и описания, много пейзажей и исторических событий.
- Юридическое значение.
Оказывается, летопись несла еще и законодательный характер. Она являлась первым документом, предписывающим действия людей. Часто повесть временных лет называют первым сводом законов и документов Древнерусского государства.
Действия
- Какова цель написания?
Нестор считал своей целью не только сохранение памяти об исторических событиях, но и исследование поведения русского народа, его происхождение, обычаи и нравы. Также внимание уделялось и княжеской власти. Главными действующими лицами в летописи как раз и являются князи и их родственники.
- Все о появлении славян и зарождении государственности на Руси.
В самом начале повести автор рассказывает, откуда же взялись славяне? Он утверждает, что славянский род является потомком Иафета, одного из сыновей Ноя. Нестор очень подробно описывает, как жили славяне до прихода Рюрика, как был призван известнейший выходец из Скандинавии, как призвание повлияло на жизнь народа. В повести рассказывается и о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе. Подробно описывается постепенное становление Древнерусского государства, его совершенствование от полнейшей распущенности, беспорядочности, до закрепленного и сильнейшего государства.
- Основные события.
В основной части повести идет описание различных сражений и войн, описывается уклад общества, рассказываются придания и легенды. Большое внимание уделяется периоду правления Ярослава Мудрого, одного из самых известных и примечательных князей за всю историю Руси.
- Составляющие.
Подводя итоги, хочется выделить самые главные события и действия, составляющие повесть временных лет:
1) рассказ о расселении славян;
2) описание уклада жизни общества до становления государственности на Руси;
3) призвание Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора, причины и следствия;
4) рассказ о том, как поменялась жизнь славян после прихода Рюрика;
5) подробное описание крещения Руси: причины, почему Русь приняла христианство, описание самого процесса крещения, отношение народа к этому значительному событию, как поменялась жизнь народа после принятия православия;
6) деятельность известнейших государей, таких как: Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый и другие. В летописи подробно описывается их деятельность и ее влияние на государство;
7) описание некоторых военных походов. Например, описание похода Игоря, князя новгород-северского, на половцев;
8) жития святых.
Автор
- Кто же он такой?
Нестор — монах, который на восемнадцатом году своей жизни решил прейти в обитель святого старца Феодосия Печерского. К сожалению, точная дата так и неизвестна, но ученые связывают это событие с концом десятых годов 11 столетия. По приданию Нестор пришел в храм будучи очень грамотным и образованным. Дело в том, что Нестор пришел из Киева, где жили самые умные и образованные люди Древнерусского государства, у которых Нестор видимо и научился грамоте. Он был обычным монахом до тех пор, пока не получил разрешение у наставника, Феодосия Печерского на веление истории государства Российского.
- Другие произведения Нестора.
Повесть временных лет — не первый труд Нестора. До нее автор выпустил Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда, где рассказывается о сотворении мира, о роли Всевышнего на человека. В произведении прослеживается тема нравоучения.
Далее Нестор выпускает Житие преподобного Феодосия Печерского, описывающее жизнь его наставника. Нестор восхваляет Феодосия Печерского и гордится тем, что был знаком с таким величайшим человеком. Он считал его идеалом и ставил в пример.
- Повесть временных лет.
Однозначно, самым его известным и значимым произведением является повесть временных лет. Ученые предполагают, что в основу летописи вошли следующие письменные источники: Древнейший свод, свод Никона, а также начальный свод. Также есть версия, что Нестором были использованы и иноязычные источники.
Повесть временных лет принесла Нестору известность, сделав его отцом истории русской.
Значение
Значение повести временных лет очень велико. Переоценить ее влияние очень сложно, ведь она стала первым письменным сводом законов и документов на Руси. Повесть временных лет — единственный письменный источник, сохранившийся до наших дней, в котором содержится подробная информация о строе Древнерусского государства, о жизни людей, укладе их жизни, обычаях, традициях. Она стала первым и главным источником для всех историков. К ней не раз обращались и до сих пор продолжают обращаться специалисты для получения информации о жизни Древнерусского государства, которая служит для дальнейших открытий и исследований.
«Повесть временных лет» (ПВЛ) с давних пор является основным письменным источником по изучению истории Древней Руси. Не потому, что она наиболее достоверно и беспристрастно излагает действительность того времени, нет. Просто другие письменные свидетельства, освещающие ту эпоху, можно буквально пересчитать по пальцам.
Без ПВЛ было бы невозможно построить более или менее цельную картину нашей начальной истории. Не будь этого памятника, остались бы только редкие и разрозненные свидетельства, короткий перечень мало связанных между собой фактов и событий. Но такая «куцая история» мало кого бы устроила. Людям нужны если не законченные сюжеты, то хотя бы мало-мальски стройное повествование. Человека пугает неясность и неопределенность. Он невольно тянется к однозначным историям с понятным посылом. Ему нужны знания, которые можно было бы поставить в основу своего мировоззрения, — что-то вроде декартовской первопричины.
Повесть временных лет. Фото из открытого источника
Где же ещё искать такую опору, как не в своём прошлом? Поэтому ничуть не удивительно, что историческая наука на первых порах даже не помышляла хоть сколько-нибудь усомниться в тех сведениях, которые давала ей ПВЛ. Такие видные историки как В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, по сути, просто пересказывали древние летописи, наивно полагая, что все эти описания являются объективным отражением тогдашней действительности.
Только к концу XIX в. специалисты стали более или менее понимать, что такое исторический источник и как с ним нужно работать. Одним из первых специалистов, кто стал критически подходить к исследованию ПВЛ, был А. А. Шахматов. Сверив различные списки повести, он доказал, что это очень неоднородный и крайне противоречивый текст, к изучению которого нужно подходить с большой осторожностью.
Постепенно становилось ясным, что текст, составленный через несколько столетий после описываемых в нём событий, не может давать объективную картину прошлого. Причиной тому различные субъективные факторы: несовершенство и избирательность человеческой памяти; искажения и ошибки, накопленные при переписывании; условия создания произведения и т. д. Становилось также понятно, что очень большую роль играет и личность самого летописца, его мировоззрение, жизненный опыт, политические пристрастия.
Скульптура М. М. Антокольского «Нестор-летописец». Источник — https://artchive.ru
В СССР источниковедческая критика ПВЛ получила дальнейшее развитие. Такие учёные как М. Д. Присёлков, М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачёв, Л. В. Черепнин внесли немалый вклад в научное исследование данного текста. Однако по причине политической направленности советского государства значительная часть работ по критике текста ПВЛ имела идеологически нейтральный характер (то есть сводилась к формальному лингвистическому анализу и попыткам реконструкций предшествующих сводов). А те исследования, которые были посвящены исторической сущности повести, были достаточно однобоки: по умолчанию считалось, что летописцы достаточно грубо выполняли политический заказ власти.
Современные научные исследования ещё сильнее углубили наше понимание характера ПВЛ. Вернее сказать — приблизили нас к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю». Многие из тех сведений, которые традиционно считались бесспорными историческими фактами, теперь рассматриваются как полумифические или вовсе легендарные события (призвание Рюрика с варягами, поход Олега на Константинополь и т. д.). В то же время за счёт изучения так называемой повторяющейся информации (различных аллюзий, цитат, реминисценций) стало более понятно, о чём, собственно, писали летописцы. Грубо говоря, те тексты, к которым авторы ПВЛ отсылают в своём произведении, позволили понять, что ими двигало, чем они руководствовались, какими смыслами наделяли описываемые события. Среди современных специалистов, активно занимающихся этими вопросами, можно выделить И. Н. Данилевского и А. П. Толочко.
В заключении хотелось бы отметить, что, как бы это парадоксально ни звучало, современная наука больше знает о том, как мыслили летописцы, чем то, как на самом деле происходили те события, о которых они рассказывают.
Если хотите узнать больше о российском летописании, подписывайтесь на мой канал.
Здесь я также буду рассказывать о многих других интересных событиях и фактах из нашей истории.
Ставьте лайки, делитесь материалом с друзьями и оставляйте свои комментарии. Я буду рад любому отклику.
«По́весть временны́х лет» (др.-рус. Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
(подписывайся на наш канал)
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора Михаила III.
Название своду дало начало первой фразы:
«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
В литературе предлагается несколько вариантов перевода этого названия: «Рассказ повременный о прошедших годах», «рассказ о мимолётных, быстро текущих годах прошлого», «повести минувших, прошедших лет». Кроме того, слово «временный» означает и «земной, преходящий (в противоположность загробному, вечному)»
В Хлебниковском списке середины XVI века автором летописи указан монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама «Повесть временных лет» не является единым произведением. В настоящее время признаётся, что как отдельный самостоятельный памятник «Повесть временных лет» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция «Повести временных лет», и Ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция «Повести временных лет». При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается «Повесть временных лет». Некоторыми исследователями считается, что один из редакторов «Повести временных лет» лично побывал в Ладоге — им дано самое древнее описание археологических находок на Руси, которое содержится в статье «Повести…» за 1114 год:
«Пришедшю ми в Ладогу, поведаша ми ладожане, яко сде есть, егда будеть туча велика, и находять дети наши глазкы стекляныи и малыи, и великыи, провертаны, а другыя подле Волхов беруть, еже выполоскываеть вода, от них же взях боле ста; суть же различь».
Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.
По гипотезе Шахматова, поддержанной Д. С. Лихачёвым и Я. С. Лурье, первый летописный свод, названный «Древнейшим», был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан «Начальный свод», который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.
По версии Шахматова, первую редакцию Повести временных лет Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция Повести временных лет по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича.
=============================================================
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Узнать больше интересного и подписаться!
=============================================================
ЧТО ТАКОЕ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
«Повесть временных лет» занимает в истории русского общественного самосознания и истории русской литературы особое место. Это не только древнейший из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории, но одновременно и важнейший памятник историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников начала XII в. о месте русичей среди других славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии, в котором с необычайной ясностью освещены, как бы сказали сегодня, основные направления внешней и внутренней политики. «Повесть временных лет» свидетельствует о высоко развитом в то время национальном самосознании: Русская земля осмысляет себя как могущественное государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами – Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией. Русь осмысливает себя как православное государство, уже с первых лет своей христианской истории освященное особой божественной благодатью: оно по праву гордится своими святыми покровителями – князьями Борисом и Глебом, своими святынями – монастырями и храмами, своими духовными наставниками – богословами и проповедниками, известнейшим из которых, безусловно, являлся в XI в. митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии – Рюриковичей. Поэтому напоминания, что все князья – братья по крови, – постоянный мотив «Повеcти временных лет», ибо на практике Русь сотрясают междуусобицы и брат не раз поднимает руку на брата. Еще одна тема настойчиво обсуждается летописцем: половецкая опасность. Половецкие ханы – иногда союзники и сваты русских князей, чаще всего все же выступали как предводители опустошительных набегов, они осаждали и сжигали города, истребляли жителей, уводили вереницы пленных. «Повесть временных лет» вводит своих читателей в самую гущу этих актуальных для того времени политических, военных, идеологических проблем.
Библиотека литературы Древней Руси. Том 1
ЛЕГЕНДА ОБ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ
Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно дойти даже до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и идет к северу, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – к варягам, а от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает в Понтийское море тремя устьями; это море именуемо Русским, – по берегам его учил святой Андрей, брат Петра.
Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и подивился на них. И пошел к варягам, и пришел в Рим, и поведал о том, скольких научил и кого видел, и рассказал им: «Диво видел я в Славянской земле, когда шел сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются мытелью, и возьмут веники, и начнут хлестаться, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят не мытье себе, а <…> мученье». Те же, слышав, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.
Повесть временных лет
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ
В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.
В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
Энциклопедия «Кругосвет»
РЕДАКТИРОВАНИЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Став киевским князем, Владимир Мономах сохранил и свою «отчину» – княжество Переяславльское, а также Суздальскую землю и Ростовскую. Признал власть Владимира и Великий Новгород, повинуясь его распоряжениям и принимая от него князей. В 1118 году Владимир потребовал к себе «вся бояры новгородськыя» для приведения их к присяге. Часть из них он отпустил обратно в Новгород, а «иныя у себя остави». При Владимире восстановилась прежняя военная мощь древнерусского государства, ослабленная предшествовавшими феодальными распрями. Половцам был нанесен сокрушительный удар, и они не осмеливались нападать на Русскую землю…
Одной из мер при вокняжении Владимира Мономаха в Киеве в 1113 году было исправление несторовской «Повести временных лет» с целью более правильного освещения правления Святополка Изяславича, ненавистного киевскому трудовому народу. Это дело Мономах поручил игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру. Выдубецкий монастырь был основан отцом Владимира Мономаха, князем Всеволодом Ярославичем, и, естественно, держал сторону этого князя, а после его смерти – сторону его сына. Сильвестр добросовестно выполнил порученное ему дело. Он переписал «Повесть временных лет» и дополнил ее несколькими вставками об отрицательных поступках Святополка. Так, Сильвестр ввел в «Повесть временных лет» под 1097 годом рассказ попа Василия об ослеплении Василька Ростиславича. Затем по-новому он изложил историю похода русских князей против половцев в 1103 году. Хотя этот поход возглавлялся Святополком, как старшим киевским князем, пером Сильвестра Святополк был отодвинут на второй план, а на первое место поставлен Владимир Мономах, действительно участвовавший в этом походе, но не руководивший им.
То, что эта версия не могла принадлежать Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, ясно из сопоставления с нею рассказа о том же самом походе, имеющегося в «Киево-Печерском патерике», идущем, вероятно, по традиции от самого Нестора. В рассказе «Патерика» Владимир Мономах даже не упомянут, а победа над половцами приписывается одному Святополку, который получил благословение перед походом от монахов Киево-Печерского монастыря.
Редактируя «Повесть временных лет» Нестора, Сильвестр не продолжил ее ни на один год, но выпустил указание на авторство киево-печерского монаха. Под тем же 1110 годом Сильвестр сделал такую приписку: «Игумен Сильвестр святого Михаила написах книгы си, летописець, надеяся от бога милость прияти при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила, в лето 6624 (1116) индикта 9. А иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах». Поскольку редакция Сильвестра получила официальное признание, она легла в основу всего дальнейшего русского летописания и дошла до нас во множестве позднейших летописных списков. Несторовский же текст «Повести временных лет», оставшийся достоянием только киево-печерской традиции, до нас не дошел, хотя некоторые следы отличий этого текста от сильвестровской редакции сохранились, как уже сказано, в отдельных рассказах более позднего «Киево-Печерского патерика». В этом «Патерике» сохранилось и указание на Нестора, написавшего русский «летописец».
В 1118 году сильвестровская редакция «Повести временных лет» была продолжена, по-видимому, в связи с включением в нее написанного в этом году известного «Поучения Владимира Мономаха». По убедительному предположению М. Приселкова, дополнение сделал сын Владимира Мономаха Мстислав, находившийся тогда в Новгороде. Большой интерес среди этих дополнений представляют два рассказа о северных странах, слышанные автором в 1114 году, когда он присутствовал при закладке каменной стены в Ладоге. Ладожский посадник Павел рассказал ему о северных странах, находящихся за Югрою и Самоядью. Другой же рассказ об этих странах, слышанный автором от новгородца Гюряты Роговича, помещен под 1096 годом, с указанием, что он был услышан «прежи сих 4 лет». Так как оба рассказа тесно связаны между собой по содержанию, то слова «прежи сих 4 лет» следует отнести ко времени написания этой вставки в 1118 году, когда был услышан автором и первый рассказ.. Поскольку до нас не дошел подлинник рукописи Мстислава, а только ее позднейшие списки, то единственным объяснением получившейся путаницы может быть случайная перестановка листов оригинала, с которых потом делались эти списки. Такое предположение тем более допустимо, что в имеющихся списках под 1096 годом находится и «Поучение Владимира Мономаха», написанное не ранее 1117 года.
Водовозов Н. В. История древней русской литературы