Что пользы молиться за любящих
О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?
Эта подборка была сделана в качестве ответа на вопрос слушателей катехизических бесед. В своей основе она состоит из советов святых и священников. Возможно, она будет полезна и читателям блогов. Буду благодарен за дополнения и уточнения.
Кто мой ближний?
Можно условно разделить людей, о молитве за которых возникают смущения, на:
– незнакомых, за которых нас просят помолиться,
– людей, про которых мы знаем, что они атеисты или отпали от Церкви,
– усопших нераскаянными (крещёных, но отпавших от Церкви Божией),
– усопших атеистов, иноверцев и самоубийц.
Воля Бога о молитве за других людей
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Мф.5:44)
Молитесь за обижающих вас. (Лк.6:28)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)
Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. (1Тим.2:1)
По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал или сделал что-то нехорошее, неподобающее — мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва.
Ведь мы должны понять, что мы — сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы — тело Христово (ср.: Рим.12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать — хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это — наш христианский долг.
За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь. Святитель Тихон (Задонский)
Если Церковь главным образом молится только за своих членов, то не излишне ли дерзновенно келейно молиться за тех, кто вне Церкви?
Если литургическая молитва не включает самоубийц, некрещеных, инославных, отпавших, то личная молитва не ограничена ничем.
Очевидно, что Евхаристия, как соединение с Богом, будет насилием над теми, кто Его отвергает своей жизнью.
Святитель Филарет Московский: Или, спросят, — не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна — за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, — за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией.
Однако преподобный Силуан Афонский советует: Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы.
Искушения в молитве
Искушения в молитве могут иметь своим источником:
– ревность не по разуму, взятие подвига сверх меры и без благословения;
– искушения падшими духами, желающими отвратить христианина от молитвы.
Если человек пленён падшими духами, то, молясь за него, мы вызываем их противодействие, ведь они уже считают его своей добычей; это подобно тому, как вырывать кость из пасти у пса. Несомненно, Бог значительно ограничивает силу падших Ангелов, но пугать нас они могут.
Если мы берём на себя подвиг молитвы за нераскаянного усопшего, то она требует усилий. «Молиться – кровь проливать» – говорили древние.
Для укрепления от нападения всяческих искушений и наваждений старайтесь советоваться со своим духовником. Любая молитва — это духовная война с тёмными силами, а на войну нужно идти, заручившись поддержкой Церкви и благословением священника.
Часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились.
Одна женщина молилась за своего усопшего отца, который скончался, будучи атеистом. Во сне он явился ей в страшном гневе и требовал прекратить молитву. История интересная, но возникает вопрос: кто явился женщине? Её отец или падший дух в облике её отца?
Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. Но бывают и иные случаи. Великий молитвенник афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде.
Требуется рассуждение
Важна мера нашей молитвы. Одно дело – помянуть на утренней молитве, другое дело – брать сугубый подвиг «вымаливания» других, да ещё без благословения.
Молящийся должен осознавать, что своей молитвой он бросает вызов сатане. Без сугубой благодати Божией, Божьего покрова, исход этой борьбы будет плачевен. Эту благодать человек обретает христианской, церковной жизнью.
Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.
Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.
Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только — как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по той причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом — проявление нашей любви ко Христу и к человеку.
Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи мир душевный, и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.
Не отнимет ли молитва за других силы молиться за себя?
Мнение о том, что, молясь за других, не хватит сил на себя, безосновательно. Молитва – это привлечение благодати Божией и тому, за кого молятся, и тому, кто молится.
Святитель Филарет Московский: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, – опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете… Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».
Более того, говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».
Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (не случайно в православии грех воспринимается не как преступления, но как болезнь).
Как молиться о незнакомых людях? Советы прп. Паисия Святогорца.
– Геронда, когда некоторые паломники оставляют нам записки для поминовения, а мы не знаем их нужд, то как нам за них молиться?
– Говорите: «Господи, помилуй рабов Твоих, нужды которых Ты Сам ведаешь».
– А когда, геронда, молимся о людях и не знаем, живы ли они или умерли?
– Говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».
– Иногда, геронда, я не помню имён людей, которые просят молитв.
– Если не помнишь имён, которые тебе дают, то молись в общем: о больных, о молодых, сбившихся с пути, и т.д. Вначале говори: «Помоги, Боже мой, сначала тем, кто больше нуждается в помощи», – а потом продолжай: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».
Преподобный также советовал: «Ты, после того как немного помолишься о себе, потом вспоминай о бедствующем мире в целом, о тех, кто удалился от Бога, о почивших, которые не воспользовались временем, которое Бог им даровал, чтобы к Нему приблизиться, и теперь раскаиваются, но уже без пользы; и твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Так молишься и о себе, и о тех, кто просил тебя молиться, и обо всём мире».
Молитва о самоубийцах
Церковь, как богочеловеческий организм, не просто отказывается молиться за самоубийц, она не дерзает делать этого. «Мы не дерзаем молиться» – это означает, что люди не дерзают входить в какую-то запретную область.
Это подтверждает и практика. Один священник рассказал такой случай. Ему на отпевание привезли незнакомую девушку. При совершении чина, несмотря на то, что это было далеко не первое отпевание за время его служения, ему стало плохо, силы его оставили, пришлось даже выйти на свежий воздух. Через некоторое время он встретился со священником из другого храма, и неожиданно оказалось, что и у того случилось подобное при отпевании молодого человека. В результате небольшого расследования оказалось, что пара добровольно умертвила себя, но родственники скрыли это от Церкви.
ÐолиÑва за лÑбимого — ÑилÑнÑй и пÑоÑÑой ÑпоÑоб поддеÑжаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ в лÑбой жизненной ÑиÑÑаÑии. ÐÑÐ´Ñ Ñо ÑÑоÑа Ñ Ð»ÑбимÑм Ñеловеком, далÑнÑÑ Ð´Ð¾Ñога, Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑоÑÑо важное ÑобÑÑие — молиÑва поддеÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑи ÑилÑ.
ÐÑкÑеннÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñва за лÑбимого Ñеловека обÑзаÑелÑно бÑÐ´ÐµÑ ÑÑлÑÑана, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð² нее ÑÑ Ð²ÐºÐ»Ð°Ð´ÑваеÑÑ Ð²ÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ Ñвоего ÑÑвÑÑва. УвÑ, в жизни Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÑедко обÑÑеваÑÑ ÑомнениÑ, гнеÑÑÑ ÑÑевога и ÑÑÑÐ°Ñ Ð·Ð° Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ . Ðменно в Ñакие моменÑÑ — Ñамое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ Ðº молиÑве.
Ðаже на болÑÑом ÑаÑÑÑоÑнии ÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжаÑÑ Ð»Ñбимого, обÑаÑивÑиÑÑ Ðº ÐÐ¾Ð³Ñ Ð¸ небеÑнÑм Ñилам Ñ Ð¿ÑоÑÑбой о помоÑи.
ÐÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñва за лÑбимого
СÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¾ пÑавоÑлавнÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñв о здÑавии и лÑбви. Ðи в коем ÑлÑÑае не нÑжно пÑÑаÑÑ Ð¸Ñ Ñ Ð·Ð°Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñами и пÑивоÑоÑами на лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ — они не имеÑÑ Ð½Ð¸Ñего обÑего.
ÐолиÑва за лÑбимого Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ñебе вÑÑÑÑпиÑÑ Ð±ÑдÑо Ð±Ñ ÐµÐ³Ð¾ поÑланниÑей пеÑед лиÑом ÐоÑпода — попÑоÑиÑÑ Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñего имени ÑообÑа о здоÑовÑе, ÑдаÑе и ÑÑаÑÑÑе в лÑбви.
ÐÐ¾Ñ ÑилÑнейÑÐ°Ñ Ð¿ÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñва за лÑбимого.
Ðо Ð¸Ð¼Ñ ÐÑÑа, СÑна и СвÑÑого ÐÑÑ Ð°. ÐминÑ.
ÐоÑподи СвÑÑой ÐÑеÑилÑнÑй, дай Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð»ÑÐ±Ð¸Ð¼Ð¾Ð¼Ñ ÑилÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ Ñмог ÑделаÑÑ Ð²Ñе, ÑÑо задÑмал, о Ñем меÑÑаеÑ. СпаÑи и помилÑй его, ÐоÑподи. ÐÑоÑÑи ÐµÐ¼Ñ Ð³ÑÐµÑ Ð¸ его, Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ñ Ð¾Ñ Ð¸ÑкÑÑений, ÑÐ¾Ñ Ñани в ÑиÑÑоÑе. ÐагÑади его за добÑоÑÑ, за лÑбÑÑее ÑеÑдÑе.
Ðе дай ÐµÐ¼Ñ ÑазоÑаÑоваÑÑÑÑ Ð² лÑдÑÑ , ÑкÑепи его ÑилÑ, его надеждÑ, помоги в замÑÑÐ»Ð°Ñ , поÑли ÐµÐ¼Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÑе. ÐÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ лÑбÑÑ Ñе, кого и он лÑбиÑ, пÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑбÑÑ ÐµÐ³Ð¾ и вÑаги, и никÑо не пÑиÑÐ¸Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð»Ð°.
ÐÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¹ лÑбимÑй ÑзнаеÑ, как ÑилÑно Ñ Ð»ÑÐ±Ð»Ñ ÐµÐ³Ð¾, и пÑÑÑÑ Ð¾Ð½ возÑадÑеÑÑÑ. ÐомилÑй, ÐоÑподи! ÐминÑ!»
Также ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ ÐºÐ¾ÑоÑÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñва за лÑбимого Ñеловека — ее можно иÑполÑзоваÑÑ Ð² ежедневном обÑаÑении к ÐоÑподÑ. ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð½Ð°.
ÐоÑоÑÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñва за лÑбимого
СпаÑи, ÐоÑподи, и помилÑй Ñаба Твоего (имÑ) Ñловами ÐожеÑÑвеннаго ÐвангелиÑ, ÑÑомÑми о ÑпаÑении Ñаба Твоего.
Ðопали, ÐоÑподи, ÑеÑние вÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑогÑеÑений, и да вÑелиÑÑÑ Ð² него благодаÑÑ ÑвоÑ, опалÑÑÑаÑ, оÑиÑаÑÑаÑ, оÑвÑÑаÑÑÐ°Ñ Ð²Ñего Ñеловека, во Ð¸Ð¼Ñ ÐÑÑа, и СÑна, и СвÑÑаго ÐÑÑ Ð°. Ðминѻ.
ÐолиÑва за лÑбимого Ñеловека к ÑвÑÑÑм великомÑÑеникам ÐдÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð¸ ÐаÑалии
Ð ÑвÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð²Ð¾Ð¸Ñе, ÑвÑÑии мÑÑениÑÑ Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ð²Ñ ÐдÑиане и ÐаÑалие, блаженнии ÑÑпÑÑзи и доблии ÑÑÑадалÑÑÑ!
УÑлÑÑиÑе наÑ, молÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð²Ð°Ð¼ Ñо Ñлезами (имена), и низпоÑлиÑе на Ð½Ñ Ð²ÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¿Ð¾ÑÑÐµÐ±Ð½Ð°Ñ Ð´ÑÑам и ÑелеÑем наÑим, и молиÑе Ð¥ÑиÑÑа Ðога, да помилÑÐµÑ Ð½Ð°Ñ Ð¸ ÑоÑвоÑÐ¸Ñ Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ по милоÑÑи Своей, да не погибнем во гÑеÑÐµÑ Ð½Ð°ÑÐ¸Ñ .
Ðй, ÑвÑÑии мÑÑениÑÑ! ÐÑиимиÑе Ð³Ð»Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñего, и избавиÑе Ð½Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñвами ваÑими Ð¾Ñ Ð³Ð»Ð°Ð´Ð°, гÑбиÑелÑÑÑва, ÑÑÑÑа, поÑопа, огнÑ, гÑада, меÑа, наÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ð¾Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² и междоÑÑобнÑÑ Ð±Ñани, Ð¾Ñ Ð²Ð½ÐµÐ·Ð°Ð¿Ð½ÑÑ ÑмеÑÑи и Ð¾Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð±ÐµÐ´, пеÑалей и болезней, да пÑиÑно ваÑими молиÑвами и пÑедÑÑаÑелÑÑÑвом ÑкÑеплÑеми, пÑоÑлавим ÐоÑпода ÐиÑÑÑа Ð¥ÑиÑÑа, ÐÐ¼Ñ Ð¶Ðµ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð°ÐµÑ Ð²ÑÑÐºÐ°Ñ Ñлава, ÑеÑÑÑ Ð¸ поклонение, Ñо безнаÑалÑнÑм Ðго ÐÑÑем и ÐÑеÑвÑÑÑм ÐÑÑ Ð¾Ð¼, во веки веков. ÐминÑ.
Ðак помолиÑÑÑÑ Ð·Ð° лÑбимого пÑавилÑно
Ðногие женÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÐµÑеживаÑÑ, ÑÑо Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ²Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð½Ðµ бÑÑÑ ÑÑлÑÑанÑ, еÑли пÑоизнеÑÑи Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑавилÑно.
Ðднако запомни Ñаз и навÑегда: важнее не Ñе Ñлова, коÑоÑÑе ÑÑ Ð¿ÑоизнеÑеÑÑ, а ÑÑвÑÑва, коÑоÑÑе ÑÑ Ð² Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑÑ!
ÐиÑÑÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñил: неважно, какÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ²Ñ Ð²Ñ Ð²ÑбеÑеÑе, неважно, какие Ñлова ÑкажеÑе — важно Ñамо обÑаÑение к ÐогÑ, «Ð¸Ð±Ð¾ Ð·Ð½Ð°ÐµÑ ÐÑÐµÑ Ð²Ð°Ñ, в Ñем Ð²Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑе нÑждÑ, пÑежде ваÑего пÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ðего».
Так ÑÑо в молиÑве за лÑбимого Ñеловека важнее вÑего иÑкÑенноÑÑÑ Ð¸ нежноÑÑÑ, коÑоÑÑÑ ÑÑ Ð²Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑÑ, и позиÑивнÑй обÑаз ÑобÑÑий, коÑоÑÑй бÑÐ´ÐµÑ Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿ÐµÑед глазами во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸ÑвÑ.
ЧÐТÐРТÐÐÐÐ: ÐÑÑÑ ÑзÑков лÑбви: как понÑÑÑ Ð¿Ð°ÑÑнеÑа
СейÑÐ°Ñ ÑÑ Ð¿ÐµÑедаеÑÑ Ñвое пÑоÑение ÐÑÑÑей Силе — а ÑÑо знаÑиÑ, довеÑÑеÑÑ ÐµÐ¹ и веÑиÑÑ, ÑÑо о Ñебе и Ñвоем лÑбимом позабоÑÑÑÑÑ. Так ÑÑо поÑÑаÑайÑÑ ÑÑпокоиÑÑÑÑ Ð¸ бÑÑÑ ÑадоÑÑной в ожидании иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоего пÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ — Ð²ÐµÐ´Ñ Ñказано, ÑÑо Ðог никогда не оÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ ÑÐµÑ , кÑо веÑÐ¸Ñ Ð² его помоÑÑ Ð´Ð¾ конÑа.
ÐÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко обÑÐ¸Ñ Ð¿Ñавил Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ²Ñ Ð·Ð° лÑбимого, коÑоÑÑе ÑÑиÑаÑÑ Ð½ÑжнÑми и пÑавоÑлавнÑе ÑвÑÑенники, и лÑбÑе лÑди, веÑÑÑие в ÑÑÑеÑÑвование ÐÑÑÑÐ¸Ñ Ð¡Ð¸Ð»:
- РмолиÑве поÑÑаÑайÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ «Ð½Ðµ-Ñлов» и «Ð½Ðµ-ÑÑаз»: важно ÑказаÑÑ Ð¸ попÑоÑиÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо по ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ ÑлÑÑиÑÑÑÑ — а не о Ñом, Ñего не должно пÑоизойÑи.
- ÐонÑенÑÑиÑÑйÑÑ Ð½Ð° Ñ Ð¾ÑоÑем и ни в коем ÑлÑÑае не вÑпоминай негаÑивнÑÑ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñов из ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ñ Ð»ÑбимÑм оÑноÑений, оÑобенно еÑли не ÑÑвÑÑвÑеÑÑ, ÑÑо до конÑа пÑожила и оÑпÑÑÑила ÑÑÑ ÑиÑÑаÑиÑ.
- Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ²Ñ Ð·Ð° лÑбимого, как и лÑбой дÑÑгой, важно полноÑÑÑÑ ÑобÑаÑÑ Ð¼ÑÑли вокÑÑг Ñвоей пÑоÑÑÐ±Ñ Ð¸ обÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÐогÑ. Ðе оÑвлекайÑÑ Ð½Ð° поÑÑоÑонние мÑÑли и дела, найди ÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¹ Ñголок, где ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð¸ÐºÑо не побеÑпокоиÑ, и ÑаÑÑлабÑÑÑ.
Ðомни, ÑÑо молиÑÐ²Ñ Ð·Ð° лÑбимого, даже ÑамÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑенÑкÑÑ, Ñвоими Ñловами, ÐебеÑа обÑзаÑелÑно ÑÑлÑÑаÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ðог — ÑÑо и еÑÑÑ Ð»ÑбовÑ, а знаÑиÑ, Ñвои ÑиÑÑÑе, полнÑе ÑÑвÑÑва пÑоÑÑÐ±Ñ — Ñамое важное на ÑвеÑе, и вÑе обÑзаÑелÑно иÑполниÑÑÑ.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.