Что пользы человеку от всех его трудов песня

Что пользы человеку от всех его трудов песня thumbnail

Ст. 3-4, 6-7 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. <…> Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь

Но тем не менее иной скажет, что и это разсуждение не освобождает от обвинения Создателя, потому что от Него и душа и тело. Если осуждается жизнь по причине плоти, а Творец плоти — Бог; то к Нему необходимо будет относиться таковая укоризна. Но сие скажет конечно тот, кто еще не вне плоти, и не вник до точности в жизнь высшую. Ибо обученный Божественным тайнам, без сомнения, не не знает, что людям свойственна и естественна жизнь, уподобляющаяся Божественному естеству, а жизнь чувственная, провождаемая в деятельности чувствилищ, дана естеству для того, чтобы знание видимого сделалось для души путеводителем к познанию невидимого, как говорит Премудрость: «от величества красоты созданий сравнително Рододелатель» всего «познавается» (Прем. 13:5). Но человеческое недоразумие воззрело не на то, что достойно удивления, по причине видимого, но тому и удивилось, что видело. Посему, так как деятельность чувствилищ временна и скорогиблюща, из сей высокой речи дознаем то, что имеющий в виду сие ничего в виду не имеет; но кто, путеводимый сим к уразумению сущего, при помощи преходящего уразумел естество постоянное, постиг то, что всегда одинаково, тот узрел действительно сущее благо, и что узрел, тем овладел, потому что зрение сего блага есть обладание. Ибо Екклезиаст говорит: «кое изобилие человеку во всем труде его, имже трудится под солнцем?». Жизнь в теле назвал трудом, домогающимся прибыли без всякого успеха. Ибо говорит: «кое изобилие человеку?», то есть, что приобретается душе в житейском труде живущими только для видимого? В чем состоит самая жизнь? Какое из видимых благ пребывает всегда тем же? Солнце совершает течение свое, попеременно производя то свет, то тьму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тьму своим захождением, «Земля же стоит», и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что стало, то не приходит в движение, и что пришло в движение, то не останавливается. Оказывается, что все во все продолжение времени само собою ни в чем не изменяется превращением во что-либо новое. Море служит приемником отвсюду стекающихся вод, и приток их не прекращается, и море не увеличивается. Какая цель течения вод, наполняющих всегда наполняемое? Для чего море принимает в себя притоки вод, оставаясь навсегда не увеличивающимся от сего приращения? Екклезиаст говорит это, чтобы предварительно из самых стихий, в которых заключена жизнь человеческая, объяснить несостоятельность того, о чем заботимся. Ибо, если это установленное течение солнца не имеет предела, это попеременное преемство света и тьмы не допускает остановки, а земля, осужденная стоять, в стоянии своем пребывает неподвижною, без пользы же трудятся реки, истощая себя в ненаполнимое естество моря, а море напрасно принимает в себя притоки вод, нисколько не прибывая от принятия непрестанно вливаемого в его недра, — если это примечаем в сих стихиях; то в каком положении следует быть человечеству, которого жизнь заключена в тех же стихиях, и что удивительного, если «род преходит, и род приходит», и это течение не оставляет естества, между тем как привходящий род людей гонит предшествовавший ему, и сам изгоняется вновь привходящим?

Посему, что же слово сие возглашает этим Церкви? Следующее: «обозревая вселенную, человеки, уразумейте свое собственное естество». Что видишь на небе и на земле, что усматриваешь в солнце, что примечаешь в море, то да объяснит тебе и твое естество. Ибо и у нашего естества, по подобию с солнцем, есть восток и запад. Один путь всем, один круг жизненного течения. Едва появимся на свет рождением, как снова увлекаемся в сродную нам страну. Ибо с захождением нашей жизни и наше светение бывает подземным, когда чувство наше делается способным к восприятию света: а земля, без сомнения, разрешается в сродное ей. И этот круг непрестанно вращается одинаково. Как совершается течение солнца, говорит Екклезиаст, солнце, восходя над верхнею частию земли, проходит южными странами, а под землею идет противоположною северною частию; и, таким образом всегда круговращаясь, обходит свой путь, и снова идет, возвращаясь на оный (ибо сказано: «обходит окрест»): так поэтому и твой «идет» дух (продолжает Екклезиаст, под частным именем разумея всякий человеческий дух), круговое сие шествие совершая одинаковым образом. Ибо сказано: «идет, и на круги своя обращается дух».

А кто уразумел это, тот немало пользы приобретет для своей жизни. Что блистательнее света? Что явственнее лучей? Однако же, если солнце идет под землею, светение скрывается, и луч исчезает. Смотря на это, человек целомудреннее да проходит жизнь свою, презирая здешнюю знатность, дознав из видимого, что знаменитое не остается таким всегда. Но изменчивы преемства противоположностей, ничто не остается таким, каково оно в настоящее время, ни молодость, ни красота, ни блеск властительства. И это идет к живущим в каком-то благополучии. А для кого добродетельная жизнь кажется трудною, душа тех терпеливо переносить бедствия да обучается примером земли. «Земля во век стоит». Что труднее сего неподвижного стояния? Однако же стояние сие простирается до века. А для тебя время подвига коротко. Не будь бездушнее земли. Не будь несмысленнее бесчувственного ты, снабженный рассудком и управляемый в жизни разумом; но «пребывай», как говорит Апостол, «в нихже научен еси, и яже вверена суть тебе» (2 Тим. 3:14), стоя твердо и непоступно, потому что в числе божественных заповедей и следующее: «тверди бывайте и не поступни» (1 Кор. 15:58). Да пребывают в тебе целомудрие непоколебимо, вера тверда, любовь непоступна, стояние во всем прекрасном неподвижно, как и «земля» в тебе «во век стоит». Если же кто предан любостяжательности, и подобно какому-то морю, разверзши безмерную похоть, не насыщается отвсюду стекающимися прибытками; то, смотря на действительное море, да врачует он болезнь свою. Ибо, как море при тьмочисленных притоках вод не преступает своей меры, но пребывает в одинаковой полноте, как бы не было в нем никакого прибавления вод; таким же образом человеческое естество, ограниченное особыми мерами в наслаждении тем, что есть, не может способностей к наслаждению с жадностию расширять, смотря по множеству доходов; но как и приток богатства прекращается, так и сила наслаждения сохраняется в своих пределах. Поэтому, если наслаждение не может превзойти меру естества; то для чего привлекаем к себе притоки доходов, а не источаем их никогда на благотворение другим даже сверх приходящего?

А поелику, по данному нами понятию о суете, бесполезное ли слово, бесполезное ли дело есть суета; то прекрасно начинается с сего речь; чтобы мы, делается ли, говорится ли что нами, если кто имеет при сем в виду здешнюю цель, не почитали сего чем либо состоятельным; потому что всякая человеческая рачительность, занятая чем либо житейским в подлинном смысле есть игра детей на песке, наслаждение которых сделанным прекращается вместе с тщанием это сделать. Как же скоро труд прекратился, песок рассыпался в то же положение, в каком он был прежде, с сим вместе не остается и следа приложенных трудов. Такова же человеческая жизнь, честолюбие — песок, властолюбие — песок, богатство — песок, песок и все то, чем со тщанием наслаждаются при посредстве плоти; осуетившиеся ныне этим младенчествующие души, которые много несут трудов за каждую вещь, доставляющую такое удовольствие, но как скоро оставят эту песчаную область, разумею плотскую жизнь, познают тогда суетность здешнего препровождения жизни. Ибо с вещественною жизнию продолжается и наслаждение; с собою же ничего они не уносят, кроме одной совести.

Читайте также:  Вред или польза кефира для детей до года

И великий Екклезиаст, кажется мне, как ставший уже вне этого и совлекшеюся душею вступающий в невещественную жизнь, изрек то, что вероятно скажем со временем и мы, когда будем вне этой приморской области, которая полна песков, выбрасываемых житейским морем, и удалимся от всех шумящих и оглушающих нас волн. Тогда, из мысленного моря принеся одну память о том, чего там домогались, скажем: «суета суетствий, всяческая суета», и нет «изобилия человеку» в том, над чем «трудится под солнцем». Так, по моему рассуждению, это будет слово всякой души, когда, совлекшись здешнего, преселится в уповаемую жизнь. Ибо, если в настоящей жизни преуспела в чем либо более возвышенном, то осудит то, чем была занята, по сравнению с найденным унижая прошедшее. Если же, до пристрастия будучи привержена к веществу, увидит неожиданное, и опытом дознает, бесполезность для нее того, о чем старалась в жизни; с плачем тогда произнесет сии слова, которыми мы люди выражаем свое раскаяние, со слезами описывая свое безрассудство: «суета суетствий», и прочая.

На Книгу Екклесиаста.

См. также Толкование на Еккл. 1:1

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем

Кто, разбогатев от занятий мирскими делами, увеличил свой рост с двух локтей на три? Или кто из слепого сделался зрячим? Поэтому труды следует направлять выше солнца, ибо туда устремляются усилия добродетелей.

Толкование на начало книги Екклесиаста.

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем

См. Толкование на Еккл. 1:1

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем

Что остается человеку во всем труде его, которым трудится под солнцем?. После общей мысли, что все суета, начинает с людей, – что напрасно изнемогают они в труде мира сего, собирая богатство, уча детей, стремясь к почестям, созидая здания, когда, похищаемые среди трудов неожиданною смертью, они слышат: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал ecи кому будут» (Лк. 12:20)? – особенно, когда из всего труда не уносят ничего с собою, а нагими возвращаются в землю, из которой взяты.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем

Становится это ясным и из самого представления, что не имеют богатые больше того, что ценится в природном мире. Ибо они не становятся долговечными. В одном положении богатые и бедные: скоро проносятся
по жизни и не остаются на долгий срок. Воистину, от всех трудов, которыми трудится под солнцем (Еккл. 1:3) человек, ничего большего он не имеет, и не прибавляется ему ничего по природе. Трудящийся же и усердствующий в работе над тем, что возводит к вечному, к незримому, много что приобретает: из человека становится богом, и из презренного – могущественным, и из боязливого – мужественным.

На Книгу Екклесиаста.

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем

Что пользы человеку. Еврейское слово Ithron в Библии ни paзу не встречается. По мнению гебраистов, оно значит: остающееся, непреходящее. Блаженный Иероним вопрос 3 стиха передает словами: quid superest, т. e. что остается? Григорий Нисский выражает его еще яснее: «какое из видимых благ пребывает всегда тем же?» Словом Ithron, таким образом, обозначается счастье постоянное, устойчивое, вечное — в отличие от счастья временного, скоропреходящего, призрачного. Свой вопрос, приводят ли к какому-либо прочному счастью все усилия людей, Екклезиаст оставляет здесь без ответа. Но этот ответ был уже дан самым решительным образом во втором стихе, в признании суетности всего.

Толковая Библия.

Источник

Что пользы человеку от всех его трудов песня

ÊÍÈÃÀ ÅÊÊËÅÇÈÀÑÒÀ, ÈËÈ ÏÐÎÏÎÂÅÄÍÈÊÀ
Ãë.1
1 Ñëîâà Åêêëåñèàñòà, ñûíà Äàâèäîâà, öàðÿ â Èåðóñàëèìå.
2 Ñóåòà ñóåò, ñêàçàë Åêêëåñèàñò, ñóåòà ñóåò, – âñ¸ ñóåòà!
3 ×òî ïîëüçû ÷åëîâåêó îò âñåõ òðóäîâ åãî, êîòîðûìè òðóäèòñÿ îí ïîä ñîëíöåì?
4 Ðîä ïðîõîäèò, è ðîä ïðèõîäèò, à çåìëÿ ïðåáûâàåò âî âåêè.
5 Âîñõîäèò ñîëíöå, è çàõîäèò ñîëíöå, è ñïåøèò ê ìåñòó ñâîåìó, ãäå îíî âîñõîäèò.
6 Èäåò âåòåð ê þãó, è ïåðåõîäèò ê ñåâåðó, êðóæèòñÿ, êðóæèòñÿ íà õîäó ñâîåì, è âîçâðàùàåòñÿ âåòåð íà êðóãè ñâîè.
7 Âñå ðåêè òåêóò â ìîðå, íî ìîðå íå ïåðåïîëíÿåòñÿ: ê òîìó ìåñòó, îòêóäà ðåêè òåêóò, îíè âîçâðàùàþòñÿ, ÷òîáû îïÿòü òå÷ü.
8 Âñå âåùè – â òðóäå: íå ìîæåò ÷åëîâåê ïåðåñêàçàòü âñåãî; íå íàñûòèòñÿ îêî çðåíèåì, íå íàïîëíèòñÿ óõî ñëóøàíèåì.
9 ×òî áûëî, òî è áóäåò; è ÷òî äåëàëîñü, òî è áóäåò äåëàòüñÿ, è íåò íè÷åãî íîâîãî ïîä ñîëíöåì.
10 Áûâàåò íå÷òî, î ÷åì ãîâîðÿò: “ñìîòðè, âîò ýòî íîâîå”; íî áûëî óæå â âåêàõ, áûâøèõ ïðåæäå íàñ.
11 Íåò ïàìÿòè î ïðåæíåì; äà è î òîì, ÷òî áóäåò, íå îñòàíåòñÿ ïàìÿòè ó òåõ, êîòîðûå áóäóò ïîñëå.
12 ß, Åêêëåñèàñò, áûë öàðåì íàä Èçðàèëåì â Èåðóñàëèìå;
13 è ïðåäàë ÿ ñåðäöå ìîå òîìó, ÷òîáû èññëåäîâàòü è èñïûòàòü ìóäðîñòüþ âñå, ÷òî äåëàåòñÿ ïîä íåáîì: ýòî òÿæåëîå çàíÿòèå äàë Áîã ñûíàì ÷åëîâå÷åñêèì, ÷òîáû îíè óïðàæíÿëèñü â íåì.
14 Âèäåë ÿ âñå äåëà, êàêèå äåëàþòñÿ ïîä ñîëíöåì, è âîò, âñ¸ – ñóåòà è òîìëåíèå äóõà!
15 Êðèâîå íå ìîæåò ñäåëàòüñÿ ïðÿìûì, è ÷åãî íåò, òîãî íåëüçÿ ñ÷èòàòü.
16 Ãîâîðèë ÿ ñ ñåðäöåì ìîèì òàê: âîò, ÿ âîçâåëè÷èëñÿ è ïðèîáðåë ìóäðîñòè áîëüøå âñåõ, êîòîðûå áûëè ïðåæäå ìåíÿ íàä Èåðóñàëèìîì, è ñåðäöå ìîå âèäåëî ìíîãî ìóäðîñòè è çíàíèÿ.
17 È ïðåäàë ÿ ñåðäöå ìîå òîìó, ÷òîáû ïîçíàòü ìóäðîñòü è ïîçíàòü áåçóìèå è ãëóïîñòü: óçíàë, ÷òî è ýòî – òîìëåíèå äóõà;
18 ïîòîìó ÷òî âî ìíîãîé ìóäðîñòè ìíîãî ïå÷àëè; è êòî óìíîæàåò ïîçíàíèÿ, óìíîæàåò ñêîðáü.
Ãë.2
1 Ñêàçàë ÿ â ñåðäöå ìîåì: “äàé, èñïûòàþ ÿ òåáÿ âåñåëüåì, è íàñëàäèñü äîáðîì”; íî è ýòî – ñóåòà!
2 Î ñìåõå ñêàçàë ÿ: “ãëóïîñòü!”, à î âåñåëüå: “÷òî îíî äåëàåò?”
3 Âçäóìàë ÿ â ñåðäöå ìîåì óñëàæäàòü âèíîì òåëî ìîå è, ìåæäó òåì, êàê ñåðäöå ìîå ðóêîâîäèëîñü ìóäðîñòüþ, ïðèäåðæàòüñÿ è ãëóïîñòè, äîêîëå íå óâèæó, ÷òî õîðîøî äëÿ ñûíîâ ÷åëîâå÷åñêèõ, ÷òî äîëæíû áûëè áû îíè äåëàòü ïîä íåáîì â íåìíîãèå äíè æèçíè ñâîåé.
4 ß ïðåäïðèíÿë áîëüøèå äåëà: ïîñòðîèë ñåáå äîìû, ïîñàäèë ñåáå âèíîãðàäíèêè,
5 óñòðîèë ñåáå ñàäû è ðîùè è íàñàäèë â íèõ âñÿêèå ïëîäîâèòûå äåðåâà;
6 ñäåëàë ñåáå âîäîåìû äëÿ îðîøåíèÿ èç íèõ ðîùåé, ïðîèçðàùàþùèõ äåðåâüÿ;
7 ïðèîáðåë ñåáå ñëóã è ñëóæàíîê, è äîìî÷àäöû áûëè ó ìåíÿ; òàêæå êðóïíîãî è ìåëêîãî ñêîòà áûëî ó ìåíÿ áîëüøå, íåæåëè ó âñåõ, áûâøèõ ïðåæäå ìåíÿ â Èåðóñàëèìå;
8 ñîáðàë ñåáå ñåðåáðà è çîëîòà è äðàãîöåííîñòåé îò öàðåé è îáëàñòåé; çàâåë ó ñåáÿ ïåâöîâ è ïåâèö è óñëàæäåíèÿ ñûíîâ ÷åëîâå÷åñêèõ – ðàçíûå ìóçûêàëüíûå îðóäèÿ.
9 È ñäåëàëñÿ ÿ âåëèêèì è áîãàòûì áîëüøå âñåõ, áûâøèõ ïðåæäå ìåíÿ â Èåðóñàëèìå; è ìóäðîñòü ìîÿ ïðåáûëà ñî ìíîþ.
10 ×åãî áû ãëàçà ìîè íè ïîæåëàëè, ÿ íå îòêàçûâàë èì, íå âîçáðàíÿë ñåðäöó ìîåìó íèêàêîãî âåñåëüÿ, ïîòîìó ÷òî ñåðäöå ìîå ðàäîâàëîñü âî âñåõ òðóäàõ ìîèõ, è ýòî áûëî ìîåþ äîëåþ îò âñåõ òðóäîâ ìîèõ.
11 È îãëÿíóëñÿ ÿ íà âñå äåëà ìîè, êîòîðûå ñäåëàëè ðóêè ìîè, è íà òðóä, êîòîðûì òðóäèëñÿ ÿ, äåëàÿ : è âîò, âñ¸ – ñóåòà è òîìëåíèå äóõà, è íåò ïîëüçû ïîä ñîëíöåì!
12 È îáðàòèëñÿ ÿ, ÷òîáû âçãëÿíóòü íà ìóäðîñòü è áåçóìèå è ãëóïîñòü: èáî ÷òî ÷åëîâåê ïîñëå öàðÿ , ÷òî óæå ñäåëàíî?
13 È óâèäåë ÿ, ÷òî ïðåèìóùåñòâî ìóäðîñòè ïåðåä ãëóïîñòüþ òàêîå æå, êàê ïðåèìóùåñòâî ñâåòà ïåðåä òüìîþ:
14 ó ìóäðîãî ãëàçà åãî – â ãîëîâå åãî, à ãëóïûé õîäèò âî òüìå; íî óçíàë ÿ, ÷òî îäíà ó÷àñòü ïîñòèãàåò èõ âñåõ.
15 È ñêàçàë ÿ â ñåðäöå ìîåì: “è ìåíÿ ïîñòèãíåò òà æå ó÷àñòü, êàê è ãëóïîãî: ê ÷åìó æå ÿ ñäåëàëñÿ î÷åíü ìóäðûì?” È ñêàçàë ÿ â ñåðäöå ìîåì, ÷òî è ýòî – ñóåòà;
16 ïîòîìó ÷òî ìóäðîãî íå áóäóò ïîìíèòü âå÷íî, êàê è ãëóïîãî; â ãðÿäóùèå äíè âñå áóäåò çàáûòî, è óâû! ìóäðûé óìèðàåò íàðàâíå ñ ãëóïûì.
17 È âîçíåíàâèäåë ÿ æèçíü, ïîòîìó ÷òî ïðîòèâíû ñòàëè ìíå äåëà, êîòîðûå äåëàþòñÿ ïîä ñîëíöåì; èáî âñ¸ – ñóåòà è òîìëåíèå äóõà!
18 È âîçíåíàâèäåë ÿ âåñü òðóä ìîé, êîòîðûì òðóäèëñÿ ïîä ñîëíöåì, ïîòîìó ÷òî äîëæåí îñòàâèòü åãî ÷åëîâåêó, êîòîðûé áóäåò ïîñëå ìåíÿ.
19 È êòî çíàåò: ìóäðûé ëè áóäåò îí, èëè ãëóïûé? À îí áóäåò ðàñïîðÿæàòüñÿ âñåì òðóäîì ìîèì, êîòîðûì ÿ òðóäèëñÿ è êîòîðûì ïîêàçàë ñåáÿ ìóäðûì ïîä ñîëíöåì. È ýòî – ñóåòà!
20 È îáðàòèëñÿ ÿ, ÷òîáû âíóøèòü ñåðäöó ìîåìó îòðå÷üñÿ îò âñåãî òðóäà, êîòîðûì ÿ òðóäèëñÿ ïîä ñîëíöåì,
21 ïîòîìó ÷òî èíîé ÷åëîâåê òðóäèòñÿ ìóäðî, ñ çíàíèåì è óñïåõîì, è äîëæåí îòäàòü âñ¸ ÷åëîâåêó, íå òðóäèâøåìóñÿ â òîì, êàê áû ÷àñòü åãî. È ýòî – ñóåòà è çëî âåëèêîå!
22 Èáî ÷òî áóäåò èìåòü ÷åëîâåê îò âñåãî òðóäà ñâîåãî è çàáîòû ñåðäöà ñâîåãî, ÷òî òðóäèòñÿ îí ïîä ñîëíöåì?
23 Ïîòîìó ÷òî âñå äíè åãî – ñêîðáè, è åãî òðóäû – áåñïîêîéñòâî; äàæå è íî÷üþ ñåðäöå åãî íå çíàåò ïîêîÿ. È ýòî – ñóåòà!
24 Íå âî âëàñòè ÷åëîâåêà è òî áëàãî, ÷òîáû åñòü è ïèòü è óñëàæäàòü äóøó ñâîþ îò òðóäà ñâîåãî. ß óâèäåë, ÷òî è ýòî – îò ðóêè Áîæèåé;
25 ïîòîìó ÷òî êòî ìîæåò åñòü è êòî ìîæåò íàñëàæäàòüñÿ áåç Íåãî?
26 Èáî ÷åëîâåêó, êîòîðûé äîáð ïðåä ëèöåì Åãî, Îí äàåò ìóäðîñòü è çíàíèå è ðàäîñòü; à ãðåøíèêó äàåò çàáîòó ñîáèðàòü è êîïèòü, ÷òîáû îòäàòü äîáðîìó ïðåä ëèöåì Áîæèèì. È ýòî – ñóåòà è òîìëåíèå äóõà!
Ãë.3
1 Âñåìó ñâîå âðåìÿ, è âðåìÿ âñÿêîé âåùè ïîä íåáîì:
2 âðåìÿ ðîæäàòüñÿ, è âðåìÿ óìèðàòü; âðåìÿ íàñàæäàòü, è âðåìÿ âûðûâàòü ïîñàæåííîå;
3 âðåìÿ óáèâàòü, è âðåìÿ âðà÷åâàòü; âðåìÿ ðàçðóøàòü, è âðåìÿ ñòðîèòü;
4 âðåìÿ ïëàêàòü, è âðåìÿ ñìåÿòüñÿ; âðåìÿ ñåòîâàòü, è âðåìÿ ïëÿñàòü;
5 âðåìÿ ðàçáðàñûâàòü êàìíè, è âðåìÿ ñîáèðàòü êàìíè; âðåìÿ îáíèìàòü, è âðåìÿ óêëîíÿòüñÿ îò îáúÿòèé;
6 âðåìÿ èñêàòü, è âðåìÿ òåðÿòü; âðåìÿ ñáåðåãàòü, è âðåìÿ áðîñàòü;
7 âðåìÿ ðàçäèðàòü, è âðåìÿ ñøèâàòü; âðåìÿ ìîë÷àòü, è âðåìÿ ãîâîðèòü;
8 âðåìÿ ëþáèòü, è âðåìÿ íåíàâèäåòü; âðåìÿ âîéíå, è âðåìÿ ìèðó.
9 ×òî ïîëüçû ðàáîòàþùåìó îò òîãî, íàä ÷åì îí òðóäèòñÿ?
10 Âèäåë ÿ ýòó çàáîòó, êîòîðóþ äàë Áîã ñûíàì ÷åëîâå÷åñêèì, ÷òîáû îíè óïðàæíÿëèñü â òîì.
11 Âñ¸ ñîäåëàë Îí ïðåêðàñíûì â ñâîå âðåìÿ, è âëîæèë ìèð â ñåðäöå èõ, õîòÿ ÷åëîâåê íå ìîæåò ïîñòèãíóòü äåë, êîòîðûå Áîã äåëàåò, îò íà÷àëà äî êîíöà.
12 Ïîçíàë ÿ, ÷òî íåò äëÿ íèõ íè÷åãî ëó÷øåãî, êàê âåñåëèòüñÿ è äåëàòü äîáðîå â æèçíè ñâîåé.
13 È åñëè êàêîé ÷åëîâåê åñò è ïüåò, è âèäèò äîáðîå âî âñÿêîì òðóäå ñâîåì, òî ýòî – äàð Áîæèé.
14 Ïîçíàë ÿ, ÷òî âñ¸, ÷òî äåëàåò Áîã, ïðåáûâàåò âîâåê: ê òîìó íå÷åãî ïðèáàâëÿòü è îò òîãî íå÷åãî óáàâèòü, – è Áîã äåëàåò òàê, ÷òîáû áëàãîãîâåëè ïðåä ëèöåì Åãî.
15 ×òî áûëî, òî è òåïåðü åñòü, è ÷òî áóäåò, òî óæå áûëî, – è Áîã âîççîâåò ïðîøåäøåå.
16 Åùå âèäåë ÿ ïîä ñîëíöåì: ìåñòî ñóäà, à òàì áåççàêîíèå; ìåñòî ïðàâäû, à òàì íåïðàâäà.
17 È ñêàçàë ÿ â ñåðäöå ñâîåì: “ïðàâåäíîãî è íå÷åñòèâîãî áóäåò ñóäèòü Áîã; ïîòîìó ÷òî âðåìÿ äëÿ âñÿêîé âåùè è íàä âñÿêèì äåëîì òàì”.
18 Ñêàçàë ÿ â ñåðäöå ñâîåì î ñûíàõ ÷åëîâå÷åñêèõ, ÷òîáû èñïûòàë èõ Áîã, è ÷òîáû îíè âèäåëè, ÷òî îíè ñàìè ïî ñåáå æèâîòíûå;
19 ïîòîìó ÷òî ó÷àñòü ñûíîâ ÷åëîâå÷åñêèõ è ó÷àñòü æèâîòíûõ – ó÷àñòü îäíà: êàê òå óìèðàþò, òàê óìèðàþò è ýòè, è îäíî äûõàíèå ó âñåõ, è íåò ó ÷åëîâåêà ïðåèìóùåñòâà ïåðåä ñêîòîì, ïîòîìó ÷òî âñ¸ – ñóåòà!
20 Âñå èäåò â îäíî ìåñòî: âñå ïðîèçîøëî èç ïðàõà è âñå âîçâðàòèòñÿ â ïðàõ.
21 Êòî çíàåò: äóõ ñûíîâ ÷åëîâå÷åñêèõ âîñõîäèò ëè ââåðõ, è äóõ æèâîòíûõ ñõîäèò ëè âíèç, â çåìëþ?
22 Èòàê óâèäåë ÿ, ÷òî íåò íè÷åãî ëó÷øå, êàê íàñëàæäàòüñÿ ÷åëîâåêó äåëàìè ñâîèìè: ïîòîìó ÷òî ýòî – äîëÿ åãî; èáî êòî ïðèâåäåò åãî ïîñìîòðåòü íà òî, ÷òî áóäåò ïîñëå íåãî?
Ãë.4
1 È îáðàòèëñÿ ÿ è óâèäåë âñÿêèå óãíåòåíèÿ, êàêèå äåëàþòñÿ ïîä ñîëíöåì: è âîò ñëåçû óãíåòåííûõ, à óòåøèòåëÿ ó íèõ íåò; è â ðóêå óãíåòàþùèõ èõ – ñèëà, à óòåøèòåëÿ ó íèõ íåò.
2 È óáëàæèë ÿ ìåðòâûõ, êîòîðûå äàâíî óìåðëè, áîëåå æèâûõ, êîòîðûå æèâóò äîñåëå;
3 à áëàæåííåå èõ îáîèõ òîò, êòî åùå íå ñóùåñòâîâàë, êòî íå âèäàë çëûõ äåë, êàêèå äåëàþòñÿ ïîä ñîëíöåì.
4 Âèäåë ÿ òàêæå, ÷òî âñÿêèé òðóä è âñÿêèé óñïåõ â äåëàõ ïðîèçâîäÿò âçàèìíóþ ìåæäó ëþäüìè çàâèñòü. È ýòî – ñóåòà è òîìëåíèå äóõà!
5 Ãëóïûé , ñëîæèâ ñâîè ðóêè, è ñúåäàåò ïëîòü ñâîþ.
6 Ëó÷øå ãîðñòü ñ ïîêîåì, íåæåëè ïðèãîðøíè ñ òðóäîì è òîìëåíèåì äóõà.
7 È îáðàòèëñÿ ÿ è óâèäåë åùå ñóåòó ïîä ñîëíöåì;
8 îäèíîêèé, è äðóãîãî íåò; íè ñûíà, íè áðàòà íåò ó íåãî; à âñåì òðóäàì åãî íåò êîíöà, è ãëàç åãî íå íàñûùàåòñÿ áîãàòñòâîì. “Äëÿ êîãî æå ÿ òðóæóñü è ëèøàþ äóøó ìîþ áëàãà?” È ýòî – ñóåòà è íåäîáðîå äåëî!
9 Äâîèì ëó÷øå, íåæåëè îäíîìó; ïîòîìó ÷òî ó íèõ åñòü äîáðîå âîçíàãðàæäåíèå â òðóäå èõ:
10 èáî åñëè óïàäåò îäèí, òî äðóãîé ïîäíèìåò òîâàðèùà ñâîåãî. Íî ãîðå îäíîìó, êîãäà óïàäåò, à äðóãîãî íåò, êîòîðûé ïîäíÿë áû åãî.
11 Òàêæå, åñëè ëåæàò äâîå, òî òåïëî èì; à îäíîìó êàê ñîãðåòüñÿ?
12 È åñëè ñòàíåò ïðåîäîëåâàòü êòî – ëèáî îäíîãî, òî äâîå óñòîÿò ïðîòèâ íåãî: è íèòêà, âòðîå ñêðó÷åííàÿ, íåñêîðî ïîðâåòñÿ.
13 Ëó÷øå áåäíûé, íî óìíûé þíîøà, íåæåëè ñòàðûé, íî íåðàçóìíûé öàðü, êîòîðûé íå óìååò ïðèíèìàòü ñîâåòû;
14 èáî òîò èç òåìíèöû âûéäåò íà öàðñòâî, õîòÿ ðîäèëñÿ â öàðñòâå ñâîåì áåäíûì.
15 Âèäåë ÿ âñåõ æèâóùèõ, êîòîðûå õîäÿò ïîä ñîëíöåì, ñ ýòèì äðóãèì þíîøåþ, êîòîðûé çàéìåò ìåñòî òîãî.
16 Íå áûëî ÷èñëà âñåìó íàðîäó, êîòîðûé áûë ïåðåä íèì, õîòÿ ïîçäíåéøèå íå ïîðàäóþòñÿ èì. È ýòî – ñóåòà è òîìëåíèå äóõà!
17 Íàáëþäàé çà íîãîþ òâîåþ, êîãäà èäåøü â äîì Áîæèé, è áóäü ãîòîâ áîëåå ê ñëóøàíèþ, íåæåëè ê æåðòâîïðèíîøåíèþ; èáî îíè íå äóìàþò, ÷òî õóäî äåëàþò.
Ãë.5
1 Íå òîðîïèñü ÿçûêîì òâîèì, è ñåðäöå òâîå äà íå ñïåøèò ïðîèçíåñòè ñëîâî ïðåä Áîãîì; ïîòîìó ÷òî Áîã íà íåáå, à òû íà çåìëå; ïîýòîìó ñëîâà òâîè äà áóäóò íåìíîãè.
2 Èáî, êàê ñíîâèäåíèÿ áûâàþò ïðè ìíîæåñòâå çàáîò, òàê ãîëîñ ãëóïîãî ïîçíàåòñÿ ïðè ìíîæåñòâå ñëîâ.
3 Êîãäà äàåøü îáåò Áîãó, òî íå ìåäëè èñïîëíèòü åãî, ïîòîìó ÷òî Îí íå áëàãîâîëèò ê ãëóïûì: ÷òî îáåùàë, èñïîëíè.
4 Ëó÷øå òåáå íå îáåùàòü, íåæåëè îáåùàòü è íå èñïîëíèòü.
5 Íå äîçâîëÿé óñòàì òâîèì ââîäèòü â ãðåõ ïëîòü òâîþ, è íå ãîâîðè ïðåä Àíãåëîì : “ýòî – îøèáêà!” Äëÿ ÷åãî òåáå , ÷òîáû Áîã ïðîãíåâàëñÿ íà ñëîâî òâîå è ðàçðóøèë äåëî ðóê òâîèõ?
6 Èáî âî ìíîæåñòâå ñíîâèäåíèé, êàê è âî ìíîæåñòâå ñëîâ, – ìíîãî ñóåòû; íî òû áîéñÿ Áîãà.
7 Åñëè òû óâèäèøü â êàêîé îáëàñòè ïðèòåñíåíèå áåäíîìó è íàðóøåíèå ñóäà è ïðàâäû, òî íå óäèâëÿéñÿ ýòîìó: ïîòîìó ÷òî íàä âûñîêèì íàáëþäàåò âûñøèé, à íàä íèìè åùå âûñøèé;
8 ïðåâîñõîäñòâî æå ñòðàíû â öåëîì åñòü öàðü, çàáîòÿùèéñÿ î ñòðàíå.
9 Êòî ëþáèò ñåðåáðî, òîò íå íàñûòèòñÿ ñåðåáðîì, è êòî ëþáèò áîãàòñòâî, òîìó íåò ïîëüçû îò òîãî. È ýòî – ñóåòà!
10 Óìíîæàåòñÿ èìóùåñòâî, óìíîæàþòñÿ è ïîòðåáëÿþùèå åãî; è êàêîå áëàãî äëÿ âëàäåþùåãî èì: ðàçâå òîëüêî ñìîòðåòü ñâîèìè ãëàçàìè?
11 Ñëàäîê ñîí òðóäÿùåãîñÿ, ìàëî ëè, ìíîãî ëè îí ñúåñò; íî ïðåñûùåíèå áîãàòîãî íå äàåò åìó óñíóòü.
12 Åñòü ìó÷èòåëüíûé íåäóã, êîòîðûé âèäåë ÿ ïîä ñîëíöåì: áîãàòñòâî, ñáåðåãàåìîå âëàäåòåëåì åãî âî âðåä åìó.
13 È ãèáíåò áîãàòñòâî ýòî îò íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ: ðîäèë îí ñûíà, è íè÷åãî íåò â ðóêàõ ó íåãî.
14 Êàê âûøåë îí íàãèì èç óòðîáû ìàòåðè ñâîåé, òàêèì è îòõîäèò, êàêèì ïðèøåë, è íè÷åãî íå âîçüìåò îò òðóäà ñâîåãî, ÷òî ìîã áû îí ïîíåñòè â ðóêå ñâîåé.
15 È ýòî òÿæêèé íåäóã: êàêèì ïðèøåë îí, òàêèì è îòõîäèò. Êàêàÿ æå ïîëüçà åìó, ÷òî îí òðóäèëñÿ íà âåòåð?
16 À îí âî âñå äíè ñâîè åë âïîòüìàõ, â áîëüøîì ðàçäðàæåíèè, â îãîð÷åíèè è äîñàäå.
17 Âîò åùå, ÷òî ÿ íàøåë äîáðîãî è ïðèÿòíîãî: åñòü è ïèòü è íàñëàæäàòüñÿ äîáðîì âî âñåõ òðóäàõ ñâîèõ, êàêèìè êòî òðóäèòñÿ ïîä ñîëíöåì âî âñå äíè æèçíè ñâîåé, êîòîðûå äàë åìó Áîã; ïîòîìó ÷òî ýòî åãî äîëÿ.
18 È åñëè êàêîìó ÷åëîâåêó Áîã äàë áîãàòñòâî è èìóùåñòâî, è äàë åìó âëàñòü ïîëüçîâàòüñÿ îò íèõ è áðàòü ñâîþ äîëþ è íàñëàæäàòüñÿ îò òðóäîâ ñâîèõ, òî ýòî äàð Áîæèé.
19 Íåäîëãî áóäóò ó íåãî â ïàìÿòè äíè æèçíè åãî; ïîòîìó Áîã è âîçíàãðàæäàåò åãî ðàäîñòüþ ñåðäöà åãî.
Ãë.6
1 Åñòü çëî, êîòîðîå âèäåë ÿ ïîä ñîëíöåì, è îíî ÷àñòî áûâàåò ìåæäó ëþäüìè:
2 Áîã äàåò ÷åëîâåêó áîãàòñòâî è èìóùåñòâî è ñëàâó, è íåò äëÿ äóøè åãî íåäîñòàòêà íè â ÷åì, ÷åãî íå ïîæåëàë áû îí; íî íå äàåò åìó Áîã ïîëüçîâàòüñÿ ýòèì, à ïîëüçóåòñÿ òåì ÷óæîé ÷åëîâåê: ýòî – ñóåòà è òÿæêèé íåäóã!
3 Åñëè áû êàêîé ÷åëîâåê ðîäèë ñòî , è ïðîæèë ìíîãèå ãîäû, è åùå óìíîæèëèñü äíè æèçíè åãî, íî äóøà åãî íå íàñëàæäàëàñü áû äîáðîì è íå áûëî áû åìó è ïîãðåáåíèÿ, òî ÿ ñêàçàë áû: âûêèäûø ñ÷àñòëèâåå åãî,
4 ïîòîìó ÷òî îí íàïðàñíî ïðèøåë è îòîøåë âî òüìó, è åãî èìÿ ïîêðûòî ìðàêîì.
5 Îí äàæå íå âèäåë è íå çíàë ñîëíöà: åìó ïîêîéíåå, íåæåëè òîìó.
6 À òîò, õîòÿ áû ïðîæèë äâå òûñÿ÷è ëåò è íå íàñëàæäàëñÿ äîáðîì, íå âñå ëè ïîéäåò â îäíî ìåñòî?
7 Âñå òðóäû ÷åëîâåêà – äëÿ ðòà åãî, à äóøà åãî íå íàñûùàåòñÿ.
8 Êàêîå æå ïðåèìóùåñòâî ìóäðîãî ïåðåä ãëóïûì, êàêîå – áåäíÿêà, óìåþùåãî õîäèòü ïåðåä æèâóùèìè?
9 Ëó÷øå âèäåòü ãëàçàìè, íåæåëè áðîäèòü äóøåþ. È ýòî – òàêæå ñóåòà è òîìëåíèå äóõà!
10 ×òî ñóùåñòâóåò, òîìó óæå íàðå÷åíî èìÿ, è èçâåñòíî, ÷òî ýòî – ÷åëîâåê, è ÷òî îí íå ìîæåò ïðåïèðàòüñÿ ñ òåì, êòî ñèëüíåå åãî.
11 Ìíîãî òàêèõ âåùåé, êîòîðûå óìíîæàþò ñóåòó: ÷òî æå äëÿ ÷åëîâåêà ëó÷øå?
12 Èáî êòî çíàåò, ÷òî õîðîøî äëÿ ÷åëîâåêà â æèçíè, âî âñå äíè ñóåòíîé æèçíè åãî, êîòîðûå îí ïðîâîäèò êàê òåíü? È êòî ñêàæåò ÷åëîâåêó, ÷òî áóäåò ïîñëå íåãî ïîä ñîëíöåì?
Ãë.7
1 Äîáðîå èìÿ ëó÷øå äîðîãîé ìàñòè, è äåíü ñìåðòè – äíÿ ðîæäåíèÿ.
2 Ëó÷øå õîäèòü â äîì ïëà÷à îá óìåðøåì, íåæåëè õîäèòü â äîì ïèðà; èáî òàêîâ êîíåö âñÿêîãî ÷åëîâåêà, è æèâîé ïðèëîæèò ê ñâîåìó ñåðäöó.
3 Ñåòîâàíèå ëó÷øå ñìåõà; ïîòîìó ÷òî ïðè ïå÷àëè ëèöà ñåðäöå äåëàåòñÿ ëó÷øå.
4 Ñåðäöå ìóäðûõ – â äîìå ïëà÷à, à ñåðäöå ãëóïûõ – â äîìå âåñåëüÿ.
5 Ëó÷øå ñëóøàòü îáëè÷åíèÿ îò ìóäðîãî, íåæåëè ñëóøàòü ïåñíè ãëóïûõ;
6 ïîòîìó ÷òî ñìåõ ãëóïûõ òî æå, ÷òî òðåñê òåðíîâîãî õâîðîñòà ïîä êîòëîì. È ýòî – ñóåòà!
7 Ïðèòåñíÿÿ äðóãèõ, ìóäðûé äåëàåòñÿ ãëóïûì, è ïîäàðêè ïîðòÿò ñåðäöå.
8 Êîíåö äåëà ëó÷øå íà÷àëà åãî; òåðïåëèâûé ëó÷øå âûñîêîìåðíîãî.
9 Íå áóäü äóõîì òâîèì ïîñïåøåí íà ãíåâ, ïîòîìó ÷òî ãíåâ ãíåçäèòñÿ â ñåðäöå ãëóïûõ.
10 Íå ãîâîðè: “îò÷åãî ýòî ïðåæíèå äíè áûëè ëó÷øå íûíåøíèõ?”, ïîòîìó ÷òî íå îò ìóäðîñòè òû ñïðàøèâàåøü îá ýòîì.
11 Õîðîøà ìóäðîñòü ñ íàñëåäñòâîì, è îñîáåííî äëÿ âèäÿùèõ ñîëíöå:
12 ïîòîìó ÷òî ïîä ñåíüþ åå ïîä ñåíüþ ñåðåáðà; íî ïðåâîñõîäñòâî çíàíèÿ â ìóäðîñòü äàåò æèçíü âëàäåþùåìó åþ.
13 Ñìîòðè íà äåéñòâîâàíèå Áîæèå: èáî êòî ìîæåò âûïðÿìèòü òî, ÷òî Îí ñäåëàë êðèâûì?
14 Âî äíè áëàãîïîëó÷èÿ ïîëüçóéñÿ áëàãîì, à âî äíè íåñ÷àñòüÿ ðàçìûøëÿé: òî è äðóãîå ñîäåëàë Áîã äëÿ òîãî, ÷òîáû ÷åëîâåê íè÷åãî íå ìîã ñêàçàòü ïðîòèâ Íåãî.
15 Âñåãî íàñìîòðåëñÿ ÿ â ñóåòíûå äíè ìîè: ïðàâåäíèê ãèáíåò â ïðàâåäíîñòè ñâîåé; íå÷åñòèâûé æèâåò äîëãî â íå÷åñòèè ñâîåì.
16 Íå áóäü ñëèøêîì ñòðîã, è íå âûñòàâëÿé ñåáÿ ñëèøêîì ìóäðûì; çà÷åì òåáå ãóáèòü ñåáÿ?
17 Íå ïðåäàâàéñÿ ãðåõó, è íå áóäü áåçóìåí: çà÷åì òåáå óìèðàòü íå â ñâîå âðåìÿ?
18 Õîðîøî, åñëè òû áóäåøü äåðæàòüñÿ îäíîãî è íå îòíèìàòü ðóêè îò äðóãîãî; ïîòîìó ÷òî êòî áîèòñÿ Áîãà, òîò èçáåæèò âñåãî òîãî.
19 Ìóäðîñòü äåëàåò ìóäðîãî ñèëüíåå äåñÿòè âëàñòèòåëåé, êîòîðûå â ãîðîäå.
20 Íåò ÷åëîâåêà ïðàâåäíîãî íà çåìëå, êîòîðûé äåëàë áû äîáðî è íå ãðåøèë áû;
21 ïîýòîìó íå íà âñÿêîå ñëîâî, êîòîðîå ãîâîðÿò, îáðàùàé âíèìàíèå, ÷òîáû íå óñëûøàòü òåáå ðàáà òâîåãî, êîãäà îí çëîñëîâèò òåáÿ;
22 èáî ñåðäöå òâîå çíàåò ìíîãî ñëó÷àåâ, êîãäà è ñàì òû çëîñëîâèë äðóãèõ.
23 Âñå ýòî èñïûòàë ÿ ìóäðîñòüþ; ÿ ñêàçàë: “áóäó ÿ ìóäðûì”; íî ìóäðîñòü äàëåêà îò ìåíÿ.
24 Äàëåêî òî, ÷òî áûëî, è ãëóáîêî – ãëóáîêî: êòî ïîñòèãíåò åãî?
25 Îáðàòèëñÿ ÿ ñåðäöåì ìîèì ê òîìó, ÷òîáû óçíàòü, èññëåäîâàòü è èçûñêàòü ìóäðîñòü è ðàçóì, è ïîçíàòü íå÷åñòèå ãëóïîñòè, íåâåæåñòâà è áåçóìèÿ, –
26 è íàøåë ÿ, ÷òî ãîð÷å ñìåðòè æåíùèíà, ïîòîìó ÷òî îíà – ñåòü, è ñåðäöå åå – ñèëêè, ðóêè åå – îêîâû; äîáðûé ïðåä Áîãîì ñïàñåòñÿ îò íåå, à ãðåøíèê óëîâëåí áóäåò åþ.
27 Âîò ýòî íàøåë ÿ, ñêàçàë Åêêëåñèàñò, èñïûòûâàÿ îäíî çà äðóãèì.
28 ×åãî åùå èñêàëà äóøà ìîÿ, è ÿ íå íàøåë? – Ìóæ÷èíó îäíîãî èç òûñÿ÷è ÿ íàøåë, à æåíùèíó ìåæäó âñåìè èìè íå íàøåë.
29 Òîëüêî ýòî ÿ íàøåë, ÷òî Áîã ñîòâîðèë ÷åëîâåêà ïðàâûì, à ëþäè ïóñòèëèñü âî ìíîãèå ïîìûñëû.
* * * *

Читайте также:  Засахарившийся мед вред и польза

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 30.09.2009. Ìåíÿ òîæå íàêðó÷èâàþò.
  • 26.09.2009. Íàêðóòêà êàê îíà åñòü.
  • 18.09.2009. Íàáðåë íà õîðîøèå ñòèõè. Ðàçðåøèòå ïðåäñòàâèòü,
  • 14.09.2009. Âñ¸ ñóåòà ñóåò- âñ¸ ñóåòà! ÷èòàåì ïåðâîèñòî÷íèêè
  • 11.09.2009. Íàáðåë íà õîðîøèå ñòèõè. Ðàçðåøèòå ïðåäñòàâèòü,
  • 10.09.2009. Íàáðåë íà õîðîøèå ñòèõè. Ðàçðåøèòå ïðåäñòàâèòü,
  • 09.09.2009. Íàáðåë íà èíòåðåñíóþ ñòðàíèöó. Ðàçðåøèòå ïðåäñòàâè
  • 01.09.2009. Íàáðåë íà õîðîøèå ñòèõè. Ðàçðåøèòå ïðåäñòàâèòü,

Источник