Что мы знаем о пользе огня

Что мы знаем о пользе огня thumbnail

Валентина Филиппченкова
Познавательная игра «Об огне мы знаем всё»

Познавательная игра по пожарной безопасности

«Об огне мы знаем всё».

Программное содержание: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать у детей понятие о пользе и вреде огня, закреплять представление о причинах возникновения пожара. Воспитывать уважение к труду пожарных. Развивать познавательную активность, стремление узнать что – то новое. Развивать связную речь детей. Развивать внимание, сообразительность.

Дети, сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем о пользе и вреде огня.

Если спички в руки взял,

Сразу ты опасен стал-

Ведь огонь, что в них живёт,

Много бед всем принесёт!

А сейчас мы с вами проведём разминку. Поиграем в игру «Лови – бросай, сразу отвечай».

Познавательная игра «Об огне мы знаем всё»

Можно спичками играть?

А петарды поджигать?

При пожаре прятаться под кровать?

Не потушенный костёр в лесу бросать?

Траву сухую поджигать?

Газ без взрослых зажигать?

Электроприборы включать?

При пожаре пожарных вызывать?

А теперь я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. .

1. Выпал на пол уголёк

Деревянный пол прожёг.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (водой).

2. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те…. (отнять)

3. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре?

4. Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём.

Посоветую я детям, не играйте с домом этим.

5. Чтобы не было огня, не играйте вы в меня.

Я – огня сестричка, маленькая …. (спичка)

6. Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай.

7. Где с огнём беспечны люди, обязательно он будет.

8. При пожаре не сидим, набираем «01».

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не всё сгорело.

А теперь попробуйте ответить на мои вопросы. Когда огонь становится врагом? Когда огонь приносит пользу? Какую пользу приносит огонь? Почему детям нельзя включать электроприборы? Почему нельзя играть со спичками? Можно ли около ёлки зажигать бенгальские огни? Почему нет?

Дети читают стихи.

Огонёк всегда такой –

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Огонь, дети, может быть и хорошим, и плохим. Огонь очень нужен, но главное нужно помнить об опасности, которую он таит в себе, и быть очень осторожным с ним.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вызови пожарных». Кто хочет поиграть?

Нужно будет добежать до телефона, набрать»01» и сказать «пожар.

Что мы знаем о пользе огня

Молодцы, с заданием справились хорошо.

Назовите причины, которые могут привести к пожару?Дети перечисляют: «Костёр, спички, электроприборы». Подвожу итог, что наиболее частыми причинами пожаров является непотушенный костёр, брошенная спичка.

Очень опасны, дети, лесные пожары. Именно брошенная человеком сигарета, не затушенный костёр чаще всего является причиной пожара.

Взгляд лесничего суров:

Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр,

И закончил разговор.

Где в лесу можно разжечь костёр? Можно ли оставить костёр, не потушив его? Чем можно потушить костёр? А если нет воды?

Игра «Затуши пожар». Дети строятся в две колонны. В двух местах отводится место пожара. При помощи мешочков с песком дети «тушат» пожар. Чья команда быстро справится с заданием.

Следующее задание. Электроприборы. Отгадайте, о каком приборе идёт речь.

1. Возле газовой плиты –

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

2. Каждый знает, что утюг –

Добрый, но серьёзный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

3. Чайник всё кипел, кипел,

И от злости поволок

Чёрный дым под потолок.

4. С электричеством нам жить

Весело, прекрасно!

Но вот нос в него совать

Страшно и опасно.

Предлагаю детям прочитать стихи.

Не играй, дружок, со спичкой

Помни ты, она мала.

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.

То, что спичка не игрушка,

Знает каждый, знают все.

Не давайте спички детям,

А то быть большой беде.

Игра «Топаем – хлопаем». Объясняю правила игры. Если действие можно выполнить, то мы будем хлопать, если нет – будем топать.

Спички весело горят,

Буду с ними я играть. Топаем.

Коля убежал за дом,

Там играет он с огнём. Топаем.

Клим увидел: дом горит.

Мальчик «01» звонит. Хлопаем.

Вспоминаем сказку К. Чуковского «Путаница». Что сделала бабочка?Дети отвечают: «Потушила море». А вы хотите быть бабочками?

Тут бабочка пролетала (бежим друг за другом)

Крылышками помахала (машут руками)

Стало море потухать (приседают)

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Руками захлопали (хлопаем).

Ногами затопали (топаем). Дети садятся на стульчики.

Следующее задание. «Кто знает – быстро отвечает»

Телефон пожарной службы. Кто тушит пожары? Что нужно сделать с электроприборами, уходя из дома? Можно детям выключать приборы? Какого цвета пожарная машина? Где лучше спрятаться от пожара? В шкафу? На кровати? А что нужно сделать? Назовите предметы, которые нужны пожарным?

Игра «Можно – нельзя».

Играть со спичками? Включать электроприборы? Включать газовую плиту? Читать книгу? Играть с игрушками? Трогать горячий утюг? Поджигать сухую траву?

Читайте также:  Теплая вода с лимоном на ночь польза

И ещё задание «Почини костюм пожарному».

Что мы знаем о пользе огня

Объясняю, что во время тушения пожара у пожарного прогорел костюм. Давайте его починим с помощью лоскутков разной геометрической формы. Дети выполняют задание.

Игра «Что нужно пожарному для работы»

Что мы знаем о пользе огняЧто мы знаем о пользе огня

Подводим итог нашей игры. Молодцы! Вы сегодня все были настоящими знатоками.Давайте мы запомним одну истину: «Кто с огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Помнить все должны о том,

Что нельзя шутить с огнём».

Пожар легче предупредить, чем потушить

Что мы знаем о пользе огня

Источник

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе.

ТЕМА: «Польза и вред огня»

Воспитатель : Егорова О.Н.

Цель: закрепление знаний детей о том, что такое пожар, о причинах его возникновения, о правилах пожарной безопасности и о правилах поведения при пожаре.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.
  • О правилах поведения при возникновении пожара.
  • Формировать практические навыки действий в случае пожара.
  • Совершенствовать умение делать элементарные выводы.

Развивающие задачи:

  • Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице.
  • Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Развивать выразительность речи.
  • Развивать логическое мышление, сообразительность, творческие способности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.
  • Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков.
  • Желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности.
  • Воспитывать у детей уважение к профессии пожарных.

Предварительная работа. Серия занятий о правилах пожарной безопасности, рассматривание пожарной машины, заучивание стихотворений, пословиц, изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности, рассматривание иллюстраций, плакатов, просмотра мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки», чтение художественной литературы С.Маршак «Кошкин дом»

Демонстрационный материал: плакаты «Правила пожарной безопасности», плакат при пожаре звонить 01, телевизор, видеозапись «Телемоста «Пожарная часть – детский сад», картинка пожарной машины, атрибуты к сценке о пожаре, костюмы пожарных (каски).

Раздаточный материал: карточки с номерами экстренных служб, карточки сюжетными картинками, атрибуты к игре (телефон, каска).

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный.

Показ плакатов, рассматривание сюжетных картинок, организация телемоста «Пожарная часть – детский сад», работа с карточками, дидактические и развивающие игры, вопросы поискового характера к детям, создание проблемных ситуаций, объяснение, чтение стихотворений, отгадывание загадок ,вызов пожарных по телефону, оценка детских ответов, свидетельство и награждение детей значками «Юный пожарный»

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, дети, я рада вас всех сегодня видеть.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем гостей.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какая необычная и интересная встреча состоялась в детском саду.

Кто к нам приезжал?

Дети: К нам приезжали пожарные с пожарной машиной. (показ фотографий на экране)

Воспитатель: Вспомните, о чём они говорили? (какое есть оборудование в машине, чем тушат пожар, какая одежда у пожарных)

Воспитатель: Дети они вам много рассказали интересного.

Воспитатель: Дети, а что нам нужно сделать, чтобы стать такими пожарными.

Нужно много знать и многому научиться.

Воспитатель: А вы хотите много знать и научиться?

Воспитатель: Мы сегодня поиграем в школу «Юного пожарного».

Тема нашей встречи: «Пожарные учения».

Мы вспомним и поговорим о правилах пожарной безопасности.

Воспитатель: – Дети, давайте вспомним, с какими опасностями в жизни встречается человек.

Дети: пожар, землетрясение, наводнение, ураган, ядовитые растения, грибы, ягоды, животные. (карточки на столах)

Воспитатель: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.

Воспитатель:

«Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен.» ( это огонь)

– Правильно, это огонь.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, огонь друг или враг для человека?

Воспитатель: Дети, а скажите, пожалуйста, огонь всегда приносит человеку беды и несчастья?

Или от него и польза есть?

Дети: Хорошо – это, когда огонь даёт тепло, свет, на огне готовят пищу, используют люди некоторых профессиях.

Дети: Плохо – при неосторожном обращении с огнём могут возникнуть пожары в домах, в лесу.

Воспитатель: поиграем в игру.

– Сейчас каждый из вас возьмёт картинку, внимательно её рассмотрит. Во время выполнения задания вы разделитесь на две команды. Первая команда, у кого картинки, где огонь приносит пользу, вторая- у кого картинки с изображением тех ситуаций, где огонь приносит несчастья.

Воспитатель: каждый будет защищать свою команду. Ответ должен быть полным.

– Можно начать со слов « огонь наш друг, потому что……»
«огонь наш враг, потому что………..»

Воспитатель: От чего зависит, будет огонь нашим другом или станет нашим врагом.

Дети: это зависит от того, как люди с ним обращаются.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Огонь – это и хорошо и плохо.

Полина расскажет нам стихотворение про добрый огонь.

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин, 
Режет сталь и хлеб печёт.

Послушаем детей с другой команды. 

 1.

Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный, 
Синий или золотой, 
Очень добрый, очень злой.

Читайте также:  Польза от скорлупы перепелиных яиц

2.

Кто с огнём не осторожен
У того пожар возможен.
Все запомните о том,
Что нельзя шутить с огнем.

3.

Но если вдруг пришла беда
Что же делать нам тогда?
Воспитатель: Скажем все вместе.
Звонить пожарным 01.

Воспитатель: Дети, а давайте вспомним правила поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы не случилось беды- пожар. Эти карточки мы приготовили для наших малышей.

Посмотрите на экран

  • Нельзя играть со спичками дома и на улице.
  • Нельзя включать газ, если рядом нет взрослых.
  • Нельзя сушить бельё над открытым огнём.
  • Нельзя оставлять без присмотра включённые электроприборы.
  • Нельзя играть с бенгальскими огнями.
  • Нельзя разжигать костры детям.
  • Нельзя оставлять непогашенные костры в лесу.

Воспитатель: Дети, а что нужно делать, чтобы никогда не возник пожар?

Дети: Соблюдать правила пожарной безопасности.

Воспитатель:

Если вьётся пламя.
Дым валит столбом,
01 мы набираем.
И кого мы позовём?

Дети: Пожарного.

Воспитатель: А сейчас – внимание! На экран.

Мы включаем Телемост «Пожарная часть – детский сад».

Ведущий телемоста.

Тема нашего телемоста «Что такое пожар?»

Воспитатель: Здравствуйте!

Пожарный: Здравствуйте. Ребята я хотел с вами разобрать несколько ситуаций:

Что может стать причиной пожара.

Проблемная ситуация.

На земле горит сухая трава.
Что делать? Как вы поступите?

Дети: залить водой траву, не играть со спичками.

 Проблемная ситуация

В комнате забыли выключить утюг и он загорелся.

Пожарный: Что вы будете делать?

Дети: позвать взрослых на помощь.

Проблемная ситуация.

Дети играют со спичками, и возникает пожар. Что вы будете делать?

Дети: позвонить по номеру 01, потушить самому, если огонь маленький, позвать взрослых.

Пожарный: В нашей пожарной части работают мои друзья – пожарные.

Пожарный: Дети скажите, какими качествами должен обладать пожарный?

Дети: Пожарный должен быть смелым, быстрым, ловким, добрым, храбрым.

Пожарный: Ребята, я вам приготовил игру.

Проверим, знаете ли вы по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.

Воспитатель: (на столе карточки с номерами экстренных служб, дети стоят спиной к столу.) По очереди дети поворачиваются и берут молча карточку. Как все выбрали карточки, дети называют номер телефона.

Воспитатель:

Знает каждый гражданин
Этот номер 01.
Если к вам пришла беда.
Позвони скорей туда.

(показывает правильную карточку 01)

Пожарный: Ребята, а если произошёл пожар, что вы должны сообщить, вызывая пожарных?

Дети: номер телефона 01, точный домашний адрес, номер дома и квартиры, своё имя и что случилось.

Пожарный: Ребята вы молодцы, с заданием справились. Я вижу, вы всё знаете. Вы все очень старались и всё делали правильно. Объявляю всем благодарность и принимаю вас в команду ««Юного пожарного».

Воспитатель: Дети, давайте скажем, большое спасибо, за Ваш нелёгкий труд. До свидания. До новых встреч.

Воспитатель: Сейчас Полина и Маша обыграют нам сценку «Вызов пожарных по телефону».

Воспитатель: Полина, ты диспетчер дежурной части, будешь принимать вызов, а Маша пострадавшая, вызывать пожарную службу.

Воспитатель: Дети, что должна сделать Маша; правильно набрать номер, назвать своё имя, фамилию, адрес, кратко сказать, что и где горит.

Дети придумывают свои ситуации.

Звонит телефон.

– Пожарная часть слушает?

– Что случилось?

– Ваш адрес?

– Спасибо

– Вызов принят!

Воспитатель: Молодцы. Мы с заданием справились.

Воспитатель: Пожарных вызывали? (Дети)

1.

И я хочу пожарным стать.
И во всём им помогать,
Вот только надо подрасти.
И в школу мудрости пройти.

 2.

Я стану пожарным, отважным пожарным.
И буду спасать я людей из огня.
В машине с сигналом примчусь на пожар я,
На помощь зовите и ждите меня.

3.

Огонь будет жарким, огонь будет сильным.
Пусть в облаке дыма мне трудно дышать.
Но сделаю всё для победы над ним я.
Сумею не струсить и пламя сдержать.

4.

Огонь захлебнётся и в пар обернётся,
Погаснет последний уже уголёк
Пожарный устало вам всем улыбнётся
И скажет, нелёгкий сегодня денёк.

Все вместе:

Надо ночью, надо днём
Быть внимательным с огнём.

Воспитатель: Продолжаются наши учения.

Воспитатель: Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Шаг вперёд – два назад».

– Дети, предлагаю вам построиться в одну шеренгу.

Я буду говорить о поступках детей. Если они правильные, то вы делаете шаг вперёд. А если опасные – 2 шага назад.

Будьте внимательны!

– Для девчонки Оли куклы-подружки,
А спички – вовсе не игрушки. (шаг вперёд)

– Вышла на улицу Мила,
Про утюг совсем забыла.
Он на юбке грелся, грелся-
Лёгкий шёлк и загорелся. (2 шага назад)

– Братик старший мой Серёжка
Увидал огонь в окошко.
01 он позвонил
И пожарным сообщил. (шаг вперёд)

– Красивый новогодний вечер,
Саша зажёг на ёлке свечи. (2 шага назад)

– Правила пожарной безопасности.
Вова чётко знал.
Спички, зажигалки никогда не брал! (шаг вперёд)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо запомнили Правила пожарной безопасности и, надеюсь, будете их строго выполнять и соблюдать.

Воспитатель: Может, кто-то из наших мальчиков станет пожарным – спасателем.

Воспитатель: Нашу встречу я хочу закончить словами.

С огнём не играйте!
С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите!

Вы все молодцы, и всем вам присуждается значок « Юный помощник пожарного » и удостоверение « Юный пожарный ».

Читайте также:  Кальций д3 польза или вред

Под песню «Марш пожарных»

Воспитатель: А сейчас, вашему вниманию.

Воспитатель: Приглашаем всех посмотреть сценка о пожаре, с помощью родителей.

Покажет сценку семья.

СЦЕНКА О ПОЖАРЕ

Ведущий: 

Произошла история недавно и давно.
История занятная, каких полным-полно
Брат играет в компьютер, мама у телефона. Девочка играет. Телефонный звонок.

Мама: (по телефону)

Здравствуй, Любочка, подружка!
Ты давно мне не звонишь!
Может быть, сегодня в гости
На минутку забежишь?
Много дела? Да, немало
Ждет домашних нас хлопот,
Постирать, сварить компот.

Дочка: Мама, поиграй со мной.

Мама:

Иди, дочка, не гуди
Лучше к брату подойди.

Дочка:

Маме некогда играть
Нужно ей обед готовить,
Убираться и стирать
Нужно маме помогать.
Чай ей вкусный заварю.
Я поглажу ей платочки,
Постираю все носочки.

Выполняет действия. Чайник включает, стиральная машина и утюг.

Дочка:

Ох, устала помогать.
Хочу с братом поиграть!
Вова, поиграй со мной
Скучно дома мне одной.

Брат:

Некогда с тобой играть
Компьютер надо загружать!

Ведущий:

Белый чайник стал уж черный
В кухне запах, дым и гарь,
В доме никому нет дела,
В кухне начался пожар.

 ВСЕ ВМЕСТЕ:

Нужно 01 позвонить.
О пожаре сообщить!

ВХОДЯТ ПОЖАРНЫЕ:

Пожарный (ВСЕ ДЕТИ) и держат в руках огнетушитель, пожарный щит, пожарную машину.

Разве вам еще не ясно
Что с огнем шутить опасно!

Пожарный

И запомни навсегда
Если вдруг пришла беда.
Даром время не теряй 
Нас скорее вызывай.

Воспитатель: Дети, наша встреча подошла концу.

Источник

огоньТрудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях – в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

огонь первобытных людей

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком – довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица – они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления – молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

добывание огня первобытным человеком

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом – использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку – больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Что мы знаем о пользе огня

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности – его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное – он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

газовая плита

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ – всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его – плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей – усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках – электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности – керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.

Источник