Чтения с музыкой и пользой

Чтения с музыкой и пользой thumbnail

Обманываю ли я, если говорю: “Я прочитал” книгу, а на самом деле я прослушал аудиокнигу. Является ли прослушивание книги тем же, что и чтение? Разберемся.

За последние 5 лет продажи аудиокниг удвоились, в то время как продажи печатных и электронных книг остались прежними. Эти тенденции могут навести на мысль о том, что аудиокниги заменят обычное чтение, как клавиатура заменила почерк.

Разница между прослушиванием аудиокниги и прочтением бумажной

Однако ученые постоянно исследуют то, как мы читаем и как слушаем. Они утверждают, что каждый из способов используется и необходим для разных целей, и ни один не является превосходным.

Тем не менее, различия между печатью и аудио имеются. Это высота, темп и ударение произнесенных слов. Например, фраза “Какой прекрасный вечер” может быть искренним комплиментом или сарказмом. На печатной странице эту разницу не понять. Однако опытные читатели понимают смысл из контекста.

В ряде случаев слушание аудиокниги может помочь понять истинный смысл текста. Например, читатель “Ромео и Джульетты” на фразе “где ты, Ромео” мысленно поставит акцент на слове “где”, полагая что она думает о его местонахождении. Но посмотрев спектакль или прослушав правильную аудиокнигу, слушатель поймет, что Джульетта делает акцент на слове “Ромео”, размышляя о его имени и любви к суженному, а не о том, где он находится.

Как запоминают читающие и слушающие информацию: результаты исследования

Звучит так, как будто понимать суть книги легче при прослушивании, чем при прочтении, но это не всегда так. Было проведено исследование для сравнения того, насколько хорошо студенты освоили научный предмет из 22-минутного аудио урока и напечатанной статьи. Двум группам студентов было дано одинаковое количество времени.

Несмотря на это, спустя 2 дня читающие урок набрали 81% в оценке полученных знаний, а слушатели аудио файла – только 59%.

Почему так произошло? Обратите внимание, что научный предмет был трудным, и целью – обучение, а не удовольствие (оба фактора влияют на то, как мы читаем).

Когда мы фокусируемся, мы замедляемся. Напечатанную статью студенты могли перечитывать, останавливаться, размышлять о прочитанном.

Подчеркивается, что напечатанная информация помогает читателю в процессе чтения при помощи структурного деления на абзацы, заголовки, цитаты и т.д.

Почему аудиокниги не заменят печать?

Несмотря на преимущество печатных текстов, аудиокниги становятся все более распространенными. Слушатели по мере этого приобретают опыт понимания информации и могут совершенствоваться. Издатели в свою очередь могут и будут разрабатывать способы облегчения понимания аудио формата.

Аудиокниги никогда не заменят печать, потому что мы используем их по-другому и в других целях.

Так, 81% слушателей аудиокниг говорят о том, что они любят делать другие дела во время прослушивания книг: водить машину, тренироваться, мыть машину и т.д.

Но, так как человеческий разум не предназначен быть многозадачным, мы получаем только суть книги, но теряем тонкости.

Тем не менее, мы не можем мыть пол, пока читаем напечатанную книгу. Печать помогает задержаться над словами и идеями.Аудиокниги выручают, когда нет времени сесть и сосредоточиться над книжкой.

Фото: medium.com

Подводим итог

Таким образом, вы не обманываете, если говорите что прочли книгу, а на самом деле ее прослушали. Просто вы получите разный опыт. Да и к тому же разные книги предлагают разные способы прочтения.

Поскольку аудиоформат становится все более популярным, авторы пишут произведения, специально предназначенные для прослушивания.

Мы получим богатый опыт от прочтения и прослушивания книг, если будем понимать отличия этих двух форматов. Дело не в том, какой каким лучше заменить, а как использовать оба формата в наших личных интересах, и услышать то, что авторы хотят нам сказать.

А как вы любите читать: слушать аудиокнигу или держать в руках бумажную книгу? Обсудим.

Подписывайтесь на мой канал.

Источник

Исследованию взаимосвязи текста и музыки посвящены многие научные работы не только нейробиологов и музыковедов, но и филологов, когнитивистов и искусствоведов.

В этой статье мы собрали разные примеры того, как музыка может использоваться вместе с текстом, и что по этому поводу говорит наука.

Фото PxHere / PD

Когда музыка вдохновляет

Музыка может влиять на креативное мышление, познание и стимулировать воображение. Учёные из Технологического университета Сиднея и Университета Неймегена в Нидерландах пришли к выводу, что люди придумывают более оригинальные и творческие идеи при прослушивании «счастливой музыки» (т. е. музыки, которая вызывает позитивное настроение и возбуждение — часто к ней относят произведения классиков).

Некоторые писатели используют эту возможность: слушают музыку при написании текстов или прибегают к её помощи для усиления эмоциональной вовлечённости у читателя.

Например, французский фантаст Бернар Вербер во время написания романа «Завтрашний день кошки» (Demain Les Chats) слушал для вдохновения сонаты Бетховена, «Времена года» Вивальди и другие музыкальные произведения. Полный список музыки и звуков Вербер приводит в конце романа.

Японскому писателю Харуки Мураками в творчестве помогают джаз и рок. В одном из своих эссе он упоминал, что не стал бы писателем, если бы не был настолько поглощен музыкой. «Мой стиль глубоко пронизан рифмами Чарли Паркера и ритмом прозы Ф. Скотта Фицджеральда. И я по-прежнему черпаю новое в своей литературе в музыке Майлза Дэвиса».

Читайте также:  Клейковина пшеницы польза и вред

В послесловии к роману «Норвежский лес» (Norwegian Wood) Мураками отмечает, что писал его под песни Леннона и Маккартни, прослушав кассету Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band 120 раз.

Кроме вдохновения на написание конкретного текста, музыка может оказать влияние на целое поколение писателей и всё их творчество. Один из ярких примеров — влияние джазового стиля бибоп на писателей «разбитого поколения»: Джека Керуака, Уильяма С. Берроуза, поэта Аллена Гинзберга и других. Их становление происходило в середине 1940-х годов, когда сформировался новый джазовый стиль бибоп со сложными импровизациями и быстрым ритмом.

Мелодии саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка часто упоминаются и звучат в текстах, многие из которых были прочитаны на одной сцене с джазовыми музыкантами.

Книги с саундтреками и плейлисты для чтения

Многие писатели не только сами слушают музыку во время работы, но и предоставляют целые плейлисты для книг своим читателям. Вот несколько примеров:

  • Вместе с изданием романа Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» был выпущен компакт-диск с 11 музыкальными произведениями, среди которых китайская народная песня, рок в исполнении голландской группы Shocking Blue, треки из фильмов режиссёра Тони Чхина и др.
  • Лидер рок-группы «Мегаполис» Олег Нестеров выпустил роман «Юбка» о музыкальной сцене Берлина 1930-х и становлении рок-музыки. С книгой вышел компакт-диск с 12 берлинскими хитами, записанными между 1934 и 1939.
  • После выпуска романа «Доктор Сон» (Doctor Sleep), сиквела к популярному «Сиянию» (The Shining), Стивен Кинг собрал для него «официальный» плейлист на Spotify. «У меня есть плейлист для каждого романа, который я пишу. Музыка служит книге. Надеюсь, вам понравятся эти мелодии» — прокомментировал автор. В плейлист включены песни групп, исполняющих панк-рок, метал, фолк и альтернативную музыку.

Кроме авторов, плейлисты к книгам составляют и сами читатели. Журналисты The Guardian провели опрос в Твиттере и на сайте издания на тему фоновой музыки, которую пользователи предпочитают слушать во время чтения, и попросили по возможности привести конкретные примеры.

На основе опроса они составили плейлист, состоящий из успокаивающей фоновой музыки, которая хорошо сочетается с любым текстом. Среди композиций в основном классика, но попадается джаз и рок. Пользователи отмечали, что музыка должна быть медленной, при этом слушать ее важно на умеренной громкости. Многие писали, что при чтении слушают инструментальные саундтреки, например, композиции, сочинённые Хансом Циммером.

Фото PxHere / PD

С другой стороны, идею слушать музыку и параллельно читать поддерживают не все — такая многозадачность может отвлекать от процесса, и не давать насладиться ни книгой, ни музыкой в полной мере. Кстати, многие ученые с этим мнением согласны — подробнее в следующем разделе:

Что о «совместимости» музыки и чтения говорит наука

Результаты, полученные турецкими исследователями, частично подтверждают мнение тех, кто считает, что одновременное прочтение текста и прослушивание музыки затруднительно. В ходе проведённого учёным эксперимента оказалось, что показатели понимания прочитанного у студентов, которые слушали музыку, были значительно хуже, чем у читавших текст в тишине. Однако если при прочтении была включена любимая музыка учащегося, его результаты существенно не отличались от результатов студентов, читавших без музыки (о других подобных исследованиях мы писали в одном из наших материалов).

Однако даже любимая музыка будет препятствовать усвоение информации, если у нее быстрый ритм и проигрывается она на высокой громкости — в этом уверен композитор и «по совместительству» профессор кафедры психологии Университета Торонто Гленн Шелленберг (Glenn Schellenberg).

Чтение текстов под музыку также может влиять и на восприятие мелодии. Нейробиологи из Института психолингвистики Макса Планка провели эксперимент, в результате которого выяснили, что одновременное чтение и прослушивание музыки «перегружает» возможности участка головного мозга, известной как центр Брока.

Испытуемые отмечали, что чтение сложных предложений затрудняло их восприятие полноты музыки. Настоящее исследование утверждает, что речь идет не о рассеянии внимания, а о том, что и прослушивание музыки, и восприятие текста связаны общим центром активности мозга.

Саунд-поэзия и звукотекстовые композиции

Однако в некоторых случаях гармонично «подружить» аудио и текст вполне возможно. Такой подход практикуют саунд-поэты (sound-poetry) и создатели саунд-текстовых композиций.

Их произведения находятся на стыке художественного текста и музыки. Текст может быть озвучен в разном темпе (ускоренном или замедленном), записи при этом могут накладываться друг на друга. Используется быстрая смена тональности, а также фоновые звуки (различные шумы, возгласы, крики, дыхательные движения и др.) и музыкальные сэмплы.

Все эти составляющие объединяются при помощи аудиомонтажа и превращаются в саунд-поэтическое произведение, в котором текст — не «сопровождение» для музыки, он и есть музыка.

Изучению этой художественной формы посвящены отдельные научные работы и статьи. С момента возникновения этого направления саунд-поэты объединялись и выступали в ансамблях. Одной из первых саунд-поэтических групп была The Four Horsemen, её выступления можно послушать здесь:

В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:

Кино на пластинках
Необычная портативка
Звуки из мира кошмаров
Гид по встраиваемой акустике
Как зазвучали Звездные войны
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты
Как звучит растительный мир

Читайте также:  Лавровый отвар вред и польза

Источник

Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 22:08

+ в цитатник

 Арт-клуб “Книги  кофе” был основан моим любимым современным писателем Александром Житинским. Мне даже повезло быть с ним знакомой. К сожалению, год назад его не стало, но его дочь Саша Житинская продолжает его дело. Там очень, очень хорошо и отдыхать, и выступать, и кофе пить, и книжки читать, и музыку слушать…
Бывала в клубе я много, но это был первый опыт сотрудничества. И он удался.
Честно говоря, всё было настолько хорошо, что я даже усомнилась – неужели я всё это смогла организовать? Было очень много публики – настолько, что в первом отделении не ватало стульев в зале! Люди внимательно слушали рассказы, смеялись, аплодировали. Приглашённые мною артисты очень хорошо всё прочитали, а также спели несколько песен.
 Может быть, всё это просто счастливое стечение обстоятельств? Но Максим сказал, что для того, чтобы оказаться в счастливом стечении обстоятельств, тоже нужен талант 🙂
Один из рассказов (“Чеботкино”, автор Александра Альбертовсая) я попросила прочитать Максима. Когда будет готово видео, я дам ссылку. А пока просто прошу поверить – он сделал это великолепно! Как будто всю жизнь на сцене. Конечно, он давал много интервью и т.п., а в юности пел в хоре оперного театра, но художественным чтением никогда прежде не занимался. Его дебют на сцене “Книг и кофе” прошел с успехом.
Мой рассказ прочитал оперный певец Илья Римар – это надо было слышать! Мне самой понравилось то, что я написала 🙂  А спел так, что на лицах всех слушателей обоего пола и любого возраста появилось выражение блаженства. У меня, надо полагать, тоже. 
Елена Тальковская открывала концерт – делала самое сложное. Она тоже и пела, и читала. А певица Елена Гагарина (кстати, мама Ильи Римара) прочитала очень милый детский рассказ “Маша и наушники”, написанный юной писательницей Мариной Малофеевой.
Сама же я читала фрагмент из романа Александры Альбертовской. Но об этом авторе и об этом романе нужно гвоорить много и отдельно. Я очень надеюсь, что прочитала достойно. Я от всего сердца желаю ей, чтобы роман был закончен и опубликован. И если смогу чем-то посодействовать, то постараюсь это сделать.
Очень важно было для меня присутствие писателя Сергея Носова – ведь именно в его литературной мастерской прошлым летом я и познакомилась с начинающими петербцургскими литераторами, чьи произвеения попыталась “вывести в люди”.
Хочу напомнить что вечер был благотворительный. Вход на него был свободный, но мы пускали шляпу по рядам и люди опускали туда свои деньги. Сколько собрали, буду знать через пару дней. А помогал нам в этом чудесный гномик, приносящи удачу. Настя, спасибо тебе за гномика! Он теперь гномик-фандрайзер и филантроп 🙂
А моя Маша весь вечер снимала нас на видео! Надеюсь увидеть большой фильм 🙂 Ещё приезжало телевидение, брали интервью – в общем, было вс и было это хорошо!
Не обо всё и не обо всех рассказала, но это далеко не последний (как и не первый) пост про наш вечер.

 

Метки:
чтения с музыкой и пользой

клуб книги и кофе

благотворительность

помощь бездомным

проза

илья римар

елена тальковская

елена гагарина

максим егоров

ведущая ирина свечникова

 

Понравилось: 4 пользователям

Источник

Чтения с музыкой и пользой

Данная статья была опубликована на сайте «The Idealist», 27.09.18.

Даже для людей, которые страстно любят читать, бывает проблемным найти время и возможность любимого хобби. В такой ситуации многие полагаются на аудиокниги, удобную альтернативу старомодному чтению. Вы вполне можете прослушивать последний бестселлер во время поездок или уборки дома.

Но является ли прослушивание аудиокниг тем же самым, что и чтение?

«Я был поклонником аудиокниг, но всегда рассматривал их как обман» — говорит Бет Роговски, профессор в Университете Блумсберга в Пенсильвании.

В 2016 году Роговски предложил провести исследование данного вопроса. В ходе него одна группа в своем исследовании слушала части «Неотразимой», научно-популярной книги о Второй мировой войне Лауры Хилленбранд, а вторая — читала те же части с помощью электронной книги. Третья же группа одновременно читала и слушала. Впоследствии все испытуемые ответили на ряд вопросов анкеты, которая должна была установить насколько хорошо они усвоили материал. «Мы не обнаружили существенных различий в восприятии между чтением, прослушиванием или чтением и прослушиванием одновременно» — говорит Роговский.

Плюс для аудиокниг? Может быть. Но исследование Роговски использовало электронные книги, а не традиционные печатные, а согласно некоторым данным чтение на экране уменьшает восприятие и понимание по сравнению с чтением печатного текста. Поэтому вполне возможно, что, если бы в исследовании принимали участие традиционные книги, то консерваторы могли бы быть впереди.

Если вам интересно, почему печатные книги могут быть лучше, чем электронные, то стоит обратить внимание на интересную особенность: человеку сложно оценить где конкретно он находится в электронной книге. «Когда вы читаете повествование, последовательность событий важна, и знание того, где вы находитесь в книге, помогает вам выстроить соответствующую линию» — говорит Дэниел Уиллингем, профессор психологии в Университете Вирджинии и автор книги «Взрослеющие дети, которые читают». В то время как читатели электронной литературы ориентируются на процент прочитанного объёма, это, похоже, не имеет такого же повествовательно-ориентирующего эффекта, как чтение традиционной книги.

Читайте также:  Кефир огурец укроп в чем польза

Тот факт, что печатный текст привязан к определенному месту на странице, также, похоже, помогает людям запомнить его лучше, чем экранный текст, согласно более подробным исследованиям пространственных атрибутов традиционных печатных СМИ. Все это может иметь отношение к дискуссиям по аудиокниге и книгам в целом, поскольку, как и цифровые экраны, аудиокниги не дают пользователям использовать пространственные сигналы, которые они используют при чтении печатного текста.

Самонаправленные ритмы, связанные с чтением, также отличают традиционные книги от аудиокниг

«От 10 до 15% движений глаз во время чтения на самом деле являются регрессивными, то есть [глаза] возвращаются и пробегают по тексту снова» — объясняет Уиллингем. «Это происходит очень быстро». Он говорит, что эта причуда чтения почти наверняка способствует пониманию, в аналогии при прослушивании аудио это как если вы слушаете лектора, а затем переспрашиваете его о чём-то. «Когда вы спрашиваете, то обращаете дополнительное внимание на то, что только что сказал оратор» — говорит он. Теоретически вы также можете приостановить или вернуться назад, слушая аудиофайл. «Но это достаточно хлопотно» — добавляет он.

Другое соображение заключается в том, что, как во время чтения, так и прослушивания, наши мысли иногда блуждают. По словам Дэвида Дэниела, профессора психологии Университета Джеймса Мэдисона и члена проекта по изучению обучения Национальной академии наук, могут пройти секунды (или минуты), прежде чем мы выйдем из наших фантазий и переориентируем наше внимание.

Если вы читаете, довольно легко вернуться назад и найти точку, в которой вы потеряли мысль. Даниэль отмечает, что это не так просто, если вы слушаете запись. Особенно в случае сложного текста, способность быстро отступать и пересматривать материал может помочь в обучении, и это, вероятно, легче сделать во время чтения, чем во время прослушивания. «Перелистывание страницы книги также дает вам небольшой перерыв» — говорит он. Эта краткая пауза может создать пространство для вашего мозга, чтобы хранить или проанализировать информацию, которую вы поглощаете.

Даниэль является соавтором исследования 2010 года, в ходе которого изучали студентов, слушавшие уроки в виде подкастов – в результате они хуже усвоили материал, чем студенты, которые изучили информацию из урока на бумаге. «И группа слушателей подкастов продемонстрировала значительно худшие результаты» — подчёркивает он. По сравнению с читателями, результат слушателей оказался на 28% хуже — разница между высшей и низшей оценкой.

Интересно, что в начале эксперимента почти все студенты хотели быть в группе подкастов. «Но перед прохождением итогового теста большинство из них изменило свое мнение — они отметили, что лучше бы было выбрать чтение» — говорит Даниэль. «Они поняли, что многое усвоить не получилось»

Он говорит, что возможно, что с практикой слушатели смогут составить конкуренцию читателям. «Мы хорошо разбираемся в том, что делаем, и вполне возможно лучше научиться воспринимать информацию на слух, если научиться слушать более критически», — говорит он. (То же самое можно сказать и о чтении с экрана, некоторые исследования показывают, что люди, которые практикуют «электронное обучение» со временем лучше воспринимают подобную информацию).

Но могут быть и некоторые «структурные препятствия», которые препятствуют обучению по аудиоматериалам, замечает Дэниелс. Во-первых, вы не можете подчеркнуть или выделить то, что слышите. И многие из важных моментов, которые появляются в текстовых книгах — такие вещи, как смелые слова или кусочки критической информации, сложнее акцентировать при прослушивании аудио.

Но у аудиокниг тоже есть свои сильные стороны. Виллингем говорит, что люди передают информацию устно в течение десятков тысяч лет, в то время как печатное слово — гораздо более «свежее» изобретение. «Когда мы читаем, то используем части мозга, которые развивались для других целей» — объясняет он. Слушатели, с другой стороны, могут получать значительную часть информации из тембра речи спикера или интонаций. Сарказм гораздо легче передать через аудио, чем через печатный текст. И люди, которые слышат, как «Шекспир» говорит вслух, склонны уловить дополнительный смысл, благодаря игре актёра.

Тем не менее, есть ещё один фактор в пользу чтения, и это — многозадачность. «Если вы пытаетесь учиться, делая две вещи, то навряд ли преуспеете» — говорит Уиллингем. Даже действия, которые вы можете более или менее выполнять на автопилоте, например, вождение или приготовление блюд, — занимают достаточно внимания, чтобы препятствовать обучению. «Я слушаю аудиокниги все время, пока я еду, но я бы не стал слушать что-то важное для моей работы» — говорит он.

Но если мы говорим о лёгкой, развлекательной литературе, то различия в чтении и прослушивании аудиокниг незначительны, добавляет специалист. «Я думаю, что существует огромное совпадение в понимании аудиотекста по сравнению с пониманием текста печати».

Так что в этом случае можно и продолжать «обманываться». Друзья из вашего книжного клуба никогда не поймут разницы.

Источник