Чтение вслух польза или вред
Мы привыкли к утверждению, что чтение — полезно для расширения словарного запаса и получения новой информации. Чтение вслух, про себя, скорочтение… все ли одинаково полезно для усвоения новой информации или чтение чтению рознь? Михаил Шестов поможет разобраться что к чему.
Почему, и детям, и взрослым полезно читать вслух
1. Успеваемость в школе на 95% зависит от умения ребенка читать вслух не по слогам, а так, как будто он просто что-то рассказывает. В школах детей не учат хорошо (бегло и выразительно) читать, а переводят их на «молчаливое» чтение (глазами, схожее с поверхностным чтением — «скорочтением»).
Школьная программа рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало.
Мешает понять важность «громкого» чтения основная «проблема» — кажется, что когда начинаешь читать вслух, что информация не усваивается. На самом деле, дело обстоит с точностью до наоборот. При «молчаливом» в один глаз влетает, а в другой вылетает. Просто мозг не понимает этого сразу.
2. Расширение словарного запаса. Не секрет, что у обычного взрослого даже словарный запас в родном практически не увеличивается, если он не выполняет специальных упражнений. Что там говорить о быстром изучении иностранного или освоении новой специальности — это требует усвоения слишком больших объемов новой информации!
Практика работы проекта SupremeLearning показывает, что именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.
3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.
4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.
При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.
«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.
5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.
6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”…
Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.
Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…
Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…
7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.
8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.
9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.
Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.
Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?
С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:
- повторение за диктором (за вами, например)
- чтение вместе с диктором
- самостоятельное чтение
Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.
Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.
Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.
Для расширения кругозора
Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.
Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.
Для профориентации
Для профориентации ребенка необходимо увеличить объем специальных терминов (присущих конкретной профессии или роду деятельности) в разной манере произносимых ребенку, с утрированной демонстрацией артикуляции, в целях выработки у него стойкой привычки не только повторять за вами и другими образованными людьми, но еще и в соответствии с законами орфоэпии.
Это только некоторые приемы, рекомендуемые Михаилом Шестовым для полноценного развития ребенка.
Из истории: В 2005 году Михаил Юрьевич выступил перед школьниками старших классов школы номер 15 города Кисловодска с часовой лекцией на тему «Как научить себя учиться в выпускных классах и ВУЗе», в которой он подробно рассказал и продемонстрировал многое из написанного выше. Через два года 13 ребят, которые прослушали лекцию Шестова, закончили школу с золотыми медалями. До этого за всю историю существования школы более двух золотых медалей в год выпускникам не выдавалось.Блиц-курс “Статусный английский” Михаила Шестова в Москве или в Нью-Йорке.
Забавный факт: чуть ли не до индустриальной эпохи люди практически не умели читать про себя. Они просто не имели подобного навыка. Лишь исключительные умы древности владели им и вызывали этим восхищение у современников. Александр Македонский поражал своих солдат тем, что читал письма, не произнося слова вслух. Но он был учеником Аристотеля, наверняка набрался от величайшего ума современности. Святой Августин, встретивший проповедника Амвросия Медиоланского, оказался настолько впечатлен его умением читать про себя, что упомянул это в своей «Исповеди».
В больших библиотеках приходилось устраивать отдельные комнаты для читающих, чтобы они не мешали друг другу, И это было дополнительным фактором, из-за которого книгохранилища древности так часто горели: каждому чтецу был необходим дополнительный источник света, вроде свечей или масляных светильников. Одно неловкое движение, одна опрокинутая жаровня — и Александрийская библиотека полыхает (опять).
С этой точки зрения чтение вслух — это деградация и инволюция. Мы так долго и мучительно учились читать про себя, а потом какой-нибудь Владимир Бровин плюет на все достижения человечества и начинает забавляться, оратурствая своим стенам. Да и зачем, казалось бы? В чем тут смысл и удовольствие? Попробую объяснить. Причем так, что, надеюсь, вы тоже начнете практиковать это — для развлечения или пользы.
Как я начал читать вслух, и в чем тут прикол
Летом 2019 года я переехал в другой город и за несколько месяцев так и не оброс прочными знакомствами. Через несколько месяцев без регулярного человеческого общения я начал замечать, что моя речь заметно деградирует. Сначала в разговорах с посторонними я начал больше «экать» и тормозить, потом начал тупить. С какого-то момента я обнаружил что мне приходится напрягаться, чтобы сформулировать элементарные мысли даже в разговоре с продавцами в магазине.
Тогда я решил задать себе небольшую зарядку: ради эксперимента решил читать вслух хотя бы по несколько страниц в неделю. Проблему с деградирующей устной речью это практически не решило. Но я пристрастился! Оказалось, что в этом есть определенный кайф. Совершенно отдельный, своеобразный и весьма отличающийся от обычного чтения про себя.
Для начала, чтение вслух прекрасно вписывается в философию так называемой «медленной жизни» — возврата к более медленному темпу существования и мышления, вопреки современной суетности. Адепты этого движения придумали довольно много забавных концепций, вроде «медленной еды», когда готовишь и ешь не торопясь, вдумчиво наслаждаясь; или «медленного путешествия», когда отправляешься в путь не впопыхах, а расслабленно и спонтанно.
Одним из самых любимых концептов фанатов «медленной жизни» стало «медленное чтение» — процесс, во время которого плюешь на количество прочитанного и целиком отдаешься качеству. Я сам давно угорел по этой теме, задолго до того, как узнал о подобных идеях. В свое время я разом прочитал уйму литературы, учась в аспирантуре, и однажды просто перегорел. Книги начали ассоциироваться с работой и рутиной. К счастью, черепашье, вдумчивое и даже ленивое поглощение книг вернуло мне любовь к литературе. А чтение вслух — это самый верный способ проникнуться «медленным чтением». Как минимум потому, что скорость в этом случае по определению сильно ограничена.
Чтение вслух позволяет прочувствовать каждую метафору, каждый закидончик, который позволил себе автор, каждую эмоцию. Вдруг начинаешь понимать, насколько же певучей и плавной оказывается речь в книгах с хорошей стилистикой. Подобный текст приятно проговаривать, даже если сам по себе он не так уж интересен.
Еще один важный элемент чтения вслух в одиночестве — можно обезьянничать, что совершенно отдельный сорт удовольствия. Бывает ужасно смешно прочитать рассказ По или Лавкрафта замогильным полушепотом, или какое-нибудь эссе с нарочитой серьезностью, под конец не выдержав и начав смеяться. Если кто-то из героев вашего чтива вам неприятен или кажется пресным, его так и тянет передразнивать самым гнусным образом. Главное — не увлекаться, лишь иногда позволяя себе подобное, иначе это уже не чтение, а обыкновенное баловство.
Большой плюс чтения вслух — жестикуляция. Читая про себя, вряд ли попытаешься жестикулировать свободной рукой, однако вслух — напрашивается само. Возможно, потому что начинаешь чувствовать себя декламатором перед публикой. Герой хватается за голову — и ты сам невольно прикладывашь к ней ладонь. Отзывается о ком-то с презрением — и рука делает пренебрежительный жест. Все это получается само, спонтанно, и оттого мне даже начало казаться, что раньше, читая тихо и сидя спокойно, я лишал себя некой важной доли удовольствия от книги.
И, кстати, чтение вслух — лучший способ уснуть, если у вас легкая бессонница. Собственная монотонная речь убаюкивает лучше всяких подкастов и прочих lofi hip-hop radio — beats to sleep/chill to.
Как начать читать вслух, чтобы получить от этого кайф
Должен сразу сказать, что я не настолько поехал, чтобы читать абсолютно все вслух. Это до сих пор занимает едва ли треть моего «рациона».
Читать вслух нужно крайне избирательно, не всякая литература подойдет для этого. Для себя я определил, что лучшие варианты — это нечто образное, с прекрасным стилем и мастерски сделанными метафорами и описаниями. То есть большая часть беллетристики отпадает сразу.
Прекрасно подходят эссе (больше всего удовольствия получил от Умберто Эко), естественно, поэзия (читал всяких стародавних китайцев, вроде Ли Бо и Ду Фу — у них очень простой, ясный и лишенный надрыва стиль). Отлично зашли «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон, написанные придворной дамой японской императрицы в VIII веке, и которые я раньше совершенно не смог оценить, читая не вслух. Хорошо идут рассказы, полные смачных фантастических описаний. Изредка — что-нибудь философское, но лаконичное. Лао-цзы и Ларошфуко залетели как пирожки в печку.
Кроме этого советую попробовать читать с музыкой, которая, как это ни контринтуитивно, зачастую помогает сконцентрироваться и погрузиться в книгу, при этом нисколько не сбивая речь. Я выбирал нечто спокойное, вроде эмбиента и легкого джазца, но не удивлюсь, если вам зайдет и что-то более энергичное. Чтение вслух часто подкидывает сюрпризы.
Еще один важный совет — по возможности использовать во время чтения глубокое брюшное или диафрагмальное дыхание. Вообще, оно является физиологической нормой для человека, но в наше время, судя по всему, характерно далеко не для всех. Доходит до того, что мне, например, приходится учиться дышать правильно, а не как я привык, как бы дико это не звучало. Мы дышим слишком неглубоко и прерывисто, мало задействуя диафрагму — видимо, повинны сидячий образ жизни и специфика жизни горожанина. Впрочем, не претендую на истинное понимание вещей. Однако во время чтения вслух брюшное дыхание настроить весьма просто, зачастую оно напрашивается само — иначе попросту начинаешь быстро уставать.
А главное: не нужно пытаться превратить медленное и вдумчивое чтение вслух в привычку усилием воли. Это — вещь для удовольствия и отдыха. Попробуйте его, когда у вас возникнет потребность в абсолютной тишине (да, странно, но это так), уединении и расслаблении. Самое же крутое во всем процессе — это то, что вас будет слушать самая благодарная, самая лучшая публика в мире, то есть вы сами.
Фигуры из книг на иллюстрациях — работы художника Гая Ларами. Остальные его работы в можете найти на его сайте.
Когда у американского миллиардера Уоррена Баффита спрашивают, в чем состоит формула успеха, инвестор отвечает: «Я просто сижу в своем офисе и читаю книги». Несмотря на засилье хитроумных гаджетов и потоки визуального контента, в которых того и гляди захлебнется печатный текст, во главе ментальных процессов, задействованных в обработке информации, как и сотни лет назад, лежат навыки вдумчивого чтения.
Какую пользу приносит чтение?
Систематическое чтение крайне важно для формирования мыслительного аппарата и гармоничного развития личности. Выстраивая взаимосвязи между словами и мысленными образами, мозг формирует нейронные сети, ответственные за когнитивные функции – воображение, память, концентрацию внимания, логическое мышление, анализ и систематизацию данных. Навыки, приобретенные в процессе вдумчивого чтения, автоматически переносятся на другие сферы деятельности – устный счет, решение математических задач, изучение иностранных языков и художественное творчество. Человек, с детства приученный к чтению, мыслит более эффективно, быстро приобретает новые знания и даже в сложных ситуациях принимает верные решения, не уступая давлению стереотипов, эмоций и авторитетов.
Почему нужно читать вслух?
Раньше считалось, что чтение вслух необходимо только на ранних этапах обучения, хотя даже взрослым в порядке гимнастики ума не помешает регулярно читать вслух хотя бы по полчаса в день. Читая вслух с выражением, мы учимся распознавать смысловые акценты текста и совершенствуем навыки управления дикцией и интонацией.
Когда ребенок читает вслух, предложите ему озвучить персонажей книги. Примеряя на себя разные роли, малыши развивают эмпатию и эмоциональный интеллект. Эффект не заставит ждать: такие дети намного лучше распознают чувства собеседников и выражают свои мысли более связно, чем сверстники, предпочитающие проводить время за компьютерными играми.
Далее вступает в действие закон домино. Поверхностные изменения влекут за собой более глубокие перемены: приходит осознание логики построения фраз. Недаром чтение вслух входит в программы обучения ораторскому мастерству и широко практикуется на курсах подготовки дикторов и телеведущих. Люди, регулярно читающие вслух, говорят более уверенно и допускают намного меньше речевых ошибок, в результате чего их воспринимают как более авторитетных и заслуживающих доверия. Речь очищается от слов-паразитов, становится богаче и точнее. Особенно полезно чтение вслух ребятам, страдающим косноязычием и дефектами речи.
А вот чего не стоит ожидать от чтения вслух, так это помощи в запоминании учебного материала. Слушая самого себя, ребенок часто отвлекается от предмета и едва ли сможет глубоко вникнуть в текст и точно пересказать прочитанное.
Чтение вслух сопровождается напряженной работой лицевой мускулатуры. Маленькому читателю необходимо давать отдых спустя каждые 10–15 минут.
Чем полезно чтение «про себя»?
Пристрастившись к книгам, дети обычно переходят к чтению «про себя». Когда не приходится утруждаться произношением звуков, сосредоточиться на тексте намного проще. Кроме того, такое чтение хорошо развивает зрительную и ассоциативную память. При чтении «про себя» активно работает фантазия. Поскольку сознание полностью сосредоточено на воображаемых образах, запечатление визуальной информации о написании слов проходит незаметно, на подсознательном уровне и ощущения усталости, как при зубрежке, не возникает.
Привычка к чтению «про себя» создает предпосылки для формирования интуитивной грамотности. Начитанный ребенок может не знать ни единого правила, но будет писать без ошибок, а в качестве бонуса получит стойкую привычку к концентрации и тренированную память.
Вместе с тем обучающий потенциал чтения «про себя» ограничен – оно способствует глубокому усвоению материала, но почти не затрагивает устную речь. Ребенок, читающий преимущественно «про себя», может обладать потрясающим словарным запасом, но будет ошибаться при расстановке ударений, неправильно произносить слова, поэтому даже в средней школе не стоит прекращать читать вслух.
Какой способ чтения эффективнее?
Чтение вслух принесет пользу даже взрослому человеку с уже сформировавшимся интеллектом и наработанной речевой практикой. Такие упражнения в любом возрасте положительно действуют на когнитивные функции. Тем более они важны в процессе обучения детей.
Чтение «про себя» играет не менее важную роль в общем развитии умственных способностей человека. В период обучения лучше практиковать оба метода – эти навыки будут органично дополнять друг друга. На максимальное использование ментальных ресурсов направлены специально разработанные методики, в частности, курс обучения скорочтению Андрея Сподина. Упражнения, которые выполняют дети, активизируют оба полушария мозга и, что важно, помогают овладевать новыми навыками без всякого напряжения. Эта способность сохраняется у человека, прошедшего обучение скорочтению, и во взрослом возрасте, распространяясь на другие виды ментальной деятельности.
Дети показывают заметные результаты уже после месяца занятий в центрах развития «АMAKids». Они хорошо усваивают прочитанное, демонстрируют прекрасную технику чтения, глубокое понимание текста, а также более гармоничное восприятие окружающего мира и позитивный настрой. Ведь чтение не только помогает развивать мозг. Оно расширяет кругозор, формирует нравственные устои, просто доставляет удовольствие, позволяя человеку совершить путешествие в другие страны и времена, испытать разнообразные эмоции и усвоить новые знания.