Чтение вслух польза и вред
Помните как в детстве мама или бабушка говорили, что нужно читать вслух. Так лучше и быстрее запоминается. А ведь они были правы. Чтение вслух-это один из видов чтения, при котором можно работать над выразительностью голоса, интонацией, техникой чтения. Учёные доказали, что именно при таком чтении информация намного быстрее усваивается и запоминается.
Чтение вслух позволяет легко и точно выражать мысли. Также оно способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи. Таким образом чтение позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.
Дети должны уметь читать вслух.
«МАМА, прочитай нам сказку!»- просят мои детки перед сном, лёжа в кроватках.
И несмотря на усталость и загруженность, я беру в руки книгу и усаживаюсь рядышком с детишками. Все же есть что-то успокаивающее в чтении вслух.
Для ребенка такие моменты очень важны. Потому что это его заветное время, когда он находится наедине с родителем. Это только их время, в которое не может вклиниться звонок с работы и никто другой. Только вы и ваш малыш. Стоит помнить, что когда вы читаете ребенку его любимую сказку, он чувствует вашу заботу и любовь. К тому же малыш так быстрее уснет.
Однако современные мамы и папы настолько загружены на работе, что приходя домой, зачастую не остается сил для чтения. Хорошим вариантом будет чтение ребенка для вас. Если вы очень устали, а может был тяжелый день, настроение испорчено полностью, то попросите дочурку почитать для вас ее самую любимую сказку. Поверьте, это будет приятно и для вас и для ребенка. А для него это будет еще и очень полезно.
Устное чтение развивает речь. В процессе чтения ребенок слышит и слушает себя, что позволяет запоминать ему новые слова и речевые обороты. Он понимает, как надо произносить то или иное слово, где поставить речевое ударение и с каким еще словами можно его употреблять. Ребенок постарше уже читает не сказки, поэтому знание правильного произношения специальных терминов без всяких сомнений пригодится в школьной деятельности . Дело в том, что в процессе чтения, вы всегда можете остановить ребенка и подправить его, если какое-то слово он произнес неправильно. Также можно обсудить смысл прочитанного после окончания чтения. Таким образом, ребенок будет учиться понимать текст. Этот навык пригодится ему в абсолютно любой работе. Эти способности пригодятся и взрослому человеку.
Прочитанная вслух информация лучше усваивается.
Преподаватели в учебных заведениях часто просят читать вслух своих учеников , особенно в тех случаях, когда тот что-то не понимает или не может усвоить. Дело в том, что в процессе чтения вслух, читатель подсознательно полностью погружается в материал и перестает отвлекаться на внешние раздражители. Читая про себя, человек невольно может отвлечься на посторонние шумы и обращать внимание на ненужные разговоры.
Специалисты говорят, что в процессе изучения материала вслух работает три вида памяти.
- Первым считают визуальную память. Человек пробегает глазами материал, запоминает то, что видят его глаза.
- Вторым видом называют речевую память. Человек запоминает то, что произносит его губы.
- Третьим видом считают слуховую память. Уши слышат то, что мы произносим и услышанная речь невольно усваивается. А в сочетании с другими видами памяти усваивается намного лучше.
Используя все три вида памяти, ученики способны усваивать объемный и сложный материал, при этом, не просто зазубривая его, а действительно понимая.
Также чтение вслух повышает способности к коммуникации и развивает эрудицию. Такой вид чтения помогает человеку стать более уверенным в себе.
Чтение вслух: как читать и что читать?
Рекомендуется читать вслух неторопливо, хорошо выговаривая фразы и слова, выразительно расставляя акценты и паузы. Артистически озвучивайте различных персонажей при этом сохраняя тон живого рассказа. Литература подойдет любая. Здесь все зависит от ваших интересов и предпочтений. Оптимальное время для чтения каждый определяет индивидуально. Если вы хотите сделать свою речь более гладкой и выразительной, то чтение вслух должно занимать не менее получаса в день.
Полезный вид досуга.
Конечно, читать или нет, дело абсолютно каждого человека. Чтение вслух позволяет непрерывно совершенствовать память и речь и навсегда остается одним из полезных занятий. Главное правильно организовать свое свободное время и провести его с удовольствием.Для некоторых нет ничего лучше, чем залезть в любимое кресло-качалку, взять интересную книгу и погрузиться в чтение, отдалившись при этом от всех проблем и забот. Безусловно, чтение очень полезное занятие, а уже вслух или нет, выбирать только вам.
А вы любите читать? Практикуете чтение вслух?
Чтение вслух обычно ассоциируется с детьми или людьми, которые только начинают читать. Как только человек начинает читать про себя, он постепенно отказывается от этой корректирующей техники чтения.
Но все больше исследований показывает, что чтение вслух может на самом деле оказать существенную пользу в развитии когнитивных функций — даже у опытных читателей!
Недавнее исследование Колина Маклеода (Colin Macleod) и Ноа Форрина (Noah Forrin) в Университете Ватерлоо (University of Waterloo), опубликованное в журнале «Memory», показало, что чтение вслух существенно облегчает процесс запоминания слов по сравнению с чтением про себя.
Однако это не значит, что теперь стоит заменить всю свою библиотеку аудиокнигами. В данном исследовании было проведено четыре различных эксперимента, чтобы точно определить, какие факторы отвечают за лучшее запоминание информации. Группе студентов было предложено на выбор: читать про себя, читать вслух, слушать аудиозапись чтения других людей, либо слушать их собственную аудиозапись чтения.
Способность удерживать информацию в памяти максимально проявилась при чтении вслух, что говорит о том, что влияние на запоминание оказывает не только услышанное, но и произнесенное слово.
Это происходит потому, что произнесенное слово
создаёт незабываемый опыт или впечатление. К тому же, активный когнитивный процесс кодирования слова в речь помогает кодировать его в долгосрочную память. Более того, когда испытуемые слушали аудио запись, то они лучше запоминали информацию, если она была произнесена собственным голосом. По мнению авторов, это говорит о том, что прослушивание собственного голоса обеспечивает особый стимул самопознания, что также помогает запоминать контент.
Эти выводы основаны на предыдущих исследованиях, которые показали, что положительное влияние на запоминание информации оказывает впечатление, созданное чем-то необычным. В более раннем исследовании 2010 года, проведённом Маклеодом и другими, было показано, что если все слова в тексте читать вслух, то никакого воздействия не происходит, потому, что чтение вслух становится стандартным, а не отличительным опытом. И наоборот, воздействие возрастало, когда испытуемым давали задание, в котором какие-то слова надо было читать про себя, а какие-то вслух. Еще одно исследование, проведенное Маклеодом в 2011 году, показало, что когда два человека читают вслух одновременно, то сила воздействия на запоминание прочитанного снижается. Это происходило потому, что повторение слов другим участником эксперимента снижало восприятие собственного произношения.
Этот результат образует интересный контраст с исследованием 2015 года Виктора Буше и Алексиса Лафлера в Университете Монреаля. Группе из 44 франкоговорящих студентов исследователи предложили читать текст про себя, читать про себя двигая губами и читать вслух. Для четвертого эксперимента студентов просили прочитать текст вслух другим испытуемым в комнате, что оказало наибольшее влияние на улучшение вербальной памяти у читающих. Наличие аудитории сделало этот момент исключительным и произвело сильное впечатление.
Хотя в исследованиях проверялись различные аспекты эффективности работы памяти при разных условиях, все результаты подтверждали, что в случаях отличия условий или сопутствующих событий от обычных, память у испытуемых улучшалась. Задействуя нашу двигательную систему и самосознание, произнося слова вслух, мы кодируем их как уникальные переживания, формируя тем самым дополнительные нейронные связи в областях мозга, ответственных за память. И, как указывает Маклеод, это также согласуется с исследованиями, показывающими, что физические упражнения и движения могут способствовать развитию когнитивных навыков как у детей, так и у взрослых, увеличивая приток крови к мозгу.
Конечно, чтение про себя имеет свои преимущества — особенно в библиотеках. Но если ситуация позволяет, повторение важной информации вслух себе — или, еще лучше, партнеру по учебе — может быть чрезвычайно продуктивной.
Источник
Полезная статья? Поделись с друзьями!
Малоизвестная правда о чтении вслух
Вы можете помочь своему ребенку быстро и навсегда овладеть навыками чтения, не выходя из дома — благодаря занятиям по неврологической онлайн методике Fast ForWord.
Эта инновационная компьютерная методика помогла преодолеть трудности в чтении и стать опытными читателями уже более 3 млн. детей во всем мире!
Запишитесь на бесплатные пробные занятия, не откладывайте помощь своему ребенку!
Между тем именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.
3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.
4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.
При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.
«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.
5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах.С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.
6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”…
Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.
Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…
Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…
7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.
8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.
9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.
Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.
Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?
С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:
- повторение за диктором (за вами, например)
- чтение вместе с диктором
- самостоятельное чтение
Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.
Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.
Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.
Для расширения кругозора
Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.
Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.
Источник: supremelearning.ru
Булат Кутдусов · 11 апреля 2019
1,2 K
Знаю много полезных и бесполезных фактов.
Читать стихи вслух несомненно полезно. Во-первых, вы тренируете свой речевой аппарат. Во-вторых, при прочтении вслух, а не про себя, стихотворения лучше запоминаются (знание стихов наизусть никому не повредит). В-третьих, ритмический рисунок некоторых стихотворений может зазвучать совсем по-другому при таком прочтении и вы откроете для себя новые грани уже знакомых произведений. Дополнительно можно записать свою речь на диктофон и послушать, как вы звучите со стороны, это полезно для улучшения коммуникативных навыков.
Каждый ли человек может научиться петь?
Преподаватель по вокалу, психолог, автор тренинга «Твой голос» (практический вок…
Часто ко мне приходят взрослые люди, которые не то что петь, а говорить нормально не могут. Что я имею в виду? Например, после долгих разговоров голос садится. Или голос вообще не звучит: говорить трудно. Тембр голоса может быть даже неприятным. Все это происходит от того, что человек разучился правильно говорить и, как следствие, легко и правильно петь.
Я говорю именно разучился, потому что с детства нас пытаются заткнуть (сделать тише) — в саду, школе, а часто и дома. Не разрешают проявлять себя через естественный громкий голос. А ведь он сначала у всех громкий. Вспомните, как плачут младенцы. Вспомните, как они это делают — всем телом. А еще можно понаблюдать за собаками, когда они воют или лают: в звукоизвлечении тоже участвует все тело.
У нас в России еще не так давно, всего лишь пару поколений назад, была песенная традиция. Моя бабушка пела на любом застолье, она нигде не училась, но ее голос лился красиво и легко. Вы тоже сможете вспомнить своих уже пожилых родственников, которые это умели. Обучение происходило легко и естественно, в семьях. Дети учились через подражание — самый понятный и естественный вариант. Сейчас этого уже, к сожалению, нет.
Почему я считаю, что петь все равно может научиться каждый? Все очень просто (я вообще за простоту в любом обучении): у каждого из нас есть голосовой аппарат, у всех есть связки и горло. Мы все дышим в конце концов. «Петь как дышать», — говорил мой преподаватель. И я с этим полностью согласна.
Стоит только начать правильно дышать и научиться расслабляться — и звук польется сам, без всяких усилий. Мы ведь готовые инструменты, нас только настроить — и мы зазвучим.
Прочитать ещё 7 ответов
Что будет если каждый день читать по 1 часу книгу в слух?
Люблю природу и животных, хорошее кино и хорошие книги, активный отдых и…
Здравствуйте!
При систематическом чтении вслух Вы, несомненно, узнаете что-то новое, а также улучшите свой уровень грамотности, как и при обычном чтении, а также улучшите дикцию, усовершенствуете интонацию речи, научитесь говорить несбивчиво и плавно, также, со временем, станете читать быстрее.
Прочитать ещё 2 ответа
Выучить песню любимого исполнителя и выучить стих – одинаково полезно для работоспособности мозга или нет?
Являюсь специалистом по темам – политология, социология, история. Увлекаюсь как…
Думаю что примерно одинаково. При условии, что песню действительно выучили целиком, со словами и что в ней есть определенный смысл. А не просто что-то пытались подпевать в такт иностранной музыке, слов которой никто не понял. Для мозга вообще важно запоминать большие объемы информации, поэтому для развития памяти хорошо заниматься самообразованием (в научном смысле), учить иностранные языки и проч. Ну и естественно, что качество информации тоже играет значение, поэтому если выучить песню со словами: “Эй, приятель, посмотри на меня, думай обо мне, делай как я!”, то это будет по ценности для развития отличаться от “Я помню чудное мгновенье” А.С, Пушкина. Чем? Да тем что второй кусок информации сложнее. Воспринимайте мозг как мышцу. Ему нужны “гантели”, а не мягкие тонкие “веточки”.
Зачем в школе учат стихи? Есть ли на Западе такая практика?
историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог
В западной системе образования такая практика есть: я сам в университете в США заучивал стихи для зачета. И от сокурсников слышал, что они это делали и в школе. Это было в начале 1990-х гг., так что с тех пор теоретически могло что-то измениться, но в?