Чтение вслух польза для детей

Чтение вслух польза для детей thumbnail

Между тем именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.

3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.

4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.

При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.

«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.

5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах.С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.

6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.

8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.

9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.

Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.

Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?

С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:

  • повторение за диктором (за вами, например)
  • чтение вместе с диктором
  • самостоятельное чтение
Читайте также:  Польза сои и вред сои для организма

Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.

Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.

Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.

Для расширения кругозора

Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.

Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.

Источник: supremelearning.ru

Источник

Большинство родителей читают своим детям вслух. Рекомендация делать это звучит от каждого педиатра, педагога, психолога и просто доброго человека. Считается, что чтение книг ребенку это самый минимальный минимум, который родители могут дать, чтобы он вырос успешным человеком. Потому что чтение развивает мышление, эмпатию, словарный запас, кругозор и так далее…

“Сказка на ночь”, художник Татьяна Дерий

Но большинство читающих вслух родителей делают это не для развития речевых навыков и не для расширения кругозора. А для того, чтобы ребенок, например, побыстрее уснул (ведь обычно чтение вслух приходится на вечер), и еще для того, чтобы было что записать в читательский дневник для отчетности в школу. Поэтому и есть спрос на книги с повышенным усыпительным эффектом («Кролик, который хочет уснуть», «Слоненок, который хочет уснуть» и «Тракторенок, который хочет уснуть»).

Никто за это не осуждает родителей, ведь ситуации бывают разные – надо, например, успокоить ребенка с СДВГ, помочь уснуть беспокойному малышу после стресса и так далее. В этих случаях монотонное невыразительно чтение оправданно. Но если вы хотите, чтобы у ребенка остался яркий след в душе от прочитанной книги, чтобы глаза его не смыкались до последней строчки, а в душе прорастали философские мысли, то читать книгу безучастным голосом — преступление!

Нейробиологи говорят, что каждый вечер родители теряют невероятный шанс развить в ребенке эмпатию, а также проработать правильные поведенческие сценарии, используя для этого конфликтные ситуации из книг. Попробуйте в следующий раз, когда читаете историю, остановиться на самом интересном месте, где герою предстоит сделать выбор или принять решение, и спросите у ребенка: «А как бы поступил ты?». Рефлексия – мощный инструмент для глубокого обучения и самопознания. А еще ребенок уже не забудет книгу, в пространство которой был вовлечен таким образом, встал на место героя, попытался понять его чувства и мотивы.

В руках у женщины одна из самых эмпатичных книг – “Чудо” Р.Дж.Паласио

Исследования показывают, что вовлеченность ребенка во время чтения напрямую влияет на понимание и запоминание сюжета. Если вы хотите, чтобы ребенок помнил книгу еще долго после того, как вы ее закроете, постарайтесь вызвать у него эмоции к героям, понимание и сопереживание. Этого достичь совсем несложно:

– во время чтения не стесняйтесь проявлять мимику, свойственную тому или иному персонажу в зависимости от ситуации, в которой он оказался,

– делайте драматические паузы, вскрикивайте, всплакивайте, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства. Просто представьте себя внутри книги на месте главного героя, и все у вас получится

захотите плакать – плачьте

периодически отвлекайтесь от повествования, чтобы продолжить жить им в реальном моменте. Восклицайте: «Ну как же так! Почему он это сделал? Зачем же он туда пошел? Бедный мальчик, почему же ему так не везет! Что же сейчас будет?…»

в обсуждение моментов «что же сейчас будет?» вовлекайте ребенка, пусть он делает предположения (у нас есть на эту тему хороший материал «Как улучшить у детей понимание прочитанного. Метод предсказания»)

Активное слушание в отличие от пассивного в буквальном смысле заставляет мозг работать: активизируется синаптическая пластичность, которая усиливает связь нейронов. А синаптическая пластичность это основной механизм, который заставляет работать память, способствует обучению и развитию эмпатии.

Читайте также:  Художественная гимнастика для ребенка вред или польза и вред

В последнее время очень много стали говорить об эмпатии, об эмоциональном интеллекте, и это действительно важно для наших детей. Не думайте про эмпатию лишь как про способность понимать чувства других и все. В долгосрочной перспективе развитая эмпатия дает человеку много «плюшек» от жизни: эмпатичные люди более удовлетворены жизнью, более счастливы, у них лучше складываются отношения в семье и на работе, среди эмпатов меньший процент разводов… Ради развития такой суперсилы в своих детях, пожалуй, стоит посвятить чтению вслух чуть больше времени по вечерам и научиться делать это более «профессионально».

Материал подготовлен Настей Морозовой на основе советов Эрин Клейбоу, профессиора нейробиологии, опубликованных в журнале Psychology Today

Источник

Не успеваете читать вслух детям-школьникам? Вы не одиноки. Писательница и многодетная мама Юлия Кузнецова тоже иногда не успевает — и поэтому находит необычное время для чтения вслух, терпит во время чтения сына, стоящего на голове, и даже записывает свое чтение на диктофон — чтобы дети всегда могли послушать любимую книжку. Сейчас каникулы — может быть, попробовать один из способов чтения вслух, о которых рассказывает Юлия Кузнецова в своей книге «Расчитайка»?

Казалось бы, это очевидно: сначала читаем детям вслух, потом они читают сами. К сожалению, в наше время все меньше и меньше родителей уделяют внимание этому важному процессу.

147693220 300x251 - Не успеваете читать детям вслух? 6 способов наладить чтение вслухКак-то я провела опрос среди родителей в классе, где учился один из моих детей, и выяснила, что вслух детям читают меньше 10% родителей. И это были родители первоклассников! Что же им мешает? Вот основные причины:

  • нет сил;
  • нет интереса;
  • нет времени.

Последнее оправдание звучит чаще всего, потому что редкий родитель признается, что ему неинтересно читать детские книги. Да и время действительно убегает очень быстро. Однако, как показывает практика, достаточно всего десяти минут в день, чтобы прочитать с ребенком целую главу из толстой книги. Если тратить на чтение вслух десять минут в день, то за месяц можно прочитать целый роман или большую приключенческую повесть! Важно делать это регулярно.

Когда читать ребенку вслух?

С утра, безусловно, трудно выкроить и десять минут. Зато, если вы проводите время с ребенком, можно читать перед дневным сном или после полдника. Читать можно и после вечерней прогулки (позаботьтесь заранее об ужине, чтобы не пришлось долго его готовить). Если в доме воцаряется тишина после ужина, то можно использовать и эту паузу, хотя многим людям проще следовать традиции читать детям на ночь.

Но обстоятельства бывают разными. Когда у нас появился третий ребенок, ближе к ночи я почти падала от усталости. Поэтому читала старшим днем после школы, пока их младший брат дремал на балконе.

Организуйте десять минут чтения вслух тогда, когда удобно именно вам — ребенок под вас подстроится. А вам очень важно знать, что в данный момент ничто не станет вас отвлекать.

Восхищаюсь людьми, которые «ждут часа вечернего чтения» и «расслабляются, когда читают детям вслух». Я жду не часа чтения, а мгновения, когда дети, в конце концов, заснут и перестанут требовать хлеба и зрелищ. Я жду, когда настанет тишина и я смогу дочитать «Сахарного ребенка» или досмотреть фильм «Искупление». Иногда я просто жду, когда можно будет лечь спать. Довольно часто, кстати.

Ставить детям ультиматумы: «Если не успеете улечься до 21:00, никакого чтения!» — у меня не получается. Сразу начинается: «Ну, ма-ам, ну, пожа-алуйста! Ну, мы о-очень хотим узнать, что там случилось на балу у Сдобной булочки».

Вот тебе раз! Весь день ругались, ссорились, делили добро, а тут хором «мы хотим узна-а-ать». И «Асино лето» Тамары Михеевой тащат в четыре руки. Ну что поделаешь с таким народом, как говорил Аркадий Гайдар.

В общем, глаза слипаются, ноги даже сидя подкашиваются, впереди куча домашних дел, но ты садишься и читаешь.

Но все же я люблю этот час. Как любят трудную, но очень благодарную работу. Мы ведь не только читаем — мы при этом общаемся с детьми. И как приятно, что они лежат, затаив дыхание, и слушают тебя, а не спорят, доказывая, что лук в супе — это отвратительно, а игрушки сами разбросались по комнате.

Чтение вслух: тонкости и подводные камни

Может ли ребенок перебивать родителя во время чтения, задавая вопросы? В нашей семье пять дней в неделю читаю я, а два вечера выходных — муж. Так вот, муж не разрешает перебивать себя, считая, что все вопросы можно задать потом. Я разрешаю, меня вопросы не сбивают. Так что все зависит от позиции взрослого, а не только ребенка.

Что делать, если ребенок вырывает книгу из рук, заставляет листать страницы и просит рассказывать, что изображено на картинках? Я думаю, можно идти за ребенком. Рассказывая, вы все равно опираетесь на текст. Получается что-то вроде сторителлинга. В данном случае важнее поддержать интерес ребенка к книге, чем настаивать на том, что нужно прочесть все, что написано на странице. Увлекательное чтение — это не произнесение вслух напечатанных слов, это рождение образов.

Бывают ли дети, которые не любят, чтобы им читали вслух? Наверное, да. Точнее, бывают дети, которым трудно дается восприятие текста на слух. Но по своему опыту могу сказать, что это качество можно развить. Моя дочь с пяти месяцев замирала, когда ей начинали читать; в полгода «Бременские музыканты» были ее любимой аудиосказкой. Сын таким аудиалом не родился, он ближе к кинестетикам — ему все необходимо опробовать на ощупь. На слух он не воспринимал даже предупреждения об опасности.

— Гриша, крапива! Гриша! Крапива! Крапива — не трогай! Гриша!

— А-а-ай! Мама-а! Что это было?!

— Крапива, Гриша… Крапива…

Однако я продолжала читать вслух дочери. Сын крутился рядом, делал сальто, стоял на голове, ходил по комоду. Постепенно он крутился все ближе, ближе. И в конце концов залез к нам на диван.

Это был трудный момент. Слушать он мог, только стоя на голове. Иногда падал — на наши с дочкой головы. Машу это выводило из себя, поскольку он выдергивал ее из некоторого зачарованного транса, в который погружается человек, слушающий историю.

Читайте также:  Какую пользу приносит синичка людям

Но постепенно Гриша стоял на голове все увереннее и почти не падал, а это позволяло ему слушать истории дольше. И в какой-то момент он тоже провалился в этот транс.

Так же было с аудиосказками в машине. Он очень сопротивлялся им. Но мы включали, когда он засыпал, потихоньку, подбирали знакомые истории в новом оформлении, и ребенок втянулся.

Так что могу заявить: если вы читаете с увлечением, с удовольствием, всегда найдутся любители послушать. Важно не настаивать, чтобы эти любители обязательно сидели вокруг вас или смотрели на картинки. Пусть они возятся на ковре, что-то мастерят, лежат с закрытыми глазами. Ваш голос и то, что вы читаете, все равно достигает маленьких ушей и сердец.

Придумайте, где и когда вы можете читать ребенку. Например:

  • после обеда — перед дневным сном;
  • после прогулки;
  • пока варится ужин;
  • утром в субботу или воскресенье — в кровати, когда не нужно никуда спешить;
  • в очереди в поликлинику;
  • в транспорте;
  • на пляже.

Запишите свои варианты.

Как читать вслух?

Чтение вслух можно сравнить с пением колыбельных и потешек. Ни маме, ни папе необязательно обладать музыкальным слухом и красивым голосом, чтобы порадовать ребенка песней в своем исполнении. Так и в чтении: каким бы голосом, с какой бы скоростью вы ни читали, ребенку все в радость.

148337997 300x263 - Не успеваете читать детям вслух? 6 способов наладить чтение вслух

Однако если вы хотите, чтобы текст сказки звучал красиво, существуют некоторые рекомендации, как можно этого добиться:

  • Проговаривайте слова четко, не глотайте окончания.
  • Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет «слишком медленным».
  • Обязательно делайте паузы. Небольшие — между предложениями, подлиннее — между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.
  • Не стесняйтесь добавить в текст выразительности. Рычите за волка, рыдайте за принцессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.
  • Объяснять или нет непонятные слова — решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Иногда я сама добавляю в текст маленькое объяснение или слово-синоним. Например: «Он насупился, то есть надулся».

Очень многому родителей могут научить аудиосказки. Когда мои дети слушают диски со сказками в машине, я обращаю внимание на интонацию, паузы, произнесение слов и потом стараюсь копировать хорошее чтение. Особенно мне нравится, как работают с текстом актеры старой школы — Ирина Муравьева, Леонид Куравлев и другие. Они внимательны и нежны со словом, как с новорожденным цыпленком, которого протягивают слушателям, чтобы полюбоваться вместе. Пусть поначалу вам покажется, что ваш стиль — подражательный. Это нормально, ведь вы только учитесь!

О пользе чтения вслух

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш был самым умным и имел широкий кругозор. Для этого важно с самого раннего возраста регулярно читать ему вслух.

Дети, которым читают вслух, быстрее познают мир. Чтобы лучше понять незнакомые для себя вещи, ребенок активнее мыслит, включает воображение.

Кроме того, чтение вслух — замечательный способ общения с ребенком. Вы можете обсудить с ним сказочных героев, попросить малыша показать их на картинке.

Детям до 3 лет доступны короткие истории, описанные простыми предложениями, с повторами и рифмами. В 4-5 лет ребенок воспринимает истории, состоящие из нескольких эпизодов, связанных сюжетом. Превратите чтение в игру: пробуйте читать по ролям, разыгрывайте сценки, предложите малышу по-своему развить сюжет.

Детям постарше, которые уже способны читать самостоятельно, нужно прививать любовь к чтению вслух вам, его родителям. Такое чтение полезно по нескольким причинам:

Оно развивает устную речь, так как ребенок слышит себя, и возможно, даже слушает, что помогает запомнить, как правильно произносить слова, где ставить смысловые ударения и так далее.

Если ваш ребенок читает вам вслух, у вас есть возможность не только его исправить, когда он говорит что-то неправильно, но также обсудить прочитанное. Таким образом вы развиваете критическое мышление ребенка, умение логически мыслить, находить в тексте самое важное и интересное, что особенно пригодится в старших классах. Да и вообще хорошенько понимать написанный текст – очень важный навык практически в любой работе.

Исследования показывают, что материал, прочитанный вслух, намного лучше воспринимается читателем. Не только в начальных классах школы, но даже некоторые пары в университете построены таким образом, что студенту приходится читать вслух. И часто бывает так, что студент, прочитав что-то вслух, радостно восклицает: «А! Я понял!» – потому что прочитал медленнее, вдумчивее, со знаками препинания и себя услышал. Так как вы много времени проводите со своими детьми, вы можете просить их прочитать вслух то, что им задали в школе, пока вы моете посуду или готовите ужин. Чтение вслух помогает ребенку запомнить прочитанное и лучше подготовиться к уроку.

Конечно, не всегда можно подобрать то, что нравится всем. Не всегда на это есть время. А иногда просто хочется посидеть и почитать молча, в тишине. А иногда читать не хочется и вовсе. Нет необходимости читать вслух постоянно. Такое развлечение может быстро надоесть, особенно если вы слушаете или читаете то, что вам не очень интересно.

Для многих детей чтение перед сном – это святое. Это дает им возможность успокоиться (да и родителям тоже). А вот если еще сесть в кресло-качалку… Все заботы (многие, по крайней мере) если не отпадают, то уж точно отходят на второй план. К тому же днем мы заняты, у нас очень мало времени, чтобы сесть с ребенком и поговорить с ним, а чтение вслух как раз дает такую возможность. И когда сказки прочитаны и дети в кроватях, же можно смело могу заняться ?