Человек выполняющий повинности в пользу князя
Параграф 9. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ
Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?
Формированию древнерусской народности способствовало:
- подчинение власти киевского князя;
- участие племен в общегосударственных делах;
- совместные военные походы;
- сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
- принятие христианства, вера в единого Бога;
- отождествление себя с русским народом.
Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.
Основные слои населения Древней Руси | Их характеристика |
Князья | Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. |
Дружина | Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя. |
Родоплеменная знать | Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан. |
Духовенство | Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога. |
Свободные общинники, купцы, ремесленники | Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства. |
Зависимое население | Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине. |
Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.
В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).
Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.
Древнерусский термин | Объяснение |
1. Смерд 2. Закуп 3. Рядович 4. Холоп | А) Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб. Б) Человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина. В) Человек, попавший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами. Г) Человек, выполняющий повинности в пользу князя. |
Ответы:
Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».
Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.
- Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
- Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
- Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
- Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
- Военно-стратегическое значение монастырей.
Задание 6. Разгадайте кроссворд
По горизонтали:
2. Первый глава церкви из русских. (Иларион)
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит)
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ)
По вертикали:
1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен)
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний)
Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.
Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа — наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.
Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.
Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.
С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.
Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.
Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.
Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.
В 1257-1259 гг. ордынские чиновники провели перепись («число») населения Руси и установили повинности в пользу хана; единицей обложения стал двор. Это были следующие повинности: 1) «дань десятинная» – выплата 1/10 части доходов; 2) торговые сборы – «мыт» и «тамга»; 3) «запросы ханские» – единовременные выплаты по требованию хана; 4) подарки хану – «дары» и «почестья»; 5) содержание («корм») баскаков и послов и предоставление им лошадей («ям» и «подвода»); 6) выделение князьями войск и охотников для хана. Платежи в Орду назывались «царева дань» или «выход». От повинностей была освобождена православная церковь. Первоначально дань собирали присылаемые ханом откупщики, которые вносили в казну сумму дани, а затем собирали ее с населения. Это вызывало народные выступления: например, в 1262 г. в Суздальской земле (Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль). Позднее хан передал сбор дани русским князьям.
Последствия власти Орды
Власть Орды оказала отрицательное влияние на русские земли: 1) Выплата дани, злоупотребления ханских чиновников и карательные экспедиции приводили к изъятию средств у населения, оттоку денег («серебра») и утрате сложных производственных навыков, что тормозило развитие хозяйства. 2) Усвоение русскими князьями ордынских методов управления, основанных на прямом насилии. 3) Моральное унижение русского населения.
Социальный состав населения.
Население делилось на: 1) свободных, 2) кабальных («челядь наемная», «закупные наймиты»), 3) холопов («челядь полная», «одерноватые»). По характеру государственных повинностей на: 1) тяглых, 2) нетяглых, 3) служилых. Церковное общество осталось прежним.
Тяглые люди
Они несли в пользу князя (государства) повинности – платили налоги («оброки») и подати (мыт, тамга и др.), выполняли работы (строительные и др.), выделяли воинов («посоха»). В городах это были купцы и «черные люди» (имевшие свое хозяйство ремесленники и мелкие торговцы). В деревнях к ним относились крестьяне: 1) «черносошные», владевшие тяглой или «черной» землей; и 2) арендаторы, выполнявшие повинности не только в пользу землевладельца, но и князя. В Новгороде и Пскове сохранились неслужилые землевладельцы, имевшие села, – «житьи» и «земцы».
Нетяглые
Они не несли повинностей в пользу князя. Это: 1) холопы; 2) кабальные; 3) свободные, которые либо не имели своего хозяйства – наемные работники («наймиты», получавшие плату-«наим» после выполнения работы), либо вели его под покровительством церкви и служилых, а также – издольщики, самостоятельно работавшие на чужой земле за долю урожая («половники», «третники»).
Служилые люди
Это: 1) бояре – советники князя; и 2) «дети боярские» («слуги вольные»), которые несли конную военную службу. Бояре и служившие при особе князя «дети боярские» (дворяне) составляли «Двор». Служилые существовали за счет своих сел, денежного жалованья и должностей-«кормлений» (население давало им содержание-«корм»). В их селах работали арендаторы, издольщики, свободные наемные работники, кабальные и холопы. Бояре и «дети боярские» могли переходить на службу к другим князьям, сохраняя за собой села в покинутых княжествах. Они могли иметь своих военных слуг – «послужильцев». У князей были и хозяйственные слуги – «слуги под дворским» (бобровники, псари и др.), получавшие землю за службу. Среди них были свободные и холопы; свободные, покидая службу, лишались земли.
______________________
Лекция № 14. Возникновение Литовского и Московского государств