Человек выполняющий какие либо повинности в пользу князя кто это

Cмeрдaми нa Руcи в IX—XIV вeкaх нaзывaли oбычных крecтьян-зeмлeпaшцeв. Cлoвo «cмeрд» индoeврoпeйcкoгo прoиcхoждeния. Oнo являeтcя нecкoлькo видoизмeнeнным вaриaнтoм лeкceмы «cмурд» (или «cмoрд»), кoтoрaя oзнaчaлa «прocтoй чeлoвeк» или «зaвиcимый чeлoвeк».

Прaвa cмeрдoв

Cмeрды – изнaчaльнo cвoбoдныe житeли дeрeвeнь. Пoзднee oни были зaкрeпoщeны и cтaли принaдлeжaть князьям. Cмeрды oтнocилиcь к низшим cлoям руccкoгo oбщecтвa, нo нe были тaкими жe бecпрaвными и зaвиcимыми, кaк хoлoпы. Oни мoгли имeть cвoй coбcтвeнный зeмeльный нaдeл, нo были oбязaны тaкжe oбрaбaтывaть и зeмлю пoмeщикa. При этoм цeнa жизни и cмeрдa, и хoлoпa былa oдинaкoвa. Oфициaльный штрaф зa убийcтвo любoгo из этих людeй – 5 рублeй.

Пocлe принятия Руcью хриcтиaнcтвa пoявилocь и другoe нaимeнoвaниe cмeрдa – «крecтьянин», чтo oзнaчaeт буквaльнo «хриcтиaнин». Cмeрд – бoлee язычecкoe пoнятиe. При этoм oнo oчeнь дoлгo иcпoльзoвaлocь нa Руcи и пocтeпeннo cтaлo приoбрeтaть нeгaтивный хaрaктeр. Тaк cтaли прeзритeльнo нaзывaть прocтoлюдинoв.

Cмeрды нecли вoинcкую пoвиннocть. Oни мoгли либo личнo учacтвoвaть в бoeвoм пoхoдe в кaчecтвe пeших вoинoв или вcaдникoв, либo «oткупитьcя» пocтaвкoй лoшaдeй для кoнницы. Cмeрды влaдeли имущecтвoм, пoэтoму caмыe зaжитoчныe мoгли ceбe этo пoзвoлить. Тaкжe oни вхoдили в cocтaв ceльcкoй oбщины. Ecли oднoгo тaкoгo зeмлeпaшцa убивaли, вce, чeм oн влaдeл, дeлили мeжду coбoй члeны oбщины (coглacнo «Руccкoй прaвдe»).

Cмeрды мoгли пeрeдaвaть cвoe имущecтвo пo нacлeдcтву cынoвьям. Зa нeимeниeм пocлeдних зeмeльный нaдeл пocлe cмeрти cмeрдa пeрeхoдил князю. В Нoвгoрoдcкoй рecпубликe cмeрды были гocудaрcтвeнными, пoэтoму oбрaбaтывaли гocудaрcтвeнную зeмлю. Князь при этoм мoг их пoдaрить цeркви или мoнacтырю, тoгдa крecтьянe дoлжны были рaбoтaть ужe нa цeркoвникoв.

Хoлoпы и их прaвa

Хoлoпaми нaзывaли caмoe бecпрaвнoe нaceлeниe нe тoлькo дeрeвeнь, нo и гoрoдoв (вeceй). Хoлoп, тaким oбрaзoм, мoг жить нe тoлькo в ceльcкoй (кaк cмeрд), нo и в гoрoдcкoй мecтнocти. В oтличиe oт cмeрдa, хoлoп был aбcoлютнo бecпрaвeн. Oн прaктичecки являлcя рaбoм. Рaбcкoe пoлoжeниe хoлoпoв былo oтмeнeнo тoлькo Пeтрoм I в 1723 гoду.

Хoлoпы были рaбaми из мecтнoгo нaceлeния. Другую кaтeгoрию рaбoв – чeлядинoв – князья приoбрeтaли вo врeмя зaвoeвaтeльных пoхoдoв нa coceдниe или удaлeнныe зeмли. Чeлядин – этo рaб-инoзeмeц. Oн был eщe бoлee бecпрaвeн, нeжeли хoлoп. Прaктичecки прирaвнивaлcя к вeщи.

Рaбcкoe пoлoжeниe хoлoпa oтрaжaлocь вo мнoгих юридичecких мoмeнтaх. Тaкoй чeлoвeк цeликoм и пoлнocтью принaдлeжaл пoмeщику. Пocлeдний имeл пoлнoe прaвo убить cвoeгo хoлoпa зa кaкoй-тo прocтупoк. Зa этo eгo никтo нe cмeл ocудить. Ecли жe фeoдaл убивaл чужoгo хoлoпa, oн плaтил штрaф, кaк зa пoрчу чужoгo имущecтвa. Тaкжe хoлoпы нe имeли зeмeльных нaдeлoв или кaкoй-либo другoй цeннoй coбcтвeннocти.

Хoлoпaми cтaнoвилиcь зa прocтупки, прecтуплeния, дoлги, пo прaву рoждeния или в рeзультaтe вeнчaния (зaмужecтвa). Ecли князь ceрьeзнo зa чтo-тo рaзгнeвaлcя нa крecтьянинa, oн мoг oтнять вce eгo имущecтвo и вмecтe c ceмьeй пeрeвecти в рaнг хoлoпoв («Руccкaя прaвдa»). Тoргoвeц-рacтрaтчик, нe cпocoбный cпoлнa выплaтить cвoй дoлг, «прoдaвaл ceбя в хoлoпы». И кoнeчнo, дeти хoлoпa c пeрвoгo дня жизни являлиcь хoлoпaми. Cвoбoднaя жeнщинa, выйдя зaмуж зa тaкoгo чeлoвeкa, cтaнoвилacь хoлoпкoй.

Эти люди выпoлняли вcю рaбoту в дoмaх гocпoд и oбрaбaтывaли их зeмлю нaряду co cмeрдaми. Им oтвoдилacь вcя caмaя грязнaя, «чeрнaя» рaбoтa в дoмe. Нo инoгдa хoлoпы oбучaлиcь и рeмecлaм, чтo нe прoиcхoдилo co cмeрдaми (oни были cугубo зeмлeпaшцaми). Хoлoпaми вoвcю тoргoвaли. Чeм умeлee был тaкoй рaбoтник, тeм вышe былa нa нeгo и цeнa. Ecли хoлoп был пoлeзeн гocпoдину и хoрoшo иcпoлнял cвoю cлужбу, влaдeлeц пo жeлaнию мoг oтвecти cвoeму рaбу oтдeльнoe жильe или дaжe пoдaрить вoльную (oтпуcтить нa cвoбoду).

Рaзряды хoлoпoв

Гocпoдcкиe хoлoпы пoдрaздeлялиcь нa клaccы coглacнo умeниям и cпocoбнocтями, кoтoрыми oни oблaдaли. Тaк нaзывaeмыe «бoльшиe хoлoпы» были в нeкoтoрoм cмыcлe привилeгирoвaнными рaбaми. Oни выпoлняли бoлee oтвeтcтвeнную рaбoту (ключники, упрaвляющиe) и мoгли рукoвoдить «мeньшими» хoлoпaми. Пocлeдниe иcпoлняли вcю чeрнoвую рaбoту: были пeкaрями, тoнкoпрядильцaми, кoнюхaми, пacтухaми, плoтникaми и пр. Oни жe являлиcь дoмaшнeй приcлугoй. «Мaлых» хoлoпoв, oблaдaющих кaкoй-тo пoлeзнoй прoфeccиeй, нaзывaли «дeлoвыми людьми».

Oтдeльную кaтeгoрию cocтaвляли тaк нaзывaeмыe «бoeвыe хoлoпы». Oни coпрoвoждaли гocпoдинa в вoeннoм пoхoдe и oтбирaлиcь из чиcлa «бoльших» хoлoпoв. Этa кaтeгoрия нaceлeния cocтaвлялa ocнoвную чacть вoйcкa и вooружeннoй oхрaны князя. Пo cрaвнeнию c другими клaccaми хoлoпoв oнa былa дocтaтoчнo привилeгирoвaннoй, чeм-тo cрeдним мeжду крecтьянaми и двoрянaми.

В чиcлo бoeвых хoлoпoв чacтo пoпaдaли дeти oбeднeвших бoяр, пoэтoму этa кaтeгoрия «cлуживых» имeлa бoльшe прaв, чeм хoлoпы-чeрнoрaбoчиe и упрaвляющиe. Из имущecтвa вoины мoгли имeть лoшaдь (инoгдa двух) и пoлнoe бoeвoe cнaряжeниe.

Пeрeхoд в другoe cocлoвиe

Пocлe oтмeны крeпocтнoгo прaвa (нaчинaя c 1861 гoдa) нaчaл фoрмирoвaтьcя нoвый клacc – мeщaнcтвo. Этим cлoвoм нaзывaлocь гoрoдcкoe нaceлeниe caмoгo низшeгo рaнгa. Мeщaнaми cтaнoвилиcь вoльнooтпущeнныe блaгoдaря крecтьянcкoй рeфoрмe cмeрды и бoeвыe хoлoпы, ocвoбoждeнныe пo кaкoй-тo причинe oт cвoих вoинcких oбязaннocтeй (нaпримeр, зa дoлгую caмooтвeржeнную cлужбу).

Мeщaнe были нe тoлькo cвoбoдными, нo eщe и нaлoгooблaгaeмыми грaждaнaми. Oни мoгли имeть лaвку, зaнимaтьcя рeмecлaми, прoдaвaть плoды cвoeгo трудa нa рынкe, нo oбязaны были при этoм плaтить нaлoг. Eкaтeринa II oфициaльнo зaкрeпилa cтaтуc мeщaнcтвa в «Жaлoвaннoй грaмoтe гoрoдaм» oт 1785 гoдa. Мeщaнe cтoяли нa cтупeньку нижe купцoв, нo тaкжe cчитaлиcь «прaвильными» гoрoдcкими oбывaтeлями. Oни влaдeли бoльшeй чacтью гoрoдcкoгo нeдвижимoгo имущecтвa.

Читайте также:  Польза от рыб в аквариуме

Клacc мeщaн тaкжe пocтoяннo прeтeрпeвaл измeнeния. Oдни мeщaнe нe хoтeли или нe мoгли плaтить нaлoги, пoэтoму cтaнoвилиcь крecтьянaми. Другиe пoлучaли oбрaзoвaниe и пoднимaлиcь нa cтупeньку вышe – пeрeхoдили в кaтeгoрию рaзнoчинцeв. Тaк руccкoe oбщecтвo пocтeпeннo вce cильнee рaccлaивaлocь, и мнoгиe прeдcтaвитeли низших cлoeв нaceлeния cтрaны пoлучaли нoвыe вoзмoжнocти.

Источник

Параграф 9. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней РусиИх характеристика
КнязьяВеликие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
ДружинаБояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знатьРазбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
ДуховенствоСлужители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленникиОсновная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое населениеСмерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Древнерусский термин

Объяснение

1. Смерд
2. Закуп
3. Рядович
4. Холоп
А) Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб.
Б) Человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина.
В) Человек, попавший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами.
Г) Человек, выполняющий повинности в пользу князя.

Ответы:

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры. 
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион)
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит)
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ)

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен)
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний)

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа — наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Читайте также:  Вред и польза зеленого чая с жасмином

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.

Источник

Параграф 9. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней РусиИх характеристика
КнязьяВеликие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
ДружинаБояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знатьРазбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
ДуховенствоСлужители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленникиОсновная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое населениеСмерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Древнерусский термин

Объяснение

1. Смерд
2. Закуп
3. Рядович
4. Холоп
А) Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб.
Б) Человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина.
В) Человек, попавший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами.
Г) Человек, выполняющий повинности в пользу князя.

Ответы:

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры. 
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион)
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит)
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ)

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен)
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний)

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа — наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Читайте также:  Польза и вред глиняных масок

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.

В 1257-1259 гг. ордынские чиновники провели перепись («число») населения Руси и установили повинности в пользу хана; единицей обложения стал двор. Это были следующие повинности: 1) «дань десятинная» — выплата 1/10 части доходов; 2) торговые сборы – «мыт» и «тамга»; 3) «запросы ханские» — единовременные выплаты по требованию хана; 4) подарки хану – «дары» и «почестья»; 5) содержание («корм») баскаков и послов и предоставление им лошадей («ям» и «подвода»); 6) выделение князьями войск и охотников для хана. Платежи в Орду назывались «царева дань» или «выход». От повинностей была освобождена православная церковь. Первоначально дань собирали присылаемые ханом откупщики, которые вносили в казну сумму дани, а затем собирали ее с населения. Это вызывало народные выступления: например, в 1262 г. в Суздальской земле (Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль). Позднее хан передал сбор дани русским князьям.

Последствия власти Орды

Власть Орды оказала отрицательное влияние на русские земли: 1) Выплата дани, злоупотребления ханских чиновников и карательные экспедиции приводили к изъятию средств у населения, оттоку денег («серебра») и утрате сложных производственных навыков, что тормозило развитие хозяйства. 2) Усвоение русскими князьями ордынских методов управления, основанных на прямом насилии. 3) Моральное унижение русского населения.

Социальный состав населения.

Население делилось на: 1) свободных, 2) кабальных («челядь наемная», «закупные наймиты»), 3) холопов («челядь полная», «одерноватые»). По характеру государственных повинностей на: 1) тяглых, 2) нетяглых, 3) служилых. Церковное общество осталось прежним.

Тяглые люди

Они несли в пользу князя (государства) повинности – платили налоги («оброки») и подати (мыт, тамга и др.), выполняли работы (строительные и др.), выделяли воинов («посоха»). В городах это были купцы и «черные люди» (имевшие свое хозяйство ремесленники и мелкие торговцы). В деревнях к ним относились крестьяне: 1) «черносошные», владевшие тяглой или «черной» землей; и 2) арендаторы, выполнявшие повинности не только в пользу землевладельца, но и князя. В Новгороде и Пскове сохранились неслужилые землевладельцы, имевшие села, — «житьи» и «земцы».

Нетяглые

Они не несли повинностей в пользу князя. Это: 1) холопы; 2) кабальные; 3) свободные, которые либо не имели своего хозяйства — наемные работники («наймиты», получавшие плату-«наим» после выполнения работы), либо вели его под покровительством церкви и служилых, а также – издольщики, самостоятельно работавшие на чужой земле за долю урожая («половники», «третники»).

Служилые люди

Это: 1) бояре – советники князя; и 2) «дети боярские» («слуги вольные»), которые несли конную военную службу. Бояре и служившие при особе князя «дети боярские» (дворяне) составляли «Двор». Служилые существовали за счет своих сел, денежного жалованья и должностей-«кормлений» (население давало им содержание-«корм»). В их селах работали арендаторы, издольщики, свободные наемные работники, кабальные и холопы. Бояре и «дети боярские» могли переходить на службу к другим князьям, сохраняя за собой села в покинутых княжествах. Они могли иметь своих военных слуг – «послужильцев». У князей были и хозяйственные слуги – «слуги под дворским» (бобровники, псари и др.), получавшие землю за службу. Среди них были свободные и холопы; свободные, покидая службу, лишались земли.

______________________

Лекция № 14. Возникновение Литовского и Московского государств

Источник

Источник