Человеческий труд для моей пользы

Ст. 3-4, 6-7 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. <…> Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь
Но тем не менее иной скажет, что и это разсуждение не освобождает от обвинения Создателя, потому что от Него и душа и тело. Если осуждается жизнь по причине плоти, а Творец плоти — Бог; то к Нему необходимо будет относиться таковая укоризна. Но сие скажет конечно тот, кто еще не вне плоти, и не вник до точности в жизнь высшую. Ибо обученный Божественным тайнам, без сомнения, не не знает, что людям свойственна и естественна жизнь, уподобляющаяся Божественному естеству, а жизнь чувственная, провождаемая в деятельности чувствилищ, дана естеству для того, чтобы знание видимого сделалось для души путеводителем к познанию невидимого, как говорит Премудрость: «от величества красоты созданий сравнително Рододелатель» всего «познавается» (Прем. 13:5). Но человеческое недоразумие воззрело не на то, что достойно удивления, по причине видимого, но тому и удивилось, что видело. Посему, так как деятельность чувствилищ временна и скорогиблюща, из сей высокой речи дознаем то, что имеющий в виду сие ничего в виду не имеет; но кто, путеводимый сим к уразумению сущего, при помощи преходящего уразумел естество постоянное, постиг то, что всегда одинаково, тот узрел действительно сущее благо, и что узрел, тем овладел, потому что зрение сего блага есть обладание. Ибо Екклезиаст говорит: «кое изобилие человеку во всем труде его, имже трудится под солнцем?». Жизнь в теле назвал трудом, домогающимся прибыли без всякого успеха. Ибо говорит: «кое изобилие человеку?», то есть, что приобретается душе в житейском труде живущими только для видимого? В чем состоит самая жизнь? Какое из видимых благ пребывает всегда тем же? Солнце совершает течение свое, попеременно производя то свет, то тьму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тьму своим захождением, «Земля же стоит», и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что стало, то не приходит в движение, и что пришло в движение, то не останавливается. Оказывается, что все во все продолжение времени само собою ни в чем не изменяется превращением во что-либо новое. Море служит приемником отвсюду стекающихся вод, и приток их не прекращается, и море не увеличивается. Какая цель течения вод, наполняющих всегда наполняемое? Для чего море принимает в себя притоки вод, оставаясь навсегда не увеличивающимся от сего приращения? Екклезиаст говорит это, чтобы предварительно из самых стихий, в которых заключена жизнь человеческая, объяснить несостоятельность того, о чем заботимся. Ибо, если это установленное течение солнца не имеет предела, это попеременное преемство света и тьмы не допускает остановки, а земля, осужденная стоять, в стоянии своем пребывает неподвижною, без пользы же трудятся реки, истощая себя в ненаполнимое естество моря, а море напрасно принимает в себя притоки вод, нисколько не прибывая от принятия непрестанно вливаемого в его недра, — если это примечаем в сих стихиях; то в каком положении следует быть человечеству, которого жизнь заключена в тех же стихиях, и что удивительного, если «род преходит, и род приходит», и это течение не оставляет естества, между тем как привходящий род людей гонит предшествовавший ему, и сам изгоняется вновь привходящим?
Посему, что же слово сие возглашает этим Церкви? Следующее: «обозревая вселенную, человеки, уразумейте свое собственное естество». Что видишь на небе и на земле, что усматриваешь в солнце, что примечаешь в море, то да объяснит тебе и твое естество. Ибо и у нашего естества, по подобию с солнцем, есть восток и запад. Один путь всем, один круг жизненного течения. Едва появимся на свет рождением, как снова увлекаемся в сродную нам страну. Ибо с захождением нашей жизни и наше светение бывает подземным, когда чувство наше делается способным к восприятию света: а земля, без сомнения, разрешается в сродное ей. И этот круг непрестанно вращается одинаково. Как совершается течение солнца, говорит Екклезиаст, солнце, восходя над верхнею частию земли, проходит южными странами, а под землею идет противоположною северною частию; и, таким образом всегда круговращаясь, обходит свой путь, и снова идет, возвращаясь на оный (ибо сказано: «обходит окрест»): так поэтому и твой «идет» дух (продолжает Екклезиаст, под частным именем разумея всякий человеческий дух), круговое сие шествие совершая одинаковым образом. Ибо сказано: «идет, и на круги своя обращается дух».
А кто уразумел это, тот немало пользы приобретет для своей жизни. Что блистательнее света? Что явственнее лучей? Однако же, если солнце идет под землею, светение скрывается, и луч исчезает. Смотря на это, человек целомудреннее да проходит жизнь свою, презирая здешнюю знатность, дознав из видимого, что знаменитое не остается таким всегда. Но изменчивы преемства противоположностей, ничто не остается таким, каково оно в настоящее время, ни молодость, ни красота, ни блеск властительства. И это идет к живущим в каком-то благополучии. А для кого добродетельная жизнь кажется трудною, душа тех терпеливо переносить бедствия да обучается примером земли. «Земля во век стоит». Что труднее сего неподвижного стояния? Однако же стояние сие простирается до века. А для тебя время подвига коротко. Не будь бездушнее земли. Не будь несмысленнее бесчувственного ты, снабженный рассудком и управляемый в жизни разумом; но «пребывай», как говорит Апостол, «в нихже научен еси, и яже вверена суть тебе» (2 Тим. 3:14), стоя твердо и непоступно, потому что в числе божественных заповедей и следующее: «тверди бывайте и не поступни» (1 Кор. 15:58). Да пребывают в тебе целомудрие непоколебимо, вера тверда, любовь непоступна, стояние во всем прекрасном неподвижно, как и «земля» в тебе «во век стоит». Если же кто предан любостяжательности, и подобно какому-то морю, разверзши безмерную похоть, не насыщается отвсюду стекающимися прибытками; то, смотря на действительное море, да врачует он болезнь свою. Ибо, как море при тьмочисленных притоках вод не преступает своей меры, но пребывает в одинаковой полноте, как бы не было в нем никакого прибавления вод; таким же образом человеческое естество, ограниченное особыми мерами в наслаждении тем, что есть, не может способностей к наслаждению с жадностию расширять, смотря по множеству доходов; но как и приток богатства прекращается, так и сила наслаждения сохраняется в своих пределах. Поэтому, если наслаждение не может превзойти меру естества; то для чего привлекаем к себе притоки доходов, а не источаем их никогда на благотворение другим даже сверх приходящего?
А поелику, по данному нами понятию о суете, бесполезное ли слово, бесполезное ли дело есть суета; то прекрасно начинается с сего речь; чтобы мы, делается ли, говорится ли что нами, если кто имеет при сем в виду здешнюю цель, не почитали сего чем либо состоятельным; потому что всякая человеческая рачительность, занятая чем либо житейским в подлинном смысле есть игра детей на песке, наслаждение которых сделанным прекращается вместе с тщанием это сделать. Как же скоро труд прекратился, песок рассыпался в то же положение, в каком он был прежде, с сим вместе не остается и следа приложенных трудов. Такова же человеческая жизнь, честолюбие — песок, властолюбие — песок, богатство — песок, песок и все то, чем со тщанием наслаждаются при посредстве плоти; осуетившиеся ныне этим младенчествующие души, которые много несут трудов за каждую вещь, доставляющую такое удовольствие, но как скоро оставят эту песчаную область, разумею плотскую жизнь, познают тогда суетность здешнего препровождения жизни. Ибо с вещественною жизнию продолжается и наслаждение; с собою же ничего они не уносят, кроме одной совести.
И великий Екклезиаст, кажется мне, как ставший уже вне этого и совлекшеюся душею вступающий в невещественную жизнь, изрек то, что вероятно скажем со временем и мы, когда будем вне этой приморской области, которая полна песков, выбрасываемых житейским морем, и удалимся от всех шумящих и оглушающих нас волн. Тогда, из мысленного моря принеся одну память о том, чего там домогались, скажем: «суета суетствий, всяческая суета», и нет «изобилия человеку» в том, над чем «трудится под солнцем». Так, по моему рассуждению, это будет слово всякой души, когда, совлекшись здешнего, преселится в уповаемую жизнь. Ибо, если в настоящей жизни преуспела в чем либо более возвышенном, то осудит то, чем была занята, по сравнению с найденным унижая прошедшее. Если же, до пристрастия будучи привержена к веществу, увидит неожиданное, и опытом дознает, бесполезность для нее того, о чем старалась в жизни; с плачем тогда произнесет сии слова, которыми мы люди выражаем свое раскаяние, со слезами описывая свое безрассудство: «суета суетствий», и прочая.
На Книгу Екклесиаста.
См. также Толкование на Еккл. 1:1
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем
Кто, разбогатев от занятий мирскими делами, увеличил свой рост с двух локтей на три? Или кто из слепого сделался зрячим? Поэтому труды следует направлять выше солнца, ибо туда устремляются усилия добродетелей.
Толкование на начало книги Екклесиаста.
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем
См. Толкование на Еккл. 1:1
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем
Что остается человеку во всем труде его, которым трудится под солнцем?. После общей мысли, что все суета, начинает с людей, – что напрасно изнемогают они в труде мира сего, собирая богатство, уча детей, стремясь к почестям, созидая здания, когда, похищаемые среди трудов неожиданною смертью, они слышат: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал ecи кому будут» (Лк. 12:20)? – особенно, когда из всего труда не уносят ничего с собою, а нагими возвращаются в землю, из которой взяты.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем
Становится это ясным и из самого представления, что не имеют богатые больше того, что ценится в природном мире. Ибо они не становятся долговечными. В одном положении богатые и бедные: скоро проносятся
по жизни и не остаются на долгий срок. Воистину, от всех трудов, которыми трудится под солнцем (Еккл. 1:3) человек, ничего большего он не имеет, и не прибавляется ему ничего по природе. Трудящийся же и усердствующий в работе над тем, что возводит к вечному, к незримому, много что приобретает: из человека становится богом, и из презренного – могущественным, и из боязливого – мужественным.
На Книгу Екклесиаста.
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем
Что пользы человеку. Еврейское слово Ithron в Библии ни paзу не встречается. По мнению гебраистов, оно значит: остающееся, непреходящее. Блаженный Иероним вопрос 3 стиха передает словами: quid superest, т. e. что остается? Григорий Нисский выражает его еще яснее: «какое из видимых благ пребывает всегда тем же?» Словом Ithron, таким образом, обозначается счастье постоянное, устойчивое, вечное — в отличие от счастья временного, скоропреходящего, призрачного. Свой вопрос, приводят ли к какому-либо прочному счастью все усилия людей, Екклезиаст оставляет здесь без ответа. Но этот ответ был уже дан самым решительным образом во втором стихе, в признании суетности всего.
Толковая Библия.
А догадаемся с трех раз, кто вчера намахался лопатой? Зато еще сегодня мой Жужик выгодно отличается от многих припаркованных машин в городе.
Я сижу дома, как в осаде, и читаю сводки из города, как с фронтов. Шутка ли, объявлено чрезвычайное положение. Глава администрации призвал всех и грозит санкциями. Зима опять застала нас врасплох в декабре – безобразие какое, невиданное коварство, у нас же тут субтропики и снег зимой редкость, нам тут снегоуборочная техника ни к чему.
Поэтому у нас сложилась традиция – когда начинается снегопад, никто не спешит убирать снег, ждем – авось растает завтра, на второй день снегопад продолжается и… вуаля! коллапс, пробки, несчастные случаи, оборванные провода, упавшие деревья – объявляем чрезвычайное положение.
Вторую зиму я живу в печерском районе и тут свои традиции – наш дворник считает, что его главная функция зимой – наказать автомобилистов и приходит во двор исключительно с одной целью – навалить валы снега, запирающие припаркованные машинки. Разговаривать с ним бесполезно, так как он глухонемой, денег не берет и, по-моему, получает извращенное удовольствие от этого процесса и хорошую выгоду, он прочищает дорожку – мы остальное.
И вот в каждый снегопад у меня и других моих коллег-автомобилистов есть мегацель – надо обязательно уловить момент и убрать сугроб из-под колес, наваленный дворником, до того, как он замезнет.
Прекрасное развлечение ящитаю. И вот махаю я вчера лопатой, рядом с соседями, радуюсь новым лопатам, что вовремя купила и стараюсь не пускать в голову вирусную мысль по поводу того, что я единственная женщина в нашем дворе с лопатой и так хорошо это у меня получается и есть у меня план: откопать сбоку, потом сзаду, потом счистить снег сверху, выехать, еще раз вычистить и заехать.
И тут… идет из школы девочка, хорошая девочка, такая девчонка лет 10-ти – как персонаж из фильмов – ребенок-заноза в заднице, всегда мало того что поздоровается, но и расспросит про все и сама что-то расскажет. И вот машу я лопатой, а это чудо именно ко мне – “Ого, как машину снегом засыпало!” – “Да, детка, засыпало, снега вон сколько!”- и тут хоть ничто не предвещало этот ребенок громко с выражением на весь двор меня спрашивает – “А почему вы не попросили какого-то МУЖЧИНУ, чтобы почистил снег???” – я онемела и зависла, потому что во-первых мне такая мысль в голову не пришла, а во-вторых еще очень так от маленькой девочки это “МУЖЧИНУ” прозвучало как-то так гммм, серьезно, не “дяденьку” а “мужчину” – вон оно как.
А зато сосед включился очень быстро и активно в беседу (как не включился в чистку снега между нашими машинами) и рассказал девочке, что мужчину такого, который чистит снег, зовут дворник и что у него этого снега ну просто завались и еще что-то – я онемела опять – новость номер два – только дворника можно просить почистить снег, еще удивилась разговорчивости соседа (до этого мы полчаса молча плече в плече носили снег), очухалась и сказала деточке – “Физические нагрузки они для всех полезные – и для мужчин, и для женщин!”, девочка ушла, а возбудившийся сосед оставил мне сугроб под дверями своей машины.
Зато неожиданно на помощь пришел сосед, который год воевал со мной за точность парковки и попил мне крови достаточно – я его иначе как мудаком и не называла, а тут вон оно как. Вот уж слова Матроскина стали пророческими и стихия таки объединяет. Даже котиков и птиц.
А у нас опять идет снег и вечером снова пойдем…
Пишет snow_alis (snow_alis)
2018-11-14 08:01:00
snow_alis
snow_alis
2018-11-14 08:01:00
- Еда
- Образование
- Отменить
Такой хороший нужный предмет. Но при этом девочки на его уроках учатся варить компот писать конспект о том, как варят компот (по крайней мере в нашей школе точно), а мальчики сколачивают табуретки.
Чем обусловлено такое странное деление? Мужчины не кушают? Им не нужно уметь пришить пуговицу? А девочки тоже видно не должны никогда гвоздя в руке держать, ну или тем более краны чинить.
Помню у меня с родителями как раз возник спор из-за этого, я выросла, хотела жить отдельно. А папа мне говорил:
– Как это ты будешь жить одна? А вдруг у тебя кран потечет?
Да, вот кран потек и женщина срочно нуждается в наличии группы поддержки в лице мужчины. Романтика прямо, может так специально нас и учат на уроках труда? Чтобы женились, а то, если ты сама краны умеешь чинить, а мужчина умеет борщ варить, так зачем им кто-то, можно и для себя пожить.
Выращивают нарочитые беспомощные половинки.
Признайтесь честно, кто-нибудь выходил замуж, чтобы было кому полку повесить и женился, потому что пирожков с капустой хотелось домашних?
И вообще, как считаете каждый человек должен уметь все по дому делать ( в пределах разумного разумеется, наличия специалистов никто не отменял) или надеяться на помощь кого-то?
З.Ы. Насчет крана я папе просто ответила, что для протекающих кранов есть сантехники, вызвал и починили. Вопрос снялся.
Эх…
вот как теперь мне наших сотрудников с 23 поздравлять? Раньше нас хоть двое было и Зоя всегда что-то придумывала, в прошлом году мы покупали нашим…
Хочу спросить
Заканчивается у меня место в жж, на фликре тоже место в бесплатном варианте ограничено. Значит скоро не будет у меня постов с красивыми фото. А…
сайты знакомств
Подружка у меня с мужем развелась пару лет назад и никак не может ни с кем познакомиться. Сейчас все как-то больше по домам, да и вообще куда ни…
Делюсь прекрасным
Зашла на одноклассники поздравить тётушек с Рождеством и увидела в сообщениях варианты готовых предложений для общения. Я даже не знаю, как это…
А кто у вас занимается домашними делами?
Пару лет назад всю домашнюю работу я делала сама, совмещая с работой и меня это здорово угнетало, поэтому я решила, что часть домашних дел должны…
А как по вашему мнению
девочка 16 лет (ну или мальчик это неважно) полностью самостоятельна? Ну понятное дело, что умеет многое, почти взрослый человек ведь. Но на мой…
А вот дворец Харун ар-Рашида никому не надо?
Лениво листала жилье в Юрмале на букинге и неожиданно увидела потрясающий вариант, я бы даже сказала сногшибательный. Ну по крайней мере для человека…
А вот интересно стало
Как подзывают разную живность в деревне? Ну кур понятное дело цып-цып,котиков кис-кис, а поросят? Гусей и т.д. Кто-нибудь знает? Коров и лошадей я…
Ну вот опять
Сначала Яндекс-фото приказал долго жить, я долго искала куда перейти, перешла на фликр и вчера он прислал мне сообщение о том, что в виду своей…
Источник: газета «Известия«.
В школе № 18 города Электросталь Московской области, где я учился, преподавателя по труду звали Владимир Федорович Гроза. Знал ли он, что спустя 20 лет я буду читать новости о макро-, микро- и прочих экономических страстях и вспоминать при этом его слова чаще, чем премудрости ведущих мировых экспертов? Конечно, знал.
«К неожиданным выводам о состоянии рынка труда пришел британский исследовательский центр New Economics Foundation, — сообщает вещательная корпорация BBC. — Оказывается, уровень оплаты труда в современном обществе не только не отражает степень общественной пользы трудящегося, но, наоборот, величина зарплаты обратно пропорциональна полезности производимого продукта. Исследователи сравнили шесть специальностей и приносимую ими пользу. Результаты оказались ошеломляющими. Выяснилось, что, к примеру, санитары и уборщицы в больницах создают 10 фунтов прибавочной стоимости на каждый фунт, который им платят. И наоборот, ведущие банкиры страны, получающие от полумиллиона до 80 миллионов в год, принесли национальной экономике на каждый заработанный ими фунт 7 фунтов стерлингов убытка. В число самых разорительных для страны профессий попали также рекламщики и адвокаты по налогам».
Исследователи из New Economics Foundation стали первыми, кому пришло в голову не просто посчитать налоговые отчисления своих сограждан. Они заинтересовались мультиэффектом, который оказывают на экономику люди той или иной профессии. В итоге выяснилось, что, к примеру, банкиры и рекламщики, стимулируя сверхпотребление, вызывают в гражданах чувство неудовлетворенности и депрессии. Деятели модной индустрии заставляют покупать новые вещи, когда и старые еще вполне ничего. Политики пугают несуществующими проблемами. Журналисты грузят и без того истерзанный мозг гигабайтами ненужной информации, морально дезориентируют, отвлекают граждан от своих детей, не дают задуматься над реальными жизненными проблемами. И все это, как теперь стало ясно, воздействует на общество не только этически, но и экономически.
Вместе с тем няни, учителя, водители автобусов и даже мусорщики приносят стране чистое богатство, а получают копейки.
— Как общество мы нуждаемся в новой форме оплаты труда, которая вознаграждала бы тех, кто приносит реальную социальную пользу, а не людей, делающих прибыль за счет общества и окружающей среды, — считает Эйлис Лоулор, представительница NEF.
Я, конечно, понимаю, что предложение доброй женщины Эйлис Лоулор — это утопия. Никакой новой формы оплаты труда не дождемся ни мы, ни наши внуки. Общество нуждается в одном, а делает совершенно другое — так всегда было, есть и будет. Но, по-моему, это тот самый случай, когда представитель одной из ненужнейших профессий, то есть я, может потыкать в кнопочки своего ноутбука с реальной пользой для общества.
Владимир Федорович Гроза был чем-то похож на Савву Игнатьевича из фильма «Покровские ворота». Та же неуемная энергия, тот же блеск в глазах, такое же умение часами говорить о спицштихелях и больштихелях. Но даже нам, прыщавым заложникам пубертатного периода, это было интересно. Мы вставали в шесть утра, чтобы приходить к нему на факультативы. Он научил меня работать на токарном станке по дереву и по железу. Мне это дико нравилось. Особенно по дереву. Недавно я увидел такой же станок на одном погибающем заводе. Я почувствовал себя профессиональным пианистом, которому попался на глаза его первый инструмент, на котором он когда-то брал первые аккорды.
Если кто-нибудь когда-нибудь захочет, чтобы я ничего не писал, сделать это будет очень легко. Надо просто предложить мне те же деньги, которые я зарабатываю журналистом, за стабильную возможность работать на токарном станке. Я бы согласился не раздумывая.
Потому что работать на станке, подметать улицы, перевозить людей на пароме, стирать белье, молиться за человечество, доить корову, защищать Родину, воспитывать детей — это человеческий труд.
А рекламировать коричневую переслащенную воду с пузырьками, покупать и продавать бумажки, которые условно стоят миллионы долларов, писать заметку о том, что на другом конце планеты кто-то опять родил шестерню, продавать активированный уголь в три раза дороже под брендом «антипонос» и называть это маркетингом — все это труд нечеловеческий. Нет в нашей психике такой струны, которая бы гармонично отзывалась на все эти пустопорожние усилия. Да, эту дисгармонию можно частично подавить большими деньгами, но до конца все равно не получится. Любой, кто занимается нечеловеческим трудом, в глубине души неисправимо несчастен. И, наоборот, единственное, что может сделать несчастным работника человеческого труда, — это слишком маленькая зарплата.
Разделение людей на тех, кто работает по-человечески и не по-человечески, придумал не я. Да, это все Гроза Владимир Федорович. Когда кто-то из нас заявлял, что хочет стать большим начальником, он крепко брал ученика за плечи и, улыбаясь, говорил: «Зачем тебе этот нечеловеческий труд!» После школы я надолго забыл это выражение, но чем старше становлюсь, тем больше вокруг событий, которые заставляют меня эти слова вспоминать.
Вот еще одна новость в тему. Из той же Великобритании.
«Все больше успешных бизнесменов, банкиров, журналистов готовы жертвовать карьерой ради профессии… машиниста. Деятели профсоюза в недоумении. Объяснить это социальное явление они не могут никак. Несколько примеров приводит британская газета The Times. 52-летний журналист Патрик Макгоуни 30 лет успешно работал в жанре расследования, снискал уважение коллег и почитание аудитории. И вдруг в один момент он решается полностью изменить свою жизнь. Теперь он простой машинист на Юго-западной железной дороге Британии. Патрик объясняет свое решение просто. Он считает, что всю свою прежнюю жизнь имел дело с преступниками и негодяями, рассказывая о них другим. Теперь он по-настоящему счастлив, потому что может общаться с нормальными людьми и жить «реальной жизнью», а не абстракциями. Семья Патрика была поначалу ошарашена, но потом жена и две дочери, увидев, каким он стал спокойным и умиротворенным, полностью приняли этот выбор. Осваивать профессию машиниста кинулись и женщины. Представительницей этой «новой породы» людей, как их окрестила британская пресса, стала, например, Мэдди Корпер, которая прежде работала в химическом концерне. В один из дней она поняла, что жила неправильно. Сейчас она — машинист грузового поезда и уверена, что это — «лучшая работа в мире».
Новая порода людей. Такое определение мог дать только работник нечеловеческого труда. Владимир Федорович крепко взял бы его за плечи, улыбнулся и сказал, что эта новая порода — просто хорошо забытая старая.