Чего больше от насекомых пользы или вреда

На планете Земля по разным оценкам насчитывается от 2 до 8 млн насекомых, но только 1 млн научно описан и квалифицирован. В среднем наука описывает около 20 новых видов насекомых ежедневно. Многие насекомые приносят вред, но их масштабное уничтожение, как показывает история, может привести к непоправимым экологическим последствиям. Проведём небольшое исследование, чтобы разобраться, почему так важны насекомые в живой природе.
Вопросы эволюции
На фото: Окаменелые останки гигантской стрекозы в камне.
Для начала рассмотрим, как же на планете Земля появились и где живут насекомые. По мнению энтомологов, они стали первыми наземными животными, научившимися дышать кислородом. Хотя споров о происхождении насекомых в научном мире ещё очень много. Вероятнее всего, насекомые отделились около 400 млн лет назад от ракообразных.
Появление трахейного дыхания стал важным ароморфозом, обеспечивший выход насекомых на сушу, а вот у насекомых, оставшихся жить в воде, сформировалась двойная система дыхания. У паразитирующих в организмах других животных и человека нет дыхательной системы, и они дышать всем телом.
Так где же обитают насекомые? Приспособленность насекомых к условиям внешней среды позволила им расселиться по всей планете. Отдельные виды встречаются даже в суровом климате Антарктиды. О самых интересных фактах про Антарктиду на topcafe.su мы опубликовали статью.
Разнообразие
На фото: Комар.
Среди важнейших отрядов насекомых выделяют две большие группы. Это виды с полным превращением, и вторая группа, включающая насекомых с неполным превращением.
Разделение тела на три части, а также усики и фасеточные глаза — это важнейшие признаки насекомых. К тому же зрение играет наиболее важную роль у ночных, а вот дневные насекомые ориентируются в пространстве и с помощью других органов.
Поразительной особенностью насекомых выступает их необычайное разнообразие. Летающие, ползающие, бегающие, плавающие, все они выполняют свою роль в живой природе.
Топ 10 примеров важности насекомых
А теперь непосредственно к полезности этих маленьких обитателей планеты.
1. Опылители
Невероятно, но 80% всех растений в мире, опыляются насекомыми. Это результат тысячелетней совместной эволюции живых организмов.
Растения всяческими уловками привлекают своих опылителей. Аромат, форма и раскраска цветка, пыльца, эфирные масла — всё это привлекает летающих и ползающих. Но и у насекомых в ходе эволюции выработались свои особые приспособления для сбора пыльцы. У бабочек и пчелиных особые хоботки и волоски, у шмелей — щёточка и корзинка, расположенные на задних лапках.
2. Почвообразование
Многие виды великолепные разрыхлители почвы. Передвигаясь в земле, они меняют структуру почвы, производят её аэрацию. Как показали исследования, плодородные почвы образуются в основном под действием насекомых.
Сапрофаги вовлекают в круговорот веществ растительные остатки. Они пропускают через себя почву, делая её зернистой. Экскременты большинства видов обогащают землю гумусом и минеральными солями.
3. Санитары
Санитарную роль в живой природе приняли на себя многие виды. Это жуки-навозники, большое число мух, кожееды. Многие виды отлично разрушают растительные остатки, опавшие листья, хвою, ветки, кору.
В водоёмах насекомые, а также их личинки поедают отложившиеся на дне гниющие органические вещества, тем самым очищая воду. Комары-дергуны и другие виды водоплавающих являются великолепными биоиндикаторами чистоты воды пресных водоёмов.
Читайте также: Самые опасные комары в мире.
4. Пищевая цепочка
Насекомые, как самая многочисленная группа живых организмов планеты, важное звено пищевой цепочки. Ими питаются многие виды рыб, птиц, земноводные и пресмыкающиеся.
В эту пищевую пирамиду входят и млекопитающие. Многие виды грызунов не прочь полакомиться жуками, тараканами. Охотятся на них и скорпионы, многие виды пауков, фаланги, сенокосцы. Да и среди насекомых есть хищники, называемые энтомофаги, которые поедают другие виды.
5. Наука
Все виды, даже причиняющие ущерб растениям, играют важную роль в науке. Часто их используют в качестве организмов моделей, для исследований в различных научных направлениях. Они важные элемент экосистем, а потому ценны для изучения взаимодействия видов.
Бабочки широко применяются в изучении навигации, борьбы с вредителями сельскохозяйственных полей. Многие виды изучают в связи с изменениями климата, эволюционными процессами. Важны они и в такой перспективной области, как генетика.
6. В кулинарии
Ещё индейцы Америки высоко оценили вкус и полезные питательные свойства многих видов членистоногих. Жуки, червяки и муравьи прочно вошли и в рацион питания населения Азии. Возможно, это перспективное направление в решении продовольственных проблем человечества.
На фото: съедобные личинки муравьёв.
Коричневые черви повсеместно продаются на рынках азиатских стран в качестве питательного и полезного продукта. Чтобы они избавились от запаха почвы, перед продажей их кормят кукурузной мукой. А вот сверчки, и многие виды жуков по калорийности и пищевой ценности не уступают мясу и другим, богатым белками, продуктам.
Есть мнение, что в будущем употребление насекомых в качестве еды будет лишь расти, завоёвывая новые рынки.
7. Хозяйственная важность
На фото: Личинки и коконы тутового шелкопряда.
Первое, что сразу вспоминается в этой области — это шелководство. Тутового шелкопряда специально выращивают для использования в производстве шёлка.
Многие виды используются для борьбы с вредителями. Так, божьи коровки выбрасывают над виноградниками, чтобы они поедали тлю. А наездники широко применяются для регулирования численности вредителей. Хотя в живой природе «полезный» и «вредный» понятия довольно условные.
Используют их и для борьбы с сорными растениями. Для этого в некоторые части Земли специально завозят определённые виды, которые поедают вредные растения. Вот почему так важны насекомые в сельском хозяйстве.
8. Эстетическая ценность
Порхающие бабочки, жужжащие трудолюбивые пчёлы, парящие над водой стрекозы, всё это красота живой природы. Многие виды жуков, бабочек широко используются ювелирами для создания украшений.
Насекомых часто используют в геральдике. Например, пчелу можно встретить на гербах многих городов мира.
Образ бабочки используется в рекламе и маркировке, как символ экологической чистоты продуктов. В Средневековой геральдике были элементы, изображающие насекомых на гербах городов и рыцарских щитах.
Нельзя не упомянуть использование эстетики в медицине. Сегодня в профилактике и лечении психических расстройств широко применяют созерцание бабочек и других красивых летающих видов.
9. В культуре
Ещё в седой древности люди поклонялись многим видам членистоногих. Жук-скарабей был священным в Древнем Египте. Индейцы Америки обожествляли богомола, а жители Индии преклоняются перед чёрными муравьями. В католицизме священной считается божья коровка, олицетворяемая с образом Девы Марии.
У многих народов мира они встречаются в мифах и легендах. Насекомые часто выступают героями литературных произведений. Они упоминаются начиная со строк Священного Писания до фантастических рассказов современных писателей.
Кстати, у нас на topcafe.su есть увлекательная статья о гигиене Древнего Египта.
10. Здоровье человека
В этой области многие, паразитирующие в организме человека виды, приносят вред и выступают разносчиками опасных болезней. Но есть существенные «но».
Некоторые виды насекомых, а именно их личинки, великолепно заживляют открытые раны. Личинкотерапия использовалась в полевых госпиталях Первой мировой войны, когда личинки, в условиях дефицита антисептиков, очищали раны от нагноения и мёртвых тканей. Даже из личинок тутового шелкопряда получают вещество для изготовления лекарства от болезней сердца.
Пчелиный яд широко используют для лечения многих заболеваний, от артрита до рассеянного склероза. С артритом справляется и яд муравьёв. В фармакологии используют мозг тараканов для создания эффективных антибиотиков. Китайцы в борьбе с кашлем используют отвар их кошенильных жуков.
Читайте также: Самые большие муравьи в мире.
В заключение
Вот мы и узнали, какие насекомые приносят пользу, а главное — какую важную роль они играют в круговороте веществ. Любое нарушение цепочки может привести к катастрофе планетарного масштаба, потому всё живое, пусть и самое маленькое играет важную роль в жизненном цикле всей планеты. Редакция TopCafe просит вас также написать несколько причин почему важны насекомые. Ваши ответы и предложения пишите в комментариях под статьёй.
© TopCafe.su
ЧЕГО ОТ НАСЕКОМЫХ БОЛЬШЕ — ВРЕДА ИЛИ ПОЛЬЗЫ?
Иногда маленькие дети, увидевшие кузнечика, грызущего травку, жалеют ее: «Он ей делает больно!» Но, во-первых, насекомым тоже надо питаться. Во-вторых, отнюдь не всегда насекомое вредит
при этом растению. Тот же кузнечик во время еды вносит в лист вещество, способствующее его росту.
Удивительным образом в дикой природе установились взаимные связи, выгодные всем участникам пищевых цепочек. А в тех случаях, когда растению «не хочется», чтобы его грызло то или иное насекомое, оно выделяет, например, ароматические соединения, привлекая ими ос, способных бороться с гусеницами. Или самостоятельно вырабатывает, как мы писали, отпугивающие либо убивающие вредителей вещества.
Интересные примеры использования такого рода соединений демонстрируют порой насекомые. Один из видов кузнечика, приспособившийся к химическим средствам защиты растений, бесстрашно их поедает, накапливая в себе вещества, которые должны были бы отпугивать сельскохозяйственных вредителей. Его организму они ничем не грозят. Но если на него нападает хищник, например, грызун, то он выбрасывает из себя струю ядовитого химиката, пользуясь им, словно своим собственным средством защиты.
А бабочка из семейства данаид, водящаяся в США, запасает в себе столько подобных веществ, что становится несъедобной для своего врага — голубой сойки.
Попутно стоит сказать о любопытной технологии изготовления насекомыми отпугивающих веществ. Когда-то великому натуралисту Ч. Дарвину при охоте за жуками довелось одного из них взять в рот, чтобы освободить руки. Через мгновение он почувствовал на языке нестерпимую горечь и жжение. Ощущения были столь сильны, что пришлось разжать ладони и растерять всех пойманных жуков.
Это был знаменитый жук-бомбардир. В задней части его брюшка находятся две камеры, разделенные перегородкой. В каждой из них скапливается определенное вещество. В момент опасности жук усилием ломает перегородку, камеры соединяются и слившиеся вещества вступают в бурную химическую реакцию. Температура едкой жидкости достигает 120 градусов по Цельсию, и она под давлением вылетает пульсирующей струей из двух небольших отверстий.
Вся эта конструкция настолько напоминала реактивные снаряды, что исследователи без колебаний окрестили ее чудом инженерной мысли природы.
Нелегко заставить себя восхищаться различными приспособлениями насекомых и успехами ученых в их изучении, когда, например, полчища саранчи уничтожают под корень с трудом выращенный урожай, как это произошло в нескольких регионах России летом 1999 года. Однако приходится с сожалением признать, что масштабы бедствия были бы значительно меньше, если бы люди вовремя воспользовались уже хорошо известными, в том числе и биологическими, методами борьбы с этими вредителями.
В связи с этим полезно вспомнить беседу выдающегося биолога Ильи Мечникова с Львом Толстым. Великий писатель возмущался: «Представьте, я узнал, что сейчас описано чуть ли не 10 000 мух, вот куда интеллигенция тратит свои силы. Лучше бы думали о повышении урожаев, увеличении плодородия почвы, обучали народ, а они — мух изучают».
Оказалось, что эти самые мухи — не только наши докучливые сожители, но и важные опылители многих растений, корм для множества животных, один из важнейших объектов генетических исследований. Можно ли вообще сказать сейчас, какой из 10 миллионов видов живых существ на земле — лишний для природы и человека?
Когда-то грек Пифагор воскликнул: «Не позволяй своим детям убивать насекомых: с этого начинается человекоубийство!» А мы предлагаем вам подумать, что произошло, если бы в одночасье исчезли все насекомые?
Тема исследовательского проекта: « Польза и вред насекоых».
Цель исследования: Познакомиться с классом насекомых, найти их значение в природе.
Задачи исследования:
Узнать как можно больше о мире насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов.
Воспитывать доброе отношение к живой природе.
Актуальность исследования
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы мы научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых многочисленных и древних обитателей нашей планеты – насекомых.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Во время прогулки мы с воспитателем заметили, что на участке детского сада уже появились насекомые. Мы с интересом начали наблюдать за насекомыми. Но, знаний, которые мы получили на занятиях, оказалось недостаточно, чтобы сделать правильные выводы, объяснить свои наблюдения. Поэтому у нас возникли вопросы: Кто такие насекомые? Нужны ли насекомые на Земле? Как человек должен относиться к насекомым? Я поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Польза и вред насекомых».
Была выдвинута гипотеза исследования: если больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
2 этап. Организация исследования проекта
Сбор, анализ и систематизация информации об особенностях жизни насекомых, чем они питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, о некоторых их защитных свойствах, об отношении человека к насекомым: подбор литературы о насекомых, поиск информации в интернете: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
3. Опытно-экспериментальная деятельность: чем жук – олень похож на оленя?
Объект исследования: насекомые.
Предмет исследования: насекомые, которых мы находили.
Выступление.
Здравствуйте, меня зовут Дима Карпунин, мне 4 года.
Однажды в детском саду во время прогулки я нашел большого жука. Воспитатель сказала,что это жук-олень. Мне очень понравился жук и я забрал его домой. Мой папа в детстве интересовался насекомыми, поэтому знает про них очень много. В интернете мы нашли такую информацию:
Жук – олень обыкновенный – Отряд Жесткокрылые, или Жуки. Семейство Рогачи.
Статус. Категория 1 – вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Распространение. Населяет старые широколиственные и смешанные древостои с дубом, липой, грабом, ясенем.
Биология и экология. Личинки жука питаются гнилой древесиной в крупных корнях и подземной части ствола трухлявых дубов. Растёт жук 4 – 6 лет, а при неблагоприятных условиях – до 8 лет.
К основным угрожающим факторам относятся современные методы ведения лесного хозяйства (вырубка спелых широколиственных участков леса).
Принятые меры охраны. Внесён в Красную книгу России.
Жук-олень оленя встретил
И рогами как пихнет!
А олень и не заметил,
Как он шел, так и идет.
«Вот невежа, вот нахал!» —
Вслед оленю жук сказал.
И. Наумова
Этого жука прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Причем рога есть только у самцов, у самок челюсти намного меньше.
Жук-олень, или, как его еще называют, рогач – самый большой жук в Европе. Длина тела самца достигает 7,5 сантиметра, как у небольшой мыши.
Для чего же жуку-оленю такие большие челюсти-рога? Ведь он не может ни схватить что-то ими, ни удержать. Питаются самцы рогачей соком деревьев. А рога нужны им для проведения турниров. Самцы сходятся в схватке, как настоящие олени. Битвы проходят на ветках деревьев. Правила тут просты: нужно оторвать противника от дерева и сбросить на землю. Побежденный жук расправляет крылья и улетает прочь от места турнира. В поединках жуки-олени всегда ищут равных себе по размерам. Маленьких они не трогают.
Челюсти у рогачей очень сильные. Жук-олень способен поднять вес, в сто раз превышающий его собственный. Рогами-челюстями он может прокусить даже кожу человека. На турнирах жуки нередко прокусывают панцири противников. У рогачей невероятная живучесть.
Потом мы с папой взяли книгу «Детская энциклопедия «Насекомые»» и стали подробно изучать мир насекомых.
На площадке нашего детского сада много цветов. Я обратил внимание на ярких бабочек, которые летают возле них. Дома я об этом рассказал моему папе и он мне объяснил, что оказывается не все бабочки полезны. Бабочка капустница каждому знакома с детства и ассоциируется с весной — как только солнце начинает хорошо пригревать землю, появляются эти насекомые. Из-за окраски — белой с черными пятнышками — ее называют также белянкой. Однако, эта бабочка не у всех вызывает радость — эти, на первый взгляд, безобидные красивые насекомые наносят большой вред посевам, поэтому ее появление для садоводов и огородников — тревожный сигнал. Место обитания насекомого — луга и поля, особенно, как видно из названия, посевы капусты и других крестоцветных растений. Кроме капусты бабочка портит редьку, рапс, редис, хрен, репу, иногда от нее страдают также настурция, каперсы и чеснок. Личинки бабочки капустницы окукливаются под землей. Бабочка считается злостным вредителем — одна только особь может отложить около 300 личинок по средним показателям, а при благоприятных условиях — до 600. После того как гусеницы белянки похозяйничают на огороде, от капусты остаются листья, больше напоминающие кружево.
Зачем нужны бабочки? Многие интересуются пользой от бабочек и не понимают зачем они нужны в природе. С раннего утра бабочки активно « работают», опыляя растения. Бабочки-это порхающие цветы. Живут они от нескольких часов до нескольких недель. И только перезимовавшие могут жить несколько месяцев, как, например, крушинница, которая живет 10 месяцев.
Кто они- насекомые?
Люди обычно называют насекомыми всю ползучую и летучую мелочь: от жуков и мошек до пауков и сороконожек. Членистоногие – раки и те, кого в просторечии называют букашками. У них шесть или более ног, а тело покрыто прочной оболочкой. Насекомыми называют членестоногих с шестью ногами – жуков, бабочек, мух, пчел, муравьев и множества других.
Части тела.
Тело насекомого состоит из трех основных частей- головы, груди и брюшка. На голове расположены глаза и рот, от груди отходят ноги и крылья, в брюшке находятся органы пищеварения. Но у некоторых членечтоногих (например, у пауков) голова и грудь слиты, образуя головогрудь.
Чувства.
Как и люди, насекомые способны видеть, слышать , ощущать, нюхать и пробовать на вкус все вокруг себя. Однако органы чувств насекомых не похожи на человеческие – например, у сверчков уши на коленях , кузнечик слышит передними ногами, а мухи и бабочки пробуют пищу на вкус лапками.
Защита.
У пчел, ос и ряда муравьев есть острое жало, которым они впрыскивают яд в тело добычи или врага. Осы способны жалить снова и снова, а вот медоносные пчелы – лишь раз в жизни. Ужалив кого-нибудь, пчела оставляет зазубренное жало под кожей жертвы, а сама вскоре погибает.
У пауков есть ядовитые крючья- хелицеры. Их укус способен убить или обездвижить небольшое животное. Некоторые пауки опасны и для человека. Укус каракурта, или черной вдовы, может стать смертельным, если вовремя не принять меры.
У клопов-щитников ярко окрашенное тело в форме щита. Они питаются растениями и насекомыми. Их прозвали клопами-вонючками, потому что они начинают неприятно пахнуть, когда напуганы.
Вредные насекомые.
Многие люди не любят насекомых, которые нередко распространяют болезни или вредят сельскому хозяйству. Они могут передовать возбудителей болезни, когда они сосут человеческую кровь или едят нашу пищу. Блохи и комары переносят такие опасные заболевания, как тиф и желтая лихорадка. Мухи и тараканы распространяют микробы, вызывающие пищивые отравления.
Полезные насекомые
Насекомые – неотъемлемая часть окружающего нас мира. Полезные насекомые опыляют растения, уничтожают вредителей, перерабатывают отходы и улучшают почву. Без них мир заполонили бы вредители и мусор, а многие растения не смогли бы образовывать семена и исчезли бы. Большинство плодовых деревьев, включая яблони и цитрусовые, опыляют насекомые. Без них люди потеряли бы около трети своих пищевых ресурсов. Божьи коровки, например, истребляют тлей, тем самым спасая растения.
Мед и семена. Медоносные пчелы собирают с цветков нектар для приготовления меда. Чтобы получить 0,5 кг меда, пчелы должны облететь около 2млн. цветков. Пчелы опыляют эти растения, давая им возможность произвести семена.
Целебные личинки. Личинки некоторых мух питаются гниющим мясом, но не едят живую плоть. В некоторых случаях их использовали для очищения ран у людей. Личинки выедали из раны все отмершие ткани, не трогая здоровые. Кроме того, они выделяли естественный антибиотик – вещество, убивающее бактерии.
В детском саду с воспитателями мы прочитали произведения В. Бианки :«Как муха медведя от смерти спасла», «Как муравьишка домой спешил», «Где раки зимуют» и другие, отгадывали загадки про насекомых:
1.Шевелились у куста
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2.Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки
Без работы, хоть убей
Жить не может … (Муравей)
3. Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык.
С крыльями, а не птица. (Жук)
4.С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку.
Прыгает пружинка
Зеленая спинка. (Кузнечик)
5. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой…
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
6.Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет. (Паук)
7.Не зверь, не птица,
Носок , как спица,
Летит – кричит.
Сядет – молчит. ( Комар)
Вывод: Я узнал очень много о классе насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, научились объяснять свои наблюдения, делать выводы. Когда провели опыты, узнали о пользе многих насекомых, поняли, какую важную роль они имеют для природы и человека, и в дальнейшем будем ценить и беречь всё, что нас окружает. В конце исследования мы с моим папой сделали вывод, который подтвердил наше предположение: если мы больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
Литературные источники
https://www.e-reading.club/chapter.php/1026848/13/Emelyanova_-_Rasskazhite_detyam_o_nasekomyh.html
https://rusfermer.net/ogorod/vrediteli/babochka-kapustnitsa.html
Диккинс Р. Д45 Насекомые/ Пер. с англ. Д. Е. Щербакова. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.-48с.:ил.- (Детская энциклопедия).