Чандра намаскар польза и вред

Чандра намаскар польза и вред thumbnail

Занятия йогой помогают человеку очистить сознание, избавляют от напряжения, переживаний и дают ответы на интересующие вопросы. Большинство начинающих останавливаются только на выполнении комплекса Сурья Намаскар, но истинные йоги делают практики и в вечернее время. В такое время суток лучше подойдет Чандра Намаскар или «Приветствие луне». Чем же они отличаются друг от друга?

chandra-namaskarкомплекс Сурья Намаскар

Сурья и Чандра Намаскар: в чем разница?

Приветствие луне или классическая Чандра Намаскар – эффективный комплекс, состоящий из 14 упражнений. Известно, что луна имеет 14 фаз. Каждая асана этого комплекса символизирует конкретную лунную фазу. Ключевая поза в приветствие луне – Ардха Чандрасана (половина луны). На первый взгляд, кажется, что асана никак не связана с названием, но это не так. Само упражнение и название придумали в Индии, где серп луны располагается иначе.

Вначале идут легкие асаны, которые постепенно сменяются более сложными. Чтобы увеличить положительный эффект, перед началом выполнения рекомендуется отдельно освоить каждую позу. Как только процесс будет налажен, можно приступать к выполнению комплекса. Начинать работать с дыханием нужно только после освоения правильной техники асан. Задерживаться в каждой асане нужно от 30 до 60 секунд. При выполнении упражнений нужно все время контролировать тело и дыхание. Посторонние мысли не должны проникать в сознание.

практика на закате

Сурья Намаскар комплекс состоит из двенадцати поз и практики отличаются последовательностью выполнения асан.

Классическая Чандра Намаскар для женщин намного эффективнее, чем приветствие солнцу. Лунная энергия гармонизирует и успокаивает и ассоциируется с женским началом.

Основные отличия Сурья и Чандра Намаскар

  • практиковать приветствие луны начали в конце двадцатого века, а приветствие солнца гораздо раньше;
  • комплексы отличаются между собой, как мужское и женское начало, как инь и янь;
  • приветствие солнца дает бодрость, тогда как лунный комплекс расслабляет;
  • Сурья выполняется утром, когда солнце только поднимается, а чандра, когда виднеется луна;
  • в Сурья Намаскар нет Ашва Санчаланасаны;
  • 14 поз Чандра Намаскар обозначают 14 фаз луны, 12 ступений Сурья Намаскар – 12 знаков зодиака.
  • вы увидите, что последовательность асан в Чандра намаскар такая же, как и в Сурья Намаскар, за исключением асаны Ардха Чандрасана, которое кардинально меняет энергетику этого комплекса.

Польза Чандра Намаскар

Польза Чандра Намаскар заключается в восполнении энергии в теле и помогает преодолевать психологическое напряжение. Практика подходит тем, кто часто испытывает стресс и тревожность. С помощью упражнений человек обращается к луне, восстанавливая, таким образом, свои силы.

чандра намаскар

Луна не излучает собственного света, но обладает способностью отражать солнечный, поэтому Чандра зеркально отражает практику Сурья. В процессе выполнения комплекса разум и тело охлаждаются, человек проникается и постигает всю суть практики.

Йога Чандра Намаскар для начинающих — преимущества

  • развивает грацию и гибкость — асаны постепенно переходят друг в друга благодаря плавным движениям. Это учит человека прорабатывать каждую позу и лучше чувствовать свое тело;
  • практика успокаивает, снимает нервное и физическое напряжение. При выполнении комплекса рекомендуется дыхание с мантрами. Техника хорошо стимулирует парасимпатическую нервную систему. С ее помощью организм запускает расслабляющие и восстанавливающие процессы;
  • кровеносная система приходит в норму, улучшается состояние позвоночника и всех суставов.

Выполняя комплекс приветствия луны необходимо помнить, что эта практика отличается неторопливостью и особым спокойствием.

Комплекс Чандра Намаскар

Эффект выполнения комплекса Чандра Намаскар для женщин и мужчин напрямую зависит от того, как правильно будет построено занятие. Начинать практику следует с упражнений на дыхание. Примите комфортную для себя позу, закройте глаза, несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Не переставайте фокусировать дыхание, оно должно быть спокойным, глубоким и размеренным.

Приветствие Луны – комплекс непрерывно сменяющихся взаимосвязанных асан. Не рекомендуется делать паузу между асанами или слишком замедлиться в одной позе. На выдохе лучше делать округление спины и наклоны, а на вдохе, прогиб и движения на раскрытие.

Выбирать интенсивность выполнения упражнений нужно опираясь на уровень физической подготовки. Отличным помощником в выполнении комплекса служит мантра. Есть варианты мантр, которые относятся к каждой асане.

значение мантры

Приступая к выполнению практики нужно настроиться, расслабиться и представить, как луна отражается в воде. Постарайтесь визуализировать все до малейших деталей. Важно задержать в своем воображении этот образ. Картинка поначалу может не иметь четкости, но это дело практики.

Описание асан и техника выполнения Чандра Намаскар

Тадасана — начальная поза перед практикой. Стоя прямо, ноги сведены вместе, коленные чашечки подняты, ягодицы напряжены. Руки выпрямлены вдоль тела, ладонями развернуты к бедрам, пальцы выпрямлены. Спина прямая и глаза закрыты. Дышим ровно и спокойно. Лицо расслаблено.

1. Пранамасана

Избавьте свое сознание от всех посторонних мыслей, станьте прямо, дышите ровно, ноги стоят ровно, а руки сложены в положении «молитва».

pranamasana

2. Хаста Уттанасана

Тело остается в таком же положении, поднимите на вдохе обе руки, ладони разверните, медленно наклоняйте корпус назад. Очень важно все движения выполнять плавно.

Hasta-Uttanasana

3. Уттанасана

Выходите из предыдущей асаны медленно наклоняясь вниз, и, делая глубокий выдох, втяните живот и расслабьте шею. Постарайтесь дотронуться лбом до коленей, руки положите на пол. В процессе выполнения каждого упражнения не должно быть болезненности. Помните про принцип ахимсы в йоге.

Читайте также:  Польза бараньих почек чтобы есть

Uttanasana

4. Ашва Санчаланасана

Левую ногу согните в колене, а правую вытяните назад. Пальцы правой ноги и колено касаются пола, ладони стоят на полу. Максимально прогните спину и откиньте голову назад. Совершайте глубокие вдохи.

Ashva-Sanchalassana

5. Ардха Чандрасана

Асана выполняется плавно, переходя из предыдущей. Обопритесь на правое колено и опустите стопу на пол. Сохраняя положение тела, поднимите руки вверх. Сделайте глубокий вдох, поставьте ладони вместе и направьте пальцы рук в небо, поднимите голову вверх. Подбородок смотрит максимально высоко. Опустите руки и задержите их в «молитве», затем упритесь ладонями в пол или стопы.

Ardha-Chandrasana

6. Адхо Мукха Шванасана

Правое колено смотрит вверх, стопы и ноги стоят вместе. Упритесь в пол руками и стопами. Спина абсолютно прямая, а ягодицы становятся верхней точкой асаны. Со стороны поза похожа на треугольник. Выдох.

Adho-Mukha-Shvanasana

7. Аштанга Намаскар

Только лишь восемь точек тела в этой асане могут дотрагиваться до пола. Ноги согнуты в коленях и касаются поверхности. Тело плавно опускается к полу, руки согнуты в локтях, голова наклонена. Грудная клетка скользит по полу, а подбородок и лоб плотно к нему прилегают. Слегка приподнимите бедра и живот.

Главные точки соприкосновения – колени, внешние стороны ладоней, грудная клетка, пальцы ног.

8. Бхуджангасана

Голова тянется вверх, ладони, бедра и ноги лежат на полу, руки согнуты. Подробнее о технике выполнения и пользе позы кобры здесь.

Bhudzhangasana

9. Адхо Мукха Шванасана

Повторяется поза собака мордой вниз. Важно расслаблять шею, не зажимать ее плечами. Тянитесь копчиком вверх.

Adho-Mukha-Shvanasana

10. Баласана

Восстановительная поза ребенка — со вдохом опускаемся на колени, затем опускаем ягодицы на пятки, выдох — лоб на коврик. Руки остаются в исходном положении.

поза ребенка

11. Ашва Санчаланасана

Опорной ногой выступает правая, а левая вытянута назад, аналогично позе Артха Чандрасана. После этой асаны идет повторение ранее выполненных асан, но на противоположную сторону.

Ashva-Sanchalassana

12. Ардха Чандрасана

Поза полумесяца. Повторение асаны. По желанию можно сложить руки в Намаскар мудру, соединив ладони вместе.

Ardha-Chandrasana

13. Уттанасана

Поза аналолгичная позе под номером 3. Восстановите дыхание? медленный вдох и выдох. Лбом упритесь в колени, живот втяните.

Если уровень растяжки не позволяет дотянутся до коленей — присогните ноги и тянитесь, в первую очередь, животом к бедрам. Так ваша спина не будет сутулится и вы получите больший эффект и пользу от асаны.

Uttanasana

14. Хаста Уттанасана

Поза, аналогичная второй позе по счету комплекса. Не забывайте дышать и напрягать мышцы пресса. Так вы точно не травмируете поясницу.

Hasta-Uttanasana

15. Пранамасана

Завершающая цикл поза, повторяется с позой под номером 1.

pranamasana

Вы выполнили пол цикла на одну сторону. На другую половину тела следует выполнить ту же последовательность, только в асанах под номером 4-5 и 10-11 меняйте ноги.

Видео занятия Приветствие Луны

Можно выполнять комплекс регулярно вечером, и, особенно, эффективна практика при полной луне.

Чандра Намаскар Мантра

Мантра почитания Бога Луны Чандра Дева, который благосклонен к людям, обладающим чистой душой. Чтение и прослушивание мантры способствует получению мягкой лунной энергии, развивает интуицию.

Противопоказания к выполнению практики

Существует всего несколько противопоказаний к выполнению комплекса. Его нельзя делать людям, которые страдают онкологическими заболеваниями, гипертонией, проблемами с сердечно-сосудистой системой, а также, беременным женщинам.

Можно заниматься, но быть предельно осторожными необходимо людям с болезнями позвоночника, остеохондроз, грыжи и так далее. Главное выполнять все упражнения с комфортом, не нагружая мышцы.

Чандра Намаскар: комплекс упражнений для приветствия Луны

4.5 из 5 / 8 оценок

Источник

«Лучшего средства от хвори нет – делай зарядку до старости лет»

Старинное крылатое выражение

«Сурья Намаскар – это молитва Солнцу, выраженная движениями тела»

Сурья Намаскар – этот уникальный комплекс, который объединяет в себе физический, энергетический и духовный аспект развития. Выбранная тема реферата стала очень важной для моей личной практики за пройденный этап времени. Ознакомившись ближе с йогическим комплексом Сурья Намаскар, я осознала не только важность выполнения практики, но всю глубину и духовную наполненость данного комплекса.

Все движения Сурья Намаскар производятся вокруг наклонов позвоночника вперед и назад. Эти переменные изгибы спины дают многообразную пользу физическому телу, что редко достигается в других формах физического развития. Для того чтобы оценить влияние комплекса Сурья Намаскар на физическое тело человека и на позвоночник в частности, необходимо коснуться физиологии и подробно рассмотреть структуру, строение и этапы развития позвоночника.

Позвоночник – это структура организма, которая образуется на второй неделе внутриутробного развития плода. Нервная трубка (будущий спинной мозг), развиваясь из эктодермы, провоцирует образование хорды из мезодермального слоя. Зачаток хорды образуется в центре зародыша и затем растет каудально (в сторону хвоста, к ногам) и краниально (к голове). В дальнейшем хорда приобретает сегментарное строение, и из нее формируются первичные позвонки. К четвертому месяцу эмбрионального развития хрящевая модель позвонка полностью соответствует таковой после рождения ребенка.

Читайте также:  О пользе измены для мужчины

На втором месяце внутриутробного развития в толще хрящевых пластинок позвонков зарождаются первичные островки окостенения. Ядра окостенения сначала возникают в краниальных позвонках, и только потом этот процесс затрагивает нижележащие позвонки. Изначально ядер окостенения шесть, после чего они сливаются попарно, образуя три общих ядра. К моменту рождения в любом хрящевом позвонке есть по два ядра окостенения в дужках позвонков и одно ядро окостенения в теле.

Формирование межпозвонковых дисков происходит из сегментов хорды. По существу, подвижный двигательный сегмент, функциональная единица позвоночного столба, выступает в роли первичного позвонка. Он состоит из двух поверхностей позвонковых тел и диска, располагающегося между ними.

Одной из целей развития любого организма является сохранение вида и передача информации, заложенной в генотипе для продолжения рода. Из-за этого в процессе формирования организм ребенка решает две принципиально важные, но взаимоисключающие друг друга задачи: поддержание устойчивости при умеренной гибкости. Позвоночник младенца отличается избыточной гибкостью, в силу чего новорожденный самостоятельно не может держать осанку, ходить или просто сидеть. Все процессы послеродового существования ребенка направлены на вырабатывание устойчивой функциональной структуры. Оптимальный баланс между устойчивостью и гибкостью достигается по окончании развития позвоночного столба в возрасте 20–25 лет. При этом позвоночник обладает способностью сохранять необходимую для него структуру и положение каждого элемента опорно-двигательного аппарата, и одновременно оставаться гибким, подвижным.

В постнатальном (послеродовом) развитии позвоночника ребенка выделяют три периода. Первый период характеризируется совокупностью процессов, которые способствуют увеличению массы тел позвонков и полное замещение хрящевой ткани позвонка на костную. Этот период начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается до 6–7 лет. Уже на первом году жизни между собой сливаются ядра дужек и закрываются зоны роста между телами и дужками позвонков. Срастание возникает сначала на уровне грудных позвонков, распространяется постепенно вверх и вниз. Исключение составляют дужки пятого поясничного позвонка и крестца. Дужки пятого поясничного позвонка обычно сливаются только к шести годам. Дужки крестцовых позвонков срастаются к трем-восьми годам, а тела позвонков – к 14–16.

После рождения ребенка его позвоночный столб практически прямой. Шейный лордоз формируется у детей, когда они начинают держать голову. Грудной кифоз образуется у ребенка к шести месяцам, когда он начинает самостоятельно сидеть. Поясничный лордоз вырабатывается с того момента, когда ребенок начинает постепенно вставать. Крестцовый кифоз появляется после того, как ребенок начинает ходить и формируется вплоть до 6–8 лет.

Следующий период развития позвоночного столба приходится на возраст от шести-восьми до 12–14 лет. В этом периоде помимо увеличения размеров и формирования элементов позвонка в толще эпифизарных зон (зон роста) возникают ядра окостенения. Они разрастаются, охватывая весь периметр краевых зон тел позвонков. Их полное срастание происходит к 14–15 годам.

Третий период развития позвоночника приходится на возраст от 14–16 до 21–25 лет. Этот период характеризуется образованием ядер окостенения в апофизарных зонах дужек и отростков позвонка. Окончательный синостоз апофизов способствует образованию полноценно сформированного позвонка, характерного для взрослого человека.

Позвоночный столб состоит из 33 позвонков, поставленных один на другой и образующих слегка изогнутую S-образную линию. Передняя часть каждого позвонка круглая и плоская сверху и снизу. Эти плоские части устанавливаются подошвой одного на вершину другого и отделяются губчатой прослойкой или диском. Он смягчает удар между позвонками, в то же время сохраняет для них небольшую самостоятельность. Внутренняя часть позвоночного столба пустая и содержит все нервы, соединяющие головной мозг с различными органами тела. Эти нервы затем ответвляются к своим соответствующим органам через промежутки между позвонками. Вся структура удерживается вместе с помощью комплекса согласованных мышц, натягивающих и связывающих органы тела.

Позвоночник, подобно стволу дерева, поддерживает внутренние структуры тела, на вершине этого ствола сидит костяной череп или черепная коробка, в котором находится самый важный орган человека – мозг. Самый верхний позвонок называется атласом, потому что он поддерживает голову подобно мифическому греческому персонажу Атланту, держащему на своих плечах небо. Второй позвонок подобен стержню – оси (axis), назван так потому, что атлас и череп вращаются на нем. Таким образом, голова может двигаться независимо или вместе с шеей.

В районе груди позвоночник поддерживает расширенную клетку, составленную из костей, мышц и хрящей. Двигаясь дальше вниз в поясничную или абдоминальную область, позвоночный столб здесь является якорем для мышц, которые держат желудочно-кишечные органы на месте. Они держатся в подвешенном состоянии, подобно полотняной сумке с позвоночником, образующим ручки. На нижнем (сакральном) конце позвоночника находится таз, который подобен костяной корзинке, как люлька баюкающий выделительные и половые органы. Пять последних позвонков использованы, чтобы создать единую кость с задней стороны таза. Они меньше по размеру, т.к. поддержка тяжести не входит в их функцию и они не принимают участия в движениях позвоночника. На самом конце этих сакральных позвонков находится рудимент хвоста – копчик.

Вследствие этой сложной структуры позвоночник способен выполнять широкий круг движений. Он может гнуться вперед, назад, а также поворачиваться в стороны. Это дает телу большую степень свободы в движении при выполнении различных задач.

Читайте также:  Ментоловая мята польза и вред для

По данным возрастной физиологии, физическое качество позвоночника, такое как гибкость, выражающаяся в величине амплитуды движений в отдельных его суставах, – с возрастом ухудшается. С течением времени и при постоянном действии силы тяжести позвонки подвергаются дегенеративным изменениям, которые возникают приблизительно с 25 лет. Изменения в позвоночнике приводят к постепенному его укорачиванию, а также уменьшению гибкости. Высота позвонковых тел со временем также уменьшается в большей мере в их передней части. С возрастом также уменьшается сила и величина мышц. В то же время слабеют сухожилия и связки, уменьшается их упругость. Содержание кальция в костях скелета снижается, что способствует увеличению их хрупкости.

Тем не менее, физические упражнения часто остаются единственным способом профилактики ряда заболеваний позвоночника. Во время тренировок высота межпозвоночного хряща быстро восстанавливается, причем независимо от возраста человека.

Регулярная практика Сурья Намаскар может предупредить проблемы с позвоночником, заставляя работать межпозвоночные соединения, развивая поддерживающую мускулатуру позвоночника, усиливая связки и массируя нервы и кровеносные сосуды. Использование Сурья Намаскар как предупреждающую меру от возрастных проблем с позвоночником, может повернуть назад многие из негативных процессов, которые уже развились.

Все йогические асаны подтверждают важность здорового, сильного и гибкого позвоночника при стремлении достичь всеобщего здоровья. Однако имеется и другая, более важная задача. Позвоночный канал является дорожкой для сушумны, центральной нади, через которую происходит подъем освобожденной энергии к сахасраре. Она проходит через чакры, физически локализованные на позвоночнике, которые являются психическими центрами, руководящими развитием в человеке высшего осознания и подавлением его животных тенденций. Самая нижняя из этих чакр – муладхара, которая управляет наиболее основными и инстинктивными аспектами нашей натуры, расположена в основании позвоночника, но не на нем. Когда мы двигаемся вверх по сушумне, чакры выражают более высокие и чистые качества, которые обусловленно повышают качества обычного мирского человека. Каждая более высокая чакра вовлекает прогрессивно более сложные нервные структуры.

На физическом уровне возможный проход нервной энергии требует сохранять спинной мозг свободным от повреждений, чтобы импульсы от головного мозга могли быть преданы без искажений телу и наоборот. Это, в свою очередь, отражается на физическом теле.

Таким образом, манипулирование с Сурья Намаскар дает всему позвоночнику более чем способность поддерживать структурную стабильность в теле. Оно также осуществляет очищение жизненного канала сушумны, чтобы наши энергии могли подняться от корней нашей низшей природы и пробудить наши высшие способности.

Более глубокое понимание структуры позвоночника и его функций дает возможность более полно оценить Сурья Намаскар не только с точки зрения физического здоровья, но также в отношении к процессу духовного пробуждения.

Сурья Намаскар больше, чем только серия физических упражнений, хотя конечно она вытягивает, массирует, тонизирует и стимулирует все мышцы, жизненные органы и части тела с помощью переменных прогибов тела вперед и назад. Но она имеет также глубину и завершенность как духовная практика.

Свами Сатьянанда Сарасвати, говорит о том, что Сурья Намаскар – это практика, которая была передана людям от мудрецов ведических времен. «Сурья» означает «солнце» и «Намаскар» – «приветствие». В древние времена солнце было объектом ежедневного ритуального поклонения, потому что являлось мощным символом духовного сознания. Поклонение внешнему и внутреннему солнцу было религиозно-социальным ритуалом, который предпринимали, чтобы умилостивить силы природы, не подчинявшиеся контролю человека. Эта практика была инициирована просветленными мудрецами, знавшими, что она поддерживает здоровье и ведет к активной, творческой и плодотворной жизни человека.

Сурья Намаскар состоит из трех элементов: формы, энергии, ритма. Двенадцать позиций составляют физическую матрицу, вокруг которой навиваются формы практики. Эти позиции генерируют прану, тонкую энергию, которая активизирует физическое тело. Их выполнение в спокойной, ритмичной последовательности отражает ритмы вселенной, такие как 24 часа в сутках, 12 знаков зодиака в году, биологические ритмы нашего собственного тела. Ритмичное сверхналожение этих форм и энергий на наше настоящее тело и ум, этот комплекс является трансформирующей силой, которая генерирует ядро для более полной и более активной жизни и больше приближает нас к богатствам мира, в котором мы живем.

Цель динамического аспекта Сурья Намаскар – повышение энергии и гармонии физических структур. Когда она скомбинирована с дыханием и мантрами, она распространяет свои эффекты в более тонкие тела и области личности.

Остальная часть работы не может считаться основной, так как касается самого непосредственного выполнения комплекса Сурья Намаскар, и не вызовет интереса у опытных и практикующих йогов, но для новичков, которые выполняли данную практику но не осознавали всей глубины данного комплекса физических упражнений она может составить практический интерес.

В работе использованы выдержки из книги Свами Сатьянанда Сарасвати «Сурья Намаскара – техника солнечного оживления», а также Полный справочник заболеваний позвоночника.

Я желаю всем успехов на пути саморазвития, самоосознания и углубления своей личной практики. OUM!

подробнее ознакомиться с практикой Сурья намаскар вы можете ознакомиться здесь

Гавриш Виктория

Источник