Церковные крестьяне отправляли повинности в пользу церкви

На первый взгляд может показаться, что положение крепостнык
крестьян церковных владельцев не было тяжелым, так как церковные вотчины, как
известно, освобождались от целого ряда государственных сборов и повинностей и
имели такие льготы и привилегии, которых не имели светские владельцы.

Однако, присмотревшись ближе, можно заметить, что
положение церковных крестьян во многом было хуже даже положения помещичьих.
Выгоды от феодальных прав и преимуществ получали некрестьяне, а церковные
владельцы Эксплуатация крестьянского труда ничуть не уменьшилась от того, что
на духовных отцов сыпались различные .милости” со стороны правительства.

Когда с разрушением феодальных отношений и развитием
торгового капитализма правительство, под давлением дворянства и’буржу- азик
стало постепенно сокращать церковные привилегии, то положение, церковных
крестьян еще более ухудшилось, так как церковные- владельцы потерю льгот и
получавшиеся от этого убытки стремились возместить у с и л е н и е м
крепостного гнета и принуждения крестьян

Поэтому неудивительно, что аграрный кризис конца XVI века
вызвал массовое бегство крестьян не только из служилых поместий, но и из
церковных вотчин. Особенно много бежало крестьян в эпоху* гражданской войны
начала XVII в.

Но чем больше редело крестьянское население в церковных
владениях, тем сильнее становилась эксплуатация крестьянскогс труда,, тем
крепче затягивалась петля на шее церковных крестьян. Чем более развивалось
денежное хозяйство, тем формы эксплоатации крестьян становились все более
разнообразными и интенсивными.

Обладая огромными земельными богатствами, церковные
владельцы часть земли отдавали в пользование тяглым крестьянам и за это
получали с них оброк—^денежный или натуральный, или тот и» другой вместе.
Часть земли обрабатывали для своих нужд трудом слуг, детенышей, бобылей,
половников и др. Наконец, часть сдавали в наймы своим или чужим крестьянам
или соседним владельцам— светским или духовным.

С течением времени труд слуг и детенышей на церковных
землях все более и более возрастал. Это об’ясняется тем, что церковная
запашка считалась „обельной”, т. е. свободно’й от государственного-
тягла, в то время как земля, обрабатываемая крестьянами, являлась тяглой.

С этой последней земли взимались в пользу государства
различные сборы й повинности. Естественно церковные владельцы стреми- пись
так или иначе освободиться от тяглового обложения. Наилучшие способом для
этого являлось сокращение тягловой запашки и увеличение церковной.

Тем не менее тяглые крестьяне преобладали в церковных владениях.
Начнем с рассмотрения форм эксплоатации церковными владельцами зтого разряда
крестьян. Тягловая обязанность их состояла в том, чтобы обработать
определенное количество десятин соответственно размерам своих участков

Но вся беда для них заключалась в том, что надел их был
весьма незначительным. Напр., в вотчинах Солотчинского монастыря крестьяне
получали в XVII в. — ,s дес. в трех полях. При этом, при определении
количества долей с которых происходило взимание тягла в пользу государства,
существовал полный произвол.

Раскладкой занималась обычно община, но под наблюдением и
давлением церковных властей. Последние стремились к возможно большему
назначению количества вытей, так как с них поступали сборы и платежи не
только в государственную, но и церковную казну. Между тем, как интересы
крестьян требовали как раз обратного, чтобы меньше гл ^тить в пользу
церковных владельцев и государства.

На этой…почве часто происходили недоразумения, споры и
столкновения. Иногда крестьяне „самовольством сметывали с себя”
раскладку, а в некоторых случаях дело доходило до открытого выступления
против церьовных властей. Так, в 1690 г. архимандрит Солотчинского монастыря Игнатий жаловался митрополиту Яврааму: „а ныне, государь, староста Пётрушка
с небольшими крестьяны ту тяглую землю смешали и прежнюю меру и десятины и
столпы перепортили и складываютця самовольством на малые выти, а лугчую и
навозную землю подмеривают под себя, а худую и не навозную отдают скудным и
маломочным крестьянам, а огороды отнимают друг у друга насильством и
коноплянники, и капустники, и саженые огуречники : перепахивают насильством

Из последних слов архимандрита видно, что борьба крестьян
велась не только против церковных йластей. но и в самой среде крестьян
боролись беднейшие группы с более зажиточными, по отношению к которым,
повидимому, первые применяли „насильство”.

Наделы были настолько незначительными, что приходилось
наиболее „маломочным” крестьянам прибегать к найму церковной земли,
особенно сенных покосов и различных угодий. Такая земля называлась
„отдаточной” и обычно ходила за 20-—50 коп. за „ниву”, (т. е. ок.
десятины).

За пользование этой землей церковные крестьяне-тяглецы
обязаны были платить своим владельцам оброк который являлся обязательным для
каждого, кто сидел на церковной земле. Оброк выплачивался натурой или
деньгами, или тем и другим вместе.

Размер его всецело зависел от произвола церковных властей
и взимался обычно в рассрочку—в 2, 3, 4 срока в году с каждого двора или
.выти”. Лишь в редких случаях объем и содержание оброка согласовывались
с самими крестьянами..

Обычно крестьяне, живущие на землях крупных церковных
владельцев, пользовались большим количеством земли, а, следовательно» платили
оброк в меньшем размере по сравнению с крестьянами мелких владельцев.
Поэтому, как это ни странно на первый взгляд, крестьяне были заинтересованы в
расширении землевладения церковных вотчин и иногда „тысячами выходили на межи
с дубьем и рогатинами гнать межевщиков” во время земельных споров
владельцев соседей между собой.

Первоначально оброк взимался исключительно натурой. Хлеб,
коровье масло, яйца, рыба, грибы, мед, ягоды, куры, гуси, утки, бараны,
свиные туши, хмель, огурцы, капуста, солод, толокно, орехи, холст, шерсть,
овчина, веревки, мочало, лопаты, кадки, корыта, дуги, оглобли, лопаты и
пр.—все это в изобилии доставлялось церковным владельцам с каждой выти.
Иногда в связи с характером крестьянского хозяйства в той или другой
местности заметна специализация оброка. Так, в составе оброка новгородских
церковных вотчин заметно выделяется рыба, казанских, вятских и
вологодских—грибы, рязанских—ягоды и т. д. Конечно, взимание этого
специализированного оброка не освобождало крестьян от уплаты других
„доходов”—так наз. „столовых и конюшенных” запасов.

Последние делились на „окладные” или постоянные и
„неокладные” или чрезвычайные.

 Натуральная часть оброка доходила в некоторых церковных
вотчинах до огромных размеров. Напр., крестьяне Солотчинского монастыря
доставляли ежегодно, кроме хлеба, сухарей и праздничных хлебов, след.
продукты: орехов—до 15 четвертей, 100 ведер грибов, коровьего масла до 50
пудов, меду—до 140 пуд., шерсть, сушеные, соленые и моченые припасы и пр.1).

С развитием денежного хозяйства натуральный оброк
постепенно начинает заменяться денежным
; причем сначала замена
происходит по частям, а затем—в целом. Напр., в одной уставной грамоте 1674 г. оброк определялся следующим образом: „Имати в монастырскую казну, вместо пашни, жнитва и
молотьбы и всякого изделия, кроме сенокосу и на строение бревенного лесу, и
тесу, и скал, и лубья, и драниц, оброку, с 10 вытей, денег по 50 рублей (т.
е. до 900 р.)< в год; да… за столовые запасы, за масло и за яйца, за
грибы, и за- грузди, за ягоды и за овчина, имать с… крестьян на год денег
по рублю с выти”.

В вотчинах Кирилло-Белоозерского монастыря денежный оброк
увеличился за счет натурального на протяжении второй половины XVI века с 157
р. 25 алт. до 299 р. И алт., т. е. с 10000 до 18000 р.

В конце XVI в. в большинстве вотчин Троице-Сергиевой лавры
оброк уплачивался деньгами. ‘ 1 Для крестьян денежный оброк являлся более
тяжелой повин- ! ностью, чем натуральный. При отсутствии сторонних денежных
заработков крестьяне испытывали большое затруднение в уплате оброка в
денежной форме. Неудивительно, что они горячо протестовали против повышения
его.

С развитием денежного оброка эксплуатация церковных
крестьян приобретала более жесткий и утонченный характер. Чтобы иметь верную
гарантию в исправном получении крестьянского оброка, церковные владельцы
часто выпрашивали у правительства так наз. „послушные” грамоты, которые
предписывали крестьянам безпрекословно повиноваться своим владельцам и
аккуратно платить подати и повинности. „И вы бы все крестьяне”,
говорилось в одной грамоте 1626 г. „игуменью Евфимию, келаря старицу Марфу с
сестрами слушали во всем и доход им вотчинников платили, чем вас игуменья, да
келарь с сестрами изоброчут”

Нередко ответственность за исправный взнос оброка
возлагалась на старост и целовальников, которые выбирались самими крестьянами
из своей среды. Жестокая кара и всевозможные репрессии ждали тех крестьян,
которые почему либо не в состоянии были уплатить своевременно оброк. Такие
неплательщики или их поручители подвергались штрафу или немедленно
„выметались” вон из насиженных мест, или ставились „на правеж” и
наказывались „нещадно кнутом”.

Кроме оброка с церковных крестьян взималось еще так наз.
„пожилое  за пользование церковными дворами в случае ухода их из вотчины. В
Судебнике Ивана IV говорилось следующее’- „А который крестьянин живет за кем
год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора (т. е. стоимость ‘/* двора);
а два года поживет и он платит полдвора, а три года поживет и он платит три
четверти двора; а четыре года поживет, и он платит весь двор, рубль и два
алтына (т. е. ок. 70 р.). А пока пожилого нет, и ходити ему вон безсрочно
воля. А который крестьянин с пашни’ продастся кому в полную в хо- лопи, и он
выйдет безсрочно ж, и пожилого с него нет” 2).

За пользование усадебным местом бобыли также уплачивали
особый сбор—так наз. „позем”, или „оброк со двора”.

Тяжело ложились на плечи церковных крестьян „почести”
т. е. подарки и взятки, которые широко раздезали церковные власти.
„Почести” натурой отсылались к большим праздникам в Москву патриарху,
боярам, приказным людям, а также епископам, воеводам и др. нужным лицам.
Напр., в 1667 г. из Солотчинского монастыря было послано „свежей рыбы к
празднику успения в поднос святейшему патриарху и в почести начальным
приказным людям три белые рыбицы да щук и судаков и лещей и язей на 2 р. 17
алт. 3 деньги (т. е. ок. 35 р.) 3).

Расходы по угощению почетных гостей, приезжавших в
церковную вотчину, и, особенно, различных чиновников-переписчиков, межевщиков
и др. также тяжело отзывались на крестьянах, об;занных доставлять ко
.двору” съестные припасы и, паже, деньги.

Особенно дорого обходились взятки, которые раздавались
церковными властями московским и местным приказным, а также „дани”,
которые шли на содержание архиерейских домов, митропольичих боярских детей и
др.

Периодические выезды архиереев в столицу вызывали также
большие поборы с крестьян, так как владыка отправлялся не один, а за ним
следовала многочисленная свита и целый обоз с ризницей и всякими
припасами—с’естными и конюшенными. Эти поездки обходились весьма дорого.
Напр., путешествие в Москву (1696 г.) ростовского митрополита Иосифа обошлось
859 р. и 6 алт., (т. е. до 150.000 р.)

На крестьян ложились также расходы по назначению и
перемещению епископов. Переезды, богатые угощения, а, главное, взятки
требовали больших денег. Так, за доставление в архиепископы устюжский
архиерей Иосиф заплатил патриаршему дьяку 3000 руб. (т. е. до 50.000 руб.)

Наконец, каждый более или менее влиятельный владыка
стремился иметь а столице так наз. подворья, где они имели бы возможность
останавливаться. Содержание этих подворий также дорого обходилось крестьянам.

Одновременно с оброком, „пожилым” и др. поборами
церковные крестьяне должны были нести в пользу своих владельцев целый ряд
тяжелых и разнообразных повинностей, носивших название „изделье” или
„страда”, или „дело*.

Эту издельную повинность церковные владельцы стали
применять очень рано. Уже в уставной грамоте митрополита КипрйаНа 1381 г. перечисляются основные в^аы „изделья” в следующем виде: „монастырские люди обязаны
церковь „наряжати”, монастырский двор огораживать, строить хоромы,
пахать, „взгоном” (т. е. сообщаI пашню игумена, засеять ее, пожать и
свезти хлеб, скосить сено и привезти на монастырский двор, ловить рыбу весной
и зимой, оплетать сады, прудить пруды, ходить на бобровую охоту и делать
„загоны”, на великий и петров день приходить к игумену с приношениями,
„что у кого в руках”. Кроме того, крестьяне должны к празднику смолоть
ржи и солода, испечь хлеба, наварить пива, намолотить ржи на семена, напрясть
льна, приготовить все снасти для рыбной ловли. Наконец монастырские люди
обязаны доставить „яловицу” (т. е. молодую корову) к празднику, а при
приезде игумена на „братчийу” (т. е. общественную трапезу) каждый
участник ее должен дать по „зобне” (т. е,’кошелю) овса для монастырских
лошадей”  ).

Яркую картину „иЗделья” более позднего происхождения
, дает •уставная’ грамота Соловецкого монастыря 1561 г. В ней перечисляются Следующие обязанности крестьян: 1) работа на монастырском дворе и гумне,
2) выполнение полевой „страды” на монастырской пашне и сенокосе, 3)
„повоз”, т. е. обязанность отвозить на крестьянских подводах
монастырские продукты на рынок—местный или дальний. Причем, все эти работы
должны были выполняться „на солнечном восходе, как десятской весть
подаст”, или „когда приказчик их позовет,,. Виновным в неаккуратном
выполнении грамота грозила денежным штрафом и другими наказаниями.

Изделье” обязаны были также отбывать
церковные бобыли. Обычно размер и характер бобыльских „издельных”
повинностей
зависел исключительно от церковных властей. „Жити нам в
троицком дому”, говорилось в одной бобыльской порядной 1645 г. „в каком чину архиепископ укажет”. В других порядных бобыль давал обязательство „оброк
платить, чем положат”

Читайте также:  В чем польза философских знаний при ответе используйте известные вам учения философов

Источник

С развитием денежного хозяйства все более и более
расширяется церковная запашка и крестьяне, слуги и детеныши начинают
массами привлекаться для обработки церковной земли. Вплоть до половины
XVI века церковные владельцы, однако, собственной запашки почти не имели и,
следовательно, барщина была мало развита. Напр., в Ярославской вотчине
Троице-Сергиева монастыря в нач. этого века было всего 979 четвертей пашенной
земли; из этого количества только 20 чет. числилось за монастырем, а
остальные—за монастырскими крестьянами.

Кроме того, барщина первоначально не была тяжелой;
крестьяне на 5 десятин своей земли должны были пахать не более 1 церковной
десятины. Но постепенно давление крепостного пресса все более и более
усиливалось и со второй половины XVI века барщина /, становится
распространенной формой эксплоатации.

Церковные владельцы начинают вести крупные хозяйства.
Напр. в вотчинах Троицкого монастыря в Переяславль-Залесском уезде в конце
XVI в. было монастырской запашки 1228,5 дес., в то время как в начале XVI в.
собственной запашки монастыри не имели В конце этого века нельзя было
встретить ни одной церковной вотчины, которая бы не отводила под барщину
определнного количества земли. В некоторых церковных владениях барская пашня
достигала 50% общего количества земли. Были случаи, когда барщина поглощала
все повинности в пользу церковного владельца. Так, в кишкинской вотчине
Троице-Сергиева монастыря крестьяне должны были „за зсякие монастырские
доходы”, т. е. вместо различных повинностей, „пашню пахать по пяти
десятин с выти” ‘).

Церковные владельцы с поразительной точностью следили за
выполнением барщины. В одном наказе монастырскому приказчику <1632 г,) весьма подробно перечислялись все крестьянские работы по монастырской запашке. Тут
говорилось, прежде всего, что пахота на монастырских землях должна начинаться
во время и прежде крестьянской запашки, „не испустя пашенного и посевного
времени”. Пахота должна производиться „на мягко, чтобы груд не
было”.

Требовалось, чтобы земля тщательно удобрялась навозом,
который привозится или с монастырских дворов или с крестьянских в
определенном размере. При этом строго наблюдалось, чтобы крестьяне, „навоз
возили сполна и равномерно на ближние и дальние десятины и чтобы не сбрасывали
его „для легкости” по лесам и оврагам, не довезя до пашни. Количество
потребных семян точно определялось, а именно по 2 четверти ржи и 4 четверти
овса на десятину; причем остаток •семян должен быть возвращен в монастырскую
житницу. Когда поспеет хлеб, то количество снопов должно быть точно учтено и
записано в особые „ужинные” книги. После окончания жатвы крестьяне
должны хлеб предварительно просушивать „гораздо” и складывать в
небольшие скидры, которые должны тщательно укрываться соломой, „чтобы сверху
не набивало”, кругом окапываться, чтобы „полою водою не подмочило”,
оплетаться „плетнем высоко, чтобы животина не ела и не отирала” 3).

Вымолоченный хлеб крестьяне должны были свезти на своих
подводах в церковные житницы, а оттуда в известные сроки отправлять в места
для продажи.

Барщинная повинность распространялась также и на
церковный сенокос, начиная с косьбы сена, уборки его и кончая ^свозом”
его или на рынок, или на церковный конюшенный двор. Точный учет скошенного
сена проводился приказчиком совместно со старостами и целовальниками

Кроме того, крестьяне обязаны были производить все работы,
связанные с постройкой или ремонтом церковных построек, рубить и возить лес и
дрова, ставить и чинить ограду и заборы, строить „всякое церковное
строение”, производить мелкие „изделья”, чтобы церковного осудения
не было”, прудить пруды, пиво варить, хлеб молоть), лен прясть и пр.

„Издельные” повинности с течением времени все более и
болеем усложнялись. Напр., крестьяне Солотчинского монастыря в конце; XVII в.
наряду с вспашкой „сгоном”, (т. е. сообща) монастырской; пашни до 41
нивы, выполняли, кроме того, след. работы: пахали огороды и коноплю на них
сеяли, садили капусту и огурцы, рыбу ловили, выполняли различные строительные
работы на монастырском дворе, охраняли колодников, возили навоз на
монастырскую пашню,, возили глину, делали кирпичи, возили дрова и лучины,
доставляли* подводы для монастырских нужд и т. п.

Иногда крестьяне отбывали „рыбную” повинность. В
одном прика- щичьем наказе (1689 г.) порядок выполнения ее определялся
следующим образом: „рыбные ловли в р. Мокше и в озерах ловить
монастырским’неводом, который делать из монастырской пеньки; пряжу- прясть
монастырским крестьянам; невод делать в 40 сажень длиной’ и „матица” 5
саж.; к этой рыбной ловле привлекать по очереди по> шести человек „промеж
деловой поры; рыбу ловить весной и летом- .неоплатно” и присылать в
монастырь по первому зимнему пути” 3)_

С течением времени крестьянские работы на церковной земле
все более и более усложнялись. В первой половине XVIII в. церковная
барщина
приобретает необычайно пестрый вид. Крестьяне на* ) церковных
полях пахали, косили, молотили, хлеб мололи, лес возили,, пасли табуны, рыбу
ловили, варили пиво, квас, несли караулы, произ— 5 водили различные
постройки, работали на мельницах, винокурнях и пр.

В имениях тобольского знаменского монастыря надолго
каждого „венца” (т. е. тягла) приходилось выполнение сдед. работ: пахота
на- своих лошадях по ‘/3 десятины, жатва хлеба по 60 „суслонов”, уборка
ячменя, поставка двух подвод в город (расстояние 63 версты) и двух. На
мельницу (16 верст) возка хлеба, сена, дров, рыбы и пр., несение: караульной
службы, собирание хмеля, добыча серы с хвойных деревьев, плетенье 1 саж.
рыболовных сетей из своей конопли, приготовление по V4 толокна, прядение по 10 фунтов пряжи на невода,’ й т. п.

Но это еще не все. Крестьяне обязаны были уплачивать
многочисленные сборы. С каждого „венца” получалось: 20 возов сена с
заменой денег от 2 до 5 руб. (т. е. 28—70 р.), ‘) 2 саж. дров, 2 бревна,. 2
кади угля, 10 фунтов лыка, 3 скалы бересты, 1 лопата, 1 ведро- груздей,
решето грибов, 5 арш. тонкопр полотна (с каждой девушки),, ведро смолы (с Ю
душ), сани и дровни (с 10 „венцов”)  ).

Из одного этого перечня работ, повинностей и сборов
видно,- насколько тяжела была участь церковных крестьян. Неудивительно,, что
крестьяне этого монастыря жаловались на „крайнее разорение”.- Крестьяне
Коряжемского монастыря жаловались, что они „у того монастыря работали всякая
как летняя, так и зимняя работа безысходно, отчего их пашенные земли
запустели, тако-ж и сенные покосы лесом поросли и от тех работ пришли в
великое отягощение- и нужду” 3).

Чаще всего барщина соединялась с взиманием денежного
оброка- Можно привести несколько иллюстраций. В вотчинах Новоспасского-
монастыря (в шацком уезде) крестьяне обрабатывали монастырской; земли 504
десятины, давали 16 четвертей ржи и 16 четвертей овса, подвод для отвоза
монастырского хлеба в Москву. Кроме того, с крестьян взималось 90 руб. (т. е.
630 р.) оброка и особый денежный сбор вместо мелких натуральных сборов’по 30
копеек с души.

Крестьяне Троицкого-Колязина монастыря, кроме работ на
монастырских полях и обычных взносов натурой, должны были ежегодно платить
деньгами оброк, который собирался или самостоятельно, или вместо части
натуральных поборов. Величина этого ежегодного оброка была различна. Так, в 1756 г. 5900 р. (т. е. 53.100 руб.) и 143 барана.

Церковная статистика велась в то время аккуратно. Это дает
нам возможность дать точное перечисление многочисленных поборов с церковных
крестьян. Напр., с крестьян Успенского Трифонова монастыря в 1761 г., было взыскано, кроме денежного оброка в 10.000 рублей, (т. е. около 90 000 р.) еще огромное
количество продуктов натурой. Вот их перечень.

1.         С обработанной монастырской земли крестьяне
доставили:

2080 четвертей ржи, 125 „ ячменя, 1873 „ овса,

24        „ пшеницы,

11 пудов льняного семени,

11 я коноплянного семени,

21 »     хмелю.           |

2.         Столовых запасов:

264 ведра свежей малины, 42 „      „ смородины,

9 „ соленых рыжиков,

53U пуда сушеной малины,’ 3% ,   „ черемухи,

270 „ меду, 10 четв. сушеных грибов, l’/г „ хрену.

3.         Конюшенных припасов:

142 пары оглобель, 151 плах лесу, 150 шт. лубов, 89 „
круглых деревьев,

25        „ черемуховых дуг, 50 „ лубов” на мочалье.

Если к этому прибавить, что церковные власти вмешивались
во все детали барщинных работ, стремясь как можно больше выжать из крестьян
труда,—то станет понятным, почему церковные крестьяне предпочитали денежный
оброк барщине. Несмотря на тяжесть оброка и злоупотребления церковных
властей,—все же крестьяне, по крайней мере, не чувствовали- над своей головой
непосредственного вмешательства в их ежедневную, хозяйственно-бытовую жизнь.

Однако как оброчные, так и барщинные крестьяне не были
ra^f рантированы от захвата их земель церковными владельцами. Последние в
любое время могли отнять участки, находившиеся в пользовании крестьян, или по
своему усмотрению обменить крестьянские на-1 целы на церковные земли худшего
качества. /Гак крестьяне Муромского собора жаловались, что протопоп отнял у
них 45 десятин пахотной земли и покосов.

Важнейшей формой эксплоатации церковных крестьян, кроме:
оброка, барщины и различных повинностей, являлось также взимание с них
огромного количества различных пошлин и штрафных -или „пенных” денег. На
этих сборах одновременно наживались государственная и церковная казна, с
одной стороны, и церковная администрация,—с другой,

Обычно правительство поручало взимание пошлин с церковных,
крестьян духовной власти с передачей в ее пользу некоторых или всех пошлинных
сборов „на кормление”. Конечно, духовные отцы и их приказчики
пользовались предоставленным им правом, стремясь превратить пошлины и штрафы
в важнейшую статью обогащения.

Кажется не было в жизни церковных крестьян ни одного
хозяйственно-бытового шага, который не требовал бы оплаты пошлинами,, или не
карался бы штрафами. Церковные власти умышленно опуты~ вали весь жизненный
уклад крестьян всякими правилами, постановлениями и запрещениями, чтобы можно
было за каждое нарушение их или ослушание собирать многочисленные платежи.

Все сделки и хозяйственные мероприятия крестьян
оплачивались. При реализации каждого хозяйственного акта по покупке, продаже
или обмену различных экономических объектов взимались пошлины. „Я кто своей
жеребей (т. е. участок) продаст или променит”, говорилось в одной
уставной грамоте 1561 года, „и прикащику имати на то№ явки менового, с обоих
половин, на монастырь полполтины” ‘).

Если дело шло о порубке межевых знаков на полях, о
перепашке пустошь и сенных угодий или о самовольном переселении из одного
двора в другой, из села в село,—то с виновного взималась пошлина так наз.
„боран”. „Кто у кого межу перепашет”, читаем в одном наказе (1632 г.) приказчику, „межевой боран в два алтына; кто у кого пожню или пустошь перекосит-перекосной
боран по 8 денег; кто у кого хлеб потравит, или сенные покосы
выкормит-потравной боран в 3 алтына и 2 деньги; кто из двора в двор
перейдет—перехожий боран в 3 алтына и 2 деньги”  ).

Платили также церковные крестьяне и в случае найма
работников или приема посторонних людей, семейных разделов или выделов_

Церковные власти строго наблюдали за тем, чтобы даровая
рабочая сила не ускользала из их цепких эксплоататорских рук. Поэтому
запрещалось крестьянам при посредстве женитьбы или замужества переходить к
другим помещикам; требовались так наз. „отпускные памяти” в тех случаях,
когда крестьяне женились на женщинах, принадлежавших другим владельцам.
„Следует накрепко приказать”, говорилось в одном монастырском у.казе
1653 года, „чтобы крестьяне сами, их дети, братья, племянники и внучата не
женились на чужих девках и вдовах без „отпускных памятей” и настрого
заказать попам, чтобы они в таких случаях не венчали” 3).

Большей тяжестью падали на церковных крестьян различные
штрафы за нарушение обязательных правил внутреннего распорядка в церковных
вотчинах. Напр., крестьянам запрещалось торговать вином, медом, пивом и
табаком, так как духовные отцы предпочитали сами наживаться на кабаках и
лавочках, приносивших огромные доходы. „Который крестьянин или казак купит
вина (помимо монастырских кабаков), на нем велеть прикашику доправить на себя
20 алтын,, да доводчику 4 гривны”—говорилось в одном церковном приказе.

Взыскивалось пени с крестьян и за игру в „зернь”: „а
кои крестьяне0, читаем в том же приказе, „станут меж себя зернью играти, с
тех взяти прикащику 10 алтын, а доводчику 2 гривны” ‘).

Ослушание хозяйственных распоряжений церковных властей или
.самовольство и упрямство” крестьян влекло также уплату пени. Особенно
строго каралось .ослушание” во время полевых работ. В таких случаях
„смиряли монастырским смирением”, т. е. подвергали самому тяжелому
монастырскому режиму и церковному покаянию. „Л. кои крестьяне”,
говорилось в одном наказе приказчику, „на монастырский двор, на сходы, или на
монастырские изделия, ходить нестанут и учнут очуряться, и на них править за
их непослушание на монастырь по 10 денег с человека, прикащиком хоженого по 1
деньге; а кто беден, и его смирить монастырским смирением, чтобы впредь-
никому очурятца было неповадно” 3).

Денежная ответственность на крестьян падала и в случае
обнаружения у них „татей разбойников и всяких воровских людей”.

Даже „братчины”, т. е. общие праздничные пиры
сопровождались также уплатой особых пошлин.

Если к сказанному прибавить таможенные и судебные
пошлины,, которые должны были уплачивать церковные крестьяне в пользу своих
эксплоататоров, о чем говорилось выше, то картина тяжелого экономического
положения их получится полная.

Читайте также:  Лобио из фасоли вред польза

Источник