Будем пользу причинять да ласкам подвергать

У психиатрии непростые отношения с религией. С одной стороны, психиатрии как дисциплине научной пристало на веру ничего не принимать, посему откровения пророков рассматриваются лишь как материал для ознакомления и с целью повышения общеобразовательного уровня, а относительно самих пророков и мессий было выдвинуто немало предположений, особенно по части психопатологии. С другой стороны, предмет, являющийся объектом внимания психиатров, сам не поддаётся измерению и не может быть представлен к столь же тщательному осмотру и анатомированию, что и бренное человеческое тело. Посему на многие вопросы ответ «Бог его знает» остаётся преобладающим.
Сейчас между психиатрией и РПЦ установилось некое подобие негласного перемирия. Психиатры не щурятся пристально на заявления пациентов о том, что они блюдут пост и ходят на литургии, а священники убеждают прихожан из числа наших больных, что господь одобряет не только горячую, от сердца, молитву, но и регулярный, от участкового психиатра, приём лекарств. Более того, у нас при дневном стационаре открыт храм Святого Пантелеймона. Чтобы без отрыва от процесса лечения.
Мне приходилось общаться с разными священниками. Одного даже приходилось лечить. Более же всего запомнилась мне беседа с одним батюшкой. Вы знаете, есть такой тип людей, о которых говорят — породистый. Так вот, батюшка был таков. Высокий, статный, плотно сбитый, крест отклоняется от вертикали на должный солидный градус, борода лопатой, густющая, но главное — взгляд. Такой добрый-добрый. И с лукавой искоркой. И бас. Таким не то что бокалы — чугунки крошить можно! И степенные, экономные движения. Перекрестил — что душу заштопал. Не идёт — шествует. Сразу видно — божий человек. Такому на исповеди и не захочешь, а поведаешь, с кем, когда и сколько раз, не считая размеров взятки, данной-взятой намедни.
Речь зашла о том, какова, с точки зрения церкви вообще и батюшки в частности, причина психических расстройств.
Ну, сын мой, с неврастенией всё более-менее понятно. Сие страдание суть наказание души за грех гордыни. Не оценил человек истинного запаса своих душевных сил, возомнил о себе больше, нежели чем на самом деле из себя представляет — вот и растратил лишнего, вот тебе и страдания, и душа комком за грудиной сжалась, и члены затряслись, и сердечко бьётся трепетно, да и от любого звука-блика вздрагивает аки заяц под кустом.
А, положим, обсессивно-фобические явления?
Это, чадо моё, есть одержимость. Демонические мысли, –
брови святого отца чуть сдвинулись, и я почувствовал лёгкий дискомфорт. На месте демонических мыслей я бы поспешил убраться подальше в геенну огненную, от карающей пудовой десницы подалее.
А истерический невроз, батюшка?
Истерический невроз, равно как и кликушество, суть необузданный разгул страстей низменных, распущенность и отсутствие внутренней сокровенной строгости к себе. Ох, и беда с такими прихожанками! От иной не знаешь, чего и ожидать — то ли лоб расшибёт, молитву творя, то ли под рясу к тебе полезет — мол, проникся ли отче ея срамною красотищей, тьфу ты, господи прости!
А с ипохондриками что? Что по этому поводу думает святая церковь?
Церковь, сын мой, знает. Это вы, люди светские, думаете, в том удел души вашей незрячей, чтобы к истине наощупь брести, аки котята слепые, несмышлёные. Ипохондрия сиречь сотворение кумира из своего драгоценного здоровья. Помнишь, чадо, слова о том, что тело — храм? Так вот, храм-то храм, но только лишь как хоромы для души, не более. А до кого-то не дошло слово божье — ну да что ж поделаешь, видать, пока господь мудростью одаривал, эти охламоны в своей хоромине евроремонт делали. Или унитаз импортный ставили.
Отче, мы с вами всё о неврозах толковали. А психозы – это что? С бредом, галлюцинациями…
А вот это, сын мой, от лукавого. С этим биться и нам, и вам. Нам — молитвой и постом, вам — галоперидолом.
То есть, одной лишь молитвой — никак? –
решил я подначить батюшку. Он взглянул на меня очень терпеливо и понимающе — дескать, иной бы огрёб и за меньшее, да что с тебя, материалиста диалектического, возьмёшь, окромя анализа кала на гельминты…
Чадо, вот ежели б Богу было угодно чудеса творить направо и налево, да на оленях разъезжать, да каждому подарочек под ёлку ховать — он бы так и делал, да только мудрость его превелика, и чует спаситель — зело велика в народе страсть к халяве, дай вам поблажку — вы не то что Бога, вы как ходить и хлеб насущный добывать разучитесь, а будете только милостей клянчить да адвокатам жаловаться — мол, тут не по списку благодать снизошла да там вовремя елей с манной небесной недопоставили. Дудки! Только потом и кровью, трудом ежедневным да благодарностью превеликой за хлеб насущный. Аминь.
Я даже перекрестился, чем заслужил степенный наклон головы и одобряющий взгляд. Батюшка ушёл, оставив в душе невольное восхищение и белую зависть: бывают же люди!
Зачем люди вступают в партии? Да зачем только не вступают! Кто-то из идейных соображений, кто-то из приземлённо-материалистических, кто-то со скуки, кто-то просто плохо смотрел под ноги на своём жизненном пути — причин много. Я могу назвать ещё одну — бредовую.
Отследить начало очередного обострения у Павла (назовём его так) было несложно: достаточно было спросить, не вступил ли он в партию. Если нет — значит, всё в порядке, человек пьёт лекарства аккуратно, и причин для беспокойства нет. Если вступил — значит, лекарства пьёт вместо Павла большой белый санфаянсовый друг, и пора готовить палату с видом на окрестные коттеджи. Почему?
Всё просто. Есть у Павла одна идея, которая начинает свербить лишь во время обострения. Идея партийного строительства. Как промежуточный этап на пути к президентскому креслу. А то протирают его, бедное, все, кому не лень, и лишь его, Павла, базис, единственно достойный кремлёвской мебели, почему-то до сих пор находится с этим креслом в карьерно-топографическом диссонансе.
Раньше на всех президентских выборах он вместо галочки вписывал в бюллетень свою фамилию: вдруг всё же получится? Но фортуна упорно крутила романы с другими, и на попытки Павла обаять её с наскока лишь возмущённо заявляла, что он-де не в её вкусе, и вообще к лошадям у неё идиосинкразия. Пришлось менять тактику и приступать к планомерной осаде. Павел рассудил, что верный путь к президентскому креслу лежит через партию. То есть, надо стать сначала просто членом, потом — выдающимся, затем — лидером, а там уже и до Кремля недалеко.
Первым его выбор пал на «Единую Россию», что было закономерно: телефоны и адреса этой партии можно найти, пожалуй, в любом психоневрологическом диспансере, на любой доске информации. Павел решил, что надо организовать партийную ячейку на базе дневного стационара и становиться её секретарём: глядишь, и заметят его выдающийся организаторский талант. И он кинул клич: все в партию! Дурдом — кузница руководящих кадров! Полтинник каждому, кто во всё это вступит! На полтинник, выделенный из личной пенсии, клюнули четверо, но в партию так и не вступили. Денег, впрочем, тоже не вернули, сославшись на эпик фейл…то есть, форс-мажор.
Призыв вступить всем пациентским составом диспансера в ЛДПР, прозвучавший во время следующего обострения, был неожиданно подхвачен на «ура»: уж очень близкими и родными показались как идейная подоплёка, так и сам партийный лидер. Дело застопорилось на втором этапе, когда потребовалось принести фотографии и заполнить анкету. Психопатов она выбесила, двое параноиков сочли ряд вопросов анкеты слишком подозрительными, а трое пациентов с дебильностью узнали почти все буквы в анкете, но не смогли понять, что означает их совокупность. В итоге обилеченным оказался один Павел, но через некоторое время обострение прошло, и он понял, что переплюнуть Жириновского в плане харизмы и эпатажа ему не под силу даже в маниакально-бредовом состоянии.
С КПРФ тоже не сложилось: требовались рекомендации и характеристики от двух коммунистов, а также необходимо было пройти собеседование на знание устава партии, и Павел решил, что с такими бюрократами ему связываться не с руки.
В штабе «Справедливой России» у него приняли анкету и фотографии, пообещали принять решение — и принимали его пять лет, после чего известили, что в связи с реорганизацией партии требуется повторить процедуру ещё раз. Павел, оценив скорость реакции, понял, что такими темпами до президентского кресла он доползёт в лучшем случае годам к восьмидесяти — и вежливо отказался.
Потом были партия 5 декабря и либертарианская партия, но их Павел покинул быстро, поняв, что партийные вожди с пальмы первенства не слезут даже в случае принудительной эволюции, и на премию Дарвина тоже не польстятся.
Другой бы уже давно отчаялся, но не Павел. Теперь у него новая идея: если нет ему места у руля готовой партии — надо создавать свою! Он уже и название придумал: «Партия свободного разума». Тезисы? Да пожалуйста! Психиатрия — лженаука и мастдай! Ни одна мысль не является бредовой, если её можно аргументировать! Любой человек имеет право невозбранно слышать любые голоса и видеть любые видения! Любая реальность имеет право на существование! Долой нейролептики!
Павел уверен: кворум он наберёт, за единомышленниками дело не станет. Осталось сформировать агитбригады и отправить их по диспансерам страны.
Когда-то, в период
 триумфального шествия Советской власти,
 было поветрие — давать новые имена. Так
 появились Виллены, Вили, Октябрины и
 Даздрапермы. Учитывая нынешний
 прагматично-дисфоричный настрой
 электората, трудно ожидать появления
 на свет Влавлапутов и Даздрапопенсов,
 но скучать тоже не приходится.
Вася (назовём его так)
 болеет давно. Инвалид второй группы.
 Чаще всего его беспокоят голоса. Чаще
 всего голоса несут всякую чушь, и Вася,
 в той или иной степени добровольно,
 сдаётся в дом у шоссе — поправить
 пошатнувшееся психическое здоровье,
 пообщаться с давно знакомым персоналом
 и не менее давно знакомыми соседями по
 палате. Рутина, одним словом.
На этот раз голос в
 голове был на редкость убедителен и
 резонен, фразы звучали чётко, при малейшем
 намёке на непонимание или, паче чаяния,
 непослушание, взвинчивая тон до
 непереносимого рёва.
Так жить дальше
нельзя, – заявил голос.Как жить нельзя? –
робко поинтересовался Вася, приготовившись
на всякий случай набрать номер приёмного
покоя: мало ли, ещё начнёт за суицид
уламывать!Ты, Вася, не живёшь,
а прозябаешь, – вынес вердикт голос.Прозябаю, – безропотно
согласился Вася, ибо крыть было нечем.Надо что-то менять
в твоей жизни, – с напором бульдозера
продолжал голос.Может, не надо? –
жалобно спросил Вася, памятуя о своих
прежних попытках что-то круто поменять.
С последующими госпитализациями.Надо, Вася. Надо, –
процитировал голос — и начать надо с
фамилии.Господи, чем тебе
моя фамилия не угодила? – простонал
Вася.Вася, это вопрос не
личного предпочтения, а твоего будущего
человеческого счастья. И не вздумай
упираться. Ты, сукин сын, будешь счастлив
вне зависимости от того, хочешь ты этого
или нет!Да я, в общем-то, не
против, но при чём тут моя фамилия?Вася, всё дело в магии
имён. Точнее, фамилий. Как бытие определяет
сознание (слышал о таком феномене?), так
и фамилия определяет судьбу своего
владельца. С тем, что мы имеем, историю
творить не просто бесполезно, но и прямо
противопоказано.Но я не…
МОЛЧАТЬ!!! СЛУШАТЬ И
СОГЛАШАТЬСЯ, В КОНЦЕ БЕСЕДЫ ПОДСКОЧИТЬ
И СПРОСИТЬ «РАЗРЕШИТЕ БЕГОМ?»!!!Всё-всё-всё, уже никто
ни с кем не спорит, только не ори так
громко!Вася, у меня есть
одно полезное качество: как бы громко
я ни орал, соседи услышат только твои
реплики с галёрки. Так что давай ты не
будешь выставлять себя идиотом и будешь
слушать сюда. Поскольку тебе один хрен
слабо, я уже всё продумал. Фамилия твоя
теперь Гитлер-Разумовский (для читателей
— вторая часть фамилии произвольная).Что?!!
Я так и знал, что ты
дашь аффект. Так вот, пока хватаешь
воздух ртом и хватаешься за сердце,
приведу убойные аргументы. Гитлер,
конечно, сволочь та ещё. Но! Сволочь
харизматичная, этого не отнять. Чтобы
сбить с понталыку целую нацию
законопослушных и основательных
бюргеров — это, я тебе скажу, талант
нужен. Теперь его не знает только
имбецил. Ты, Вася, тоже сволочь — НЕ
ВОЗРАЖАТЬ!!! То есть, один задаток для
успеха уже есть. Не хватает харизмы и
известности. Фамилия — уже половина
успеха, остальное разыграем, как по
нотам.А Разумовский-то тут
при чём? – слабо простонал Вася.Вася, ты шизофреник,
а не дебил, поэтому нечего тупить! Ты
не хуже меня знаешь, что эту фамилию
носит заведующий отделением, где ты
частый гость. Если для лояльности
судьбоносных факторов нужна грубая
лесть, то так и следует поступить.
Поверь, Вася, супротив своего наполовину
однофамильца доктор будет безоружен!
Это в нашем деле прямо-таки козырь.Ага, вроде пятого
туза… А дальше-то что? – спросил впавший
в полутрансовое состояние от обрушившихся
на него новостей Вася.Это хорошо, что мы с
тобой так быстро достигли полного
взаимопонимания по первому вопросу.
Неси карту, будем рисовать направления
главных танковых ударов. А завтра — в
ЗАГС.Нас не поженят, –
попытался в последний раз возразить
Вася.ИДИОТ!!! Я ТОБОЮ И БЕЗ
ЖЕНИТЬБЫ ОВЛАДЕЮ!!! ТУДА ТЫ ФАМИЛИЮ
МЕНЯТЬ ПОЙДЁШЬ!!!
До участкового врача
 Вася добрался только на третий день, с
 новым паспортом и картой оккупации
 Европы. Переписывая титульный лист
 амбулаторной карты (шутки шутками, но
 в ЗАГСе фамилию поменяли), доктор
 задумчиво произнёс:
Взять, что ли, себе
фамилию Сталин-Рабинович? Эк бы я
развернулся…
Мне килограмм правильных дрожжей, пожалуйста!
Похоже, псилоцибин всё-таки займёт свою нишу в психофармакологии. Раз уж ему дали зеленый свет для терапии прорыва при…
Эмпатия и парацетамол
Недавно рассказал вам о том, как снижение уровня холестерина делает человека зле и агрессивнее. И спрашивал, интересно ли вам…
Снизишь холестерин – злее будешь
Одна из причин, по которой среднестатистический человек опасается принимать препараты, назначаемые в психиатрической практике —…
Экстази против ПТСР
Наверное, я не первый, кто заметил новую тенденцию в нашей психофармакологии. Вернее, не то чтобы новую, а хорошо забытую и…
Недостающее звено в процессе лечения психических болезней
Эта статья изначально была написана мною для коллег из Германии, поэтому заранее прошу не удивляться некоторой сухости и намёка…
Любовь, секс и антидепрессанты
Знаете, как обозвали в своей рабочей терминологии нейробиологи такое чувство, как любовь? Наслаждайтесь: любовь — это…
В арсенале психиатров может появиться новое лекарство
О том, чем лечили наших пациентов в более-менее обозримом прошлом, я вам однажды рассказывал. Имели место самые разные по…
О ноотропах и об их будущем
Ещё будучи студентом, восхищался профессорами — не всеми подряд, а теми, кто способен донести груз своих знаний до аудитории…
Депрессия? Кладём на неё прибор… и включаем ток!
Психиатрическая страшилка времён активного использования ЭСТ — мол, положат в дурдом и будут лечить электричеством — получила…
Познакомившись с описанием истерических эпидемий в Европе и оценив их масштаб, кто-то из вас наверняка задал себе вопрос – а как же мы? Нешто в России ничего похожего не происходило? Успокою: происходило. Правда, формы принимало несколько иные, но было, было.
Благо условия для возникновения таких эпидемий тоже имелись. Правда, по большей части не в городах, а в сёлах: всё-таки, во-первых, страна была преимущественно аграрной, а во-вторых – в городе всё же жилось попроще. А так – всё как на заказ: и суровый быт, и тяжёлая работа, и своды писаных правил и неписанных понятий, да таких, что особо не разгуляешься. А душе-то хочется если не праздника, то хотя бы выходных… А тут такая лазейка, заботливо оставленная обществом: к дуракам, юродивым и блаженным у нас испокон веков отношение особое. Не сказать чтобы нежное, но довольно терпимое. Плюс рассказы тёмными вечерами в тёплой компании о том, что в соседней деревне вдова кузнеца – та ещё ведьма, и порчу наводит, едва глянув. А в Чувашском Чикилдыме и вовсе демон завёлся, Икоткой кличут, и повадился поганый в людей с прокисшим квасом проникать…
И потянулись кликуши, голося на разные лады, по церквям да монастырям. Преимущественно в Москву да в Киево-Печерскую лавру: там, говорят, батюшки дюже сильные, отчитывают на раз, вся порча из человека с корчами быстро выходит. Опять же, паломничать – не работать. Бывало, правда, и такое, что не все до церкви добирались. Терпеть-то кликуш терпели, но по их наводке могли такого натворить… Так в 1879 году в деревне Врачево Тихвинского уезда Новгородской губернии, с колдуньей разобрались без инквизиции: мол, пока доедут, пока с батюшками о взаимодействии и совместной операции договорятся:
«Убеждение, что Игнатьева колдунья находило себе поддержку в нескольких случаях нервных болезней, которым подвергались крестьянки той местности, где поселилась Игнатьева. Около Крещения 1879 г. Игнатьева приходила в дом к крестьянину Кузьмину и просила творогу, но в этом ей отказали; вскоре после того заболела его дочь, которая в припадке выкликала, что попорчена Игнатьевою. Такою же болезнью была больна крестьянка деревни Передниково Марья Иванова. Наконец, в конце января 1879 г. в деревне Врачево заболела дочь крестьянки Екатерина Иванова Зайцева, у которой ранее того умерла от подобной же болезни родная сестра, выкликавшая перед смертью, что попорчена Игнатьевой». Так как Иванова выкликала, что попорчена Игнатьевою, то ее муж, отставной рядовой Зайцев, подал жалобу уряднику, который и приезжал во Врачево для производства дознания за несколько дней до сожжения Игнатьевой. «Крестьянин Никифоров просил крестьян защитить его жену от Игнатьевой, которая будто бы собирается ее испортить, как об этом выкликала больная Екатерина Иванова. Игнатьеву заперли в хате, заколотили окна и сожгли. 3-х участников приговорили к церковному покаянию, остальные признаны невиновными».
Один раз локальная эпидемия кликушества разразилась на свадьбе в селе Большом Петровском Подольского уезда Московской губернии. Начавшись с невесты, болезнь перешла затем к жениху и охватила 15 лиц, участвовавших в пире. Нет бы просто мордобой по привычному сценарию учинить…
Ну а что творилось в церквях и монастырях, куда стекались кликуши, несложно себе представить:
«Уже в течение нескольких веков сюда (то есть к московским монастырям), говорит д-р Краинский, стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление. Здесь их отчитывали специальными молитвами монахи, здесь им давались травы и священное масло, а в некоторых монастырях, как, например, в Москве в Симоновском монастыре, для бесноватых и теперь служится обедня и отец Марк отчитывает их специально в течение шести недель. По монастырям во время службы, на крестных ходах и богомольях у чудотворных икон можно видеть массу кликуш, впадающих в состояние припадков. Эти припадки сильно поражают производимым ими впечатлением воображение окружающих, и бурная картина виденного припадка хорошо запечатлевается в памяти простодушной поселянки, пришедшей на поклонение святыне из глухой русской деревни. Здесь большинство русских кликуш воспринимает и бессознательно обучается тем проявлениям болезни, которые они позже, когда становятся сами кликушами, воспроизводят благодаря болезненному подражанию».
«Одна кликуша, как было, например, в селе Ащепкове, во время церковной службы заявляет, что кликать будут вскоре и другие, и уже этого заявления достаточно, чтобы расположенные женщины при общей поддержке убеждения, что в среде их завелся колдун или ведьма, подверглись затем кликушным припадкам».
«Во время отчитываний, которые производятся над такого рода больными еще и теперь в монастырях нашей глухой провинции, можно видеть те ужасные корчи, которым подвергаются такого рода бесноватые при производстве над ними заклинаний, при чем дьявол, вошедший в человека, может быть вызван на ответы и не скрывать своего имени, горделиво называя себя во всеуслышание «Легион» или «Вельзевул» или какими-либо другими библейскими именами.»
Что любопытно, эти явления можно наблюдать и сейчас – достаточно попасть на процедуру отчитывания или изгнания бесов, что проводятся в ряде наших монастырей и церквей. И пофигу, что наши космические корабли где-то там бороздят просторы нашей вселенной – кликушество не делось никуда.