Бруно беттельгейм о пользе волшебных сказок
Бруно Беттельхейм — американский психолог ХХ века. Он родился в Вене в 1903 году, в 1938 году из-за своего еврейского происхождения около года провел в концлагерях, а после освобождения бежал в США. История жизни и работы Бруно Беттельхейма очень сложная и интересная. Считается, что не сойти с ума в концлагере ему помогла его работа по изучению поведения людей. Причем эту работу он писал у себя в уме, заучивая каждую строчку.
Самой известной его книгой является «The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales» — в ней с точки зрения учения Фрейда автор анализирует старые сказки и их влияние на подсознание детей. Эта книга стала лауреатом «Премии Национального круга книжных критиков» и «Национальной книжной премии» в категории «Современная мысль». Не уверена, что она когда-либо издавалась на русском языке, я не нашла об этом никакой информации. Как и не нашла единого варианта перевода названия — встречаются три варианта перевода: «Польза от волшебства», «О пользе волшебных сказок», «Психоанализ волшебной сказки».
О книге я узнала из «Дневника книготорговца» (о котором писала здесь) — оказалось, что она легла в основу мюзикла «Чем дальше в лес». А у меня слабость к мюзиклам. И к книгам. В общем, сомнений о том, какую книгу читать следующей у меня не было. Для простоты дальше по тексту буду называть ее «Польза от волшебства» (мне кажется это самое красивое и подходящее название).
В первой части книги Бруно Беттельхейм объясняет, почему сказки для детей очень важны. Почему не стоит их заменять мифами, и почему лучше именно рассказывать сказки, а не читать их вслух ребенку. Но рассказывать нужно именно старые сказки. Хотя слово «старые» наверное не совсем правильно характеризует эти полезные сказки, потому что в большинстве случаев Беттельхейм предпочитает версии сказок Братьев Гримм версиям Шарля Перро (хотя сказки Шарля Перро старше сказок Братьев Гримм больше чем на сто лет).
Многим родителям старые сказки кажутся очень жестокими и мрачными, а ведь долг родителя — огородить ребенка от зла и окружить его только добром. То есть они считают, что если в сказке и должны быть животные — то пусть это будут диснеевские добрые животные, а не злые огры и монстры. Бруно Беттельхейм убежден, что в подсознании каждого ребенка живет «монстр», и даже окруженный любовью ребенок иногда чувствует гнев и ненависть. Утаивание (в том числе в сказках) зла делает ребенка беззащитным и лишает его возможности побороть своего внутреннего монстра.
Дети невинны и любят справедливость, тогда как мы в большинстве своем порочны и, естественно, предпочитаем милосердие.
Г.К. Честертон
Что касается жестоких, а порой и кровавых концовок — детское подсознание очень гибкое. Ребенок понимает, что сказки и реальная жизнь — это два абсолютно разных мира (ведь не просто так в сказках говорится о тридевятых царствах и тридесятых государствах). Детям очень важно, чтобы зло было наказано, и не просто наказано — наказание должно соответствовать проступку. Все эти жуткие концовки — это часть необходимой справедливости, которая влияет не на внешнее поведение ребенка, а на его внутренний подсознательный мир.
Во второй части книги автор проводит подробный психоанализ популярных сказок («Гензель и Гретель», «Красная шапочка», «Джек и бобовый стебель», «Белоснежка», «Златовласка (у нас это Маша) и три медведя», «Спящая красавица», «Золушка» и цикл сказок, в которых присутствует «жених-животное»). Бруно Беттельхейм также рассказывает о разных версиях одной и той же сказки и поясняет как от внесенных изменений меняется смысл. Он объясняет почему в сказках чаще встречаются злые мачехи, а не злые отчимы, и как это связано с эдиповым комплексом и переходным возрастом.
Научно-популярную литературу я воспринимаю как диалог с автором. Я заранее настраиваюсь на то, что автор пытается донести свои мысли и в чем-то меня убедить. В первой части книги Бруно Беттельхейм говорит о том, что сказка влияет на разные (по глубине) уровни подсознания ребенка. И заранее нельзя предугадать какая именно сказка и на каком этапе жизни поможет ребенку (или уже взрослому) справиться с трудностями. И вот эта вот уверенность, что поможет, но без какой либо конкретики, меня не устраивает. Мне в таких книгах хочется не просто размышлений, а хотя бы больше реальных примеров, чтобы статистическими данными можно было убедить. Ведь иначе это все неточно и неправда (хотя и не ложь). И как тогда верить?
Вторая часть книги выглядит более убедительно, потому что она дает конкретные значения конкретных действий в сказках. Для меня, как для человека, у которого в техническом университете был только один сомнительный семестр психологии, во второй части книги было очень много странных, а порой абсурдных открытий. Я бы никогда не догадалась, что символизирует растущий бобовый стебль в сказке о Джеке или золотая (хрустальная) туфелька Золушки.
После прочтения книги я начала искать в интернете информацию о Бруно Беттельхейме. Помимо очень интересной биографии я обнаружила, что все его работы по изучению детей с аутизмом были дискредитированы, потому что оказалось, что у него на самом деле не было докторской степени по психологии (считалось, что он ее получил в Австро-Венгрии до войны). Во многих англоязычных источниках Бруно Беттельхейм представлен как обманщик и самозванец. Некоторые ключевые мысли и наблюдения из книги «Польза от волшебства» были скопированы им из работы другого менее известного психолога. Этот психолог, правда, никаких претензий не имел, да и вообще «вся правда» о Беттельхейме обнаружилась только после его смерти.
Но тут возникает множество вопросов. Если для изучения аутизма Бруно Беттельхейм оказался недостаточно образованным, то почему он достаточно образован для изучения поведения людей в концлагере? Почему не была дискредитирована «Польза от волшебства»? Не потому ли, что очень неловко признавать непрофессиональным, то чему вы уже вручили несколько наград? И почему при жизни Бруно Беттельхейма его коллеги полностью его признавали? Разве достаточно факта отсутствия научной степени, для того чтобы сказать, что вся многолетняя работа человека была непрофессиональной?
В общем, не понимаю я психологию.
Кей
Обзор
Зачем детям и их родителям нужны волшебные сказки? Бруно Беттельгейм, знаменитый американский психоаналитик и психиатр, рассматривает эту проблему с позиций психоанализа. На материале сказок, как широко известных («Золушка», «Белоснежка», «Три медведя»), так и менее популярных («Рыбак и Джинн», «Джек и бобовый стебель»), он демонстрирует, как сказка помогает ребенку и его близким исподволь осмыслить, прожить и преодолеть важнейшие проблемы общения в семье и взросления – такие, как сепарационная тревога, страхи, Эдипов конфликт, соперничество между братьями и сестрами.
Для психологов, психотерапевтов, специалистов по работе с детьми, а также для всех, кто любит сказки, интересуется психоанализом и детской психологией.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ……………………………………………………………5
ВВЕДЕНИЕ. БОРЬБА ЗА СМЫСЛ………………………………………………………………6
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОЛНЫЙ КАРМАН ЧУДЕС
«ЖИЗНЬ, ПРЕДСКАЗАННАЯ ИЗНУТРИ»……………………………………………………..31
РЫБАК И ДЖИНН……………………………………………………………………………39
СКАЗКА И МИФ………………………………………………………………………………49
«ТРИ ПОРОСЕНКА»………………………………………………………………………….60
ДЕТЯМ НУЖНО ВОЛШЕБСТВО,…………………………………………………….66
ЗАМЕЩАЮЩЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПРОТИВ ОСОЗНАНИЯ…………………………..79
КАК ВАЖНО ОВНЕШНЯТЬ…………………………………………………….90
ПРЕВРАЩЕНИЯ………………………………………………………………………….99
УПОРЯДОЧИВАНИЕ ХАОСА………………………………………..11О
«ПЧЕЛИНАЯ МАТКА»………………………………………………………………114
«БРАТЕЦ И СЕСТРИЦА»…………………………………………………………………118
«СИНДБАД-МОРЕХОД И СИНДБАД-НОСИЛЬЩИК»…………………………………………..126
ОБРАМЛЕНИЕ ЦИКЛА «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»:
ИСТОРИЯ ШАХРИЯРА И ШЕХЕРЕЗАДЫ…………………….131
СКАЗКИ О ДВУХ БРАТЬЯХ………………………………………………137
«ТРИ ЯЗЫКА»………………………………………………………..147
«ТРИ ПЕРЫШКА»………………………………………………………………………..156
ЭДИПОВ КОНФЛИКТ И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ…………………………………………….169
СТРАХ ПЕРЕД ФАНТАЗИЕЙ…………………………„………………………………..177
КАК ВЫЙТИ ИЗ МЛАДЕНЧЕСТВА? – ФАНТАЗИЯ ПОМОЖЕТ!……………………….188
«ГУСЯТНИЦА»…………………………………………………………………………………….206
ФАНТАЗИЯ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ПОБЕГ И УТЕШЕНИЕ…………………………………………….217
КАК РАССКАЗЫВАТЬ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ…………………………………………227
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ
«ГЕНЗЕЛЬ И ГРЕТЕЛЬ»……………………………………………………236
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»………………………………………………………………….247
«ДЖЕК И БОБОВЫЙ СТЕБЕЛЬ»………………………………………………………272
«БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ»: ЗАВИСТЛИВАЯ КОРОЛЕВА
И МИФ ОБ ЭДИПЕ………………………………………………………………288
«БЕЛОСНЕЖКА»……………………………………………………………………..296
«ЗЛАТОВЛАСКА И ТРИ МЕДВЕДЯ»………………………………….319
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»………………………………………………..334
«ЗОЛУШКА»………………………………………………………………….351
ЦИКЛ СКАЗОК О ЖЕНИХЕ-ЖИВОТНОМ………………………………413
Характеристики
Автор | Беттельгейм Бруно |
Издательство | ИОИ |
Тип обложки | Твердый переплет |
ПСИХОАНАЛИЗ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
Бруно Беттельхейм, 1973
В своей книге Психоанализ волшебных сказок Бруно Беттельхейм рассматривает волшебные сказки в новой, оригинальной манере. По его мнению, все эти чудесные истории, которыми наслаждаются малыши, играют важную роль в формировании их личности.
Они развивают воображение, совершенствуют эмоциональный мир юных слушателей, обращаясь как к их сознанию, так и к бессознательному. Кроме того, в играх ребенок отождествляет и уподобляет себя сказочным героям, решая подобным образом свои психологические проблемы. Следовательно, сказки помогают установить психологическое и даже психосоциальное равновесие индивида. Бруно Беттельхейм рассматривает волшебные сказки с точки зрения фрейдистского учения — ведь, по его мнению, воспитательная, а значит, и терапевтическая ценность таких сказок выходит далеко за рамки обычного развлечения.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАБОТАХ БРУНО БЕТТЕЛЬХЕЙМА
Бруно Беттельхейм (1903—1990) родился в Вене. В 1938 нацисты бросили его в концентрационный лагерь, о чем он позже рассказал в книге Бессознательное сердце. Этот трагический эпизод жизни психолога в каком-то смысле подтолкнул его к будущим исследованиям. В 1939 году Бруно Бетгельхейм эмигрировал в Соединенные Штаты и преподавал там психологию воспитания, а затем психиатрию, в Чикагском университете. Научные труды Бетгельхейма представляют собой компромисс между методологией венской школы и собственным опытом заключения в нацистских лагерях. Он в полной мере познал страдания и вынес из них темы для будущих лекций по психологии о способностях человека переносить — или не переносить — ситуации на грани жизни и смерти. В наибольшей мере известность Бруно Беттельхейму принесли результаты лечения детей, страдающих аутизмом, то есть полной замкнутостью в самих себе, не имеющих никаких контактов с внешним миром. Этим детям он посвятил свою знаменитую работу Пустая крепость. Бруно Беттельхейм принадлежал к “антипсихиатрической” школе, то есть к направлению, представленному такими известными терапевтами, как Ф. Дольто, М. Маннони и Ф. Делиньи. Эти врачи поставили себе задачу помочь детям с нарушениями психики, поместив их в благоприятное окружение. Они не торопились выносить таким детям окончательный приговор, зачислять их в категорию неизлечимых больных, уже не поддающихся психиатрическому воздействию. Второй крупный успех выпал на долю Бруно Бетгельхейма после выхода в свет его книги Психоанализ волшебных сказок. Автор много размышлял о детской литературе. Он констатировал, что книги, предлагаемые юной публике, обычно предназначены либо для того, чтобы научить малышей читать, либо для развлечения. В предисловии к своей работе Бруно Бетгельхейм замечает: “Ничто из всей детской литературы (за очень редкими исключениями) не обогащает и не удовлетворяет детей в такой степени, как волшебные сказки”. Ведь волшебные сказки “притягивают внимание”, “возбуждают любопытство”, стимулируя при этом воображение. А значит, такая литература “помогает” ребенку “развивать свои умственные способности и лучше разбираться в собственных эмоциях”. Все эти рассуждения Беттельхейм изложил в книге Психоанализ волшебных сказок. Она была опубликована в 1973 году в Нью-Йорке, в издательстве Альфреда Кнопфа, под названием The uses of Enchantment (букв.: Польза от волшебства (англ.).— Прим. пёр.). В переводе на французский язык Тео Карлье книга вышла в 1976 году в издательстве “Лаффонт”. Сегодня ее можно купить и в карманном издании в серии
“Pluriel”.
РОЛЬ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА Формирование личности происходит постепенно. Важнейшая задача воспитания — помочь ребенку осмыслить собственную жизнь. Необходимо научить его, как лучше узнать самого себя, а благодаря этому лучше понимать других людей и уметь поддерживать с ними удовлетворительные отношения. Чтение волшебных сказок может сыграть в этом процессе решающую роль.
СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ
Для того чтобы сказочная история привлекла внимание ребенка, она должна его развлекать, возбуждать любопытство, стимулировать воображение. Малыш нуждается в последовательности, связности повествования, для того чтобы, пользуясь выражением Бруно Беттельхейма, “навести порядок в своем внутреннем доме”. Сказки позволяют ему понять на примере, что у его психологических затруднений имеются временные или постоянные решения. Любой персонаж из сказок Андерсена, братьев Гримм, Метерлинка и Перро предлагает ему такие решения, которые малыш способен понять. Мальчик-с-пальчик, Золушка или Красная Шапочка полны уверенности в себе; они в одиночку решаются идти на опасные дела, не зная, к чему приведут их приключения. Познакомившись с другими людьми, они живут счастливо; им незнакомо тревожное чувство разлуки. Созданные воображением, сказки способствуют развитию личности ребенка. У него появляется потребность перенести свои чувства на героя, он может, не подвергаясь опасности, выплеснуть свою агрессивность на злую мачеху. Родители должны чутко относиться к желаниям ребенка. Им не следует позволять себе поспешных суждений. Они обязаны уважать развивающийся внутренний мир малыша. Ведь единственно в этом заключается секрет Белоснежки, Кота в сапогах и Питера Пэна: лишь сам ребенок сможет постепенно осмыслить собственную жизнь и мало-помалу начать ею управлять. Мы развиваемся лишь тогда, когда самостоятельно понимаем и разрешаем наши проблемы. Именно так, а вовсе не слушая объяснения других, ребенок понемногу обретает внутреннюю уверенность. Беттельхейм написал эту книгу для того, чтобы помочь взрослым понять, насколько важны сказки при воспитании детей, и научиться их рассказывать. Ведь ребенок заставит вас читать, перечитывать, вновь и вновь пересказывать все эти захватывающие истории. Он будет их слушать, воспринимать и постепенно усваивать. Никогда не следует скупиться на слова. ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СКАЗОК Главное достоинство волшебных сказок заключается в том, что ребенок сам находит решение своей проблемы. Сказка ободряет, вселяет надежду на будущее, уверенность в счастливом конце, говорит о том, что всегда найдется способ жить в мире с собой и с другими. Сказка Рыбак и джинн дает пищу воображению ребенка. Ведь этот джинн, несравнимо превосходящий ребенка силой, тем не менее в конце концов потерпел поражение, поскольку ребенок его перехитрил. Маленький слушатель узнает о том, что его отец может быть слабым, как охотник из сказки о Белоснежке; ребенок поначалу может встревожиться, но постепенно успокоится, играя в героев сказки и отождествляя себя с ними. Он поймет, что такое любовь и ненависть, созидание и разрушение, беспокойство, страдание и даже смерть. Сказка — это фантазия, но в то же время и действительность; она в большей степени, чем басня, постепенно подготовит малыша к первым шагам в реальной жизни. В сказке Три поросенка, да и во многих других, окончательное решение должен принять сам ребенок — в отличие от басни, финал которой диктуется моралью: Стрекоза должна думать и действовать так же, как Муравей; у нее нет выбора. В этой же сказке, на всем ее протяжении, ребенок должен отождествлять себя по очереди с каждым из поросят: от самого младшего до самого старшего. Ребенок поймет также, что другой — а значит, отталкивающий — персонаж может волшебно преобразиться и стать настоящим другом. Этот пример научит его сдерживать свои инстинктивные порывы и не поддаваться первому впечатлению. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Сказки приносят огромную пользу. Если взрослый рассказывает сказку не торопясь, давая ребенку возможность ее обдумать, он заметит, что малыш очень много приобретает в умственном и эмоциональном планах. Чтобы дать волю воображению, ребенку совершенно не нужны иллюстрации. Персонажи, с которыми он себя по очереди отождествляет, позволяют ему до некоторой степени освободиться от собственных внутренних проблем. Эти последовательные превращения, в которых нет ничего искусственного, дают ребенку возможность временно разрешить свои трудности. Сказочные истории лишают драматизма его негативные мысли и показывают малышу, что благодаря его усилиям и доброй воле все закончится хорошо. Из сказки Семь воронов ребенок вынесет заключение, что неадекватные чувства могут причинить ему вред и заставить страдать: родители в гневе иногда ведут себя подобно дикобразам или ежам, но постепенно успокаиваются. Сказка Два брата, существовавшая еще в Древнем Египте, с тех пор не раз меняла свою форму. Однако главной ее темой всегда оставался разрушительный характер слишком сильных эмоциональных связей внутри семейной ячейки. Для собственного блага и для того, чтобы освободиться от зависимости от родных, молодой человек должен любой ценой начать самостоятельную жизнь. Эта тема освещается с разных сторон.
Поощрять волшебство
На различных примерах Бетгельхейм показывает, что важной функцией сказок является психоэмоциональное воспитание ребенка. Сказок существует неисчислимое множество; в каждой из них присутствуют разного рода конфликты, которые необходимо разрешать один за другим, до тех пор, пока мы не найдем свой собственный путь, не обретем свою истинную сущность. Прежде чем совершить первые шаги к действительной самостоятельности, ребенок наблюдает за миром и с помощью родителей совершает в нем открытия, причем в наиболее подходящий для него самого момент. В сказках отражаются процессы, протекающие в голове у ребенка. Малышу необходимо слушать эти истории для того, чтобы благодаря собственному воображению, собственному духу освободиться от персонажей, увиденных во сне. Волшебные действия следуют одно за другим. Полезные и необходимые, они обогащают опыт ребенка. Воспитывать маленького человечка так, чтобы он понял жизнь,— вот краеугольный камень построения его психосоциального равновесия. И для того чтобы такое воспитание было успешным, следует по-новому взглянуть на волшебные превращения в сказках. Испытания, через которые проходит ребенок, учат его бороться для того, чтобы найти себя, стать самим собой и адаптироваться к жизни.
Преодолевать трудности
Гусятница рассказывает о проблемах, встречающихся в повседневной жизни, но в то же время и вселяет уверенность, что если хранить верность собственной системе ценностей, то все уладится и закончится хорошо. В Красной Шапочке говорится о человеческих страстях, об агрессивности и сексуальных желаниях. Джек и бобовый стебель говорит о необходимости самоутверждения и владения собой., Эту сказку очень любят как мальчики, так и девочки. Конец детства уже близок, детские грезы постепенно рассеиваются, и приходит время открывать для себя мир. Ребенок проходит долгий путь, в ходе которого его оральная зависимость трансформируется. Он должен идти на риск, но начинает делать это лишь с того момента, когда в нем утвердится уверенность в собственной зарождающейся сексуальной силе. Волшебная сказка обращается как к нашему сознанию, так и к бессознательному, даже если проблемы, возникающие из-за Эдипова комплекса, не всегда трактуются в ней объективно. Так, несмотря на ревность мачехи, Белоснежка счастлива. Впрочем, долгая ночь, предшествующая ее пробуждению, дает слушателю понять, что возрождение потребовало от нее долгой работы над собой. Подобно этому Спящую красавицу любит отец, и эта привязанность взаимна. Но эта взаимная любовь не рассматривается как нечто отрицательное, поскольку позже она переносится на возлюбленного девушки. Подобная замена означает необходимость отказаться от чего-то, что приносило радость в прошлом, но за счет этого обогатить свою жизнь любовью и радостью. Спящая красавица дает детям понять, что болезненно воспринимаемые события могут иногда иметь счастливые последствия, если их перестать бояться: это справедливо, например, по отношению к менструациям или к кровотечению во время первого сексуального акта. Подобно этому, в сказке о Золушке говорится о соперничестве между сестрами, о незаслуженном унижении, которому подвергают героиню сводные сестры; но это ущемление в правах, вызванное завистью, позднее делает девушку по-настоящему счастливой. В некоторых сказках никакого решения проблемы не предлагается. К примеру, такая прекрасная история, как Золотая пряжка, никак не помогает ребенку в процессе эмоционального созревания. Поиск собственной личности встает перед ребенком во всей своей психологической сложности: должен ли он взять за образец отца или мать? Или, наоборот, ему следует отдалиться от них и идти своим путем? Развивать дух солидарности Поскольку всякое превращение затрагивает самые глубины нашего существа, то для того чтобы преодолеть опасности, следует смотреть им в лицо. Любовь и преданность часто лежат в основе предлагаемых в сказках решений. Любовь способствует развитию ребенка и зарождению в нем новой любви. Ребенок вырастет, принося мир и счастье тем, с кем случилась беда, осознавая при этом, впрочем, что сам он пока не освободился от тревоги и эгоизма. В сказке малыш находит персонажей, подобных ему самому. Во время многочисленных блужданий по лесу он встречает сказочных героев, с которыми учится ладить. Беттельхейм даже говорит, что встреча с настоящей любовью избавляет человека от стремления к бессмертию, потому Что сама эта любовь вечна.
ЖИЛИ-БЫЛИ, ИЛИ МОГУЩЕСТВО СКАЗОК
Откуда они берутся, эти сказки, рассказываемые сегодня повсюду? Мифологи, этнологи, антропологи и даже психоаналитики — все они пишут об этом. Ученые вновь возродили в нас интерес к этой проблеме. Бруно Беттельхейм, исследуя сказки, обратил особое внимание на то, как в них проявляются наши самые тайные и скрытые от чужих глаз побуждения. Так каковы же причины их сегодняшнего существования, сохранения и даже возрождения? Лучше всего, советует Беттельхейм, рассказывать и вновь пересказывать сказки, но не читать их. “Читайте больше в собственной душе”,— мог бы он сказать,— мысленно наметьте для себя канву сказки, чтобы лучше ее высказать, позволяйте себе любые импровизации. Могущество сказок заключается в том, что они пробуждают воображение слушателей, заставляют их самих переживать незамысловатые приключения чудесных героев, которые пытаются сами создать для себя реальность, чтобы лучше с ней потом справиться. Некоторые представляют себе сказки только в последовательном, литературном виде. Б. Беттельхейм читает их через призму фрейдовской теории и считает самой главной в них воспитательную—читай: лечебную — функцию. Способность сказок развлекать х забавлять для него лишь вторична. Ребенка Беттельхейм воспринимает очень серьезно. Он рассматривает малыша как личность, во всей её целостности,— ведь в очень многих сказках можно выделить “Оно”, “Я” и “свёрх-Я”.
Таким образом, сказки — это прямое обращение к бессознательному; с помощью чудесного они восстанавливают, а иногда и исправляют, нарушения в нашем поведении. Эти сказки чаще всего не выходят за пределы мира грез, но все же между ними и миром реальности могут иногда обнаруживаться и соответствия.