Большинство голосов было отдано в пользу
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2014;
проверки требуют 24 правки.
У этого термина существуют и другие значения, см. Большинство.
Большинство́ голосо́в — термин, обозначающий одну из древнейших форм выражения воли юридического лица в том случае, когда органом его является несколько физических лиц, как, например, правление компании, общее собрание акционеров, коллегиальное присутственное место, парламент или всенародный референдум. В таких случаях воля юридического лица может быть выражена или единогласием всех членов, или же большинством голосов. В организации юридических лиц последний способ гораздо употребительнее первого как более независимый от воли каждого отдельного члена и уравнивающий права всех отдельных физических лиц, в состав юридического лица входящих.
Разновидности[править | править код]
Большинство голосов как выразитель воли юридического лица или коллегиального органа может являться в двух видах: в виде большинства абсолютного или же относительного.
Первое подразделяется в свою очередь на простое и определённое (квалифицированное).
Простое большинство обозначает превышения количества голосов, поданных “за” над количеством голосов, поданных “против”. При этом количество “воздержавшихся” в расчет не принимается. Обычно такое “простое большинство” используется при решении процедурных вопросов.
Квалифицированное большинство имеет место тогда, когда определяется именно размер этой большей части, когда, например, требуется более 50% или ⅔ голосов, как для решения некоторых дел сельских сходок или при постановлении определения общим собранием департаментов Сената, или ¾, как, например, для общей обязательной силы решений общего собрания акционеров.
Большинство относительное представляется в двух случаях: или при отсутствии абсолютного большинства, или при абсолютном большинстве.
Большинство в избирательном праве[править | править код]
Большинство — понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалифицированное большинство.
Абсолютным считается большинство, составляющее 50 % + 1 голос от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число — конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.
Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесенных в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25 % и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.
Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Здесь действует, отсюда и название. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам и, например, мэр Новосибирска. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.
Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. Оно требуется, например, для того, чтобы преодолеть вето президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.
Примеры[править | править код]
Случай первого рода можно видеть в следующем примере: при выборе нескольких лиц на одну и ту же должность: лицо А, положим, получило из 12 голосов 5, лицо Б — 4, лицо В — 3; 5 голосов составляют здесь относительное Б. Очевидно, что в приведенном примере мнением Б. пришлось бы считать то, на стороне которого нет Б. абсолютного, то есть дать перевес меньшинству голосов (5) над Б. (7), так как эти 7 голосов хотя и разделяются на два мнения, несогласные между собой, но сходятся в том, что они не согласны с мнением 5 членов. Относительное Б. голосов находит себе применение в случаях выбора на какую-либо должность нескольких лиц, из которых ни одно не получило абсолютного Б.; в таких случаях избранным считается то лицо, которое получило более голосов сравнительно с другими. По общему правилу, у нас такого рода избрание не допускается и может быть применено только по необходимости, и то с разрешения высшего учреждения; обыкновенно же выборы производятся снова до тех пор, пока не составится в пользу кого-либо абсолютного Б. Что касается решения других дел, по которым также может образоваться такое разногласие, то обыкновенно стараются устранить его, чтобы не дать перевеса меньшинству, именно тем, что сводят три или более мнений к двум и ставят вопрос так, что на него можно отвечать только «да» или «нет», или же тем, что разбивают первоначально сложные вопросы на несколько второстепенных, частных. Случаи подобного разногласия нередки и в судебной практике, причем они часто проистекают от неискусства председателя, не сумевшего поставить вопросы так, чтобы образовалось не более двух мнений. Относительное Б. может возникнуть также и при абсолютном, наприм. в том случае, если все или несколько лиц получили более половины избирательных голосов, но не поровну (напр. из 30 голосов: А — 25; Б — 20, В — 16); в таком случае, хотя все эти лица считаются избранными, однако перевес остается за лицом, получившим большее количество голосов, на стороне которого находится относительное Б. Подобное Б. допускается у нас ipso jure, по существу дела, так как в этом нет ничего противного принципу абсолютного Б.
При решении дел Б. голосов иногда требуется утверждение со стороны высшего учреждения, напр. для силы некоторых определений правления акционерной компании необходимо утверждение общего собрания акционеров. Наконец, необходимо указать на одно обстоятельство, которое нередко является при абсолютном Б., именно: голоса могут разделиться между двумя мнениями поровну. В таком случае, по общему правилу, перевес дается тому мнению, на стороне которого председатель собрания, как, напр., при решении дел в правлениях компаний. Иногда в подобных случаях говорят, что у председателя 2 голоса; но это не совсем правильно, так как такое значение председателя является только при равенстве голосов, а в остальных случаях он имеет один только голос. Разумеется, что такой перевес на стороне мнения председателя не имеет места при закрытой подаче голосов. В случае равенства голосов при такой подаче, если дело идет о выборе лиц, то лица, получившие ½ голосов, считаются не выбранными на том основании, что для выбора требуется абсолютное Б. голосов; что же касается случаев решения дел другого рода, то и там при разделении голосов поровну нельзя не склониться в пользу отрицательного мнения, потому что в пользу «да» нет Б.
Недостатки[править | править код]
- Тирания большинства
- Охлократия
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Клокоцкий С. С. Большинство голосов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В статье «Нюансы проведения общих собраний. Часть 4», опубликованной на сайте АКАТО год назад (18.03.2019), разъяснен термин «большинство», применяемый в части 1 статьи 46 ЖК РФ. Для получения подтверждения изложенного в статье мнения АКАТО еще перед публикацией статьи направил в Минстрой России соответствующий запрос (№ 45-03 от 07.03.2018), однако в ответе Минстроя лишь цитировались нормы жилищного законодательства и не содержалось никаких разъяснений. АКАТО попросил уточнить мнение Минстроя, но получил отказ в дополнительных разъяснениях. После еще нескольких безрезультатных обращений Минстрой наконец-то дал ответ по существу поставленных вопросов.
Когда решение по вопросу принято общим собранием?
Как ни странно, но зачастую лица, организующие общие собрания собственников, устанавливают факт принятия решения по тому или иному вопросу путем сравнения количества голосов, отданных за три варианта решений: «за», «против», «воздержался», считая, что если за вариант «за» отдано голосов больше, чем за вариант «против» и больше, чем за вариант «воздержался», то решение считается принятым. Исходя из такой логики в случае, когда, например, количество голосов по какому-либо вопросу распределилось следующим образом: «за» – 45%, «против» – 22%, «воздержался» – 33%, решение считается принятым. Ведь 45 больше 22 и больше 33.
Специалисты АКАТО категорически не согласны с таким методом установления факта принятия решения, и в статье от 18.03.2018 разъяснено, что термин «большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании» означает более половины (более 50%) голосов от количества голосов участвующих в собрании, то есть решение принято исключительно в случае, если варианту «за» отдано более 50% голосов участников собрания. При этом не имеет значения, как оставшаяся часть голосов (меньшинство) распределена между вариантами «против» и «воздержался».
Исходя из такого мнения в случае, когда, например, количество голосов по какому-либо вопросу распределилось следующим образом: «за» – 45%, «против» – 22%, «воздержался» – 33%, решение не принято.
Что сказал Минстрой?
11 февраля 2019 года АКАТО обратился в Минстрой с запросом, практически идентичным ранее направляемому запросу от 07.03.2018.
Письмом от 10.03.2019 № 8125-ОО/06 Минстрой России разъяснил:
«…Поскольку действующее законодательство содержит требование к тому, что по каждому вопросу повестки дня собственник помещения должен выбрать только один вариант, то, по мнению Департамента, применение при голосовании «относительного большинства» не представляется возможным и решение считается принятым, в зависимости от вопроса, поставленного на голосование, если за вариант «за» проголосовало:
– большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме;
– более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;
– большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, по мнению Департамента, недопустимо считать решение собрания принятым, если количество голосов участников распределилось среди трех вариантов («за», «против» или «воздержался») таким образом, что максимальная доля голосов отдана варианту «за», но при этом количество голосов, требуемое для принятия решения, не набрано».
Таким образом, Минстрой России поддержал позицию АКАТО, указав, что сам по себе факт того, что максимальная доля голосов отдана варианту «за» не означает, что решение по указанному вопросу принято. Для принятия решения необходимо, чтобы варианту «за» было отдано требуемое законом количество голосов: либо квалифицированное большинство по отдельным вопросам, перечисленным в части 1 статьи 46 ЖК РФ, либо простое большинство (более 50% от участников) по всем остальным вопросам.
Скачать запрос АКАТО от 07.03.2018 > > >
Скачать запрос АКАТО от 11.02.2019 > > >
Скачать письмо Минстроя России от 10.03.2019 № 8125-ОО/06 > > >
|
Реорганизация или ликвидация общества
100 процентов голосов (единогласно)
Предоставление дополнительных прав участнику (участникам) общества
100 процентов голосов (единогласно)
Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества
100 процентов голосов (единогласно)
Возложение дополнительных обязанностей на всех участников общества, прекращение дополнительных обязанностей
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав, изменение и исключение из устава ограничений максимального размера доли участника общества и возможности изменения соотношения долей участников общества
100 процентов голосов (единогласно)
Увеличение уставного капитала общества на основании заявления участника (заявлений участников) общества о внесении дополнительного вклада
100 процентов голосов (единогласно)
Увеличение номинальной стоимости доли участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада
100 процентов голосов (единогласно)
Изменение размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала на основании заявления участника (заявлений участников) общества о внесении дополнительного вклада
100 процентов голосов (единогласно)
Увеличение уставного капитала общества на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада
100 процентов голосов (единогласно)
Принятие третьего лица (третьих лиц) в общество
100 процентов голосов (единогласно)
Определение номинальной стоимости и размера доли третьего лица (третьих лиц), принимаемого в общество
100 процентов голосов (единогласно)
Изменение размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение изменений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене, в том числе изменение размера такой цены или порядка ее определения
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав общества положений, устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав общества положений, предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав общества положений, предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных абз. 1 и 2 п. 2 ст. 23 Закона об ООО
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав общества положений, предусматривающих иной срок, чем три месяца, со дня возникновения соответствующей обязанности или порядок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли или выдаче в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества
100 процентов голосов (единогласно)
Зачет участниками общества и (или) третьими лицами денежных требований к обществу в счет внесения ими дополнительных вкладов (вкладов)
100 процентов голосов (единогласно)
Продажа доли (части доли), принадлежащей обществу, участникам, в результате которой изменяются размеры долей участников общества, а также ее продажа третьим лицам и определение иной цены на продаваемую долю
100 процентов голосов (единогласно)
Выплата кредиторам действительной стоимости доли или части доли участника, на имущество которого обращается взыскание
100 процентов голосов (единогласно)
Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав положений, предоставляющих участникам право выхода из общества
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав общества изменений, предусматривающих обязанность участников общества вносить вклады в имущество общества по решению общего собрания участников
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав общества положений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества
100 процентов голосов (единогласно)
Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, установленные для всех участников общества
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав общества положений, устанавливающих порядок распределения прибыли между участниками общества, а также изменение и исключение таких положений
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение в устав положений, устанавливающих порядок определения числа голосов участников общества, а также изменение и исключение таких положений
100 процентов голосов (единогласно)
Внесение изменений в устав общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества
Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)
Внесение вкладов в имущество общества
Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)
Создание филиалов и открытие представительств
Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)
Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества
Большинством не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества (при условии, если участник, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)
Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества
Большинством не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества (при условии, что участник, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)
Исключение из устава общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене
2/3 голосов от общего числа голосов участников общества
Исключение из устава общества положений, устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи
2/3 голосов от общего числа участников общества
Исключение из устава общества положений, предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей
Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)
Исключение из устава общества положений, предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных абз. 1 и 2 п. 2 ст. 23 Закона об ООО
2/3 голосов от общего числа голосов участников общества
Исключение из устава общества положений, предусматривающих иной срок, чем три месяца, со дня возникновения соответствующей обязанности или порядок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли или выдаче в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества
2/3 голосов от общего числа голосов участников общества
Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества для определенного участника общества
Большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (при условии, если участник общества, для которого установлены такие ограничения, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)
Большинством голосов от общего числа голосов участников общества (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества)
Согласно п. 9 ст. 37 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа и (или) членов ревизионной комиссии общества. При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику ООО, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган ООО, и участник ООО вправе отдать все голоса за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
По вопросу о том, можно ли в уставе ООО предусмотреть возможность единогласного принятия решений участниками общего собрания, если в соответствии с Законом об ООО единогласия для принятия решений по этим вопросам не требуется, сложилась различная судебная практика.
Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>
Общее собрание рекомендуется завершить за один день, чтобы не увеличивать расходы участников. Если по объективным причинам сделать это не удается, обществу необходимо завершить собрание по крайней мере на следующий день (п. 21 гл. I ч. “Б” Кодекса корпоративного управления).
Порядок проведения общего собрания участников в части, не урегулированной Законом об ООО, может быть установлен уставом общества, его внутренними документами и решением общего собрания участников (п. 1 ст. 37 Закона об ООО).
В целях следования этой рекомендации в уставе или внутреннем документе ООО, регулирующем порядок проведения общего собрания, необходимо указать, что оно должно быть завершено за один день, а в исключительных случаях и по единогласному решению присутствующих участников на следующий день.