Больше пользы не приносил диплом
зачем писать дипломную работу сегодня?
зачем писать дипломную работу сегодня?
Давайте по-честному, откровенно, положа руку на сердце: каждый третий из вас, наверное, задается вопросом «Зачем я писал дипломную работу?» (остальным -повезло, такие тоже есть. Мне повезло и я получила максимум пользы от этого процесса). Толк то в чем? Чему я научился в этом процессе?
- Обманывать антиплагиат, разбавляя текст синонимами? Договариваться о разумной цене, устраивающей обе стороны?
- Искать руководителя, которому или «не очень все равно» или которого «уважают и против него не пойдут на защите»?
- Тренировать навык копипаста?
- Терпеть тетенек с синдромом Наполеона, которые выполняют «очень важные» бюрократические функции: подписать, еще раз подписать, чтобы потом подписать еще в кабинете через здание? Воистину, велик и разнообразен Создатель в своих проявлениях…
- Выступать впервые с таинственным «защитным словом на 10 минут», не имея прежде никакого опыта создания этого самого слова и риторического навыка укладываться с самой сутью в те самые 10 минут?
- Тренировать выносливость и упорство в получении консультации, потому что «мне некогда», «вы все тупые после ЕГЭ», « чего мы будем тратить на вас время за сущие копейки», «я на конференции, напишите позже», «у меня диссертантки-мне не до вас»?
- Тренировать навык выжидания, ничегонеделания и «авось защищусь, ведь им не выгодны висяки»
- Пополни этот список своим опытом, пришли мне ответ в личку. Анонимность гарантирую.
А чему ты бы мог научиться, если бы сам захотел? Да, сам. Да, в текущих реалиях. Да, именно сейчас, когда кризис профессионализма, когда дефицит образцов профессионального поведения. Когда связка «работа-деньги» для многих важнее, чем связка «работа-реализация себя» и «качественно, потому что не хочу иначе». Да, именно ты, потому что остальным легче сослаться на все вышеперечисленные пункты. Но не тебе, правда? Потому что именно из этих ограничений именно сегодня можно выудить максимум пользы для себя. Чему полезному можно научиться. Именно научиться. То есть научить СЕБЯ, потому что «ся»-это возвратная частица. Куда возвращает она? К себе! Частица —ся придаёт глаголу возвратное значение: она указывает, что действие возвращается на само действующее лицо. Сравните: учить (кого?) ребёнка и учитьСЯ (т. е. учить самого себя).
Научиться через диплом можно мета-навыкам. Мета-навыки это те навыки, которые будут тебе полезны на любой работе, в любом деле, даже если ты блогер.
- Критически осмыслять информацию. Информационные отбросы влево, достойную, проверенную информацию-в диплом. Думаете, что последняя в интернете? Ошибаетесь. Где пригодится? В любой ситуации, когда надо решить задачу на поиск достоверных данных. Достоверных тут — ключевое слово.
- Выделять главное, основное, без воды, по существу. Где пригодится? В любой работе, где требуется расстановка приоритетов «что главное/что второстепенное», установка причинно-следственных связей «что сначала/что потом», донесение информации, когда объём требуемого текста должен быть краток, ибо это деньги, вычитаемые из вашего кармана или бюджета вашей организации.
- Работать с возражениями и «глупыми» вопросами. Составьте список вопросов, которые, возможно, вам зададут, включая фантастические. Лучше его составлять с научруком. Но если ему все равно и не до вас, прочитайте свою защитную речь всем своим знакомым, соберите скайп-конференцию, включите туда тех, кто, вообще, далек от темы вашей и попробуйте ответить на их вопросы. А потом сделайте выводы и скорректируйте свою речь, чтобы быть понятным для большинства людей. Где это полезно будет в будущем? В любой ситуации, когда вам придется донести свою мысль до людей, далеких от предмета вашей речи. Умение быть понятным — это результат большого труда вашей мысли, начало которому «это ужасные сложные термины». Например, ты доктор и у тебя прием -15 минут. Тебе нужно еще и обьяснить пациенту, что же такое «атеросклероз сосудов головного мозга» и как работают в организме именно эти лекарства? Пути как минимум два: завалить терминами (шоковая терапия: и в умного поиграл и лишних вопросов не задали), филигранно обьяснить так, чтобы понял человек, далекий от медицины и еще и ушел с чувством, что докторы не только умный, но и уважает пациента. Как к этому прийти? Начните с чтения вашего защитного слова людям, ничего в этом не понимающим, отвечайте на их любые вопросы, пока вам самому не станет понятно.
- Замечать разрывы. У нас есть пингвин. Один автор говорит, что пингвин зеленый. Второй автор доказывает, что он синий. Мысль третьего воистину гениальна, потому что по его уразумению, это вовсе не пингвин. Налицо нестыковка в данных, сплошные противоречия, скепсис, сарказм… Где это пригодится? При решении любых задач с клиентами и заказчиками, которые сегодня говорят одно, завтра другое. И даже за 5 минут они говорят сначала одно, а потом сами себе противоречат. Замечаем. Корректно возвращаем клиенту. Работаем на его осознанность. Где это надо? Вот вам: адвокатура, вот вам прокуратура, вот вам коучинг, вот вам аналитическая психотерапия. Вот вам убеждение пациента врачом… Это мета-навык. Где натренировать? Читаем и анализируем противоречивую информацию при написании диплома. И не важно, по какой он специальности. Помним — мы тренируем МЕТА-навык. Сами. Ибо никто, кроме нас.
- Выступать перед аудиторией в сжатый срок, умея сказать самое важное, умея сказать это красиво, чтобы не уснули через 3 секунды. Вот это особенно надо тренировать. Начните с самого простого — в тексте защитной речи выделите маркером «логические ударения». Это ключевые по смыслу слова, которые следует подчеркнуть голосом. Ну, это, примерно как наорать капслоком в личке… Прочитай теперь это своим знакомым. Возможно сначала они будут ржать, но потом ты научишься выделять интонацией слова органично. Дело навыка и опыта выступлений. Где это пригодится? Серьезно? Вы реально не знаете, где может пригодиться навык выступать перед аудиторией? Аудитория —это даже один человек, который пришел брать кредит в вашем банке, аудитория — это родитель ребенка, который только что встрял в историю, а вы учитель, следователь, психолог… Аудитория-это любой, даже один-единственный человек, с которым вы сейчас разговариваете.
Защита диплома- это тренировка навыка быть доступным аудитории, понятным, интересным. Написание диплома — это процесс тренировки мета-навыков. Вот за этим нужен диплом. И если вы хотитете не упустить свои возможности, воспринимайте написание диплома как инструмент, как тренажер мета-навыков, которые будут полезны в любом деле, в любом. Даже весьма далеком от темы вашего диплома, да что там от темы-от специальности, на которую вы выучились.
Пару дней назад я решила рассказать о том, почему я считаю свою учебу бессмысленной и почему я теперь, с моим опытом, советую всем выучиться где-нибудь бесплатно, а потом пытаться найти себе работу по душе. Особенно это касается людей, которым также, как и мне, точные науки не заходят ни в каком виде.
540 тысяч моя семья потратила на мое обучение
О том, где я сейчас работаю и что делаю
Я продолжаю свой рассказ и теперь мне хочется поведать о том, как вообще проходила учеба по направлению “Журналистика” на филологическом факультете.
Теперь об учебе
1 курс мне зашел – было весело, интересно, я участвовала в студенческом театре, пропадала на репетициях, времени на раскачку, так сказать, не было.
Все преподаватели – мастера своего дела, современные, веселые и какие-то простые, не такие, как в школе. С такими преподавателями можно было пошутить, можно было подойти к ним с вопросом. Они любили рассказывать о себе, о своих мужьях/детях/молодости/бывших учениках/еде в столовой и т.д. В общем, было весело.
Преподаватели меня любили, хвалили и, быть может, завышали оценки (хотя это не точно). Мои навыки, талант и усердие, на которые в школе было совершенно всем все равно, были, наконец, замечены. 17-летняя девочка (я) просто летала по коридорам университета: “Меня хвалят! Меня заметили!”.
Я где-то там сзади:) Первые студенческие дебюты:)
Успешно сдала все экзамены (даже самые страшные и даже с самыми страшными преподавателями). Правда, зубрить приходилось не по-детски, хотелось знать все и своими силами, без шпаргалок и подсказок сдать экзамены. Спасибо преподавателям за автоматы!
В университете я быстро влилась в коллектив (благодаря моему заразительному смеху, одногруппники с первого этажа слышали, в какой аудитории и на каком этаже проходит лекция:), мне все нравилось, было действительно интересно учиться, так как преподаватели давали много новой информации (история журналистики, конечно, была скукотищей, но зато для зачета все учить было легко).
Учебный год закончился для меня невообразимо удачным исходом: я попала на практику в газету “КоммерсантЪ”, направление совсем не мое, но это был такой крутой опыт работы с редактором (а им была очень милая девушка), работы с текстом, и, что важно – в коллективе журналистов, которые были в 2 раза старше меня. Это был навык общения, взаимодействия, который давался мне нелегко, но все старания вознаградились замечательным отзывом от редактора: “Схватывает все на лету!”
Я поднялась от радости не на седьмое небо, а выше! Я была горда собой.
Второй год был уже скучнее: предметы назывались по-другому, но объясняли нам на них то же самое, что и в первый год. Практики было катастрофически мало. Писали мы редко, да и то одни заметки, от которых уже тошнило. Появлялись ненужные предметы, которые были нужны лишь для того, чтобы забить расписание. Они же потом и отменялись день в день, и нам приходилось сидеть полтора часа где-нибудь в столовке и коротать время.
Но на втором курсе был огромный плюс – мы разделились на профили. Преподаватели-печатники советовали идти в печать, мол, будущее за интернет-журналистикой, якобы там мы и пригодимся. Да и на телевидении платят не больше – первоначально 8 тысяч (как и в газетах). 8 тысяч для человека, который за 400 тысяч получил высшее образование!!! 8 тысяч, КАРЛ! Я в шоке. И на 2020 год ситуация не изменилась.
Но буквально залепленные намертво бетонным моим успехом глаза, не хотели видеть маленькую зарплату и умирающую в области, да и во всей стране журналистику. Интернет – вот наша журналистика! Фейки наполовину с достоверными новостями – вот она! Мать наша, журналистика!
Второй курс закончился не такой гордостью за себя, как первый. И не такой хорошей практикой. Я фактически не была в офисе издания, я писала материалы дома и присылала редактору. Как результат – никакого нового опыта и просиженное дома лето.
Третий и четвертый курсы пролетели как фанера над Парижем, я будто бы не успевала просыпаться, как нужно было снова ложиться спать. Курсовая, диплом, постоянные консультации с научным руководителем (Наталия Олеговна, я Вас помню, спасибо!), лекции, как всегда, отменяли без предупреждения, но к этому мы все уже давно привыкли и спокойно узнавали о том, что зря прождали преподавателя. Да чего скрывать, половина из группы уже и не ждала! Да эта половина вообще не ходила на лекции! Курсе на втором наши ряды заметно поредели и от группы на парах присутствовало по 7 человек. Но нас не отмечали практически нигде, поэтому это проходило безнаказанно. Главное – появляться на парах у зам.кафедры, а все остальное – ерунда.
Признаюсь и я в своем страшнейшем учебном грехе – я тоже прогуливала пары! Да мы все вместе с подружками могли их просидеть где-нибудь в кафешке или смотаться к кому-нибудь домой и позависать там. Фух! Высказалась, все, могу спать спокойно!
Не совсем удачное фото с вручения дипломов
Учиться было очень легко, даже слишком, половина предметов на сессии шли нам автоматом – не нужно было даже приезжать, чтобы преподаватель поставил подпись – попросишь подружку, которая живет в 20 минутах езды от университета, она тебе все предметы проставит. Привет Анжеле:))
Государственный экзамен
Но вот, чего мы боялись больше, чем сессии, и даже чем зама кафедры – Госы.
Как нам объясняли, это такой экзамен, который будет включать в себя вопросы по профильным дисциплинам всех лет обучения. Грубо говоря, нам нужно было заново выучить все, что мы когда-то давно учили (или не учили) во время сессии. Будет сидеть 5 преподавателей! И любой из них мог задать свой вопрос! Вот это был самый настоящий кошмар для студента.
А, нет, вовсе не кошмар. Списывали там практически все. Кроме пары человек (в их ряды я входила одной ногой, потому что не списывала, а только после написания ответа проверила по шпаргалке;)). Мне задали пару вопросов по моей теме, но они не были направлены на “заваливание” человека, а лишь на то, чтобы лишний раз убедиться в знаниях и помочь выйти на твердую “5”. Мне это удалось без труда. Госы сданы успешно.
Защита диплома
Но чего мы боялись еще больше, чем зама кафедры и госов, так это защиты диплома. Это же нужно перед всеми выступать, объясняя зачем вообще я писала диплом и к каким выводам пришла. Да ни к каким я выводам не пришла! Моей темой были “Карикатуры в печатных изданиях”, и я пришла только к выводу о том, что мне не нравятся карикатуры:)
Хотя делать работу было очень легко: я практически не пропадала в архивах, как мои одногруппники, я почти всегда знала, что писать, и о чем я буду говорить дальше. У меня было достаточно материала, чтобы развести воду на 100 с лишним страниц, и я не могла эти не воспользоваться. Моя работа заняла порядка 150 страниц вместе с иллюстрациями. И я чуть-чуть гордилась собой. Совсем немного.
Настал день защиты диплома: комиссия сидела практически в том же составе, что и на госах, только вместо одного из людей была зам.кафедры. Та самая, которую все боялись.
Никого не валили, практически всем задавали вопросы лишь по их темам и то, такие, на которые нужно ответить личным мнением. К моему величайшему счастью, зам.кафедры вышла прямо перед моим выступлением и вернулась в середине, и так как она половину не услышала, не стала задавать вопросов. Только один, стандартный: собираюсь ли я в магистратуру.
С подружкой-одногруппницей Анжелой после получения дипломов
Тогда я ответила, что пока еще не решила. Но кого я обманываю, естественно я все уже решила. Ни в какую магистратуру я идти не хотела. Были и уговоры со стороны мамы с бабушкой, папа и молодой человек были на моей стороне. Я не хотела просто не просто учебы. Не хотела тратить 2 года своей жизни впустую просто потому, что где-то когда-то кто-то смог хорошо устроиться в жизни после магистратуры.
Вышеупомянутая и многоуважаемая Анжела в магистратуру пошла и знаете что? Сомневается до сих пор, что сделала правильный выбор. Каждую встречу я слышу от нее, что уже думает, что никто ей устроиться на работу после получения степени магистра не поможет, и что она просто зря теряет заветные годы. Да еще плюс ко всему, учеба стала гораздо более похожа на учебу: домашки куча, постоянно какие-то семинары и проверочные работы. Ну вот, не слушали меня, а я говорила.
Я совершенно довольна своим выбором не в пользу магистратуры. Журналистика – это не то дело, где важны какие-то теоретические знания. Здесь важен опыт и умения, а отнюдь не диплом.
У меня была возможность с легкостью поступить на бесплатную основу в магистратуре, получать 1500 стипендии и думать, что все зря. Но я выбрала свой путь. Я развиваюсь, получаю новые навыки.
Никому не нужный диплом
Не хочу посвящать большие абзацы своему диплому. Я горда собой в плане учебы, мне удалось получить заветный красный диплом – мечту всех студентов. Главный принцип его получения – иметь не более 25% четверок за все годы учебы. У меня было не более 10% четверок. Но никому он не нужен! НИ-КО-МУ!
Ни один из работодателей, к которым я приходила на собеседование, даже не спросил, училась ли я вообще. А, нет, пожалуй, были те, кто спросил, где я училась, но на очке/заочке/вечерке/в подвале/в столовке/и т.д. – никому не было интересно. По приходу на собеседование красный диплом грел меня через карман сумки и больше ничего. Так и пролежал он в сумке до тех пор, пока я не устроилась на работу.
Где он теперь? Да я не знаю. Где-то на полке у мамы дома. На какой полке и есть ли он там вообще – не имею понятия. Он 100% не открывался больше со дня вручения. И это грусть. Я могла иметь диплом учителя, дизайнера, психолога, химика, строителя, монтажника, космонавта и всем было бы все равно. И могла совершенно не вкладывать столько сил в учебу.
Но я так не могла. Есть у меня все же синдромчик отличника. Но с возрастом он уходит куда-то далеко и не вернется больше. Вот и пусть в этом “куда-то” остается:)
Всем огромное спасибо за внимание к столь длинному материалу. Надеюсь, мое мнение прояснило для вас некоторые моменты в плане обучения и было полезным.
Расскажите о своей учебе: чем она вам запомнилась, что нравилось/не нравилось, пригодился ли вам диплом в жизни?:)
До скорых встреч!
© Григорий Сысоев/ТАСС
Российские работодатели стали легче принимать на работу сотрудников без высшего образования. В каких сферах это проявляется и как отражается на вузах — в материале ТАСС
Отношение к высшему образованию в России противоречивое. С одной стороны, число получивших его людей растет: по последним данным Росстата, диплом вуза в 2015 году имели почти 30,3% россиян в возрасте от 25 до 64 лет, а в 2005 году таких было около 20,2%.
В то же время все больше россиян полагают, что значимость вузовского диплома преувеличена, и сомневаются, что высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры. Более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, чтобы найти высокооплачиваемую работу. А некоторые сервисы по поиску работы подумывают о том, чтобы убрать графу “образование” для некоторых вакансий. Значит ли это, что диплом вскоре превратится в бесполезную бумажку, а университеты закроются?
Кому не нужен диплом
Лояльное отношение к “корочке” отчасти связано с меняющимися требованиями на рынке труда. Генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков говорит, что работодатели все больше воспринимают сотрудников как носителей определенного набора навыков — skill set — и при приеме на работу оценивают именно это, а не то, чему учился соискатель в институте.
“Любая система образования, будь то российская или западная, никогда не сумеет поддерживать этот skill set актуальным. Сейчас самое главное — уметь учиться всегда и всему, постоянно анализировать и приобретать востребованные навыки, оценивать разрыв между своими возможностями и новыми потребностями работодателей, стремиться этот разрыв закрыть”, — сказал он.
Поэтому в некоторых сферах диплом может не играть никакой роли при приеме на работу. Это, к примеру, области, связанные с оказанием интеллектуальных и прочих услуг, — маркетинг, туризм, развлечения, торговля. Много самоучек и среди представителей творческих профессий — дизайнеров, фотографов, копирайтеров, артистов. То же касается и новых специальностей, для которых вузовских программ пока не существует. Например, SMM или некоторые направления IT.
Однако высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность, говорит Жуков, — в медицине, фармацевтике, строительстве, транспорте, проектировании (от авиастроения до коммуникаций), высокоточном производстве, госслужбе.
Самоучка в облаке
Создатели облачной платформы Voximplant считают, что в IT высшее образование — не главное, и при подборе кандидатов на джуниорские позиции о дипломе даже не спрашивают; на более высокие позиции также могут взять хорошего специалиста без высшего. Сейчас почти 30% разработчиков компании не имеют профильного образования.
Как объясняет сооснователь и СТО Voximplant Андрей Коваленко, в вузах не учат программированию как таковому, а дают лишь базовые алгоритмы, и наличие диплома не гарантирует профессионализм сотрудника. “С другой стороны, для сферы IT особенно свойственна высокая скорость изменений, поэтому все учебные планы в университетах устаревают к моменту их согласования и внедрения в процесс обучения. Для нас сейчас наличие высшего образования у кандидата говорит только о том, что у него хватило дисциплинированности и базовых знаний, чтобы получить диплом”, — говорит он.
Тимлид команды backend-разработки Voximplant Дмитрий Иванейчик — один из тех сотрудников, кто начал работать, не имея высшего образования. Еще в школе он увлекся информатикой, учился по книгам. Потом пошел в армию и попал в отделение программирования, что помогло не забыть навыки. Отслужив, устроился на работу: сначала занимался телефонными и компьютерными сетями, потом ушел в небольшую студию веб-дизайна, через год перешел в системный интегратор, а затем уже в Voximplant. “Ни на одном месте работы у меня не потребовали диплом, но почти везде были тестовые задания”, — вспоминает он.
Несколько лет назад Иванейчик “для успокоения души” получил высшее образование. Теперь его красный диплом менеджера МЭСИ “лежит на всякий случай”. Он признается, что учеба в вузе пока ничего ему не дала: в работе пригодились различные курсы, а характер сформировался в армии. Сфера IT, говорит он, в целом открыта для людей без диплома, которые увлечены своим делом и готовы постоянно учиться, но на некоторых направлениях высшее образование все же нужно. Например, в сфере финтеха или машинного обучения.
Диплом в спешке
По данным опроса Superjob, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы. Причем это связано с отсутствием не только опыта, но и подходящих вакансий. Как следует из исследования НИУ ВШЭ, каждый четвертый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования, а около 30% работают не по специальности.
Евгению Куропаткину диплом инженера-энергетика Камышинского технологического института ни разу в жизни не пригодился. В студенчестве он начал играть в КВН и к учебе охладел. Но вуз окончил и пошел работать в городской комитет по молодежной политике, затем — на местное телевидение и радио. Потом был переезд в Москву и актерские курсы. Сейчас Куропаткин периодически играет в театре, занимается озвучкой рекламы, но в основном ведет различные мероприятия. Заказчики ни разу не спросили его о дипломе. “Достаточно показать свою работу. Сейчас, особенно в Москве, людям важен результат. Их интересует только то, какую пользу вы им можете принести. А бумажки нужны только для понтов”, — считает он.
Не пригодились оба полученных диплома и бизнесмену Александру Кайгородову, бакалавру МФТИ по системному анализу и управлению и РАНХиГС — по экономике. Он поступал в вуз потому, что все его одноклассники туда шли, и вскоре разочаровался в учебе. Еще в институте устроился в банк в отдел трейдеров. “Я смотрел на людей в банке, которым 40 с небольшим, — ипотека, семья, появляющийся живот, потухший взгляд. Я не хотел стать таким же и решил, что мне нужно что-то более яркое”, — вспоминает он.
В итоге Кайгородов прошел бизнес-курсы и запустил интернет-магазин товаров для копчения. Сейчас он доволен, что работает на себя, сам устанавливает график и ни от кого не зависит. Он считает, что в вузах дают только hard skills (англ. — “жесткие навыки”, которым можно обучить и которые можно измерить), но не учат зарабатывать деньги, заводить друзей и работать с внутренними состояниями. “Поэтому образование не всегда ключевой фактор успеха”, — поясняет он.
В поисках альтернативы
Проблема выпускников вузов, которые работают не по специальности, связана с отсутствием профориентации в школе, считает психолог Ольга Твардовская. Сейчас, по ее оценкам, около 40% школьников старших классов не понимают, куда идти. “Есть много людей, которые шли по накатанной и вдруг поняли, что занимаются не своим делом”, — говорит она.
Кроме того, в обществе сохраняется восприятие диплома как “путевки в жизнь”, добавляет директор по разработке и исследованиям компании “Профилум” Виталий Алтухов. По его словам, многие поступают, руководствуясь стереотипом о том, что без диплома карьеру не построить, либо поддаваясь давлению родителей. В итоге специалистов, которые осознанно получали профессию и тщательно выбирали вуз, мало.
Ситуация усугубляется тем, что ряд программ высшего образования не соответствует реалиям современного рынка труда — либо устарели, либо очень теоретичны. “Получается, что знания, умения и компетенции, которые важны для рынка, не формируются в вузе. Есть проблема и с soft skills (коммуникация, критическое мышление, креативность), которые значимы для работодателей, но редко осваиваются в вузе”, — говорит он. Поэтому “корочку” приходится подкреплять дополнительным образованием.
В то же время и психологи, и хедхантеры, и работодатели согласны, что обучение в вузе дает ряд преимуществ: широкий кругозор, умение учиться и систематизировать информацию, способность посмотреть на проблему с разных точек зрения и спрогнозировать развитие событий, а также более развитый эмоциональный интеллект. По словам Твардовской, это помогает, даже если человек по специальности потом не работает.
“Пройдя через конкурентную среду вуза, люди лучше социально интегрируются. Им проще услышать разные точки зрения, реагировать на критику, проявлять сочувствие и эмпатию, вообще работать в команде. И это серьезные преимущества, которые дает высшее образование по сравнению с простым накоплением специальных навыков”, — поясняет Жуков из HeadHunter.
Вузы готовятся к интеграции
В вузах заметили меняющийся настрой школьников. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина говорит, что старшеклассники стали разворачиваться в сторону среднего профобразования и терять интерес к некоторым вузовским направлениям подготовки, например экономике, сервису, менеджменту, политтехнологиям.
Но от изменений на рынке труда вузы отчасти защищены новыми профессиональными стандартами, которые с 2020 года должны быть внедрены в компаниях с госучастием от 50%. Это набор параметров для каждого вида деятельности, включая описание трудовых функций и уровень квалификации — от первого (неквалифицированный труд) до девятого (руководители страны). Требование иметь диплом бакалавра прописано уже в шестом квалификационном уровне, к которому относятся специалисты среднего звена.
Но вузам тоже придется подстраиваться. “Здесь работа вузов строится на том, чтобы создавать интегрированные длинные программы, начиная работать со школьниками, предлагая программы среднего профессионального образования, а потом программы высшего образования, удобные для совмещения с работой”, — говорит Абанкина. Она считает, что вузам нужно налаживать тесное партнерство с работодателями, помогать им в продвижении сотрудников, которые достигли определенной квалификации и нуждаются в повышении уровня образования.
Такие программы уже появляются. Например, в 2018 году в Инженерной школе Дальневосточного федерального университета в партнерстве с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта и судостроительным комплексом “Звезда” открылась магистратура “Энергокомплексы и оборудование морской техники”, а в 2019 году планируется первый набор на бакалавриат “Кораблестроение”. Тульский госуниверситет совместно с производителем товаров для гигиены и здоровья Essity запустил магистерскую программу “Автоматизация научных исследований, испытаний и экспериментов”. В основном в создании длинных программ заинтересованы крупные компании.
А как за границей?
“Кризис диплома” затронул многие западные страны, говорит Абанкина. По ее словам, в Германии, например, переориентировали систему высшего образования на короткие, трехлетние, программы, которые позволяют выпускникам сразу трудоустроиться, а потом уже, если будет желание, продолжить учебу.
В Австралии нашли иные способы поддержать престиж образования и компенсировать снижение востребованности специалистов с дипломами на рынке труда. С одной стороны, власти сократили поддержку обучения за счет госбюджета, но при этом видоизменили систему образовательных кредитов: если выпускник вуза смог трудоустроиться, то, как и раньше, сам выплачивает долг, а если он успешно усвоил программу, но работу найти не сумел, государство возмещает кредит за него. Кроме того, в стране отрабатывают технологию контракта на человеческий капитал, когда любой частный инвестор может оплатить образование студента в обмен на часть его доходов в будущем. “Да, есть риск, что он потом не устроится на работу, но считается, что риски сопоставимы”, — поясняет Абанкина.
Снижение ценности фундаментального образования для некоторых профессий — глобальный тренд, соглашается Жуков из HeadHunter. В основном это касается продаж и других рабочих позиций в производстве. “Если вы знаете свою отрасль и умеете продавать, ваше образование, скорее всего, отойдет на второй план к вашей успеваемости и полученному вами доходу”, — говорит он. Кроме того, степень уже не так впечатляет из-за появления на рынке все большего числа выпускников колледжей.
Как и в России, компании за рубежом трепетно относятся к дипломам, когда речь идет о должностях, требующих определенной степени, лицензии или сертификата для легального трудоустройства: от здравоохранения до права, инженерии и некоторых технических должностей.
По мнению Алтухова из “Профилум”, адекватной альтернативы вузам пока нет. Так что дипломы не “вымрут”, а вузы еще долго будут оставаться базой, где человек не просто получает знания, но и развивается как личность, приобретает культурный и социальный капитал.
Ася Сафиуллина