Болингброк о пользе изучения истории анализ

Болингброк о пользе изучения истории анализ thumbnail
Болингброк о пользе изучения истории анализ

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Генри Сент-Джон, лорд Болингброк (1678-1751) – выдающийся английский мыслитель и государственный деятель

Если бы наш характер всецело определялся врождёнными свойствами (в то время как на самом деле он лишь испытывает их воздействие) и если бы наши поступки так же целиком обусловливались конкретными стимулами, всякое обучение с помощью предписаний, равно как и с помощью примера, и любые попытки воспитания нравственных качеств были бы бесполезны…

Что же такое воспитание, спросим мы теперь? Та часть, та основная и наиболее игнорируемая часть его, которая формирует моральный облик человека? Это, я полагаю, общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил. Чем сильнее наши влечения, желания и страсти, тем труднее задача воспитания. Но когда воспитательное воздействие соразмерено с этой силой, то, хотя наши сильнейшие влечения и желания и владеющие нами страсти невозможно полностью обуздать, разве не сдерживаются их крайности? И разве злоупотребление ими или дурное использование нельзя в известной мере предотвратить или пресечь?…

Если бы Александра, любившего вино и бывшего по натуре холериком, воспитали в строгих римских правилах, то, возможно, он никогда бы не сжёг Персеполя ради своей наложницы и не убил бы своего друга, если бы прославленный Сократ не исправил свою натуру с помощью философии, этот первый апостол язычников был бы, по его собственному признанию, весьма распутным малым, ибо испытывал склонность ко всем порокам, которые приписал ему Зопир, как утверждают, судя по чертам его лица.

Бессмысленно поэтому полемизировать с теми, кто отрицает плоды воспитания; с теми же, кто их признаёт, спор возможен, если иметь в виду то значение, которое я придаю изучению истории в формировании нашего морального облика и в совершенствовании наших человеческих качеств…

Сравнивая при изучении истории опыт других людей и эпох с нашим собственным, мы совершенствуем общечеловеческий опыт; мы поступаем подобно тому, как это делается в философии, – сводим все абстрактные теории и общие правила человеческого поведения к их первоосновам. Обладая этими преимуществами, каждый человек может (хотя лишь немногие делают это) ежедневно продвигаться к тем идеям, к тем предвечным сущностям, как бы сказал платоник, которые недоступны человеческим существам на практике, но в наибольшем приближении к которым состоит совершенство нашей природы; потому что каждое приближение такого рода делает человека мудрее и лучше – для него самого, для его семьи, для небольшого сообщества, включающего его соотечественников, и для огромного сообщества людей всего мира.

Цит. по изданию: Великие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С. Я. Карп. М., 1992. С. 16 – 18.

Date: 2016-07-25; view: 218; Нарушение авторских прав

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Генри Сент-Джон, первый виконт Бо́лингброк (1678 — 1751) — английский политический философ, государственный деятель и писатель. Принадлежал к партии тори. Занимал посты военного министра (1704-1708) и министра иностранных дел (1710-1714) при королеве Анне Стюарт. В 1714 незадолго до кончины королевы Анны возглавил правительство. Ушел в отставку после воцарения Георга I. В 1715 году поддержал восстание якобитов, целью которого было свержение нового короля Георга I. После провала восстания бежал во Францию. Был приговорен к смертной казни за измену королю, однако позже приговор отменили, и Болингброку было разрешено вернуться в Англию в 1723 году.

Особенной популярностью пользовалась его книга «Письма об изучении и пользе истории» (1735 год), где он первый поставил требование, чтобы история от созерцания мертвых перешла к созерцанию живых, осмеял пристрастие и идолопоклонство ученых ко всему, что носит на себе печать ветхости и педантизма, выставляя задачей историка борьбу за свободу, разоблачение лжи и лицемерия, на которых зиждется всякая иерархия.

Болингброк излагает свое понимание истории не как исторического процесса, а главным образом как сферы духовной деятельности человека. Любовь к истории кажется ему необходимым свойством человеческой природы, неразлучным в человеке с любовью к самому себе.

Изучение истории должно иметь целью воспитание «в нас личной и общественной добродетели». Болингброк считает необходимым различать достоверность исторического факта, с одной стороны, и историческую истину (в философском плане) — с другой. Важен именно «философский урок», заложенный в историческом повествовании. История не должна копировать методы философии, у нее собственные методы анализа источников, но при этом историческое рассмотрение не должно ограничиваться частными профессиональными задачами, но должно включать и общефилософские задачи. «История — это философия, которая учит с помощью примеров, как вести себя в любых обстоятельствах частной и общественной жизни». Т.о. История есть философия, научающая посредством примеров.

Традиционалистской “эрудитски-эмоциональной” трактовке истории Болингброк противопоставил рационально-экспериментальную методику ее постижения в духе высших образцов Просвещения. По Болингброку, философское осмысление истории предполагает не столько конструирование абстрактной теории исторического процесса, сколько исследование реальной истории как процедур духовной деятельности людей в области политики, этики, права, сопряженное с рациональной критикой исторической традиции библейского типа.

Имея в виду практическую пользу от истории, Болингброк предпочитает изучение новой истории изучению древней. Он советует спешить от отрывочных преданий древности к более цельным и достоверным историям новейшего времени: в последних мы находим полный ряд событий с их непосредственными и отдаленными причинами, рассказанных вполне со всеми подробностями обстоятельств и характеров, что дает возможность внимательному читателю перенестись назад в описываемое время, сделаться участником в советах и действии. Таким образом, история становится тем, чем должна быть – наставницею жизни (magistra vitae); в противном случае она только вестница древности (nuntia vetustatis), старинная газета или сухой перечень бесполезных анекдотов. Целые томы достоверных известий египетских, халдейских, греческих, латинских и т.д. для Болингброка не имеют никакой цены, потому что не служат к нашему улучшению относительно мудрости и добродетели, если они содержат только династии и генеалогии, сухой перечень замечательных событий в хронологическом порядке, подобный журналам, хронологическим таблицам или сухим летописям. Эта выходка Болингброка направлена против исторических сочинений его времени, авторы которых были или сокращателями, или компиляторами.

Болингброк – глава исторической школы XVIII века: Вольтер, Юм, Робертсон, Гиббон идут по дороге, им проложенной.

Свои философские взгляды Болингброк изложил также в письме к другу своему, поэту Попу. Здесь Болингброк проповедует естественное богословие, или теизм, и естественную религию, или нравственное учение, разумея под первым такое знание о божестве, какое может быть получено человеческими средствами, а не сверхъестественное и откровенное, ибо знание как знание должно идти не сверху, а снизу, от достижимого нами. Вместе со Д.Свифтом также хлопотал об отнятии наук из рук ученых педантов, о распространении ее в обществе в легких, доступных формах. Они восстали против школьной науки своего времени за ее неприменимость к требованиям жизни. Но, восставая против странного обоготворения древности в школах на счет живых и полезных знаний, они не избежали увлечений, уже слишком упрощая общее образование.

Источник

Скачать книгу в формате:

  • djvu
  • fb2
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt

Аннотация

Английский Лорд Болингброк (1678-1751) вошел в историю как великий представитель эпохи Просвещения Англии. Между сочинениями Болингброка, доставившими ему славу одного из величайших писателей Англии, особенной популярностью пользовалась его книга «Письма об изучении и пользе истории» («Letters on the study and use of history», 1738), где он первый поставил требование, чтобы история от созерцания мертвых перешла к созерцанию живых, осмеял пристрастие и идолопоклонство ученых ко всему, что носит на себе печать ветхости и педантизма, выставляя задачей историка борьбу за свободу, разоблачение лжи и лицемерия, на которых зиждется всякая иерархия.

ЕЩЕ

Популярные книги

  • Аннотация:

    В Горлумском лесу, среди исполинских деревьев, стволы которых не обхватить и вчетвером, по единств…

    Блок — 12 стр.

  • Аннотация:

    Психолог Михаил Лабковский абсолютно уверен, что человек может и имеет право быть счастливым и де…

    Фрагмент — 5 стр.

  • Аннотация:

    Второе учебное полугодие в лучшей академии магии мне предстоит трудное. Я впервые участвую в экстр…

    Полный текст — 70 стр.

  • Аннотация:

    Книга «Путь художника» за 10 лет своего существования изменила жизни более миллиона людей, а именно…

    Блок — 11 стр.

  • Аннотация:

    Дмитрий Глуховский Метро 2033 Когда-то давно Московское метро замышлялось как гигантское бомбоубе…

    Блок — 24 стр.

  • Аннотация:

    Хочешь, чтобы все намеченное осуществлялось? Чтобы руководство без возражений повышало зарплату? …

    Фрагмент — 14 стр.

Уважаемые читатели, искренне надеемся, что книга «Письма об изучении и пользе истории» Болингброк Генри Сент-Джон окажется не похожей ни на одну из уже прочитанных Вами в данном жанре. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него — победа над собой. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом — во всю даль и ширь души. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. «Письма об изучении и пользе истории» Болингброк Генри Сент-Джон читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

Новинки

Для детей младшего школьного возраста. …

Аннотация:

Сюжет рассказа описывает авторский эволюционно-футурологический прогноз на 30 лет экспериментальн…

Фрагмент — 0 стр.

Сюжет рассказа описывает авторский эволюционно-футурологический прогноз на 30 лет экспериментальн…

Аннотация:

Маленькая история о человеке, который не видел красок в жизни, и о полете, благодаря которому он …

Фрагмент — 0 стр.

Маленькая история о человеке, который не видел красок в жизни, и о полете, благодаря которому он …

Аннотация:

Думаете, ангелы — это милые ребята с крылышками, а нефилимы бывают только от связи людей и ангело…

Фрагмент — 7 стр.

Думаете, ангелы — это милые ребята с крылышками, а нефилимы бывают только от связи людей и ангело…

Аннотация:

Болевой нерв новой книги Л. Юсуповой – повседневное насилие, пронизывающее современную российскую…

Фрагмент — 3 стр.

Болевой нерв новой книги Л. Юсуповой – повседневное насилие, пронизывающее современную российскую…

Аннотация:

Повесть «Загадка „Приюта охотников“» основана на реальных событиях, свидетелем которых автор был в…

Полный текст — 17 стр.

Повесть «Загадка „Приюта охотников“» основана на реальных событиях, свидетелем которых автор был в…

Аннотация:

Дон и Донская земля издавна были привлекательным, но предельно опасным фронтиром. Сюда русские лю…

Фрагмент — 5 стр.

Дон и Донская земля издавна были привлекательным, но предельно опасным фронтиром. Сюда русские лю…

Источник

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Генри Сент-Джон, первый виконт Бо́лингброк (1678 — 1751) — английский политический философ, государственный деятель и писатель. Принадлежал к партии тори. Занимал посты военного министра (1704-1708) и министра иностранных дел (1710-1714) при королеве Анне Стюарт. В 1714 незадолго до кончины королевы Анны возглавил правительство. Ушел в отставку после воцарения Георга I. В 1715 году поддержал восстание якобитов, целью которого было свержение нового короля Георга I. После провала восстания бежал во Францию. Был приговорен к смертной казни за измену королю, однако позже приговор отменили, и Болингброку было разрешено вернуться в Англию в 1723 году.

Особенной популярностью пользовалась его книга «Письма об изучении и пользе истории» (1735 год), где он первый поставил требование, чтобы история от созерцания мертвых перешла к созерцанию живых, осмеял пристрастие и идолопоклонство ученых ко всему, что носит на себе печать ветхости и педантизма, выставляя задачей историка борьбу за свободу, разоблачение лжи и лицемерия, на которых зиждется всякая иерархия.

Болингброк излагает свое понимание истории не как исторического процесса, а главным образом как сферы духовной деятельности человека. Любовь к истории кажется ему необходимым свойством человеческой природы, неразлучным в человеке с любовью к самому себе.

Изучение истории должно иметь целью воспитание «в нас личной и общественной добродетели». Болингброк считает необходимым различать достоверность исторического факта, с одной стороны, и историческую истину (в философском плане) — с другой. Важен именно «философский урок», заложенный в историческом повествовании. История не должна копировать методы философии, у нее собственные методы анализа источников, но при этом историческое рассмотрение не должно ограничиваться частными профессиональными задачами, но должно включать и общефилософские задачи. «История — это философия, которая учит с помощью примеров, как вести себя в любых обстоятельствах частной и общественной жизни». Т.о. История есть философия, научающая посредством примеров.

Традиционалистской «эрудитски-эмоциональной» трактовке истории Болингброк противопоставил рационально-экспериментальную методику ее постижения в духе высших образцов Просвещения. По Болингброку, философское осмысление истории предполагает не столько конструирование абстрактной теории исторического процесса, сколько исследование реальной истории как процедур духовной деятельности людей в области политики, этики, права, сопряженное с рациональной критикой исторической традиции библейского типа.

Имея в виду практическую пользу от истории, Болингброк предпочитает изучение новой истории изучению древней. Он советует спешить от отрывочных преданий древности к более цельным и достоверным историям новейшего времени: в последних мы находим полный ряд событий с их непосредственными и отдаленными причинами, рассказанных вполне со всеми подробностями обстоятельств и характеров, что дает возможность внимательному читателю перенестись назад в описываемое время, сделаться участником в советах и действии. Таким образом, история становится тем, чем должна быть – наставницею жизни (magistra vitae); в противном случае она только вестница древности (nuntia vetustatis), старинная газета или сухой перечень бесполезных анекдотов. Целые томы достоверных известий египетских, халдейских, греческих, латинских и т.д. для Болингброка не имеют никакой цены, потому что не служат к нашему улучшению относительно мудрости и добродетели, если они содержат только династии и генеалогии, сухой перечень замечательных событий в хронологическом порядке, подобный журналам, хронологическим таблицам или сухим летописям. Эта выходка Болингброка направлена против исторических сочинений его времени, авторы которых были или сокращателями, или компиляторами.

Болингброк — глава исторической школы XVIII века: Вольтер, Юм, Робертсон, Гиббон идут по дороге, им проложенной.

Свои философские взгляды Болингброк изложил также в письме к другу своему, поэту Попу. Здесь Болингброк проповедует естественное богословие, или теизм, и естественную религию, или нравственное учение, разумея под первым такое знание о божестве, какое может быть получено человеческими средствами, а не сверхъестественное и откровенное, ибо знание как знание должно идти не сверху, а снизу, от достижимого нами. Вместе со Д.Свифтом также хлопотал об отнятии наук из рук ученых педантов, о распространении ее в обществе в легких, доступных формах. Они восстали против школьной науки своего времени за ее неприменимость к требованиям жизни. Но, восставая против странного обоготворения древности в школах на счет живых и полезных знаний, они не избежали увлечений, уже слишком упрощая общее образование.

Источник

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Генри Сент-Джон, лорд Болингброк (1678-1751) — выдающийся английский мыслитель и государственный деятель

Если бы наш характер всецело определялся врождёнными свойствами (в то время как на самом деле он лишь испытывает их воздействие) и если бы наши поступки так же целиком обусловливались конкретными стимулами, всякое обучение с помощью предписаний, равно как и с помощью примера, и любые попытки воспитания нравственных качеств были бы бесполезны…

Что же такое воспитание, спросим мы теперь? Та часть, та основная и наиболее игнорируемая часть его, которая формирует моральный облик человека? Это, я полагаю, общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил. Чем сильнее наши влечения, желания и страсти, тем труднее задача воспитания. Но когда воспитательное воздействие соразмерено с этой силой, то, хотя наши сильнейшие влечения и желания и владеющие нами страсти невозможно полностью обуздать, разве не сдерживаются их крайности? И разве злоупотребление ими или дурное использование нельзя в известной мере предотвратить или пресечь?…

Если бы Александра, любившего вино и бывшего по натуре холериком, воспитали в строгих римских правилах, то, возможно, он никогда бы не сжёг Персеполя ради своей наложницы и не убил бы своего друга, если бы прославленный Сократ не исправил свою натуру с помощью философии, этот первый апостол язычников был бы, по его собственному признанию, весьма распутным малым, ибо испытывал склонность ко всем порокам, которые приписал ему Зопир, как утверждают, судя по чертам его лица.

Бессмысленно поэтому полемизировать с теми, кто отрицает плоды воспитания; с теми же, кто их признаёт, спор возможен, если иметь в виду то значение, которое я придаю изучению истории в формировании нашего морального облика и в совершенствовании наших человеческих качеств…

Сравнивая при изучении истории опыт других людей и эпох с нашим собственным, мы совершенствуем общечеловеческий опыт; мы поступаем подобно тому, как это делается в философии, — сводим все абстрактные теории и общие правила человеческого поведения к их первоосновам. Обладая этими преимуществами, каждый человек может (хотя лишь немногие делают это) ежедневно продвигаться к тем идеям, к тем предвечным сущностям, как бы сказал платоник, которые недоступны человеческим существам на практике, но в наибольшем приближении к которым состоит совершенство нашей природы; потому что каждое приближение такого рода делает человека мудрее и лучше — для него самого, для его семьи, для небольшого сообщества, включающего его соотечественников, и для огромного сообщества людей всего мира.

Цит. по изданию: Великие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С. Я. Карп. М., 1992. С. 16 — 18.

Date: 2016-07-25; view: 212; Нарушение авторских прав

Источник

Источник