Библия о десятине в пользу христианской церкви

О десятине знают все. Но обычно считается, что это пережиток прошлого – некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в новозаветные времена уже не обязательно. А, как оказалось, есть такие христиане, кто десятину отдает и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен – они рассказали нам сами.
«Удивительное дело!»
![]() |
«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, – рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. – Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.
Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать – “что ты делаешь? кому все это надо?” – и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик – покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.
Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам – помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю – все выравнивается. Удивительное дело!»
На храм или на бедных?
История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня – дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм – предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».
Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.
Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам – 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).
Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.
Новый Завет – призыв к совершенству
Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, «упразднив… закон заповедей учением». Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).
«Новый Завет не имеет предела, – объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. – Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум – все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной – это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти – тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».
Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).
Неразумное даяние
Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю одной девушки, родители которой умерли и оставили ей большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила, почему он это делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о Христе, а когда узнала и захотела креститься – все отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь принимает и вознаграждает.
А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство – 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие – оставь их себе, ты же и так доброволец, – и моя совесть успокоится.
Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже – а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели – звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»
«Не искушай Господа Бога твоего»
Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, – рассказывает отец Аркадий Шатов, – один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».
Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я – старшая дочь Великого Царя, – сказала она ему. – Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.
По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез – это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”«
Десятина в Ветхом Завете
В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.
Семилетний цикл
Десятина | Левитам (%) | Праздничная (%) | Бедным (%) | Всего (%) |
1-й год | 10 от 100 | 10 от 90 | Нет | 19 |
Ответственность за приход
В современной Германии существует церковный налог, взимаемый в пользу некоторых общин – католических, иудейских, евангельских (не все евангельские Церкви Германии пользуются этим правом, в некоторых считают, что оно нарушает принцип отделения Церкви от государства) и др. Атеисты и верующие всех других религиозных общин, в том числе православные (принадлежность к конфессии указывается в налоговой декларации), этим налогом не облагаются.
Церковный налог составляет основную часть (около 70%) дохода германских религиозных общин. Его размер напрямую зависит от начисляемого подоходного налога, а т. к. в Германии подоходный налог начисляется только на доход, превышающий определенный уровень, то такая привязка церковного налога к подоходному автоматически учитывает платежеспособность верующего. В итоге только 35% верующих обязаны платить церковный налог, в число остальных входят дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.
Десятина как форма обеспечения Церкви встречалась и на Руси. Так, святой князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность «десятильник», а после Стоглавого собора – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.
«Когда я служил в деревне, – рассказывает протоиерей Аркадий Шатов, – в храме стояли тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, мне казалось, что это как будто продавать благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм – потому что они должны участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: “Что с меня взять – я и так бедный!” Но хотя формы участия могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди всегда что-то с собой приносили (“просфора” ведь и значит “приношение”): кто-то – хлеб, кто-то – вино. По одному из древних чинов литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми руками!»
Ïðèíîøåíèå, ïîæåðòâîâàíèå, äåñÿòèíà,
æåðòâà, îáùåíèå ÷òî âàæíåå äëÿ Áîãà?
Ñåãîäíÿ ìíå ðàññóäèëîñü îáñóäèòü î÷åíü âàæíûé è ñåðü¸çíûé âîïðîñ, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ î÷åíü áîëåçíåííûì äëÿ íîìèíàëüíî âåðóþùåãî ÷åëîâåêà, äà è äëÿ ìíîãèõ èñêðåííèõ âåðóþùèõ ëþäåé îáñóæäåíèå ýòîãî âîïðîñà íå âûçûâàåò ýíòóçèàçìà. Âîïðîñ ýòîò ìîæíî îçâó÷èòü òàê: íóæíî ëè ñîâðåìåííîìó ÷åëîâåêó ïëàòèòü-æåðòâîâàòü ñâîè ñáåðåæåíèÿ â öåðêîâü èëè îí ñâîáîäåí îò ýòîãî?
 ðàçëè÷íûõ õðèñòèàíñêèõ êîíôåññèÿõ âîïðîñ äîáðîâîëüíîãî ïîæåðòâîâàíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ âåðóþùèõ ëþäåé äëÿ íóæä öåðêâè ðåøàåòñÿ ïî-ðàçíîìó. Ñáîðû íà öåðêîâíóþ äåÿòåëüíîñòü â îäíèõ öåðêâÿõ îñóùåñòâëÿþòñÿ ÷åðåç èñïîëíåíèÿ ðåëèãèîçíûõ îáðÿäîâ è òðåá.  äðóãèõ öåðêâÿõ îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì ïðåáûâàíèÿ â öåðêâè ÿâëÿåòñÿ äåñÿòèíà, ò.å. ïîæåðòâîâàíèå 10% îò âñåõ äîõîäîâ, à ãäå-òî ýòîìó âîïðîñó âîîáùå íå óäåëÿþò äîëæíîãî âíèìàíèÿ è ïðîâîäÿò ñáîðû äîáðîâîëüíûõ ïîæåðòâîâàíèé îò ñëó÷àÿ ê ñëó÷àþ.
Ìíîãèå ñîâðåìåííûå ëþäè, ñ÷èòàþùèå ñåáÿ âåðóþùèìè ëþäüìè, è âðåìÿ îò âðåìåíè ïîñåùàþùèå õðàì èëè äîì ìîëèòâû, íå ãîòîâû, äà è íå õîòÿò æåðòâîâàòü, ãîâîðÿ, ÷òî Áîãó äåíüãè íå íóæíû. Òå æå, êòî æåðòâóåò êàêóþ-ëèáî ñóììó äåíåæíûõ ñðåäñòâ, ÷àñòî ýòî äåëàþò ïî ñâîåìó ñîáñòâåííîìó ïîíèìàíèþ, íå ïûòàÿñü â äàííîì âîïðîñå ðàçîáðàòüñÿ, à îòäàâàÿñü ñâîåìó âíóòðåííåìó ÷óâñòâó.
Äàâàéòå ïîïûòàåìñÿ íàéòè îòâåò íà ýòîò âîïðîñ, èññëåäóÿ Ñâÿùåííîå Ïèñàíèå. Ìíå, êàê âåðóþùåìó ÷åëîâåêó, êàæåòñÿ ýòî ïðàâèëüíûì ñâåðÿòü ñâîè ðàçìûøëåíèÿ ñî Ñëîâîì Áîæüèì, è òàì íàõîäèòü îòâåòû. Àïîñòîë Ïàâåë ïèøåò: «Âñ¸ Ïèñàíèå áîãîäóõíîâåííî è ïîëåçíî äëÿ íàó÷åíèÿ, äëÿ îáëè÷åíèÿ, äëÿ èñïðàâëåíèÿ â ïðàâåäíîñòè, äà áóäåò ñîâåðøåí Áîæèé ÷åëîâåê, êî âñÿêîìó äîáðîìó äåëó ïðèãîòîâëåí» – 2 Òèì:16-17. Äðóãèìè ñëîâàìè, èçó÷àÿ òîò èëè èíîé âîïðîñ â ñâåòå Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ, ìû ïîëó÷àåì íóæíîå è âåðíîå íàó÷åíèå, êîòîðîå äîâîëüíî ÷àñòî îáëè÷àåò íàøè ñîáñòâåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ÷¸ì-ëèáî, äà¸ò íàì ðåêîìåíäàöèè è âîçìîæíîñòè èñïðàâèòüñÿ, ñòàòü ïðàâåäíûì è áûòü ïðèãîòîâëåííûì äëÿ âñÿêîãî äîáðîãî äåëà. Ïîæåðòâîâàíèÿ íà äåëî ñëóæåíèÿ, íåñîìíåííî, ÿâëÿþòñÿ äîáðûì äåëîì, ñ ýòèì ìíîãèå áóäóò ñîãëàñíû. Ñóòü âîïðîñà, ñâÿçàííîãî ñ ïîæåðòâîâàíèåì, ÷àñòî çàêëþ÷àåòñÿ â òîé ñóììå, êîòîðóþ ÷åëîâåê ãîòîâ îòäàòü èëè íå îòäàòü, à òàêæå â ðåãóëÿðíîñòè èëè íåðåãóëÿðíîñòè ýòèõ ïîæåðòâîâàíèé.
Âîçâðàùàÿñü ê çàãîëîâêó äàííîé ñòàòüè, õî÷ó ñðàçó âûðàçèòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, ÷òî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ äåéñòâèé âåðóþùåãî ÷åëîâåêà, äëÿ Áîãà, íåñîìíåííî, ñàìûì âàæíûì ÿâëÿåòñÿ îáùåíèå ñ ÷åëîâåêîì. Ýòî ìû âèäèì ñ ïåðâûõ ñòðàíèö Áèáëèè. Áîã ñîçäàë ÷åëîâåêà ïî Ñâîåìó ïîäîáèþ èìåííî äëÿ ëè÷íîãî îáùåíèÿ ñ íèì. ×åëîâåê – âå÷íîå òâîðåíèå Áîãà ôàêòè÷åñêè áûë íåîãðàíè÷åí, â òîì ÷èñëå è ïîòîìó, ÷òî Áîã íàäåëèë åãî ñâîáîäîé âûáîðà, ñêàçàâ åìó è ïîñëåäñòâèÿõ ïîñëóøàíèÿ èëè íåïîñëóøàíèÿ îäíîé èç ñâîèõ çàïîâåäåé. Ê ñîæàëåíèþ, ìû çíàåì, ÷òî ïåðâîíà÷àëüíî, ÷åëîâåê íå èñïîëíèë ïåðâûå çàïîâåäè áëàãîñëîâåíèÿ, à çàïîâåäü çàïðåòà íàðóøèë. Ýòî ïðèâåëî ê ãðåõó ñìåðòè ðàçëó÷åíèþ Áîãà è ÷åëîâåêà, íàðóøåíèþ òîãî ëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ Òâîðöà ñî ñâîèì òâîðåíèåì.
Âñÿ äàëüíåéøàÿ æèçíü ÷åëîâåêà è ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñòâà, êàê öèâèëèçàöèè, ñâÿçàíà èìåííî ñ òåì, ÷òîáû íàéòè ýòî óòåðÿííîå îáùåíèå ñ âûñøèì Àáñîëþòîì Áîãîì Òâîðöîì. Îòñþäà âñåâîçìîæíûå âåðîâàíèÿ è ðåëèãèè, ÷àñòî ïðîòèâîðå÷èâûå è ëîæíûå, ïûòàþùèåñÿ äàòü ñâîè ó÷åíèÿ è íàñòàâëåíèÿ î âîçìîæíîñòè ïðèêîñíóòüñÿ ê âå÷íîñòè, ïîçíàòü Áîãà.
Ñëàâà Áîãó, ÷òî, íåñìîòðÿ íà âûáîð ÷åëîâåêà íå â ïîëüçó Áîãà, Áîã íå îòâåðíóëñÿ îò íåãî, à ïðîäîëæàë è ïðîäîëæàåò èñêàòü ñ íèì îáùåíèÿ, äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü ïåðâûé âîïðîñ Áîãà ê Àäàìó: Ãäå òû? Ìû çíàåì âñþ ýòó èñòîðèþ ãðåõîïàäåíèÿ, îïèñàííóþ â êíèãè Áûòèå, íî ÷àñòî íå ïîíèìàåì, ÷òî çàäàííûé âîïðîñ Áîãà îòíîñèòñÿ ê êàæäîìó èç íàñ, òàê æå, êàê îí îòíîñèëñÿ è ê ïåðâûì ëþäÿì.
Âîçâðàùàÿñü ê òåìå íàøåé áåñåäû, ìû ìîæåì êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî ïåðâîíà÷àëüíî, Áîã íå ñòàâèë âîïðîñà ïåðåä ÷åëîâåêîì, î êàêîì ëèáî ïîæåðòâîâàíèè, Ñàì äàâàÿ ÷åëîâåêó ïîëíîòó æèçíè è âîçìîæíîñòü îáëàäàíèÿ çåìë¸þ. Äëÿ Áîãà ñàìûì âàæíûì òîãäà, äà è òåïåðü, ÿâëÿåòñÿ ëè÷íîå îáùåíèå ñ Àäàìîì è Åâîé, è êàæäûì èç íàñ, êòî ïðèçíà¸ò Åãî ñâîèì Òâîðöîì. Îäíàêî òîãäà èäåàëüíîå îáùåíèå ÷åëîâåêà è Áîãà áûëî íàðóøåíî, è Áîã ïðèí¸ñ ïåðâóþ æåðòâó çà ãðåõ ÷åëîâåêà îäåâ åãî â êîæàíûå îäåæäû æèâîòíîãî.
×èòàÿ Áèáëèþ, ìû óâèäèì, ÷òî ñ ïåðâûõ ñòðàíèö êíèãè Áûòèÿ ñêâîçü âñ¸ Ïèñàíèå, çàêàí÷èâàÿ êíèãîé Îòêðîâåíèÿ, æåðòâà çà ãðåõ ÷åëîâåêà, ÿâëÿåòñÿ àêòóàëüíîé. È åñëè ïåðâîé æåðòâîé çà ãðåõ áûë àãíåö, êîòîðûé ëèøü â íåêîòîðîé ìåðå ìîã ïîêðûòü íàãîòó è ãðåõ ÷åëîâåêà, òî îêîí÷àòåëüíîé è ñîâåðøåííîé æåðòâîé ÿâëÿåòñÿ Èèñóñ Õðèñòîñ, êîòîðûé, êàê Àãíåö, çàêëàííûé çà ãðåõè âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà, áóäåò âñòðå÷àòü âñåõ óâåðîâàâøèõ â Íåãî ó ïðåñòîëà Áîæèÿ â êîíöå âðåìåí. (Êíèãà Îòêðîâåíèÿ, 5 ãëàâà).
Ïðîøëî íåêîòîðîå âðåìÿ, è ìû âèäèì, ÷òî ïåðâûå äåòè Àäàìà è Åâû ïðèíîñÿò Áîãó ñâîè äàðû: Êàèí – îò ïëîäîâ çåìëè, à Àâåëü – îò ïåðâîðîäíûõ ñâîåãî ñòàäà. Òåì ñàìûì ïåðâûå ëþäè ïîêàçàëè ïðèìåð ïîñëåäóþùèì ïîêîëåíèÿì â íåîáõîäèìîñòè ïðèíîøåíèÿ Áîãó. Íóæíû ëè áûëè ýòè ïðèíîøåíèÿ Áîãó? Ìû çíàåì, ÷òî æåðòâó Àâåëÿ Îí ïðèíÿë, à ïðèíîøåíèå Êàèíà îòâåðã, ìû çíàåì òàêæå, ÷òî ïðèíÿòèå Áîãîì æåðòâû Àâåëÿ ïðèâåëî ê âîññòàíèþ íà íåãî åãî áðàòà, è óæå æåðòâîé ïîêëîíåíèÿ Áîãó ñòàë ñàì Àâåëü, êðîâü êîòîðîãî âîïèÿëà ê Áîãó. Êàçàëîñü áû, ýòî äðåâíÿÿ èñòîðèÿ, íî ïîñìîòðèòå, â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà ïîñòîÿííî ðàçûãðûâàëèñü æåñòîêèå ãîíåíèÿ è âîéíû, ñâÿçàííûå ñ «ïðàâèëüíûì» ïîêëîíåíèåì Áîãó. Äà è ñåãîäíÿ, ñîâðåìåííûå Êàèíû îáåçãëàâëèâàþò ñâîèõ ïðîòèâíèêîâ õðèñòèàí, òîëüêî çà òî, ÷òî îíè âåðóþò âî Âñåâûøíåãî íè òàê, êàê îíè.
Ìû âèäèì, ÷òî â âîïðîñå ïðèíîøåíèÿ æåðòâû Áîã ìîæåò ïðèíÿòü èëè íå ïðèíÿòü å¸.  ÷¸ì áûëà ðàçíèöà â æåðòâå Àâåëÿ, êîòîðóþ Áîã ïðèíÿë è æåðòâîé Êàèíà, êîòîðóþ Áîã îòâåðã? Íåêîòîðûå ãîâîðÿò, ÷òî ïðè÷èíà â òîì, ÷òî Êàèí ïðèí¸ñ ïëîäû îò ïðîêëÿòîé çåìëè, à Àâåëü ïîñëåäîâàë ïðèìåðó Áîãà è çàêîëîë íåâèííîãî àãíöà. Ýòî êðàñèâàÿ âåðñèÿ, íî åñëè ìû èññëåäóåì Ïèñàíèå, òî íàõîäèì ó àïîñòîëà Ïàâëà ïðàâèëüíîå îáúÿñíåíèå ïðèíÿòèÿ Áîãîì ýòîãî ïåðâîãî æåðòâîïðèíîøåíèÿ. «Âåðîþ Àâåëü ïðèí¸ñ Áîãó æåðòâó ëó÷øóþ, íåæåëè Êàèí, åþ îí ïîëó÷èë ñâèäåòåëüñòâî, ÷òî îí ïðàâåäåí, êàê çàñâèäåòåëüñòâîâàë Áîã î äàðàõ åãî; åþ îí è ïî ñìåðòè ãîâîðèò åù¸.» -Åâð.11:4.
Òàêèì îáðàçîì, Áîã ñìîòðåë è ñìîòðèò íå íà ñàìó æåðòâó, êàê òàêîâóþ, à íà ñåðäöå è âåðó ÷åëîâåêà, ïðèíîñÿùåãî åìó æåðòâó. Äðóãèìè ñëîâàìè Áîãó âàæíà íàøà âåðà, âûðàæàþùàÿñÿ, â òîì ÷èñëå è â ïðèíîøåíèè æåðòâû. Íî åñëè ìû ïðèíîñèì æåðòâó íå îò èñêðîåííîãî ñåðäöà è ñâîåé ÷èñòîé âåðû, òî åñòü îïàñíîñòü, ÷òî Áîã íå ïðèìåò íàøó æåðòâó, êàêîé áû çíà÷èìîé äëÿ íàñ îíà íå áûëà.
Äåëàåì âûâîä: æåðòâà Áîãó óãîäíà, è Îí å¸ ïðèíèìàåò, åñëè îíà ïðèíåñåíà îò ÷èñòîãî ñåðäöà. Âîïðîñ çíà÷èìîñòè (ñòîèìîñòè) æåðòâû óõîäèò íà âòîðîé ïëàí, õîòÿ, íåñîìíåííî, ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíûì, íî ê ýòîìó âîïðîñó ìû âåðí¸ìñÿ ÷óòü ïîçæå.
×èòàÿ äàëüøå êíèãó Áûòèå, ìû óçíà¸ì îá îòöå âåðû – Àâðààìå, ñ êîòîðûì Áîã çàêëþ÷èë îñîáûé çàâåò î ðîæäåíèè îò íåãî îñîáîãî âåëèêîãî íàðîäà. Ìû âèäèì, ÷òî áëàãîäàðíûé Àâðàì ïðèí¸ñ Áîãó æåðòâó, äà ïîçæå ïîñòîÿííî âåðîþ ïðèíîñèë èõ ïåðåä Áîãîì, äàæå åñëè ýòî êàñàëîñü åãî åäèíñòâåííîãî ñûíà îáåòîâàíèÿ. Âïðî÷åì, â òîì ñëó÷àå Áîã äàë çàìåñòèòåëüíóþ æåðòâó Àâðààìó, êîòîðóþ îí è ïðèí¸ñ. Ïî÷åìó Àâðààì ãîòîâ áûë çàêîëîòü åäèíñòâåííîãî ñûíà? Ïèñàíèå íàì ãîâîðèò, ÷òî îí âåðîâàë, ÷òî Áîã ìîæåò âîñêðåñèòü è óìåðøåãî ñûíà. (Åâð.11:17-19) Êàê âèäèì, äëÿ Àâðààìà çíà÷èìîñòü æåðòâû áûëà àáñîëþòíîé, è âåðà â íåîáõîäèìîñòü ñêàçàííîãî Áîãîì áûëà íåïîêîëåáèìà. Ìíîãî è äðóãèõ óðîêîâ ìû ìîæåì ïî÷åðïíóòü èç èñòîðèè æèçíè Àâðààìà, íî âîçâðàùàÿñü ê òåìå ñåãîäíÿøíåãî ðàçìûøëåíèÿ, ìíå õî÷åòñÿ îñòàíîâèòü âàøå âíèìàíèå íà ïåðâîì óïîìèíàíèè äåñÿòèíû â Áèáëèè.
 14 ãëàâå êíèãè Áûòèå ðàññêàçûâàåòñÿ î âðàæäå è áèòâå öàðåé íåñêîëüêèõ ãîðîäîâ, ðåçóëüòàòîì êîòîðîé ñòàëî ïëåíåíèå ïëåìÿííèêà Àâðàìà Ëîòà. Ìû çíàåì, ÷òî Àâðàì åãî îñâîáîäèë, è êîãäà îíè âîçâðàùàëèñü, òî íà âñòðå÷ó ê íèì âûøëè ìíîãèå, ñðåäè êîòîðûõ áûë îñîáåííûé ÷åëîâåê Ìåëõèñåäåê öàðü Ñàëèìà, îí áûë ñâÿùåííèêîì Áîãà Âñåâûøíåãî. Åìó Àâðàì îòäàë äåñÿòóþ ÷àñòü èç âñåãî. Ñåãîäíÿ ìû íå áóäåì ïîäðîáíî ðàññóæäàòü, è ïûòàòüñÿ îáúÿñíèòü, êòî áûë Ìåëõèñåäåê è ïî÷åìó ïîñëå åãî áëàãîñëîâåíèé, Àâðàì, àáñîëþòíî äîáðîâîëüíî, îòäàë åìó äåñÿòóþ ÷àñòü âñåé âîåííîé äîáû÷è, îòíÿòîé ó âðàãîâ. Âàæíî îòìåòèòü çäåñü, ÷òî äåñÿòèíà îòäàííàÿ Àâðàìîì âêëþ÷àëà â ñåáÿ, íåñîìíåííî, è äðàãîöåííîñòè, ïîòîìó ÷òî âîéíû, êàê ïðàâèëî, âåëèñü è âåäóòñÿ äëÿ îáîãàùåíèå çà ñ÷åò äðóãèõ ñâîåãî ãîñóäàðñòâà, ïóò¸ì îòíÿòèÿ ñîêðîâèù è èìóùåñòâà ó äðóãîãî.
Àâðààì ñ÷èòàë äëÿ ñåáÿ îáÿçàòåëüíûì îòäàòü ñâÿùåííèêó Áîãà Âñåâûøíåãî äåñÿòóþ ÷àñòü, à òàê êàê îí íàçâàí â Ïèñàíèè îòöîì âåðû, òî åãî ïðèìåð ÿâëÿåòñÿ âäîõíîâëÿþùèì íå òîëüêî äëÿ õðèñòèàí, íî òàêæå äëÿ âåðóþùèõ èóäååâ è ìóñóëüìàí.  âîïðîñàõ âàæíîñòè äåñÿòèíû, Áîã ìíîãîêðàòíî è ìíîãîîáðàçíî, îñòàâèë âåðóþùèì Ñâîè ïîâåëåíèÿ, îïèñàííûå â êíèãàõ Ëåâèò è ×èñåë è âû ñâîáîäíî ìîæåòå èõ ïðî÷èòàòü. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ïðèíîøåíèå äåñÿòèíû â õðàì äåëàëî âîçìîæíûì ñîâåðøàòü ñâî¸ ñëóæåíèå ëåâèòàì, ïðîñëàâëÿþùèì Áîãà. Êîãäà âñå äåñÿòèíû ïðèíîñèëèñü â õðàì, òî áûëè îñîáûå áëàãîñëîâåíèÿ è ìèð äëÿ âñåãî åâðåéñêîãî íàðîäà, è íàïðîòèâ, êîãäà íàðîä ïåðåñòàâàë æåðòâîâàòü, ëåâèòû ðàçáåãàëèñü è óñòðàíÿëèñü îò ñëóæåíèÿ ïðîñëàâëåíèÿ íàñòóïàëè òðóäíûå âðåìåíà, è ïðîòèâíèêè è âðàãè Èçðàèëÿ îäåðæèâàëè ïîáåäû, íàðîä ïîðàáîùàëñÿ, à èíîãäà, óâîäèëñÿ â ïëåí íà äîëãèå âðåìåíà.
×èòàÿ êíèãó ïðîðîêà Ìàëàõèè, ìû âèäèì, ÷òî â âîïðîñå äåñÿòèíû Áîã äà¸ò óêîð Ñâîåìó íàðîäó çà íåèñïîëíåíèå ýòîé çàïîâåäè. « Ìîæíî ëè ÷åëîâåêó îáêðàäûâàòü Áîãà? À âû îáêðàäûâàåòå Ìåíÿ. Ñêàæèòå : «÷åì îáêðàäûâàåì ìû Òåáÿ?» äåñÿòèíîþ è ïðèíîøåíèåì. Ïðîêëÿòèåì âû ïðîêëÿòû, ïîòîìó ÷òî âû âåñü íàðîä- îáêðàäûâàåòå Ìåíÿ. Ïðèíåñèòå âñå äåñÿòèíû â äîì õðàíèëèùà, ÷òîáû â äîìå Ìî¸ì áûëà ïèùà, è õîòÿ â ýòîì èñïûòàéòå Ìåíÿ, ãîâîðèò Ãîñïîäü Ñàâàîô: íå îòêðîþ ëè ß äëÿ âàñ îòâåðñòèé íåáåñíûõ è íå èçîëüþ ëè íà âàñ áëàãîñëîâåíèÿ äî èçáûòêà?» – Ìàë.3:8-10. Èòàê, äëÿ Áîãà âîïðîñ ïðèíîøåíèÿ äåñÿòèíû â õðàì ÿâëÿåòñÿ âàæíûì è ëè÷íîñòíûì, à íåèñïîëíåíèå ýòîé çàïîâåäè äåëàåò âåðóþùåãî ÷åëîâåêà âîðîì â ãëàçàõ Áîãà. Áîã äàæå ïðåäëàãàåò âåðóþùåìó ÷åëîâåêó è Åãî íàðîäó èñïûòàòü Åãî â ýòîì âîïðîñå, è îáåùàåò ïîñëàòü âñÿ÷åñêèå áëàãîñëîâåíèÿ òîìó, êòî èñïîëíÿåò ýòî ïîâåëåíèå.
Íåêîòîðûå õðèñòèàíå ãîâîðÿò, ÷òî ýòî áûëî çàïèñàíî äëÿ èóäååâ â Âåòõîì çàâåòå, è äëÿ íàñ íå èìååò çíà÷åíèÿ. Íî òàê, êàê ìû ñ âàìè âíà÷àëå íàøåé áåñåäû, ñîãëàñèëèñü ñ àïîñòîëîì Ïàâëîì, ÷òî âñ¸ Ïèñàíèå áîãîäóõíîâåííî è ïîëåçíî, òî âàæíîñòü èñïîëíåíèÿ ýòîé çàïîâåäè, íà ìîé âçãëÿä, àêòóàëüíî äëÿ âñåõ òåõ, êòî ïî÷èòàåò ñåáÿ íàðîäîì Áîæüèì. Ïðàâî ñëîâî, íàì ñîâðåìåííûì õðèñòèàíàì, ñòîèò ïîó÷èòüñÿ èñïîëíåíèþ äàííîé çàïîâåäè è ó Èóäååâ, è äàæå ó ìóñóëüìàí.
Äàâàéòå êàê Õðèñòèàíå, îáðàòèì ñâîé âçîð ê Èèñóñó Õðèñòó. Óäåëÿë ëè Îí êàêîå-ëèáî çíà÷åíèå ïðèíîøåíèåì è ïîæåðòâîâàíèÿì. Ìû çíàåì èç Åâàíãåëèé, ÷òî áûëè æåíùèíû, êîòîðûå èìåíèåì ñâîèì ñëóæèëè Ãîñïîäó. (Ëóê.8:3) Ìû çíàåì òàêæå î äåíåæíîì ÿùèêå, êîòîðûé íîñèëè ñ ñîáîé ó÷åíèêè, êóäà íàðîä îïóñêàë ñâîè ïîæåðòâîâàíèÿ. (Èîàíí. 12:6)
Íàêîíåö äàâàéòå âñïîìíèì èñòîðèþ î áåäíîé âäîâå, îïèñàííóþ åâàíãåëèñòàìè Ëóêîé è Ìàðêîì (Ëóê.21:1-6, Ìàð.12:41-44). Ìàðê îòìå÷àåò, ÷òî Èèñóñ íàáëþäàë, êàê ëþäè êëàëè äåíüãè â ñîêðîâèùíèöó. Çíà÷èò, ýòî áûëî âàæíî äëÿ Ãîñïîäà! Êðîìå òîãî, Îí, íàáëþäàÿ çà âíåøíèì ïðèíîøåíèåì ëþäåé, âèäåë è èõ âíóòðåííåå ñîñòîÿíèå, è äàë óäèâèòåëüíûé óðîê Ñâîèì ó÷åíèêàì.
Íàâåðíîå, ìíîãèå áîãàòûå ëþäè, óâèäåâ, ÷òî Ãîñïîäü íàáëþäàåò çà õðàìîâîé ñîêðîâèùíèöåé, ïîäõîäèëè, è æåðòâîâàëè â òîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå áîëüøèå äåíüãè. Åù¸ áû! Âåäü îíè õîòåëè õîðîøî âûãëÿäåòü, â ãëàçàõ ýòîãî áëàãîñëîâåííîãî Ðàââèíà è Ó÷èòåëÿ. Îäíàêî Õðèñòîñ ñêàçàë, ÷òî áîëüøå âñåõ ïîëîæèëà â ñîêðîâèùíèöó õðàìà áåäíàÿ âäîâà, õîòÿ å¸ ïîæåðòâîâàíèå ñîñòàâëÿëî òîëüêî äâå ëåïòû. Íî òî, ÷òî â ãëàçàõ ëþäåé íå ñòîèëî íè÷åãî, áûëî íàèâûñøèì â ãëàçàõ Áîãà, è êàê ñêàçàë Èèñóñ, òå ëîæèëè ñâîè ñîêðîâèùà îò èçáûòêà, à âäîâà îò ñêóäîñòè ñâîåé. Ñòåïåíü ýòèõ ïîæåðòâîâàíèé áûëà ðàçëè÷íîé: ïåðâûå ìîãëè ñâîáîäíî æèòü äàëüøå, äðóãàÿ áûëà îáðå÷åíà, èáî ïîëîæèëà âñ¸ ïðîïèòàíèå ñâî¸. Âîçìîæíî, îíà áûëà â ïîëíîì îò÷àÿíèè, íî âåëèêà å¸ âåðà â òî, ÷òî Áîã íå îñòàâèò å¸, áóäü ýòî â æèçíè èëè â ñìåðòè.
À âñïîìíèòå æåíùèíó, êîòîðàÿ ïîìàçàëà íîãè Èèñóñà ìèðîì. (Ìàòô.26:7-12; Ëóê.7:37-38; Èîàí.12:3-7) Ó÷åíèêè âíà÷àëå íå ïîíÿëè å¸ ïîñòóïîê, óêîðÿÿ å¸ â ÷ðåçìåðíîé òðàòå, ò.ê., ñ èõ òî÷êè çðåíèÿ,ñòîèìîñòü ýòîãî áëàãîâîíèÿ ñîñòàâëÿëà òðèñòà äèíàðèåâ, ÷òî ðàâíÿëîñü ãîäîâîìó çàðàáîòêó ðàáîòíèêà. Íî Ãîñïîäü îäîáðèë å¸ ïîñòóïîê è ñêàçàë, ÷òî â öåëîì ìèðå áóäåò ñêàçàíî î íåé è ÷òî îíà ñäåëàëà. Ìû âèäèì, ÷òî íå ïðèíÿòèå ýòîãî óðîêà ïîáóäèëî Èóäó ê ñîâåðøåíèþ ïðåäàòåëüñòâà, åãî æàäíîñòü è ñòðàñòü ê äåíüãàì ïðèâåëà åãî ê ïå÷àëüíîìó èòîãó.
Òàê ñêîëü æå ñëåäóåò æåðòâîâàòü íà õðàì è ñëóæåíèå ñîâðåìåííîìó õðèñòèàíèíó? Âñïîìèíàÿ ïðèìåð ôàðèñåÿ è ìûòàðÿ â õðàìå, ãäå îäèí õâàëèëñÿ ïåðåä Áîãîì èñïîëíåíèåì ýòîé çàïîâåäè, âîçäåâàÿ ê Áîãó ñâîè ðóêè, à áåäíûé ìûòàðü íå ìîã ïîäíÿòü è ãëàç ñâîèõ, íî ñîêðóøàëñÿ â ñâîåé ãðåõîâíîñòè, ìíîãèå íåâåðíî ïîíèìàþò, ÷òî Ãîñïîäü îñóäèë ïðèíîøåíèå äåñÿòèí â õðàì ôàðèñååì. Îäíàêî, Õðèñòîñ îñóäèë íå ñàìî ïðèíîøåíèå, à áàõâàëüñòâî ýòîãî ðåëèãèîçíîãî äåÿòåëÿ è óíè÷èæåíèå èì äðóãèõ, ñêàçàâ, ÷òî ìûòàðü ïîø¸ë áîëåå îïðàâäàííûì, íåæåëè ôàðèñåé. (Ëóê.18:9-14). Çàìåòüòå, ôàðèñåé ïîø¸ë èç õðàìà òîæå îïðàâäàííûì, íî, êîíå÷íî æå, åãî ñàìîìíåíèå î òîì, ÷òî âñ¸, ÷òî îí äåëàåò íåñðàâíåííî ëó÷øå, ÷åì êòî-ëèáî, åãî ðåëèãèîçíàÿ ãîðäîñòü è ôàíàòèçì ñûãðàëè ñ íèì, êàê âïðî÷åì, è ñåãîäíÿ ñî ìíîãèìè ñîâðåìåííûìè «ôàðèñåÿìè» çëóþ øóòêó.
Ãîâîðÿ î ðåëèãèîçíûõ ëèäåðàõ òîãî âðåìåíè ôàðèñåÿõ, Õðèñòîñ î÷åíü æ¸ñòêî íàçûâàë èõ ãðîáàìè îêðàøåííûìè, êîòîðûå ñíàðóæè õîðîøè, íî âíóòðè ïîëíû íå÷èñòîò, Åãî âîñüìèêðàòíîå «ãîðå Âàì» (Ìàòô. 23:13-39) óêàçûâàåò íåñîìíåííûì îáðàçîì ïîëíûõ êðàõ ëèöåìåðíîãî, ñåáÿëþáèâîãî è âîçâûøàþùåãî ñàìîãî ñåáÿ, ñëóæåíèÿ Áîãó. Íî è ñåãîäíÿ âñå ëè ñâÿùåííèêè è ñëóæèòåëè îñâîáîæäåíû îò ýòîãî ïîðîêà? Ãîâîðÿ î ôàðèñåÿõ â äðóãîì ìåñòå Ãîñïîäü, ãîâîðèë, ÷òî ó÷àò îíè ïðàâèëüíî, íî ïðîáëåìà â òîì, ó÷à äðóãèõ, ñàìè íå èñïîëíÿþò ïîâåëåíèé Áîæüèõ, è îñòàâèëè ãëàâíîå: ñóä, ìèëîñòü è âåðó.
Òàê âñ¸ æå, ê êàêîìó âûâîäó ïðèõîæó ëè÷íî ÿ? Àïîñòîë Ïàâåë ïðèçûâàåò, è óìîëÿåò âñåõ âåðóþùèõ ïðåäñòàâèòü âñåãî ñåáÿ â æåðòâó Áîãó æèâóþ, ñâÿòóþ, áëàãîóãîäíóþ, äëÿ ðàçóìíîãî ñëóæåíèÿ, è íå ñîîáðàçîâûâàòüñÿ ñ âåêîì ñèì. (Ðèì.12:1-21) È ñìîòðÿ íà ñâîþ æèçíü, ÿ î÷åíü ÷¸òêî ïîíèìàþ, ÷òî äî âûïîëíåíèÿ ýòîãî ìíå åù¸ î÷åíü äàëåêî. Íî ýòî äà¸ò ìíå è ñòèìóë ñëóæèòü Áîãó ñ êàæäûì äí¸ì âñ¸ óñåðäíåå, è ðàçâèâàòü ìîþ ñëàáóþ âåðó â Åãî îáåòîâàíèÿ, ó÷àñü æåðòâîâàòü íå òîëüêî äåíåæíûå ñðåäñòâà, íî è âðåìÿ, çäîðîâüå, è êîìôîðò. Áûòü ïîëåçíûì Ãîñïîäó Èèñóñó Õðèñòó â Åãî Òåëå Öåðêâè Âñåëåíñêîé, ãäå âñå æèâû èç âñåõ âðåì¸í è íàðîäîâ, Öåðêâè ïîìåñòíîé, ãäå ñîâåðøàåòñÿ òàèíñòâî ïðèîáùåíèÿ ê Åãî Òåëó, è Öåðêâè äîìàøíåé, ãäå ÿ ÿâëÿþñü îòâåòñòâåííûì çà ïðàâèëüíîå âîñïèòàíèå äåòåé íàãðàäû îò Ãîñïîäà, äàííîé íàì íà êîðîòêîå âðåìÿ.
Äëÿ ñåáÿ â ïîæåðòâîâàíèÿõ, ÿ âçÿë çà ïðàâèëî èñïîëíèòü õîòÿ áû ÷àñòü òîãî, ÷òî òðåáóåò îò ìåíÿ Ñâÿùåííîå Ïèñàíèå, íà÷àâ ñ ìàëîãî äåñÿòèíû. Äóìàþ, ÷òî ýòî, êîíå÷íî æå, íàìíîãî ìåíüøå òåõ äâóõ ëåïò, êîòîðûå ïîëîæèëà áåäíàÿ âäîâà, èìåþùàÿ ñîâåðøåííóþ âåðó.
Òàêèì îáðàçîì, âîïðîñ ïîæåðòâîâàíèÿ, ïðèíîøåíèÿ, äåñÿòèíû èëè æåðòâû, ÿâëÿåòñÿ äóõîâíûì, è íåîáõîäèìûì, äëÿ íàøåãî ðàññìîòðåíèÿ è èñïîëíåíèÿ, à ñòåïåíü (ñòîèìîñòü) ýòèõ äåÿíèé è ïîæåðòâîâàíèé öåëèêîì è ïîëíîñòüþ çàâèñèò îò ñòåïåíè íàøåé âåðû Áîãó è áëàãîäàðíîñòè Èèñóñó Õðèñòó çà Åãî æåðòâó êðîâè, êîòîðàÿ îìûâàåò íàñ îò âñÿêîãî ãðåõà.
 ïðèò÷å î áîãàòîì ÷åëîâåêå, Õðèñòîñ ñïðàøèâàåò, î òîì êàêîé âûêóï äàñò ÷åëîâåê çà äóøó ñâîþ? (Ìàòô.16:26, Ìàð.8:37) È êàê íàéòè ñàìîå ãëàâíîå óòåðÿííîå îáùåíèå ãðåøíîãî ÷åëîâåêà è ñâÿòîãî Áîãà?
×òî òû ñìîæåøü îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ Õðèñòà? Îòâåòü íà íåãî ÷åñòíî, è òîãäà òû ñìîæåøü îòâåòèòü, ñêîëüêî íóæíî æåðòâîâàòü â õðàì íà ñëóæåíèå äëÿ äåëà áëàãîâåñòèÿ!
ÒÂÃ, ã. Áàðíàóë, 2016 ã