Без никакой пользы для себя
Профессор истории экономики Карло Манлио Чиполла считал, что нет ничего опаснее глупых людей. Их много, они иррациональны, своими поступками усложняют жизнь другим, при этом не получая никакой пользы для себя…
Автор Клубер На чтение 5 мин. Просмотров 2.3k. Опубликовано 12.04.2019
Еще в 1976 году профессор экономической истории Калифорнийского университета в Беркли Карло Манлио Чиполла опубликовал эссе, в котором описал базовые законы силы, воспринимаемой им как самой большой экзистенциальной угрозой для человеческой цивилизации – речь идет о глупости.
Глупцы, по мнению Чиполла, обладают целым рядом отличительных черт: их много, они иррациональны, своими поступками они усложняют жизнь другим людям, не получая от этого никакой пользы для себя, что только способствует увеличению энтропии в обществе.
О глупости защититься невозможно. Поэтому, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный их недалекими собратьями по обществу, умным людям приходится трудиться еще усерднее. В общем-то, ничего не изменилось…
Давайте познакомимся с пятью главными законами человеческой глупости, которые были выведены Чиполлой:
Закон 1: Мы всегда недооцениваем количество окружающих нас глупых людей.
Не имеет значения, сколько идиотов вы замечаете вокруг – их реальное число все равно будет выше. Эта проблема усугубляется тем, что вы ошибочно награждаете интеллектом некоторых персонажей, отталкиваясь от таких поверхностных факторов, как их карьерные достижения, образование или другие характеристики, которые, по идеи, должны их исключить из категории глупцов. На самом деле, это совсем не так. Что приводит нас к закону номер два.
Закон 2: То, что человек глуп или не глуп, не зависит от его прочих характеристик.
Чиполла считает, что глупость – это та величина, которая остается постоянной во всех сообществах. Каждое сообщество, которое характеризуется определенным расовым составом, половой принадлежностью, уровнем образования, уровнем дохода, обладает фиксированным процентом глупых людей.
Недалекие люди есть среди ученых, среди участников Всемирного экономического форума в Давосе и среди представителей Генеральной Ассамблеи ООН. Глупые люди есть в каждой нации на Земле. Так какое же число глупцов живет среди нас? Это неизвестно. И в любом случае, любое наше предположение почти наверняка нарушило бы первый закон.
Читайте также: Как за 5 минут дать человеку понять, что он не настолько умный, как ему кажется
Закон 3: Глупым можно назвать человека, причиняющего ущерб другим людям или отдельному человеку, в то время как он никакой пользы от своих действий не получает и даже, возможно, сам от нее страдает.
Чиполла дал название этому «Золотой закон глупости». По его мнению, глупым является человек, создающий сложности другим без какой-либо очевидной пользы для себя.
Ваш знакомый не в состоянии прекратить публиковать фейковые новости на своей странице в соцсети? Глупец. Представитель службы поддержки клиентов, который общается с вами по телефону уже в течение часа, дважды вешает трубку и каким-то образом умудряется испортить ваш аккаунт? Глупец.
Этот закон, кроме того, описывает три других человеческих фенотипа, существующих вместе с глупыми людьми. Первый – это разумный человек, который своими действиями приносит благо как самому себе, так и окружающим. Второй – преступник, получающий выгоду за счет других. Третий – простак, обогащающий окружающих за свой счет.
Умные являют собой достаточно непоследовательную группу людей. Порой мы действуем весьма разумно, порой мы играем роль эгоистичных преступников, а порой мы оказываемся простаками, обогащая своими действиями других людей. А порой мы соединяем в себе все эти фенотипы.
Глупые же люди являются образцом последовательности, действуя всегда с несгибаемым идиотизмом.
Последовательная глупость – это единственное постоянное качество недалекого человека. Вот почему глупые люди так опасны. Вот что по этому поводу думает сам Чиполла:
«Глупые люди опасны и вредны, потому что разумным представителям человеческого сообщества трудно понять их поведение. Логика поступков преступников абсолютно понятна человеку разумному. Преступник действует бесчестно, но вполне рационально. Например, он просто желает увеличить свое финансовое состояние. Преступник не обладает достаточным интеллектом, чтобы стать обладателем какой-либо вещи, сделав при этом что-то полезное для общества, он просто, силой либо хитростью, присваивает эту вещь себе. Это очень скверно, но логично. И если вы являетесь человеком разумным, вы сможете предсказать его действия, его подлые задумки и махинации, и даже нередко уберечься от них.
Как говорит третий закон, против глупого человека все это не действует. Он будет наносить вам вред без какой-либо причины, без пользы для себя, без всякого плана, в самое непредвиденное время в самых непредвиденных местах. Невозможно рационально предсказать, в какой момент и каким образом вам нанесет удар глупый человек. Сталкиваясь с глупцами, вы оказываетесь целиком в их власти».
Все это приводит нас к закону номер четыре.
Закон 4: Неглупые люди неспособны в полной мере оценить всю мощь разрушительной силы, которой обладают глупцы.
К примеру, они все время забывают о том, что во все времена, в любом месте и при любых обстоятельствах любой контакт с глупыми людьми приводит к последствиям, о которых приходится сильно жалеть.
На свой страх и риск мы постоянно недооцениваем глупых людей. И это приводит нас к пятому и последнему закону.
Закон 5: Нет никого опаснее глупого человека.
И как следствие: глупый человек опаснее преступника.
Мы не в силах победить глупцов. Разница между обществами, которые рушатся и которые, наоборот, процветают, заключается в величине процента неглупых людей, являющихся их членами.
Прогрессирующие сообщества, несмотря на определенное число состоящих в нем глупцов, обладают так же и значительной долей умных личностей, тех, кто своими действиями компенсирует весь ущерб, который наносится глупыми людьми.
Общества, находящиеся в упадке, обладают тем же процентом глупых людей, что и прогрессивные сообщества. Но процент простаков и преступников, склонных совершать глупые поступки, в них намного выше.
Чиполла подводит такой итог: «Такие изменение в составе неглупого населения неизбежно приводят к увеличению разрушающей силы фракции глупцов, что делает поступки членов общества все менее и менее логичными. И тогда страна начинает катиться к черту».
Перевод статьи — The five universal laws of human stupidity via Клубер
Сократ — величайший древнегреческий философ. Его учение и взгляд на жизнь ознаменовали новый период в античной философии. В его философии человек и духовные ценности занимали первое место, а потом уже все остальное. Прошло уже много времени после смерти философа, но его учение не теряет актуальности и в наше время. Предлагаем вашему вниманию 40 цитат Сократа, которые помогут вам по-другому посмотреть на свою жизнь и поступки.
За деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.
Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
Если вам ответили молчанием, это еще не значит, что вам не ответили.
Я не афинянин, не грек, я гражданин мира.
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
Надо принимать даже насмешки комиков: если они поделом, то это нас исправит, если нет, то это нас не касается.
Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
Жизнь без испытаний – это не жизнь.
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей. (Сократ, V в. до н.э.)
Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?
Завоевывай себе друзей не пустой лестью, а искренними словами любви.
Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми.
Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Часто люди, зная, как надо поступать хорошо, поступают всё же плохо.
Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.
Берегись, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.
Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Богатство не меняет нравов: оно их подчёркивает.
Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
Творец в своих произведениях должен выражать состояние души.
Кто мудр, тот и добр.
Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.
Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
Сократа спросил один из его учеников:
— Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоём челе признаков печали? Ты всегда в хорошем настроении.
Сократ ответил:
— Потому что я не обладаю ничем таким, о чём стал бы жалеть, если бы его утратил.
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное.
Однажды кто-то сказал Сократу:
— Вон тот говорит о тебе плохо.
Сократ заметил:
— Что же делать, если он хорошо говорить не научился?
Один человек спросил у Сократа:
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
– Три сита?
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 2-3 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон
«Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа». Смотри, какая угрожает опасность! Справедливо поэтому он анафематствовал и самих ангелов (Гал. 1:8). Но каким образом не будет им никакой пользы от Христа? Этого он сам не стал доказывать, а только объявил, так как достоинство лица было убедительнее всякого другого доказательства (вот почему он предварительно и сказал: «Вот, я, Павел, говорю вам», – что служило доказательством уверенности его в расположении к себе тех, кому он говорил). Но мы, насколько возможно, предложим от себя нечто в объяснение того, почему обрезывающемуся не будет никакой пользы от Христа. Обрезывающийся обрезывается как бы боясь закона, боящийся же закона не верит силе благодати, а неверующий не получает никакой пользы от благодати, которой он не верит. С другой стороны, кто обрезывается, тот делает закон господином над собою; кто же, считая закон господином, в то же время большую часть его нарушает и соблюдает только меньшую, тот опять подвергает себя проклятию; но как может спастись тот, кто подвергает себя проклятию и отвергает свободу от проклятия, приносимую верою? А если позволительно сказать нечто невероятное, – такой человек не верует ни во Христа, ни в закон, он стал в середине между тем и другим, желая получить пользу и от того и от другого, а потому ниоткуда ничего не получит. Затем, сказав, что им не будет никакой пользы, он, хотя не прямо и в коротких словах, приводит и доказательство, говоря так: «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал. 5:3). «Чтобы ты не подумал, что это сказано по неприязненному расположению, для этого, – говорит, – не только вам, но и всякому человеку обрезывающемуся я говорю, что он должен исполнить весь закон, потому что постановления закона тесно связаны между собою. И как тот, кто, будучи свободным, предал себя в рабство, более уже не делает того, что хочет, но подчиняется всем законам рабства, так и по отношению к закону: если ты примешь хотя бы и одну незначительную часть его и подчинишь себя игу его, то этим привлечешь на себя всю его власть. Точно так же бывает и в мирском наследстве: кто ничего не берет из него, тот свободен и от всех обязанностей, возлагаемых на наследника умершего; если же кто получил, хотя бы и не все наследство, а только малую часть его, тот и за эту часть принимает на себя все обязанности наследника. То же происходит и по отношению к закону, и не только таким образом, как я сказал, но и другим, потому что заповеди закона связаны между собою. Например, обрезание соединено с жертвоприношением и наблюдением дней и места; место – с бесчисленными видами очищений; очищения неразлучны со множеством различных обрядов; нечистому не позволяется ни приносить жертвы, ни входить в священные места, ни делать другое что-нибудь подобное. Таким образом, закон и для одной заповеди требует многого. Так, если ты обрезался, но не в восьмой день, или хотя и в восьмой, но без жертвоприношения, или даже и с жертвоприношением, но не на том месте, которое определено, или и на определенном месте, но не по предписаниям закона, или хотя и согласно с предписаниями закона, но будучи нечистым, или и чистым, но очистившимся не установленными обрядами, – то все эти твои труды пропали. Вот почему он и говорит, что (обрезывающийся) должен исполнить весь закон. Если закон господствует, то исполняй не часть его, а весь; если же он не имеет силы, то не исполняй и части».
Гомилии на Послание к Галатам.
Но для чего Павел поставил здесь свое имя, и не сказал просто: «се аз глаголю вам»? Он хотел напомнить галатам о той ревности, какую сам прежде показал в пользу иудейства. Если бы я был из язычников, говорит он, и не знал иудейства; то иной, может быть сказал бы, что я потому изгоняю обрезание из церковных догматов, что не знаю силы его, так как сам не жил в иудействе. Вот для чего он поставил свое имя, — чтобы напомнить им о том, что сделал он для закона. Как бы так говорит он: это делаю не по вражде к обрезанию, но по знанию истины; это говорю я, Павел, тот Павел, который «обрезан осмодневно, от рода Израилева колена Вениаминова, евреин от еврей, по закону фарисей, по ревности гоних церковь» (Фил. 3:5-6); «в домы входя, и влача мужи и жены, предаях в темницу» (Деян. 8:3); все это может убедить самых безразсудных, что я постановил этот закон (об упразднении обрезания), не по вражде какой, или по незнанию иудейства, но по знанию высочайшей Христовой истины.
Против иудеев. Слово II.
Ты сказал: «я»; для чего же прибавил еще имя? Разве этого: «я» недостаточно было для означения, кто пишет? Нет, чтобы ты знал, что и одного прибавления имени достаточно для поражения слушателей, поэтому (Павел) прилагает свое имя, желая напомнить им (Галатам) об учителе.
Беседа, содержащая порицание не бывших в церкви.
Свт. Феофан Затворник
Се аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует
Се аз Павел глаголю вам. Хочет сказать решительное и вместе авторитетное слово, изречь окончательный приговор. В начале Послания сказал уже святой Павел, что он от Самого Бога Отца и Господа Иисуса Христа поставлен Апостолом – возвещать народам истину Божию. На это и наводят слова сии, и должны были расположить галатов принять следующее за сим решение «не как Павлово, а как Самого Господа. Ибо Господь Сам определил: слушали вас Мене слушает (ср.: Лк. 10:16). И сам Павел сознавал, что в нем не только живет, но и глаголет Христос (см.: 2 Кор. 13:3). Потому этот оборот речи будет соответствовать пророческому: тако – или сия глаголет Господь» (блаженный Иероним, сокращенно).
Какое же издает он решение? Если станете обрезываться, то Христос вам не будет в пользу, то есть то, что вы называетесь верующими во Христа, христианами, ни к чему вам не послужит. Смягчает приговор. Говорит только: не получите того, что чаете получить; но в существе дела это то же, что вы погибли. Ибо от Христа получается спасение. Если не попользует обрезающихся Христос; значит,- не подаст им спасения. Следовательно, они останутся в той же пагубе, в которой пребывают и все, сущие вне Христа Спасителя.
Лжеучители, верно, натолковали галатам, как прежде толковали антиохийцам: не спасетесь, если не обрежетесь (см.: Деян. 15:1). Прямо против этого Апостол полагает свое Апостольское определение я же, как Апостол, именем Господа, давшего мне власть и силу истину Его возвещать, говорю, что если обрежетесь, то вы погибли. Обрезание одно выставляет ради того, что оно начало; за ним уже необходимо последует и все прочее, как объясняет и следующий, третий, стих, нарочно для того поставленный. И ради того помянул об обрезании скорее, чтобы предостеречь от него. Галаты кое-что из иудейства уже приняли, но еще не обрезывались. Допусти только они обрезание, то уже неизбежно вплетутся и во все прочее, станут полными иудеями. Видя, что такая беда предлежит, но они еще не вверглись в нее, Апостол поскорее и кричит как бы им: не обрезывайтесь, не обрезывайтесь; а то пропадете.
Если обрежетесь, Христос вас нисколько не попользует. Которые ко Христу прилепляются, как к единому Спасителю, те спасаются несомненно. И вы хорошо сделали, что к Нему прибегли; но, если обрежетесь, никакой уже не будет вам пользы от Христа. Обрезание уничтожит благо, получаемое во Христе и вами полученное. Все, что вы чаяли получить во Христе и действительно получили, тотчас исчезнет, как только обрежетесь. Нет общения: или Христос и спасение, или обрезание и древняя пагуба, в которой вы и были. Те толковали: веруйте и во Христа, но главное – обрезывайтесь Апостол говорит: нет, уж обрезанию там не место, где Христос; и спасительность Христова не входит в тех, кои полагаются на обрезание.
Обрезание прежде служило печатаю избрания Божия, а теперь стало причиною отвержения. И у лекарей есть составы, которые в одно время (в болезни) здоровье приносят; а в другое (когда здоров кто) расстроивают его. То же и с обрезанием сталось: прежде пришествия Господа на землю оно хорошо было, а после сего снисхождения оно стало вредно. Не само по себе оно таково, а по тем надеждам, какие с ним соединяют. Когда полагаются на обрезание, веря, что как скоро обрезались, то и в число спасаемых попали, то то же делают, что на трость сокрушенную опираются, которая ломается, при малом на нее напоре, и ранит руку опершегося на нее. Если при Христе нужно еще обрезание, то, значит, по их убеждению, Христос – не полный и не единый Спаситель. Эта скудость убеждения от скудости веры. Вера же оскудевшая опустошает душу от всех благодатей, ниспосланных в нее по вере во Христа Господа.
«Не пользует Христос обрезающихся, если они в обрезании полагают надежду спасения» (блаженный Августин) «Обрезающийся (в этом духе) уничижает благодать Христову, веруя спастися от закона. Кто же во Христа не верует (полно), такой и спасение от Него получить не может» (Экумений) «Потому что такой отметает благодать и прибегает к закону, как к благодетелю; а Христу совсем не верит, как будто Он совсем не облагодетельствовал его. Неверующий же ничего и не получит от Того, в Кого он не верует» (блаженный Феофилакт).
«Смотри,- взывает святой Златоуст,- какая угрожает опасность! Посему справедливо он анафематствовал и самых Ангелов (см.: Гал. 1:8). Каким же образом Христос им ничтоже пользует? Этого он не стал доказывать, а просто сказал, потому что достоинство его лица убедительнее всякого другого доказательства. Для чего предварительно и сказал: се аз Павел глаголю вам. Ибо так говорить свойственно уверенному в расположении к себе тех, к кому говорит. Но мы по возможности от себя предложим нечто в объяснение того, почему Христос нисколько не пользует обрезающемуся. Обрезывающийся обрезывается как бы боясь закона; а боящийся закона не верит силе благодати; а не верующий не получает никакой пользы от благодати, которой он не верит. Еще, кто обрезывается, тот делает закон господином над собою, а кто считает господином над собою закон, хотя большую часть его нарушает, соблюдая только меньшую, тот опять подвергает себя проклятию; подвергаясь же проклятию и отвергая свободу от проклятия, приносимую верою, как можно спастись? И даже можно сказать, хотя и страшно, что таковый не верует ни во Христа, ни в закон, и стал посредине между тем и другим, и, желая приобресть пользу и там и здесь, ниоткуда ничего не получит».
В этом (2-м) стихе главная мысль Апостола выражена достаточно ясно. Следующие два стиха (3-4-й) только пространнее выражают сказанное здесь. Стих третий показывает, как широки последствия обрезания; а четвертый подробнее сказывает, как обрезанный лишается спасительности Христовой.
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа
См. Толкование на Гал. 5:1
Блж. Августин
Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа
Павел говорит, что не будет им никакой пользы от Христа при обрезании, т.е. от такого обрезания, к которому их призывали его противники – плотскому, на которое и возлагали надежду спасения. Христос не был без пользы для Тимофея, хотя сам Павел обрезал его – юношу, уже бывшего христианином, – и сделал это, чтобы не соблазнять людей из своего народа, вовсе не в подражание, а из-за отсутствия разницы; как [сам он] говорит: обрезание ничто и необрезание ничто (1 Кор. 7:19). Это обрезание ничем не мешает тому, кто не верит, что спасение – в нем.
Изложение Послания к Галатам.
Блж. Иероним Стридонский
Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа
Его слова: Вот я, Павел, говорю вам (2 Кор. 13:3; Гал. 2:20), должно принимать не как слова Павла, а как Господни.
Послание, обращенное к римлянам, предназначено для тех, которые уверовали [во Христа] из иудеев и язычников, и это вынуждало апостола Павла не оскорблять ни тот, ни другой народ… А обращаясь с посланием к галатам, апостол употребляет другое доказательство, ибо они были не из числа обрезанных, но из уверовавших язычников, и обрезание для них не могло быть полезно, когда они после благодати Евангелия снова возвращались к начаткам закона.
Комментарий на Послание к Галатам.
Блж. Феофилакт Болгарский
Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа
Вместо всякого доказательства апостол ссылается на свой авторитет. Не приносит уже пользы Христос обрезывающемуся потому, что таковой отвергает Его благодать и обращается к закону, как благодетелю, Христу же вовсе не верит, как будто Он не оказал ему благодеяния. А не веря, он и не может получить пользы от Того, в Которого не верит.
Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Лопухин А.П.
Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа
С полным сознанием своего авторитета (вот я, Павел, говорю вам), Ап. выставляет на вид читателей такое положение, что если они станут принимать обрезание (доселе, как видно, они еще этого не сделали), то они лишатся той пользы, какую сейчас имеют от Христа. Они лишат всякого значения не только всю работу Павла, какую он совершил в Галатии, но утратят и то, что Христос для них сделал и что обещал сделать.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 5:1