Бесплатный труд крепостного крестьянина в пользу помещика
Барщина и оброк – это разновидности феодальной зависимости крестьян от землевладельцев, которые появились на Руси в эпоху формирования крепостной зависимости. Они были установлены между владельцами земель и людьми, которые проживали на этих землях. Те крестьяне, которые не могли себе позволить выкупить землю (потом они и вовсе потеряли это право), были вынуждены всю жизнь арендовать её у помещиков. Плата взималась деньгами, продуктами труда, либо трудовой повинностью.
Что такое барщина
Что означает понятие «барщина»? Барщиной называется принудительный труд крестьян в хозяйстве землевладельца. Она могла исчисляться как продолжительностью времени, так и объёмом работы. Барщина существовала на Руси ещё в эпоху «Русской Правды» (XI век) и практиковалась в некоторых регионах России вплоть до конца 1880-х годов. Определение «барщина» в западных регионах страны звучало как «панщина» (от слова «пан», а не «барин»).
Эта повинность крестьянина в пользу феодала получила широкое распространение в XVI веке, когда везде стало затруднительным брать оброк деньгами или продуктами. Основная часть крестьян жила очень бедно, и с них попросту нечего было взять. Поэтому была введена трудовая повинность: за пользование землёй крестьянин должен был бесплатно работать в хозяйстве помещика своим инвентарём.
Землевладелец сам определял, какие обязанности должны
были выполнять его крестьяне на барщине: обрабатывать землю, заготавливать
сено, работать на ремонтных и строительных работах и т.д. Барщина была также
распространена среди монастырских крестьян (люди отрабатывали свою повинность на
землях, принадлежащих монастырям).
Часто использовалась комбинированная феодальная
зависимость: часть арендной платы крестьяне вносили оброком, а часть –
отрабатывали барщиной.
Указ о трехдневной барщине
В 1797 году император Павел I своим указом от 5 апреля ограничил барщину тремя днями в неделю, а также запретил привлекать крестьян к работам в хозяйстве помещика по воскресеньям и праздничным дням. Эти ограничения соблюдались повсюду в России и в последующем.
Отмена барщины
Барщина и оброк просуществовали очень долго, несмотря
на то, что они были явными пережитками феодализма.
Эти повинности сохранялись даже после ликвидации крепостного права. Причинами
тому было экономическое состояние страны, которое не могло подстроиться под
новую систему отношений, а также грабительская сущность реформы: объявленные
свободными крестьяне ещё должны были откупиться от помещиков, и мало у кого были
средства на это. Они на протяжении десятилетий продолжали называться
«временнообязанными».
Крестьяне – определение
Крестьяне – это сельское население, занятое в
сельскохозяйственном производстве. Первоначально это были свободные
земледельцы. В раннем Средневековье они попали в экономическую и политическую
зависимость от феодалов. Именно крестьяне являются основой всего русского
народа.
По самой распространённой версии, слово «крестьянин» произошло
от слова «христианин» в старорусском произношении. Главное отличие крестьянина
от фермера состоит в том, что он живёт, главным образом, натуральным хозяйством
и бо́льшую часть сельхозпродукции выращивает не на продажу, а потребляет в
своей семье и отдаёт феодалу.
Что такое оброк
Оброк – одна из форм феодальной ренты, платёж феодалу в денежной либо в натуральной форме. Он взимался помещиками с крестьян, как арендная плата за пользование землёй.
При оброчной системе повинностей крестьяне имели
возможность сами распоряжаться своим временем. В этом смысле они были более
свободными, чем те, кто отрабатывал свою повинность барщиной. Они были меньше
привязаны к земле, поэтому могли заработать и «на вольных хлебах» – различными
промыслами, извозом и прочими видами деятельности, не обязательно связанными с
сельским хозяйством. Основная часть государственных крестьян несли оброчную
форму повинности.
Оброк просуществовал в натуральной форме до 1861 года,
а в денежной форме – до 1863 года.
Натуральный оброк
В понятие
«оброк» включалась любая дань, которую феодал взимал с крестьян: деньгами,
продуктами сельского хозяйства, ремесленными изделиями и даже людьми
(холопами).
Поскольку крестьяне жили натуральным хозяйством и
деньги у них водились редко, натуральный оброк, выплачиваемый сельхозпродуктами
(прежде всего, зерном) был более распространённым, чем денежный.
Платить
оброк крестьяне перестали уже вскоре после манифеста от 18
февраля 1861 года, зато с них начали взимать выкупные платежи. А вот барщина в
истории нашей страны задержалась дольше: в целом ряде регионов её практиковали
вплоть до 1888 года, когда обязательные отношения крестьян к помещикам были
прекращены законодательством. Термин
«барщина» при этом мог уже не употребляться, но сущность отношений
землевладельцев с крестьянами оставалась той же.
Проверьте свои знания
Когда барщина получила широкое распространение?
в 16 веке
в 17 веке
в 18 веке
в 14 веке
Кто ввел указ о трехдневной барщине?
Петр I
Павел I
Николай II
Александр I
В какой день было запрещено работать на помещика ?
Субботу
Четверг
Воскресение
Пятницу
До какого года сохранялся натуральный оброк?
до 1841 года
до 1861 года
до 1851 года
до 1871 года
До какого года крестьяне платили барщину в России ?
до 1888 года
до 1898 года
до 1878 года
до 1889 года
Что такое барщина и оброк
Добавьте Ваш комментарий
2 838 просмотров
- Подбор слов
- Решение кроссвордов
- Принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос “Принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле “, 7 букв:
барщина
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова барщина
Крепостной труд крестьян
Принудительный труд крестьян на помещика
Форма феодальной земельной ренты
Месячиной на Руси называли шестидневную …
Форма повинностей крепостных крестьян, работа в помещичьем, барском хозяйстве
Определение слова барщина в словарях
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
барщины, мн. нет, ж. (истор.). При крепостном праве – даровой принудительный труд крестьян в пользу помещика. Обычно барщина выражалась в форме обработки помещичьей земли крестьянами. Ярем он барщины старинной оброком легким заменил. Пушкин. Состоять на…
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
Ба́рщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина , работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина исчислялась либо продолжительностью отработанного времени , либо объёмом работы. В России существование барщины зафиксировано…
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
см. барин.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
форма земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. В Зап. Европе барщина распространилась с 8-9 вв., с 12-13 вв. начала вытесняться оброками и к 14-15 вв. сошла на нет. В странах…
Примеры употребления слова барщина в литературе.
Здесь барщина существовала обыкновенно в поместьях меньшего размера, где было сто или менее того крепостных душ мужского пола.
Крестьянам было безумно трудно справиться с новой налоговой повинностью, особенно в тех районах, где барщина традиционно была главным способом расчета и где существовало мало возможностей заработать.
Помещикам надо было, чтобы крестьяне женились молодыми: они хотели, чтобы те размножались, и желали засадить за работу молодых женщин, которых обычай освобождал от барщины до замужества.
Или, если выразить это по другому, в 1858 1859 гг лишь 18 503 дворянина в 37 великорусских губерниях получали со своих имений достаточно дохода, чтобы пользоваться финансовой независимостью Число дворян, которые могли жить за счет барщины и оброка, всегда было совсем невелико Николаевский указ 1831 г, оставивший право голоса в дворянских собраниях только за владельцами ста и более крепостных душ, привел к тому, что число обладателей этого права во всей империи в целом сократилось до 21.
Дворяне так долго жили за счет оброка и барщины, размер которых они устанавливали, как им заблагорассудится, что оказались абсолютно неспособны положиться на свои собственные силы.
Источник: библиотека Максима Мошкова
- Подбор слов
- Решение кроссвордов
- Даровой принудительный труд крепостного крестьянина
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос “Даровой принудительный труд крепостного крестьянина “, 7 букв:
барщина
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова барщина
Месячиной на Руси называли шестидневную …
Принудительный труд крестьян на помещика
Труд зависимого крестьянина в хозяйстве феодала (историческое)
Крепостной труд крестьян
Труд на помещика при крепостничест
Её Онегин заменил оброком
Определение слова барщина в словарях
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
см. барин.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Даровой принудительный труд крестьян на барина-помещика как повинность при крепостном праве. Крепостные крестьяне, работавшие на помещика.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
барщины, мн. нет, ж. (истор.). При крепостном праве – даровой принудительный труд крестьян в пользу помещика. Обычно барщина выражалась в форме обработки помещичьей земли крестьянами. Ярем он барщины старинной оброком легким заменил. Пушкин. Состоять на…
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. При крепостном праве: принудительный труд крестьян на помещичьей земле. прил. барщинный, -ая, -ое.
Примеры употребления слова барщина в литературе.
Здесь барщина существовала обыкновенно в поместьях меньшего размера, где было сто или менее того крепостных душ мужского пола.
Крестьянам было безумно трудно справиться с новой налоговой повинностью, особенно в тех районах, где барщина традиционно была главным способом расчета и где существовало мало возможностей заработать.
Помещикам надо было, чтобы крестьяне женились молодыми: они хотели, чтобы те размножались, и желали засадить за работу молодых женщин, которых обычай освобождал от барщины до замужества.
Или, если выразить это по другому, в 1858 1859 гг лишь 18 503 дворянина в 37 великорусских губерниях получали со своих имений достаточно дохода, чтобы пользоваться финансовой независимостью Число дворян, которые могли жить за счет барщины и оброка, всегда было совсем невелико Николаевский указ 1831 г, оставивший право голоса в дворянских собраниях только за владельцами ста и более крепостных душ, привел к тому, что число обладателей этого права во всей империи в целом сократилось до 21.
Дворяне так долго жили за счет оброка и барщины, размер которых они устанавливали, как им заблагорассудится, что оказались абсолютно неспособны положиться на свои собственные силы.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Как любят вопить квасные патриоты, крепостное право – это совсем не рабство, а ПРАВО! Поэтому нельзя их сравнивать и очернять нашу великую историю.
Ну что же, сравнивать и не будем, просто расскажем о том, какими методами владельцы “русских душ” приводили оные к покорности и повиновению.
Соборное Уложение с 1649 года закрепило за крестьянами их право на отсутствие прав, а за помещиками и вообще любыми обличенными властью людьми, право на физическое насилие.
Жестоко порицалось лишь убийство крестьянина, но такие случаи крайне редко доходили до суда и там спускались на тормозах, поэтому угнетение приобрело характер экономической, физической и сексуальной эксплуатации.
Звери алчные, пиявицы ненасытные, что мы крестьянину оставляем?
То, чего отнять не можем, воздух. Да, один воздух. Отьемлем нередко
у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет.
А. Н. Радищев. “Путешествие из в Москву”
К 1861 году крепостных крестьян было 23 миллиона человек из 60 миллионов населения России, то есть более половины подданных империи было лишено прав. Еще 30 миллионов человек относились с государственным людям, то есть были приписаны к казне, но по сути не отличались от крепостных.
Юридически они отличались от африканских рабов двумя признаками: они содержали себя сами, выращивая пропитание для себя и для барина, в отличие от негров, которых кормил хозяин, а также по закону их нельзя было чрезмерно притеснять, но эта норма де-факто не работала.
В самых жутких случаях, помещикам давали смехотворные наказания.
Помещица Белорукова забила насмерть просмоленной веревкой крепостную девочку 9-ти лет, процесс затянули так, что информации о наказании не нашлось, было ли оно?!
Кроме того, у помещика было право на бессрочный розыск крестьянина. Что делало жизнь последнего полностью перечеркнутой в случае побега! Искать будут всю жизнь и если найдут, то кара будет с жестокостью палачей. Оттого беглые уходили в сибирскую глушь, на Кавказ, бежали в Польшу или Литву за тысячи верст, иначе не спастись.
Помещик Николай Струйский из Пензы собрал в имении целую коллекцию пыточных инструментов, что само по себе не было удивительным. Он прославился “домашним тиром”, где его рабы бегали по огороженной территории и крякали как утки, а помещик и его друзья стреляли забавляясь.
В ходе таких забав, помещик убил около 200 человек.
Праздность и безделье породили у помещиков графоманию, которая оставила множество трудов по управлению имением и крепостными в нем. Например «Журнал домового управления» — тетрадь, в которую заносились хозяйственные распоряжения одного помещика начала 19 века. Здесь на крепостных за каждую мелочь сыпались плети сотнями, розги — тысячами ударов; было строго дифференцировано отношение удара плетью к удару розгой: удар плетью равняется 170 розгам.
Автор тетради жил в Москве, где проживало несколько его дворовых людей на оброке или в обучении мастерствам. Всякий праздник эти дворовые должны были являться в дом господина на поклон; за неявку назначена тысяча розог.
Наказанный тяжко мог ложиться в господский госпиталь; впрочем, было определено точно, сколько дней каждый наказанный мог лежать: срок зависел от количества ударов. Наказанный 100 плетьми или 17 тыс. розог мог лежать неделю; получивший не более чем 10 тыс. розог — полнедели. Кто лежал более, того лишали хлеба и вычитали соответствующую долю его месячного жалования.
Вообще строгой причины для битья не было, били как за настоящие проступки, так и за мелочь, например плохо чешет пятки или мало собрали земляники в лесу. Все зависело от прихоти барина.
Но законом четко регламентировалось избиение всех старших членов каждой семьи за укрывательство беглых крепостных.
Перед самой отменой крепостного права, телесные наказания максимально смягчили: розги — до 40 ударов, палки — до 15 ударов, заключение в сельской тюрьме до 2 месяцев и в смирительном доме до 3 месяцев, отдача в арестантские роты на срок до 6 месяцев.
Но назвать даже десяток калечащих ударов смягчением довольно сложно…
Дворовую Прасковью Ларионову забили на глазах помещицы Салтыковой, которая на каждый стон жертвы поминутно выкрикивала: «Бейте до смерти»! Когда Ларионова умерла, по приказу Салтычихи ее тело повезли хоронить в подмосковное село, а на грудь убитой положили ее грудного младенца, который замерз по дороге на трупе матери.
Надо сказать, что Салтычиха в своем садизме поразила даже прочих и было осуждена самой Екатериной, проведя 33 года в яме монастыря.
Но все же, Салтычиха была крайней степенью, маньяком своего времени, более умеренным же тиранам все сходило с рук…
Злосчастная моя судьба привела меня однажды по соседству с конюшней, где обыкновенно выполняются экзекуции крепостных, провинившихся или даже только подозреваемых в каком-либо домашнем проступке.«Отпустите меня, — выкрикивала молодая девушка, — я больна, и вы не имеете права бить меня в таком положении».
– Я беременна, — говорила другая женщина, — и если станете меня сечь, то лишите жизни ребенка, которого я ношу под своим сердцем.
«Я здесь для того, чтобы вас сечь, а не для того, чтобы выслушивать ваши возражения, — отвечал им суровый экзекутор громовым голосом. — Если бы всех их слушать, все они были бы больны, либо брюхаты. Дальше! поторапливайтесь».
И снова отчаянные крики и удары начали перемешиваться между собой.
Француз И. Руа
Помещичьи и дворянские дети предпочитали лишаться невинности с крестьянскими дочерьми, так как до проституток необходимо было ехать в города, да и крестьянки были более надежным и безопасным вариантом.
Нередко помещики собирали целые гаремы в имениях и щедро делились ими с друзьями или подросшими детьми.
Чудовищное состоит в том, что нередко помещики насиловали не просто крестьянских девочек, но иногда и собственных дочерей от крепостных матерей!
Подробности чрезвычайно разнообразны. Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти, и не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей… другой приезжает в деревню временно повеселиться с приятелями, и предварительно поит крестьянок и потом заставляет удовлетворять и собственные скотские страсти, и своих приятелей.
А.П. Заблоцкий-Десятовский
“Редкая девушка из дворовых избегала сластолюбивых покушений пятидесятилетнего старика. Сверх того, в одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных… Окна во флигель были загорожены решеткой, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирилла Петровича. “
Так писал А.С. Пушкин в “Дубровском”, в его до цензурной версии, о нравах его современников из дворянских фамилий, сам мало отличаясь от них.
Сопротивлялись ли крестьяне? Безусловно.
Известный содержатель крепостных гаремов Измайлов, однажды устроил попойку и оргию, для чего согнал крестьянок, однако их оказалось мало! Тогда он распорядился пригнать женщин из соседнего села.
Неожиданно, помещичьих охотников из числа дворни, там избили и женщин не дали.
На следующий день, Измайлов со товарищами и дворней, налетели на село и сожгли его, а находившихся на покосе крестьян избили и порубили саблями.
Одну из своих наложниц Измайлов заполучил в 12-летнем возрасте, на десяток лет посадив ее под замок. Когда она попросила о свидании с родными, он приказал всыпать ей 50 плетей.
Ей еще повезло, ведь другую наложницу – Нимфу, он повелел избить розгами, а затем отправить на завод к каторжанам, где она и сгинула.
Закон не давал крестьянину никакой защиты кроме жалобы в глухой и слепой имперский суд, а вот помещику оставлял много вариаций произвола!
Для самых строптивых у помещиков было несколько видов ликвидации:
- Тайное убийство, когда жертву в тихом месте прикончат подручные барина или кто-то из своих же крестьян, за плату или послабление.
- Порка за провинность, из-за которой неугодный “случайно” умрет
- Сдача в рекруты в армию, из которой не было возраста, так как 25 лет службы в постоянных войнах не оставляли шансов.
- Продажа жертвы другому помещику или сдача его в каторжные работы
- Наконец, провокация на преступление, с обличением, поимкой, с пытками, выжиганием на лбу и щеках литер статей закона и отправкой в Сибирь.
Ссылать в Сибирь было особенно популярна, из-за закона 1765 года, который зачитывал сосланных за рекрутов. Перед каждым набором, помещик ссылал в Сибирь всех хворых и старых, а также неугодных, за что ему убирали рекрутский долг и не забирали в солдаты более сильных и лояльных.
Сиверс в письме к Екатерине говорит, что во время набора 1771 г. русская армия благодаря этому праву лишилась по крайней мере 8 тыс. хороших солдат. Сиверс высказывает сомнение, дошла ли хотя четвертая часть этого числа сосланных до места. Академик Паллас, путешествуя по Сибири, видел там этих сосланных; многие из них жили без жен и детей, хотя закон Елизаветы запрещал при ссылке разлучать жен с мужьями. Сосланные жаловались Палласу, говоря, что они очень тоскуют по покинутым детям и что если бы они были сосланы с семьями, то считали бы себя в ссылке более счастливыми, чем на родине под рукой землевладельцев. В 70-х годах в Тобольской и частью в Енисейской губерниях таких сосланных с 1765 г. считалось свыше 20 тыс.
Граф Визанур – индиец в русском подданстве, выстроил в имении целую мировую карту, с домиками в разных стилях, у которых стояли статуи местных жителей. Гости удивлялись такому диву еще более, когда узнавали, что статуями служили голые живые люди, мужчины и женщины, покрашенные в белую краску. Они, когда граф гулял в саду, часами должны были стоять в своих позах, и горе той или тому, кто пошевелится.
Однажды, во время прогулки Венера ожила и бросила в графа песок, а сзади статуя Геркулеса проломила графу голову дубиной.
Венеру запытали при следствии, Геркулеса после пыток сослали в Сибирь.
Крестьяне бунтовали до сотни случаев за год по всей стране, как правило такие выступления подавлялись дворней помещика, подмогой соседей или местным гарнизоном солдат. Неграмотные, безоружные они слабо понимали, что бунт – билет в один конец и легко соглашались на мелкие уступки помещика “уймитесь, барин раскаялся!”, за которыми следовала уже жестокая месть.
Мы мало знаем о мучениях крестьян, так как они не оставляли мемуаров, а судебные дела по ним вершились крайне редко и с большой неохотой.
Однако и помещичьи усадьбы горели нередко…
Финалом расправы с крестьянином от помещика была высылка в Сибирь. Как правило, после пыток, клеймления и суда, это была высшая точка до которой доходили самые упорные и непримиримые.
Только за первые 20 лет 19 века, в Сибирь сослали 4 000 крестьян!
С учетом каторжан и вольных переселенцев в Сибири не только не было крепостного права, но и сформировался субэтнос из потомков людей не терпящих кнута, что отличало сибиряков от русских до времен индустриализации и Великой Отечественной войны.
20 мая 1842 года в России был опубликован указ «О предании суду и наказании Российских подданных, которые будут изобличены в каком-либо участии в торге неграми». Совершившим это преступление грозили наказания, предусмотренные в российских законах за разбой и грабительство на морях.
До отмены крепостного права оставалось еще почти 20 лет…
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Другие истории есть на нашем сайте
Купить сборник рассказов можно по ссылке