Бескорыстие добра добро и польза
ТЕМА: РУССКОЕ БЕСКОРЫСТИЕ И ДОБРОТА
Цели:
Раскрыть лучшие черты характера русского человека, по-казать, что русское бескорыстие и доброта – первооснова чело-века, основа человеческих отношений.
Развивать умения делать сообщения, размышлять, заду-мываться над своими поступками.
Воспитывать потребности делать добро людям, оцениватьсебя, свои поступки.
Ход классного часа
I. Вступительное слово.
…В краю крестов и широты приволья,
Ветрами и молитвами дыша,
Живёт сатиново и колокольно
Загадочная русская душа…
Так говорит о русской загадочной душе поэт В. Никитин.
Сегодня мы продолжим разговор о загадочной русской ду-
ше, о лучших качествах русского человека.
Давайте вспомним те черты русского характера, о которых
мы размышляли на прошлых классных часах.
– Что характерно для русской души?
II. Основное содержание.
Сегодня мы выделим качества русской души, которые,
возможно, являются самыми главными, – это бескорыстие и
доброта. Так ли это? Являются ли эти качества первоосновой
характера русского человека? На этот вопрос мы попытаемся
ответить.
Как вы понимаете слова бескорыстие? доброта?
1. Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.
Корысть – выгода, материальная польза.
Корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жад-
ность.
2. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к лю-
дям, стремление делать добро другим.
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
В русском сознании всегда торжествовал завет «не помыс-
лить злом». Таков был наш народ, таков в глубине души своей и
остался: наивно-доверчивым и доброжелательным.
Доброта, а значит отзывчивость, душевное расположение
к людям проявлялись в гостеприимстве русского человека.
III. Гостеприимство. Хлебосольство.
Русский народ славится своим гостеприимством, хлебосоль-
ством. (Хозяин и хозяйка радушно встречали гостей.)
Если мы хотим кого-то
Встретить щедро от души,
На крыльце гостей встречаем
С белым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником!
-Что вы знаете о хлебосольстве? Что оно обозначает? (На
Руси гостеприимство называли хлебосольствдм.)
В русском языке есть особое слово «хлебосольство». Его
произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие
при угощении.
Русские люди верили, что обласканный в доме гость не сде-
лает хозяевам плохого.
В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша
полная – хлеб-соль со стола не сходит».
Хлебом-солью встречали самых именитых гостей и молодых
в день свадьбы, в первую очередь запасались, когда отправля-
лись в дальнюю дорогу.
Приехавших в гости приветствовали хозяйка и хозяин. На-
рядно одетая хозяйка появлялась перед гостями и кланялась в
пояс. Гости отвечали ей земным поклоном. Хозяин, кланяясь,
просил гостей почтить его жену поцелуем.
Когда все рассаживались за столы, хозяин разрезал хлеб на
ломти и вместе с солью подавал каждому гостю. (Этим он под-
чёркивал хлебосольство своего дома и глубокое уважение ко
всем присутствующим.)
Хозяин говорил:
Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий.
С добрым словом, и с любовью,
И с хлебом-солью.
(Разделить хлеб-соль – значит не быть врагом, а стать
другом в доме.)
Слово «добрый» встречается в нашей речи очень часто.
– Что означает, когда так говорят?
«Доброго вам здоровья», – приветствуют друг друга даже
незнакомые люди.
«Будьте добры», – обращаясь за помощью, просят про-
хожего.
«Доброго вам пути», – говорят, провожая родных и близких
в дорогу.
«Добрый день (вечер, утро)» – пожелание добра при встрече.
«Доброе слово лучше мягкого пирога», – учит народная
мудрость. »
IV.Дом. Петух.
И дом свой наши предки связывали со словом «добро». Его
украшали деревянными кружевами и полотенцами, сажали на
крышу конька и петуха на ворота. Эти украшения имели мифо-
логическое значение, являлись данью поклонения человека при-
роде во всех её проявлениях.
Петух, обозначающий чаще всего благополучие и процвета-
ние дома, в то же время был и символом, оберегом от нечистой
силы. Петух открывал новый день, который должен быть счаст-
ливым и добрым. Поэтому петух – один из основных элементов
в вышивках, орнаментах у многих народов России.
Добро должно было царить в доме добрых людей.
V. Наставления детей.
Добру учили детей с детства. Первые нравственные наставления дети получали прямо из
колыбельных песен. С первых звуков материнской песни впи-
тывал ребёнок нотки добра, начинал различать, «что такое доб-
ро и что зло».
Послушайте колыбельную, которую споёт ___________ .
Спи, пока забот не знаешь,
баюшки-баю!
Подрастет твоя душа,
всё узнаешь не спеша,
баюшки-баю!
В людях солнышком светись,
уму-разуму учись,
баюшки-баю!
Почитай отца и мать,
ближних бойся осуждать,
баюшки-баю!..
А как зовут твоё дитя, матушка?
Чему учит колыбельная?
Что значит учит добру?
Ребёнок был ещё в колыбели, но над ним тихо пела матушка
свои наставления. Её нехитрая надежда на то, каким должен
расти её ребёнок, звучит в песне. Так светло она внушала над
кроваткой своему ребёнку расти не только большим-преболь-
шим, но расти и душой.
Для новорожденного были особые пожелания.
Пожелания новорожденному.
1) Рождение ребёнка на Руси всегда считалось великим чу-
дом, радостным событием в жизни всего рода. Новорожденному
мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силён, трудолюбив,
гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять».
А девочке желали: «Будь, как мать, приветливой, скромной,
ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».
Счастливы мать и отец, когда о ребёнке, которого они
воспитали, говорят: «Само добро», «Доброго человека вы-
растили».
Добро и доброта всегда высоко ценились и ценятся у каж-
дого народа, являясь одной из главных черт народного идеала
личности.Ребёнок должен вырасти добрым к родителям, друзьям,
товарищам.
Есть в народе обычай многократного целования новорож-
денного ребёнка. Мать целует малыша там, где бьётся его сер-
дечко, и говорит: «Будь добрым», целует в лобик и желает:
«Будь умным», целуя в ножки, желает ему твердой поступи, а в
ручки – быть трудолюбивым…
– Итак, прежде всего мать желает ему быть… добрым.
4) Нет, не случайно доброта понималась народом как перво-
основа человека, основа человеческих отношений. Нет такой
меры длины или времени, которой можно было бы измерить
добро.
Новорожденному желали добра.
Под стать этим добрым пожеланиям должно быть и имя. Ка-
кие имена давали детям?
Наши предки относились к именам очень бережно. Они ве-
рили, что имя, данное человеку, не простая случайность, кото-
рой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на
всю жизнь, обладает определённой таинственной силой, которая
может ему помочь, а может и навредить.
Малышу давали имя – благожелание, которое несло в себе какую-то добродетель: смелость, мудрость, славу, миролюбие, добро, веру.
Для древних славян самыми распространёнными были имена
для мальчиков: Добрыня, Владимир, Святослав, Любомир, Лю-
бомудр, а для девочек: Вера, Людмила, Надежда.
Мысль о том, что человек должен творить добро, входила в
сознание наших предков с азбукой. «Аз, буки, веди, глагол, доб-
ро» – твердили, ещё не всё осознавая, уста ребёнка. Подсозна-
ние же воспринимало:
«Я буквы узнаю – творю добро…
Знание – добро, учение – свет…».
Дитя входило в мир с ожиданием света, набиралось мудро-
стью знания, верой и силой духа… росло душой.
И примеры добра брали они из сказок, былин.
VI. О героях былин и сказок.
Наши прадеды, как уж повелось на Руси, были и воинами,
и землепашцами. Наши любимые герои былин и сказок – Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Иван – крестьян-
ский сын – образцы беззаветного служения Родине.
Вспомните об одном из них – Илье Муромце. В чём проявля-
ются его бескорыстие и доброта? Ведь он воин. А война – это зло.
– Как былина характеризует Илью Муромца?
Один из самых любимых народом «добрых молодцев»-
Илья Муромец – «удаленький», «славный богатырь святорус-
ский», «прекрасный всадник, меткий стрелок, он храбрый и
смелый, защитник своего народа».
Карточка 1.
Срубив голову Соловью-Разбойнику, он говорит:
Тебе полно-тко слезить отцов, матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,
Тебе полно-тко сиротать да малых детушек.
Илья Муромец честен, скромен: он отказывается от лестного
предложения быть в Чернигове воеводой, здесь он проявляет
своё бескорыстие.
Карточка 2.
А в наставлении отца святорусскому Илье – богатырю сказано:
Поедешь путём – дорогою.
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина.
В этом наставлении мы видим призыв любить всех добрых
людей, защищать слабых, делать добрые дела.
Карточка 3
Бой Ильи Муромца с врагами земли Русской – это не агрессия.
Я поеду во раздольице во чисто поле.
Да убью я в поле богатыря,
Не спущу этой посмешки на святую Русь,
На святую Русь, да и на белый свет.
Так клянется Илья Муромец, отправляясь в поход, желая ос-
тановить зло, защитить Русь и белый свет, чтобы не было вой-
ны. А значит, он творит добро.
Делать добро – в нашем народе важнейшая заповедь.
– Какие пословицы о добре сложил русский народ?
Доброму добрая память.
Не устоять худу против добра.
VII. Бескорыстная помощь.
На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной по-
мощи соседу или соседям в уборке урожая, в строительстве до-
ма, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду.
«Всем миром» собирается народ, чтобы возвести дом ново-
селам. Существует традиция желать «Бог в помощь» тем, кто
трудится; делать добро тихо и незаметно, привлекая к этому
своих детей, внуков.
Историческаясправка.
На Красной площади в Москве стоит всем известный памят-
ник. На его постаменте надпись: «Гражданину Минину и князю
Пожарскому благодарная Россия». Этот памятник – дань уваже-
ния защитникам Отечества, возглавившим в 1612 году народное
ополчение против иноземцев.
Памятник сооружен на добровольные пожертвования росси-
ян. В 1818 году в Петербурге была издана книга, где были на-
званы имена всех, кто пожертвовал средства на памятник.
– О чем свидетельствует этот факт истории? (О бескорыстии
людей, о том, что они помнят защитников Отечества, бла-
годарны им за их подвиг.)
Недаром говорят: «В дела ты добрые вложи всё лучшее сво-
ей души». Мы живём в трудное время. Но всё-таки не очерстве-
ли душой. Можно привести много примеров доброты и беско-
рыстия.
VIII. Человек и Родина.
Человек без Родины как перекати-поле. Человек должен
иметь свои корни. Любовь к родным корням связывает людей в
великое историческое единство – народ. Эти корни – в нашей
речи, в незримой связи с родной землёй, с её судьбой. Эти кор-
ни – в глубине сердца каждого, кто не утратил души человече-
ской. Не этому ли учит нас мудрый, великий русский язык?
Род – это слово как бы ключ к историческим глубинам души
русского человека; здесь сосредоточие любви, добра, красоты,
того, что составляет духовные начала жизни.
Неслучайно приставка на, означающая высшую меру призна-
ка, стремление к чему-то, образует слово народ; он – высочай-
шее проявление рода и направленное слияние судеб, рожденных
под одной крышей Отчизны.
Хоровод светлых, чистых слов окружает его.
Родимый – говорим мы и знаем: дорогой, близкий нашему
сердцу.
Произносим Родина – и глубиной души чувствуем: родимый
край, милая сердцу страна.
Услышим ли родник, – и воображение рисует поток, начало
чистого, животворного, из недр матери-земли истекающего ру-
чья.
Род, родина, родимый человек – это добро. Идти к добру –
значит идти к народу. Эта мудрость испокон веков давала силу
нашим предкам, ныне вразумляет нас, их потомков.
Русь. Русское бескорыстие и доброта.
(Рассуждения по статье Романовского.)
Русь. Россия. Не кажется ли вам, что в этих названиях кроет-
ся что-то светлое, чистое, доброе?
– Как вы понимаете слова: «Русь – светлое место», «страна
света», светлоносная Русь»? (Светлое, чистое, несущее свет,
жизнь. Хорошее место, несущее добро.)
Чтение статьи «Русь» Романовского.
IX. Открытость русской души.
Открытость миру и всему доброму заложена в русском на-
циональном характере, который был загадкою для многих чужеземцев. Даже русские игрушки, сувениры таили в себе какие-то
загадки, сюрпризы. Вспомните русскую матрёшку. Как она уст-
роена?
Матрёшка – это деревянная кукла-сувенир. Её дарят россия-
не своим гостям. Матрёшка – необычная кукла. Открываешь
большую матрёшку, в ней сюрприз – матрёшка поменьше, рас-
кроешь эту – снова сюрприз. Она привлекательна и загадочна,
как русская душа, открытая и щедрая, добрая к людям.
Наверное, матрёшка – символ щедрой души русского чело-
века.
Особенно ярко проявилась широта русской души, гостепри-
имство и миролюбие во время проведения Олимпиады в Москве
в 1980 году. Из многих стран мира приехали гости в столицу,
где проходили спортивные Олимпийские игры. И талисманом
Олимпиады-80 был медвежонок, олимпийский мишка.
На празднике закрытия Олимпиады на стадионе в Лужниках
тысячи зрителей со слезами на глазах прощались с гостеприим-
ной Москвой, с добрым, ласковым Мишей. На воздушных ша-
рах мишка улетал в небо, и звучала песня. (Песня.)
– Почувствовали ли вы атмосферу Олимпиады? Это была
атмосфера… (уважения к людям, благожелательная, добрая).
Вот они, русская матрёшка и олимпийский мишка – символы
духовного богатства и доброты.
X. Итог. Психологический тест.
Подведём итог нашего сегодняшнего разговора. В чём же
проявляется доброта, бескорыстие души русского человека? Ко-
гда мы говорим, что человек добрый, творит добро? Какие каче-
ства русской души проявляет добрый человек?
Напишите ответы на листочках рядом с изображением мат-
рёшки и олимпийского мишки, может быть, они помогут вам, подскажут ответ. Используйте при этом только любимые цвета
фломастеров: синий, красный, зелёный, жёлтый, коричневый
(1-2 цвета). (Радушие, гостеприимство, уважение к людям, ми-
лосердие, миролюбие, бескорыстие, широта души, открытость
души, щедрость, отзывчивость.)
Мы провели с вами психологический тест, который помогает
понять ваше сегодняшнее состояние души, ваши стремления.
Внимание, интерпретация результатов теста.
а) Если вы выбрали зелёный цвет, то вы верны своим убеж-
дениям, настойчивы, у вас большая сила воли, выдержка, вы от-
личаетесь уважением к себе и к людям. Несгибаемый прочный
зелёный цвет соответствует девизу благородного человека: «По-
ложение обязывает». Значит, о бескорыстном и добром человеке
можно сказать: благородный человек.
б) Если ваш любимый цвет синий, голубой, – то вы стреми-
тесь к покою, гармонии; готовы отречься от чего-то и отдать
другому. Вы очень душевны, проявляете миролюбие, неж-
ность, стремитесь к согласию, к идеалу.
Народная мудрость гласит: «Голубой, синий цвет обозначает верность». «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души», – это ваше стремление к идеалу.
в) Красный цвет обозначает, что человек полон жизненной
силы и энергии, готов к действию. Я надеюсь, каждый из вас
готов творить только добрые дела.
Если к красному цвету добавляется коричневый – вы стре-
митесь к спокойствию, к миру без раздоров.
Если больше коричневого цвета – вы стремитесь к домаш-
нему уюту. Где в доме должна царить добрая атмосфера.
Больше красно-синего цвета – вы сердечный, задушевный
человек.
г) Если ваш любимый цвет желтый – вы стремитесь к радо-
сти, счастью, стремитесь достичь желаемого. Желтый – цвет на-
дежды. Вы предпочитаете свободу, жажду странствий, мечтаете
и стремитесь к новому, современному, к лучшему будущему.
Итак, делаем вывод. Независимо от того, какой цвет ваш
любимый, в основе ваших стремлений, поступков может быть
стремление творить добро.
Доброта – первооснова человека, основа человеческих от-
ношений.
Жизнь дана на добрые дела.
«Давайте поклоняться доброте» – так называется стихотво-
рение, которое прочитает… (имя ученика). Добру всегда откро-
ется сердце.
Раньше люди говорили: «Поспешай делать добро». С этими
словами в наше время обращается в своём стихотворении по-
этесса К. Филиппова.
Что у истока человек пошлёт,
То и получит в устье у реки.
Будешь делать людям добро, они ответят тебе тем же.
Поистине дивен и светел русский человек! И светел и дивен
прежде потому, что по силам ему и постоять за землю русскую,
и творить добро, и сохранить при этом в чистоте и цельности
душу свою любящую!
– Какие же качества русской души являются главными, ос-
новой?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Викторина «Имена»
1. Что обозначают славянские имена?
(Добрыня – добрый, творящий добро.
Владимир – владеющий миром.
Святослав – святая слава.
Любомир – любый миру, милый миру.
Любомудр – любый мудрости.
Вера – уверенность, доверие, верование.
Людмила – милая, любимая, людям милая.
Надежда – надежда, опора, надёжность.)
Назовите имена былинных богатырей. (Алёша, Добрыня,
Никита, Илья, Святогор, Михайло Потык, Василий Буслаев.)Перечислите имена сказочных героев, которые наиболее
часто встречаются в сказках. (Василиса – царственная, Аленуш-
ка, Иванушка, Марья – хозяйка, госпожа, Емеля, Иванушка.)Назовите цветы, в названиях которых встречаются собст-
венные имена. (Иван-да-марья, иван-чай, лилия, роза, василёк.)
Ребенку давали доброе имя, надеясь, что он будет оправды-
вать своё имя, делать добро.
С. Романовский
Русь
1. Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и зага-
дочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки
осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно
обозначает: и кто из учёных прав, а кто – нет, я не знаю. Да и
никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что
у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой
реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Не мне одному представ-
ляется, что слова эти родственны словам:
Русло, то есть ложе реки, по которому она течёт.
Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным
лицом и рыбьим хвостом.
Роса и производное от неё слово росяница – обильная, тол-
стая роса, лежащая по утру на травах и деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а
русский – это человек, живущий у воды.
2. Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вы-
читал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На
севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые
люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет на-
зад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные сло-
ва. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок
с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от ра-
дости:
Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, – он и зацвёл!
На русь? – ахнул я.
На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
Анна Ивановна, а что такое русь?
– Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое,
почитай, так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь –
спелая. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светлоносная моя Русь, Родина, Родительница Моя!
Поистине дивен и светел русский человек! И светел и дивен
прежде потому, что по силам ему и постоять за землю русскую,
и творить, и сохранить при этом в чистоте и цельности душу
свою любящую.
С. Романовский
Стихи о добре
На кладбище военном, на плите,
Я прочитал и в жизнь унес когда-то.
И лучевой строкой в моем труде
Вдруг стала эта заповедь солдата.
Давайте поклоняться доброте.
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Земным трудом и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
* * *
К. Филиппова
Спешите делать добрые дела,
Которые всегда идут не в счет.
Спешите делать добрые дела,
Когда к вам благодарность не придёт.
Спешите делать добрые дела,
Которые рассудку вопреки.
Что у истока человек пошлёт,
То и получит в устье у реки.