Беседы с детьми о пользе хлеба
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени К.Н. Чубаровой города Свободного
Беседа «Хлеб – всему голова»
в старшей группе
Воспитатель высшей квалификационной категории
Мычкина И.Н.
г. Свободный
2019 г.
Цель: Расширять и углублять знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать знакомить с трудом людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов; развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные , учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Словарная работа: хлеборобы, зябь, озимые, пахота, сев, борона, плуг, жатва, пекарь, мельник, мельница, элеватор.
Предварительная работа: чтение рассказов Я. Тайца «Я здесь», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», русская народная сказка «Колосок», заучивание пословиц, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, о чем в нем говорится. Чтение стихотворения Н. Семенова “Хлебушко”.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно, о хлебе. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова», и это правильно. Каждый день на столе у вас есть хлеб, булочки, пирожное и другие хлебобулочные изделия. Ведь без хлеба мы не представляем себе обед, завтрак и ужин. Он – самый главный на каждом столе.
– Ребята, а какой бывает хлеб?
Дети: Хлеб бывает черный и белый.
Воспитатель: Да, но его называют пшеничный и ржаной. Есть злаковые растения — рожь и пшеница. Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.
Сейчас вы попробуете определить на вкус хлеб.
Игра на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба. Детям завязываются глаза, дается маленький кусочек пшеничного хлеба затем ржаного. Дети определяют на вкус какой хлеб им дали.
Воспитатель: Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Хлеб покупают в магазине.
Воспитатель: А как хлеб попал в магазин?
Дети: Вырастили зерно, смололи на мельнице, из муки спекли хлеб.
Воспитатель: Правильно. Сначала вспахали поле.
Затем на одном поле посеяли пшеницу. А на другом рожь.
А кто пашет землю?
Дети: Трактористы на тракторе пашут землю.
Воспитатель: А, что тянет за собой трактор, когда пашет поле?
Дети: плуг и борону, чтобы поле было ровным.
Воспитатель: Посмотрите, сеют зерно. Что прицеплено к трактору?
Дети: Сеялка.
Воспитатель: Правильно. Но вот зерна дали всходы, заколосились, и агроном ходит по полям и следит за пшеничными и ржаными колосками. Он как доктор следит за урожаем. А когда колоски созрели, поле стоит золотистого цвета.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Время собирать урожай начинается жатва. Что за машина приходит на помощь людям?
Дети: Комбайн
Воспитатель: Как называют человека, который управляет комбайном?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Комбайнерам приходится работать не только днем, но и ночью если ожидаются дожди. Чтобы спасти урожай зерна люди работают днем и ночью.
Затем машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна. На элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно. Часть зерна отбирают на семена, для посева его на следующий год.
А как вы думаете, из зерна можно испечь хлеб? Почему? А из чего можно печь хлеб?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, зерно нужно перемолоть и превратить его в муку. А где это можно сделать?
Дети: Зерно на машинах везут на мельницу.
Воспитатель: На мельнице мельник перемалывает зерно, превращая его в муку. Мельница – это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.
Мука готова, куда теперь необходимо отвезти муку?
Дети: В пекарню и магазины.
Воспитатель: Кто печет хлеб?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Муку везут на хлебозавод, пекарню. Чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты: дрожжи, вода, соль сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи. А на хлебозаводах пекут очень большое количество хлеба, булочек, пряников, печенья. На хлебозаводах выпекать хлеб помогают машины.
Послушайте, как это делается:
«Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, в течении этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет равные порции».
Воспитатель: Готовые хлебные изделия везут в магазины, где мы покупаем их.
Хлебобулочные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим, несколько раз вдень, а он не приедается.
Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Много люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Они трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб.
Хлеб – драгоценность, его береги. В меру к обеду бери.
Хлеб нельзя выбрасывать, его надо беречь. Если у вас на столе остались хлебные крошки, соберите их в баночку и вынесите их птичкам. Пусть птицы склюют эти крошки.
О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним: «В хлебе наша сила», «Хлеб – всему голова», «Хлеб – наше богатство»,«Будет хлеб – будет песня», «Много снегу – много хлеба», «Хлеба к обеду в меру бери»,«Хлеб – наша ценность, им не сори!».
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели быть пекарем?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вы превратитесь в пекарей. Подходите к столу, одевайте фартуки. Я приготовила вам тесто, и мы будем изготавливать булочки, крендельки, печенье. Чтобы приготовить печенье, берем кусочек теста, скатываем его в шарик и сплющиваем его в лепешку. Возьмите формочку и вырежьте фигурку, положите на противень. Для кренделька нам понадобится колбаска, сворачиваем ее и кренделек готов. (показ)
По окончании работы противень отношу для выпечки на кухню.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы хорошие пекари, у вас получились прекрасные булочки и печенье. Вы хорошо работали на занятии. Молодцы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №63» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Консультация для родителей на тему:
«О пользе хлеба»
Составила воспитатель:
Мирсаетова М.З.
2017г.
Уважаемые родители!
Расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь; объясните детям выражение «Хлеб – всему голова»; с целью расширения и закрепления знаний о хлебе сходите с ребёнком в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия; купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб; рассмотрите пшеничное зерно, муку; поговорите с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.
Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка.
Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.
Прочитайте детям стихи про хлеб:
***
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов
***
Радо солнцу небушко,
полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
он на ней как солнышко.
Г.Виеру.
***
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
Прочитайте с детьми пословицы и поговорки о хлебе, объясните их значение:
***
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
***
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
***
-Хлеб хлебу брат.
***
-Худ обед, когда хлеба нет.
***
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
***
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
***
-Хлеба нет – корочка в честь.
***
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
***
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
***
-Без хлеба, без соли худая беседа.
***
-Хлеб – дар божий, отец, кормилец..
***
-Без хлеба, без соли никто не обедает..
***
-Не в пору и обед, коли хлеба нет..
Интересные факты:
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
***
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
***
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
***
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
***
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
***
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).
Юлия Муханкина
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — наше богатство»
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
“Хлеб – наше богатство”
Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба.
Задачи:
– расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
– углубить и расширить знание детей о хлебе
– воспитывать бережное отношение к хлебу;
– закрепить у детей знания о процессе выращивания хлеба;
– воспитывать интерес к профессиям, участвующих в производстве хлеба;
– развивать связную речь, умение рассуждать;
– развивать логическое мышление, память, наблюдательность;
– обогащать словарный запас дошкольников;
– воспитывать уважение к труду взрослых.
Материальное обеспечение: сюжетные картинки для сопровождения беседы (с изображением хлеба, с изображением процесса выращивания, с изображением зерноуборочной техники, с изображением профессий, участвующих в производстве хлеба (хлеборобы, пекари, мяч.
Ход беседы:
Воспитатель: Дорогие ребята я очень рада видеть вас. Послушайте, пожалуйста, загадку и скажите о чём идёт речь?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе. Есть замечательная пословица: «Хлеб – всему голова». Ребята, а как вы думаете, почему так говорят?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы сегодня ели на завтрак (обед? Хоть ваше меню постоянно меняется, но хлеб всегда есть на столе – утром, в обед и на ужин. Потому что хлеб – это главный продукт на каждом столе. И поэтому люди говорят «Хлеб – всему голова».
Хлеб, хлебушек. С румяной корочкой. А какой он ещё может быть, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Душистый, ароматный, горячий, мягкий, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С. Погореловского «О хлебе».
Вот он – хлебушко душистый,
Вот он – тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал-пришёл.
Ребята, а откуда берется у нас дома хлеб?
Дети: Из магазина
Воспитатель: Правильно, из магазина! А как вы думаете, откуда он берется в магазине?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос нужно вспомнить из чего делают хлеб?
Дети: из муки
Воспитатель: А из чего получают муку?
Дети: из зёрен
Воспитатель: Ребята, чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы, люди, которые выращивают для всей страны хлеб. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его, ребята?
Дети: Тракторист
Воспитатель: Молодцы, ребята. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза).
Ну вот зерно проросло, появились колоски, пришла пора убирать урожай. На помощь хлеборобам выезжают машины – помощники. Ребята, я предлагаю послушать загадку и отгадать, как называются такие машины
Он по полю быстро ходит.
Косит хлеб, зерно молотит.
Веет, да в машину грузит-
Засыпает хлеб он в кузов-
Убирает урожай,
В поле трудится.
Дети: комбайн
Воспитатель: Молодцы, ребята. Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. Затем зерно везут на мельницу и там зерно мелют в муку.
Ребята, а как вы думаете, куда потом отправляется мука?
(Ответы детей)
Воспитатель: Муку оправляют на хлебозавод, где стоят огромные чаны с закваской. В которые добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для хлеба.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай («перекладываем тесто» из руки в руку,
Переваливай, валяй.
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. Вот такую трудную и радостную дорогу прошел этот хлеб, пока к нам попал на стол. Много людей потрудились над тем, чтобы мы ели этот вкусный хлеб.
Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий?»Ребята, как вы думаете, а что еще пекут из муки кроме хлеба? Давайте поиграем, я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделия из муки.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы.
– О чем мы говорили сегодня?
– Вам понравилась наша беседа?
– Что вам запомнилось больше всего?
– Какие новые слова вы узнали?
– Как нужно относиться к хлебу?
(Ответы детей)
Ну вот, наша беседа подошла к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Не забывайте, пожалуйста, никогда об этом.
Чижова- Cоложенцева Ольга
Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа).
Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа).
Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб – ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. Обучать детей навыкам разговорной речи.
Предшествующая работа:Чтение художественных произведений:
Заучивание стихов:
Рассматривание картин.
Ход занятия: Чтение стихотворения Погореловская
«Вот он хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой…»
– Ребята, вы наверное уже догадались о чем у нас сегодня будет разговор? (показ хлебных изделий).
– Да, о хлебе. Во всех магазинах есть отдел, где продается хлеб.
– А вы знаете, что раньше были магазины где продавался только хлеб и назывались такие магазины Булочная.
– А как вы думаете, что люди покупали в таких магазинах (батоны, булочки, рогалики, бублики буханку и т. д)
Загадка: Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное,
Я один его не съем
Подарю ребятам всем (бублик)
– Не один обед не обходится без хлеба. А почему, всем советуют есть хлеб? (хлеб – питательный, нужный, вкусный продукт. Все кто ест хлеб вырастут крепкими, здоровыми.)
– Давайте его попробуем и угостим наших гостей.
Понюхайте его, какой он ароматный, душистый. Но даже если хлеб зачерствеет, это не беда, можно посушить его и получаются хрустящие сухарики. А оставшиеся кусочки хлеба ни в коем случае не выкидывайте, а покрошите крошки хлеба своим пернатым друзьям.
Чтение стихотворения ребенком: (предварительная работа)
… Ты душистый каравай
Словом ласковым встречай
Чтобы сытный хлебный дух
Не покинул мякиш
Вкусным станет, если вдруг маслицем помажешь
С мясом ешь, и с маслом ешь,
Ешь пока он мягок, свеж
Съешь и черствый каравай
Не выбрасывай и знай:
Чтоб ты вырос и окреп
Нужно хлеба тонну
Вдруг обидится наш хлеб
И уйдет из дома.
– А кто знает откуда берется хлеб?
– Как называют людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы, колхозники)
– Что облегчает труд колхозников? (машины)
Показ картинки:
– Посмотрите, какое ровное большое поле. А кто знает как называется машина которая едет по полю? (трактор).
– А как называют человека,который работает на тракторе?
– Что делает тракторист? Зачем?
Чтение стихотворения Трутневой «Золотой дождик»
– Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Или о труде людей, выращивающих хлеб? «Хлеб- всему голова»
«Труд земледельцев- велик и почетен»
«Труд человека кормит,а лень портит»
«Не потрудиться, так и хлеб не родится»
Загадка:
-Солнышко пригревало, дождик поливал. Выросли колосья золотистые, зерна крупные наливные. (Показ колосьев)
Дети рассматривают и называют колосья пшеничные колосья (зерна крупные, ржаные (зерна длинные)
– Выросли колосья, а теперь надо убирать урожай. (Показ картины)
– Что за машина приходит на помощь людям? (комбайн)
– Как называют человека, работающего на комбайне?
– А рядом с комбайном, что за машина? (самосвал)
– Что делает комбайн с колосьями?
(Комбайн срезает колосья, они попадают из длинного рукава в бункер и зерно высыпается в самосвал)
– Вот сколько собрали зерна и везут на хранилище. Как оно называется? (злеватор).
– Да, хороший, большой урожай выращивают наши колхозники.
Чтение стихотворения Я. Акима «Хлеб» (читает ребенок).
– Ребята, а вы знаете, где пекут хлеб?
– Из чего пекут хлеб? (из муки).
В городах есть специальные хлебозаводы, где даже в праздничные дни тоже работают люди. Ведь к столу всегда нужен вкусный свежий хлеб. Слушание песни «О хлебе»
– Видите ребята, как много труда надо затратить для того, чтобы хлеб попал на наш стол. Хлеб надо беречь.Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова» В этих словах огромное уважение народа к хлебу. Без хлеба не садятся за стол. С давних пор гостей встречали хлебом – солью. ХЛЕБ НАШЕ БОГАТСТВО!
ЗАГАДКИ
1 Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ходит дом ходуном,
2 На стебле золотом / Колос/
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском/Хлеб/
3 Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня, посадите в печь меня/тесто/
4 Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают/блин/
5Сидит на ложке свесив ножки/лапша/
6Ходит полем из края в край,
Режет черный каравай/плуг/
7Лежит мужичок в золотом кафтане
Подпоясан, а не поясом,
Не подымешь, так не встанет/сноп/
8На водопой не хожу, овса не прошу,
Коли хочешь, попашу
Коли хочешь, помолочу/трактор/
9Корабль великан,
Не по морю плывет.
Корабль великан по земле идет.
Поле пройдет, урожай соберет/комбайн/.