Беседа в подготовительной группе насекомые польза и вред
Наталья Кузьмина
Конспект беседы-наблюдения в подготовительной группе «Насекомые. Чем они полезны и чем они опасны»
Конспект беседы-наблюдения в подготовительной группе «Насекомые. Чем они полезны и чем они опасны»
Цели: -развивать представления об окружающей природе;
-активизировать речь, вводя новые слова-термины;
-побуждать интерес к живой природе, бережно к ней относиться.
Восп. Ребята, какое время года наступило?
Дети: весна.
Восп. Очень хорошо. Расскажите, что происходит весной?
(ответы детей)
Всё правильно. Весной всёпросыпается: растения, насекомые. А кто такие насекомые?
(ответы детей)
Правильно, насекомые – это отдельная группа живых существ, обитающих в земле или на растениях. Насекомые могут быть полезны природе и человеку и, наоборот, наносить вред.
Давайте познакомимся с некоторыми из них и рассмотрим на нашем участке.
Жук-пожарник.
Принадлежит семейству мягкотелок. Эти жуки не поедаются птицами и другими насекомыми, потому что выделяют в своём организме ядовитые вещества. Жуки мягкотелки и их личинки – хищники, поедающие множество мелких насекомых, с которыми могут справиться. Поэтому они являются полезными насекомыми. Личинок жуков-пожарников называют «снежными червями», потому что ранней весной они выползают на снег, спасаясь от талой воды.
Божья коровка.
Все вы знаете это красивое и яркое насекомое, и, наверняка, видели много-много раз. А вот слышали ли вы, что божья коровка является защитницей садов? Ранней весной эти жуки просыпаются и начинают активно поедать тлей. Эти насекомые зимуют в листовом опаде и сухой траве на прогреваемых солнцем местах. Когда люди сгребают в кучи осенние листья и траву, складывают их в компостные ямы или сжигают, они губят большое количество божьих коровок разных видов и лишают свои сады защиты весной. Яркая, с контрастным рисунком окраска является защитой этого насекомого. Если птица случайно схватит яркого жучка, то оно окажется несъедобным. Божьи коровки – хищники, охотящиеся на тлей, червецов, щитовок, личинок колорадских жуков.
Подвижная игра «Муравьи»
Дети образуют плотный круг, по периметру участка лежат разные предмет. По команде дети разбегаются, бегают по участку, по команде «Муравейник» все разбирают свои вещи и вновь образуют плотный круг-муравейник. Игра повторяется несколько раз.
Муравьи.
Рыжие и малые лесные муравьи культурным растениям не вредят, а, наоборот, приносят некоторую пользу, уничтожая вредных насекомых и гусениц. А вот растительноядные муравьи – вредители. Мало того, что они сами повреждают морковь, картофель, свёклу, они ещё способствуют быстрому размножению тли, садового вредителя.
Мы рассмотрели с вами только самую малую часть всех насекомых. С их многообразием вы будете знакомиться в школе и в дальнейшей жизни. Мне бы очень хотелось, чтобы вы этим интересовались, познавали и изучали, ведь мир живой природы удивителен.
А теперь давайте попытаемся найти наших насекомых на участке, ведь они обитают рядом с нами, и повторим, что мы о них сегодня узнали. Конспект беседы-наблюдения в подготовительной группе «Насекомые. Чем они полезны и чем они опасны»
Цели: -развивать представления об окружающей природе;
-активизировать речь, вводя новые слова-термины;
-побуждать интерес к живой природе, бережно к ней относиться.
Восп. Ребята, какое время года наступило?
Дети: весна.
Восп. Очень хорошо. Расскажите, что происходит весной?
(ответы детей)
Всё правильно. Весной всёпросыпается: растения, насекомые. А кто такие насекомые?
(ответы детей)
Правильно, насекомые – это отдельная группа живых существ, обитающих в земле или на растениях. Насекомые могут быть полезны природе и человеку и, наоборот, наносить вред.
Давайте познакомимся с некоторыми из них и рассмотрим на нашем участке.
Жук-пожарник. Принадлежит семейству мягкотелок. Эти жуки не поедаются птицами и другими насекомыми, потому что выделяют в своём организме ядовитые вещества. Жуки мягкотелки и их личинки – хищники, поедающие множество мелких насекомых, с которыми могут справиться. Поэтому они являются полезными насекомыми. Личинок жуков-пожарников называют «снежными червями», потому что ранней весной они выползают на снег, спасаясь от талой воды.
Божья коровка.
Все вы знаете это красивое и яркое насекомое, и, наверняка, видели много-много раз. А вот слышали ли вы, что божья коровка является защитницей садов? Ранней весной эти жуки просыпаются и начинают активно поедать тлей. Эти насекомые зимуют в листовом опаде и сухой траве на прогреваемых солнцем местах. Когда люди сгребают в кучи осенние листья и траву, складывают их в компостные ямы или сжигают, они губят большое количество божьих коровок разных видов и лишают свои сады защиты весной. Яркая, с контрастным рисунком окраска является защитой этого насекомого. Если птица случайно схватит яркого жучка, то оно окажется несъедобным. Божьи коровки – хищники, охотящиеся на тлей, червецов, щитовок, личинок колорадских жуков.
Подвижная игра «Муравьи»
Дети образуют плотный круг, по периметру участка лежат разные предмет. По команде дети разбегаются, бегают по участку, по команде «Муравейник» все разбирают свои вещи и вновь образуют плотный круг-муравейник. Игра повторяется несколько раз.
Муравьи. Рыжие и малые лесные муравьи культурным растениям не вредят, а, наоборот, приносят некоторую пользу, уничтожая вредных насекомых и гусениц. А вот растительноядные муравьи – вредители. Мало того, что они сами повреждают морковь, картофель, свёклу, они ещё способствуют быстрому размножению тли, садового вредителя.
Мы рассмотрели с вами только самую малую часть всех насекомых. С их многообразием вы будете знакомиться в школе и в дальнейшей жизни. Мне бы очень хотелось, чтобы вы этим интересовались, познавали и изучали, ведь мир живой природы удивителен.
А теперь давайте попытаемся найти наших насекомых на участке, ведь они обитают рядом с нами, и повторим, что мы о них сегодня узнали.
Конспект педагогического мероприятия с детьми
старшего дошкольного возраста
«Насекомые – польза и вред»
Приоритетная образовательная область: здоровье
Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.
Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.
Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.
Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых, муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм «Муравьишка – хвастунишка».
Предшествующая работа: – коллективная аппликация “Луг”;
Ход мероприятия
Воспитатель стоит возле панно «Луг».
Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)
Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.
«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3 и на луг попаду».
Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!
Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:
Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).
Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:
Давай пройдемся медленно по лугу (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу красивые. Можно ли их рвать?
(ответы детей)
Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.
(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):
(воспитатель загадывает детям загадки)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела )
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.
Что вы знаете про них? (ответы детей)
Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.
А вот еще одна загадка:
Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.
Отгадали?
Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)
У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.
Физминутка: «Веселые насекомые»
Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.
Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!
Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.
Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.
Знакомо ли вам это насекомое:
Не найдешь у нас пилы,
не рубили мы стволы,
не стучали топором,
а под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)
Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.
Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:
Правила поведения при встрече с насекомыми:
- Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
- Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
- Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
- Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…
Игра:
Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.
Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.
Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.
Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:
В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.
Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.
МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»
Беседа
Образовательная область «Развитие речи »
Тема: « Таинственный мир насекомых»
Возрастная группа подготовительная группа
Подготовила: Зенихина С.В., воспитатель 1 кв.к.
Цель:
расширить представления детей о насекомых.
Задачи
– вызвать интерес к окружающему нас миру, формировать реалистические представления об окружающей нас живой природе, привлечь внимание детей о тесной взаимосвязи между условиями среды и состоянием живых объектов, об экологическом равновесии, о вреде и пользе насекомых;
– развивать связную речь, логическое мышление, делать обобщение и правильно отвечать на вопросы;
– воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.
Предварительная работа
: чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок, рассматривание картинок, альбомов и иллюстраций по теме, ежедневные наблюдения на прогулке.
Материал :
предметные картинки с изображением насекомых.
1. Вводная беседа
Воспитатель: Угадайте, о ком я буду говорить.
Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её. (пчела)
Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит – пищит,
Сядет – молчит,
Кто его убьёт,
Свою кровь прольёт. (комар)
Она легка, красива
Изящна, легкокрыла,
Сама похоже на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)
2. Основная беседа
Воспитатель : Вы уже знаете, что нас окружает мир природы. Давайте вспомним, что такое мир природы? (ответы детей : это разные растения, животные, насекомые, рыбы, птицы и все люди)
Куда бы мы не пошли, всюду нас окружают насекомые. Они живут на земле, под землёй, в воздухе, прекрасно себя чувствуют и в воде. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты Земля. Что вы знаете о насекомых?
(проводится краткая беседа с детьми, в ходе которой выясняется, что одни насекомые привлекают и очень нравятся, а другие насекомые вызывают у людей неприязнь.)
Мир насекомых полон тайн. Всюду, куда ни посмотришь. живут насекомые – наши маленькие, многочисленные соседи. Одни насекомые вызывают у нас восторг и радость, а другие страх и ненависть. Скажите, это правильное и справедливое отношение к насекомым? (ответы детей)
( Уважаемые коллеги, мнение детей разделились, одни считали и доказывали о вреде насекомых и о необходимости их уничтожить, что даже я растерялась, но взяла себя в руки продолжила беседу )
– Как думаете, человек может жить на Земле без природы? Почему? (ответы детей)
– А Земля может жить без природы? Почему? Что произойдёт, если исчезнут комары, пчёлы, жуки, бабочки (ответы детей)
Правильно, если исчезнут насекомые, то исчезнут птицы, рыбы, некоторые животные и дальше пойдёт по цепочке и дойдёт до человека.
Человек на Земле самое разумное и сильное существо. Из-за того, что сильнее, стал вредить и природа стала погибать. Многие виды животных и растений на грани исчезновения. Человек не должен вмешиваться в Закон Природы, он умный и сильный и должен охранять и защищать таинственный мир природы, чтобы все были счастливы в нашем общем, чудесном доме для всех насекомых, зверей, птиц, рыб и растений.
Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
Дети одеваются и отправляются вместе с воспитателем на прогулку. По дороге дети нашли необыкновенно красивую бабочку, она сидела на стенке и ждала нас, как будто знала, о чём вели беседу и всей своей красотой напомнила о милосердном отношении и что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять и беречь.
Нашей гостьей оказалась ночная бабочка Павлиний глаз, но это уже другая история.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Древние обитатели земли»
Когда присядешь отдохнуть на согретый летним солнышком лесной пригорок, невольно диву даешься: какая интересная и разнообразная жизнь царит кругом!
Послушайте стихотворение.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг —
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательней вглядись, —
Волшебную увидишь жизнь!
И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка — насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей.
Насекомые — древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
Кстати, обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве.
Как передвигаются насекомые, знаете?
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
Многие насекомые способны ползать вниз головой, помните загадку про муху: «Кто над нами вверх ногами? »
А чем питаются насекомые?
Большинство из них с удовольствием поедают зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.
Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев.
Есть в природе и насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
Очень многие насекомые: пчелы, шмели, бабочки, мухи — любят полакомиться цветочным нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам, и опыляют растения. Чего только не делают хитрые цветы, чтобы привлечь долгожданных крылатых гостей! Они стараются затмить друг друга и яркими лепестками, и сладким медовым ароматом. На многих цветах есть специальные метки, указывающие насекомым путь к нектарнику со сладкой капелькой.
Мелкие цветы часто бывают собраны в пышные соцветия в виде корзинок, кистей и метелок, чтобы насекомые могли собрать побольше нектара и опылить несколько цветков.
В живой природе все связано!
Чудесное многообразие цветов, их сладкий запах, яркая окраска предназначены насекомым. Без них погибли бы насекомоядные птицы, имеющие тонкий клюв, которым они не могут ни расколоть орешка, ни вылущить зернышка. Если бы не было насекомых, остались бы без вкусного обеда ящерицы, летучие мыши и многие другие животные.
Как же насекомые спасаются от врагов?
Часто природа дарит им защитную окраску. Вспомните зеленых кузнечиков или гусениц. Когда они неподвижно сидят на изумрудной травинке, их и не заметишь! Некоторые гусеницы напоминают свернутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков.
Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пестрые узоры. Когда бабочка неожиданно взлетает, расправив крылышки, она может испугать врага.
Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и выпускают в ранку яд. Такие насекомые обычно окрашены в желтооранжевый и черный цвет. Вспомните шмеля, осу или пчелу. Птицы и звери знают это и предпочитают не трогать их. Но есть и совсем безобидные мухи (их называют осовидными), у которых жала нет, а вот окрас точно такой же, как у кусачих ос. Такие мухи даже научились у ос изгибать брюшко, словно собираясь ужалить врага.
Несъедобные для птиц божьи коровки в случае опасности выпускают едкую пахучую жидкость. А жуки-солдатики «скопировали» у божьих коровок окраску спинки — ярко-красную с черными точками. Птицы избегают их склевывать, думая, что жучки невкусные.
Гусеницы бабочек шелкопряда покрыты густыми жесткими волосками, пернатые таких мохнатых не едят. Только кукушка уничтожает этих гусениц в огромном количестве.
Многие насекомые приносят лесам и человеку большую пользу.
Трудолюбивые пчелы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мед, душистый воск и лекарственное вещество — прополис.
Божьи коровки приносят большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредителей. Муравьи также уничтожают тлю и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих растений.
Среди насекомых немало и таких, которые наносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья — птицы.
Ответьте на вопросы
• Как можно назвать одним словом муравья, божью коровку, кузнечика и бабочку?
• Когда на Земле появились насекомые?
• Чем питаются насекомые?
• Как насекомые спасаются от врагов?
• Какую пользу приносят насекомые лесам и человеку?
Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна
Похожие статьи:
Про бабочку для детей 6-7 лет
Про божью коровку для 1 класса
Беседа о муравьях в старшей – подготовительной группе
Раскраски картинки для детей 4-5 лет на тему «Насекомые»
Беседа о клещах в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!