Беседа с родителями о пользе и вреде компьютера
Влияние компьютера на здоровье детей
В современном обществе существует много негативных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков. Одним из самых актуальных является пользование персональным компьютером. В настоящее время компьютер есть практически в каждой семье. Несомненно, умение пользование ПК в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Однако пользование компьютером оказывает большое воздействие на растущий и еще не сформированный организм.
При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и, к тому же, мерцает. От ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что они не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем – к близорукости и другим глазным проблемам. Во избежание этих проблем необходимо ограничить время непрерывного пребывания за монитором двадцатью минутами. После этого обязательно необходим перерыв.
Частое сидение за компьютером может привезти к плохой осанке, а в дальнейшем к искривлению позвоночника. Чтобы уменьшить вред от компьютера для опорно-двигательного аппарата, достаточно организовывать регулярные перерывы в течение нескольких минут и делать несложные упражнения: приседания, наклоны, повороты корпуса, шеи, производить вращение руками в локтевых суставах, в кистях, сжимать и разжимать кулаки.
Опасными являются и источники слабого электромагнитного излучения, которое действует в течение длительного промежутка времени. Монитор, особенно его боковые и задние стенки, является очень мощным источником электромагнитного излучения. В результате продолжительной работы за компьютером в течение нескольких часов ребенок чувствует себя уставшим, становится крайне раздражительным и капризным, жалуется на головную боль, часто отвечает на вопросы однозначными ответами, что может свидетельствовать о синдроме хронической усталости.
Компьютер отрицательно влияет и на другие системы растущего организма. Например, на нервную систему. Практически все компьютерные игры для детей сильно влияют на психику – искажают восприятие действительности.
Кроме этого на просторах интернета детей подстерегают и другие проблемы. При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости, агрессивности у детей наблюдается погружение в виртуальный мир. Это проявляется в нежелании общаться со сверстниками, заниматься учебой, спортом, ребенок становится замкнутым, настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Что бы вред от пользования компьютера был минимальным, старайтесь больше времени уделять ребенку, проконтролируйте выбор и содержание игр и продолжительность, запишите в секцию или кружок.
Конечно же, следует и не забывать про правильно организованное рабочее место, которое должно обеспечивать ребенку возможность удобного выполнения работы в положении сидя и не создавать перегрузки костно-мышечной системы. Основными элементами рабочего места являются: рабочий стол, стул, дисплей, клавиатура.
Конструкция рабочего стола должна соответствовать возрасту и росту ребенка и обеспечивать возможность размещения на рабочей поверхности необходимых учебных пособий, подставку для книг. Стол следует выбирать без острых углов и краев.
Тип кресла следует выбирать с учетом роста ребенка. Рабочий стул обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы, позволяет изменять ее с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Следует и не забывать, что помещения для эксплуатации компьютера должны быть оборудованы естественным и искусственным освещением.
Кроме того, на ребенка воздействует обширный комплекс физических факторов, влияющих на организм: нарушенный ионный режим, параметры микроклимата, электромагнитные излучения широкого спектра действия частот. Поэтому в этих помещениях следует проводить ежедневно влажную уборку и систематическое проветривание.
Рациональный режим работы с компьютером, правильно организованное рабочее место ребенка, внимание и забота родителей, педагогов позволит снизить вредное воздействие компьютера на здоровье детей.
Рекомендации для родителей.
Основные правила при работе ребенка с компьютером:
- Соблюдать расстояние от экрана до глаз (50-70 см.).
- При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
- Соблюдать правильную позу, делать гимнастику для глаз и перерывы в работе через каждые 20 – 30 мин.
- Следить за осанкой.
- Не работать за компьютером в темноте.
- Контролировать программы и содержание игр ребенка, их возрастное соответствие.
- После занятий ополоснуть лицо прохладной водой.
Ребёнок и компьютер. Хорошо или плохо?
Всего за несколько десятилетий наш мир изменился до неузнаваемости: нам уже сложно представить повседневную жизнь без компьютеров и ноутбуков, планшетов и смартфонов. Сегодня дети легко и быстро овладевают навыками работы с компьютером с самого раннего возраста — их влечет новизна, возможность поиграть в самые разные необычные игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться специальные «гаджеты» для новорожденных. В самом деле, для ребенка это – «необычная игрушка», которая захватывает и увлекает, помогает развиваться и обучаться. Хорошо это или плохо — другой вопрос. Не будем спешить с выводами и постараемся разобраться во всех плюсах и минусах близкого знакомства ребенка с техникой.
Компьютер, конечно же, вещь нужная и полезная, но тут возникает второй вопрос: в каком возрасте ребенку еще рано играть на компьютере, а в каком «уже пора»?
Телевизор, компьютер и дети: первое знакомство
Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с сенсорным экраном…
В идеале первое близкое знакомства малыша с техникой должно происходить в присутствии и под контролем взрослых. Например, мама с ребенком сидит за компьютером, и спокойным голосом рассказывает о том, что происходит на экране. Что касается возраста, то здесь мнения специалистов несколько разделились. Одни утверждают, что ребенку не стоит играть на компьютере до 7 лет, другие же считают, что уже в возрасте 3–4 лет малыши готовы к такому знакомству. В любом случае это вопрос индивидуальный, все зависит от особенностей ребенка, его любознательности и состояния здоровья.
Обратите внимание: Компьютер в жизни детей играет значительную роль – здесь и обучение, и игры, и общение со сверстниками. Однако, как и в любом деле, важно знать меру: увлечение компьютером может негативно сказаться на детском здоровье и психике, как, впрочем, и любое бесконтрольное увлечение.
Вреден ли ребенку компьютер?
Современные компьютеры намного безопаснее для пользователей, чем старые модели с ЭЛТ-мониторами. Правда, мифы о вредных излучениях и радиации живы до сих пор. С них пожалуй, и начнем.
Мифы о вреде компьютера для детей
Среди основных страшилок, которыми пугает старшее поколение молодых родителей: радиация; высокочастотное электромагнитное поле; электростатическое поле высокой напряженности.
Все эти «опасности» мнимые, и вашему ребенку совершенно не угрожают. Однако, даже самый современный и безопасный компьютер может быть вреден для ребенка, если не соблюдаются определенные правила работы с ним.
Чем действительно вреден компьютер для детей
Нагрузка на зрение. Даже у взрослого человека при длительной работе на компьютере устают глаза, у детей глаза устают еще быстрее: педиатры не рекомендуют детям младше 7 лет играть на компьютере дольше 10-15 минут, а школьникам дольше 30-40 минут. При этом расстояние до монитора не должно быть меньше 45-60 сантиметров.
Нагрузка на позвоночник. Неправильная поза при работе за компьютером может спровоцировать развитие сколиоза, впрочем, это относится и к работе за письменным столом во время подготовки уроков. Купите ребенку удобную мебель и следите за его осанкой во время работы или игр.
Нагрузка на психику. Компьютерные игры требуют огромной концентрации внимания, примерно такие же нагрузки испытывает взрослый при управлении автомобилем в городском трафике. Причем, предельной сосредоточенности требуют не только динамичные игры, а и спокойные логические «головоломки». Легче всего дети воспринимают презентации со статическими картинками в сопровождении музыки и/или речи, большее напряжение вызывает чтение с экрана или рисование на компьютере, и наконец, наиболее «вредны» для детской психики динамичные игры с обилием мелких деталей – именно они быстрее всего вызывают переутомление. Не позволяете дошкольнику играть в подобные игры дольше 10 минут.
Обратите внимание: Чтобы общение с компьютером приносило ребенку только пользу, родители должны чутко контролировать этот процесс. Компьютер не должен заменять ребенку общение с вами или сверстниками, подвижные игры на улице или тихие занятия дома. Так же он не должен быть для ребенка единственным источником информации о мире, пусть машина служит для углубления или закрепления знаний, которые малыш получит от вас или узнает из книг.
Дети и компьютер: от увлечения до зависимости
Компьютерная зависимость среди детей и подростов проявляется все чаще. Тематические форумы пестрят сообщениями типа: «Ребенок зависим от компьютера, что делать?», «Моей дочке только 3 года, а у нее уже не здоровый интерес к играм на телефоне», «Сын тайком играет всю ночь!» и т.д.
Первое желание родителей в таких ситуациях – запретить ребенку играть и не подпускать к компьютеру лет до 18. Однако настойчивый интерес маленького ребенка к яркой и необычной взрослой игрушке – это еще не зависимость, но вполне может перерасти в нее при определенных условиях.
Увлечение компьютером и играми переходит в зависимость если:
Ребенок прячется в виртуальном мире от проблем в мире реальном. Сюда относятся и ссоры родителей, и неприятности в школе или проблемы в общении со сверстниками.
У ребенка нет никаких увлечений и интересов во внешнем мире. Он не посещает кружки или спортивные секции, не интересуется творчеством, а круг его друзей ограничен приятелями по онлайн-игре.
Родители сами проводят все свободное время за монитором. В этом случае ребенок просто копирует поведение взрослых, подсознательно стремясь во всем походить на них.
Как водится, предупредить развитие зависимости намного проще, чем бороться с последствиями:
Составьте план совместных дел и занятий, только пусть это будет не работа по дому, а походы в лес или на рыбалку, посещение музеев и выставок, походы в кино или развлекательные центры. Главное – ориентируетесь на интересы ребенка, а не на свои собственные.
Постарайтесь привить ребенку хобби. Это может быть что угодно – от вышивания крестиком до макрофотографии. Предложите разные варианты.
Ограничьте общение ребенка с компьютером 1-2 часами в день. Установите родительский контроль, следите за тем, в какие игры он играет и какие сайты посещает в сети.
Если возраст ребенка позволяет возложить на него ответственность за живое существо – заведите домашнего любимца. Идеальный выбор для школьников собака-компаньон: самому ему может быть просто лень выйти на улицу, а собаку нужно выгуливать минимум дважды в день!
И самое главное – подайте пример! Если папа все свободное время играет в «войнушки», а мама просиживает в социальных сетях (или наоборот), требовать от ребенка выключить компьютер и заняться чем-то другим, по меньшей мере, глупо. Больше общайтесь с ребенком, старайтесь понять его чувства и проблемы.
Подведём итог:
Компьютеры вызывают у детей огромный интерес и задача родителей направить этот интерес в нужное русло, научив ребенка азам компьютерной грамотности и правилам безопасной работы на компьютере.
Ребенок должен воспринимать компьютер, как естественную, но далеко не самую главную составляющую его жизни. Поэтому ни в коем случае не наказывайте ребенка путем «отлучения» от компьютерных игр, и не поощряйте, разрешая играть в них сутками.
Компьютер может стать хорошим другом и помощником вашего малыша, но только при вашем контроле и внимании!
О компьютере: польза или вред для детей?
Современную реальность трудно представить себе без реальности виртуальной. По данным статистики, более половины населения России являются владельцами персональных компьютеров. Взрослым людям компьютер нужен для работы, обучения, общения, развлечения. Дети, в силу своей природной любознательности, стремятся исследовать это чудо техники. Разнообразные игры, компьютерные программы увлекают детей. Все они построены так, что обязательно понравятся любому ребёнку – яркие, красочные, динамичные, с музыкальным сопровождением.
Увлечение компьютерными играми для многих детей и их родителей становится настоящей проблемой, так как перерастает в зависимость, справиться с которой очень трудно. Врачи предупреждают, что многочасовое сидение за компьютером отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье ребёнка. Более 10 минут работы за компьютером в день для первоклассника, 15 – 20 минут для школьника средних классов ведёт к переутомлению. Старшеклассникам можно заниматься 30 минут, после чего необходимо сделать перерыв и продолжать работу ещё 20 минут. Но играть в игры старшеклассникам рекомендуется не более 15 минут в день. Компьютерные игры перед сном категорически запрещены. (Санитарные нормы, установленные Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми.)
Минимум двигательной активности приводит к тому, что у ребёнка развивается искривление позвоночника, от этого страдают и внутренние органы. В напряжении находятся глаза, а значит, портится зрение. Во многих играх большая нагрузка идёт и на нервную систему. Проведя полдня за компьютером, ребёнок просто не успевает погулять, поиграть, подвигаться на свежем воздухе, пообщаться со сверстниками.
Запретить ребёнку подходить к компьютеру просто невозможно. Да и в увлечении компьютерными играми есть некоторые преимущества. У родителей освобождается время на домашние дела или отдых. Пока ребёнок сидит за компьютером, он не отвлекает родителей, не требует внимания, не мешает. Конечно, нам всем необходимо тратить немного времени для себя, каждый имеет на это право. И компьютерные игры – выход из положения. Тем более, что если правильно подойти к этому вопросу, можно не только не повредить здоровью, но и способствовать умственному развитию ребёнка. Соблюдая нормы времени, проводимого за компьютером, делая перерывы для отдыха и, в общем, ведя здоровый образ жизни, вы сохраните здоровье. К выбору игр необходимо подойти с особым вниманием.
Игры, в сюжете которых присутствует насилие, не только практически ничего не развивают, но и пагубно воздействуют на психику ребёнка.
В настоящее время разработано множество развивающих игр: логические, стратегические, приключенческие, ролевые, игры – симуляторы. Они развивают логическое мышление, сообразительность, способность к планированию своих действий, скорость реакции, усидчивость, пространственную ориентацию. Многие игры дают определённые знания – об истории человечества, о жизни животных и т.д.
Если у ребёнка плохо развито воображение, внимание, память, вам могут помочь компьютерные игры. Ребёнок не воспримет это как обучение, тренировку, ему просто будет интересно, он будет просто играть и вместе с тем, развиваться. Ребёнок не только читает, видит картинку, слышит информацию, он ещё и производит самостоятельные действия. Это способствует более быстрому и качественному обучению.
Очень важно, выбирая игру, обращать внимание на различные её характеристики – сюжет игры, на какой возраст она рассчитана и т.д. Компьютерные игры могут принести пользу и помочь в развитии вашего ребёнка, если вы будете соблюдать следующие условия. При выборе игры учитывать:
– возраст ребёнка, уровень его развития на данный момент (только если игра соответствует возрасту – она выполняет свои развивающие функции),
– индивидуальные особенности ребёнка, его интересы,
– направленность игры, т.е. что именно она развивает.
Родителям необходимо ежедневно следить:
– за тем, чтобы ребёнок чередовал умственную и физическую деятельность (через каждые 20-30 минут занятий нужно делать 10-тиминутный перерыв; после выполнения домашнего задания необходимо подвигаться, активно отдохнуть, прежде чем сесть за компьютерную игру)
– за временем, проведенным за компьютером (не превышать санитарные нормы).
И конечно, всегда следует отдавать предпочтение простому человеческому общению. Играя в подвижные игры, общаясь со сверстниками или с семьёй, ребёнок так же развивается. Пусть компьютер будет вашим помощником и только одним из средств для развития ребёнка.
Общешкольное родительское собрание
«Влияние компьютера на здоровье человека»
Цель проведения родительского собрания:
– профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере
Задачи:
– формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения здоровья для развития гармоничной личности,
– помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком об опасном влиянии компьютера;
– информировать детей и родителей о вреде и пользе компьютера,
– развивать осознанное негативное отношение к вреду компьютера.
Форма проведения: родительское собрание общешкольное
Оснащение: компьютер, презентация, монитор компьютера, .
Эпиграфы:
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Аристотель
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.
Генрих Гейне
Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование.
Чарльз Дарвин
Структура родительского собрания
Вступительное слово
Презентация: «Влияние компьютера на здоровье человека»
Анкетирование
Выступление соц .педагога.
Заключительное слово
Ход родительского собрания
I. Вступительное слово
Сегодня в современном мире персональный компьютер из роскоши уже давно превратился в одну из самых важных вещей в доме практически каждого человека.
Не стоит игнорировать тот факт, что несмотря на весь тот вклад, который вложила компьютерная техника в развитие цивилизации, она также оставила “тёмный” отпечаток на здоровье человека. Именно поэтому, родители, приобретая компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную – должны понимать, что на их плечи ложится ответственность за то, какое влияние может оказать компьютер. Существует ли вред компьютера, и чем он может быть так опасен? Дискуссии по этому поводу ведутся долгое время и на сегодняшний день известно как минимум три основных вида негативного влияния компьютера на человека и его здоровье.
Опасность, связанная с работой на компьютере возникает из-за малоподвижного образа жизни. Длительное пребывание в сидячем положении существенно сказывается на опорно-двигательном аппарате человека, на скелете и мышцах. Часто, люди работающие за компьютером, напросто забывают обо всех физических нагрузках, за ненадобностью, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долгого пребывания в одном положении затекают, становятся вялыми и дряблыми. Часто болят кости, особенно жалуются на боли в спине и пояснице. Постоянное сидение это нагрузка на позвоночник, нередко у людей ведущих такой образ жизни бывает искривление позвоночника, истончение костной ткани, артрит суставов и множество других вытекающих отсюда заболеваний.
Первое, о чем хотелось бы упомянуть, это излучение электромагнитных волн. Это излучение вредно даже для взрослых и естественно для детей. Знайте, если Ваш ребенок постоянно просиживает перед компьютером, то ему грозят раковые опухоли, эндокринные, мозговые нарушения, снижение иммунитета. И это далеко не все последствия.
Второй момент касается психического напряжения детей. Посмотрите на ребенка со стороны, как он ведет себя, играя в компьютерную игру. Он весь в напряжении, забывает буквально обо всем, никого не слышит, порой даже кричит, а потом может даже и заплакать. У ребенка – стресс! И чем дальше, тем больше.
Но основной вред – это вред духовный. Сознание ребенка поворачивается в сторону безбожного, безнравственного мировоззрения. Пусть и виртуально, но дети учатся на компьютере убивать и не только каких-то отрицательных героев, различных монстров, чудовищ, но и друг друга.
И, конечно, всех здравомыслящих родителей волнует ответ на вопрос: как отучить ребенка от компьютера.
Компьютерные игры — это наиболее легкий и доступный способ моделирования другого мира или жизненных ситуаций. Компьютер предоставляет возможность пожить в иной реальности, без проблем, и где нет учебы, которую нужно посещать ежедневно и т.д. В этом смысле может показаться, что компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии. Однако зачастую дети злоупотребляют уходом из реального мира, теряя чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера. В ходе различного рода исследований было установлено, что чем больше проблем у ребенка в жизни, тем он с большим рвением погружается в виртуальную среду. Компьютерная зависимость присуща людям с тонкой ранимой психикой. Когда они включают компьютер, дети мгновенно погружаются в ирреальный мир, где становятся свободными и беззаботными. Со временем развивается привыкание к компьютеру. Врачи давно уже отметили, что частые световые мелькания отрицательно сказываются на ритмах головного мозга. Удовольствие достигается простым возбуждением соответствующих структур в головном мозге, это оказывает расслабляющее влияние на личность и действует как наркотик, такие дети ни чем другим не интересуются.
2. Презентация о вредном влиянии компьютера на здоровье детей
3.Анкетирование
Предоставление информации родителям о результатах анкетирования детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер – это незаменимая вещь, без которой обойтись сегодня практически невозможно. Однако компьютер может быть и полезным и вредным.
4.Заключительное слово учителя
Надеюсь, уважаемые родители, после сегодняшней беседы вы будете более внимательны к своим детям, будите ограничивать их во времени работы за компьютером
Для человека , очевидным становится тот факт, что средства информационных технологий оказывают негативное воздействие на организм. Более того, «общение» с умной машиной требует четкой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий. Хорошо то, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.