Беседа о пользе воздуха в доу
БЕСЕДА «Воздух как основа жизни человека» (подготовительная группа).
Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.
Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.
Ребята, в последнее время мы с вами много говорим о таких наших друзьях, как «солнце», «вода». А сегодня я, хочу побеседовать о воздухе! Посмотрите у меня в руках воздушный шарик, как вы думаете, что находится внутри шара? (Ничего не видно, он пустой).
Давайте проверим, я развяжу шарик, а вы подставите ладони и скажите, почувствовали что – то или нет.
Дети подставляют ладони под струю воздуха.
Так есть что – то в шарике или нет? (Да). Ведь мы ничего не видим, но что – то чувствуем. Что же это? Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не виден он для нас! (Воздух)
Воздух – прозрачный, значит через него все видно, без запаха и без вкуса и очень легкий.
А где есть воздух? (Везде).
Скажите, а кто дышит воздухом? (Люди, птицы, животные, насекомые, растения, рыбы, деревья).
Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте глубокий вдох и держите его, а я сосчитаю до пяти. На счет пять вы выпустите воздух.
Трудно вам было без воздуха? (Да)
А можно жить без воздуха? (Нет)
Человек не может жить без воздуха, если нет воздуха, то он может задохнуться. Если кто – то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть – ведь под водой нет воздуха.
Воздух находится вокруг нас, мы его не видим, но можем почувствовать: дуньте на ладошки. Вы чувствуете воздух? (Да)
Если помахать ладошкой, то можно почувствовать воздух. Помашите ладошками вот так. (Дети машут). Чувствуете? Это и есть воздух. Летом, когда тепло, воздух не видно, а зимой его можно увидеть, когда мы дышим – из рта выходит пар, это и есть воздух.
Скажите, пожалуйста, так что такое воздух? (Воздух, это то, чем мы дышим).
Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда? (Да)
Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух? (В парке). Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, так как там много растений и деревьев. А растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения.
А в городах, что загрязняет воздух? (Транспорт, фабрики и заводы).
Ребята, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? (Не всегда). Что надо делать, чтобы воздух был свежим? (Проветривать). Верно! Только проветривать помещение следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете почему? (Может продуть и заболеешь).
Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещение и стараться чаще бывать в лесу, парках и садах, где много растений. И подальше находится от дорог, где много транспорта.
Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиком и ротиком, но и кожей. Если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры, через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Вечером перед сном, надо несколько минут, или час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Кожа открыта и ей легко дышать, а вы в эти время еще и закаляетесь.
Отгадайте загадку: С нами рядом каждый час, но не виден он для нас? (Воздух).
Правильно, ребята! Воздух вокруг нас, и он может помогать людям. Например: он надувает паруса, ведь ветер – это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и она вращается, помогает людям молоть муку. С помощью воздуха переносятся семена.
Ребята, как вы думаете, почему птички летают и не падают? (У них есть крылья).
Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух и летят. Также и самолеты – у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то птицы и самолеты не смогли бы летать.
А где еще есть воздух? Воздух есть в шинах автомобилей, в шинах велосипеда, в мячах.
Я, думаю, вы запомните, что воздух необходим для жизни на Земле. И необходимо его беречь, не загрязнять, а делать на заводах и фабриках очистительные сооружения для очистки воздуха. И конечно сажать зеленые насаждения.
Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»
Программное содержание:
- Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
- Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
- Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
- Расширять и активизировать словарь детей.
- Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:
- Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
- Стаканы с водой, соломинки.
- Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
- Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.
Предварительная работа:
- Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
- Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
- Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
- Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
- Словарная работа.
Интеграция образовательных областей:
Познание:
Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развитие речи:
Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.
Методические приемы:
- Словесный.
- Игровой.
- Практический.
- Экспериментальный.
- Наглядный.
Ход занятия
Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!
Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!
Ты без него не можешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить
И даже честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня
Воспитатель: что это?
Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?
Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.
Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)
Я предлагаю посмотреть мультик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)
Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.
Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!
Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.
Игра
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!
Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.
Воспитатель: А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?
Дети: Зимой, изо рта выходит пар.
Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?
Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.
Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.
1. Тихо – тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)
2. Мы вдохнули глубоко
Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)
3. Подыши одной ноздрей.
И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)
4. Нужно глубоко вздохнуть,
Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)
Воспитатель: Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?
Дети: Чтобы не болеть.
Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые – экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?
Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….
Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?
Дети: Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель: Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).
Конспект беседы
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Тема: Беседа «Солнце, воздух и вода – Наши верные друзья»
Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека
Программное содержание
Образовательные задачи: продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми
Развивающие: пояснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и вода; побуждать детей отвечать на вопросы, активизировать речь.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегающиетехнологии: релаксационные упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: беседы: «Что такое здоровье?», «Помощники здоровья», рассматривание иллюстраций, картинок «Советы о здоровье», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, самомассаж, дыхательное упражнение, пальчиковую гимнастика.
Материалы и оборудование: Мультимедиа, слайды «Советы о здоровье», «Солнце, воздух, вода», аудиозапись «Если хочешь быть здоров».
Ход проведения беседы:
(Дети сидят на стульчиках полукругом, звучит песня В. Соловьёв -Седой-В. Лебедев-Кумач «Если хочешь быть здоров».)
Воспитатель читает стихотворение.
Стихотворение о здоровье
Быть здоровым — это модно!
Дружно, весело, задорно
Становитесь на зарядку.
Организму — подзарядка!
Знают взрослые и дети
Пользу витаминов этих:
Фрукты, овощи на грядке —
Со здоровьем все в порядке!
Также нужно закаляться,
Контрастным душем обливаться,
Больше бегать и гулять,
Не ленится, в меру спать!
Ну а с вредными привычками
Мы простимся навсегда!
Организм отблагодарит —
Будет самый лучший вид!
Воспитатель: Ребята, скажите о чём это стихотворение?
Ответы детей: О здоровье, о том, что помогает поддерживать наше здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, а что еще же нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье?
Ответы детей.
(Воспитатель подводит итог сказанному, показывая слайды «Советы о здоровье»)
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно сказали. Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье. Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете поговорки и пословицы? Давайте поиграем с вами в игру «Доскажи пословицу».
Проводится игра «Доскажи пословицу»
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)
Чистота – (залог здоровья)
Здоровье – дороже (золота)
Курить – (здоровью вредить)
Чеснок да лук – (от семи недуг)
Береги платье снову, а (здоровье смолоду).
Воспитатель: А такая поговорка, вам знакома? – «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!». Давайте подумаем, о чём эта поговорка и что означает?
Ответы детей.
Воспитатель помогает размышлять детям, поощряет их активность. Затем продолжает сам.
(показ слайда с изображением Солнца).
Воспитатель: Скажите, что изображено на картинке? Что дает нам солнце?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, солнце даёт свет и тепло. Солнце полезно для нашего здоровья. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д», который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару обязательно необходимо носить головной убор и долго не загорать на солнце.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое солнечные ванны?
Ответы детей.
Воспитатель: Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама матушка природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В нашем Краснодарском крае, на юге России, где мы живём, загорать лучше всего до 10 часов утра и с 17 часов вечера.
Запомните, ребята важные правила при загаре:
- Загорайте можно только до 10 часов утра и после 17 часов вечера, желательно чтоб были тень деревьев, навес или тент.
- Находитесь на солнце только в головных уборах (Косынки, панамки, кепки).
- Чтобы сократить вредное воздействие солнца, употребляйте в пищу такие продукты: морковь, картофель, абрикосы.
- Пейте больше жидкости.
- После солнечных ванн обязательно искупайтесь.
- Загорайте в присутствии взрослых.
Стихотворение о солнце
(дети выполняют релаксационные упражнения согласно тексту).
Солнце спит и небо спит,
(ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит.
(качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало,
(подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало.
(качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок,
(помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок.
(закрыли руками лицо)
И деревья раскачал.
(качание туловища влево – вправо)
Дождь по крышам застучал,
(прыжки на месте)
Барабанит дождь по крышам
(хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже.
(наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи,
(приседаем)
Ни один не виден лучик.
(встали, спрятали руки за спину)
(показ слайда с изображением неба, воздуха)
Воспитатель: Как вы думаете, чем полезны воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Вдыхая кислород полной грудью, учащается наше дыхание, наше сердце начинает биться чаще, и кровеносная система начинает функционировать так, как ей это положено. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть.
Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.
Как вы думаете, что может быть, если мы будем дышать грязным воздухом?
Ответы детей.
Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.
Стихотворение о воздухе
(дети выполняют дыхательное упражнение).
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)
Пахнет дубом и сосной.
(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)
Летом он бывает тёплым,
(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)
Веет холодом зимой,
(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)
Мы о нём не говорим.
(задержать дыхание до окончания стихотворения)
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
(спокойный выход)
Воспитатель: А теперь давайте поговорим о воде.
(Показ слайда с изображением воды, реки, моря, водопада).
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, воду мы пьём и используем в приготовлении пищи, и она, так же как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.
Ещё вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем своё жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений – всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.
Воспитатель: А кто из вас любит купаться в реке, море, озере?
Ответы детей.
Воспитатель: Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания.
Запомните, ребята важные правила купания:
- Всегда купайтесь под присмотром взрослых.
- Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.
- Не ныряйте в незнакомом месте.
- Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!
- Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.
- Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.
Стихотворение о воде
(дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно тексту).
Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
(пальцы сцеплены в «замок» – сжимать и разжимать пальцы)
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
(показать кулачки)
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
(постукивание кулачком об кулачок)
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
(сложить из ладошек «домик»)
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
(сложить кулачок в кулачок)
Воспитатель: Скажите, ребята, что нового вы узнали о солнце, воздухе и воде?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно и солнце, и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Солнце, воздух и вода —
Наши верные друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть!
Воспитатель: Марчук Н.А.