Беседа о пользе ягод и грибов для человека
Нина Шимберева
Конспект беседы с детьми в летний период «Грибы»
Цель:
Ознакомление детей с грибами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются, уточнение условий необходимых для роста и развития грибов, польза и значение грибов в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.
Задачи:
1. формировать бережное отношение к природе;
2. продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания;
3. учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе;
4. учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;
5. учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой- маленький, учить образовывать существительные с помощью суффиксов;
6. закрепить представление о понятиях «грибы»;
Cтих:
Под березой, под осиной,
Он такой всегда красивый.
И лисичка, и сморчок,
Гриб торчит, как пятачок.
Шляпка, ножка, все мы знаем,
Гриб найдем, не потеряем.
Можем жарить, посолить,
Вкусом маму удивить.
Беседа и просмотр картинок с грибами и ягодами:
Вопросы:
Воспитатель:
«Какие грибы вы знаете?»
– волнушки, грузди, сыроежки, боровики (белые грибы, подосиновики, подберезовики, грузди. маслята, лисички, рыжики
Воспитатель:
«Где растут грибы?»
Дети: в лесу
Воспитатель:
-Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!
Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть?
Если к Вам приходили посылки или бандероли, письма — то покажите ни них, где написан адрес. Зачем на них написали адрес?
Оказывается, и у грибов есть… свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные к природе люди.
Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!
каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.
-Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики.
-Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы — боровики — и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти.
-А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.
-Под осинами — подосиновики.
-На пнях живут и растут опята.
-В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.
-А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.
-Рыжики любят хвойные леса — ельники и сосняки.
Интересное об «адресе» грибов: к осени грибы немного меняют свой «адрес», то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко — на более теплое место. Если раньше летом в июле — начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.
«Зачем грибы и ягоды в лесу» -они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям,которые растут рядом с ними в лесу: Грибы — настоящие друзья деревьев!
«Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»
Есть грибы съедобные, а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб. Если не знаешь гриба, то лучше его оставить в лесу и не брать.
«Что такое безопасность в лесу?»
– не ходите в лес одни, только со взрослыми;
– возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
– вернуться из леса нужно до наступления темноты;
– не уходите вглубь леса;
– не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
– запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
– не сжигайте высохшую траву или листья;
– не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
– не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
– нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
– не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
Пальчиковая гимнастика “Грибы” «Этот пальчик»
этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал, это пальчик жарить стал,
этот пальчик все съел, оттого и потолстел.
(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)
«По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы грибы искать.
Первый гриб- боровик, Полезай в лукошко!
Подосиновик стоит
На высокой ножке.
Подберезовик нашли,
Под березой прямо.
И масленок прячется, Вот какой упрямый!
(Дети поочередно массируют пальцы рук)
Прогулка по нашему лесу на территории детского сада
Игровое упражнение.
«Грибники»
Воспитатель говорит: «Сейчас олин из вас будет грибником, а остальные грибами. Каждый гриб найдет себе место в лесу, а грибни внимательно посмотрит и запомнит. После этого грибник и грибы танцуют, когда музыка закончится, грибник отвернется, а грибы займут свое место. Затем грибник проверит, правильно ли сели грибы.
Игра малой подвижности
«А мы по лесу шли»
А мы по лесу шли,
Под кустом грибки нашли
Боровик, моховики, подберезовики
Нина Александровна Волкова
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Грибы и ягоды»
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Грибы и ягоды».
Задачи. Расширять знания детей о лесных ягодах и грибах. Обогащать речь существительными, обозначающими названия ягод и грибов. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары».
Беседа.
1. — Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. По летнему лесу гуляем, лесные ягоды изучаем.
— Лесная поляна ароматами полна, землянику и клубнику предлагает она. Земляника и клубника – это травянистые растения с маленькими, красными, ароматными ягодами.
— Дальше в лес идём, низкие кустарнички найдём. Это ягоды маленькой, красной, кисло-сладкой брусники, сочной, сине-чёрной, сладкой черники, крупной, ярко-красной, кислой клюквы.
— Мы по лесу пройдём, кустарники найдём. Здесь колючие кустарники растут, ягоды свои берегут. Мы корзиночки возьмём, лесные ягоды соберём. Ягоды малины, сочные, мягкие, сладкие, красные. Ягоды шиповника, блестящие, твёрдые, ароматные. Ягоды ежевики, необычные, вкусные, чёрные.
— В траве, на кустарничках и кустарниках ягоды нашли. Теперь на деревья посмотри. Ягоды рябины, черёмухи, калины собираем, и на зиму запасаем. Ягоды полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные лесные ягоды.
— Ягоды в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.
Ягоды с корнем не вырываем, растение не убиваем.
Ягоды осторожно собираем, о колючих ветках не забываем.
Кустарники и деревья не обижаем, ветки не ломаем.
Спелые ягоды собираем, зелёные в лесу оставляем.
К незнакомым ягодам не подходи, могут быть ядовиты они.
— В лесу много ядовитых ягод. Ядовитые ягоды: крушина, волчеягодник, снежноягодник белый, паслён, белладонна, бересклет, жимолость лесная, вороний глаз, ландыш, бузина. Дети, ядовитые ягоды запоминайте, никогда их не срывайте.
Зрительная гимнастика «Чудеса».
— Дальше по лесу гуляем, дары леса собираем. Ванечка и Машенька в городе живут, в лес за грибами они идут. Грибы в лесу собирают, но тайны леса не знают. Тайны леса разгадаем, детям грибы собирать помогаем.
— Здесь растут крепкие боровики, белые грибы. Боровики съедобные грибы.
— Что за стройные грибы, мы под деревом нашли? Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной. Подберёзовик и подосиновик съедобные грибы.
— По лесу гуляем, съедобные грибы изучаем: рыжие рыжики, жёлтые лисички, маслянистые маслята, волнистые волнушки. Что за странные грибы? Это грузди на пути. Здесь растут опята, дружные ребята. В шляпках разноцветных, издали приметных нежные, хрупкие сыроежки.
— Грибы в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.
Грибы только в лесу собираем, возле дорог пропускаем.
Аккуратно грибы ножиком срезаем, корешки не нарушаем.
Грибы в лесу не кусаем, сырые грибы не вкушаем.
Незнакомые и старые грибы не срезаем, ядовитых избегаем.
Ядовитые грибы не уничтожаем, для животных леса сберегаем.
— В лесу много несъедобных, ядовитых грибов. Ядовитые грибы: ложные лисички, бледная поганка, сыроежка едкая, мухомор, ложные опята. Дети, ядовитые, несъедобные грибы запоминайте, никогда их не срезайте.
— Дети, помогите, пожалуйста, Ванечке и Машеньке. Какие несъедобные, ядовитые грибы в лесу нельзя собирать?
— Какие съедобные грибы собирают дети?
— До свиданья, до свиданья добрый лес, волшебный лес! За лесные дары от души благодарим, и «Спасибо!» говорим. Дети, вам понравилось путешествие в лес?
— Лесные дары, дети, собирайте, правильно называйте, Съедобные ягоды и грибы от ядовитых, несъедобных отличайте.
Физкультминутка «Лесная сказка».
Красны девицы да добры молодцы, подходите!
В круговорот со мной поиграть вы хотите?
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
—Дети, в путешествие приглашаю, дары природы собираем. На вопросы отвечайте, слово «лесной» говорить не забывайте.
Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.
Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные ягоды найдём. Что нашли? … (лесная земляника, лесная клубника и так далее).
Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные грибы найдём. Что нашли? … (лесной боровик, лесная лисичка и так далее).
— Прекрасно! Спасибо, дети! Слова правильно изменяли, о дарах природы рассказали.
2. — Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия грибов.
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Нам поможет маленькое слово под. Дети, назовите, пожалуйста, гриб и расскажите, где гриб в лесу, под чем спрятался гриб?
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной, боровик под сосной, рыжик под елью, опята под пеньком, маслята под листом)[/b]
— Ягоды растут на чём-то. Маленькое слово на. Дети, назовите, пожалуйста, ягоду и расскажите, где ягода в лесу, на чём она растёт?
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Рябина на дереве, малина на кустарнике, брусника на кустарничке, клюва на болоте, земляника на поляне)[/b]
— Чудесно! Молодцы дети! С маленькими словами играли, правильно слова сочетали.
— Дети, жил да был человечек – торопыга. Как начнёт рассказывать, все слова перепутает. Особенно маленькие слова его не слушались. Помогите человечку-торопыге составить рассказ правильно. Я читаю его рассказ, а вы ищете ошибку, и повторяете предложение правильно.
Педагог читает предложения, голосом выделяя предлоги. Желающие дети повторяют предложения правильно подбирая нужный предлог.
Лексический материал.
Дети, расскажу я вам за грибы.
Пошли мы с ребятами из леса за грибами.
Над старой осиной нашли подосиновик.
В пне росли дружные опята.
Мы сложили грибы из корзины.
Дома мама сварила вкусный суп в грибах.
Засушила грибы от зимы.
— Чудесно! Молодцы дети! Ошибки отыскали, предложения правильно сказали.
Тип: обучающий.
Вид: ознакомление с окружающим.
Тема: « В лес за грибами и ягодами»
Возраст: средняя группа
Программное содержание: Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины. Расширять представления о лесных грибах и ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить детей быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Материал: Иллюстрации с изображением лесного ландшафта, деревянные и металлические изделия, сосуд с водой. Грибы в лукошке: груздь, рыжик, подберезовик, сыроежка (муляжи). Иллюстрации с изображением грибов и ягод в лесу. Рабочая тетрадь I часть, занятие 9.
Словарная работа: чтение сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Дудочка и кувшинчик», беседа о пользе леса, экскурсия в лес.
Ход занятия.
Воспитатель: Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах на земле: и в деревнях и в городах. Вспомним, чем же город отличается от деревни?
Дети: Это и разные дома, и дороги, и растительность. В деревнях много зелени, леса, а в городах деревья специально сажают вдоль улиц, в скверах и парках.
Воспитатель: Как вы думаете, почему горожане стараются уехать из города на выходные дни и на лето?
Дети: Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом.
Вы, наверное, не раз слышали от взрослых «Здесь совсем другой воздух!» О каком «другом» воздухе идет речь? Давайте разберемся. Как вы думаете – дерево живое?
Дети: Да. Оно растет, дышит, питается, спит. Люди и животные тоже дышат.
Воспитатель: Вы замечали, что если долго находится в комнате с закрытым окном, скоро становится трудно дышать? Взрослые говорят: «Надо проветрить.» Дело в том, что выдыхаем мы «плохой» воздух. Но людей и животных на земле очень много, стало быть и «плохого» воздуха тоже должно становится все больше и больше, но этого не происходит. Куда же девается «плохой» воздух? Оказывается его «вдыхают» растения, а выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат люди и животные. Называется он кислород. Как вы думаете, где кислорода больше – в городе или деревне? (В деревне). Зачем люди в квартирах разводят комнатные растения (они нужны для очищения воздуха). Почему в лесу хорошо дышится? (Много кислорода).
Вот и выходит, что деревья, кусты, цветы, трава нам просто необходимы. Они наши друзья и помощники.
Для чего еще нужен человеку лес?
Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и цветов, послушать пение птиц, шелест листьев на ветру.
Воспитатель: Что еще дает человеку лес?
Дети: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, строительный материал.
Воспитатель: Вспомните, что в старину люди делали из дерева?
Дети: Дома строили, лодки долбили, посуду вырезали, делали игрушки.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами в лес по грибы – по ягоды. Как мы оденемся? (В сапоги, куртки, шапочки). Что возьмем с собой? (Корзинки). А еще нам понадобится ножик. Грибы нельзя рвать, их можно только срезать ножом. Отправляться в лес надо рано. Говорят: «Кто рано встает – тот грибы соберет, а сонливый и ленивый идет после за крапивой».
Итак, мы – грибники в лесу. /Дети изображают сбор грибов. Потом садятся за столы – работа в тетради/.
Воспитатель: Вот, возле березы стоит грибок
Я родился в день дождливый
Под березой молодой
Круглый, гладкий и красивый
С ножкой длинной и прямой.
(Подберезовик)
Что это за гриб? Как вы догадались? (Подберезовик, он растете под березой) А вот недалеко еще один гриб, у него рыжая шляпка, это рыжик. Вот, посмотрите, какой красавец /показываю мухомор/. Вы знаете этот гриб?
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке – горошки.
(Мухомор)
Дети: Мухомор.
Воспитатель: Правильно. Это мухомор. Он ядовит для человека, но он нужен зверям, лось и белка им лечатся. Вообще, в природе нет ничего не нужного. Если что-то не нужно человеку, значит это нужно кому-то другому. Идем дальше. Вот еще грибы. Собирать нужно только известные съедобные грибы. Нужно быть очень осторожным!
А что можно приготовить из грибов?
Дети: Суп, их можно жарить, солить, тушить.
Воспитатель: Что еще дарит нам лес?
Дети: Ягоды! Землянику, малину, чернику.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Воспитатель: Малина очень приятна на вкус. Ее можно также использовать и в лечебных целях. Черника растет в тени, солнце не любит, поэтому искать в лесу ее надо под елками. Собирать ягоды надо аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год ягод не будет. И не надо собирать все до единой ягодки, надо оставить зверям и птицам. Из ягод можно варить компоты, варенья, джемы, их можно сушить.
Работа с детьми в рабочих тетрадях.
Анализ занятия.
Литература.
Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»/ Методические рекомендации. – М. – 1997 г.
Елена Жирнова
Беседа с детьми «Ядовитые грибы и растения»
Описание материала: Мультимедийное сопровождение беседы (показ презентации) помогает достичь высоких результатов запоминания материала детьми, повышению концентрации внимания.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Цель: знакомство детей с возможными опасностями, подстерегающими их в лесу.
Задачи:
– выяснить с детьми, какие опасности могут подстерегать людей в лесу;
– учить детей самостоятельно классифицировать «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды;
– вспомнить с детьми правила поведения на природе, уточнить и расширить знания детей о растениях и грибах ;
– способствовать развитию связной диалогической речи посредством беседы;
– воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны.
Словарная работа: волчье лыко, вороний глаз, белена, бледная поганка, мухомор, съедобные, несъедобные.
Ход беседы
Организационный момент. Игровая мотивация.
Ребята, сегодня к нам пришли лесные мастера – гномики. Они очень волнуются и просят нас помочь им.
– В лесу стало очень много разных ягод и грибов, одни из них съедобные, а другие — опасные и ядовитые. Мы совсем запутались и боимся гулять по лесу.
– А вы, ребята, знаете, какие грибы и ягоды съедобные, а какие нет? (Конечно, знаем). Ваши знания сейчас нам очень пригодятся! Давайте поможем гномам.
На мультимедийном экране появляется презентация с изображениями съедобных и ядовитых грибов и ягод
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – … (Боровик — белый гриб).
– Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я. (Подосиновик).
– Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (Сыроежки).
– А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор).
Что вы знаете о мухоморе, дети? (Мухомор – это несъедобный гриб, но он лечит некоторых животных в лесу).
Мухомор — очень красивый гриб, но опасный для человека. Он имеет красную шляпку с белыми горошками на белой ножке. Посмотрите на него внимательно, запомните его хорошенько и никогда не срывайте. Это несъедобный гриб.
– Скромный, тоненький и бледный.
Только гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту бледную. (Поганку).
Бледная поганка — ядовитый гриб. Не все грибы могут дружить с нами. Если съесть их, можно отравиться или даже умереть. Вот как они опасны. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый. А ещё один из главных признаков — чехольчик на нижней части ножки.
– На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам
И красна, и кисла –
На болоте росла. (Клюква).
– Засверкали под ногами
Бусины ядреные,
Хочешь рви с кустов горстями,
Хочешь ешь моченые. (Брусника).
– Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника).
– Ягоды бешеные
На кусту развешенные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет.
Такая красная,
Но очень опасная. (Волчья ягода — волчье лыко).
Волчье лыко — это красивое, но опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд, если он попадёт на кожу, то вызовет очень сильное раздражение. Если съесть ягоды, можно отравиться.
– Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи — ягода,
Да сильный яд во мне.
Из травы под тенью кроны
Смотрит чёрный глаз вороны.
(Вороний глаз).
Вороний глаз — ядовитое растение. Это четыре широких листа, а между ними чёрная круглая ягода. Ни в коем случае не ешьте её. Она несъедобна.
У неё кусты
Высоки, густы,
Ствол и ветки – трубкой,
Очень хрупкой.
Ягоды красны,
Да не вкусны.
(Бузина)
Бузина красная и черная. Все части растения ядовиты, и, если вы просто потрогали бузину, лучше вымыть руки. Интересно, что ягоды черной полностью безопасны в созревшем виде, из них делают напитки и пироги.
Вот какие разные есть грибы и ягоды. Какие ядовитые ягоды и грибы вы запомнили? Мы никогда не будем их срывать, но и топтать тоже не будем. Они нужны лесу и некоторым животным.
А сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Прогулка».
Вдоль дороги ели, ели. (Повороты с вытянутыми руками вправо — влево).
В глине клином колея.
По дороге еле-еле (Шагаем на месте).
Ковыляем брат и я.
Отдохнул немного я бы, (Приседаем).
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод, (Широко разводим руки в стороны).
У него ведро грибов.
Я в корзину гордо гляну, (Кружимся на месте).
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну (Наклоны – «собираем грибы»).
И собрали всё подряд.
Мама плакала, смеялась (Качаем головой).
И сказала нам: «Друзья!
Вы – герои. Вот ведь жалость, (Грозим пальцем).
Только это есть нельзя!»
– Гномы, как вам наш рассказ о грибах и ягодах?
– Спасибо, мы всё запомнили. Теперь будем ещё внимательнее гулять по лесу.
– А вы, дети, как думаете, все задания были для вас просты, или в чём – то вы затруднялись? (Рассуждения детей).
– Молодцы, ребята, вы настоящие юные знатоки природы. За ваши знания и помощь гномам каждый из вас получит вот такую медаль.
Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать.