Беседа о пользе и вреде насекомых
Конспект педагогического мероприятия с детьми
старшего дошкольного возраста
«Насекомые – польза и вред»
Приоритетная образовательная область: здоровье
Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.
Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.
Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.
Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых, муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм «Муравьишка – хвастунишка».
Предшествующая работа: – коллективная аппликация “Луг”;
Ход мероприятия
Воспитатель стоит возле панно «Луг».
Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)
Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.
«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3 и на луг попаду».
Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!
Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:
Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).
Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:
Давай пройдемся медленно по лугу (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу красивые. Можно ли их рвать?
(ответы детей)
Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.
(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):
(воспитатель загадывает детям загадки)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела )
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.
Что вы знаете про них? (ответы детей)
Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.
А вот еще одна загадка:
Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.
Отгадали?
Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)
У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.
Физминутка: «Веселые насекомые»
Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.
Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!
Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.
Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.
Знакомо ли вам это насекомое:
Не найдешь у нас пилы,
не рубили мы стволы,
не стучали топором,
а под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)
Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.
Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:
Правила поведения при встрече с насекомыми:
- Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
- Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
- Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
- Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…
Игра:
Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.
Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.
Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.
Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:
В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.
Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.
Тема исследовательского проекта: « Польза и вред насекоых».
Цель исследования: Познакомиться с классом насекомых, найти их значение в природе.
Задачи исследования:
Узнать как можно больше о мире насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов.
Воспитывать доброе отношение к живой природе.
Актуальность исследования
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы мы научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых многочисленных и древних обитателей нашей планеты – насекомых.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Во время прогулки мы с воспитателем заметили, что на участке детского сада уже появились насекомые. Мы с интересом начали наблюдать за насекомыми. Но, знаний, которые мы получили на занятиях, оказалось недостаточно, чтобы сделать правильные выводы, объяснить свои наблюдения. Поэтому у нас возникли вопросы: Кто такие насекомые? Нужны ли насекомые на Земле? Как человек должен относиться к насекомым? Я поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Польза и вред насекомых».
Была выдвинута гипотеза исследования: если больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
2 этап. Организация исследования проекта
Сбор, анализ и систематизация информации об особенностях жизни насекомых, чем они питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, о некоторых их защитных свойствах, об отношении человека к насекомым: подбор литературы о насекомых, поиск информации в интернете: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
3. Опытно-экспериментальная деятельность: чем жук – олень похож на оленя?
Объект исследования: насекомые.
Предмет исследования: насекомые, которых мы находили.
Выступление.
Здравствуйте, меня зовут Дима Карпунин, мне 4 года.
Однажды в детском саду во время прогулки я нашел большого жука. Воспитатель сказала,что это жук-олень. Мне очень понравился жук и я забрал его домой. Мой папа в детстве интересовался насекомыми, поэтому знает про них очень много. В интернете мы нашли такую информацию:
Жук – олень обыкновенный – Отряд Жесткокрылые, или Жуки. Семейство Рогачи.
Статус. Категория 1 – вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Распространение. Населяет старые широколиственные и смешанные древостои с дубом, липой, грабом, ясенем.
Биология и экология. Личинки жука питаются гнилой древесиной в крупных корнях и подземной части ствола трухлявых дубов. Растёт жук 4 – 6 лет, а при неблагоприятных условиях – до 8 лет.
К основным угрожающим факторам относятся современные методы ведения лесного хозяйства (вырубка спелых широколиственных участков леса).
Принятые меры охраны. Внесён в Красную книгу России.
Жук-олень оленя встретил
И рогами как пихнет!
А олень и не заметил,
Как он шел, так и идет.
«Вот невежа, вот нахал!» —
Вслед оленю жук сказал.
И. Наумова
Этого жука прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Причем рога есть только у самцов, у самок челюсти намного меньше.
Жук-олень, или, как его еще называют, рогач – самый большой жук в Европе. Длина тела самца достигает 7,5 сантиметра, как у небольшой мыши.
Для чего же жуку-оленю такие большие челюсти-рога? Ведь он не может ни схватить что-то ими, ни удержать. Питаются самцы рогачей соком деревьев. А рога нужны им для проведения турниров. Самцы сходятся в схватке, как настоящие олени. Битвы проходят на ветках деревьев. Правила тут просты: нужно оторвать противника от дерева и сбросить на землю. Побежденный жук расправляет крылья и улетает прочь от места турнира. В поединках жуки-олени всегда ищут равных себе по размерам. Маленьких они не трогают.
Челюсти у рогачей очень сильные. Жук-олень способен поднять вес, в сто раз превышающий его собственный. Рогами-челюстями он может прокусить даже кожу человека. На турнирах жуки нередко прокусывают панцири противников. У рогачей невероятная живучесть.
Потом мы с папой взяли книгу «Детская энциклопедия «Насекомые»» и стали подробно изучать мир насекомых.
На площадке нашего детского сада много цветов. Я обратил внимание на ярких бабочек, которые летают возле них. Дома я об этом рассказал моему папе и он мне объяснил, что оказывается не все бабочки полезны. Бабочка капустница каждому знакома с детства и ассоциируется с весной — как только солнце начинает хорошо пригревать землю, появляются эти насекомые. Из-за окраски — белой с черными пятнышками — ее называют также белянкой. Однако, эта бабочка не у всех вызывает радость — эти, на первый взгляд, безобидные красивые насекомые наносят большой вред посевам, поэтому ее появление для садоводов и огородников — тревожный сигнал. Место обитания насекомого — луга и поля, особенно, как видно из названия, посевы капусты и других крестоцветных растений. Кроме капусты бабочка портит редьку, рапс, редис, хрен, репу, иногда от нее страдают также настурция, каперсы и чеснок. Личинки бабочки капустницы окукливаются под землей. Бабочка считается злостным вредителем — одна только особь может отложить около 300 личинок по средним показателям, а при благоприятных условиях — до 600. После того как гусеницы белянки похозяйничают на огороде, от капусты остаются листья, больше напоминающие кружево.
Зачем нужны бабочки? Многие интересуются пользой от бабочек и не понимают зачем они нужны в природе. С раннего утра бабочки активно « работают», опыляя растения. Бабочки-это порхающие цветы. Живут они от нескольких часов до нескольких недель. И только перезимовавшие могут жить несколько месяцев, как, например, крушинница, которая живет 10 месяцев.
Кто они- насекомые?
Люди обычно называют насекомыми всю ползучую и летучую мелочь: от жуков и мошек до пауков и сороконожек. Членистоногие – раки и те, кого в просторечии называют букашками. У них шесть или более ног, а тело покрыто прочной оболочкой. Насекомыми называют членестоногих с шестью ногами – жуков, бабочек, мух, пчел, муравьев и множества других.
Части тела.
Тело насекомого состоит из трех основных частей- головы, груди и брюшка. На голове расположены глаза и рот, от груди отходят ноги и крылья, в брюшке находятся органы пищеварения. Но у некоторых членечтоногих (например, у пауков) голова и грудь слиты, образуя головогрудь.
Чувства.
Как и люди, насекомые способны видеть, слышать , ощущать, нюхать и пробовать на вкус все вокруг себя. Однако органы чувств насекомых не похожи на человеческие – например, у сверчков уши на коленях , кузнечик слышит передними ногами, а мухи и бабочки пробуют пищу на вкус лапками.
Защита.
У пчел, ос и ряда муравьев есть острое жало, которым они впрыскивают яд в тело добычи или врага. Осы способны жалить снова и снова, а вот медоносные пчелы – лишь раз в жизни. Ужалив кого-нибудь, пчела оставляет зазубренное жало под кожей жертвы, а сама вскоре погибает.
У пауков есть ядовитые крючья- хелицеры. Их укус способен убить или обездвижить небольшое животное. Некоторые пауки опасны и для человека. Укус каракурта, или черной вдовы, может стать смертельным, если вовремя не принять меры.
У клопов-щитников ярко окрашенное тело в форме щита. Они питаются растениями и насекомыми. Их прозвали клопами-вонючками, потому что они начинают неприятно пахнуть, когда напуганы.
Вредные насекомые.
Многие люди не любят насекомых, которые нередко распространяют болезни или вредят сельскому хозяйству. Они могут передовать возбудителей болезни, когда они сосут человеческую кровь или едят нашу пищу. Блохи и комары переносят такие опасные заболевания, как тиф и желтая лихорадка. Мухи и тараканы распространяют микробы, вызывающие пищивые отравления.
Полезные насекомые
Насекомые – неотъемлемая часть окружающего нас мира. Полезные насекомые опыляют растения, уничтожают вредителей, перерабатывают отходы и улучшают почву. Без них мир заполонили бы вредители и мусор, а многие растения не смогли бы образовывать семена и исчезли бы. Большинство плодовых деревьев, включая яблони и цитрусовые, опыляют насекомые. Без них люди потеряли бы около трети своих пищевых ресурсов. Божьи коровки, например, истребляют тлей, тем самым спасая растения.
Мед и семена. Медоносные пчелы собирают с цветков нектар для приготовления меда. Чтобы получить 0,5 кг меда, пчелы должны облететь около 2млн. цветков. Пчелы опыляют эти растения, давая им возможность произвести семена.
Целебные личинки. Личинки некоторых мух питаются гниющим мясом, но не едят живую плоть. В некоторых случаях их использовали для очищения ран у людей. Личинки выедали из раны все отмершие ткани, не трогая здоровые. Кроме того, они выделяли естественный антибиотик – вещество, убивающее бактерии.
В детском саду с воспитателями мы прочитали произведения В. Бианки :«Как муха медведя от смерти спасла», «Как муравьишка домой спешил», «Где раки зимуют» и другие, отгадывали загадки про насекомых:
1.Шевелились у куста
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2.Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки
Без работы, хоть убей
Жить не может … (Муравей)
3. Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык.
С крыльями, а не птица. (Жук)
4.С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку.
Прыгает пружинка
Зеленая спинка. (Кузнечик)
5. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой…
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
6.Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет. (Паук)
7.Не зверь, не птица,
Носок , как спица,
Летит – кричит.
Сядет – молчит. ( Комар)
Вывод: Я узнал очень много о классе насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, научились объяснять свои наблюдения, делать выводы. Когда провели опыты, узнали о пользе многих насекомых, поняли, какую важную роль они имеют для природы и человека, и в дальнейшем будем ценить и беречь всё, что нас окружает. В конце исследования мы с моим папой сделали вывод, который подтвердил наше предположение: если мы больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
Литературные источники
https://www.e-reading.club/chapter.php/1026848/13/Emelyanova_-_Rasskazhite_detyam_o_nasekomyh.html
https://rusfermer.net/ogorod/vrediteli/babochka-kapustnitsa.html
Диккинс Р. Д45 Насекомые/ Пер. с англ. Д. Е. Щербакова. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.-48с.:ил.- (Детская энциклопедия).
Елена Хоруженко
НОД «Беседа о насекомых»
ЦЕЛЬ: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением разных насекомых, картинки с изображением среды обитания этих насекомых, рабочая тетрадь.
Беседуможно провести в виде игры-путешествия на экологическую тропу: «Познакомимся с нашими соседями», работа с заданиями в рабочей тетради.
Вопросы к детям:
Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где живут насекомые? Чем отличаются насекомые от птиц? Что случится, если не будет насекомых?
Игра «Кто, где живет?»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – картинки с изображением насекомых.По сигналу: «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Игра «Отгадай, какое это насекомое».
ЦЕЛЬ: описать характерные особенности задуманного насекомого.
ЗАГАДКИ:
«Не птица, а с крыльями. «Самого не видно,
Над цветами летает, а песню слышно». (Комар.)
Медок собирает». (Пчела.)
«Я работа в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно». (Муравей.)
«На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион». (Муравейник.)
«Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит –
Будет плохо». (Оса.)
«Не зверь, не птица – нос как спица». (Комар.)
«Кто над нами вверх ногами?» (Мухи на потолке.)
ПОГОВОРКА.
«Одна пчела много меда не наносит».
СТИХИ.
«Муравьишко»
«Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу!»
Отвечает муравей: «Тяжело, но сам снесу!»
«Муравью нельзя лениться, Как увидишь, что спешит
Муравей живет трудом: Он своей дорогой,
И жучка, и гусеницу тащит Ты его не обижай,
В свой подземный дом. Ты его не трогай!»
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:
Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.
Комара нет – овса и трав не будет.
Когда появляются комары – пора сеять рожь.
НА ЗАМЕТКУ ВОСПИТАТЕЛЯМ.
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые,
у мухи усики короткие и со вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.) У домовой мухи на голове втягивающий хоботок.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача педагогов – познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.
МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи –друзья: они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную, которая сильно обжигает.
Первые ШМЕЛИ появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время, когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели – прекрасные опылители растений, особенно клевера.
ОСЫ Острое жало – их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев и кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну – скребет челюстями, а потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.
ПЧЕЛЫ – труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков.У пчелы свои способы общения: особым танцем-кружением – пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты – воск, мед, прополис, пчелиный яд – это лекарства от болезней.
КОМАРЫ при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни – малярии.Личинки комаров живут в воде: в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых.
КОМНАТНАЯ МУХА распространена повсюду. Личинки мух живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер). Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу комнатные мухи находят по запаху.
Правила поведения при встрече с насекомыми.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух,приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравьев, не трогайте их. Понаблюдайте, что они тащат по дорожке к муравейнику. Каков размер, окраска муравья? Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и в других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.