Беседа о пользе чтения для родителей и их детей
Беседа «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Я очень рада встречи с вами. Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, чтобы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.
Цитатой к своему выступлению я взяла слова «Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Достичь этого можно, читая детям вслух.
Чтение вслух детям
Помогает установить контакт между детьми и взрослыми;
Обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;
Учит видеть красоту и понимать прекрасное;
Обогащает словарный запас, развивает память и воображение;
Учит думать, концентрирует внимание;
Способствует развитию самоуважения;
Расширяет знания;
Облегчает процесс учебы, улучшает успеваемость в школе;
Помогает воспитанию моральных ценностей;
Отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;
Нейтрализует негативное влияние массовой культуры;
Нацеливает на получение новых знаний.
Читайте ребенку ежедневно не менее 20 минут!
Чтение малышам вслух стимулирует их умственное развитие;
Чтение вслух помогает детям познать мир и себя самих;
Совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода.
Теоретически все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению и любовь к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Семейное чтение – это не только чтение для детей и с детьми, но и сам круг чтения, составленный из произведений классических, любимых несколькими поколениями читателей, проверенных временем.
С художественным словом дети встречаются почти с самых первых дней жизни. Семейное чтение обычно начинается с живого общения с маленькими детьми. Забавляя малыша, родители вспоминают песенки и потешки, которые сохранились в их памяти с детства. Знакомство ребенка с литературой начинается с фольклора. Сначала песенки (в том числе колыбельные), потешки, потом сказки. Произведения устного народного творчества по-прежнему, как и много веков назад, передаются из уст в уста.
Первые стихи и сказки должны РАССКАЗЫВАТЬСЯ. Незаменимым окажется сборник «Ладушки» – классическое собрание фольклора для детей. Сила, меткость и емкость народного слова поможет малышу освоить родную речь, научиться говорить, двигаясь от звука к слову, от слова к фразе. Ребенок делает первые шаги на пути к пониманию красоты родного языка. В 2-х летнем возрасте дети слышат и первые сказки «Курочка- ряба», «Репка», «Теремок» и др. Постепенно от рассказывания нужно переходить к чтению. Книга становится постоянным спутником: ее рассматривают, читают вслух, по ней и учатся читать. Происходит это, конечно в семье.
Когда ребенок освоил буквы (3-4 года) – он пытается читать сам. Есть дети, которые сосредоточены на слове, есть и те, которые любят рассматривать картинки. Важно, чтобы книга стала для маленького читателя произведением искусства, т.е., чтобы воспринималась как единство текста и иллюстраций. С самых первых книг, рассматривая картинки вместе с ребенком, родители должны задавать ему простые вопросы, вроде: «Кто здесь нарисован?», «Что герои делают?», «Во что одеты герои?» и т.д. Это будет первым шагом к последующим обсуждениям книг, к пробуждению эмоционального отношения к прочитанному.
Возраст от 2-х до 5-ти лет – это период словотворчества. Пафосом этого возраста является удивление, которое возникает у ребенка, познающего мир. Ребенок, хоть еще и маленький, но нуждается в большом списке литературы для чтения. Сказки и стихи занимают в этом возрасте ведущее место.
Для детей от 3-х до 5-ти лет в наш список включены следующие книги:
Каждая из этих книг – классика, и в особом представлении не нуждается.
Но все-таки обратите внимание на книжку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково». Сказка, как и все творчество этого автора, отличается тонким лиризмом, подчеркнуто бережным отношением к маленькому существу, порой совершенно беззащитному. Добросердечие и душевную красоту надо постараться в детях воспитать и сохранить, а взрослым возродить в себе.
С 3-х лет можно читать короткие рассказы Н. Носова. Они состоят из простых предложений, обладают своеобразной ритмичностью и прекрасно запоминаются. Многие дети выучивают их наизусть. Носов остается среди любимых писателей и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте. Один из самых выдающихся юмористов в отечественной детской литературе.
Отдельные книги Бориса Заходера также можно порекомендовать самым маленьким читателям. Его забавные стихи, дают первое представление о сравнениях.
Большинство книг – книги веселые. Юмор – одно из непременных условий общения с детьми этого возраста! Но и с юмором, как и со всем остальным, не следует перегибать палку. Всему должно быть время и место.
Выбор книги для чтения зависит от времени суток и от времени года, от погоды, от настроения и самочувствия ребенка. Очень часто книга, что называется «не идет» только потому, что выбрано неудачное время, или место, или состояние.
Нельзя читать детям на ночь страшные сказки, к которым относится, например, «Колобок».
При чтении отмечайте, в каких местах ребенок смеялся, а где ему, может быть, было скучно (возможно потому, что кое-чего он не понял). Читать надо выразительно, подчеркивая важные слова, думая о том, что вы читаете, проникая в текст.
Брошюры составляют первую библиотечку начинающего читателя. Более тонкие книжки удобны для рассматривания, легкие, подходящего формата в них легко перелистывать страницы и находить любимые стихи или любимые картинки.
Когда ребенок прочитал тонкую книжку, он получает удовольствие еще и от эффекта законченного действия, он гордится собой: как же, ведь он прочитал целую книгу!
Читатели в возрасте от 5-ти до 7-ми лет – гораздо более активны. Дети помладше целиком подчинялись воле родителей, которые выбирали и книги, и время для их чтения. Теперь сами дети, уже научившиеся читать, могут выбрать в домашней библиотеке то, что им нравится. Но расширение круга чтения остается обязанностью родителей.
В этом возрасте дети наиболее активные слушатели. Вместо «расскажи сказку» они уже чаще просят: «почитай книжку». Книги становятся более сложными.
Никогда не читайте детям того, что вы не прочли сами или того, что вам не нравится!
В списке представлено разнообразие детской литературы, каждый автор – неповторим.
К лирической ветви относятся сборники стихов Якова Акима, Елены Благининой, Михаила Пляцковского, рассказы Валентины Осеевой. Игровая поэзия представлена книгами Андрея Усачева и Эдуарда Успенского, Тима Собакина и Михаила Яснова.
Среди авторов сказок – Г.Х. Андерсен, Р. Киплинг, А. Линдгрен, А. Пушкин… Не обойдите своим вниманием советскую классику: сказка «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева написана стилистически безупречно, с таким пониманием детской психологии, что нисколько не устарела и не потеряла актуальности.
Не меньше радости принесет читателям – и детям, и взрослым – сборник рассказов Л. Пантелеева. Они написаны о взаимоотношениях детей и взрослых, обращены к самым маленьким читателям. Общение со взрослыми учит детей пониманию таких вещей, которому никакое прямое назидание не научит. Писатель учит терпению, снисходительности, вниманию к детям, умению увлечь их выдумкой, игрой.
При чтении больших по объему книг очень важно вовремя «затормозить», не поддаваясь на уговоры детей читать дальше, необходимо дать им возможность «переварить» ровно столько, сколько им по силам;
Продолжить чтение надо обязательно с «повторения пройденного», задавая вопрос: «На чем мы остановились в прошлый раз?»;
Эти правила относятся и к чтению больших по объему книг с детьми постарше. Отвечая на этот вопрос, дети пробуждают свою эмоциональную память, настраиваются на определенную, заданную авторами волну, учатся улавливать событийную логику произведения.
Философские, нравоучительные и поэтические истории Льва Толстого необходимы в чтении дошкольников, т.к. в доступной форме дают представление об основных этических нормах.
Также постепенно должна осваиваться классическая поэзия. Начните со стихов о природе. Читая лирические стихотворения Блока, Есенина, Майкова, Фета и др. великих поэтов, дети прекрасно улавливают тонкие оттенки чувств.
Нельзя обойти вниманием и познавательную литературу. Книг о природе и животных для детей этого возраста существует немало. Среди них произведения блестящих мастеров – Виталия Бианки, Георгия Скребицкого и Николая Сладкова. Сложные вещи эти писатели умеют объяснить детям простыми словами, их рассказы и сказки говорят о сущности жизни: о родстве всего живого, об извечных законах мира природы, об ответственности человека, иногда забывающего, что он – равный среди равных. А также – о доброте и любви, делающей людей людьми.
Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей. Предлагаю вам несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения.
Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.
Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Помогайте своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всем членам семьи.
Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.
Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.
Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.
Не заставляйте ребёнка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из девственных способов убить у него интерес к чтению и книге. Чтение из-под палки — путь к не чтению вообще. Старайтесь выбирать самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
Все эти советы не сложны. И если вы последуете нашим советам, то не заметно для себя воспитаете Настоящего Читателя.
В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. У большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге, дошкольники внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши после посещения познавательных занятий и литературных мероприятий, взяв родителей за руку, с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе!
Памятка для родителей.
1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух даже когда ребёнок начинает читать сам. Помните, что чтение – это, прежде всего, общение с родителями.
2. Дарите ребёнку книги. Приучайте бережно относиться к книге.
3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребёнку. Не спешите с приобретение новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребёнка.
4. Разрешайте ребёнку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.
5. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребёнком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками – иллюстрациями.
6. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.
7. Читайте сами, показывая ребёнку пример. Если вы любите читать, то возможно, однажды и ваш ребёнок возьмёт в руки книгу сам.
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
несколько книжных полок;
книжный шкаф;
стеллажи с книгами; другое.
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
да;
нет.
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
каждый день;
каждый вечер перед сном; когда попросит;
иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
__________________________________________________________________
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: __________________________________________________________________
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
да;
нет;
иногда.
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
да;
нет;
не знаю.
8. Фамилии, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?____________________________________
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
да;
нет;
не знаю.
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
_________________________________________________________________
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? _____________________
12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?
да;
нет.
13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
да; нет.
Благодарим за сотрудничество!
Самарская детская библиотека.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНИКОВ.
Предлагаем выборочный список литературы . Материал расположен по возрастным группам.
Расширить список можно другими произведениями указанных авторов.
Подготовила
Зав. Самарской ДБ
И.П. Новак.
Самарское
2015
Детям от 0 до 3 лет
● Барто А. Стихи детям.
Бианки В. Лис и мышонок.
Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка». «Курочка- Ряба», «Теремок» и др.)
● Ладушки – ладушки: Русские народные песенки, потешки, загадки, пословицы и скороговорки.
● Малышам: Сказки в картинках.
● Маршак С.Я. Тихая сказка.
● Пляцковский М. Умка хочет летать: Сказки.
● Потягушеньки, порастушеньки: Частушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей.
● Сутеев В.Г. Сказки в картинках…
● Цыферов Г.М. История про поросенка: Сказка.
Ушинский «Любимые сказки малышей»
● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.
Дополнительные сборники:
Лучшие произведения для детей. 1-2 года.- М.: Изд-во Оникс, 2009.- 256 с.: ил. (Библиотека домашнего чтения).
Лучшие произведения для детей. 2- 3года.- М.: Изд-во Оникс, 2009.- 256 с.: ил. (Библиотека домашнего чтения).
Детям от 3 до 5 лет
● Аким Я. Песенка в лесу: Стихи.
● Берестов В. Кошкин щенок: Стихи.
● Благинина Е. Журавушка: Стихи.
● Веселая семейка: Сказки.
● Веселые истории: Сказки.
● Вместе весело шагать: Песни для детей.
● Иванов А.А. Как Хома звезды спасал: Сказка.
● Коваль Ю.И. Сказка про Зеленую Лошадь.
● Козлов С.И. Я на солнышке лежу: Песенки, стихи, сказки и
поэмы для детей.
● Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки.
● Маршак С.Я. Про все на свете: Стихи.
● Медвежонок-невежа: Стихи.
● Михалков С. А что у вас?: Стихи.
Рус. нар. потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
● Сутеев В. Мы ищем Кляксу: Сказка.
● Ушинский К.Д. Рассказы и сказки.
● Чарушин В. Что за зверь: Рассказы.
● Чуковский К.И. Путаница: Стихи, сказки.
Дополнительные сборники:
✦ Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. — М.:Планета детства, 2002. — 688 с.: ил.
✦ Хрестоматия для детского сада.
Детям от 5 до 7 лет
● Александрова Т.А. Кузька: Сказка.
● Барто А. Перед сном: Стихи.
● Драгунский В. Он живой и светится: Рассказы.
● Заходер Б. Кто ходит в гости по утрам: Стихи.
● Коваль Ю. Бабочки: Рассказы.
● Козлов С.Г. Ежик в тумане: Сказки.
● Кургузов О. Солнце на потолке: Стихи.
● Маршак С.Я. Дремота и Зевота: Стихи.
● Остер Г. Котенок по имени Гав: Сказки.
● Пляцковский М. Сказки.
● Пришвин М.М. Беличья память: Рассказы из жизни леса.
● Прокофьева С. Лоскутик и облако: Сказка.
● Соколов-Микитов И.С. В лесу: Рассказы о животных.
● Токмакова И. Стихи.
● Усачев А. Оранжевый верблюд: Сказки.
● Успенский Э. Вниз по Волшебной реке; Про Веру и Анфису; Поучительные рассказы про мальчика Яшу: Сказки.
● Хогарт Э. Мафин и его веселые друзья: Сказки.
● Цыферов Г.М. Разноцветный жираф: Сказки.
● Чарушин Е.И. Томкины сны: Рассказы. Чей хвост лучше: Сказки.
● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.
Дополнительные сборники
✦ Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Г. Кружков. — М.: Просвещение, 1992. — 190 с.
✦ Лучшая книга для чтения. — М.: РОСМЭН, 2000. — 271 с.: цв. ил.
✦ Нашим малышам: Произведения для детей 6—7 лет.
✦ Русская поэзия детям.
✦ Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(М. Горький) Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.
Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу?
Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то,прочные ли страницы и обложка. Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.
По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.
С какими иллюстрациями следует покупать детям книжки:
с высоко -художественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Требования к иллюстрациям в произведениях для малышей:
ясность, простота и выразительность. Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.
В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки.
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца. При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требует пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: (про бабу ягу, кощея и т.д.) Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаёт вопрос: как познакомить с ней ребёнка, чтобы у него возник интерес к чтению? Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу.
Причинами такого «прохладного» отношения к книгам являются:
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребёнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребёнком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать.
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
Этапы ознакомления с книгой:
Малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький».
В том случае, если ребёнок уже получает удовольствие от подобно совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи.
В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.
Многие родители недооценивают возможности литературных произведений. Книги помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т. д.)
Через чтение книг дети познают мир, развивается у детей речь, мышление, память.