Беседа для родителей на тему о пользе и необходимости чтения

Беседа «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»

Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Я очень рада встречи с вами. Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, чтобы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.

Цитатой к своему выступлению я взяла слова «Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Достичь этого можно, читая детям вслух.

Чтение вслух детям

  • Помогает установить контакт между детьми и взрослыми;

  • Обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;

  • Учит видеть красоту и понимать прекрасное;

  • Обогащает словарный запас, развивает память и воображение;

  • Учит думать, концентрирует внимание;

  • Способствует развитию самоуважения;

  • Расширяет знания;

  • Облегчает процесс учебы, улучшает успеваемость в школе;

  • Помогает воспитанию моральных ценностей;

  • Отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;

  • Нейтрализует негативное влияние массовой культуры;

  • Нацеливает на получение новых знаний.

Читайте ребенку ежедневно не менее 20 минут!

  • Чтение малышам вслух стимулирует их умственное развитие;

  • Чтение вслух помогает детям познать мир и себя самих;

  • Совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода.

Теоретически все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению и любовь к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Семейное чтение – это не только чтение для детей и с детьми, но и сам круг чтения, составленный из произведений классических, любимых несколькими поколениями читателей, проверенных временем.

С художественным словом дети встречаются почти с самых первых дней жизни. Семейное чтение обычно начинается с живого общения с маленькими детьми. Забавляя малыша, родители вспоминают песенки и потешки, которые сохранились в их памяти с детства. Знакомство ребенка с литературой начинается с фольклора. Сначала песенки (в том числе колыбельные), потешки, потом сказки. Произведения устного народного творчества по-прежнему, как и много веков назад, передаются из уст в уста.

Первые стихи и сказки должны РАССКАЗЫВАТЬСЯ. Незаменимым окажется сборник «Ладушки» – классическое собрание фольклора для детей. Сила, меткость и емкость народного слова поможет малышу освоить родную речь, научиться говорить, двигаясь от звука к слову, от слова к фразе. Ребенок делает первые шаги на пути к пониманию красоты родного языка. В 2-х летнем возрасте дети слышат и первые сказки «Курочка- ряба», «Репка», «Теремок» и др. Постепенно от рассказывания нужно переходить к чтению. Книга становится постоянным спутником: ее рассматривают, читают вслух, по ней и учатся читать. Происходит это, конечно в семье.

Когда ребенок освоил буквы (3-4 года) – он пытается читать сам. Есть дети, которые сосредоточены на слове, есть и те, которые любят рассматривать картинки. Важно, чтобы книга стала для маленького читателя произведением искусства, т.е., чтобы воспринималась как единство текста и иллюстраций. С самых первых книг, рассматривая картинки вместе с ребенком, родители должны задавать ему простые вопросы, вроде: «Кто здесь нарисован?», «Что герои делают?», «Во что одеты герои?» и т.д. Это будет первым шагом к последующим обсуждениям книг, к пробуждению эмоционального отношения к прочитанному.

Возраст от 2-х до 5-ти лет – это период словотворчества. Пафосом этого возраста является удивление, которое возникает у ребенка, познающего мир. Ребенок, хоть еще и маленький, но нуждается в большом списке литературы для чтения. Сказки и стихи занимают в этом возрасте ведущее место.

Для детей от 3-х до 5-ти лет в наш список включены следующие книги:

Каждая из этих книг – классика, и в особом представлении не нуждается.

Но все-таки обратите внимание на книжку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково». Сказка, как и все творчество этого автора, отличается тонким лиризмом, подчеркнуто бережным отношением к маленькому существу, порой совершенно беззащитному. Добросердечие и душевную красоту надо постараться в детях воспитать и сохранить, а взрослым возродить в себе.

С 3-х лет можно читать короткие рассказы Н. Носова. Они состоят из простых предложений, обладают своеобразной ритмичностью и прекрасно запоминаются. Многие дети выучивают их наизусть. Носов остается среди любимых писателей и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте. Один из самых выдающихся юмористов в отечественной детской литературе.

Отдельные книги Бориса Заходера также можно порекомендовать самым маленьким читателям. Его забавные стихи, дают первое представление о сравнениях.

Большинство книг – книги веселые. Юмор – одно из непременных условий общения с детьми этого возраста! Но и с юмором, как и со всем остальным, не следует перегибать палку. Всему должно быть время и место.

Выбор книги для чтения зависит от времени суток и от времени года, от погоды, от настроения и самочувствия ребенка. Очень часто книга, что называется «не идет» только потому, что выбрано неудачное время, или место, или состояние.

Нельзя читать детям на ночь страшные сказки, к которым относится, например, «Колобок».

При чтении отмечайте, в каких местах ребенок смеялся, а где ему, может быть, было скучно (возможно потому, что кое-чего он не понял). Читать надо выразительно, подчеркивая важные слова, думая о том, что вы читаете, проникая в текст.

Брошюры составляют первую библиотечку начинающего читателя. Более тонкие книжки удобны для рассматривания, легкие, подходящего формата в них легко перелистывать страницы и находить любимые стихи или любимые картинки.

Когда ребенок прочитал тонкую книжку, он получает удовольствие еще и от эффекта законченного действия, он гордится собой: как же, ведь он прочитал целую книгу!

Читатели в возрасте от 5-ти до 7-ми лет – гораздо более активны. Дети помладше целиком подчинялись воле родителей, которые выбирали и книги, и время для их чтения. Теперь сами дети, уже научившиеся читать, могут выбрать в домашней библиотеке то, что им нравится. Но расширение круга чтения остается обязанностью родителей.

В этом возрасте дети наиболее активные слушатели. Вместо «расскажи сказку» они уже чаще просят: «почитай книжку». Книги становятся более сложными.

Никогда не читайте детям того, что вы не прочли сами или того, что вам не нравится!

В списке представлено разнообразие детской литературы, каждый автор – неповторим.

К лирической ветви относятся сборники стихов Якова Акима, Елены Благининой, Михаила Пляцковского, рассказы Валентины Осеевой. Игровая поэзия представлена книгами Андрея Усачева и Эдуарда Успенского, Тима Собакина и Михаила Яснова.

Среди авторов сказок – Г.Х. Андерсен, Р. Киплинг, А. Линдгрен, А. Пушкин… Не обойдите своим вниманием советскую классику: сказка «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева написана стилистически безупречно, с таким пониманием детской психологии, что нисколько не устарела и не потеряла актуальности.

Не меньше радости принесет читателям – и детям, и взрослым – сборник рассказов Л. Пантелеева. Они написаны о взаимоотношениях детей и взрослых, обращены к самым маленьким читателям. Общение со взрослыми учит детей пониманию таких вещей, которому никакое прямое назидание не научит. Писатель учит терпению, снисходительности, вниманию к детям, умению увлечь их выдумкой, игрой.

  • При чтении больших по объему книг очень важно вовремя «затормозить», не поддаваясь на уговоры детей читать дальше, необходимо дать им возможность «переварить» ровно столько, сколько им по силам;

  • Продолжить чтение надо обязательно с «повторения пройденного», задавая вопрос: «На чем мы остановились в прошлый раз?»;

  • Эти правила относятся и к чтению больших по объему книг с детьми постарше. Отвечая на этот вопрос, дети пробуждают свою эмоциональную память, настраиваются на определенную, заданную авторами волну, учатся улавливать событийную логику произведения.

Философские, нравоучительные и поэтические истории Льва Толстого необходимы в чтении дошкольников, т.к. в доступной форме дают представление об основных этических нормах.

Также постепенно должна осваиваться классическая поэзия. Начните со стихов о природе. Читая лирические стихотворения Блока, Есенина, Майкова, Фета и др. великих поэтов, дети прекрасно улавливают тонкие оттенки чувств.

Читайте также:  Есть ли польза от шелухи чеснока

Нельзя обойти вниманием и познавательную литературу. Книг о природе и животных для детей этого возраста существует немало. Среди них произведения блестящих мастеров – Виталия Бианки, Георгия Скребицкого и Николая Сладкова. Сложные вещи эти писатели умеют объяснить детям простыми словами, их рассказы и сказки говорят о сущности жизни: о родстве всего живого, об извечных законах мира природы, об ответственности человека, иногда забывающего, что он – равный среди равных. А также – о доброте и любви, делающей людей людьми.

Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей. Предлагаю вам несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения.

Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.

Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Помогайте своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всем членам семьи.

Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.

Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.

Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.

Не заставляйте ребёнка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из девственных способов убить у него интерес к чтению и книге. Чтение из-под палки — путь к не чтению вообще. Старайтесь выбирать самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

Все эти советы не сложны. И если вы последуете нашим советам, то не заметно для себя воспитаете Настоящего Читателя.

В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. У большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге, дошкольники внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши после посещения познавательных занятий и литературных мероприятий, взяв родителей за руку, с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе!

Памятка для родителей.

1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух даже когда ребёнок начинает читать сам. Помните, что чтение – это, прежде всего, общение с родителями.

2. Дарите ребёнку книги. Приучайте бережно относиться к книге.

3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребёнку. Не спешите с приобретение новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребёнка.

4. Разрешайте ребёнку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.

5. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребёнком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками – иллюстрациями.

6. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.

7. Читайте сами, показывая ребёнку пример. Если вы любите читать, то возможно, однажды и ваш ребёнок возьмёт в руки книгу сам.

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

несколько книжных полок;

книжный шкаф;

стеллажи с книгами; другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

да;

нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

каждый день;

каждый вечер перед сном; когда попросит;

иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

__________________________________________________________________

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: __________________________________________________________________

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

да;

нет;

иногда.

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

да;

нет;

не знаю.

8. Фамилии, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?____________________________________

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

да;

нет;

не знаю.

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

_________________________________________________________________

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? _____________________

12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?

да;

нет.

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

Благодарим за сотрудничество!

Самарская детская библиотека.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНИКОВ.

Предлагаем выборочный список литературы . Материал расположен по возрастным группам.

Расширить список можно другими произведениями указанных авторов.

Подготовила

Зав. Самарской ДБ

И.П. Новак.

Самарское

2015

Детям от 0 до 3 лет

● Барто А. Стихи детям.

  • Бианки В. Лис и мышонок.

  • Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка». «Курочка- Ряба», «Теремок» и др.)

● Ладушки – ладушки: Русские народные песенки, потешки, загадки, пословицы и скороговорки.

● Малышам: Сказки в картинках.

● Маршак С.Я. Тихая сказка.

● Пляцковский М. Умка хочет летать: Сказки.

● Потягушеньки, порастушеньки: Частушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей.

● Сутеев В.Г. Сказки в картинках…

● Цыферов Г.М. История про поросенка: Сказка.

  • Ушинский «Любимые сказки малышей»

● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.

Дополнительные сборники:

  • Лучшие произведения для детей. 1-2 года.- М.: Изд-во Оникс, 2009.- 256 с.: ил. (Библиотека домашнего чтения).

  • Лучшие произведения для детей. 2- 3года.- М.: Изд-во Оникс, 2009.- 256 с.: ил. (Библиотека домашнего чтения).

Детям от 3 до 5 лет

● Аким Я. Песенка в лесу: Стихи.

● Берестов В. Кошкин щенок: Стихи.

● Благинина Е. Журавушка: Стихи.

● Веселая семейка: Сказки.

● Веселые истории: Сказки.

● Вместе весело шагать: Песни для детей.

● Иванов А.А. Как Хома звезды спасал: Сказка.

● Коваль Ю.И. Сказка про Зеленую Лошадь.

● Козлов С.И. Я на солнышке лежу: Песенки, стихи, сказки и

поэмы для детей.

● Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки.

● Маршак С.Я. Про все на свете: Стихи.

● Медвежонок-невежа: Стихи.

● Михалков С. А что у вас?: Стихи.

  • Рус. нар. потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

● Сутеев В. Мы ищем Кляксу: Сказка.

● Ушинский К.Д. Рассказы и сказки.

● Чарушин В. Что за зверь: Рассказы.

● Чуковский К.И. Путаница: Стихи, сказки.

Дополнительные сборники:

✦ Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. — М.:Планета детства, 2002. — 688 с.: ил.

✦ Хрестоматия для детского сада.

Детям от 5 до 7 лет

● Александрова Т.А. Кузька: Сказка.

● Барто А. Перед сном: Стихи.

● Драгунский В. Он живой и светится: Рассказы.

● Заходер Б. Кто ходит в гости по утрам: Стихи.

● Коваль Ю. Бабочки: Рассказы.

● Козлов С.Г. Ежик в тумане: Сказки.

Читайте также:  Отвар укропа польза и вред для здоровья

● Кургузов О. Солнце на потолке: Стихи.

● Маршак С.Я. Дремота и Зевота: Стихи.

● Остер Г. Котенок по имени Гав: Сказки.

● Пляцковский М. Сказки.

● Пришвин М.М. Беличья память: Рассказы из жизни леса.

● Прокофьева С. Лоскутик и облако: Сказка.

● Соколов-Микитов И.С. В лесу: Рассказы о животных.

● Токмакова И. Стихи.

● Усачев А. Оранжевый верблюд: Сказки.

● Успенский Э. Вниз по Волшебной реке; Про Веру и Анфису; Поучительные рассказы про мальчика Яшу: Сказки.

● Хогарт Э. Мафин и его веселые друзья: Сказки.

● Цыферов Г.М. Разноцветный жираф: Сказки.

● Чарушин Е.И. Томкины сны: Рассказы. Чей хвост лучше: Сказки.

● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.

Дополнительные сборники

✦ Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Г. Кружков. — М.: Просвещение, 1992. — 190 с.

✦ Лучшая книга для чтения. — М.: РОСМЭН, 2000. — 271 с.: цв. ил.

✦ Нашим малышам: Произведения для детей 6—7 лет.

✦ Русская поэзия детям.

✦ Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Беседа с родителями о необходимости приобщения детей к чтению

«Почему мы хотим, чтобы наши дети читали?»

1. В рамках проекта «Читающая мама – читающая страна», запущенного по инициативе ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), пройдет наша беседа о пользе и необходимости детского чтения, семейного чтения и чтения вообще.

Разумеется, все мы хотим, чтобы наши дети были начитанными. Но давайте попробуем разобраться, почему это так важно для нас? Ведь в каждом поступке важна мотивация, причины. Ничто не происходит без причины. Без причин даже наша планета не вращалась бы вокруг своей оси. И сейчас мы вместе попробуем вспомнить и перечислить самые главные из тех причин, что побуждают нас самих брать в руки книгу и ждать того же от своих детей.

2. Беглое свободное чтение.

Этот навык мгновенного преобразования буквенных символов в смысловые понятия является залогом успешной учебы по всем предметам, так как любой предмет, любой учебник – это, прежде всего, текст, который необходимо быстро понимать и усваивать. Если же такого навыка у ребенка нет, то все усилия у него уходят на то, чтобы складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Смысл прочитанного от него попросту ускользает, и, разумеется, ни о какой спешной учебе тут не может идти и речи. Школа может научить ребенка читать, но навык беглого свободного чтения требует долгой тренировки. Это вопрос домашнего (семейного) чтения.

Здесь же хотела бы затронуть вопрос выразительности чтения, так как оно является высшей ступенью беглого свободного чтения. В процессе такого чтения ребенок не только мгновенно преобразовывает буквенные символы в смысловые понятия, но и настолько проникается этими смыслами, что успевает в процессе чтения обогатить его своими эмоциями, выраженными в тоне голоса, таким образом дополняя и расширяя лексическое значение слов, превращает их в цельный текст.

3. Знания.

Во главу угла школьного образования и образования вообще поставлено получение знаний. Именно для этого мы приводим в школу наших детей, и именно этой цели подчинена вся система, разделенная на множество различных предметов, для более полного их освоения. Но мы мало обращаем внимания на то, сколько различных знаний можно получить из художественной литературы, отводя ей в этом плане второстепенную, факультативную функцию. Думаю, это в корне не правильно. При чтении художественной литературы можно получить массу разнообразных знаний.

Каждое высокохудожественное литературное произведение является памятником культуры, то есть оно переносит нас в тот мир, в тот исторический период, который описывает. Например, читая роман А. Дюма «Три мушкетера», мы полностью погружаемся в атмосферу Парижа времен Людовика XIII. У Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» мы доподлинно узнаем все особенности быта и традиций украинских казаков, сложившиеся и существующие на протяжении многих поколений. Вместе с героями романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» мы совершаем кругосветное путешествие, огибая земной шар по определенной параллели, пересекаем все материки, по которым проходит эта параллель и получаем массу информации по географии, навигации, биологии, этнографии, истории и т. д.

Итак, мы видим, что подобные произведения могут послужить не только источником знаний, но и создать предпосылки к возникновению и развитию интереса к этим знаниям в рамках школьных предметов. Представьте с каким удовольствием и интересом ребенок будет изучать историю Древней Греции, после того как он прочтет «Мифы Древней Греции», адаптированные варианты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, ведь они подготовят его к восприятию той культуры, которая их создала.

В завершение этой темы, темы знаний, хочу сказать, что чтение художественной классической литературы поможет ребенку сформировать более полную картину мира, поможет его общему и всестороннему развитию.

4. Психоэмоциональное развитие.

Еще одна сторона развития личности, на мой взгляд, не менее важная, чем интеллектуальная. Ведь если мы не умеем управлять своими эмоциями, не умеем правильно распознавать и контролировать их, то при решении сложных жизненных задач, нам мало поможет сколь угодно обширный багаж знаний.

Знакомясь с художественными произведениями, ребенок вместе с литературными героями переживает сотни и тысячи жизненных ситуаций, которые развивают и формируют его личность с психоэмоциональной позиции, готовят к дальнейшей жизни с ее сложностями и стрессами, учат достижению психологического равновесия и комфорта.

А что лучше книги может отвлечь от стресса или плохого настроения? Когда мы погружаемся в мир новой интересной книги или перечитываем любимое произведение, наша психика быстро подстраивается под их правила и условия, и мы полностью переключаемся, тем самым избавляясь от стресса. Вернувшись в реальность, мы можем посмотреть на проблему другими глазами, найти другие решения, а может быть даже поменять свое отношение к ней.

Таким образом, мы видим, что чтение художественной литературы формирует так называемый эмоциональный интеллект, который не менее важен, чем интеллект умственный. Приведу в пример рассказ Е. Носова «Белый гусь». При его прочтении на вас обрушится поток эмоциональной информации при крайнем минимуме информации в плане новых знаний. И хотя рассказ оканчивается печально, печаль эта светла. Мы испытываем эмоциональный подъем от его жизнеутверждающей силы, и сколько раз вы бы не перечитывали это произведение, сила его эмоционального воздействия не ослабеет, сколько бы раз вы эту книгу не перечитывали.

5. Проблема различия добра и зла.

Это главная проблема классической высокохудожественной и особенно детской литературы. Начиная с Библии и заканчивая, например, стихотворением В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» каждое серьезное художественное произведение не только и не столько старается ответить на этот вопрос, сколько старается поставить его перед читателем, старается заставить его задуматься над этой проблемой.

Вспомним библейскую историю изгнания Адама и Евы из Рая за то, что вкусили они плод от древа познания добра и зла, и попробуем посмотреть на эту историю не с той точки зрения, когда стакан на половину пуст, а с той, когда он на половину полон. Может быть, это не такая уж высокая плата за столь уникальную способность? Может быть, эта способность – умение различать добро и зло- стоила всего райского блаженства? Ведь именно этим мы отличаемся от животных. Благодаря именно этой способности человечество, завершив эволюцию физическую, вступило в период эволюции духовной, продолжает развиваться в этом направлении. И в этой духовной эволюции именно книга становится для ребенка плодом познания добра и зла. Именно она учит различать, что такое хорошо и что такое плохо.

6. Сочувствие, сострадание, сопереживание.

Всем нам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда мы ждем от своего ребенка сочувствия и не находим его. Это так обидно и неприятно, что мы начинаем упрекать ребенка в черствости и бессердечии, на самом же деле проблема совсем в другом. По причине своей жизненной неопытности ребенок не может представать себе всю ту совокупность жизненных трудностей, которые нам приходится преодолевать. Если попытаться объяснить ему всю проблему в комплексе, то мы увидим, насколько изменится его отношение. В этом плане художественная литература является лучшим тренажером в умении поставить себя на место другого, почувствовать его боль, отчаяние, а также в поиске выхода из сложившейся ситуации. И снова хочу вернуться к рассказу Е. Носова «Белый гусь». Если вы прочтете его, то постарайтесь ответить на вопрос: почему на родителей он воздействует в эмоциональном плане гораздо сильнее, чем на детей?

Читайте также:  Польза лимонного сока по утрам

7. Воображение и интуиция.

Воображение – особая, уникальная функция сознания, напрямую связанная с другой его уникальной функцией – интуицией, которую древние философы называли мыслительным скачком, способностью догадываться и предугадывать. Без двух этих способностей – воображать и предугадывать не существует ученого, первооткрывателя, изобретателя.

В детстве формируются особые нейронные связи мозга, отвечающие за достраивание целостного изображения. Это именно то, что мы называем воображением. Попробуйте ответить на вопрос, почему для детей так важны книги с картинками, а взрослых вполне устраивает голый текст? Яркие, цветные иллюстрации помогают сформировать и направить воображение ребенка, а взрослому, имеющему достаточный читательский опыт, такие подсказки не нужны.

8. Мотивация – это та потайная пружина, благодаря которой мы выполняем свои повседневные обязанности, благодаря которой мы добиваемся поставленных целей и движемся вперед в учебе, в профессии, в каких-то личностных достижениях, и чем сильнее мотивация, тем больше упорства мы проявляем в достижении поставленной цели. Источников мотивации существует неисчислимое множество, в том числе это могут быть и книги, почерпнутые из них примеры, образцы.

Например, для нескольких поколений советских людей источником такой мотивации служила книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Согласитесь, судьба летчика, обморозившего и потерявшего ноги, а затем снова вернувшегося в небо, преодолевшего массу препятствий и трудностей, совершившего невозможное, чтобы снова защищать свою Родину, может вдохновить к совершению великих поступков.

Приведу другой пример. У меня была читательница, школьница, на которую образ Гермионы из «Гарри Поттера» произвел столь неизгладимое впечатление, что она в течение нескольких лет приходила в школьную библиотеку в начале лета, брала учебники на следующий учебный год, и все лето занималась по ним самостоятельно, и, разумеется, очень успешно училась. Таким образом, мы видим, что читая книги, можно не только обрести какую-то жизненную цель, но и найти способы к ее достижению.

Со своей стороны, хочу предложить вашему вниманию книгу, которая, на мой взгляд, действует гораздо мощнее существующих на сегодняшний день всевозможных тренингов о том, как стать успешным, как добиться поставленной цели, как достичь желаемого. Книга, которую я хочу вам предложить, превосходно подходит как для детей подросткового возраста, так и для взрослых. Таких книг очень мало. Это литература самого высокого качества. Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи». Главными особенностями этой книги является, во-первых, то, что это подлинная, невыдуманная история, а, во-вторых, это автобиография. Автор описывает свои собственные ощущения, мысли, чувства, переживания. Книга очень искореняя, очень мощная и позитивная. После ее прочтения вы понимаете, что можете достичь чего угодно. Обязательно проверьте!

9. Здоровье.

Мне хотелось бы привлечь ваше внимание к проблемам детского зрения и их связи с компьютерными технологиями. В журнале «Здоровье школьника» часто встречаются статьи о том, что в последнее время, по сравнению с предыдущими десятилетиями, число детей, имеющих такие проблемы, увеличилось в несколько раз, и это происходит не только в нашей стране, это проблема всех развитых стран. Вы и сами, наверное, замечали, как устают глаза после нескольких часов работы за компьютером. А представьте вместо компьютера телефон или планшет и их воздействие на неокрепшее детское зрение. Излишне, наверное, говорить, насколько безопаснее листать яркую, иллюстрированную книгу.

10. Интернет ресурсы и компьютерные технологии.

Если во времена моего детства про компьютеры мы читали только в фантастических рассказах, а во времена вашего детства эти технологии еще не достигли высокого уровня развития. (Появление Интернет в России 1991 – 1994 гг.) То в наше время дети в детский сад приносят телефоны и планшеты. И хотя исследования о том, какое влияние эти технологии оказывают на детей, только начинают проводиться, их прогнозы крайне пессимистичны. А о том, как это влияние проявится в дальнейшей жизни, мы узнаем только лет через 15, когда эти дети начнут самостоятельную жизнь.

Опишу ситуацию, которую видела своими глазами. В трамвае едут бабушка с внуком. Бабушка занята своими делами и на ребенка особого внимания не обращает. Малыш лет 3 – 4 сидит и держит перед собой руки как будто там телефон, но в руках ничего нет, а он довольно громко разговаривает вслух: «Здесь надо перейти туда, потом нажать сюда, побежать наверх, выскочат звездочки, все, следующий уровень». Его лицо было настолько сосредоточенным, а сам он был так увлечен процессом, что как-то само собой стало понятно – он не играет понарошку, он реально видит эту игру, живет в ней.

В связи с этой ситуацией мне вспомнился фантастический рассказ, который я читала в детстве, лет 30 назад. Это был сборник фантастических рассказов разных авторов. Сюжет этого рассказа строился на средневековой легенде о гамельнском крысолове. Вы, наверное, помните ее? На богатый и славный торговый город Гамельн напали полчища крыс, и власти ничего не могли с ними поделать. Тогда они пообещали большую награду тому, кто избавит город от крыс. И пришел в город крысолов, и заиграл на дудочке, и увел из города всех крыс. Но власти обманули крысолова, и ничего не заплатили ему. Тогда заиграл он на своей дудочке и увел из города всех детей, и остались в городе они старики и пожилые люди. Однажды в город пришел слепой нищий и рассказал, что в далекой стране пришлось ему побывать в городе где все молоды, веселы, счастливы, а как добраться в этот город он не знал, потому что был слеп. Так вот, вернусь к фантастическом рассказу – была создана компьютерная игра, особенно популярная у детей т. к по телевизору постоянно рекламировали ее, игра продавалась на каких-то носителях, и все дети просили ее купить. Она была сложной, до последнего уровня дойти было очень трудно. Дети постоянно играли в нее. Каков был финал, я думаю, вы догадались. Игра забирала тех, кто дошел до последнего уровня. Сейчас каждая мультяшка про компьютерные игры строится на этом сюжете. Когда я писала эту беседу, я приложила массу усилий, чтобы найти этот рассказ и узнать автора. Сандра Сайкс «Цифертон». Оказалось, этот рассказ написан в 1981 г. Просто поразительна сила предвидения писательницы. Ведь в то время только начинают появляться понятия персональных компьютеров и сотовых телефонов, и никто не мог даже помыслить, что пройдет 40 лет, и дети смогут взять их с собой в детский сад. Какими вырастут эти дети, и как это повлияет на них, сейчас не знает никто.

Проблема усложняется еще и тем, что интернет ресурсы и компьютерные технологии — это не только соперник и конкурент в приобщении детей к чтению, это еще помощник и друг в учебе и получении разнообразных знаний, и только от нас с вами сейчас зависит, какой стороной, каким лицом эти технологии повернуться к нашим детям. Будут ли это социальные сети и сетевые игры или это будут все сокровища накопленных человечеством знаний в оцифрованном виде и в свободном доступе. По моему глубочайшему убеждению, путь ребенка к чтению, путь ребенка к оцифрованным знаниям лежит через бумажную книгу, яркую, красочную, привлекательную, интересную.

11. Самые богатые айтишники запрещают детям «зависать» за смартфонами.

Хочу привести еще один, на мой взгляд, неоспоримый аргумент в подтверждение того, что доступ детей к компьютерным технологиям нужно контролировать и ограничивать. Эту статью я читала в газете, в интернете я нашла ее в сокращенном виде. Она именно так и называется: «Самые богатые айтишники запрещают детям «зависать» за смартфонами». Кто лучше них, производителей интернет технологий и компьютерных ресурсов, может знать, какое влияние эти технологии оказывают на детей. Кто лучше них может знать, что эти технологии производятся не только с целью доставлять ребенку удовольствие в данный момент, но и с той целью, чтобы он и в дальнейшем продолжал оставаться постоянным потребителем подобной продукции. Период детства – это период, когда у человека складываются базовые стереотипы об окружающем мире, на эти стереотипы он опирается всю свою дальнейшую жизнь. Изменить или поколебать их практически невозможно. Именно поэтому так необходимо, чтобы у наших детей эти стереотипы опирались на естественную реальность окружающего мира, а не на те ее вир?