Беседа что нас окружает какую пользу приносят растения

Беседа что нас окружает какую пользу приносят растения thumbnail

Интеграция образовательных областей:

“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”

Виды детской деятельности:

познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
  2. Закрепить  названия  деревьев,  растущих на  территории  Магаданской области;
  3. Воспитывать  уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты:

имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории  Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.

Материал:

  1. зеленый листок дерева
  2. иллюстрации деревьев
  3. использование  ТС

Словарь:

Устьице,  углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.

Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.

Содержание организованной деятельности детей:

– Ребята, подумайте,  какую пользу  приносит  лес?

– Ответы детей.

– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.

Давайте внимательно рассмотрим  зеленый листок.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна  очень мелкими отверстиями – устьицами,  увидеть  которые можно в лупу.  Через них деревья дышат. Устьица  то открываются,  то закрываются, вбирая в себя  углекислый газ  и выделяя кислород.  Не зря   деревья называют “зелеными  легкими”  планеты!

Кислород  выделяется  листьями растений  на свету, поэтому наши зеленые  друзья:  и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку.  В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами   образуются облака,  а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее.  Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет.  В лесных чащах журчат родники,  пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания,  но и сохраняет влагу.  Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают  леса, пересыхают реки. Леса   охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли.  Корни одних деревьев уходят глубоко под землю,  у других они широко  раскинуты под самой поверхностью земли .  Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

– А как вы думаете, что еще дают нам леса?

– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу  люди собирают  лекарственные растения.  Лесных жителей лес  потчует шишками,  сладкими корешками и сочными травами.

В старину на Руси и крестьянские  избы и  княжеские терема строили из дерева.  Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.

О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.

Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.

– А чем полезна людям красавица – сосна?

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

– Какое дерево мы забыли?

Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали  на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.

Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток.  Его любят и люди, и звери, и птицы.

– Послушайте стихотворение:

Березовый сок.

На березе поутру

Дятел продолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок,

А лесной народ

Сок душистый пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка уселась ниже –

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех береза напоила,

Сладким соком оделила!

Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.

– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.

Лес – “зеленые  легкие”  нашей планеты:

– хранитель вод, защитник водоемов;

– защитник  почвы;

– источник древесины;

– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;

– дом для растений, животных, грибов;

– место, где человек может отдохнуть.

Читайте также:  Доверенность отказ от приватизации в пользу

– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?

ответы детей;

– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?

ответы детей;

– А теперь давайте мы с вами  посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.

Источник

Татьяна Попп
Конспект занятия «Природа, которая нас окружает»

Цели:

1. Закрепить знания детей о природе, о жизни животных, птиц, насекомых;

2. Продолжать учить, правильно, называть детенышей животных, место их обитания;

3. Развивать и обогащать речь детей;

4. Развивать логическое мышление, внимание, память;

5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

6. формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Ход ЗАНЯТИЯ:

– Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа». Что это такое? (природа- это то, что нас окружает: растения, птицы, животные)

Дети, сегодня мы поговорим с вами о том, что нас с вами окружает, точнее о природе. Мы хотим вам помочь увидеть, какая она – природа. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! Только не все ребята замечают это. И не задумываются, будет ли природе хуже, если каждый из них, собирая ягоды, сломает ветку или сорвет 3- 4 цветка, поймает одну – единственную бабочку?

Давайте мы сейчас с вами отправимся на прогулку в лес, чтобы вместе увидеть красоту природы. Закройте глаза и представьте, что вы попали

в волшебный, сказочный лес.

– Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети:В лесу нельзя шуметь: кричать, слушать громко музыку.

Запрещается разводить костёр.

Всегда убирай за собой мусор.

Нельзя обижать диких животных, насекомых.

Никогда не пробовать на вкус грибы, ягоды и растения.

Нельзя зря рвать цветы.

Старайтесь ходить по тропинкам, не вытаптывая растений.

-Молодцы ребята, правила поведения в лесу вы знаете. А вы знаете какие деревья растут в лесу?

Игра «С какого дерева листочек».

На коврике я разложу листочки с деревьев. Пока будет звенеть колокольчик, вы будете бегать. Как только он замолкает вы останавливаетесь и называете, с какого дерева листочек.

-Ребята, посмотрите я была так неаккуратна и поранилась. Что же мне делать? Кто или что мне может помочь?

Дети: можно приложить листик подорожника.

-Верно, природа создана так, что вокруг нас растут лекарственные растения. Я буду вам загадывать загадки, а вы должны найти правильный ответь, поднять карточку и рассказать какую пользу приносят- эти лекарственные растения.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (Мать –и- мачеха)

У неё с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха. Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул – облетел (Одуванчик)

Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус- он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят первое варенье или иначе «майский мёд». В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик- лекарственное растение, в нем содержится много

витаминов.

Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Растёт вдоль дороги. Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься-укусит. (Крапива)

Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.

В поле бескрайнем сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белы реснички. (Ромашка)

Обладает противовоспалительными, болеутоляющими свойствами.

-Молодцы!

-Ребята, а вы знаете, что в лесу можно встретить не только яркие, красивые цветы, а также других обитателей леса. Я знаю, что вы ребята можете показать нам жизнь насекомых изнутри. Сценка.

Бабочка:

Да, ребята, живем мы очень мало,

А ведь мы полезны,

Мы опыляем растения.

Не ловите нас для забавы!

Муравей:

И не позволяйте разорять муравейники.

Муравьи, населяющие один муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Разоряя муравейники, вы разоряете дом друзей!

Стрекоза:

Не убивайте и не ловите нас,стрекоз: мы защищаем вас от комаров.

Муравей:

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его не известно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Жук:

И мы нужны природе

Божья коровка: Мы в большом количестве уничтожаем тлю.

Шмель:

А мы опыляем растения.

Бабочка: И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

-Вот видите ребята, какую пользу нам принося насекомые. Относиться к ним нужно бережно, не ловить, не топтать ногами, т. к. многие из них приносят пользу.

– Посмотрите, кто-то принес нам конверт. Давайте посмотрим, что в нём? Кто-то перепутал все картинки, и я не знаю, где живут эти животные? Нужно расселить зверей в лес, а домашних животных в дом (картинки с изображением диких и домашних животных, картины леса и дома).

Читайте также:  Какая польза от гарбузовой каши

Игра с мячом «Животные и их детеныши» (Я называю животного, вы возвращаете мяч, называя его детеныша).

-Ну вот мы и справились с этим заданием. Ребята, а кто еще живет в лесу и приносит пользу природе?

Дети: птицы.

-Какую пользу приносят птицы?

Игра «Самый главный»

Цель: дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.

Игровое действие:

«Я сова, я санитар леса — я самая главная», «Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный», «Я дятел, я лечу деревья- я самый главный», «Я ласточка, я прилетаю с первым теплом- я самая главная»

-А вы знаете, что природа очень красивая и щедрая? У природы для нас есть дары леса. Грибы.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

-Ну вот ребята мы и увидели красоту природы. Как вы будете заботиться о природе, чтобы сохранить и приумножить ее богатства?

Источник

МБОУ «Победовская СОШ» дошкольное отделение п. Победа

Остакова Ольга Андреевна, воспитатель

Конспект СОД в старшей группе по экологическому воспитанию

«Беседа о значении растений в природе и в жизни человека»

Цель

Создать необходимые условия для ознакомления воспитанников ДОУ с растительным миром, а также формировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья детей.

Образовательные задачи

Расширять знания детей о пользе растений, их ценности для человека и экологии в целом.

Учить размышлять.

Понимать необходимость защиты и сохранения растительного мира

Развивающие задачи

Развивать речь, воображение, инициативу.

Обогащать словарь, побуждать задавать вопросы и составлять развернутые ответы-описания, отгадывать загадки.

Развивать усидчивость, умение слушать.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к природе, растениям.

Воспитывать радость от совместной игровой деятельности.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать любовь к родному краю.

Ход СОД

Вводная часть.

– Дети, природа имеет важное значение в жизни человека. Кроме красоты и хорошего настроения, она дает человеку то, без чего жить нельзя. Давайте с вами поразмышляем, чем растения могут быть полезны в мире, в вашей жизни?

(Ответы детей):

– Украшают жилище!

– Собирают пыль на листьях!

– Лечат!

– Очищают воздух, выделяют кислород!

– Молодцы, вот теперь совершенно понятно, что без растений мы не сможем прожить! Они очень важны для людей! А в целом, для природы растения также имеют немаловажное значение, хотите я вам расскажу? (Ответ детей – ДА!)

– Растения, как вы правильно уже сказали, выделяют кислород, так необходимый для дыхания; защищают поверхность земли от ветров и засухи; смягчают и увлажняют климат; являются пищей для животных и человека; являются строительными материалами; служат для сырья волокон ткани, бумаги (хлопок, лен, древесина); музыкальные инструменты и мебель изготавливают из древесных растений; озеленение жилищ и населенных пунктов, лекарственные препараты.

Ребята, какой же вывод мы сделаем?

(ответы детей о важности растений в природе и жизни людей).

– Растения нам помогают получать полезные вещи!

– Лечат человека от болезни!

– Помогают построить дом!

– Одевают человека!

– Дрова согревают нас!

– Молодцы, я вижу, вы много знаете о растениях! Посмотрите, перед вами две полянки (показываю 1 слайд ). Как можно назвать эту полянку? Почему?

– Полянка красивая и веселая, на ней светит солнышко, растут цветы и деревья, журчит ручеек и в травке много насекомых!

– Правильно, хорошая, «веселая» полянка! А другая полянка какая? (показываю 2 слайд).

– Эта полянка «грустная». Здесь разбросан мусор, цветы сорваны и улетели насекомые и птицы.

– А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы обе полянки были «веселыми» и красивыми (Ответы детей)

Верно, нужно убрать весь мусор, посадить цветы и деревья, и тогда на полянке вновь станет весело, прилетят насекомые, птицы. А как вы себя ведете на природе? (ответы детей).

– Ребята, а теперь послушайте стихотворение:

«Ну, а теперь о самом важном:

Взглянуть на нашу Землю страшно!

Читайте также:  Сушеный кокос в кубиках польза

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух! Сколько грязи в нем.

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной!

Погибнуть может все живое!

Земля, что сделали с тобою!

Пусть знак беды у нас отметит

Больные точки на планете.»

– Ребята, в опасности не только наши полянки, но и вся наша Планета. На ней много больных мест. Так случилось, потому что люди построили много фабрик, заводов и электростанций. Эти предприятия загрязняют воздух. Выхлопные газы машин тоже загрязняют воздух. Все это попадает и в воду, в почву – отравляет растения, животных и рыб. Наша планета требует помощи, она в опасности! Как вы думаете, люди хотят спасти планету? (Ответы детей) Правильно, конечно хотят, эти люди – экологи.

Практическая часть.

Предложение к воспитанникам поухаживать за растениями в экологической комнате – полить цветы, рыхлить землю, протереть листья растений. Посадить саженец растения «Счастливый бамбук» в горшок самостоятельно. В перспективе – наблюдать за ростом растений.

Физминутка

Воспитатель проговаривает слова, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Представьте, что мы с вами в лесу.

Только мы пришли с вами в лес – налетели комары!

На нас нападают, очень больно кусают!

Комаров прогнали, дальше зашагали!

Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться!

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса!

Мы лису обхитрим, на носочках пробежим!

На полянке, возле елок дети заплясали!

Увидали кабана – в обморок упали!

Рефлексия

Воспитатель вместе с детьми делают выводы о том, что нужно беречь природу, красота, которую дает природа – бесценна.

Источник

Тема: «Если бы не было растений»

Составитель: Прудникова Мария Викторовна

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о значении растений в жизни человека и всей окружающей среды.

Задачи: – Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
– Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в жизни и здоровье их организма, окружающей среды.
– Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

Предварительная работа: наблюдение за комнатными растениями, растениями на территории детского сада.

Удивительный мир растений разнообразен и велик. Растения окружают нас повсюду. Они растут в лесах и на лугах, в парках и скверах. Их можно встретить в реках , озерах и прудах , в низких долинах и высоких горах. А какое множество растений выращивает человек на полянах и о городах, в садах и теплицах, на балконах и подоконниках!

Растения вокруг нас всегда и везде, огромные и совсем крошечные, растения – долгожители и растения, жизнь которых очень коротка ; яркие, причудливые и простые, иногда даже незаметные. И все они по- своему красивы и привлекательны. Вот с какой любовью рассказал о самых обычных растениях Н. Заболоцкий:

Я воспитан природой суровою, Чем обычней простое растенье,

Мне довольно заметить у ног Тем живее волнует меня

Одуванчика шарик пуховый, Первых листьев его появленье

Подорожника твёрдый клинок. На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек у края ,

Где ручей, задыхаясь, поет ,

Пролежал бы всю жизнь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод…

– Где вы видели растения, о которых написал поэт?

-Назовите свои любимые растения.

-Кто из вас любит мир растений?

-расскажите об одном из своих любимых растений.

-Какую пользу приносят растения человеку?

Очень трудно представить себе жизнь без растений.

Растения насыщают кислородом воздух, которым мы дышим. Это легкие нашей планеты. Каждый день мы используем в пищу или сами растения, или продукты, которые из них получаем.

Многие предметы, которые нас окружают, и какими мы пользуемся в повседневной жизни, тоже сделаны из растений.

-Знаете ли вы, из чего сделана наша одежда?

-Из чего изготовлены тетради и книги?

-Из какого материала изготовлена мебель , оконные рамы , двери?

Итог:

-А теперь подумайте, какое значение имеют растения в природе?

-Смогут ли жить без растений животные и другие живые существа? Почему?

Животные, так как и люди, дышат кислородом. Многим животным растения служат домом и пищей. А вот пищу для себя растения создают с помощью солнечного света из воздуха, ведь растения – это живой организм.

hello_html_2ae03894.jpg

Вывод:

Если бы исчезли все растения, то не стало бы зеленого покрова травы, который защищает и сохраняет землю. Не стало бы деревьев, корни которых удерживают почву, не давая образовываться новым оврагам. Изменился бы климат на Земле, травоядным животным стало нечем питаться. Не стало бы растительной пищи, лечебных трав,материала для строительства домов и мебели.. Деревья и все растения вырабатывают кислород, которым дышит все живое. Без него не могут жить люди, животные, птицы, рыбы.

Если бы исчезли все растения, то не стало бы жизни на Земле. 

Планета была бы мертвой!

Источник