Бактерии польза или вред исследовательская работа

Бактерии польза или вред исследовательская работа thumbnail

МБОУ СОШ № 36

г. Томмот  Алданского района Республики (Саха) Якутия

_____________________________________________________________________________

Бактерии.

Вред или польза?

Исследовательская работа

учащейся 3 класса

Залевской Эльвиры
МБОУ СОШ №36 п. Алексеевск

Алданского района РС(Я).

Научный руководитель:

учитель Дамаскина А.А.

                                                      2017 год.

         Оглавление.

Введение…………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………..4

      1.Влияние бактерий на жизнь человека………………………….4

      2.Как защитить себя от плохих бактерий…………………………6

Практическая часть……………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………11

                                                     Введение.

      Актуальность: Большинство людей рассматривает разные организмы-бактерии исключительно как вредные частицы способствующие возникновению разных болезней. 

Бактерии… сколько ужаса наводят они на человечество с того дня, как люди узнали о их существовании. Люди знают, что бактерии – это плохо. Бактерии, приносящие вред здоровью человека. Чаще всего болезнетворные микробы попадают в организм человека воздушно-капельным путем. Но это далеко не единственный способ заражения. Грязная или несвежая еда, плохая вода, плохо помытые руки, различные кровососущие насекомые (блохи, вши, комары), рана на коже – все это может стать причиной заражения плохими микроорганизмами. Такие организмы наносят ощутимый вред здоровью. А именно становятся причиной серьезных заболеваний.

Объектом исследования является проблема  бактерии

Предметом исследования полезные бактерии

Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение

Целью нашего исследования было исследовать « Могут ли бактерии быть полезными?»

Для достижения цели исследования было необходимо решить комплекс задач:

  1.  Выяснить, что такое полезные бактерии.
  2. Определить, какую роль бактерии играют в производстве питания человека.
  3. Узнать, используют ли бактерии в производстве лекарств.
  4.  Определить, могут  ли бактерии помочь в очистных сооружениях

     В соответствии с целью и задачами  разработана  гипотеза: предположим, что

бактерии бывают не только вредными, но и полезными.

                                                       Основная часть.

  1. Влияние бактерий на жизнь человека.

Бактерии… сколько ужаса наводят они на человечество с того дня, как люди узнали о их существовании. Люди знают, что бактерии – это плохо. Они добавляют антибактериальные вещества в зубные пасты, крема, дезодоранты, даже в напитки. Делают антибактериальное покрытие везде, где только можно. Изобретают все более совершенные антибактериальные препараты. Но бактерии находят все новые способы обойти эту защиту, и спокойно себе размножаются, размножаются… Их общая масса на Земле выражается в цифре с десятью нулями! А ведь они существовали еще задолго до нашего с вами появления на планете.

Свое название бактерии взяли из греческого языка, и это слово переводится, как “палочка”. Хотя форма их может различной: и шар (стафилококк), и цилиндр, и спираль (возбудитель сифилиса). Безусловно, практически все самые тяжелые инфекционные болезни вызваны бактериями (чума, сибирская язва, дифтерия, холера), и человечество до сих пор помнит ужасы тех эпидемий.

Но только ли один вред приносят эти невидимые глазу существа? Ведь далеко не все бактерии патогенны. Есть смысл вспомнить и о пользе бактерий.

Польза гастрономическая

Трудно представить себе жизнь без кисломолочных продуктов:кефира, творога, йогурта. А ведь именно кисломолочные лактобациллы и стрептококки сбраживают содержащийся в молоке сахар (лактозу), в результате чего образуется молочная кислота, спирт, углекислый газ. Вот откуда характерный кисловатый вкус и запах этих продуктов. И чем дольше такие продукты хранятся, тем больше в них накапливается этих соединений (несвежий кефир содержит до 0,6% этанола). Однако, кисломолочные продукты усваиваются куда легче, чем цельное молоко, поэтому, их ценность выше для организма.

Другие виды бактерий превращают молоко в сыр, йогурт, простоквашу и так далее. Без молочнокислого брожения с помощью бактерий мы бы не смогли лакомиться квашенной капустой, огурчиками, мочеными яблоками, арбузами и пр. Виноградный сок сбраживается с помощью бактерий и дрожжей в вино (спиртовое брожение), а питаются бактерии здесь сахаром-глюкозой. В Азии соевый и рыбный соус также получают с помощью бактериального брожения. И таких примеров множество.

Польза биологическая

Знаете ли вы, что бактериальная масса Земли участвует в круговороте фосфора, азота и углерода? Без бактерий было бы невозможно эффективное разложение останков умерших организмов, и превращение их в простые соединения для дальнейшего использования. Умер – передай дальше молекулы для образования новых организмов – таков биологический круг.

Польза аграрная

В настоящее время люди научились создавать биоудобрения для растений из сухих чистых колоний специальных бактерий. Для каждого вида растений существует свой вид нужных бактерий. Смешал такую биомассу с грунтом – и удобряй на здоровье. Вреда от таких удобрений нет, они не токсичны и не загрязняют природу.

Польза генно-инженерная

В мире насчитывается около 340 млн диабетиков. Как всех обеспечить жизненноважным инсулином? А вот взяли ученые кишечную палочку (E.Coli) и внедрили в нее особый ген (белок). Инсулин – это белковая цепочка, если очень схематично. А так как бактерии очень быстро размножаются, то и белка соответственно производят очень много. Его отмывают и фасуют. Таким же образом научились изготавливать антибиотики, ферменты, вакцины. Все благодаря той же Esherichia Coli.

Читайте также:  Польза кедровых орехов для почек

Польза иммунная

В нашем организме живет до 1 кг микроорганизмов, представляете? Ужас? Нет! Эти малыши выполняют важнейшие функции. Особенно их много в желудочно-кишечном тракте. А почему? А потому, что без полезных бактерий мы бы не смогли эффективно переваривать пищу, синтезировать ряд аминокислот, витаминов. Бактерии нужны нам, чтобы вытеснить нежелательных “гостей” и уничтожить их. Иммунитет кишечника – это зеркало здоровья. И люди иногда безжалостно и бездумно принимают антибиотики, убивая “хороших” бактерий. На их место тут же заселятся патогенные организмы, и вот оно – нарушение биоценоза. Кормите свои полезные бактерии почаще качественными кисломолочными продуктами, не употребляйте алкоголь в больших количествах, ешьте богатую клетчаткой пищу, и риск развития онкологии, диабета и ожирения снизится в разы

Есть микроорганизмы, которые косвенно влияют на человеческую жизнь. Они обитают в почвах и водоемах и занимаются расщеплением органических отходов, обеспечивают гниение погибших растений, насыщают почву необходимыми минеральными веществами и кислородом. Благодаря им планета Земля не испытывает недостатка в кислороде.

Еще в древние времена люди поняли, какую неоценимую пользу приносят бактерии человеку в повседневной жизни. Многие продукты питания нельзя изготовить безприменения полезных бактерий. Кисломолочная продукция (кефир, йогурт), уксусная кислота, кондитерские изделия, какао, кофе – результат активной жизнедеятельности микроорганизмов. Даже производство дубленой кожи или, например, льняного волокна не обходится без их участия.

Существует множество бактериальных препаратов, которые помогают бороться с вредителями сельского и лесного хозяйства. Некоторые из этих микроскопических созданий используют для силосования зеленых кормов. А для очищения сточных вод используют специальный вид бактерий, которые разлагают органические остатки и помогают контролировать уровень загрязненности водоемов. И даже в современной медицине активно применяют микроорганизмы для изготовления различных витаминов, антибиотиков и других лекарственных препаратов.

Не все бактерии приносят пользу и служат на благо людей. Есть и такие, которые наносят вред продуктам питания, становятся причиной гниения органических веществ и вырабатывают при этом яд. Употребление в пищу некачественной еды приводит к отравлению организма. В некоторых случаях итог и вовсе печальный – летальный исход.

  1. Как защитить себя от плохих бактерий.

        Все люди на земле задумываются, как же обезопасить себя и близких от вредных бактерий и микробов! Для профилактики гриппа, ОРВИ и кишечных инфекций существует масса правил и рекомендаций, которые мы все привыкли соблюдать с детства.

Иногда  кажется, что эти бактерии и микробы везде, повсюду рядом с нами. Но главное принять меры борьбы с ними.

Чтобы защитить себя и своих близких от вреда, наносимого плохими бактериями, а также поддержать естественный баланс полезных созданий в организме, необходимо:

  • Регулярно употреблять в пищу кисломолочные продукты, обогащенные бифидо- и лактобактериями.
  • Употреблять в пищу только свежие и качественные продукты.
  • Мыть руки перед едой, Так же если вы носите украшения на руках, то их тоже надо по возможности чаще мыть, так как там тоже размножаются бактерии, а также тщательно мыть все фрукты и овощи.
  • Подвергать мясо термической обработке.
  • Пить антибиотики строго по назначению врача. И стараться не злоупотреблять различными лекарствами. Иначе вместо пользы можно нанести ощутимый вред своему здоровью.
  • Обязательно нужно каждый день проветривать комнаты, а так же поддерживать уровень влажности.
  • Иммунитет так же поддерживаем, уделяя максимум внимания и средств здоровому питанию. Это обязательно каши с утра, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи и так далее. Часто делаем компоты из сухофруктов, к тому же у нас есть морозильная камера, летом мы замораживаем овощи, фрукты и ягоды собранные на своем участке.
  • Конечно, нужно заниматься спортом и желательно делать по утрам зарядку. Нам повезло.

        Соблюдение этих нехитрых правил – залог здоровой жизни.

                                              Практическая часть.

Исследовательская работа была разбита на этапы, каждый этап выполнялся в течении определённого времени.

1 этап:

  • Поход в библиотеку.
  • Изучение литературу
  • исследование интернет-ресурсов

2 этап:  питание

  • Просмотр книг по теме.
  • Виртуальная экскурсия на молокозавод
  • Проведение ряда опытов.
  • Выводы.

3 этап: фармацевтика.

  • – Экскурсию в аптеку
  • – Беседа с фармацевтами
  • – Выводы.

4 этап : Использование бактерий в очистительных сооружениях.

  • Экскурсия на СБО в нашем поселке.
  • Интервью у работников станции.
  • Выводы.

Перед началом исследовательской работы я провела анкетирование ребят начальной школы МБОУ СОШ № 36.. Мне стало интересно, что думают учащиеся  « Вредны ли бактерии или полезны?».

Оказывается:

50% ребят считают, что вредны.

40% что  полезны.

А 10% – затрудняются ответить.

Ну что ж проверим.

   1 этап.  Изучением бактерий в разное время занимались многие ученые, некоторые из них получили за свои открытия Нобелевские премии. Например Александр Флеминг – за создание первого антибиотика (пенициллина) Генрих Кох – за исследования туберкулеза ( его именем названа бацилла туберкулёза)

Читайте также:  Оливковое масло из греции польза

Исследуя интерент -ресурсы, я узнала, что без бактерий человек жить не может. Бактерии выполняют в организме человека, некоторые ответственные функции, которые не могут быть выполнены другими органами, клетками.

2 этап. Чтобы выяснить какую роль играют бактерии в производстве питания человека, я посмотрела короткометражный фильм « Кисломолочные продукты» Из него я узнала, что бактерии – древнейшие обитатели нашей планеты. Они появились более 4 миллиардов лет назад и распространены повсеместно. Прямо или косвенно бактерии играют важную роль в жизни человека.

Несмотря на огромное разнообразие, у бактерий есть нечто общее – они настолько малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп.

Широко распространены в природе молочнокислые бактерии. Основным свойством, по которому их объединяют в отдельную обширную группу микроорганизмов, является способность  в результате брожения – образовывать молочную кислоту. Все эти бактерии участвуют в производстве кисломолочной продукции.

 Оказалось , что роль бактерий в производстве кисломолочной продукции огромна. Для выращивания бактерий в чашку Петри наносится питательная среда, затем на питательную среду наносится капля продукции. Этот способ называется посевом.

  Через сутки вокруг клеток появляется его многочисленное «потомство». Такое скопление однородных бактерий называется колониями.

 Частичку отдельной колонии легко пересадить в пробирку с питательной средой.

Эта разводка однородных бактерий, которые называются чистой культурой. Метод чистых культур широко используется в производстве кисломолочных продуктов.

 Основную микрофлору кефира составляет : кисломолочная палочка, стрептококки, дрожжи. Они определяют вкус, аромат и питательные свойства.

  Йогурт, безусловно, полезен, но  живые бактерии сохраняются в нем не более 2-3 недель. Поэтому отечественные йогурты с обычным сроком хранения, полезнее импортных. В сметану входят: молочная кислота, стрептококки и ароматизирующие бактерии.

 Биокефир и бифидок – это равноценные по составу напитки. В них добавлены бифидо и лакто бактерии, которые помогают процессу пищеварения.

 Мы с мамой решили провести опыт на себе. Мама пила на ночь в течении недели стакан кефира, а я пила бифидок. Мы хотели посмотреть, как кисломолочные бактерии повлияют на общее состояние организма. Мама сказала, что ее состояние улучшилось, и ее организм стал работать лучше. Я ничего не почувствовала так у меня и так все в порядке.

 Вывод 2 задача : Бактерии играют большую роль в производстве молочных продуктов, теста вина, уксуса. Бифидобактерии благотворно влияют на микрофлору кишечника, задерживают развитие гнилостных бактерий.

  3 этап.

   Когда я была маленькой , то часто болела. Мама давала мне таблетки от которых потом болел животик. На одном врач на одном  из приемов рассказала, что нужно принимать лактобактерии и бифидобактерии.

И мне стало интересно, неужели в производстве лекарств  тоже используют бактерии. Для того чтобы это выяснить, я решила сходить в аптеку и поинтересоваться, используются ли бактерии для производства лекарств.

Фармацевт мне рассказала, что практическое применение получил ряд антибиотиков  выделенных из бактерий. Почетное место занимают  препараты, которые  подавляют рост стафилококков, стрептококков и хорошо помогают при ангинах и нагноительных процессах.

Вывод  3 задача:

И я поняла, что  в фармацевтической промышленности используют бактерии для создания лекарств: антибиотиков, витаминов  и различных вакцин.

4 этап.

В нашем посёлке есть станция биологической очистки канализационных вод. Я сходила туда и поговорила с работницей Коноваловой Линой…… Она рассказала, что сейчас станция просто существует. Лина …Была в ней лаборантом. Оказывается, что раньше все канализационные воды с поселка стекали на станцию. Работники использовали биологическую очистку.

.Колонии бактерий  запускаемые в очистные сооружения, начинали активно размножаться. Они (бактерии) разлагали и перерабатывали вещества органического происхождения,  уничтожают запах и эффективно очищали хозяйственно-бытовые отходы.

Эти микроорганизмы подразделяются на 2 типа: аэробные и анаэробные бактерии. Анаэробные осуществляют первичную очистку воды, аэробные бактерии дочищают и осветляют воду.  

Вывод: Бактерии помогают человеку не только в пищевой промышленности и фармацевтике, но и помогают справляться с хозяйственно-бытовыми отходами.

                                           Заключение.

  Результаты исследования:

  1. Изучена литература о пользе и вреде бактерий на человека.
  2. Совершена виртуальная экскурсия на молокозавод. Проведен эксперемнт о пользе молочно-кислых продуктах.
  3. Организованна экскурсия в аптеку, проведена беседа с фармацевтом о практическом применении ряда антибиотиков, выделенных из бактерий. Почетное место занимают препараты, которые подавляют рост стафилококков, стрептококков и хорошо помогают при ангинах и нагноительных процессах.
  4. Организованна экскурсия на станцию СБО  п. Алексеевска. Оказывается колонии бактерий  запускаемые в очистные сооружения, начинают активно размножаться. Они (бактерии) разлагают,  перерабатывают вещества органического происхождения,  уничтожают запах и эффективно очищают сточные воды.

Выводы:

  • Проведенное исследование позволяет утверждать, что гипотеза верна. Бактерии бывают не только вредными, но и полезными.
  • Бактерии играют большую роль в производстве молочных продуктов, благотворно влияют на микрофлору кишечника . Их  используют в фармацевтической промышленности для создания лекарств. С помощью бактерий  перерабатывают вещества органического происхождения и очищают хозяйственно-бытовые отходы.

Теоретическая значимость: На основе изученного материала проведены отбор, систематизация и изучены материалы по теме, что позволило определить, что бактерии играют важную  роль в жизни человека. Без бактерий жизнь на земле была бы невозможна. В жизни человека бактерии играют как положительную, так и отрицательную роль.

Читайте также:  Растительные жиры и масло вред или польза

Практическая значимость: Материалы исследовательской работы могут быть привлечены при построении уроков окружающего мира.

                                    Список литературы

1. Источник  Интернет  «Роль бактерий в жизни человека»

2. Биологические экскурсии/И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков и др.

3. Пакулова В.М.: Биология в вопросах и ответах. – М.: ВЛАДОС, 2001

4. Мурадова, Е.О.: Микробиология. – М.: Эксмо, 2007

5. Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2010. – 157 с

6. https://Википедия

Источник

Краткое описание документа:

Аннотация к проектно – исследовательской работе

«Польза и вред микробов».

НЧОУ ОО СОШ «Промо- М»

1. Идея.

Жизнь человека неотделима от жизни микробов, мы существуем бок о бок. Они окружают человека всюду, но благодаря своим микроскопическим размерам не видны человеческому глазу и большинство учащихся имеют слабое представление об их жизни.
В то же время микробы оказывают существенное влияние на нашу жизнь. Это влияние может быть как отрицательным, так и положительным. У нас возникло желание узнать про эти непонятные нам микробы более подробно, поэтому мы решили написать исследовательскую работу.

Данная работа – это первый опыт проектно – исследовательской деятельности второклассников. Она позволила гораздо глубже, чем это предусмотрено программой погрузиться в мир микробиологии.

Объект исследования: микроорганизмы. Предмет исследования: Влияние микроорганизмов на жизнь человека.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что микробы оказывают большое влияние на жизнь человека. Они могут быть не только вредными, но и приносить пользу.

Цель:Изучить особенности жизни микроорганизмов и выяснить, какую роль играют микробы в жизни человека, могут ли они быть полезны для человека.

Задачи, поставленные в работе:

  • Изучить литературные данные и интернет ресурсы о вреде или пользе микроорганизмов;
  • Узнать, кто такие микробы и когда они появились;
  • Выяснить, какие бывают микробы, и где обитаю микроорганизмы;
  • Доказать, что повседневная жизнь человека неразрывно связана с микроорганизмами, значение которых нельзя охарактеризовать однозначно.
  • Уточнить, вредны микробы или полезны;
  • Узнать, для чего нужны полезные микробы;
  • Учить детей получать новые знания с помощью микроскопа, опытов и наблюдений.
  • Изучить методы профилактики инфекционных заболеваний; Познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
  • Поделиться своими знаниями со школьниками, разработать ряд полезных продуктов по данной теме.

Выяснить, какую роль играют микробы в жизни человека, обезопасить свой организм от болезней. Убедиться, что соблюдение гигиены – залог здоровья;

2.Этапы работы.

  • Постановка основополагающего и проблемных вопросов, выбор желающих работать по данной проблеме, выявление уровня знаний детей по изучаемой проблеме.
  • Распределение элементов исследования между учащимися, подготовка каждым материала по данному вопросу.
  • Выбор литературы и интернет ресурсов для работы по данной теме. Сбор материала по изучаемой проблеме, проведение необходимых исследований.
  • Работа по структурированию информационной части работы. Анализ и обобщение данных полученных в ходе работы. Работа с продуктами исследования.
  • Подготовка к защите проекта. Подбор материала для презентации.
  • Защита проекта.
  • Рефлексия.

3.Результат.

Все участники проявили интерес к поисково-познавательной и научно-исследовательской деятельности. В ходе проектно – исследовательской работы нам удалось расширить и обогатить собственные представления о микроорганизмах, провести наблюдения с помощью микроскопа, проделать опыты, сделать выводы на основе наблюдений, овладеть элементарными навыками поисково – познавательной, исследовательской деятельности, умением работать в подгруппе над решением поставленной цели. Мы пришли к подтверждению гипотезы, получили ответ на основополагающий вопрос: Всегда ли микробы приносят вред или бывают и полезные микробы?

Полученными знаниями мы поделились с учениками нашей школы в рамках внеклассных мероприятий. Провели викторину по данной проблематике.

Материал данной работы и результаты исследований могут быть использованы как на уроках «Окружающего мира» в рамках темы «Зарождение жизни на Земле», «Бактерии», «Охрана здоровья», «Мой организм», так и в рамках классного часа «Мир микробов и бактерий вокруг нас» или внеурочной деятельности. Также мы разработали и изготовили учебные и демонстративные материалы, которые могут быть полезны ученикам начальной школы: видеоматериал по данной теме, сценарий внеклассного материала, подборку литературного материала (экологические и научно-популярные сказки), интерактивную викторину по теме «Польза и вред микробов» и список интернет ресурсов.

4. Форма представления результатов.

Мультимедийная презентация, учебно-демонстрационные материалы для начальной школы и дошкольников по теме: «Микроорганизмы» собственного изготовления.

5. Список литературы и интернет ресурсы.

1.www.pochemu-chka.ru

2.www.zoodrug.ru

3.bio.1september.r

4 Аспиз М. Е. Разные секреты. «Охотники за микробами». М.: Дет. лит., 1988 г.

5. Всё обо всём.; Г. Шамаева, В. Ситников, Ф. Капица; Филологическое общество «Слово»; 1999 г.

6. Г. Остер «Петька микроб»: Астрель, 2012 г .

7. Детская энциклопедия «Росмэн»; Джейн Эллиот и Колин Кинг; 1994г.

8. Детская энциклопедия «Почемучка», «Педагогика-ПРЕСС», М.,2000 г.

9.Детская энциклопедия «Я познаю мир. Животные», М., 2005 г.

10. Ф. Ола и др. Занимательные опыты и эксперименты. Москва: «Айрис-пресс», 2006 г.

11.Энциклопедия «Планета Земля», «РОСМЭН», М., 2009.

Источник