Азбука архитектура прочность польза красота

Азбука архитектура прочность польза красота thumbnail

Когда-то, уже не помню, когда это произошло, я узнал об архитектурном каноне известного римского ученого Марка Витрувия Поллиона. Я был поражен его простой и полнотой одновременно. Конечно, его основной труд «Десять книг об архитектуре» говорит об очень многом, но три простых, казалось бы, пункта: польза, прочность и красота — ставят все необходимые вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к технологической стороне вопроса.

  • Польза – то есть какое назначение, для чего создается то или иное здание?
  • Прочность – что позволит ему простоять достаточно долго, для выполнения своего назначения?
  • И красота, как необходимый, на мой взгляд, элемент гармонии, эстетики, без которого творение потеряет нечто очень ценное, преображение того, кто соприкасается с ним.

Современное типовое строительство XX века, к сожалению, наполнило мир, однотипными, безликими городами, лишенными индивидуальности, где нет места прекрасному. А это, в свою очередь лишает жителей и внутреннего эстетического чувства. В таком городе не хочется смотреть вверх, вглядываясь в наследие, оставленное потомками в камне или дереве. Поэтому именно эти три пункта в совокупности полностью отражают все необходимые вопросы архитектуры. Еще раз уточню, что, конечно, именно в изначальном, идейном плане. Без которого любая создаваемая форма не будет иметь смысла.

Но поражает меня не только это! Как человека, влюбленного в античную культуру и философию, меня восхищает универсальность моделей, созданных антиками. Как пифагорейцы, обращаясь к законам математики, находили методы работы со своей душой и управлению государством, великие греческие драматурги посредством искусства помогали постичь законы мироздания. Так и Витрувий дает нам возможность на основе его правил в архитектуре увидеть некоторое модели, которые мы можем использовать в нашей повседневной жизни, чтобы сделать ее более наполненной и осмысленной.

Как, давайте посмотрим чуть позже. В первую очередь, мне кажется, важно сказать, почему! И здесь ответ находится на поверхности. Потому, что вопрос познания мира и самого себя был одним из самых актуальных для древних. А отсюда, какой бы деятельностью они не занимались, она всегда была прежде всего ответом и на этот главный вопрос познания.

Если заглянуть в начало «Десяти книг об архитектуре», то уже в самом вступлении книги, где вроде бы должно быть описано, только как проектировать и строить, Витрувий в очень объемном вступлении перечисляет огромное количество пунктов о качествах и знаниях, которыми должен обладать архитектор. Среди них понятные для профессии архитектора: геометр, оптик, математик. Но также и художник, историк, философ, музыкант, медик и др. Зачем? Давайте обратимся к автору и на примере посмотрим. Вот отрывок из вступления, о том, почему архитектору необходимо быть философом:

Что же касается философии, то она возвышает дух архитектора, искореняя в нем самонадеянность, делает его более обходительным, справедливым, честным и отнюдь не скаредным. Это чрезвычайно важно, потому что, в самом деле, никакая работа не может быть выполнена без честности и добросовестности. Архитектор не должен быть жаден и стремиться к наживе, а обязан серьезно поддерживать свое достоинство соблюдением своего доброго имени; это ведь именно и предписывает философия. Кроме того, философия объясняет природу вещей, что по гречески называется φυσιολογία, которую архитектору необходимо очень тщательно изучить…

Довольно необычный подход для современного человека, изучающего прикладную специальность, верно? Но, возможно, не менее от этого актуальный в наше время. И поэтому идеи, которые родились у римского архитектора, настолько универсальны, что применимы во многих сферах жизни. Теперь, давайте вернемся к вопросу «Как?», поднятому нами выше. Как использовать этот метод в нашей повседневной жизни? Для этого давайте увидим отражение этого тройственного канона, через три вопроса, которые необходимо себе задать, перед тем как совершить какой-либо поступок.

Польза

Здесь важно поднять два вопроса:

  1. В чем смысл того, что я собираюсь совершить? Зачем я хочу сделать что-то? Ведь пользу сможет принести лишь то, что имеет смысл.
  2. Кому это принесет пользу?

Важный момент: по-настоящему, полезно только то, что приносит пользу не только тебе, но и другим. И если ответ на этот вопрос таков, что это полезно только для тебя, то это, возможно, означает, что это не полезно совсем никому. Польза действия реальна только тогда, когда совершаемое полезно для всех. Дополнить сказанное, хочется словами еще одного великого римлянина Марка Аврелия: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу». Мне кажется, что больше и не добавить.

Прочность

«Что является по-настоящему прочным в нас?» Прочным, является то, что мы можем назвать долговечным. То есть действие, которое дает нам возможность приобрести, что-то долговечное, будет правильным? А что тогда долговечно? Явно не что-то внешнее. Ведь все, что мы приобретаем вовне: материальные ценности, слава, почет — очень неустойчивы и могут растаять в миг. Долговечное — это то, что у нас невозможно отнять. Это не то, что мы получаем, а то, какими становимся. Приобретенные качества, добродетели, опыт, то есть то, что делает нас крепче, добрее, мудрее, терпимее, справедливее, выносливее. Или опыт настоящего, как любовь, например.

Читайте также:  Польза и вред пекинской капусты для организма

Это то, что действительно будет всегда нашим, и только это является тем, чего не лишиться, в нашей власти. Отсюда, второй важный вопрос, на который нужно ответить здесь, это «Каким я хочу стать?» И подходящая здесь завершающая пункт фраза: «Быть, а не казаться».

Красота

«Что есть красота в человеке?» Это гармония, соразмерность! Для эллинов, чьими преемниками были римляне, определяющим в жизни был один закон, сформулированный Солоном, законодателем Афин: «Мера во всем!» Золотая середина, без крайностей, а именно так понимал добродетель известный греческий философ Аристотель, — вот что будет красотой в человеке. Соразмерность, гармония, целостность.

И еще, если говорить о действиях, то гармоничными будут являться действия, которые едины и в мыслях, и чувствах, и в поступках, и в идеях. Ведь, к сожалению, как часто бывает так, что мечтаем мы об одном, думаем о другом, хотим третьего, а заняты проблемами совсем иными. Нужно найти то, что соберет весь наш внутренний мир в единое целое. Здесь мне хочется вспомнить картину «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи или «Совершенный человек». Почему так? В первую очередь потому, что он гармоничен. Но, помимо золотой пропорции, по которой выстроено тело человека, в этой картине есть еще два важных элемента. Человек вписан одновременно в окружность и в квадрат. В древней геометрической символике, которую мы встречаем еще у пифагорейцев окружность отражает духовное, а квадрат — материальное. Поэтому совершенный человек — это тот, в ком во всей полноте проявлено и то, и другое. И все находится на своем месте.

Леонардо да Винчи. “Витрувианский человек”

Завершая, хочется, как и антики, провести универсальную параллель. Внутренний мир человека —это здание, которое мы строим. Каким оно будет — неким хаотичным пространством чулана, в который снесли все ненужное, или величественным храмом, — решать нам. И то, что это целиком зависит от нас, не может не радовать. И спасибо Витрувию Марку Поллиону за универсальную модель, практичную и в наше время.

Алексей Выборнов

Источник

Инфоурок

ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация к уроку по искусству 8 класс ” Азбука архитектуры”

АЗБУКА АРХИТЕКТУРЫ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

АЗБУКА АРХИТЕКТУРЫ

Описание слайда:

АЗБУКА АРХИТЕКТУРЫ

2 слайд

«Каменная летопись мира» «Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда

Описание слайда:

«Каменная летопись мира» «Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» Н.В.Гоголь

3 слайд

«Архитектура» – греческое слово archi – «старший, сверх» и tekt – «строитель»

Описание слайда:

«Архитектура» – греческое слово archi – «старший, сверх» и tekt – «строитель» Два значения термина архитектура: 1. система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 2.искусство формирования пространственной среды, создание новой реальности, обладающей функциональным значением, приносящей человеку пользу и эстетическое наслаждение.

4 слайд

Архитектура – самый «зримый» вид искусства. Это искусство не изобразительное,

Описание слайда:

Архитектура – самый «зримый» вид искусства. Это искусство не изобразительное, а созидательное. Оно не изображает действительность, а создает её, творит «вторую природу» – искусственную среду, предназначенную для жизни и деятельности человека. Архитектуру не случайно называют «каменной летописью». Она несет в себе уникальную информацию о жизни людей в разные культурно-исторические эпохи

5 слайд

В эпоху эллинизма составляли список семи чудес света, в него было включено пя

Описание слайда:

В эпоху эллинизма составляли список семи чудес света, в него было включено пять произведений строительного искусства: Египетские пирамиды

6 слайд

Маяк в Александрии

Описание слайда:

Маяк в Александрии

7 слайд

Мавзолей в Галикарнасе

Описание слайда:

Мавзолей в Галикарнасе

8 слайд

Висячие сады Семириады в Вавилоне

Описание слайда:

Висячие сады Семириады в Вавилоне

9 слайд

Храм Артемиды в Эфисе

Описание слайда:

Храм Артемиды в Эфисе

10 слайд

Как и другие виды искусства архитектура является выразительницей своего време

Описание слайда:

Как и другие виды искусства архитектура является выразительницей своего времени, своей эпохи. Пирамиды древнего Египта напоминают нам о могуществе власти фараона, греческие храмы воспевают Бога и человека, римские строения – Величие и силу императорской власти. Каждая эпоха рождала свой стиль или направление. Так в конце 18 века появился стиль – ампер (империя), который отличался пышностью и великолепием, был созвучен государственному и военному могуществу империи Наполеона

11 слайд

Знаменитая Триумфальная рака в Париже

Описание слайда:

Знаменитая Триумфальная рака в Париже

12 слайд

Два тысячелетия тому назад древнеримский архитектор, инженер и изобретатель В

Описание слайда:

Два тысячелетия тому назад древнеримский архитектор, инженер и изобретатель Витрувий сформулировал знаменитую формулу трёх единств. В своём главном труде « Десять книг об архитектуре» он определил составляющие архитектуры – « прочность, польза, красота» Впоследствии эти принципы легли в основу искусства архитектуры.

13 слайд

Издавна человек стремился к созданию прочных конструкций, которые надежно защ

Описание слайда:

Издавна человек стремился к созданию прочных конструкций, которые надежно защищали его от природных стихий. Архитектурные конструкции Стоечно-балочная ПРОЧНОСТЬ

14 слайд

Крестово-купольная

Описание слайда:

Крестово-купольная

15 слайд

Каркасная готическая

Описание слайда:

Каркасная готическая

16 слайд

Арочная

17 слайд

Первый элемент архитектуры, позволивший человеку создать примитивные сооружен

Описание слайда:

Первый элемент архитектуры, позволивший человеку создать примитивные сооружения бытового и культового назначения стал: столб

18 слайд

Читайте также:  Вода с лимоном и содой натощак польза и вред

Простейшие стойки, обелиски, колонны, минареты можно рассматривать как вариан

Описание слайда:

Простейшие стойки, обелиски, колонны, минареты можно рассматривать как варианты архитектурного элемента. Именно с него архитектура начинает свою подлинную историю. «Столб он и есть столб – его место среди великих изобретений далеких пращуров, что, как и колесо, остается неизменным во всей истории цивилизации» – В.Л.Глазычев.

19 слайд

Перекладина Первая перекладина, положенная на два столба горизонтально стала

Описание слайда:

Перекладина Первая перекладина, положенная на два столба горизонтально стала прообразом стоечно-балочной конструкции. Она позволила не только создать надёжную кровлю, но и максимально приспособить это изобретение к практическим нуждам человека. Древние египтяне установили, что длина каменной балки должна быть в 3-4, максимум в 6 раз больше её высоты.

20 слайд

 Арка. Форма арки: полукруглая, подковообразная, килевидная, стрельчатая

Описание слайда:

Арка. Форма арки: полукруглая, подковообразная, килевидная, стрельчатая

21 слайд

Наряду с «прочностью» важнейшим качеством искусства архитектуры является « ПО

Описание слайда:

Наряду с «прочностью» важнейшим качеством искусства архитектуры является « ПОЛЬЗА» Человек не должен сомневаться в том, что перед ним находится именно школа, а не театр, стадион или музей. Все эти сооружения определяют его внешний облик, материалы, масштаб и выбранное для постройки место. В сооружении должны быть максимально учтены многие требования: режим температуры и влажности вентиляция, звукоизоляция и др. Выполнение этих требований составляют основу любого архитектурного проекта. « Польза» т.е. функциональность является наиболее изменчивым качеством искусства архитектуры. В наше время её всё чаще связывают с искусством дизайна.

22 слайд

Не менее важную роль в искусстве архитектуры играет КРАСОТА Красоту в архитек

Описание слайда:

Не менее важную роль в искусстве архитектуры играет КРАСОТА Красоту в архитектуре определяют декоративные элементы, светотеневая моделировка, цвет. Особенности использования архитектурных форм, материалов, декоративных украшений и цветового оформления являются важнейшими факторами для определения принадлежности сооружения к определенному художественному стилю, национальной школе. Выдающийся французский архитектор 20 века Ле Корбюзье сказал: « Роль строительства- возводить сооружения, роль архитектуры – вызывать эстетическое волнение». Великие творения зодчих действительно способны вызывать восхищение миллионов людей. До сих пор туристы стремятся увидеть выдающиеся памятники архитектуры. Памятник античной архитектуры Парфенон, полуразрушенный, лишенный своей первозданной красоты, до сих пор поражает туристов. Поражает это памятник равновесием пропорций, строгой четкостью чередования колон, всё Это выглядит торжественно и величественно.

23 слайд

ПАРФЕНОН

24 слайд

Храм Василия Блаженного Храм Христа Спасителя

Описание слайда:

Храм Василия Блаженного Храм Христа Спасителя

25 слайд

Государственный исторический музей

Описание слайда:

Государственный исторический музей

26 слайд

Азбука архитектура прочность польза красота

27 слайд

Тадж Махал ( Индия)

Описание слайда:

Тадж Махал ( Индия)

28 слайд

Китай

29 слайд

Чехословакия

Описание слайда:

Чехословакия

30 слайд

Англия

31 слайд

Германия

32 слайд

Кремль ( Нижний Новгород)

Описание слайда:

Кремль ( Нижний Новгород)

33 слайд

Испания

34 слайд

Современные здания

Описание слайда:

Современные здания

35 слайд

Азбука архитектура прочность польза красота

36 слайд

Азбука архитектура прочность польза красота

37 слайд

Азбука архитектура прочность польза красота

38 слайд

Азбука архитектура прочность польза красота

39 слайд

Азбука архитектура прочность польза красота

40 слайд

Подготовила учитель МХК: Савичева Н.В.

Описание слайда:

Подготовила учитель МХК: Савичева Н.В.

Выберите книгу со скидкой:

Азбука архитектура прочность польза красота

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Азбука архитектура прочность польза красота

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Азбука архитектура прочность польза красота

Курс повышения квалификации

Азбука архитектура прочность польза красота

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-882882

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Эстетика инженера и эстетика
архитектора связаны единством, но
первая из них переживает бурный
расцвет, а вторая мучительно
деградирует.

Корбюзье
* * *
Этот текст не гребет всех архитекторов под одну гребенку, мы не замахиваемся на таких замечательных архитекторов, которые проектируют, павильоны «Для водочных церемоний». Мы говорим о массовидном архитекторе, с которым часто приходится иметь дело.

В название статьи выведен всемирно известный афоризм-формула Витрувия «Архитектура – это прочность, польза и красота», но в процессе осмысления и эволюции архитектора, из этого афоризма начали выпадать важные запчасти.

Когда архитекторы расшвыриваются этой формулой направо и налево, задумывается ли они, о чем все это и о понятии «прочность» в том числе? Я бы этой формулой, вырванной из контекста, пользовался осторожнее, а еще лучше, во избежание недоразумений, сократил бы ее до более простого вида: «Архитектура – это польза и красота». Для доказательства, воспользуемся одним из переводов и выпишем текст Витрувия в развернутом виде:
“Все это должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту. Прочность достигается заглублением фундамента до материка, тщательным отбором всего материала и нескупым его расходование; польза же – безошибочным и беспрепятственным для использования расположением помещений, подходящим и удобным распределением их по странам света, в зависимости от назначения каждого; а красота – приятным и нарядным видом сооружения и тем, что соотношения его членов соответствуют должным правилам соразмерного”.

Как видите, этот текст звучит не так крылато и совсем не афористично.
Витрувий, написал «Десять книг об архитектуре» для своих современников, а оказалось на века. «Прочность» для архитекторов в те витрувианские времена и через полторы тысячи лет в палладианские времена, и даже в 19 веке, была само собой разумеющейся составляющей деятельности зодчего. Думаю, что две тысячи лет эта формула понималась однозначно. Даже неглупому школьнику, участнику игры “Cамый умный” известно, что латинское architectura от греческого architecton – обозначает строитель. То есть, как минимум во времена Витрувия архитектор ощущал себя главным строителем, отвечающим за прочность, пользу и красоту.

Читайте также:  Польза зелени горчицы для организма

На что уж Леонардо да Винчи вроде бы и не причем, но и тот понимал проблему прочности и писал, например, такое:
“Жилища, где должны происходить танцы, или разные прыжки, или различные движения с большим количеством людей, пусть будут в первом этаже, ибо я уже видел, как они рушатся со смертью многих. И прежде всего, делай так, чтобы каждая стена, как бы тонка она ни была, имела фундамент на земле или на арках с хорошим фундаментом”.

Очевидно, что и Карл Росси ощущал себя главным строителем, архитектором и инженером под одним общепринятым понятием, – ЗОДЧИЙ. Забота о прочности Карлу Росси также была не чужда, а ведь на дворе уже стоял 19 век, и до Эйфелевой башни было рукой подать.
“Если арка упадет, я готов упасть вместе с ней” (и во время раcкружаливания арки генерального штаба стоял на самом верху, на аттике)
“В заключении донесу Вашему сиятельству, что в случае, когда бы в помянутом здании от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь нещастие, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра…”

В связи с усложнением проекта, появлением невиданных Витрувием и Палладио материалов, например, стального проката и железобетона, специальность архитектора начала дифференцироваться. То есть, прочность, за архитектором осталась, но для расчета этой прочности ему понадобился, – инженер. А со временем архитектор забыл, что он должен иметь основательную базовую инженерную подготовку и ушел полностью в “пользу и красоту”, а «прочность» отпала как хвост без рудиментарных остатков.

Во всем этом виноват капитализм, с его курсом на разделение труда и узкую специализацию. Таким образом, сколопендру разрубили на две части, которые побежали в разные стороны.

Когда же произошла девальвация понятия АРХИТЕКУРА? Пусть поймут меня правильно, – девальвация это нормальное слово и говорит всего лишь о снижении реального содержания понятия слова АРХИТЕКТОР. Скорее всего, не так уж и давно началась девальвация, – наши конструктивисты, и шедшие за ними “жолтовцы” и “душкинисты” были еще теми витрувианскими архитекторами. Скорее всего, отпадение «прочности» от архитектуры у нас произошло окончательно в 1955 году, когда царь Никита вообще отменил архитектуру, и от нее отпала еще одна составляющая “красота”. Что же тогда осталось? Неужели осталась только какое-то странное название АРХИТЕКТОР, с непонятной этимологией?

Встречаю в переводе «Десяти книг об архитектуре», – “Витрувий – архитектор и инженер”. Не знаю только, с какого языка это переводилось, но похоже на перевод Пушкина с немецкого на русский, переводчик не видит тавтологии. Девятнадцать веков понятие архитектор было однозначным, охватывающим строительство, зодчество и инженерные знания. Архитектор даже и не думал о том, – сидит ли в его белом теле «черномазый инженер» или не сидит.

В таком случае, хотелось бы услышать в титулах современных, постсоветских зодчих также эти два слова: «Архитектор и инженер». К сожалению, сейчас сидишь напротив архитектора, от которого одна «польза» и начинаешь ему втирать о каких-то конструктивных проблемах, и чаще на тебя глядят пустые глаза. Ты говоришь и чувствуешь, что мы общаемся на разных языках, в таких случаях употребляют великий и могучий китайский язык. У архитектора появилось пренебрежение к некогда одной из составляющих архитектурного процесса, – витрувианской прочности. Чем сложнее становится инженерная составляющая здания, тем инфантильнее отношение к этой инженерной составляющей у архитектора.
Хотя архитекторы и не понимают смысла заповеди Витрувия, но продолжают, как заклинание повторять: “прочность, польза, красота”, как будто они гаранты этого и блюдут. И нужно ли им блюсти. Даже наоборот, мне кажется, что для нашего атрофированного архитектора это даже неприлично обладать элементарными навыками строительной механики.

Вот поэтому часто архитекторы начинают ЗАТЕВАТЬ что то «полезное», не обладая даже в зародыше здравым инженерным мышлением, не понимая ничего ни в работе конструкций, не имея понятия, что “нужно заглублять фундаменты до материка”.

Подумают читатели, что я злобствую. Я не злобствую, а констатирую и вижу, как лепятся эскизные проекты, где место для инженерной мысли вытоптано и затрамбовано. И когда эту дебильную ЗАТЕЮ* приносят инженеру-конструктору, то часто посещает вопрос, а что этот человек делает в архитектуре.

* ЗАТЕЯ – словечко из сленга современных архитектурных менеджеров. От ЗАТЕИ произошли ЗАТЕЙНИКИ организаторы бега в мешках или отрезания чего-нибудь с завязанными глазами.

В конце приведу одну из «кощунственных» для современных архитекторов заповедей Райта:
“Берегитесь архитектурных школ во всём, кроме обучения инженерному делу”.

Источник