Аристотель от философии не нужно ждать практической пользы
решения
частных, прикладных задач. Мы могли бы
сказать так: философия – это не
тактика,
а стратегия человеческой жизни, она
есть удел свободного человека, она есть
взгляд
в вечность. Поясните суть высказывания.
Согласны ли Вы с такой оценкой роли
философии.
Аргументируйте свой ответ.
С
точки зрения Аристотеля мудрость
означает — знание общего в различных
вещах, знание первопричин действительности,
всеобщих свойств, всеобщих законов,
всеобщих форм и структур действительности.
Философия есть наука о всеобщем. Т.о.
объектом философии (объект есть то, что
изучается наукой) является мир в целом,
как единое целое. Объектом философии
являются основные системы действительности
в целом, например общество в целом
(цивилизация или человек вообще или
природа) и связи между этими системами.
Я не согласна с данным рассуждением.
Функции философии огромны. Это
методологическая, мировоззренческая,
познавательная, воспитательная.
Философские методы будучи универсальными,
являются необходимым условием решения
разнообразных конкретных задач, но не
подменяют собой специальных частнонаучных
методов, а конкретизируются ими. В силу
этого Философия выполняет методологическую
функцию для всего научного познания.
Выполняя познавательную функцию,
Философия выявляет наиболее общие идеи,
представления, формы опыта, на которых
базируется та или иная конкретная
культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом. Формируя представление
об устройстве мира и месте в нем человека,
обосновывая ценности и цели человеческой
жизни, вырабатывая принципы практического
взаимодействия с миром и т. д., Философия
выполняет мировоззренческую функцию.
Философия как наука имеет большую
практическую значимость. Она помогает
личности ясно судить о том, что происходит
вокруг в природе, в обществе и в сознании
людей и поступать согласно этим суждениям.
35. «Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже
свою
гордость в том, чтобы стать выше
предъявляемых ему социальных требований.
Философия
не социальная, она персональная» (Н.
Бердяев) Дайте оценку данному
рассуждению
философа. Согласны ли Вы с ним.
Аргументируйте свой ответ
Я
согласна с данным рассуждением философа.
Оно строится на расплывчивости философии,
на ее плюралистическом (множественном)
характере, на обилие приемов, путей,
методов рассуждения и познания, на
отсутствии четко сформулированного
предмета, определения. Философия – -то
наука о всеобщем, о жизни, об общих
существенных характеристиках и
фундаментальных принципах реальности
(бытия) и
познания, бытия человека, отношения
человека и мира. Она является результатом
человеческого восприятия окружающего.
Не имея общепринятых четких законов,
формул, в каждом человеке она развивается
о своему, сливаясь с его особенностями,
наклонностями, предрасположенностями,
формируя новый абсолютно неповторимый
взгляд на мир. Стать выше социальных
требований, значит увидеть по-своему,
рассудить по-новому, значит не испытывать
на себе огромное влияние общественно
принятых догм, мыслить независимо.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ТОП 10:
Философия – общая теория мира и человека в нем. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями.
Всеобщность – это признак, который выражает закономерную форму связи вещей, явлений и процессов, в составе целого. Отдельные науки исследуют специфически определенную систему закономерностей. Да, военная наука анализирует закономерности войн, способы их ведения, но не изучает, например, возникновение, развитие и решение противоречий, какие характерные и для природы, и для развития общества, и для человеческого познания. Эти закономерности исследуются философией.
В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
Философия обладает всеобщностью и предельной абстрактностью; философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и её предельным основанием; обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.
Аристотель подчеркивал, «что от философии не нужно ждать практической «пользы» т.е.
Решения частных, прикладных задач. Мы могли бы сказать так: философия – это не
Тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть
Взгляд в вечность.
Философия нужна такому обществу, в котором ценят свободу, в котором люди осознанно берут на себя груз ответственности за свой выбор, за свои решения. Я согласна с этим высказыванием. Философию можно считать “естественной склонностью души”. Так как “не хлебом единым” живет человек: он стремится иногда и посмотреть на звезды, приподняться над обыденностью, взглянуть на мир и на себя как бы со стороны, задуматься о смысле, о конечных целях происходящего. Каждый человек “немножко” философ, как и “немножко” поэт, “немножко” музыкант — что-то про себя сочиняет, что-то сам себе напевает. И если бы это было не так, не было бы ни стихов Пушкина, ни звуков Моцарта.
Человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. “Мыслю, — следовательно, существую”, — говорит великий философ и ученый Декарт . Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира говорили многие философы.
Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нем является переживание времени, т. е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни — а это и есть философствование. Философия – это ответ человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное, но единственное в мире мыслящее существо – в положение “один на один” с бесконечной, безразличной по отношению к нему вселенной. Философия есть стратегия свободной человеческой жизнедеятельности. Она обосновывает и оправдывает выбор — и личности, и общества в целом. Но такое общество должно быть открытым, демократическим.
Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.). Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность “живет” в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии – это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос – что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.
Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже
свою гордость в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований.
Я согласна с высказыванием автора и считаю, что философия не социальная, а персональная. Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философ должен в своем разуме, а не в разуме других раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое и божественное. Он познает не через коллектив.
Сфера “общего”, враждебного личному и индивидуальному, есть сфера объективированного, социализированного обыденного мира, который не есть мир подлинный, божественный и существующий. Мы увидим, что “общее” имеет прежде всего социальный источник и подлежит социологическому объяснению. В “общем” человек одинок, одинок и философ. Личная философия есть прорыв через мир “общего” к подлинному существованию. Конечно, не “общее” имел в виду Спиноза, когда в amor Dei intellectualis хотел выйти из одиночества и достигнуть блаженства. “Личная” философия всегда хочет выйти в познании из одиночества за пределы личности.
Н.А. Бердяев называл трагическим положением философа. Н.А. Бердяев писал: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон» . По его мнению, философ есть «существо всегда угрожаемое, не обеспеченное в своем самостоятельном существовании»
«Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ даже видит свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна. Религия и наука, столь разные по своей природе и столь часто враждующие, социально защищены, они выполняют социальный заказ, за ними стоят коллективы, готовые их защищать. Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философа никто не станет защищать. Даже экономическое положение его самое беззащитное».
Здесь же Н.А. Бердяев признавал: «Академическая философия есть уже социальный феномен и может пользоваться социальной защитой» . В Академии философы становятся сплоченным коллективом, готовым не только защищать себя, но и притязать на государственную власть.
Таким образом, философы, создавая свой собственный коллектив, создают свою социальную среду, т.е. это противоречит первоначальному высказыванию автора.
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
Уже Аристотель, предвидя и сегодняшние вопросы о «пользе» философии, подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической пользы, т. е. решения частных прикладных задач. Ибо философия — это не тактика, а стратегия человеческой жизни; она есть удел свободного человека. Поэтому она нужна только такому обществу, в котором ценят свободу, в котором люди осознанно берут на себя груз ответственности за свой выбор, за свои решения.
Философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находились под строгим и неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения. Внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании — в форме мифа — первой, исторической форме социального регулятива.
По сравнению с мифом религия — более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают не человеческий, а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность — Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение Нравственности. Религия — вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.
Но и в достаточно развитом обществе — если только это общество тоталитарного, казарменного режима — философия не нужна и невозможна. Вспомним и сравним два соседствовавших, соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык, но насколько неравноценен след, оставленный афинянами и спартанцами в культурной памяти человечества!
Афины — это Анаксагор и Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Эврипид, Фидий и Аристофан; это Академия и Лицей; это великая философия, великое искусство и глубоко продуманная, блестящая система образования. Афины (вместе с городами-полисами Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и др.) — это и есть «греческое чудо» — колыбель всей западней культуры и цивилизации.
Что же явила собой и что оставила после себя Древняя Спарта? Суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское воспитание), казарменную муштру, безжалостнее подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени для самостоятельного творчества, для духовного развития личности. В этом государстве жили, воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.
Да у спартанцев не было и необходимости в них! Их строй, их образ жизни не знал «проблем»: всем было все «ясно», каждый гражданин государства твердо знал, в чем его долг и в чем добродетель. Знал, потому что от него всего лишь требовалось выполнять команду. Спартанец был избавлен от необходимости самому выбирать свою судьбу, самому судить о приоритетах и ценностях жизни, самому — на свой страх и риск — принимать решения, а следовательно, и самому нести ответственность за них. Спартанец «обходился» без всего этого, потому что в Спарте не было гражданской и личной свободы, не было демократии.
Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнения. Афинянам, милетцам. элеатам их предки завещали лишь одно: способность сомневаться и удивляться миру. Они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее выражение которого — философская мысль — стала вместе с тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива.
И сегодня место и роль философии в жизни человека и общества определяются ее антидогматическим, антиавторитарным характером. Дух подлинной философии — критика. Критический (а не апологетический) дух философии не вызывал к ней большой любви и сочувствия со стороны власти, по отношению к которой философское «вольнодумство» чаще было не в согласии, а в оппозиции. Но без такой критики, без подвижничества героических энтузиастов — философов — ни о какой победе разума на Земле не могло бы и быть речи.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |
Максим Аксёнов
Знаток
(326)
2 года назад
Философия, как и мораль, для каждого своя, по этому она непрактична. Тем не менее, необходимо философствовать, да бы развивать это умение и самосовершенствоваться.
Тень
Мастер
(1389)
2 года назад
Потому что без теории вся практика может пойти по-пиз*е.
Теория – свет, практика – тьма. Без света нету тьмы, без тьмы нет света.
ПЕТР КУЗЬМИК
Мыслитель
(9728)
2 года назад
Для того что имел в веду Аристотель, надо лично его знать, притом быть в круге его друзей. Увы мне этого не дано. Философия была во всех странах и всегда, что собой представляла философия тех времен сейчас практически не возможно определить. Все или почти все письменные свидетельства были уничтожены, так называемые древнегреческие трактаты на 99% отредактированы и переписаны на ” древнегреческий” язык. Оригиналов Вы не найдете, они “сгорели” со всеми библиотеками и на кострах всех инквизиций, не только католических.
Дима –
Просветленный
(32507)
2 года назад
Философию нельзя было применить ни к одной сфере жизни. Советы, наставления – это хорошо, но человек всегда волен следовать или не следовать им. При этом философия развивает логику, мышление. Философия необходима именно как инструмент развития.
иммануилГуру (3459)
2 года назад
Респект . Ваше мысль : «философия необходима именно как инструмент развития» точна (!) но не доведена до логического завершения .Да, Философия – *необходимый* для человечества Инструмент, но *практически* Она работает только там и тогда, где для этого созданы подходящие Условия (для примера : во времена Аристотеля господствовали Законы Силы и Власти, что являлось абсолютно неприемлемо )
Тайна Жизни.Оракул (96005)
2 года назад
Если философию нельзя применить – значит это НЕ философия.
Простой ответ.
Но вы правы в том, что философия должна развивать мышление и служить развитию человека.
✪ Нил Днепров ►
Искусственный Интеллект
(172623)
2 года назад
Окурок, как упавшая звезда,
Летит в сугроб из форточки кухонной…
Я Бахусу опять хвалу воздам,
Рассвет встречая мрачный, однотонный…
И завывая хрипло, как шакал,
Спою под запыленную гитару,
Как весело смеялись облака
В лицо, летящему к земле Икару…
Дрожит в стакане охлажденный хмель
И кровоточит огурец рассолом…
Вопросы без ответов, словно дрель,
В душе буравят дырки частоколом…
“В чем жизни смысл???” и прочая херня,
Достойная какого-нибудь Сартра
Под мухой вечно трахает меня,
Но, к счастью, забывается назавтра…
И хочется кричать “Мерси боку!!!”
Судьбе за столь изысканные грани…
Философ спит во мне по трезвяку
И, сука, просыпается по пьяни…
И я, как Шопенгауэр и Кант
В одном лице, а коль точнее роже,
Вяжу из слов пустых красивый бант
И безвозмездно отдаю прохожим…
Я у пивных вещаю, как Платон…
Как Аристотель, жгу глагол в маршрутке…
“Эй, Ницше!!! Как дела???”, – кричат вдогон
Мне местные повсюду проститутки…
Привык я быть непонятым толпой…
Они смеются и я тоже весел…
Разрушено уже десятки Трой
И сотни Антлантид погибло весей…
А истина жива… Я ей служу…
Дай горло промочить… Пошла отлично!!!
Внимай, пока на умняке жужжу,
Я про основы жизни поэтично…
Я утром буду молчалив и хмур…
В похмелье душу жжет простая проза…
Стук в стену: “Пасть захлопни, Эпикур!!!”
Крик за окном: “Заткнись уже, Спиноза!!!”